Вертикальная арматура в ленточном фундаменте. Примеры неправильной вязки арматуры. Расстояние прутов в обрешетке согласно СНиП.

Процессы, происходящие в грунте, например, морозное пучение, растягивают ленточный монолитный фундамент в разные стороны. Бетон без армирования не выдерживает такие нагрузки, так как он удлиняется без разрыва только на 0,2‒0,4 мм. Сталь растягивается на 4‒25 мм без ущерба, поэтому железобетонная конструкция гораздо прочнее. Для качественной работы этой системы важно рассчитать схему и правильно выполнить армировку. Сделать это можно самостоятельно, главное - не нарушать требований инструкции.

1. Рисуют чертеж.

Перед расчетом материалов составляют схему, которая соответствует строительным нормам. Арматура для фундамента делится на рабочую и конструкционную. Первая группа работает на растяжение, а вторая сохраняет форму каркаса во время заливки.

Для мелкозаглубленного ленточного фундамента хватит двух рядов продольной рабочей арматуры вверху и внизу, в середине вставляют для прочности при бетонировании. Заглубленную ленту армируют равномерно, максимальное расстояние между продольными стержнями - 40 см. В обоих случаях основная роль вертикального армирования - поддержка каркаса, поэтому для него выбирают пруты с меньшим диаметром. Если высота ленты двухэтажного дома больше 70 см, для прочности связывают бетонную подготовку и фундамент.

Минимальные расстояния между элементами:

  • Между вертикальными прутьями - не более 50 см.
  • Защитный слой бетона - 3‒5 см, если под основанием есть бетонная подготовка; 7 см, когда ее нет.
  • Расстояние между продольной арматурой - не менее 3‒6 см, в зависимости от количества стержней в ряду, и не более 20 см.

Углы и места соединения внешней и внутренней ленты испытывают большие нагрузки. Внимательно изучите чертежи и схемы армирования ленточного фундамента. Для углов используют П- и Г-образные схемы. Чтобы их выполнить, стержни предварительно сгибают, так как вязка отдельных элементов в этих местах приводит к расслаиванию бетона и сколам. Поперечную арматуру в таких зонах ставят в 2 раза чаще.

2. Выбирают и рассчитывают материалы.

Чаще всего используют класс A-III (А400‒А500) ребристой арматуры с диаметром 6‒16 мм, так как она лучше схватывается с бетоном. Для вертикальных хомутов в ленточном фундаменте иногда берут гладкие A-I‒A-II. Диаметр зависит от веса и конструкции фундамента, ниже приведены минимальные размеры сечений для каждой цели. Если вы делаете схему армирования тяжелого строения, поручите выполнение расчетов проектировщикам. Правильно рассчитать нагрузки и выбрать оптимальный диаметр и количество стержней самостоятельно сложно.

3. Очищают поверхность основания от лишнего мусора, размечают месторасположение каркаса.


4. Сгибают стержни для хомутов и углов.

Нет единой последовательности укладки арматуры, выбор зависит от площади и количества работников. Для небольших оснований элементы сначала связывают, а потом частями размещают их в траншее. Но так устанавливать каркас своими силами тяжело, особенно если предстоит выполнить армирование ленточного фундамента большой площади. Поэтому дальше мы разберем порядок укладки, который часто используют небольшие строительные бригады.

5. Устанавливают хомуты на бетонные подставки или фиксаторы-лягушки. Чтобы каркас не смещался, через него пропускают туго натянутую веревку или привязывают каждый элемент к опалубке.

6. В конструкцию вставляют продольные стержни и фиксируют их на лягушках.

7. Выполняют армирование углов, если для этого используют дополнительные элементы.

8. Вяжут или спаивают всю конструкцию. Подробнее о способах соединения - в разделе рекомендации.

9. Устанавливают фиксаторы между стенками опалубки и арматурой.

10. Проверяют прочность и отклонения от осей, чтобы ленточный фундамент не покосился со временем.

Нюансы работ

1. Расчет материалов армирования.

Предусмотрите, чтобы арматуры хватило на нахлест (30‒50 мм). Стандартная длина стержня 11,7 м. Не заказывайте обрезки, так как трудоемкость работы повысится, а рассчитать нужное количество будет невозможно, ведь арматуру продают в килограммах.

2. Соединение.

Стержни спаивают, вяжут или скрепляют муфтами. Лучше вязать элементы армировки, а не паять, так как прочность каркаса падает, особенно если оставить его без бетона во влажную погоду. Чтобы сократить расход арматуры для ленточного фундамента, применяют муфты, так как для пайки рекомендуется соединять пруты с нахлестом 10‒15 см, в зависимости от диаметра. Если их вяжут, длина места скрепления составляет 10 диаметров для марок бетона от М300 и 15 - для М200.

Вязать можно с помощью крючка, специального пистолета и шуруповерта или дрели с насадкой из гвоздя. ПроцСхема усиления ленточного основанияесс ручной вязки крючком занимает много времени.

3. Сгибание стержней.

В продаже есть станки, чтобы согнуть арматуру, но они стоят дорого, поэтому мастера придумали разные способы для изготовления хомутов самому. Например, приваривают два уголка к ровной вертикальной поверхности, вставляют туда прут и гнут, надевая на него трубу. Арматуру с диаметром 6‒8 мм осилят тиски. Если у вас есть смекалка, реализовать идею с двумя параллельными уголками будет легко. Главное, чтобы все углы были прямые, а стороны хомутов находились в одной плоскости, иначе ленточное основание не будет надежным.

4. Подготовка элементов армировки.

Стержни слегка намачивают за пару дней до заливки, чтобы увеличить сцепление стали с бетоном, но перед этим обязательно удаляют отслоившуюся ржавчину металлической щеткой.

Возможные ошибки

Когда люди без опыта армируют конструкцию своими руками, часто они не смотрят руководство и совершают типичные просчеты, это приводит к печальному результату.

Ошибка Почему нельзя
Нагревать стержни перед сгибом. Армирование получается непрочным.
Паять арматуры без литеры «С». Каркас не выдержит высоких температур и быстрее разрушается.
Вставлять поперечную арматуру в песчано-грунтовую подушку. Сталь быстро ржавеет в таком положении.
Использовать в армировании одни обрезки. Каркас не будет функционировать. Максимальная доля соединений в конструкции - 50 %.
Соединять параллельные стержни без разбежки. Такая арматура не будет работать. Минимальная длина между скреплениями соседних стержней - 61 см.
Не загибать на углах. Бетон быстро отслоится от этих мест, так как нагрузка на них выше.
Заливать кривой армокаркас. Ленточный фундамент тоже со временем покосится.

Чтобы железобетон работал, обязательно выполнять армирование монолитного фундамента по правильно составленному чертежу. Это важно для ленточного мелкозаглубленного основания, так как она находится в зоне постоянного движения грунта.

Если вы выполняете армирование своими руками, внимательно следуйте инструкции, даже если вам помогают специально нанятые работники. Контролируйте процесс, так как иногда компании нанимают людей, которые не знают элементарные стандарты строительства или просто халтурят.

Человечество за все время своего существования накопило огромный опыт строительства. Основой, базой любой постройки является прочный и надежный фундамент. На сегодня самый распространенный вид фундамента – лкция позволяеенточный, ведь именно эта конструт равномерно распределить вес строений на грунт, что в свою очередь влияет на процесс усадки дома. А армирование ленточного фундамента – способ сделать основу строения прочнее и надежнее.

