Почему бог попустил ислам. Зачем Бог попускает диаволу нас искушать (Святой Паисий Святогорец)

свящ. Алексей Шляпин

Бог, как Всеведущий, конечно, знал изначала и о появлении ислама. И не только знал. Он и предупредил, чтобы мы не думали, что «по недосмотру».

Ещё задолго до появления ислама Слово Божие предупредило: «Вот, видение грозное, и лице его от востока. Выступят порождения драконов Аравийских на многих колесницах и с быстротою ветра понесутся по земле, так что наведут страх и трепет на всех, которые услышат о них». (). Это – о появлении ислама.

И ещё, пророчество об Исмаиле исполнилось на одном из его потомков, Мухаммаде, и его последователях: «он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех, и руки всех на него…» (). Это – о характере ислама.

Основан ислам на «откровении» «ангела Джибрила» одному человеку. И об этом предупреждало Слово Божие через Ап. Павла: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». (). Коран формально не отрицает Евангелие, а, утверждая, что оно якобы искажено, приписывает Христу и Апостолам «иное благовествование». И верит «Ангелу с неба», который его принёс. Т. о., Слово Божие предупредило и о происхождении ислама.

А в чём смысл появления ислама? Какую роль в священной истории он занимает?
Ещё у Авраама было два сына. И уже тогда Бог попустил, что сын рабы, рождённый по плоти (Исмаил), гнал сына свободной, рождённого по обетованию (Исаака). Это было прообразовательно.
Когда Господь создал Церковь (потомков Авраама по обетованию: «Благословятся в семени твоём все народы земли» ()), иудеи, не принявшие Христа (потомки Авраама по плоти) яростно гнали Церковь.

Т. о., — это принцип священной истории,- сыны обетования всегда гонимы сынами по плоти, поскольку их удел не здесь, не на земле.

Гонения от иудеев имели локальный характер, и не могли впоследствии охватить всей Церкви, распространившейся по земле. Но принцип, заложенный в Свящ. Писании, должен был сохраниться, чтобы Христиане не расслаблялись, не строили «христианские» империи, не забывали, что их Царство – не на земле.

Поэтому, очевидно, Господь и попустил не зороастризму, не манихейству, а именно исламскому лжеучению развиться в мировую религию и стать противником Церкви, поскольку именно оно имеет характер продолжения принципа священной истории, по которому сын по плоти гонит сына по обетованию.

Мусульмане, подобно иудеям, считают себя потомками Авраама по плоти (первые последователи, арабы во главе с Мухаммадом,- буквально по родословной; последующие поколения мусульман – через обрезание и исполнение внешнего закона претендуют на такое родство). Не напрасно их называют ещё «агаряне». И всё происходит по принципу, заложенному в Свящ. Писании: «Как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне». ().

Об этом: ().

Т. е., ислам принял эстафету иудаизма в гонении на Церковь. Это очевидно, поскольку на мусульманах точно так же, как на иудеях, сбывается пророчество Христа Своим последователям: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ». (). Очевидно, что здесь – о гонении от монотеистов.

Т. о., Бог использует ислам, как бич для Своих сынов, Христиан, чтобы мы не забывали, что мы дети Авраама не по плоти, а по духу, и наше Царство не плотское, не на земле. Бог и попускает тем, которые претендуют на сыновство от Авраама по плоти, теснить на земле сынов обетования.

А что значит роль ислама в священной истории для самих мусульман?

Так вот. Бог всех призвал стать Его сынами и дочерьми. Но если человек не хочет стать сыном, не хочет быть Христианином, Бог его всё-равно использует в Своём Промысле. Но тогда уже – в роли раба, в роли бича и т. д.

До тех пор, когда точно определятся сыны, верные Отцу до конца. И тогда рука Отца отбросит бич. Куда? В геенну огненную, на эту вселенскую огненную свалку, в которой будут все те, кто не захотел стать сынами.

Так что, мусульманам не стоит обольщаться ролью бича. Бог многие языческие народы и союзы народов использовал в этой роли.

Кроме того, главное свойство Христиан, сынов Божиих, — это любовь к Богу и друг к другу. И чтобы мы не забывали об этом, главном, Бог и попустил нам иметь перед глазами пример, что такое монотеизм без любви.

