Скниловская трагедия – самая масштабная в истории авиашоу: инфографика. Львовский кошмар. Катастрофа, поставившая крест на украинских авиапоказах Авиакатастрофа львов

Еще со времен изобретения самолета братьями Райт, люди любят наблюдать за трюками пилотов в небе. Но, к сожалению, такие трюки не всегда заканчиваются успешно и иногда небезопасны для зрителей. Вот лишь некоторые фотографии крушений самолетов на авиашоу за последние двадцать с лишним лет.

(Всего 33 фото)

1. Два самолета пилотажной группы «Zelazny» столкнулись во время авиашоу в Радоме, Польша, 1 сентября 2007 года. Оба пилота погибли, но зрители на земле не пострадали. (AP Photo/ Darek Redos/FILE)

2. Три самолета итальянской пилотажной группы на аэродроме Ramstein 28 августа 1988 года. Один самолет взорвался и упал в толпу, в результате чего погибли 70 человек и были ранены еще 400. Через десять лет выжившие в катастрофе впервые решили потребовать компенсацию за моральный ущерб. (AP Photo/Charles Daughty)

3. Боинг B-17 «Летающая крепость» времен Второй мировой войны среди деревьев после неудачного взлета со взлетной полосы на авиасалоне в Уэст Мэйфилде, штат Пенсильвания, 23 августа 1987 года. В результате крушения пострадали 11 человек, 3 получили серьезные ранения. Никто не погиб. (AP Photo/Paul Hawthorne)

4. Горящий самолет на земле после столкновения трех итальянских самолетов на авиасалоне на аэродроме «Ramstein» 28 августа 1988 года. 14 апреля 2001 года бывший министр внутренних дел Германии и адвокат 82 выживших в той трагедии Герхарт Баум подтвердил, что возьмется за судебный процесс против Министерства обороны США, так как эксперты считают, что на аэродроме не были предприняты необходимые меры безопасности. (AP Photo/fls)

5. Огромное облако огня и бегущие в панике зрители на взлетно-посадочной полосе авиабазы «Ramstein». (AP-PHOTO/PE/ARD-TV)

6. Горящий итальянский самолет летит на толпу во время авиасалона на базе «Ramstein». (AP Photo/Georg Riedel)

7. Лодочники смотрят на упавший на озере Онтарио самолет канадской пилотажной группы «Canadian Snowbirds» в Торонто, 4 сентября 1989 года, после неудачи на авиашоу. Пилот самолета погиб. Авария произошла во время исполнения акробатического трюка пилотажной группой из 9 человек. (AP Photo/John Moorecraft)

8. Французские жандармы у обломков истребителя «МиГ-29», разбившегося во время представления на Парижском авиасалоне 9 июня 1989 года. Пилот пострадал, но не погиб. (AP Photo/Michel Lipchitz)

9. Пилот из Колорадо погиб, когда одномоторный самолет упал на авиашоу в аэропорту Санта Фе. Пилотом был Ричард Боббит, который не смог выполнить поворот во время исполнения вертикального трюка. Свидетели говорили, что Боббит взлетел прямо вверх, заглушив двигатель, чтобы потом снова включить его, когда самолет будет падать. Но двигатель не завелся. Боббит выступал вторым во время однодневного шоу, которое тут же было закрыто. (The Pennsylvania State University)

10. Разбитый биплан «Pitts» на земле рядом с местным аэропортом в 100 км к западу от Вены 10 августа 1996 года. В результате погиб 53-летний пилот и по совместительству хозяин отеля. Зрители авиашоу видели, как самолет упал с высоты 50 метров после неудачного трюка с вращением. (AP Photo/Paul Plutsch)

11. Береговая охрана рядом с обломками биплана «Pitt», который только что достали из реки Огайо 6 августа 1996 года. Спасателям пришлось отрезать левую сторону, чтобы достать тело пилота Клэренса Спила, который не успел даже отстегнуться. Спил упал на авиашоу, проходившем во время регаты «Три реки». (AP Photo/Keith Srakocic)

12. Часть истребителя «F-117A» падает на авиашоу в Миддл Ривер, штат Мэриленд, 14 сентября 1997 года. Истребитель затем врезался в два дома, в результате чего те загорелись, а несколько людей на земле получили незначительные ранения. Пилоту удалось спастись. (AP Photo/Charles S. Collier)

13. Два биплана столкнулись в воздухе на авиашоу в Киссимми, штат Флорида, 19 апреля 1998 года. Пилоты Джеймс Лавлэйс и Рэндалл Дрейк пилотажной группы «Red Baron Flying Group» погибли. (AP Photo/Sean Kelly)

14. Истребитель F4U «Корсар» столкнулся с самолетом F8F «Биркэт» и загорелся на взлетно-посадочной полосе на второй день авиасалона в Ошкоше, штат Висконсин, США, 29 июля 1999 года. Одного человека госпитализировали, пилот смог выбраться самостоятельно. (AP Photo/The Oshkosh Northwestern, Mark Andrews)

15. Бомбардировщик Британской королевской армии падает в озеро Онтарио на канадском Национальном авиасалоне. Четырехмоторный самолет низко планировал над озером и как раз поворачивал, когда случилась авария. Экипаж из семи человек погиб. (AP Photo/City T.V.)

