Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи. Ткач. Секреты профессии  Сообщение о профессии ткача

36.3

Для друзей!

Справка

Ткач - это работник ткацкого цеха. Ткачество - изготовление ткани на ткацких станках. Для ткачества основа и уток из приготовительного цеха поступают в ткацкий цех для выработки из них ткани. Основа в ткачестве нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Ткань на ткацком станке образуется в результате последовательного переплетения двух систем нитей - основы и утка, расположенных перпендикулярно нити основы в процессе ткачества испытывают большие воздействия рабочих органов станка, чем уточные, поэтому к ним предъявляются повышенные требования прочности, выносливости и износостойкости. Ткацкий станок - основная машина ткацкого производства. Оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных ковров. Хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных тканей и продукции текстильной промышленности.

Описание деятельности

Деятельность ткача представляет собой работу с применением знаний в области устройств и правил взаимодействия основных механизмов и узлов станка, артикулы, назначений вырабатываемых изделий. Ткач должен уметь отличать виды, номера, цвета, оттенки и другие признаки сырья, выявлять ткацкие пороки, предупреждать и устранять дефекты в тканях и лентоткацких изделиях.

Трудовые обязанности

Ткач осуществляет выработку декоративных изделий и напольных дорожек с одноцветным перебором на ручных ткацких станках. Изготавливает металлические и синтетические сетки из проволочных и синтетических нитей различных марок для целлюлозно-бумажного производства на металлоткацких станках в соответствии с установленными государственными стандартами. Подготавливает и заправляет обслуживаемые станки. Производит проборку основных нитей и проволоки в ремизы и бердо, принимает участие в проборе основы на обслуживаемых станках. Подвязывает ремизки по заправочному рисунку и подножки к ремизкам. Регулирует подачу и натяжение основы, плотности по утку. Ликвидирует обрыв основных и уточных нитей, проволоки, пряжи. Производит смену шпули в челноке. Заделывает дефекты в изделии, привязывает основы. Производит контроль над состоянием челнока. Производит очистку изделий от концов нитей. Осуществляет снятие наработанных изделий. Срезает и скатывает сетки в рулоны. Производит сбор и сдачу отходов. Ухаживает за обслуживаемыми станками.

Описание:

Ткач (ткачиха) - мастер по производству тканей на ткацком станке. В современном виде это в основном женская профессия.

Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.

Историческая справка

Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр.

В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.

Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.

На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.

Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.

В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному.

В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.

Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Основная задача ткачихи - не допустить лишнего простоя станков (быстро ликвидировать случайные обрывы нитей, не допускать брака, быстро его устранять, если он возник). Ткачиха проверяет качество поступающих нитей по номеру и цвету, выполняет профилактические работы по предупреждению обрывности нитей основы (продольных) и утка (поперечных), пороков ткани, контролирует плотность ткани и точность рисунка переплетения. Распространено многостаночное обслуживание.

Ткачиха не только зрительно наблюдает за станками, но и прислушивается к их работе, определяет неисправности по звуку. По мере приобретения профессионального опыта, повышается чувствительность пальцев рук работницы. Ткачихи тонко чувствуют на ощупь качество нити, ткани.

Работа ткачихи не только физическая. Одна из важных мыслительных задач - верный выбор маршрута обслуживания станков. Выбирая маршрут, ткачиха учитывает множество факторов: режимы работы станков, качество нитей, влажность и температуру воздуха в цехе, информацию о работе станков в предыдущей смене. Умея учесть все сведения, ткачиха быстро, "на ходу" мысленно выстраивает нужный маршрут и в соответствии с ним совершает обход станков. Поэтому опытную ткачиху отличает не только быстрота рук, но и обдуманность действий, точное предвидение событий, а значит - малая доля случайностей на рабочем месте.

Место работы

Ткачи, обслуживающие автоматизированные станки, работают на текстильных фабриках.

Мастера ручного ткачества работают индивидуально или в небольших мастерских по изготовлению гобеленов, ковров и т.п.