«НЕ СКОРБИТЕ, ЯКОЖЕ И ПРОЧИИ НЕ ИМУЩИЕ УПОВАНИЯ»Многие задаются вопросом: почему Бог попускает смерть? Почему Бог попускает смертьрабам Божиим, иногда даже во время их служения Богу? Почему Бог не хранит их? Схимонах Иосиф Ватопедский (1921–2009). Сразу после смерти старца Иосифа совершилось первое чудо: умерший улыбнулся. Он не почил улыбаясь, а улыбнулся уже после своей кончины! Когда монахи в последний раз открыли лицо старца, все стали свидетелями блаженной улыбки, явившейся на устах упокоившегося подвижника. Это сияние вечности на лице старца было последним свидетельством, которое принесла на прощание его святая душа.

Прежде всего, мы должны понять вот что: тот, кто желает последовать за Христом, будет шествовать с Ним по одному пути. С того момента, как служитель Христов решится следовать за Ним, другого пути у него нет. Наше движение навстречу Христу есть путь подражания Ему. Христос Сам показал нам этот путь – не столько словами и Своим учением, сколько личным примером, и все желающие быть Его учениками должны следовать этим путем за Своим Учителем: «да последуем стопам Его».Но может возникнуть и такой вопрос: а почему наша жизнь должна быть скорбной? Неужели Бог хочет, чтобы мы мучились, страдали и умирали? Несомненно одно: Бог никому не желает зла, Он не желает, чтобы человек страдал, Он ненавидит зло. Но страдание и смерть происходят, к сожалению, – и происходят потому, что человек отпал от Бога, падение первозданного человека внесло в нашу жизнь смерть – этого величайшего и последнего врага человека, по словам апостола Павла. Смерть уязвит каждого. Даже Христос, как Богочеловек, допустил смерти уязвить Его, и в какой-то момент Его ученикам показалось, что Он был сокрушен и побежден смертью.Мы знаем, что Бог сотворил человека и поместил его в Рай блаженства, в место одновременно и духовное, и материальное, чтобы человек был счастлив и духовно, и телесно. Господь поместил человека в Рай, заповедав ему «возделывать и хранить его». Но, к несчастью, первый человек, поддавшись искушению лести, любопытства и наслаждения, пал через преслушание. Это была основная причина изгнания его из Рая. Человек сам нарушил свою связь с Богом, в то время как Бог, движимый любовью, предупредил Адама: в тот час, когда он вкусит плод от древа познания добра и зла, – смертью да умрет. Человек же захотел идти своим путем. Таким образом, он нарушил заповедь Божию, сначала умерев духовно, так как прервалась связь с Богом, а затем уже через множество лет скончался телесно. Адам стал свидетелем первой телесной смерти в мире – его первого сына Авеля, убиенного Каином. И уже через большой отрезок времени скончался сам. Первым скончался Авель, а не Адам – ему надлежало вкусить горечь первой смерти другого человека, а затем уже своей. С того момента все человечество подчинилось этому страшному и неестественному процессу – смерти. Человек стал смертен.Прошло несколько тысячелетий, и в мир явился Христос, Который разрушил смерть Своим славным Воскресением из мертвых. Так как Христос непричастен греху, смерть не имеет над Ним никакой власти.Какой путь и способ оставил нам Христос, чтобы и мы избавились от смерти? Путь Своих Крестных страданий и Своей смерти. Путь аскезы, в которой Он Сам, как Бог, не имел никакой нужды. Его смерть попрала смерть нашу, даровав нам воскресение и преображение тел в вечности. Душевная смерть была разрушена Воскресением Христовым.Если мы принимаем Таинство Святого Крещения, сознательно участвуем во всех других Таинствах Церкви и в ее жизни, то после всеобщего воскресения из мертвых во Второе и славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет попрана и телесная смерть. Смерти с этого момента уже не будет. Тогда все люди, все роды, начиная от Адама и заканчивая последним человеком, воскреснут.