Сталь и бетон – основные несущие строительные материалы. Свойства материалов различаются между собой. Сравнительная таблица свойств некоторых материалов:

Как видим, сталь намного прочнее и надежнее бетона, но в то же время бетон в 80 раз дешевле стали. Поэтому появился композитный материал железобетон. Так как бетон неплохо работает на сжатие, то расположение стали в железобетонных конструкциях — в местах, подверженных растяжению и изгибу.

Многие считают, что основание работает только на сжатие и армирование ленточного фундамента – выброшенные на ветер деньги. Это правильно, если фундамент расположить на скальных грунтах. Но в большинстве случаев грунт не представляет собой прочный монолит. Существует множество факторов, заставляющих работать основание на изгиб:

  • Неоднородность грунта. Разная плотность слоев приводит к неравномерной усадке.
  • Размыв почвы атмосферными осадками или подземными водами.
  • Подвижность поверхностных слоев почвы.
  • Морозное пучение. Близкое расположение грунтовых вод и отрицательная температура заставляет глинистые грунты увеличиваться в размерах на 10-15 % (вспучиваться). В этом случае основание начинает выдавливать фундамент вверх.

В итоге в бетонных конструкциях возникает напряжение, разрушающее материал. Трещины и усадка фундамента приводят к образованию трещин в стенах дома, что портит внешний вид строения или к его обрушению. Иначе говоря, экономить на армировании фундамента себе дороже, ведь ремонт и восстановление дома требуют ощутимых денежных затрат.


Технология армирования представляет собой процесс создания пространственного арматурного каркаса. Он состоит из следующих элементов:

  • продольная арматура;
  • поперечная;
  • вертикальная;
  • усиливающие хомуты;
  • вязальная проволока.

Продольная арматура укладывается вдоль длинной стороны фундамента, и длина прута обычно достигает 6 или 12 м. Именно она сопротивляется растяжению. Продольное армирование выполняется по верхнему и нижнему краю железобетонной конструкции.


Схема укладки зависит от расчета требуемой площади поперечного сечения арматуры. Такой расчет требует внимательного учета всех нагрузок на фундамент, включая климатические от снега и ветра, а также собственный вес фундамента. Учитывается несущая способность грунта по геологическим исследованиям (геологическому разрезу). В ГОСТ 5781-82 таблица 1 содержит площадь поперечного сечения для каждого диаметра стержня, остается решить, сколько стержней расположить по верхней и нижней стороне фундамента.

Однако, для тех, кто решил строить дом самостоятельно, своими руками, можно обойтись без расчетов, воспользовавшись рекомендациями п.10 и раздела 5 Пособия «По проектированию бетонных и ж/б конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения арматуры». В них указано, что минимальная площадь поперечного сечения арматуры равна Аs=µ*b*ho, где:

Аs — площадь поперечного сечения арматуры;

µ= 0,1 % — процентное соотношение для изгибаемых конструкций;

b –ширина сечения ленточного фундамента;

ho – высота рабочей зоны сечения (равняется половине величины высоты сечения фундамента).


Диаметр верхних стержней может равняться диаметру нижних или принят меньшего размера. Максимальное расстояние между осями продольных стержней (шаг) рекомендуется принимать не более 1,5h или не более 400 мм в балках и плитах, где h > 150 мм – высота поперечного сечения фундамента (п. 10.3.8 СП и п. 5.13 Пособия). Только в этом случае обеспечивается эффективная работа бетона и арматуры, ограничение ширины раскрытия трещин между продольными стержнями.

Минимальный шаг стержней (расстояние между осями) ограничено из соображений удобства укладки и уплотнения бетонной смеси и равняется:

  • d + 25 мм – для нижнего арматурного ряда;
  • d + 30 мм – для верхнего.

Рассмотрим пример:

Необходимо выполнить армирование ленточного фундамента шириной 400 мм, высотой 600 мм. Нужно рассчитать, сколько потребуется стержней и подобрать диаметр. Минимальная площадь сечения арматуры равна: Аs=40х30х0,1%=1,2 см². Расстояние между прутами 1,5х600=900 мм, следовательно, примем не более 400 мм. То есть по ширине сечения устанавливаются 2 прута. Подбираем диаметр арматуры по ГОСТ 5781-82 таблица 1: два стержня Ø 8 мм имеют площадь Аs=2х0,503= 1,006 см², что меньше требуемой 1,2 см². Рассмотрим следующий диаметр Ø 10 мм. Аs=2х0,785=1,57 см². В итоге схема укладки стержней выглядит следующим образом: верхнюю и нижнюю арматуру принять равную Ø 10 мм и уложить в два ряда.

Многие строители сегодня для подбора диаметра стержней используют следующие правила: диаметр должен быть не менее 10 мм, если сторона фундамента менее или равна 3 м, и 12 мм – для стороны более 3м (см. Пособие «Армирование элементов монолитных ж/б зданий» Приложение 1). Однако, правила пособия разработаны для проектирования монолитных ж/б конструкций многоэтажных домов с учетом аварийных нагрузок и прогрессирующего обрушения. Разумеется, тем, кто строит дом своими руками, запас прочности не повредит, но речь о разумном расходе арматуры уже не идет.


При устройстве армирования не следует забывать про защитный бетонный слой – расстояние между боковой поверхностью ленточного фундамента и стержнем арматуры. Защитный слой необходим по нескольким причинам: он предохраняет сталь от агрессивного воздействия воздуха и грунтовых вод. Кроме того, для нормальной работы железобетона арматура должна находиться внутри бетона. Минимальная величина слоя зависит от условий эксплуатации конструкции и для конструкций, расположенных в грунтах, фундаментов с устройством бетонной подготовки равняется 40 мм и не менее диаметра рабочей арматуры (Таблица 10.1 СП и таблица 5.1 Пособия).

Подробнее про расчет арматуры .

Поперечное конструктивное армирование

Под конструктивной поперечной арматурой подразумевают горизонтальные и вертикальные стержни, которые:

  • Поддерживают продольную арматуру в проектном рабочем положении.
  • Препятствуют развитию трещин.
  • Воспринимают неучтенную нагрузку, например, боковое выпучивание фундамента.

Диаметр поперечной арматуры в вязанных изгибаемых каркасах принимается не менее 6 мм. В Приложении 1 Пособия «Армирование элементов монолитных ж/б зданий» поперечную арматуру рекомендуют выполнять в виде замкнутого хомута с диаметром стрежней не менее 8 мм.


Приспособление для гибки хомутов арматуры.

Расстояние между стержнями (шаг) принимается не более величины удвоенной ширины поперечного сечения и не менее 600 мм. Что касается защитного слоя, то минимальное расстояние между стержнем и бетонным краем на 5 мм меньше, чем минимальный размер слоя для продольной рабочей арматуры, то есть равно 35 мм.

Используемые материалы

Материалы для армирования принимаются в соответствии с ГОСТ 5781-82. Арматура изготавливается из низколегированной и углеродистой стали в соответствии с ГОСТ 380-2015. Поверхность стержней может быть гладкой или периодического профиля. В зависимости от свойств материал подразделяется на следующие классы:

  • А 240 (А-I);
  • А 300 (А-II);
  • A 400 (A-III);
  • A 600 (A-IV);
  • A 800 (A-V);
  • A 1000 (A-VI).