16. Истребитель Су-27 упал на толпу зрителей на авиасалоне в Львове 27 июля 2002 года. Жители этого западноукраинского города два дня провели в трауре, после того как истребитель упал на авиасалоне, в результате чего погибли 83 человека, и еще 116 получили ранения. Это стало одной из самых ужасных аварий в истории авиасалонов. (AP Photo/Oleksi Shinkarenko)

17. Облако пламени на аэродроме после крушения самолета Су-27 во Львове 27 июля 2002 года. Су-27 выполнял пилотажный трюк, когда вдруг задел землю и проскользил по земле, прямо в толпе зрителей, а затем взорвался. Экипаж из двух человек выжил. (AP Photo/Yuri Rura)

18. Капитан Кристофер Стриклин катапультируется из самолета за секунду до его столкновения с землей 14 сентября 2003 года на авиасалоне в Айдахо. Не пострадавший Стриклин катапультировался, уведя самолет в сторону от 60 тысяч зрителей и убедившись, что ему удастся спасти самолет. Это была вторая авария с тех пор, как ВВС США начали использовать самолеты «F-16 Falcon» для демонстрационных полетов в 1982 году. Никто не пострадал. ВВС свалили причину аварии на ошибку пилота. (AP Photo/ Bennie J. Davis III/U.S. Air Force)

19. Истребитель «Thunderbird» падает на землю во время выступления на авиасалоне 14 сентября 2003 года в Айдахо. 31-летний пилот Крис Стриклин увел самолет в сторону от толпы, и истребитель стоимостью 23 миллиона долларов взорвался на глазах у 85-тысячной толпы. (AP Photo/ABC-TV via APTN)

20. Два самолета пилотажной группы «Masters of Disaster» столкнулись в воздухе на фоне третьего самолета на авиасалоне в Мус Джо, США, 10 июля 2005 года. Два самолета столкнулись в воздухе на ежегодном шоу. Зрители заявляют, что самолеты выполняли трюк и зацепились крыльями. (AP Photo/Moose Jaw Times Herald, Adam Dombowsky)

21. Облако пламени и обломков от одного из двух самолетов, столкнувшихся в воздухе на авиасалоне в Мус Джо 10 июля 2005 года. (AP Photo/CP, Moose Jaw Times Herald, Adam Dombowsky)

22. Пламя и дым за деревьями после крушения самолета в день открытия недельного авиасалона в Титусвилле, штат Флорида, 16 марта 2007 года. В результате погибли несколько зрителей. Пилот Кругман-Кади также погиб. (AP Photo/Phyllis Lilienthal)

23. Горящий самолет группы «Blue Angels» в Бьюфорте, штат Южная Каролина, 21 апреля 2007 года. Самолет упал во время авиашоу прямо на домики и трейлеры. Погиб пилот. (AP Photo/Fred Yelinek)

24. Солдаты на фоне обломков истребителя Су-27 из элитной пилотажной группы «Русские витязи», упавшего у поселка Денежниково, недалеко от Жуковского, к северу от Москвы 16 августа 2009 года. Два русских истребителя столкнулись на репетиции Московского авиасалона. В результате аварии погиб пилот, а один из самолетов упал на дачные дома. (AP Photo/Sergey Ponomarev)

25. Самолет «Super Decathlon» летит слишком низко перед тем как рухнуть на землю во время авиасалона в Бандунге, Западная Ява, Индонезия, 24 сентября 2010 года. Самолет рухнул и взорвался во время авиашоу, на который пришли сотни школьников. Пилота – единственного члена экипажа – срочно госпитализировали в тяжелом состоянии. Никто на земле не пострадал. (AP Photo/ Fauzan Budiman)

26. Рухнувший самолет на авиасалоне в Бандунге, Западная Ява, 24 сентября 2010 года. (AP Photo/ Fauzan Budiman)

27. Взрыв истребителя CF-18 во время тренировки в аэропорту Летбриджа, Альберта, Канада, 23 июля 2010. Пилот капитан Брайян Бьюс катапультировался перед столкновением с землей. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens)

28. Капитан Брайян Бьюс успешно катапультируется со своего истребителя во время неудачной тренировки перед авиасалоном в Летбридже, Альберта, Канада. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens, File)

29. Пилот Брайян Бьюс успешно катапультируется во время крушения самолета в Альберте, Канада. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens, File)

30. Одномоторный самолет Т-28 пилотажной команды «Trojan Horsemen Demonstration Flight Team» из шести самолетов взрывается во время представления на авиасалоне в Мартинсбурге, Вайоминг. В результате двух аварий произошедших за два дня на двух разных авиашоу погиб один зритель. (AP Photo/Journal Newspaper, Ron Agnir)

31. Перевернутый самолет «Р-51 Мустанг» перед падением на авиасалоне в городе Рино, штат Невада, 16 сентября 2011 года. Самолет упал на зрительские места. (AP Photo/Grass Valley Union, Tim O"Brien)

32. Самолет «Р-51 Мустанг» в падении на авиасалоне в Рино. Самолет времен Второй мировой войны, пилотируемый 75-летним Джимми Лиуордом, рухнул на землю во время популярного ежегодного авиасалона. (AP Photo/Garret Woodman)

