Что такое капители в строительстве. Виды капителей и самостоятельный монтаж на пилястрах. Античный мир. Словарь-справочник

Капитель, капители, капители, капителей, капители, капителям, капитель, капители, капителью, капителями, капители, капителях Грамматический словарь Зализняка

  • Капитель - (архитект. термин) - верхняя, так или иначе орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, лежащая непосредственно на фусте и служащая переходом от него к архитраву. Формы и орнаментация К. различны в разных архитектурных стилях. Подробности см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • капитель - орф. капитель, -и (архит.) Орфографический словарь Лопатина
  • капитель - капите́ль "верхушка колонны" [архитект.], впервые в эпоху Петра I; см. Смирнов 133. Из нем. Kapitell или ит. сарitеllо от лат. capitellum "головка" (Клюге-Гётце 283). Этимологический словарь Макса Фасмера
  • капитель - КАПИТ’ЕЛЬ, капители, ·жен. (·лат. capitellum). 1. Верхняя часть колонны, служащая непосредственным переходом к покрытию (архит.). 2. только ед. Шрифт из букв величиной в строчные, а начертанием в прописные (·тип.). Толковый словарь Ушакова
  • капитель - КАПИТЕЛЬ [тэ], и, ж. (спец.). Венчающая часть колонны, столба или пилястры. | прил. капительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • капитель - КАПИТЕЛЬ, см. капитал. Также см. капитал Толковый словарь Даля
  • капитель - Капители, ж. [латин. capitellum]. 1. Верхняя часть колонны, служащая непосредственным переходом к покрытию. (архит.). 2. только ед. Шрифт из букв величиной в строчные, а начертанием в прописные (тип.). Большой словарь иностранных слов
  • Капитель - (лат. capitellum – головка) – венчающая часть колонны, столба или пилястры. Словарь по культурологии
  • КАПИТЕЛЬ - КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum - головка) - венчающая часть колонны, столба или пилястры. Большой энциклопедический словарь
  • Капитель - (от позднелат. capitellum - головка) в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны (См. Большая советская энциклопедия
  • капитель - -и, ж. архит. Верхняя часть колонны или пилястра, служащая непосредственным переходом к покрытию. [От лат. capitellum - головка] Малый академический словарь
  • капитель - капитель I ж. Верхняя часть колонны или пилястра, служащая непосредственно переходом к покрытию (в архитектуре). II ж. Шрифт, буквы которого имеют начертание прописных, а размеры - строчных (в полиграфии). Толковый словарь Ефремовой
  • капитель - КАПИТЕЛЬ -и; ж. [от лат. capitellum - головка] 1. Архит. Верхняя часть колонны или пилястра, служащая непосредственным переходом к покрытию. 2. Спец. Печатные буквы с начертанием заглавных, по величине строчных. Текст набран капителью. Толковый словарь Кузнецова
  • капитель - сущ., кол-во синонимов: 3 буква 103 переклад 5 шрифт 38 Словарь синонимов русского языка

  • Хотите нечто подобное? Звоните обсудим… Девяткин Александр — скульптор

    Колонна из бетона. Изготовление на заказ

    Конструктивно, предлагаемые колонны, могут быть из двух половинок соединённых горизонтальным швом. Либо из сегментов, где руст (ствол колонны) скрепляется горизонтально, наставленными друг на друга сегментами. В первоначальном виде их делают из гипса. Потом формуют для изготовления архитектурных деталей из любого материала.

    из сегментов выглядят массивно и внушительно. А также могут иметь абсолютно любую высоту.

    Руст колонны может быть с каннелюрами (продольными резными желобками), гладким (без швов), или с рельефным орнаментом.

    Колонны так же могут быть исполнены под или изготовлены банально из или . В руках мастера вы можете не отличить от натурального мрамора. В принципе, такие колонны, можно также назвать декоративными колоннами.

    Подробнее о колоннах, а так же к какому ордеру они принадлежат можно узнать скользя вниз по странице.

    Капители

    Капители (верхние завершения колонн) могут быть вылеплены по желанию заказчика и по предлагаемым эскизам. Классические капители бывают в дорическом (простые в орнаментах), ионическом (сложнее) или коринфском (сложные) ордерах. Ажурные капители выполняется с наборными отдельно листьями и выглядит воздушно. Большие капители, выполненные в полимер бетоне, конструктивно легкие и прочные. Создают меньше сложностей с монтажом. О полимербетоне вы можете узнать на странице «Лепнина полимербетон».
    Капители так же как и колонны, могут быть исполнены под искусственный (оселковый) мрамор.

    ГРЕЧЕСКИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

    Название дорического ордера происходит от наименования дорийских племен, вторгшихся в Эгейский мир с севера на рубеже XII-XI вв. до н.э. и поло¬живших конец преобладанию ахейцев в крито-микенской культуре. Дорийцы расселились, в основном, в материковой Греции, на этой же территории складывается и дорический ордер .

    Каменные ордерные постройки как целостные и художественно выверенные композиции, обобщившие строительные традиции и образы деревянной архитектуры, появляются в начале VI в. до н.э. Традиционно все исследователи, начиная с Витрувия, образно сравнивают пропорциональный строй дорического ордера со строгой мужской красотой, подчеркивая тем самым его монументальный, мощный и торжественный характер. Витрувий писал, что дорический ордер подражает «голой и неокрашенной мужской красоте». Зная отношения греков к красоте человеческого тела, можно сказать, что Витрувий имел в виду красоту спортсмена-олимпийца, героя и, в конечном счете, олимпийского бога.

    Дорический ордер скуп в применении декора , он сам является основным выразительным элементом строения - в той же степени, что и конструктивным.

    Особенности греческого дорического ордера

    В дорическом ордере колонны лишены базы, они устанавливаются непосредственно на стилобат. Дорические колонны достаточно массивны: в первоначальных каменных постройках отношение их диаметра к высоте колебалось около 1:4,5-1:5. В дальнейшем пропорцияколонны становились бо¬лее легкими, в величайших произведениях греческой архитектуры соотношение составляет 1:5,48 как в ордере Парфенона и Пропилеев, но никогда не достигает изящества ионического ордера. Стволколонны (фуст) суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола, визуальная «припухлость» колонныв этой части называется энтазис.

    Поверхность колонны усложнена каннелюрами (каннелюра - французское слово, дословно означающее «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна каннелюра непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 20.

    Капитель (от позднелатинского - головка) - венчающая часть колонны или пилястры, на которую визуально опираются расположенные выше несомые элементы. В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Сама дорическая капитель состоит из двух частей: эхина и абаки.

    Абака (по-гречески - стол) - квадратная в плане плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку (архитрав) при сооружении деревянных предшественников ордера.

    Эхин (по-гречески буквально «морской еж», из его раковины изготавливали сосуды, сходные по форме с данной частью капители) - круглый в плане элемент, напоминающий подушку или усеченный конус. Его роль заключается в передаче нагрузки от прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными профилированными поясками - ремешками, количество которых варьировалось от одного до пяти.

    ГРЕЧЕСКИЙ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

    Название ионического ордера происходит от родственных дорянам ионийских племен, заселивших материковую Грецию. Ионический ордер складывается позже дорического. Хронологически более ранний, так называемый мало-азийский вариант в своем первоначальном виде (без фриза) появляется в середине VI в. до н.э.

    Аттический вариант впервые возникает в 525 г. до н.э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах. Дальнейшее развитие аттического ионического ордера происходит уже в V в. до н.э. при сооружении ансамбля Афинского Акрополя, где эта ордерная система получает свое наивысшее развитие (так же, как и дорический ордер).

    В ионическом ордере исследователи традиционно усматривают подражание или, быть может, сходство с утонченной, изысканной женской красотой, дополненной разнообразными украшениями. В классическую эпоху греки не изображали женское тело обнаженным - такие произведения либо принадлежат эпохе эллинизма, либо вообще являются римской копией (репликой) греческих произведений.

    Достоверно не известно, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, можно лишь утверждать, что такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.

    Особенности ионического ордера

    Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский ионический ордер, первоначально сложившийся без фриза. Аттический вариант появился позднее как модификация первоначального, малоазийского. Естественно, что у обоих вариантов есть много общих черт, объединяющих их в единую ордерную систему. Основанием ионического храма, так же как и дорического, служил стереобат. Чаще всего он имел три ступени, но иногда делался более высоким многоступенчатым, а в отдельных случаях мог иметь ступени только со стороны главного фасада, при этом с трех остальных сторон основание ограждалось вертикальными стенками. Такое основание получило распространение в римской архитектуре (поэтому оно называется латинским словом подий, что в переводе означает высокое основание).

    Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: база (т.е. основание - французское слово, восходящее к греческому первоисточнику), ствол, капитель.

    База, являющаяся опорной частью колонны, нередко сама опирается на квадратную в плане плиту - плинт (что и означает по-гречески плита), который не считается обязательным элементом. База и в малоазийском, и в аттическом вариантах состоит из одних и тех же чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы базы - полувалы, или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой («плетенкой») или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам.

    Вогнутые элементы - скоции (что по-гречески означает «темнота») - обычно оставались гладкими. Образно база изображает сжимающее усилие, которое передается от ствола колонны основанию храма. За счет различного композиционного соподчинения скоций и торусов и за счет различных переходов от одного элемента к другому зодчие в Аттике и Малой Азии создавали очень различные по характеру базы, которые совершенно по-разному выражали тектонику работы основания колонны.

    Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: ее высота в эпоху архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (например, 1:9,52 в портике восточного фасада Эрехтейона). Утонение ствола кверху также было меньше, чем в дорическом ордере, энтазис либо отсутствует, либо выражен очень слабо. Поверхность ствола колонны обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими в плане половину окружности (или часть эллипса), причем борозды отделялись друг от друга полосками цилиндрической образующей ствола (дорожками). Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее, чем на дорических.

    В стремлении к легкости и изяществу ордерных композиций греческие зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, вплотную приблизившись к предельным конструктивным возможностям материала. Так, в храме Геры Самосской, например, интерколумний достигал 8,47 м - для древности это очень значительный пролет.

    Ионическая капитель, в отличие от достаточно однотипной дорической капители, встречается в значительном количестве вариантов. Капительсостоит из прямоугольной в плане абаки, которая только к концу VI в. до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака много тоньше дорической и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку.

    Под абакой располагаются подушка с волютами (волюта по-итальянски - завиток) и эхином. Волюты, называемые иногда завитками подушки, выглядят действительно как завитки со стороны фасада, по боковым же сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры (итальянский термин). Своим видом балюстры напоминают свиток.

    Эхин располагается под подушкой и между волютами, он как бы выходит из-под волют. Получается, что эхин в ионической капителипредставлен только на главном фасаде и лишь некоторой своей частью. Эхин и абака ионической капители чаще всего украшены богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина. Ионики (греческий термин), иначе называемые овы, представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками, например, в четвертных валах антаблемента.

    В орнаментах, украшающих эхины ионических капителей, между овами присутствуют только стрелки. В связи с тем, что главный и боковой фасады ионической капители выглядят по-разному, возникла необходимость особого решения угловых капителей ордера. Начиная со второй половины V в. до н.э., впервые в Афинах, а затем повсеместно, начинают встречаться капители, у которых угловая волюта повернута и располагается под углом 45° к обоим фасадам.

    Особенности коринфского ордера

    Коринфский ордер, по суждению Витрувия, не был самостоятельным по происхождению. Все его отличие состояло в более высокой и пышной капители, происхождение которой связано с красивой легендой о Каллимахе, коринфском скульпторе, который увидел на могиле юной девы оставленную там корзинку с дорогими для усопшей вещами, накрытую черепицей. Проросший лист аканта увил ее как бы четырьмя волютами.

    Восхитившись этой красотой, скульптор изваял первые капители, названные коринфскими. Альберти в вопросе об этом ордере следовал мнению Витрувия, но Серлио обратил внимание на замечательные и совершенно самостоятельные ордерные композиции памятников Рима. Особенно он выделял ордер Пантеона, который стал прототипом коринфского ордера и для Виньолы.

    Коринфский ордер существовал в двух разновидностях. Более ранняя из них, характерная для эпохи республики, называется итало-коринфской. Древние и ренессансные авторы не отделяли итало-коринфский ордер от римско-коринфского, получившего распространение в период Империи.

    База итало-коринфского ордера сходна с аттической базой ионического ордера . Отличие заключается в том, что она опиралась на квадратную плиту, не имела полочки под верхним валом, а скоция была сведена к двум почти пря¬мым линиям, пересекающимся под углом. Для предотвращения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опирается на подий лишь своей серединой, соответствующей диаметру колонны. По краю базы оставлялся круговой зазор. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху, напротив, оставляют достаточно высокую гладкую шейку. Каннелюры не имеют закруглений на концах вверху и внизу колонны, они обрезаны по горизонтальной линии.