Для фундамента нужна арматура с серповидным профилем.

Числовой код отражает предел текучести, например, 240 соответствует 235 Н/мм². Среди них только А 240 (А-I) изготавливается гладкого профиля. В сортаменте изделия ограничены диаметром от 6 до 40 мм.

Каркасы могут быть сварными или связанными. Для связывания и армирования применяется проволока из низкоуглеродистой стали ГОСТ 6727-80 круглая (марка В-I) или ребристая (марка Вр-I), диаметром 3,0; 4,0.

Совет: Оптимальным решением для фундамента будет арматура марки A400 (AIII), использование более высоких марок не оправдано, т.к. без предварительного напряжения ее прочностной потенциал не будет использоваться на 100%.

Хочется отметить, что в последние годы в строительной отрасли появилась композитная арматура из стеклопластика. Материал прочный и легкий. У материала множество преимуществ: легкая технология монтажа, обладает высокими антикоррозионными свойствами.


Фото композитной арматуры.

Однако, и недостатки у материала тоже имеются. Он обладает самозатухающими характеристиками при горении, но при температуре 200 °С теряет свои свойства. К тому же плохо гнется, что затрудняет использование гнутых элементов. Многие профессиональные строители отказывались работать с этим материалом из-за отсутствия практического опыта (зарубежный опыт не учитывался) и рекомендаций по расчету.

Но с июля 2015 года в СП 63.13330.2012 появилось Приложение Л с правилами по конструированию и расчету конструкций. Для тех, кто предпочитает заниматься строительством своими руками, предусмотрены конструктивные требования к армированию.

Правила армирования углов и примыканий

Часто на строительной площадке армирование приходится выполнять из остатков, поэтому стержни стыкуются внахлест, свариваются или используются специальные стыковые соединения. При стыковке внахлест концы из арматуры гладкого профиля загибают в виде лапок, крюков и петель, а концы с периодическим профилем можно не загибать. Расстояние между стыкуемыми стержнями может быть от нуля до 4 диаметров арматуры. Длина стыка рассчитывается согласно пособию по проектированию, но не может быть менее 15 диаметров стержней или 200 мм.




Стыковые сварные соединения выполняют с помощью скоб-накладок, а в механических стыках используются резьбовые и обжимные муфты.

Важно! Правила запрещают выполнять армирование углов простым нахлестом, так как в этом случае угол не будет целостным и неподвижным.

Угловые и Т-образные примыкания каркасов производятся тремя способами: лапками, дополнительными изогнутыми хомутами Г и П формы.

Фото как правильно армировать угол.

Более подробно об армировании углов .

Вязание арматуры

Казалось бы, сварные каркасы использовать быстрее и удобнее. Тем не менее, строители предпочитают вязать пространственные каркасы. И этому есть свои причины:

  • Сварка снижает качество металла.
  • Осадка грунта при производстве фундаментов провоцирует дополнительные напряжения на стыках. Сварочные соединения не всегда справляются с нагрузками и разрушаются. Связанные детали не меняют положение в пространстве, но обладают определенной подвижностью.
Совет! Если вам нужны подрядчики, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.

Собирающийся строить дом владелец должен иметь хоть какое-то представление , с чего начинать строительство.

А самое главное, необходимо знать, с чего и как начинать .

Капитальные дома должны стоять на прочном основании, которое может выстоять десятки лет и выдерживать при этом все нагрузки.



Армирование – это прокладывание прутьев из прочной стали вдоль ленты фундамента. Бетонный камень имеет большие показатели прочности в случае сжатия, но при нагрузке на разрывы он не настолько прочен.

Различные структуры грунта и особенности здания могут вызвать неравномерные нагрузки, что приводит к различным деформациям, в том числе и разрывам.

В результате разрывов фундамент может покрыться трещинами . А любая из них может привести к разрушению дома.

Для укрепления конструкции и компенсации этого недостатка и нужно армировать фундамент ленточного типа. Стальная арматура, которую размещают внутри бетона, помогает устранить его растяжение, делая его прочным и устойчивым к температурным перепадам и большому весу.

Какую арматуру использовать?



Для каркаса обычно используют следующие типы арматуры :

  1. стержни из стали А-III, диаметр которых 1,0-1,6 см, а длина около 600 см;
  2. хомуты , диаметр которых 0,5 -1 см, они сделаны из вспомогательной арматуры Вр-І ;
  3. вертикальные прутья-штыри диаметром 1 см.

Использовать вспомогательную арматуру нужно обязательно , если бетонируется фундамент высотой более 15 см. Вертикальные стержни предназначены для соединения вертикальных частей его конструкции и равномерного распределения нагрузок вдоль всего фундамента строения.

Расчет арматуры

При расчетах арматуры ленточного фундамента учитывают такие параметры:

на звенья каркаса арматуры;
  • отступ стержней вдоль периметра;
  • ширина .
  • Максимум нагрузки приходится на продольные части каркаса. Потому оптимальным вариантом будет использование ребристых штырей для каркасной арматуры. Благодаря этому будет достигнуто самое качественное сцепление с бетоном.


    Укладка каркаса выполняется с учетом разницы показателей грунта. Чем она больше, тем толще стержни арматуры нужно использовать в каркасе.

    Стальные прутья, укладываемые по периметру фундамента должны располагаться на расстоянии более 50 мм от верхнего края основания, опалубки и дна. Помещаемая в бетон арматура должна получить защиту от коррозии .

    Расстояние между прутьями определяется, например, так. Пусть ширина фундамента равна 0,4 м, тогда расстояние между стержнями, располагаемыми вдоль, должно быть равно :

    1. 1-3 дм по вертикали в зависимости от глубины и нагрузки;
    2. 3 дм по горизонтали.

    Гладкие стержни, выдерживающие меньшие нагрузки, используют для вертикальных и поперечных элементов каркаса. Располагают их на расстоянии 1-3 дм друг от друга. Иногда можно располагать стержни на расстоянии до 5 дм.

    Для повышения прочности монолитного бетонного ленточного фундамента его, как правило, армируют стальной арматурой. Но те, кто впервые сооружает фундамент такого типа, не всегда знают, как выполнить правильное армирование ленточного фундамента своими руками. Поэтому, надеемся, что информация изложенная в данной статье, будет полезной для тех, кто хочет знать как это сделать правильно.

    Арматурный каркас для ленточного фундамента

    Бетон является довольно прочным, но недостаточно пластичным материалом. Он хорошо справляется с нагрузками на сжатие, но может разрушаться при нагрузках растяжения. Поэтому для увеличения устойчивости и надежности ленточного фундамента его необходимо усилить. Наиболее распространенный способ - усиление ленточного фундамента с помощью арматурного каркаса, который представляет собой уложенную по определенной схеме и увязанную в жесткую конструкцию (каркас) стальную арматуру. Диаметр и количество стержней арматуры в каждом конкретном случае определяется расчетом.

    Расчет количества арматуры и ее диаметра

    Расчет арматуры для ленточного фундамента необходим, чтобы узнать сколько какой арматуры и какого диаметра необходимо для придания этому основанию достаточной прочности. Арматура для ленточного фундамента используется разных видов и толщины.