Сейчас же смерть является для нас фактом страшным и трагическим, чем-то неестественным. Мы изначально не были сотворены смертными, поэтому при виде чужой смерти всегда питаем к ней такое отвращение. Смерть для нас – настоящая трагедия, потому что она оскорбляет нас, созданных по образу Божиему и подобию. Каждый раз, когда умирает какой-нибудь человек, этим, можно сказать, оскорбляется Сам Бог, создавший человека бессмертным, потому что то, что создал Господь, – человека, диавол ухитрился испортить и повредить и предать тлению – не на веки вечные, конечно, но на большой отрезок времени.Смотрите: явился в мир Христос, добровольно предал Себя на Крестную смерть и Своею жертвой разрушил смерть. А до Крестной жертвы смерть была страшна для человека, смертью же Богочеловека человек стал страшен для смерти. Поэтому в Пасху мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» Как пишет святой Иоанн Златоуст: «Никто да не боится смерти, ибо Спаситель нас избавил от нее!»В тропарях панихиды поется: «Воистину страшно смерти таинство, како душа с телом насильно разлучается… Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту безобразну, безславну, не имеющую вида!» Так Церковь описывает трагедию смерти. «О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти?» И далее Церковь обращается ко Христу, разрушившему трагедию смерти и светом Своего воскресения освятившему катастрофу, привнесенную в мир смертью, так что с этого момента смерть из тирана становится для нас дверьми, ведущими в Царствие Божие, в котором мы будем дожидаться часа всеобщего воскресения из мертвых. Церковь в тропарях панихиды отвечает: «Воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающего преставльшемуся упокоение».Итак, смерть является неизбежным уделом всех человеков. Некоторые утверждают, что существенная разница – умереть в старости или в юности. Эти наблюдения поставляют нас перед реальностью настоящей жизни и жизни во Христе, потому что для всех очевидно, что у смерти нет предпочтения, перед ней никто не устоит, она забирает и праведника, и грешника, и богатого, и бедного. Если бы злой смертью умирали только грешники, тогда жизнь во Христе была бы таким счастливым времяпрепровождением. То есть если так думать, то получилось бы следующее: хочешь быть счастливым? – последуй за Христом. Это наивное заблуждение. И огромной ошибкой будет, если мы этому станем учить наших детей, говоря: «Веруй в Бога, чтобы Он хранил тебя, чтобы ты хорошо учился и твоя жизнь устроилась». Ни одному человеку Христос не обещал, что его жизнь будет легка и беспечальна. Но что сказал Христос? – Он сказал: «В мире скорбны будете, и поскольку Меня гнали, и вас будут гнать, на Меня клеветали, и на вас будут клеветать, Меня распяли, и вас будут преследовать даже до смерти!» Значит, однозначно: если мы хотим последовать за Христом, ни для кого из нас не будет исключения, все мы, ученики Христовы, будем подвергаться скорбям и этой трагедии человеческого естества, все мы последуем этому непреложному духовному закону.Очень часто Господь попускает святым различные ужасные смерти, как то: мученические, от огня, меча, от злых людей, от различных несчастных случаев, чтобы мы, глядя на них, были утешены тем, что и святым Своим Господь попускает подобную смерть. Так, видя святых, подверженных различным бедствиям, мы будем более выдержанны и терпеливы.Да не думает никто, что Господь попускает такие бедствия и несчастья и смерти только грешникам, отвратившись от них окончательно. Зачастую люди, услышав, что кто-то умер ужасной смертью, выставляют как причину его смерти его грехи и приходят в уныние. Они задаются вопросом: почему такой-то человек умер в молодости от рака? он, наверное, был очень грешным… Однако же, смотрите, святой Паисий умер от рака, святой Порфирий с юности страдал от множества различных болезней. Может быть, им тоже Господь попустил это по причине их грехов? А Афанасий Афонский, величайший святогорский святой, умер погребенным под обрушившимся на него куполом строящегося храма Лавры!.. Да и Сам Христос вкусил позорную и мучительную