33. Самолет «Р-51 Мустанг» разбивается на краю зрительских трибун на авиасалоне в Рино. (AP Photo/Ward Howes)

Трагедия

Катастрофа произошла в 12:45 по местному времени. «Су-27», под управлением пилотов Владимира Топоноря и Юрия Егорова выполнял фигуру высшего пилотажа «косая петля с поворотом». Пилотам не хватило высоты, чтобы вывести самолёт из снижения, он задел дерево, затем ударился крылом о бетон и некоторое время скользил вдоль земли через лётное поле, заполненное зрителями. После этого он задел стоящий на аэродроме , и начал кувыркаться. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар. Пилоты после того как самолёт первый раз ударился о землю и успели его покинуть до того, как он разрушился и загорелся. Оба пилота спаслись.

К месту падения были немедленно стянуты пожарные расчеты и бригады скорой помощи. В общей сложности около 20 машин скорой помощи находилось на месте трагедии. Пострадавшие, в том числе и выжившие пилоты «Су-27», были направлены в пять больниц Львова.

Расследование и последствия

В первые часы было выдвинуто несколько версий причин случившегося, в их числе:

  • ошибка пилотов;
  • отказ двигателей самолета;
  • ошибка в организации полётов, ошибка в организации размещения зрителей на аэродроме;
  • слишком большое количество топлива, залитое в самолет.

Вечером на место катастрофы прибыл Президент Украины : «Ужасная трагедия. Никакими словами описать невозможно. И в страшном сне» .

Был подписан указ об освобождении от должности главнокомандующего военно-воздушными силами Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура арестовала Виктора Стрельникова и еще трёх высокопоставленных украинских военных.

Данные, полученные на первых этапах расследования причин катастрофы самолета Су-27, свидетельствуют, что причинами трагедии стали серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полётов в Военно-воздушных силах и, в частности, при организации демонстрационных мероприятий во Львове. 28 июля 2002 года, пресс-служба Генпрокуратуры Украины

В этот же день министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке.

На месте катастрофы были найдены бортовые самописцы «Су-27», которые были переданы на расшифровку.

6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основных причин трагедии были названы «отклонение экипажа от пилотного задания и ошибка в пилотировании „Су-27“». Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Запись бортового самописца Су-27

12.43.31. Сигнал бортового сигнализатора (на протяжении 5,5 секунды) о снижении по маршруту на высоту, заданную радиовысотомеру. 12.43.33. Егоров: "У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?" 12.43.37. Егоров: "6 тонн. Понимаешь?" 12.43.43. Топонарь: "Где зрители...?" 12.43.48 Егоров: "Не знаю, где они...". 12.43.49 Топонарь: "А, вон, вижу". Егоров: "...С правой стороны нет!" 12.43.54. Топонарь (земле): "Пилотаж влево выполняю". Егоров: "Ну что, пошли?". 12.43.58. (Команда с земли) Яцюк: "Влево, влево". 12.44.14. Егоров: "Включай". 12.44.34. Егоров: "Пошли". 12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту. 12.44.39. Егоров: "Бочка". 12.44.44. Егоров: "Хватит - угол". 12.44.51. Голосовой информатор: "Борт 42, скорость предельная". 12.44.58. Егоров: "Поворачивай". Голосовой информатор: "Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка". 12.45.01. (команда с земли) Яцюк: "Поворот". 12.45.02. Егоров: "Выворачивай..." 12.45.05. (команда с земли) Яцюк: "Выводи". 12.45.07. (команда с земли) Третьяков: "Выводи, добавь обороты". 12.45.10. (команда с земли) Яцюк: "Форсаж". Голосовой информатор: "Предельный угол атаки, предельная перегрузка". 12.45.11. (команда с земли) Третьяков: "Добавь обороты". 12.45.18. Остановка магнитофона.

Приговор суда

  • Владимир Топонарь , управлявший самолетом «Су-27», приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (около 1 млн 300 тысяч долларов).
  • Юрий Егоров , второй пилот, приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен (около 450 тысяч долларов).
  • Анатолий Третьяков , командующий 14-го авиакорпуса, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
  • Юрий Яцюк , заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
  • Анатолий Лукиных , начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен (около 35 тысяч долларов).
  • Олег Дюбецкий , ответственный за подготовку экипажа, оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

Уголовные дела в отношении четырех генералов, среди которых экс-командующий ВВС Украины генерал Стрельников, Генпрокуратура Украины выделила в отдельное производство.

Трагедия в Скнилове стала самой кровавой за всю историю авиашоу и поставила точку на проведении таких мероприятий на Украине

Прошло ровно 16 лет с момента самой масштабной катастрофы в истории мировых авиашоу. Пилоты, признанные виновными в смерти 77 человек, отбыли назначенные сроки заключения, но на многие вопросы до сих пор так и не получены исчерпывающие ответы.

Ничто не предвещало трагедии

27 июля 2002 года во Львове была отличная погода, и более 10 тысяч жителей города вместе с детьми прибыли на местный аэродром в Скнилове, чтобы стать зрителями грандиозного авиашоу. В этот день свое 60-летие отмечал 14-й авиационный корпус ВВС Украины, командование которого решило порадовать горожан незабываемым представлением с участием большого количества авиатехники.