    При сооружении ленточного фундамента под частный дом, в качестве продольной, как правило, используют ребристую арматуру диаметром 10-20 мм. В качестве поперечной и вертикальной (или для изготовления хомутов), чаще всего, выбирают ребристую или гладкую арматуру круглого сечения диаметром 6-12 мм.

    Для того, чтобы правильно выбрать схему армирования необходимо определить, какое минимальное содержание арматуры должно быть в ленточном фундаменте, количество продольных стержней и минимальный их диаметр.

    Минимальное содержание арматуры в ленточном фундаменте

    Минимальное содержание продольной арматуры в любом ленточном фундаменты, согласно п. 7.3.5 СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции», должно быть не менее 0,1% от площади сечения ленты. Например, для ленточного фундамента, который имеет высоту 1200 мм и ширину 400 мм минимальная общая площадь сечения арматуры должна быть 480 мм2.

    Количество стержней продольной арматуры

    Полученную при предыдущем расчете общую площадь минимального сечения делим на сечение выбранной арматуры (3,14 D/4) и получим необходимое количество продольных стержней для формирования каркаса, округляя их число в большую сторону.

    Кроме того, зная общее минимальное сечение арматуры можно подобрать количество стержней определенного диаметра по таблице 1:

    Таблица 1. Суммарная площадь арматуры в зависимости от диаметра и количества стержней, мм 2 .


    Число

    стержней

    Диаметр, мм

    Минимальный диаметр арматуры для ленточного фундамента

    Кроме минимальной площади сечения арматуры, в зависимости от конкретных условий её использования, необходимо определиться и с минимально допустимым диаметром её стержней. При этом можно воспользоваться данными, приведенными в таблице 2:

    Таблица 2. Минимально допустимые диаметры арматуры при армировании ленточного фундамента.

    Условия использования арматуры

    Минимально допустимый диаметр стержней, мм

    Нормативный документ

    Продольная арматура вдоль стороны длиной не более 3 м

    Приложение 1 к Пособию «Армирование элементов монолитных железобетонных зданий» М.,2007

    Продольная арматура вдоль стороны длиной более 3 м

    Поперечная арматура (хомуты) вязаных каркасов высотой не более 80 см

    п.3.106 Руководства по конструированию бетонных и железобетонный конструкций из тяжелого бетона (без предв. напряжения) М., 1978

    Поперечная арматура вязанных каркасов высотой более 80 см

    Расчет необходимого количества арматуры

    Необходимое количество арматуры для армирования ленточного фундамента можно узнать замерив или вычислив длину его ленты и умножив на количество продольных стержней во всех ярусах.

    После этого необходимо вычислить требуемое количество поперечной арматуры. Для этого, вычисляется количество хомутов, которое будет необходимо установить (длину ленты разделить на расстояние между хомутами) и умножить на длину стержня, которая потребуется для изготовления одного хомута. Также поступаем, если в качестве поперечной используются не хомуты, а куски арматуры.

    После того, как рассчитано и выбрано необходимое количество и сечение стержней продольной арматуры для будущего ленточного фундамента необходимо выбрать схему армирования, согласно с которой и будет вязаться каркас.

    Схема армирования ленточного фундамента может быть разной, но в любом случае, необходимо выбрать такую, которая была бы наиболее простой и достаточно надежной. Иногда выбирают схему, при которой армируют только нижнюю или только верхнюю часть ленточного фундамента. Это не совсем правильно.

    Так как, с одной стороны на ленту будет действовать нагрузка от веса дома. При этом необходимо учитывать, что устойчивость бетона к сжатию намного превышает его устойчивость к растяжению, которое может быть вызвано внизу ленты. С другой стороны, силы морозного пучения грунта могут вызвать напряжение растяжения в верхней части фундамента. Поэтому необходимо делать армирование и верхней и нижней части фундамента.

    Производить же армирование средней части ленточного фундамента совсем не обязательно, так как она практически не испытывает растягивающих напряжений. Хотя, если рассчитанное количество арматуры таково, что не помещается в два ряда (верхний и нижний) то вполне возможно устройство дополнительных ярусов посредине каркаса.

    Лучше всего, если схема армирования монолитного ленточного фундамента для будет состоять из простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник). В этом случае оси каркаса легче всего сделать правильными, а сам фундамент получится крепким.


    Рис.1 Варианты схем армирования ленточного фундамента: 1 - продольная арматура; 2 - вертикальная арматура (хомут); 3 - опалубка ; 4 - поперечная арматура (хомут).

    Особое внимание необходимо уделить правильному выбору схем монтажа арматуры на углах и в местах примыкания стен. Ниже показаны схемы армирования, используя которые можно правильно связать арматурный каркас в этих местах.


    Рис.2 Схемы армирования углов ленточного фундамента: 1 - продольная горизонтальная арматура; 2 - нахлест; 3 - соединительная лапка 90 о; 4 - вертикальная арматура (хомут); 5 - поперечная арматура (хомут); 6 - дополнительная поперечная арматура; 7 - Г-образный хомут; d - диаметр арматуры, мм; Расстояние S не должно быть больше 1/2 высоты каркаса.


    Рис. 3 Схема армирования примыканий ленточного фундамента: 1 - продольная горизонтальная арматура; 2 - нахлест; 3 - вертикальная арматура (или хомут); 4 - поперечная арматура; 5 - дополнительная арматура; 6 - Г-образный хомут; S - не более 1/2 высоты каркаса; d - диаметр арматуры, мм.

    Выполнение работ по монтажу каркаса

    Перед монтажом каркаса из арматуры желательно сделать подбетонку – песчано-гравийную подушку в основании фундамента залить бетоном слоем 5-8 мм и дать ему схватиться. Если нет желания делать подбетонку, то под нижний ряд (ярус) арматуры необходимо установить подставки, чтобы между подушкой и арматрурой был зазор неменее 5 см для проникновения бетона и защиты арматуры снизу.

    Для устройства горизонтальный рядов (ярусов) чаще всего используется круглая ребристая арматура класса А||| диаметром 10 -16 мм. Продольные стержни соединяются горизонтальной поперечной арматурой. Между собой стержни продольной арматуры соединяются с нахлестом не меньшим 50 диаметрам арматуры в см (50d).

    При высоте ленты фундамента более 0,15 м, верхний и нижний ярусы, желательно соединять также вертикальной арматурой. Чаще всего, для этого используется гладкая арматура класса А| диаметром 6-8 мм. Лучше всего в качестве поперечной и вертикальной арматуры использовать хомуты из этой арматуры, изогнутые в виде рамки, которые изготавливаются по размеру каркаса.

    Кроме того, какую бы схему армирования ленточного фундамента не выбрали, необходимо помнить, что расстояние между арматурой и опалубкой, а также верхним уровнем заливки бетона не должно быть меньшим за 5 см, для обеспечения наличия защитного слоя бетона.

    Соединение отдельных стержней между собой при устройстве каркаса должно осуществляться с помощью мягкой стальной вязальной проволоки. Лучше всего для этого использовать специальный вязальный крючок, который легко можно сделать своими руками из куска арматуры и деревянной или пластиковой ручки.



    Рис.4 Один из вариантов самодельного крючка для связывания арматуры вязальной проволокой: 1 - крючок из обточенной на наждаке арматуры диаметром 6-8 мм; 2 - упорные шайбы (прихватить сваркой); 3 - сердечник ручки; 4 - ручка с отверстием, деревянная или из пластиковой трубки.