Обязанности:

  • Ткач осуществляет выработку декоративных изделий и напольных дорожек с одноцветным перебором на ручных ткацких станках.
  • Изготавливает металлические и синтетические сетки из проволочных и синтетических нитей различных марок для целлюлозно-бумажного производства на металлоткацких станках в соответствии с установленными государственными стандартами.
  • Подготавливает и заправляет обслуживаемые станки.
  • Производит проборку основных нитей и проволоки в ремизы и бердо, принимает участие в проборе основы на обслуживаемых станках.
  • Подвязывает ремизки по заправочному рисунку и подножки к ремизкам.
  • Регулирует подачу и натяжение основы, плотности по утку.
  • Ликвидирует обрыв основных и уточных нитей, проволоки, пряжи.
  • Производит смену шпули в челноке.
  • Заделывает дефекты в изделии, привязывает основы.
  • Производит контроль над состоянием челнока.
  • Производит очистку изделий от концов нитей.
  • Осуществляет снятие наработанных изделий.
  • Срезает и скатывает сетки в рулоны.
  • Производит сбор и сдачу отходов.
  • Ухаживает за обслуживаемыми станками.

Требования:

Важные качества

Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.

Профессиональные знания и навыки

Необходимы навыки работы на станках, знать устройство станков, свойства используемых волокон, получаемых тканей, уметь устранить мелкие поломки в процессе работы.

Образование

Для работы ткачихой на фабрике достаточно начального профессионального образования (НПО), которое можно получить в профессиональном училище.

Следующая ступень образования - среднее профессиональное (СПО) – позволяет получить специальность «Технология текстильных изделий» (квалификация «Техник»). Освоить его можно в колледже или техникуме.

При подготовке использован материал ПрофГид: список профессий и их описание

Наталья Лещинская
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей возрастной группе на тему :

«Знакомство с ремеслом ткачихи »

Цель : воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Задачи :

Образовательные :

Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;

Углубить понимание необходимости беречь народные традиции;

Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;

Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов : ткачиха , ткач , ткацкий станок, ткет, гончар, гончарный круг…

Упражнять в связной речи, точном использовании слов.

Развивающие :

Развивать речетворчество детей, путем создания слов к слову ТКАЧИХА ;

Развивать память, внимание, мышление;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, через народные ремесла ;

Воспитывать уважение к труду других людей;

Воспитывать аккуратность, старательность .

Предварительная работа : знакомство с ремеслом гончара , придумывание с детьми карточек-схем характеризующих работу гончара, работа с глиной на гончарном круге, лепка из глины (неваляшка, снеговик, чашка с блюдцем, птичка) и раскрашивание полученных изделий.

Здравствуйте, гости дорогие, себя покажите, на меня посмотрите.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем

Прекраснейшего настроения.

Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем здоровья игрой «Здравствуйте» .

Ребята, вы пришли ко мне в гости, в мою избу.

Скажите, а как называется комната, в которой я вас встречаю? (горница)

Правильно, это горница. Самая красивая и нарядная комната. Давайте вместе рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице. (печка, …сундук)

Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки? (ответы)

Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.

Первая загадка : На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел –

Семью кормил. (глиняный горшок)

Скажите, а кто изготавливает глиняную посуду? (гончар)

Появляется гончар на экране мультимедиа. (аудиозапись) «Да, ребята, вы правильно сказали. Это я, гончар изготавливаю глиняную (керамическую) посуду. И вы приходили ко мне в гости, в мою мастерскую, где я вам показывал и рассказывал как сложно и интересно работать с глиной и какие красивые изделия получаются.»

Ребята, покажите и расскажите мне пожалуйста, как гончар работает с глиной. Что за чем и какие действия он выполняет. А мастер-гончар проверит вас. (презентация)

Скажите, что сначала делает гончар? (Сначала гончар берет глину.) Проверим правильно или нет.

Хорошо, а что потом делает гончар? (Потом гончар топчет глину, чтобы она была мягкая и пластичная.) Проверим.

Что после этого делает гончар? (После этого, гончар из глин делает комочки) Проверим.

Что гончар делает с этими комочками? (Комочки гончар кладет на гончарный круг и лепит горшочек или другое изделие. Обязательно во время работы мочит руки, чтобы они лучше скользили по глине.) Проверим правильно или нет.

Слепил гончар горшочек, что он делает с ним дальше? (Дальше гончар сушит горшочек.) Проверим.

После того как горшочек высох, что гончар делает? (гончар ставит горшочек в печь, чтобы обжечь его.) Проверим правильность.

Вот гончар обжог горшочек, что с ним делает дальше? (Дальше горшочек можно расписать и в нем можно готовить.) Проверим.

Гончар : (аудиозапись) «Молодцы ребята, внимательными были и все правильно выполнили. Ну а мне пора идти дальше работать. До свидания»

Ребята, а в моем сундуке есть еще загадки, слушайте внимательно.

1. Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге на пороге

Останавливает ноги? (половик)

2. Говорит дорожка –

Два вышитых конца :

– Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (полотенце)

Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?)

Это полотенце ткала ткачиха . Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха . Сядем рядком и поговорим ладком. Презинтация…

Приглашаю вас на ткацкую фабрику. * В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки. На ткацких станках работает ткачиха . * Работа ткачихи не простая . На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань . * Ткань яркая, разноцветная. Помогает ткачихе в работе челночек . * На ткацкий станок ткачиха натягивает нити . * Челночен бегает между ними и тянет за собой нить. Посмотрите как (видео) Вот так кропотливо, ряд за рядом ткачиха выполняет свою работу. Ткет ткань. Из ткани шьют одежду, полотенца, многое другое. * Ткань с ткацкой фабрики поступает в магазин и на швейную фабрику.

Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха . И приглашаю вас в ткацкую светелку.

Перед вами картон - станки на них уже натянута нить. Посмотрите внимательно, я покажу вам, как ниточка побежит между нитями, а потом попробуете сами.

Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой.

А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …

Умницы, старались , аккуратно выполняли работу. Мы с вами и дальше продолжим учиться ткать, но сейчас вы, наверное, устали и я предлагаю вам поиграть в игру кружева.

Давайте встанем в круг. Каждый из вас – ниточка и наши ниточки будут в парах, найдите себе пару. Мы с вами будем ткать кружева, а поможет нам в этом челночек и ткач . А какая пара будет челночком и ткачом , мы узнаем считалкой.

Три, четыре, пять!

Хватит спать!

Солнышко давно уж встало,

Нам пора идти играть!

Челночек убегает от ткача , а ткач его догоняет , но не забывайте, что надо оббежать каждую ниточку.

Готовы? Тогда : раз, два, три – беги… (1-2 раза)

Молодцы, хорошо поиграли.

А кажите мне, пожалуйста, о каких профессиях мы сегодня с вами говорили (гончар и ткачиха )

С какой новой профессией мы с вами познакомились . (ткачиха )

Женщину этой профессии называют ткачихой , а как называют мужчину? (ткач )

На каком станке работает ткачиха ? (ткацкий станок)

Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)

Какой предмет помогает ткачихе ткать ? (челночок)

Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, пояса, полотенца)

Вы правы, полотенца тоже ткали, а на самом красивом полотенце гостям подавали хлеб с солью.

Ребята, заигралась я с вами и чуть не забыла, что испекла хлеб.

Хлеб-соль подавали гостям, радуясь, что они пришли. Такова старинная традиция русского народа.

Предлагаю вам попробовать хлеб, но сначала надо помыть руки, а потом сядем за столы и угостимся хлебом.

С момента своего возникновения ткань играет огромную роль в быту каждого человека. Именно по этой причине производство данного материала всегда будет важным и необходимым направлением деятельности. И с момента своего возникновение ткацкое ремесло претерпело значительные изменения: были разработаны различные техники, создано специальное оборудование. Единственным, что осталось неизменным, так это мастер по производству тканей – ткач.

История возникновения профессии ткача

Уже достоверно известно, что первые ремесленники в области создания тканей трудились уже во время Древнего Египта и Древней Греции. А самым популярным материалом был лен. При этом первые станки для ткачества появились примерно в тот же период времени. На момент своего возникновения и вплоть до XVIII века они были исключительно ручными.

Поворотным моментом в области создания тканей можно считать 1733 год, когда был изобретен ткацкий станок с летающим челноком. Его появление позволило превратить производство тканей в самостоятельную отрасль промышленности. Следующей ступенью развития стали механизированные станки, а потом и полностью автоматическое оборудование с электронным программированием.

Но необходимо отметить, что и ручные, и механические станки до сих пор активно используются. Правда, не на крупных производствах, а в небольших, частных мастерских.

Ткачи и ткачихи: кого больше?

Современный ткач по большей части лишь контролирует работу станков. При это стоит также упомянуть, что если раньше ткачами были в основном мужчины, то сейчас это преимущественно женская профессия. Поэтому достаточно часто в официальных документах или объявлениях о найме работников можно встретить женскую форму профессии – ткачиха.

Обязанности ткача

За все время существования данного ремесла основные обязанности ткача остались неизменными. В перечень его обязанностей входит:

    производство тканей различного плетения;

    отслеживание работоспособности станка, настройка его работы;

    проверка качества продукции, отбраковка.