Изюминкой программы должен был стать полет суперсовременного истребителя Су-27, управление которым доверили самым опытным летчикам Владимиру Топонарю и Юрию Егорову .

Владимир Топонарь на тот момент уже имел около 27 лет летного стажа и в течение последних шести лет являлся членом элитной пилотажной группы «Украинские соколы», неоднократно бравшей главные призы международных авиашоу. Юрий Егоров имел меньший полетный опыт, но тоже считался очень опытным и профессиональным пилотом.

Над аэродромом жарко светило солнце, и зрители рассыпались по всей отведенной для просмотра авиашоу площади, наблюдая за полетами легких самолетов и вертолетов.

Последний полет

Примерно в 13.00 часов по местному времени в воздух взмыл Су-27, полет которого зрители встретили овациями. Еще бы, ведь пилоты начали совершать одну за другой фигуры высшего пилотажа!

При этом они находились на сверхмалых высотах и прямо над головами зрителей. Многие могли даже рассмотреть детали фюзеляжа реактивного истребителя и рассказывали детям о принципах его полета!

Но через четыре минуты произошло невероятное. Самолет начал резко снижаться и падать прямо на смотровое поле. Он задел одно из стоявших невдалеке деревьев, зацепил крылом стоявший на взлетной полосе Ил-76 и врезался прямо в толпу зрителей, разрывая их на части.

Взрыв баков с горючим довершил трагедию. Те, кто не погиб под обломками истребителя, сгорели заживо. Дежурившие на аэродроме медики не могли оказать помощь всем пострадавшим, поэтому в Скнилов были направлены все свободные бригады «Скорой помощи» Львова.


Всего в результате авиакатастрофы погибли 77 человек, включая 28 детей, а несколько сот зрителей получили ожоги и травмы различной степени тяжести.

Стоит заметить, что в момент, когда Су-27 начал таранить зрителей, летчикам удалось катапультироваться, и они практически не пострадали. Некоторые зрители пытались устроить над ними самосуд прямо на аэродроме, но военные этого не допустили.

Виноваты стрелочники-пилоты

Министерство обороны Украины провело экстренное расследование и назвало виновниками трагедии пилотов, которые отклонились от полетного задания и совершили ошибки в пилотировании Су-27.

Также было указано и на ошибки организаторов авиашоу. По мнению экспертов, они в нарушение правил техники безопасности допустили полеты на сверхнизких высотах прямо над смотровым полем, на котором размещались десятки тысяч зрителей.

Кроме того, в выводе комиссии было указано, что из-за экономии топлива организаторы не провели за день до авиашоу обязательные тренировочные полеты, во время которых можно было бы проверить летные возможности самолетов.


Украинский суд согласился с выводами экспертной комиссии, признав виновными в смерти людей Владимира Топонаря (осужден на 14 лет лишения свободы) и Юрия Егорова (8 лет).

Сколько же проклятий им довелось выслушать на суде от родственников погибших! Но пилоты так и не признали собственной вины, заявив о том, что причина крушения кроется в неисправностях обоих двигателей, мощность которых на сверхмалых высотах упала до катастрофических показателей.

А может, организаторы?

По словам входившего в следственную группу подполковника Геннадия Жукова , на момент авиакатастрофы самолет двигался со скоростью 360-360 км/час. Хотя тестеры показывали 430 км/час. К тому же, в условиях разреженного из-за высокой температуры воздуха при выходе из пике резко снижается подъемная сила крыла, чего однозначно не учли организаторы и летчики.

Возможно, именно это и явилось основной причиной трагедии, но во время суда Владимир Топонарь неожиданно заявил, что в зоне полетов находился… НЛО.

Такое заявление вывело из себя командование украинских ВВС и рассматривавших уголовное дело судей. Топонарь получил максимально возможный срок заключения. А вот четыре генерала, отвечавших за организацию авиашоу, были оправданы.


Позднее к 6 годам лишения свободы приговорили заместителя командующего 14-м авиакорпусом Анатолия Третьякова и заместителя руководителя полетами Юрия Яцюка (а начальники почему-то оказались ни при чем!), а начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных получил 4 года лишения свободы условно (вообще непонятное решение суда).

Независимые украинские и международные журналисты неоднократно указывали на неадекватность решения суда, который вынес выборочные наказания. Многих интересовало, как может такое быть, чтобы прямые руководители были судом оправданы, а их заместители осуждены? Но эти вопросы так и остались без ответа.

Экономия на жертвах

Юрий Егоров отбыл в местах заключения 2,5 года, а Владимир Топонарь провел в заключении 8 лет. Сегодня оба получают военную пенсию, из которой выплачивают назначенный судом штраф (возможно, на момент написания статьи, уже и выплатили – авт.)

Оправданные генералы также чувствуют себя достаточно хорошо. В отличие от жертв Скниловской трагедии, получивших от государства минимальную помощь на лечение и захоронение близких. Большинство из них считает, что расследование причин авиакатастрофы было сознательно сфабриковано, чтобы освободить Министерство обороны Украины от необходимости выплачивать жертвам материальный и моральный ущерб.