    Внутреннее отверстие в ручке должно быть таким, чтобы сердечник вместе с крючком могли свободно вращаться при связывании проволки. Вязальная проволока, изогнутая вдвое, заводится под стык арматуры. Острым концом крючок поддевает "петлю" проволоки и вращательным движением (2-3 оборота) связывает её с другим её концом (двойным). При этом не нужно переусердствовать, чтобы не "срезать" проволоку в месте связывания.

    Сваривать каркас не желательно, а если и делать это, то только из арматуры допускающей сварку (имеющей в своей маркировке букву С).

    При формировании каркаса необходимо стараться, чтобы диаметр арматуры для ленточного фундамента (продольных стержней) был одинакового размера и размещалась равномерно по ширине ленты. Если же так случилось, что приходится применять арматуру разного диаметра, то стержни большего диаметра необходимо размещать в нижней части ленты, на углах и в местах перегиба хомутов.

    При армировании ленточного фундамента следует также учесть, что нельзя стержни арматуры верхнего ряда каркаса размещать над просветами между стержнями арматуры нижнего. При этом диаметр продольной арматуры не должен быть меньшим диаметра поперечных стержней, как в случае связывания каркаса вязальной проволокой, так и при его сварке.

    Армирование ленточного фундамента видео

    Любое здание, независимо от его предназначения, немыслимо без надежной основы. Возведение фундамента – одна из наиболее важных и естественных задач всего цикла строительства в целом, и этот этап, кстати, часто является одним из самых трудоемких и затратных – нередко до трети сметы уходит именно на него. Но вместе с тем здесь должны быть абсолютно исключены какие-либо упрощения, неразумная экономия на качестве и количестве необходимых материалов, пренебрежение действующими правилами и технологическими рекомендациями.

    Изо всего разнообразия фундаментных конструкций максимальной популярностью пользуется ленточная, как наиболее универсальная, подходящая для большинства возводимых в сфере частного строительства домов и хозяйственных сооружений. Такое основание отличается высокой надёжностью, но, естественно, при качественном его исполнении. А ключевым условием прочности и долговечности является грамотно спланированное и правильно проведённое армирование ленточного фундамента чертежи и основные принципы устройства которого и станут вопросами рассмотрения в настоящей публикации.

    В статье, помимо схем, будет приведено несколько калькуляторов, которые помогут начинающему строителю в выполнении этой достаточно непростой задачи создания ленточного фундамента.

    Общие понятия. Преимущества ленточного фундамента

    Итак, вкратце, несколько общих понятий об устройстве ленточного фундамента. Сам по себе он представляет сплошную бетонированную полосу, без разрывов на дверные или воротные проёмы, становящуюся основой под возведение всех внешних стен и капитальных внутренних перегородок. Сама лента заглубляется на определенное расчётное расстояние в грунт и одновременно выступает сверху своей цокольной частью. Ширина ленты и глубина ее заложения, как правило, выдерживается единой на всём протяжении фундамента. Такая форма способствует наиболее равномерному распределению всех выпадающих на основание здания нагрузок.

    Ленточные фундаменты тоже могут подразделяться на несколько разновидностей. Так, их не только заливают из бетона, но и делают сборными, применяя для этого, например, специальные фундаментные железобетонные блоки, или используя бутовое наполнение. Однако, так как наша статья посвящена армированию, в дальнейшем будет рассматриваться только монолитный вариант фундаментной ленты.

    Ленточный фундамент можно отнести к универсальному типу оснований. Такой схеме обычно отдается предпочтение в следующих случаях:

    • При возведении домов из тяжелых материалов – камня, кирпича, железобетона, строительных блоков и им подобных. Одним словом, когда требуется равномерно распределить весьма значительную нагрузку на грунт.
    • Когда в планах застройщика получить в свое распоряжение полноценный подвал или даже цокольный этаж – только ленточная схема может это позволить.
    • При строительстве многоуровневых зданий, с применением тяжелых межэтажных перекрытий.
    • Когда участок под застройку характеризуется неоднородностью верхних слоев грунта. Исключение составляют лишь совершенно не устойчивые грунты, когда создание ленточного фундамента становится невозможным или нерентабельным, и есть смысл обратиться к другой схеме. Невозможен ленточный фундамент и в регионах с вечной мерзлотой.

    Монолитный ленточный фундамент обладает немалым количеством других преимуществ, к которым можно отнести долговечность, оцениваемую многими десятками лет, относительную простоту и понятность возведения, широкие возможности в плане прокладки инженерных коммуникаций и организации утепленных полов первого этажа. По свои прочностным качествам он не уступает монолитным плитам, и даже превосходит их, требуя при этом меньших затрат материальных средств.

    Однако, не следует думать, что ленточный фундамент является абсолютно не уязвимой конструкцией. Все перечисленные достоинства будут справедливы лишь в том случае, если параметры возводимого основания для дома будут соответствовать условиям района строительства, расчётной нагрузке, иметь заложенный резерв прочности. А это, в свою очередь, означает, что к проектированию фундамента (любого, кстати) всегда предъявляются особые требования. И армирование ленты в череде этих проблем занимает одну из ключевых позиций.

    Ширина ленты фундамента и глубина ее заложения

    Это – два ключевых параметра, от которых будет зависеть и сама схема армирования будущей фундаментной ленты.

    Но степени заглубления в грунт ленточные фундаменты можно разделить на две основных категории:

    • Малозаглубленный ленточный фундамент подойдет для строительства каркасных сооружений, небольших загородных домов и хозяйственных построек, при условии достаточно стабильного, плотного грунта на участке. Подошва ленты располагается выше границы промерзания грунта, то есть обычно не опускается ниже 500 мм без учета цокольной части.
    • Для зданий, возводимых из тяжелых материалов, а также на участках, где состояние грунта не отличается стабильностью, требуется лента глубокого заложения. Ее подошва уже опускается ниже уровня промерзания грунта, как минимум на 300÷400 мм, а при наличии в планах строительства еще и цокольного этажа (подвала) – еще ниже.

    Понятно, что высота фундаментной ленты в целом, в том числе и глубина ее залегания – отнюдь не произвольные величины, а параметры, которые получаются в результате тщательно проведенных расчетов. При проектировании учитывается целый массив исходных данных: тип грунтов на участке, степень их стабильности как в поверхностных слоях, так и изменение структуры по мере углубления; климатические особенности региона; наличие, расположение и другие особенности грунтовых водоносных горизонтов; сейсмические характеристики местности. Плюс к этому накладывается специфика планируемого к возведению здания – общая нагрузка, как статическая, создаваемая только массой конструкции (естественно, с учетом всех ее составляющих элементов), так и динамическая, вызываемая и эксплуатационными нагрузками, и всевозможными внешними воздействиями, в том числе ветровыми, снеговыми и другими.

    Исходя из вышесказанного уместно будет сделать одно важное замечание. Принципиальная позиция автора этих строк заключается в том, что расчет базовых параметров фундаментной ленты – не терпит дилетантского подхода.

    Несмотря на то что в интернете можно отыскать немало онлайн-приложений для проведения подобных расчетов, вопрос проектирования фундамента все же правильнее будет доверить специалистам. При этом нисколько не оспаривается корректность предлагаемых программ расчета – многие из них в полной мере соответствуют действующим СНиП и способны действительно выдать точные результаты. Проблема лежит в несколько иной плоскости.