смерть. В эпоху римского владычества смерть на кресте считалась одной из самых мучительных и позорных. Так казнили рабов, бунтовщиков и отбросы общества. Однако же ради спасения человека Христос, нисколько не сомневаясь, вкусил не только эту позорную и унизительную смерть, но подвергся целому ряду издевательств: был оплеван, заушен, оскорблен, раздет… По какой причине Бог позволил, чтобы Его создание – человек – подверг Его таким мучениям и унижениям? – Прежде всего, чтобы исполнить Свой замысел искупления человека. Но и чтобы показать нам, что Он первый прошел по этому пути, и заградить уста тем, кто осмелился бы сказать: «Вот, во время Своей земной жизни Он только благоденствовал, а почему же я страдаю?» Христос показал нам личный пример, чтобы, взирая на него, мы им подкреплялись и утешались, шествуя по Его стопам, как глаголет апостол (см.: 1 Пет. 4:1–11). Видеть, что страдают не только грешники, но и святые и порой умирают страдальческой смертью, будет для нас поощрением к терпению. Если такой-то святой так страдал, почему бы тогда и мне, обремененному множеством грехов, не потерпеть? Есть и другая причина того, почему иногда благой Бог попускает мучительные смерти: чтобы мы усовершенствовались, так как все мы перед Богом несовершенны. Каждый раз, когда человек подвергается несправедливостям, разного рода притеснениям или страдает от несчастий, скорбей и болезней (особенно в молодом возрасте) или даже смерти, это становится предлогом для воздаяния от Бога в Царствии Небесном, как сказано в Писании: «Вмале претерпели – великое приобрели». Здесь, на земле, даже несколько минут мучения, терпеливо перенесенного с благодарением, могут стать причиной для вечного блаженства. Когда 40 Севастийских мучеников ввергали в холодное озеро, они рекли: «Братие, потерпим вмале (то есть потерпим немного), но приобретем вечный Рай!»В определенный час нашей жизни, когда нас призовет Господь, мы сможем взглянуть на все чрез духовную призму вечности, и тогда мы ясно и в полной мере сможем увидеть, каким приобретением для Царствия Небесного было терпение искушений и тягот сей жизни.Имея в виду все это, человек с несравненной легкостью и терпением сможет переносить все скорби, встречающиеся на его жизненном пути, по апостолу: «Недостойны страсти нынешнего века к хотящей открытися в нас Славе Божией». Какой вес имеют временные скорби по сравнению с всевидящей, всевоздающей нелицеприятной благостью Божией?! Не будем забывать, что человек на этой земле лишь кратковременный странник. Никто из нас, как бы ни старался, не задержится здесь ни на минуту больше отведенного ему срока.Еще одна причина, по которой Бог попускает такие скорби святым, – это преемственность. Подобно Главе Церкви Иисусу Христу, мученики, идущие вслед Его, претерпевают за Него различные мучения. На крови Господа Иисуса Христа и крови мучеников была основана Церковь. Христос, подобно Агнцу, взял на Себя грехи всего мира, так и святые, подражая Христу, подъемлют на себя грехи их духовных чад и упраздняют полномочия, которые имеет диавол над ними. Пастыри, достигшие духовного состояния, сами становятся жертвой благоприятной, чтобы укрепить своих духовных чад в вере.Но может возникнуть вопрос: как благой Бог, Который всех любит, попускает, чтобы из-за одних людей страдали другие? На этот вопрос у нас, людей, нет ответа. Но я точно уверен в следующем: Господь не желает, чтобы кто-либо из людей вообще страдал, Он не желает человеку ничего плохого и злого. Как сказал святой Паисий, Бог попускает случиться злу, потому что знает, что из этого зла в конечном результате выйдет добро и духовное приобретение.