В Европейском суде по правам человека сегодня находится несколько десятков исков от лиц, пострадавших в результате этой трагедии. Но с их рассмотрением никто не спешит.

В тот день во Львове и его окрестностях стояла отличная летняя погода. Около десяти тысяч человек в этот день отправились на авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса ВВС Украины, проходившее в аэропорту Львова в Скнилове.

Зрители с восхищением рассматривали авиатехнику и овациями встречали полеты пилотов-асов. Около часа по местному времени в воздух поднялся Су-27 под управлением Владимира Топонаря и Юрия Егорова .

Пилоты начали выполнение показательной программы, но спустя примерно четыре минуты что-то пошло не так. Су-27 опустился до очень малой высоты, задел дерево, ударился крылом о полосу, задел стоящий Ил-76 и врезался в толпу зрителей. В баках оставалось большое количество топлива, что вызвало взрыв и сильнейший пожар.

Все произошло за считанные мгновения. Те, кто стоял в отдалении, поначалу даже не поняли, что случилось. Но для 77 человек эти мгновения стали последними в жизни. Среди погибших оказалось 28 детей. Число пострадавших измерялись сотнями.

Кто виноват?

Скниловская катастрофа остается самым кровавым авиапроисшествием за все время проведения авиационных шоу. С этого момента на проведение таких мероприятий на Украине был наложен категорический запрет.

За прошедшие 15 лет на Украине случилось много такого, что по масштабам горя и ужаса затмило катастрофу под Львовом. Но людям, потерявшим близких, тем, кто лишился здоровья, от этого не легче.

Полтора десятилетия идут споры — а кто, собственно, виновен в том, что произошло?

Суд главными виновниками назначил пилотов Су-27, которые выжили в катастрофе и практически не пострадали. В момент, когда боевая машина начала свою смертельную пляску в толпе зрителей, они успели катапультироваться.

Летчиков возненавидели — тот факт, что они не погибли, в отличие от тех, кто пришел посмотреть на их мастерство, в глазах многих тоже стал преступлением.

Официальный вывод комиссия Минобороны гласил — главная причина катастрофы заключается в «отклонении экипажа от полетного задания и ошибки в пилотировании Су-27».

Выживший «козел отпущения»

Также указывалось на недочеты организаторов — слишком близкое размещение зоны полетов к месту нахождения зрителей, недостаточный контроль за выполнение программы полетов.

Запись переговоров летчиков свидетельствует — в какой-то момент они потеряли ориентацию в пространстве и не видели, где находятся зрители. Однако ни сами пилоты, ни руководитель полетов не стали прекращать программу.

Накануне участники шоу должны были провести тренировочные полеты, чтобы зафиксировать ориентиры местности. Но из-за экономии топлива тренировки были отменены.

Главным «козлом отпущения» стал командир Су-27 Владимир Топонарь. На суде, который завершился в 2015 году, он получил 14 лет лишения свободы. Не на руку ему сыграли довольно странные показания, данные на процессе — например о том, что в зоне выполнения полетов появился...НЛО. Второму пилоту Юрию Егорову, который оправдывался меньше, дали 8 лет, а на свободу он вышел уже через два с половиной года. В отличие от Топонаря, который в заключении провел 11 лет.

«До последнего надеялся, что истребитель еще можно поднять»

В 2013 году в интервью изданию «Факты» Владимир Топонарь так рассказывал о причинах случившегося: «В том, что случилось, вина организаторов. Самолеты не должны летать над зрителями. Во время шоу мне нужно было выполнить несколько элементов высшего пилотажа, на них отводились считанные минуты. На «полубочке» я заметил, что тяга обоих двигателей уменьшилась, скорость упала. Но причина неисправности так и осталась невыясненной! Между тем на земле уверенно приказывали продолжать полет. Во время исполнения последней фигуры — косой петли с поворотом — самолет стал неуправляемым. На суде говорили, что летчик ошибся по неопытности. Да у меня 27 лет авиастажа, более двух тысяч часов налета, я был в составе группы «Украинские соколы». Такие элементы исполнял десятки раз. В момент, когда Су-27 чиркнул крылом об землю, я понял, что через несколько секунд погибну. Однако до последнего надеялся, что истребитель еще можно поднять, вернуть в небо — и прилагал к этому все усилия».

Действительно, квалификация Владимира Топонаря не вызвала сомнений — только в составе пилотажной группы «Украинские соколы» он к моменту трагедии летал уже шесть лет.

Генералов отстранили, но оправдали

О проблемах с тягой двигателей говорили и некоторые эксперты. В 2016 году подполковник запаса Геннадий Жуков , входивший в группу следователей, заявил, что в воздушную систему СУ-27 попала вода и испортила приборы, выдававшие летчикам неверные данные. «Последнюю фигуру они начинали на скорости 430 — они видели, это тестер зафиксировал, комиссия это видела. А в действительности в них скорость была 360, а может, и меньше», — приводил в 2016 году слова Жукова украинский портал ТСН.

Но официальной версией катастрофы 2002 года по-прежнему остается «человеческий фактор».