    Суть в том, что любая, даже самая совершенная программа расчета, требует внесения точных исходных данных. А вот в этом вопросе без специальной подготовки обойтись невозможно. Согласитесь, что правильно оценить геологические особенности участка под строительство, учесть все нагрузки, выпадающие на фундаментную ленту, причем – с разложением их по осям, предусмотреть все возможные динамические изменения – непрофессионалу просто не по силам. А ведь каждый исходный параметр имеет значение, и недооценка его вполне может затем «сыграть злую шутку».

    Правда, если планируется возведение небольшого дачного домика или же хозяйственной постройки, то приглашение специалиста-проектировщика может показаться избыточной мерой. Что ж, на свой страх и риск хозяин может возвести малозаглубленный ленточный фундамент, воспользовавшись, например, примерными параметрами, которые приведены в таблице ниже. Для легких построек сильно заглубленная лента не требуется (большое заглубление может сыграть даже отрицательную роль, из-за приложения касательных сил при морозном вспучивании грунта). Как правило, в таких случаях ограничиваются максимальной глубиной расположения подошвы в 500 мм.

    Тип возводимого здания Сарай, баня, хозяйственные постройки, небольшой гараж Одноэтажный дачный домик, в том числе - с мансардой Одно- или двухэтажный коттедж, рассчитанный на постоянное проживание Двух или трехэтажный особняк
    Среднее значение нагрузки на грунт, кН/м ² 20 30 50 70
    ТИПЫ ГРУНТОВ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ГЛУБИНА ЗАЛОЖЕНИЯ ЛЕНТЫ (БЕЗ УЧЕТА ЦОКОЛЬНОЙ ЧАСТИ ФУНДАМЕНТА)
    Выраженно каменистый грунт, опока 200 300 500 650
    Плотная глина, суглинок, не распадающийся после сжатия усилием ладони 300 350 600 850
    Слежавшийся сухой песок, супесь 400 600 Обязателен профессиональный расчет фундамента
    Мягкий песок, илистый грунт или супесь 450 650 Обязателен профессиональный расчет фундамента Обязателен профессиональный расчет фундамента
    Очень мягкий песок, илистый грунт или супесь 650 850 Обязателен профессиональный расчет фундамента Обязателен профессиональный расчет фундамента
    Торфяник Требуется иной тип фундамента Требуется иной тип фундамента Требуется иной тип фундамента

    Еще раз подчеркнём –это лишь усредненные значения, которые нельзя рассматривать как истину в последней инстанции. В любом случае, если самодеятельный строитель пользуется подобными источниками, определенный риск он принимает на свою ответственность.

    Теперь – о ширине фундаментной ленты.

    Здесь также есть свои особенности. Во-первых, для обеспечения жёсткости конструкции фундамента принято придерживаться правила, что общая высота ленты должна как минимум вдвое превосходить ее ширину – но это правило соблюсти несложно. А второе – ширина ленты в области подошвы должна быть такой, чтобы распределенная нагрузка была меньше рассчитанных параметров сопротивления грунта, естественно, еще и с определенным конструктивным запасом. Одним словом, фундаментная лента с полной нагрузкой должна стоять стабильно, не проседая в грунт. В целях экономии материалов нередко для повышения площади опоры подошву ленточного фундамента делают с уширением.

    Наверное, нет смысла приводить здесь формулы и табличные значения сопротивления грунтов для проведения самостоятельных вычислений. Причина – та же: не столько сложность в выполнении расчетов, сколько проблемы с корректным определением исходных параметров. То есть опять же лучше по таким вопросам обратиться к профессионалам.

    Ну а если строится легкое сооружение или дачный домик, то можно руководствоваться тем, что ширина ленты должна быть как минимум на 100 мм больше толщины возводимых стен. Как правило, при самостоятельном планировании фундамента берут круглые значения, кратные 100 мм, обычно начиная от 300 мм и выше.

    Армирование фундаментной ленты

    Если проектированием ленточного фундамента занимается специалист, то готовый чертеж будет, безусловно, включать не только линейные параметры самого бетонного пояса, но и характеристики армирования – диаметр арматурных прутов, их количество и пространственное расположение. Но в том случае, когда принимается решение о самостоятельном возведении основания под здание, при планировании конструкции необходимо учитывать определенные правила, установленные действующими СНиП.

    Какая арматура подойдёт для этих целей?

    Для правильного планирования необходимо хотя бы немного разбираться в сортаменте арматуры.

    Существует несколько критериев классификации арматуры. К ним можно отнести:

    • Технология производства. Так, арматура бывает проволочной (холоднокатаной) и стержневой (горячекатаной).
    • По типу поверхности арматурные пруты различаются на гладкие и имеющие периодический профиль (рифление). Профильная поверхность арматуры обеспечивает максимальный контакт с заливаемым бетоном.
    • Арматура может быть предназначена для обычных или предварительно напрягаемых железобетонных конструкций.

    Для создания армирующей конструкции ленточного фундамента, как правило, применяют арматуру, выпускаемую в соответствии с ГОСТ 5781. Этот стандарт включает горячекатаные изделия, предназначенные для армирования обычных и предварительно наряженных конструкций.

    В свою очередь, эта арматура распределяется по классам, от A-I до A-VI. Различие главным образом заключается в сортах используемой для производства стали и, стало быть, в физико-механических свойствах изделий. Если в арматуре начальных классов применяется низкоуглеродистая сталь, то в изделиях высоких классов параметры металла приближаются к легированным сталям.

    Все характеристики классов арматуры знать при самостоятельном строительстве необязательно. А самые важные показатели, которые будут влиять на создание арматурного каркаса – приведены в таблице. В первом столбце показаны классы арматуры по двум стандартам обозначения. Так, в скобках вынесено обозначение классов, цифровое обозначение которых показывает предел текучести применяемой для производства арматуры стали – при приобретении материала в прайс-листе могут оказаться и такие показатели.

    Класс арматуры по ГОСТ 5781 Марка стали Диаметры прутов, мм Допустимый угол изгиба в холодном состоянии и минимальный радиус кривизны при изгибе (d – диаметр прута, D – диаметр оправки для изгиба)
    A-I (A240) Ст3кп, Ст3сп, Ст3пс 6÷40 180º; D=d
    A-II (A300) Cт5сп, Ст5пс 10÷40 180º; D=3d
    -"- 18Г2С 40÷80 180º; D=3d
    AC-II (АC300) 10ГТ 10÷32 180º; D=d
    A-III (A400) 35ГС, 25Г2С 6÷40 90º; D=3d
    -"- 32Г2Рпс 6÷22 90º; D=3d
    A-IV (A600) 80С 10÷18 45º; D=5d
    -"- 20ХГ2Ц, 20ХГ2Т 10÷32 45º; D=5d
    A-V (A800) 23Х2Г2Т, 23Х2Г2Ц 10÷32 45º; D=5d
    A-VI (A1000) 22Х2Г2АЮ, 20Х2Г2СР, 22Х2Г2Р 10÷22 45º; D=5d

    Обратите внимание на последний столбец, в котором указаны допустимые углы изгиба и диаметры кривизны. Это важно с той точки зрения, что при создании армирующей конструкции приходите изготавливать гнутые элементы – хомуты, вставки, лапки и т.п. При изготовлении кондукторов, оправок или иных приспособлений для гнутья необходимо ориентироваться на эти значения, так как уменьшение радиуса изгиба или превышение угла может привести к потере арматурой своих прочностных качеств.