Что, собственно, собой представляет человек? Это земля, персть. Поврежденный образ Божий, постоянно удаляющийся от Него и теряющий свое лицо. И кого можно назвать блаженным в подлинном смысле этого слова? Того, кому удалось использовать короткий промежуток этой временной жизни для приобретения вечной жизни в Царствии Небесном. Того, кто понял предназначение этой жизни и провел ее праведно, никого не обижая, не притесняя, храня свою совесть перед Богом и перед людьми, а если и оступился, то раскаялся и принес плод покаяния и в таком состоянии скончался. А в конечном итоге что человек берет с собой в вечность? Только свои добрые дела как бесценное наследство, которое у него уже никто не отнимет. Ты хочешь показать Богу свои добрые дела, свое покаяние? Покаяние признается правильным тогда, когда мы с этим чувством переходим в вечность. Так будем трезвиться и молиться, чтобы смерть не застала нас не готовыми, чтобы мы не покинули этот мир, не имея с Богом никакой связи. Иначе и сама наша жизнь была напрасной. Перед лицом вечности и смерти обнажается всякая ложь.Вполне естественно, что мы, живущие в мире, вкусим сполна и слез, и скорбей, но при всем этом да не оставляем надежду на Бога и Его Промысл о нас. Христос через апостола Павла сказал: «Не скорбите, якоже прочии не имущие упования». Конечно, совсем не скорбеть ни о чем даже святым невозможно, но да не будем уподобляться тем, кто не имеет надежды. Если у нас нет надежды на жизнь вечную в Царствии Небесном, то как мы сможем вынести трагический момент смерти? Тогда можно прийти в отчаяние и оказаться один на один перед этой ужасной катастрофой. У такого человека в час разлучения души от тела не будет никакого утешения – от осознания факта, что жизнь прошла впустую, и от недоумения, что же с ним будет после смерти. Лучше было бы ему вовсе не родиться, чем так умереть и причинить своим близким столько горя. Если бы не было Христова воскресения и вечной жизни, то наша жизнь не имела бы никакого смысла и, так сказать, «положительного противовеса».Даже если люди Божии страдают перед смертью и плачут, они надеются на милосердие Божие, и эта надежда их укрепляет. Но и близкие, зная, что человек был благочестив и стремился к Богу, будут этим утешены. Бог любит человека, и, как сказал святой Ефрем Сирин, «не является приобретением для Бога послать кого-нибудь в ад». Если же у нас нет такой надежды, то тогда наша жизнь сплошная бессмысленная трагедия. Что мы сможем сказать самим себе в момент разлучения души от тела? Как мы выстоим в этом миг? Потому что смерть – грозный судия, она мерило всей нашей жизни. Вот почему Священное Писание говорит: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь».Итак, приготовление к смерти для христианина имеет очень большое значение.Некоторые задаются вопросом: «Как Бог может быть с человеком, если Он зачастую не отводит от нас конкретное зло?» Да, часто Господь по Ему только ведомым причинам не отводит от нас какое-либо скорбное обстоятельство и злоключение, однако присутствие Бога в жизни человека дает нам возможность преобразить это зло и переносить страдания с благодарением, претворяя его из острых шипов в ценные алмазы. Сердечным сокрушением и покорным перенесением скорбей мы докажем Богу наше долготерпение. Тогда будет явна очевидная польза от этого.На пути к Богу терпеливо страдающий человек получает огромную пользу, он становится и людям полезен своим кротким перенесением скорбей, и Богу благоприятен. Когда такой христианин уйдет из сего мира и взглянет на все, что он вытерпел, через духовную призму вечности, то непременно воздаст славословие Богу. Он явно увидит, какую пользу он получил от терпения скорбей, боли и трудностей, на которые в будущей жизни даже намека не будет. В будущей жизни у праведников и покаявшихся грешников не будет ни скорби, ни боли, ни печали. Когда Бог с нами, все в нашей жизни меняется к лучшему и человек постигает причину происходящего с ним и благодарит Бога. Тогда разрешаются все его великие и малые недоумения относительно того, почему все это с ним бывало в течение жизни. Но в настоящем только лишь некоторые святые, которым Бог открывает Свою волю, могут быть извещены о том, по какой причине все это случается с нами в нашей жизни