Помимо пилотов, за трагедию в Скнилове были осуждены еще трое военных -заместитель командующего 14-м авиакорпусом Анатолий Третьяков и заместитель руководителя полетами Юрий Яцюк получили по 6 лет лишения свободы, начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных — 4 года условно.

Главком ВВС Украины Виктор Стрельников был отправлен в отставку. Он и еще четыре генерала также были отданы под суд, но признаны невиновными.

Пострадавшие до сих судятся за компенсацию

Освободившийся Владимир Топонарь до сих пор выплачивает из скромной военной пенсии 150 000 гривен штрафа, назначенные судом. А пострадавшие в катастрофе обивают пороги судов, пытаясь добиться от украинских властей компенсации. Того, что было выплачено, многим не хватило даже для прохождения первичного лечения, в то время как десятки пострадавших нуждались в длительной реабилитации. В Европейском суде сейчас более 30 исков от украинцев, пострадавших в Скнилове. Однако рассмотрение этих дел идет со скрипом — ЕСПЧ отдает приоритет политическим делам и проблемам ЛГБТ, до жертв катастрофы у судей попросту не доходят руки.

Уровень пилотов украинских ВВС за прошедшие 15 лет значительно упал. Сегодня его хватает лишь на то, чтобы бомбить безоружных в Донбассе. Впрочем, и там, как только ополченцы стали давать авиации отпор, активность ВВС была свернута.

Кстати, по утверждению украинских СМИ, сын Владимира Топонаря служит в так называемой «зоне АТО» вертолетчиком.

27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом боевой истребитель Су-27УБ врезался в зрителей. Погибли 83 человека (из них 19 детей), 116 человек ранены. Пилоты успели катапультироваться.

Субботнее утро 27 июля 2002 года: на армейском аэродроме Скнилов, под Львовом, многолюдно. Все с нетерпением ожидают начала праздника, посвященного 60-летию 14-го воздушного корпуса, дислоцированного в западных областях Украины. Особенно радуются дети: родители им обещали, что они смогут посидеть в настоящих самолетах.

Первым в небе появился Ан-2. Кружа над взлетно-посадочной полосой аэропорта, он сбрасывал парашютистов.

Затем перед трибуной показали фигуры высшего пилотажа два спортивных Як-52. Но все ожидали появления настоящих боевых машин - полеты заявлены в программе.

И вот диктор сообщает, что истребитель-бомбардировщик Су-27, вылетевший с места дислокации в поселке Озерном Житомирской области, уже на подходе к аэродрому.

Все ждали именно этого истребителя. Взоры более семи тысяч львовян и приезжих обратились к кромке ВПП, откуда должен появиться самолет. Рокотом мощных турбин заглушается голос диктора, рассказывающего о технических характеристиках «сухаря» (так пилоты и техники называют машины конструкции КБ имени Сухого). Размах крыла 14, 7 метра, длина 21, 9 м, высота 5, 9 м. Взлетная масса 22, 5-23 т. Максимальная скорость на высоте 11 км составляет 2500 км/ч. Динамический потолок полета 24 км. Силовая установка - два двигателя ТРДД АЛ-31Ф, развивающий тягу при форсаже более 12 т каждый.

Сверкая фюзеляжем и крыльями, Су-27 на малой высоте проносится над ВПП перед трибуной, вызывая взрыв всеобщего восторга.

Тем временем шум двигателей превращается в громовой рокот, истребитель Су-27УБ, пилотируемый летчиком-испытателем 1-го класса Владимиром Топонарем и летчиком 1-го класса Юрием Егоровым, задирает нос кверху, стремительно набирая высоту, затем заваливается набок, выполняя фигуру высшего пилотажа - «бочку». После этого разворачивается и переходит в крутое пике, снова приближаясь к летному полю.

По словам очевидцев, в какой-то момент истребитель вдруг резко снизился; почти у самой земли экипаж попытался поднять его на безопасную высоту, но при этом Су-27 задел крылом стоявший на поле Ил-76. Машина, потеряв управление, «нырнула», пилоты катапультировались, и через мгновение 20-тонный истребитель рухнул на землю, превратившись в огненный шар и сметая все на своем пути. К небу рванулся столб пламени и черного дыма. Зрителей, среди которых было много детей, калечило и убивало обломками металла, давило взрывной волной, жгло огненным смерчем вспыхнувшего авиационного керосина.

Рассказывает свидетель катастрофы, корреспондент «Комсомольской правды» Ярослав Коляса:

«Асы летчики!» - мелькает мысль у меня. В паре метров над корпусами Львовского авиаремонтного завода пролетели! Зрители залихватски захлопали.

Но что это? Самолет продолжает снижаться. Я не летчик, но и то понимаю, что пора выводить машину из пике.

Самолет, всколыхнув или чиркнув - я не понял! - кроны высоких тополей, растущих по краю территории авиаремонтного завода, несся уже над рулежными бетонными дорожками, ведущими к проходной предприятия, и продолжал терять высоту! Зрители - да и я тоже - все еще думали, что так и надо, что это такой трюк.

А истребитель чиркнул крылом по Ил-76, стоявшему на площадке для осмотра и открытому для всех желающих. Звука удара я не услышал, но вокруг брызнули осколки. Позже мне сказали, что в этот момент в кабине «Ила» находились несколько зрителей с детьми - трудно даже представить, что они пережили.