    Особенно выразительным и запоминающимся элементом в итало-коринфском ордере является капитель. Она была разработана и выполнялась в мягком туфе, а не в мраморе, как римско-коринфская, и, соответственно, не достигла такого совершенства, тонкости проработки, зато отличалась пышностью и исключительной сочностью форм. В этих капителях геометрический характер волют подчеркивался живостью и реалистичностью листьев аканта, которые были к тому же сильно загнуты, что отличает итало-коринфскую капитель от греческих образцов.

    Ряды акантовых листьев практически равны по высоте, они образуют как бы двойную корону. Листья «растут» непосредственно от шейки капители - от этого уровня можно проследить практически все жилки листьев и завитков волют. Волюты велики и массивны. Их спирали, закручивающиеся к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости. Между срезанным углом абаки и волютой помещался маленький листок аканта.

    Особой отличительной и запоминающейся чертой данной капители служит громадный шести лепестковый цветок, прикрывающий середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки. Высота цветка составляет почти половину высоты всей капители. Антаблемент итало-коринфского ордера в большей степени, чем другие его элементы, носит следы эллинистического влияния, которое сказывается в простоте и конструктивной четкости построения. Выносная плита сильно выступает за плоскость фриза, поддерживающая часть плиты не развита (она состоит из полочки и выкружки), так что тектонический смысл конструкции ясен с первого взгляда. Венчающий гусек большой, его вогнутая часть значительнее выпуклой.

    Профилировка карниза исходит, в основном, из геометрических построений. Простота и четкость обломов хорошо контрастирует с великолепными, нарядными капителями, а также с богатством скульптурного фриза. Итало-коринфский ордер господствовал по всей Италии до середины I в. до н.э., когда вместе с переходом к мрамору он уступил место римско-коринфскому.

    Первыми образцами, из которых родился римско-коринфский ордер, были храм Весты на Бычьем рынке и Кастора и Поллукса в Коре. Капитель классического коринфского ордера разделяется условно на три яруса - два яруса завитков аканта и верхний ярус волют. Цветок в этой капители небольшой, он точно укладывается в высоте абаки. Листы аканта гораздо более стилизованы, чем в итало-коринфском ордере. Фасции архитрава часто получают дополнительные орнаментальные украшения. В антаблементе получили развитие элементы, поддерживающие выносную плиту; иногда они настолько пышны, что плита теряет свой тектонический смысл.

    Антаблемент может быть двух типов: модульонный и на зубчиках. Эти типы разработал Серлио, основываясь на трактате Витрувия. В качестве модульонного типа Серлио приводит ордер портика Пантеона. Образцами коринфского ордера с антаблементом на зубчиках служит обычно храм Кастора и Поллукса в Риме. В целом римско-коринфский ордер превосходил по пышности и итало-коринфский, и ионический ордера в эпоху Империи ему постепенно начинают отдавать предпочтение.

    Последний из канонических ордеров - сложный, или композитный. Для Витрувия такой ордерной системы не существовало, он лишь констатировал, что были «и другие виды капителей, воздвигавшихся на тех же колоннах и носящих различные названия». Альберти оставил подробное описание сложной капители, представляющей сочетание ионической и коринфской вместе взятых. Самый ранний канон сложного ордера создал Серлио, основываясь на постулате Витрувия о возможности его построения в закономерностях любого ордера (Серлио отдал предпочтение закономерностям коринфского). На этих основах уже базировался Виньола, который оставил любопытное соображение по поводу происхождения композитной капители: «древние римляне… создали эту композицию, чтобы сочетать воедино как можно больше красоты».

    К разряду сложных Виньола относил вообще всякие капители, не подчиняющиеся каноническим построениям и правилам. В составе композитного ордера, начиная с I в. н.э., появляются капители, в которых волюты заменяются фигурами реальных или мифических животных и птиц. Такие капители в чем-то были характерны для Рима, т.к. удовлетворяли главным требованиям - пышности и декоративности форм. Однако они не стали доминирующими в архитектуре Римской империи, а только наметили то направление в развитии зодчества, которое получило свое наивысшее воплощение в романской архитектуре средневековой Европы.

    Древняя архитектура не перестает завораживать современного человека. Такие архитектурные элементы, как колонна, пилястра, капитель - это уже давно забытое прошлое. Здания, украшенные такими роскошными элементами, теперь можно увидеть, разве что на экскурсии по памятникам архитектуры. И все же, возможно, они найдут свое место в современных строениях, поэтому необходимо разобраться, что такое капитель и для чего она предназначена.