Митрополит Лимасольский Афанасий

Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист

Книга Первая.

Познание воли Божьей.

II. Почему Бог попускает то или другое.

В этом отношении множество людей сильно заблуждаются, смешивая попущение Божье с попущением человеческим . Первое неизмеримо разнится от последнего по причинам своего происхождения - человеческое попущение происходит от бездеятельности попустителя, которая и служит непосредственной причиной появления множества физических и моральных зол при всей возможности попустителю предупредить или пресечь их в самом начале. Иногда, впрочем, происходит это попущение от того, что попуститель не имел возможности предотвратить какое либо зло. При таком нашем воззрении и на попущение Божье - в случаях, когда мы друг на друга нападаем, считая своего противника злодеем и виновником наших злоключений, и терзаем друг друга не только языком, словами, но и руками - рождается в душе нашей мысль, будто бы всеведущий Бог не смотрит на нас и, имея возможность возбранить, попускает наносить нам тяжкие обиды. Для исправления этой преступной мысли необходимо нам рассмотреть попущение воли Божьей в трояком отношении: а) со стороны желания Божьего попустить что-либо; б) со стороны причины Божьего попущения; в) со стороны содействия воли Божьей в совершении попускаемого дела или вещи. Для лучшего уразумения указанных сторон попущения Божьего необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол включает в себя разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид, или бесчестия, как то: приведение в нищенство (оскудение), заключение в тюрьме, недуги, изгнание (ссылка), смерть - все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного врачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом - это наши грехи (преступления Божьих заповедей). Первого рода зло попускает Бог по желанию своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов (и дщерей ). О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что Бог желает их совершения , он их только попускает. Все, что действительно существует в мире, пребывает в нем по желанию и слову Божьему, по воле Которого "все... начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1:3). Но грех не есть нечто жизненное (реальное), а есть только призрачная противоположность действительности, ее призрак, тень, ничто. Грех существует по одному именованию несовершенства лжи и лукавства неповинующихся Богу сотворенных Им разумно свободных существ. Потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божьего, не от Бога, по Его, однако, попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенства и непогрешимости Божьего управления миром или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого правое для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему и по отношению к его ближним (к обществу). В этом состоит отличие попущения Божьего от попущения человеческого, по которому зло или не могло быть предупреждено и пресечено в начале человеческими мерами, или, по крайней мере, было нежелательно совершение допущенного. Напротив в Боге видим и могущество Его не допустить, пресечь исполнение злого намерения, и вместе с тем волю попускающую совершиться тому или другому из зол. При этом рождается вопрос: почему благоволит Бог попускать совершение греха, какая побудительная причина у Бога к попущению людей на грех? Бог и злые дела иногда обращает во благо. Бесконечная благость Божья никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ, и сделанное по злобе не обращала бы во спасение. Бог попустил умножиться братней зависти против неповинного Иосифа, но попустил для какого благодеяния? Не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткого, незлобивого Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства Еврейского (да, для величайшей пользы не только их, но и всего рода человеческого через потомка Давидова Христа Спасителя нашего)? Попустил Бог бросить в ров к разъяренным львам безвинно оклеветанного Даниила пророка; но для чего? для возведения его самого и друзей его на высшую степень величия и славы. Но зачем мне рассказывать о многочисленных фактах Ветхозаветной истории, когда через попущение Божье завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины Еврейские, по зависти, предали на распятие Единородного Сына Божьего, Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческого. Таким образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства славы Божьей и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божья и милосердие Его, щедроты, всемогущество и величество, предвидение и промысел Его. Отсюда Высочайшая мудрость и правда Его неведомыми нам путями озаряют нас, и тем самым возбуждают весьма многих, внимательных людей, к возращению добродетели, к умножению многотрудных, но славных подвигов, награждаемых обильными благодеяниями в нынешней жизни и будущей и вместе с тем ореолом славы. О, как дивно и величественно проявляет себя Божественное промышление в повседневных своих попущениях! Неважно от добра произвести добро, но весьма удивительно злое обратить в добро. Есть общая поговорка: " на спокойном море всякий может быть кормчим. " Невелика мудрость, когда ветер попутный, корабль крепок, море не волнуется, еще и матросы корабля знают свое дело, пристань видна, - направить к ней корабль. Но иное дело, когда буря бушует на море, корабль поврежден, волны с шумом вливаются на палубу и внутрь корабля, или когда ночь темная, ничего невидно, пираты окружили корабль, экипаж малочислен и плохо вооружен; и при всем этом капитан корабля так искусно распорядился, что безбедно избежал опасности; вот это удивительное дело: капитан корабля делом доказал свою мудрость и свою опытность править кораблем Подобное замечаем мы и в мироправлении Божьем: кажущееся нам