    Пруты класса A-I выпускаются в гладком исполнении. Все остальные классы (за некоторыми исключениями, которые, впрочем, больше зависят от индивидуальных требований заказчика) – с периодическим профилем.

    Для ленточного фундамента в частном строительстве оптимальным выбором будет арматура класса A-III, в крайнем случае - A-II, диаметром 10 мм и выше.

    Для конструкционных элементов армопояса (хомутов, перемычек) удобно использовать гладкий прут класса A-I, диаметром 6 или 8 мм. Применение арматуры более высоких классов – невыгодно, по причине большой её стоимости при явной невостребованности в столь высоких физико-технических показателях.

    «Классическая» схема армирования фундаментной ленты. Количество продольных прутов

    Для начала – рассмотрим типовую схему армирования прямых участков ленты фундамента.

    В основе лежит прямоугольник, с обязательными уровнями армирования сверху и снизу, выполненными из продольной арматуры (поз. 1), которые соединены между собой горизонтальными поперечными (поз. 2) и вертикальными арматурами, создающими тем самым своеобразную «коробчатую» конструкцию. Такое расположение поясов позволяет максимально компенсировать две основные разнонаправленные силы: от общей нагрузки, создаваемой зданием, и от морозного вспучивания грунта. При этом центральная часть ленты нагружается меньше всего, и если фундамент имеет общую высоту до 800 мм, то двух поясов чаще всего бывает достаточно.

    При более высоких лентах применяют расположение продольных поясов в три и более ярусов. Но, как уже говорилось, подобные фундаменты рассчитывать самостоятельно – довольно рискованное занятие.

    На иллюстрации показано увязывание продольных прутов в объемную конструкцию с использованием отрезков арматуры. Такой подход – вполне допустим, однако, не отличается удобством. Работа пойдет намного быстрее и качественнее, если заранее на кондукторе готовить хомуты по размерам армопояса, а потом уже увязывать все детали в общую конструкцию.

    Обратите внимание на иллюстрацию, на которой стрелками показаны два размера: Н – высота пояса армирования и К – его ширина. Следует правильно представлять, что это вовсе не высота и ширина ленты. Металлические детали фундамента в обязательном порядке должны быть защищены от кислородной коррозии слоем бетона. Согласно СНиП минимальный слой составляет 10 мм, но для ленточного фундамента оптимальным будет 50 мм до края бетонной конструкции. Это необходимо учесть при планировании, а уже в ходе монтажа соблюсти необходимые просветы между арматурой и опалубкой помогут нехитрые приспособления. Так, задать нужное расстояние от донной части опалубки можно, подложив обломки кирпичей или установив под нижние прутья специальные пластиковые стойки.

    А требуемый просвет от боковых стенок опалубки можно соблюсти, если использовать специальный фиксаторы-«звездочки» которые просто надеваются на арматурные прутья.

    Теперь – плотнее к вопросу, сколько все же потребуется прутов продольной арматуры, и какого диаметра они должно быть.

    Участок применения арматуры Минимальный диаметр арматуры
    Продольные рабочие арматуры на прямолинейных участках длиной не более 3 метров 10 мм
    То же, но при длине участка, превышающей 3 метра 12 мм
    Поперечная арматура и хомуты сжатых элементов конструкции. Не меньше 0,25 от диаметра рабочей арматуры, и при этом – не менее 6 мм
    Поперечная арматура и хомуты в районе изгибаемых вязаных каркасов 6 мм
    Хомуты для ленточного вязаного каркаса высотой не более 800 мм 6 мм
    То же, но при высоте вязаного каркаса более 800 мм 8 мм

    Ну а количество продольных прутов, необходимое для обеспечения расчетной прочности фундаментной ленты, напрямую зависит от ее размеров и от диаметра используемой арматуры. В соответствии с действующими требованиями СНиП, общая площадь сечения прутов продольного армирования должна составлять не менее 0,1% от площади поперечного сечения ленты. Исходя из этого, несложно произвести необходимый расчет. Чтобы читателю это было сделать еще легче – ниже размещен соответствующий калькулятор.

    Если получилось четное значение, превышающее 4 прута, то арматуру рекомендуется распределить на три пояса, расположив средний по центру между верхним и нижним. Если же получено нечетное количество, пять и более штук, то непарным прутом есть смысл усилить нижний ярус армирования – именно там к фундаментной ленте прикладываются самые высокие изгибающие нагрузки.

    Еще одно правило: требованиями СНиП установлено, что расстояние между соседними элементами продольного армирования не должно превышать 400 мм.

    Связывание прутов продольного армирования в объемную конструкцию производится с помощью заготавливаемых хомутов. Для их изготовления обычно сооружается специальное приспособление – его несложно собрать на верстаке или на отдельной подставке.

    Шаг установки хомутов тоже подчиняется определенным правилам. Так, он не должен быть более ¾ высоты фундаментной ленты, и вместе с тем – не превышать 500 мм. На участках усиления – на углах и примыканиях стен, хомуты устанавливаются еще чаще – об этом будет рассказано ниже.

    Если на прямом участке есть необходимость соединения двух прутов арматуры, расположенных по одной линии, то между ними делается нахлест величиной не менее 50d (d – диаметр арматурного прута). В приложении к наиболее часто используемым диаметрам, 10 и 12 мм, такой нахлест составит от 500 до 600 мм. Кроме того, на этом участке желательно установить и дополнительный хомут.

    Соединение арматуры и хомутов в единую конструкцию производится путем увязывания с использованием стальной оцинкованной проволоки.

    Даже если в личном распоряжении есть сварочный аппарат, а сам хозяин считает себя достаточно опытным сварщиком, все равно армирующая конструкция должна выполняться путём проволочных скруток. Плохо проваренное соединение, а еще хуже – перегрев арматуры приведут к резкому снижению прочностных характеристик создаваемой конструкции. Недаром к свариванию армирующих конструкций в промышленном строительстве допускаются только специалисты высшей квалификации. А кроме того, необходимо еще и использование специализированной арматуры, в обозначении класса которой присутствует индекс «С» - сварочная.

    На вопросах практической вязки арматурного каркаса в данной публикации останавливаться не будем – эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

    Армирование сложных участков каркасной конструкции

    Если с монтажом каркаса на прямых участках армирующего пояса ленточного фундамента все достаточно понятно, то на сложных участках очень часто многие допускают ошибки. Свидетельство тому – многочисленные фотографии, опубликованные в интернете, на которых хорошо видно, что два сходящихся в углу или примыкающих друг к другу каркаса просто связаны проволочными скрутками в точках пересечения арматуры.

    Неправильно смонтированные узлы соединения или примыкания арматурных поясов ведут к тому, что нарушается равномерность распределения по осям выпадающей на фундамент нагрузки, что в дальнейшем вполне может закончиться появлением трещин или даже разрушением ленты на этих участках. Существуют определённые схемы армирования подобных узлов – они будут рассмотрены ниже в таблице.

    Основные схемы армирования углов и участков примыкания

    (На схемах бордовым цветом показана граница ленты фундамента, темно-серым – пруты продольной арматуры, голубым – хомуты каркасной конструкции. Дополнительно различными цветами будут выделяться отдельные специфические элементы узла усиления, что оговаривается в текстовой части. Все иллюстрации даны в миниатюре, которые можно увеличивать кликом мышкой).