    Архитектурный ордер

    Прежде чем ознакомиться с понятием «капитель», необходимо разобраться, что такое архитектурный ордер. Архитектурный ордер - это множество частей несущей конструкции и систем перекрытий. Учитывая то, что эти элементы играли важную роль в устойчивости всей конструкции, они выполнялись с соблюдением четких пропорций.

    Архитектурные ордеры бывают: вертикальные и горизонтальные. К вертикальным архитектурным ордерам относятся колонны и пилястры, к горизонтальным - антаблементы. Все эти сооружения берут свое начало в Древнем Риме и Греции. Именно там впервые появились эти декоративные элементы.

    Что такое «капитель»?

    Капитель относится к вертикальному архитектурному ордеру и является частью колонны. Такие изделия отличаются своей красотой и разнообразием. Если рассматривать точное определение, то капитель - это верхушка колонны, которая соединяет ее с антаблементом. Из этого следует, что функция капители не только эстетическая. На практике она расширяет площадь соединения колонны с балочным перекрытием, а также принимает и перераспределяет его вес. Поэтому верхушка колонны должна быть в форме трапеции, то есть узкое основание, постепенно расширяющиеся по направлению к антаблементу. Как правило, капитель состоит из трех элементов:

    • Абак.
    • Эхин.
    • Шейка.

    Геометрическое строение капители обычно представлено в виде овальной сферы или куба. Капитель в виде куба может обладать ярко выраженными гранями, которые, в свою очередь, украшают архитектурными сколами.

    Виды капителей

    Значение слова «капитель» с латинского переводится, как «голова». Именно поэтому ей уделяли такое огромное значение. Разнообразные узоры, формы и орнаменты всегда украшали верхушку величественной колонны. Всего существует пять видов капителей, которые различают по их внешним особенностям и технике исполнения. Капители делятся на:

    • Капители дорического ордена;
    • Капители ионического ордена;
    • Капители коринфского ордера;
    • Византийские капители;
    • Готические капители.

    Каждый из этих видов обладает своими уникальными свойствами и особенностями, с которыми нужно ознакомиться поподробнее.

    Капители дорического ордена

    Для дорического стиля свойственна простота и сдержанность. Капители дорического ордена имеют скромную структуру и не обладают особым разнообразием форм. Ее архитрав, как правило, имеет сглаженные края без нанесённого на него орнамента. Из-за такой сдержанности в формах данный вид капители приобрел название «мужской».

    Капители ионического ордера

    Полной противоположностью капителей дорического ордена является их ионический стиль исполнения. Для него характерна легкость и изящность структуры архитектурного элемента. Поэтому его именуют как «женскую». Основание ионической капители обладает сферической формой без нанесенного на нее орнамента. Как правило, капитель украшают иониками и четырьмя завитками, которые направлены вниз относительно антаблемента.

    Капитель коринфского ордера

    Этот стиль родом из Древней Греции. В его основу положены элементы ионического стиля с добавлением дополнительных декоративных элементов. По форме ионическая капитель напоминает колокол. Ее украшают всевозможными листьями, цветами и завитками. Ходит легенда, что создателя этого архитектурного стиля подтолкнула к созданию такого декоративного элемента корзина с цветами на гробнице мертвой молодой девушки. Поэтому украшения в виде листьев и цветов являются неотъемлемой частью коринфской капители.

    Византийская капитель

    Византийский стиль является абсолютно уникальным в плане технологии строительства и эстетики. Капители тех времен обладали четкими гранями, небольшими размерами и целостностью конструкции. Византийцы считали, что капитель - это целое искусство. Поэтому зачастую этот архитектурный элемент изготавливали из чистейшего белого мрамора и покрывали позолотой. Византийские колонны всегда отличались своим убранством и роскошью, что сделало их уникальными в своем роде.

    Готическая капитель

    Готический стиль свойственен архитектурным строениям, возведенным в Средневековье на территории Западной Европы. Он также обладает внешними особенностями, которые отличают его от всех остальных. Готическая капитель - это верхняя часть колонны, украшенная узорами, которые имеют округлую форму с уникальными, свойственными исключительно данному стилю, очертаниями. Готическому стилю, как и ионическому, также присущи украшения в качестве листьев. База капители напоминает природные формы с имитацией растущих на нем декоративных растений.