При этом стоит отметить, что на автоматизированном производстве один специалист работает сразу с несколькими станками.

Для того, чтобы выполнять обозначенные перед ним задачи ткач должен знать:

    установленные стандарты качества на производимые изделия и используемые материалы;

    устройство и принципы работы станков;

    правила отбраковки изделий;

    особенности и характеристики используемых материалов и производимых тканей.

Требования к профессии ткач

Получение допуска к самостоятельной работе для специалиста возможно только после прохождения серии инструктажей по безопасной организации труда и регламенту трудовой деятельности, принятой на производстве.

Кроме того, ткачиха должна пройти медицинское обследование и предоставить справку об отсутствии противопоказаний к работе. К примеру, наличие заболеваний опорно-двигательного аппарата или нарушение работы зрения могут стать причинами для отказа в трудоустройстве.

Работа со станками, как и много веков назад, требует от специалиста выносливости, острого зрения и ловкости.

Место работы и условия труда ткача

Конечно, основным местом трудоустройство современного ткача являются крупные предприятия текстильной промышленности. Но это не единственное место работы для специалиста. Навыки и умения ткача необходимы и в небольших мастерских, которые занимаются изготовлением ковров, либо уникальной продукции. Правда, необходимо отметить, что главный принцип подобных предприятий – авторский, уникальный дизайн и ручной труд. Иными словами, небольшие компании чаще всего используют либо механизированные, либо ручные станки.

Также ткач, обладая достаточными навыки и амбициозностью, может открыть и собственное дело.

Наиболее часто представители данной профессии работают по стандартной рабочей неделе с двумя выходными днями. Исключения составляют случаи, когда мастерские получают срочные или сложные заказы, поэтому специалистам приходится работать сверхурочно.

Где выучиться профессии ткач?

Выучиться данной специальности возможно в профильных техникумах и колледжах. При этом есть вариант получить как базовые знания в области, получив начальное профессиональное образование, так и углубленные познания, при поступлении в среднее специальное образовательное учреждение.

Чаще всего необходимое направление носит название «Технология текстильных изделий». Продолжительность обучения составляет около двух лет в очной форме. А в образовательную программу включена производственная практика.

Разряды ткачей по ЕТКС

Всего у специальности принято выделять пять уровней квалификации.

Ткач 2 разряда

Работает на ручных ткацких станках и может заниматься созданием декоративных изделий и простых ковров.

Ткач 3 разряда

Умеет работать на всех типах станков: ручных, механических, автоматических.

Ткач 4 разряда

Может создавать декоративные изделия на ручных станках, металлические и синтетические сетки на металлоткацких станках.

Ткач 5 разряда

Владеет техниками комбинированного ткачества.

Ткач 6 разряда

Имеет навыки для создания уникальных сюжетно-тематических изделий.

Уровень заработной платы профессии ткач

В зависимости от места работы и профессиональных навыков заработок ткачихи может варьироваться от 25 000 до 40 000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии ткач

В число положительных моментов профессии необходимо включить следующее:

    востребованность и актуальность;

    возможность работать как на крупной производстве, так и в небольших компаниях;

    перспективы профессионального развития.

К минусам следует отнести:

  • сложные условия работы.

Ткачество - это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Осваивая формирование полотна, первичная цель человека была - защитить тело от воздействий окружающей среды. Годы, десятилетия, века ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет д.н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Образовалось полотно с более сложной фактурой и декатировкой, что придало ткачеству другую смысловую функцию, т.е. ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество - это основа национальной культуры…

С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (браная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.

В 13в. новое и главное достижение человечества - механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития - это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство».

Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней. Благодаря мастерам, которые против однообразия современной среды, это многовековое ремесло возрождают и сейчас, оно приобретает новое звучание, как искусство.

Теперь у Вас будет ещё одна возможность расширить свой мир рукоделия. На станках полотно формируется просто и быстро! Ткань в изделии приобретает оригинальность и новое звучание, а само изделие получается эксклюзивным.

На станках Вы сможете создавать уникальные, художественные полотна! Рисунок на ткани зависит от задумки и фантазии ткача. Ручное ткачество ценится с древних времён и уже давно считается искусством. Это ремесло одно время стали забывать, но сейчас ткачество возрождается и приобретает всё большую популярность!