Я вижу, как над разваливающимся уже на куски самолетом вспыхнули купола двух парашютов.

А истребитель, «пропахав» бетонную дорожку, выскочил на травяное поле, все разваливаясь и разваливаясь…

Потом - пламя, черный дым. На нас пыхнуло жаром, как из доменной печи.

Началась паника - и толпа швырнула меня в сторону от огня.

Крики над полем. Кажется, первыми оценили ситуацию пожарные: красные машины мгновенно появились возле огня, в пламя ударили струи воды.

Еще не соображая, что делаю, я побежал к месту, которое пропахал упавший самолет. Сработала мысль - раз машина распалась на куски и все горит, взрыва не должно быть, баки развалились, топливо вытекло.

То, что увидел, наверное, никогда не удастся забыть.

Вдруг вижу, навстречу мне, шатаясь, идет мужчина в какой-то необычной одежде. Читаю на нашивке: Юрий Егоров. Не сразу соображаю, что это один из летчиков, пилотировавших злополучный истребитель. Его подхватывают под руки, чтобы не упал, уводят в сторону. Позже я узнал, что оба летчика (второй - Владимир Топонарь) из-за аварийного катапультирования получили серьезные травмы позвоночников.

Три «скорые» уже подъехали к месту падения самолета.

Ожил микрофон, стоящий где-то у ведущих шоу или на трибуне, я не понял. Десятки людей вырывают его друг у друга, кричат: «Петя!.. Миша!.. Славик!..» «Мама, папа возле трибуны, ты где? Подойди сюда!..»

…А через минуты военные и милиционеры уже живой цепью оттесняли мечущуюся толпу от места смертельного падения истребителя.

В первые минуты после трагедии на залитом кровью летном поле лежали оторванные головы, руки, ноги. Люди погибали целыми семьями: отец, мать и двое детей, пришедшие посмотреть на авиационный праздник. Один из пострадавших, 40-летний мужчина, стоял, держа за руку жену, которая в свою очередь придерживала двоих детей. Обломки самолета буквально смахнули женщину с детьми, а в руках у отца осталась лишь оторванная рука супруги. Молодой парень рядом догадался лечь и потому остался жив.

«В тот день я со своей девушкой и другом отправился в Скнилов на авиашоу - все-таки разнообразие, не все же на дискотеки или концерты ходить, - рассказывал журналистам двадцатичетырехлетний Александр Савченко. - На аэродроме много народу - тысяч десять. Люди распределены группами примерно по тысяче человек. И надо же такому случиться - самолет упал именно в нашу тысячу. Меня легко поранило, даже не знаю как, - руки и ноги. Небольшие порезы. Моей подруге раздробило тазобедренный сустав, поврежден костный мозг. Сейчас она в реанимации, врачи говорят, проблемы с позвоночником. А другу страшно повезло. Стоящему перед ним мужчине оторвало голову, и Петр об эту голову споткнулся, упал… Это его и спасло. В рубашке родился. Мы все, как водой, были облиты кровью - она из людей била фонтанами. Я ночью не могу сомкнуть глаз - сразу вижу эту картину. А Петр с тех пор вообще не разговаривает…»

Когда у зрителей и участников авиашоу прошел первый шок, они с ужасом поняли, что произошло. Там, где только что располагались трибуны, полыхал ядовитый пожар. Тела погибших разметало далеко вокруг места взрыва. Стоны раненых, крики ужаса, детский плач… В первые минуты никто даже приблизительно не мог представить себе масштабы трагедии. Но уже вскоре стало ясно, что количество жертв исчисляется десятками.

Страшная трагедия обрушилась на семью прапорщика Владимира Сербина из Львова. Он пришел посмотреть шоу вместе с сыновьями - шестилетним Ростиславом и восьмилетним Юрием. Погибли все трое.

Машины «скорой помощи» развезли людей в четыре больницы. У большинства пострадавших сильные ожоги, резаные и рваные раны.

«Я еще не видел такого», - рассказывал врач реанимационного отделения Львовской больницы «Скорой помощи» Василий Иванюшко. - К нам сразу доставили 14 человек в тяжелейшем состоянии - с черепно-мозговыми травмами, израненными конечностями, телами. Их пришлось вытаскивать буквально с того света. Увы, двоих так и не удалось спасти - мальчика-подростка и женщину лет сорока пяти. Кстати, лишь двое из наших пациентов, когда пришли в сознание, смогли вспомнить свои фамилии».

Пожалуй, еще никогда львовская телефонная сеть не переживала такого шквала звонков. Вопрос один: «У вас все живы?» И в воскресенье, и в понедельник во Львове возле больниц, городского морга толпились люди, пытавшиеся узнать, нет ли среди пострадавших и погибших их родных, знакомых. Получить такую информацию было непросто. Ведь самолет при падении изувечил многих погибших до неузнаваемости. Ситуация осложнялась тем, что у большинства погибших и пострадавших не было при себе никаких документов.