    Схема армирования углов и примыканий Краткое описание схемы
    УСИЛЕНИЕ НА УЧАСТКАХ ТУПОУГОЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТНОЙ ЛЕНТЫ
    При необходимости выполнить тупоугольное изменение направления ленты фундамента, при условии, что угол превышает 160 градусов, особого усиления можно не предусматривать.
    Продольные арматуры изгибаются под нужным углом.
    Шаг установки хомутов (S) практически не изменяется.
    Единственная особенность – два хомута ставятся рядом в точке изгиба арматуры, расположенной на внутреннем контуре пояса.
    Схожая, казалось бы, ситуация, но угол изменения направления хоть и тупой, но составляет менее 160 градусов. Схема усиления уже иная.
    Арматурный прут, идущий по внешнему обводу каркаса, просто изгибается в соответствии с нужным направлением.
    Сходящиеся же но внутреннему контуру к углу прутья делаются длиннее, так, чтобы они пересеклись между собой, достигли противоположной стороны пояса армирования, и закончились на нем изогнутыми под нужным углом лапами (выделены красным цветом). Длина этой изогнутой части-лапы составляет не менее 50d (d – диаметр продольного арматурного прута).
    Лапы увязываются с внешним прутом армирования, причем шаг установки хомутов на этом участке уменьшается вдвое.
    В вершине угла на внешнем обводе дополнительно устанавливается вертикальный отрезок арматуры (показан оранжевой стрелкой).
    УСИЛЕНИЕ НА ПРЯМЫХ УГЛАХ АРМИРУЮЩЕГО КАРКАСА
    Схема с одним большим захлестом и двумя «лапками».
    Сходящиеся по внутреннему контуру каркаса продольные арматуры пересекаются между собой, доходят до противоположных стенок опалубки, где изгибаются с образованием «лапок» (показаны красным цветом), расположенных в расходящихся направлениях. Минимальная длина «лапок» - от 35 до 50d.
    Одна арматура на внешнем контуре обрезается в углу, а вторая, перпендикулярная ей – изгибается с образованием большого нахлеста (показан фиолетовым цветом), который должен иметь такую длину, чтобы по крайней мере полностью перекрывать «лапку».
    Вся конструкция увязывается с помощью хомутов, шаг которых не должен превышать половину расчетного – 1/2S.
    Вершина угла изгиба дополнительно усиливается вертикальной арматурой.
    Схема, схожая с предыдущей.
    Продольные арматуры так же заводятся и изгибаются «лапками», а вместо нахлеста по внешнему контуру армирования установлена L-образная вставка (показана зелёным цветом).
    Длина каждой из сторон этой вставки – минимум 50d.
    Увязка узла – с применением хомутов, установленных с уменьшенным вдвое шагом.
    Остальное – понятно по схеме.
    Схема, удобная в том случае, когда каркасы на каждую сторону вяжутся отдельно, а затем укладываются в опалубку.
    В данном случае пересечение и увязка каркасов в общую конструкцию производится с помощью U-образных вставок (показаны темно-синим цветом). Длина «рогов» каждой из таких накладок – не менее 50d.
    Традиционно на участке усиления шаг установки хомутов уменьшается в два раза от расчетного.
    Обратите внимание на дополнительное усиление области пересечения U-образных вставок вертикальной арматурой.
    УСИЛЕНИЕ НА УЧАСТКАХ БОКОВОГО ПРИМЫКАНИЯ ФУНДАМЕНТНОЙ ЛЕНТЫ
    Продольные арматуры основной фундаментной ленты на участке примыкания не прерываются.
    Продольные арматуры примыкающей ленты пересекаются c внутренним контуром армирования, достигают внешней стороны опалубки и изгибаются «лапками» (красный цвет), которые располагаются в сходящихся направлениях.
    Увязка хомутами с уменьшенным вдвое шагом, и плюс к этому дополнительно увязывается участок пересечения сходящихся «лапок» с внешней продольной арматурой основной ленты.
    Длина "лапок" – минимум 50d.
    Схема, удобная при отдельной сборке примыкающих друг к другу арматурных каркасов.
    Каркас основной ленты не прерывается, а каркас примыкающей – заканчивается по линии пересечения.
    Связывание в единую конструкцию осуществляется с помощью L-вставок (зеленый цвет), которые соединяют продольные арматуры примыкающей ленты с внешним контуров основной.
    Длина стороны такой вставки – минимум 50d.
    Все хомутовые соединения устанавливаются и увязываются с уменьшенным вдвое шагом.
    Схема усиления участка примыкания с использованием U-образной вставки.
    Как и в других случаях, каркас основной ленты фундамента не прерывается.
    Продольные арматуры примыкающего каркаса доведены до внешнего контура и изогнуты «лапками» (красный цвет), которые располагаются в расходящихся направлениях. Длина стороны такой лапки – от 30 до 50d.
    Основное усиление выполняется U-образной вставкой (темно-синий цвет) с длиной каждого из «рогов» минимум 50d.
    Увязка – с традиционно уменьшенным в два раза шагом установки хомутов.
    Дополнительная увязка с установкой вертикальных арматур – на участке прилегания нижней части U-образной вставки к внешнему контуру армирования основной ленты.

    Следует правильно понимать еще один нюанс. На предложенных в таблице схемах показана увязка верхнего яруса арматурного пояса. Но точно такое же усиление должно предусматриваться и в нижнем поясе, тем более, что на нижнюю часть фундаментной ленты обычно выпадают максимальные нагрузки.

    Полезные приложения для расчета количества необходимых материалов

    Ниже читателю будут предложены три калькулятора, которые помогут в вопросах расчёта количества материала, необходимого для реализации выбранной схемы армирования ленточного фундамента.

    Калькулятор расчета количества основной арматуры

    Для расчета необходимого количества основной продольной арматуры каркаса ленточного фундамента необходимо знать несколько исходных величин:

    • В первую очередь – это общая длина создаваемой фундаментной ленты. Безусловно, сюда должны войти не только внешний периметр, но и все внутренние перемычки, если они предусмотрены проектом.
    • Второй параметр – число прутьев продольного армирования. Как определиться с этим количеством – было рассказано выше в данной публикации, с приложением соответствующего калькулятора.
    • Третий параметр – это число участков усиления, также рассмотренных выше. Сюда входят все углы и узлы примыкания фундаментных лент. Естественно, на этих участках расход арматуры повышается.

    Программа учета, кроме того, учтет необходимость выполнения нахлестов арматурных прутов на прямых участках ленты. Длина нахлеста принимается равной 50d, то есть для наиболее часто используемых диаметров арматуры она составит от 500 до 600 мм.

    Калькулятор выдаст результат в штучном количестве арматурного прута стандартной длины (11,7 метров). Иногда сложности транспортировки «длинномеров» вынуждают покупателей приобретать пруты, разрезанные надвое (5,85 метров). С одной стороны – транспортировка упрощается, но с другой – при этом неминуемо возрастает количество нахлестов арматуры при монтаже каркаса, то есть и общий необходимый метраж. В программе расчета предусмотрено и второе итоговое значение, выраженное в количестве «располовиненных» прутов. Это позволит произвести срвнение и сделать последующий выбор в пользу первого или второго варианта.