    Словарь Ушакова

    Капитель

    капите ль , капители, жен. (лат. capitellum).

    1. Верхняя часть колонны, служащая непосредственным переходом к покрытию (архит. ).

    2. только ед. Шрифт из букв величиной в строчные, а начертанием в прописные (тип. ).

    Культурология. Словарь-справочник

    Капитель

    (лат. capitellum – головка) – венчающая часть колонны, столба или пилястры.

    Архитектурный словарь

    Капитель

    (от позднелат. capitellum - головка)

    в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре). Разнообразные типы капителей сложились в деревянной и каменной архитектуре различных народов, начиная с зодчества стран Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей, получивших распространение в европейской архитектуре, - дорическая, ионическая и коринфская, а также композитная капитель, представляющая собой сочетание элементов ионической и коринфской капители. Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической и древнерусской архитектуре, в архитектуре Армении, Грузии, государств Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей, иногда применялись сочетания классических форм с местными орнаментальными мотивами.

    верхняя завершающая часть колонны, пилона или пилястры.

    (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

    Венчающий элемент колонны или пилястры, отличающийся от ее основной части более сложной формой и большей шириной.

    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

    (позднелат. capitellum - головка) - венчающая часть вертикальной опоры (колонны или пилястры), на которой лежит горизонтальное перекрытие (балка архитрав). Различные типы капителей сложились в древнейших деревянных конструкциях и в каменном зодчестве стран Древнего Востока (гаторическая, лотосовидная, озирическая, сталактитовая, чипполиновая и т. п.). Детальную разработку капитель получила в ордерной системе античной архитектуры. Наиболее простая, дорическая капитель включает округлую подушку - эхин и лежащую на ней квадратную плиту - абак . Более сложная, ионическая , капитель имеет подушку с боковыми завитками - волютами и орнаментацию эхина и абаки. Коринфская капитель имеет вид расширяющейся кверху пышной чаши из акантовых листьев и завитков. Соединение ионической и коринфской капителей дает композитную капитель , примененную впервые в архитектуре Др. Рима.

    (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

    Античный мир. Словарь-справочник

    Капитель

    (от позднелат. capitellum - головка)

    венчающая часть колонны, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием.

    (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

    верхняя часть колонны или пилястры, на к-рую опирается перекрытие (см. Ордер)

    (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

    Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

    Капитель

    (лат. capitellum «головка») навершие колонны, на которой лежал архитрав - балка, поддерживающая крышу постройки. Капитель могла быть разных стилей (ордеров): дорического, ионийского, коринфского и композитного, то есть смешанного (чаще всего - ионического и коринфского, а также с включением фигурных элементов, например, бараньих голов).

    Энциклопедический словарь

    Капитель

    (от позднелат. capitellum - головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры.

    Словарь Ожегова

    КАПИТЕ ЛЬ [т э ], и, ж. (спец.). Венчающая часть колонны, столба или пилястры.

    Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

    Значение слова капитель

    капитель в словаре кроссвордиста

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    капитель

    капители, ж. (латин. capitellum).

      Верхняя часть колонны служащая непосредственным переходом к покрытию (архит.).

      только ед. Шрифт из букв величиной в строчные, а начертанием в прописные (тип.).

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    капитель

    [тэ], -и, ж. (спец.). Венчающая часть колонны, столба или пилястры.

    прил. капительный, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    капитель

      ж. Верхняя часть колонны или пилястра, служащая непосредственно переходом к покрытию (в архитектуре).

      ж. Шрифт, буквы которого имеют начертание прописных, а размеры - строчных (в полиграфии).

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    капитель

    КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum - головка) венчающая часть колонны, столба или пилястры.

    Капитель

    (от позднелат. capitellum ≈ головка) в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре). Разнообразные типы К. сложились в деревянной и каменной архитектуре различных народов, начиная с зодчества стран Древнего Востока. В античную эпоху (см. Античность) сложились три основных классических типа К., получивших распространение в европейской архитектуре, ≈ дорическая, ионическая и коринфская (подробнее см. Ордер архитектурный), а также композитная капитель, представляющая собой сочетание элементов ионической и коринфской К. Своеобразные типы К. были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской (см. Византия), романской (см. Романский стиль), готической и древнерусской архитектуре, в архитектуре Армении, Грузии, государств Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных К., иногда применялись сочетания классических форм с местными орнаментальными мотивами.