Президент Кучма, прервав свой отпуск в Крыму, срочно прибыл во Львов. Проведя экстренное совещание на месте трагедии, он уволил главнокомандующего Военно-воздушными силами Украины Владимира Стрельникова, а министр обороны страны Владимир Шкидченко по поручению президента уволил командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко. Военная прокуратура Западного региона возбудила в связи со случившимся уголовное дело. В чем причина катастрофы, должна была ответить государственная комиссия, которую возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Президент Украины потребовал доложить о результатах расследования и принятых мерах до 7 августа.

Пилоты разбившегося истребителя при катапультировании получили сильные, но неопасные для жизни травмы позвоночника. Владимир Топонарь и Юрий Егоров сказали президенту, что были бессильны предотвратить трагедию.

Вскоре летчиков перевели из реанимации в военно-медицинский центр в Виннице. То, что их здоровью ничего не угрожает, больше всего возмущало очевидцев происшествия.

«Черный ящик» самолета был найден и направлен на исследование. По первой официальной версии, причиной трагедии стал одновременный отказ двух двигателей самолета. Российские эксперты крайне скептически отнеслись к выдвинутой украинской стороной версии об одновременном отказе сразу двух двигателей истребителя Су-27. Установленные на этом самолете турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-31Ф за десятки лет эксплуатации во многих странах мира, в самых разных климатических условиях зарекомендовали себя как исключительно надежные. К тому же для регулирования режимов работы АЛ-31Ф предусмотрено функционирование двух систем - электронной (основная) и гидравлической (дублирующая). К характерным особенностям АЛ-31Ф относятся модульность конструкции, высокая газодинамическая устойчивость компрессора, малый удельный расход топлива, высокие контролепригодность и эксплуатационная технологичность. По оценкам специалистов ОКБ «Сухого», они не могут припомнить, чтобы на Су-27 в нормальных условиях пилотирования произошел одновременный отказ сразу двух движков.

Тем не менее в авиационном военно-промышленном комплексе «Сухой» не исключали, что причиной трагедии на авиашоу во Львове мог стать отказ двигателей истребителя Су-27, так как, по мнению специалистов, после распада СССР авиатехника на Украине эксплуатировалась с серьезными техническими нарушениями.

И все-таки причиной трагедии во Львове стал пресловутый человеческий фактор. Украинская армия в целом и ВВС в частности после развала СССР находились в критическом состоянии. За годы независимости летчики растеряли былую профессиональную квалификацию. Украинские пилоты имеют минимальный годовой налет. Оставшиеся от Советского Союза вооружения эксплуатировались с грубейшими нарушениями установленных правил. То же можно сказать и об учениях и тренировках с применением техники.

Эксперт по авиабезопасности Валерий Тимошкин, например, сравнил катастрофу под Львовом с трагической гибелью Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе. 17 июля 2001 года на празднике в Острове, под Псковом, разбился Су-33 под его управлением. Причиной катастрофы стала ошибка при пилотировании. Апакидзе, видимо поняв, что виноват, сам погиб, но самолет увел в сторону от зрителей.

Украинская комиссия сделала заключение, что к трагедии привели «серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов в ВВС, и в частности при организации демонстрационных мероприятий во Львове». Об этом говорилось в сообщении пресс-центра Генеральной прокуратуры Украины.

Трагедии можно было избежать, если бы устроители авиашоу выдержали минимально безопасную высоту и удаление от зрительских трибун. Тогда пилот в случае возникновения нештатной ситуации имел возможность увести самолет в сторону. Об этом свидетельствует опыт авиационных происшествий на крупнейших мировых авиасалонах, таких, как Фарнборо и Ле-Бурже, где катастрофы и инциденты с самолетами в последнее время обходятся без человеческих жертв.

Летчик первого класса подполковник Алексей Мельник, просмотрев телесюжеты о трагедии, отметил явные ошибки в организации шоу. Полеты должны демонстрироваться на высоте не менее 400 м, а сама машина не должна пролетать над зрителями.

Согласно общепринятым стандартам, расстояние от места выполнения полета до места расположения зрителей должно составлять от 300 м до 1, 5 километра. Даже если пилот совершает ошибку, организаторы должны это предусмотреть. По мнению Мельника, летчик самостоятельно на виду у начальства так низко к земле не опустится: «Обязательно был сценарий, и кто-то давал на него добро. Был руководитель полетов, который в случае нарушения летчиками режима высоты должен был дать приказ не выполнять задание дальше». Мельник охарактеризовал Юрия Егорова, с которым знаком, как сильного летчика. «Люди должны его простить, так как он сам уже достаточно наказан случившейся трагедией».

А вот мнение эксперта В. Тимошкина:

Второе. Всегда определяется минимальная высота вывода машины из вертикальных фигур - в данном случае не менее 100 м. А у украинских летчиков рассчитано 30-40 м, за что они и поплатились. Тут налицо сначала ошибка организаторов шоу, а потом еще и самих летчиков. В трагедии виноваты организаторы шоу, а не только экипаж».

Не прошло и двух недель, как председатель комиссии по расследованию причин катастрофы Евгений Марчук заявил, что имело место отступление от полетного задания. Расшифрованы записи «черного ящика». Пилот спрашивал: «А где же наши зрители?» Перед падением экипаж получил предупреждение: «Самолет вошел в сверхкритическую перегрузку». При этом установлено, что все системы и агрегаты машины работали нормально.

  • 71.