    В. Ф. Маркузон.

    Википедия

    Капитель (значения)

    • Капитель - верхняя часть вертикальной опоры (например, колонны), воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.
    • Капитель - гарнитура, в которой строчные знаки выглядят, как уменьшенные прописные.

    Капитель (шрифт)

    Малые заглавные , или капите́ль - начертание в гарнитуре, в которой строчные знаки выглядят как уменьшенные заглавные. Чтобы подчеркнуть разницу между капителью и строчными буквами, её делают немного выше строчных, а полу апроши капительных знаков увеличивают.

    Нередко капитель имитируют, уменьшая заглавные буквы, но этого следует избегать, так как они заметно отличаются по насыщенности, контрасту и ширине.

    В настоящей капители толщина штрихов и межсимвольные интервалы совпадают с таковыми у остальных букв. Кроме того, капительные буквы несколько выше строчных и имеют, как правило, чуть расширенные пропорции.

    Капитель

    Капите́ль - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

    Примеры употребления слова капитель в литературе.

    Надменный город, украшенный, как подобает мировой столице, пышными зданиями, являл взору ряд сверкающих шпилей и архитектурных ордеров, порою строгих и простых, как, например, те, капители которых уподоблялись корзинам с листьями аканта, или те, где выемки на колоннах были заимствованы у опор, к которым древние греки прислоняли свои копья, - эти формы изящнее в своей простоте, чем все, что позднее сумело изобрести искусство человека.

    Искусные колонны кажутся деревьями, капители и карнизы - сплетающимися акантовыми листами, которые, сочетаясь в замысловатые гирлянды и фигуры, дивно украшают строение.

    Старик Гюстав, букинист, утверждал, будто капители относятся всего к тысяча двухсотому году, однако легче легкого доказать, что творение Анскитиля дошло до нас совершенно неповрежденным.

    Предаваясь самым нелепым выходкам, какие только могла подсказать км в эти минуты полнейшей свободы их буйная фантазия, они постепенно перешли к более серьезным разрушительным действиям: стали стаскивать с мест и уничтожать деревянные статуи, разбили витражи, уцелевшие после предыдущего нападения на церковь, и, с неослабевающим рвением разыскивая скульптуры, которые считались предметами идолопоклоннического обожания, начали истреблять орнаменты, сохранившиеся еще на гробницах и капителях колонн.

    И еще меньше шансов, что тебя съест паровоз Ватта, его боялись только оссианические, неоготические аристократы, и поэтому у машины такой межеумочный вид: функциональность с коринфским шиком, рычаги с капителями , котлы с колоннадой, колеса с порталами.

    Он состоит из балки - архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости - метопы с рельефными изваяниями, и карниза.

    Створки ворот были укреплены на двух четырехугольных металлических столбах ажурной работы, выкованных в форме капителей и державших архитрав, над которым красовался замысловатый орнамент в виде куста с листьями и цветами, симметрично ниспадавшими на обе стороны.

    Точь-в-точь то же самое, - отозвался Понтий, продолжая давать распоряжения рабам-строителям, которым велено было укрепить новую коринфскую капитель вместо старой, сломанной.

    Если он взялся возводить этот фасад, надо приступать к работе немедленно и исполнить ее всю, во всем объеме - плоские камни и колонны, карнизы и капители , не говоря уже о Статуях святых.

    Ее преобладающая черта -- колоннада, строгая и благородная, с тяжеловатой дорийской капителью , изящной ионийской или словно бы увенчанной цветами коринфской.

    Замолчи, Андри, -- не унимался Жеан, все еще цеплявшийся за свою капитель , -- а то я свалюсь тебе на голову!

    Когда они оказались в водах Осиатского моря у западного конца канала, Алек запрокинул голову, чтобы разглядеть резные капители , венчающие колонны на выходе.

    Экие счастливцы, им все видно, -- вздыхая, промолвил все еще продолжавший цепляться за листья капители Жоаннес де Молендино.

    Жеан, спустившись наконец со своей капители , чтобы поближе взглянуть на Квазимодо.

    Не успел саксонский зодчий воздвигнуть первые столбы нефа, как стрельчатый свод, вынесенный из крестовых походов, победоносно лег на широкие романские капители , предназначенные поддерживать лишь полукруглый свод.