попущение воли Божьей не ведущим к добру, Бог приводит к наилучшему концу по Своей неизреченной премудрости и правде. Чрез попущение противозаконных деяний и приключений горестных Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. По Божьему промыслу, направляющему все к наилучшему концу, хитрые замыслы, направленные для вреда обольщаемого ими, часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы; величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели. Оттуда же происходит, что многие люди, на первый взгляд, уже совершенно погруженные в бездну погибели, на деле оказываются бывают через то самое спасены. Иосифу узы и темница служат к почестям и к его величайшей славе, братняя в нему зависть доставила ему больше пользы, чем благоволение всего мира. Саулова злоба доставила Давиду царский венец. Львиный ров ввел Даниила в большую честь и славу, каких не достигали и цари земные. Христос с креста вошел в рай вместе с покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на небеса и сел по правую сторону Бога Отца. Если бы Бог не попускал грехопадения и не исправлял допущенных, и через это не производил бы от злых деяний добрых последствий, то едва ли бы могли мы узнать присущую Богу правду, карающую злых и награждающую добрых. Но через такое допущение злых деяний мы учимся познавать пользу исследования самих попущений и осознавать, какими чудными путями Бог из величайших зол производит бесчисленное множество добра. Об этом весьма умно выразился знаменитый ученый Боэтий, говоря: известный порядок Божественного управления всегда достигает своих целей; ибо если иногда что-нибудь и уклонится от Божественного установления в сторону, то оно хотя и другим путем, все же направляется к предположенной цели, дабы ничто не оказалось неразумным в управлении Промысла. Хотя и неудобно человеку постигать ограниченным умом и выражаться слабым словом о величайших и бесчисленных деяниях неограниченного и всемогущего Божества, но для нас достаточно удостовериться, что Бог есть творец и промыслитель всего сущего, и Сам же Он все направляет наилучшим образом к достижению наибольшего добра. А потому, если благоразумно всмотримся в многоразличные явления природы н человеческих обществ, то ничего не найдем злого (в собственном смысле) и неразумного в порядке высшего управления миром. Итак существуют многочисленные причины попущений Божьих, примеры которых привели мы в начале этого отделения. О попущении Божием. В начале этой 2-й главы предложено рассмотреть попущение Божье с трех сторон: а) волю Божию, б) причины попущения, и в) волю содействующую к совершению попущенного. К рассмотрению этой третьей стороны попущения Божьего мы теперь и приступаем. Предвечный Бог еще прежде всех веков установил все то и так, что впоследствии времен намерен был Он привести и приводит в дело или исполнение. Тогда же Он предвидел и знал не только справедливейшие причины попущений зла в мире, но и имел свободную волю - как попустить, так и содействовать к совершению попускаемого действия. У богословов эта истина ясно и точно выражается словами: " Бог есть помощник всему истинно (немечтательно) происходящему и существующему. " Ничего в мире не бывает и не осуществляется без посредства первой и Высочайшей причины (воли Триединого Божества). Итак, если все, что попускает Бог, предустановленно Им от века к попущен ию по справедливейшим причинам, и Сам Бог благоволит являться невидимо помощником совершения (внешней стороны) попущенного деяния, то зачем мы произносим безумно на Бога и людей печальные и пустые жалобы? Зачем часто мы оговариваем и отрицаем Промысел Божий, и самые справедливые причины Божьего попущения? Почему лучше и справедливее все случившееся нам неприятное и мучительное для нас не приписываем Мы с покорностью воле Божьей и Его попущению для нашего исправления? Зная, во-первых , что попущения Божьи бывают не без справедливых причин, во-вторых , что вся сила и все лучшее содержится в том Божьем о нас намерении, с которым сделано попущение, и которому сопротивляться нам нисколько не следует - обязаны мы тем более осмотреться и исправить себя раскаянием перед Богом в своих погрешностях. В попущениях Божьих - добрая ли воля, злая ли она - но она работает Богу, и с каким бы намерением она не работает, однако в конце концов все совершается для достижения наилучших целей. Действительно, все святые то, что встречалось с ними в жизни (приятное или неприятное), приписывали воле, действию Божьему, потому что они не обращали своего внимания на грехи чужие, но все поступки людские рассматривали, как Божий дар или Божье попущение за свои грехи. Святые рассуждали так: милостивый Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы не знал Он, что оттуда произведет Он многочисленные великие благодеяния. Подобную мысль высказал и блаженный Августин: " Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла. Потому что Бог, будучи всеблагим, никаким образом не допустил бы зла в делах Своих, если бы Он не был столь всемогущ и благ, чтобы не мог от зла произвести благое, доброе. " Также справедливо говорил учитель Феофил: " Непостижимо Бог вмешивается в наши заблуждения и в наши грехи, не для похвалы их или принятия соучастия в них, но гнушаясь ими, ненавидя и исправляя их. Бог производит из зла много доброго, подобно тому, как бы Он огонь превратил в воду. " Здесь следует упомянуть и о другом его наставлении: " Всякий оскорбляющий нас (каким бы то ни было образом), - совмещает в себе как бы два лица, действующие одно сознательно, другое бессознательно. Во-первых, он желает по злому расположению к нам действовать против нас враждебно - с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает. При успехе же своем, через попущение Божье, делается он бессознательно 2-м лицом, действующим в качестве орудия в руках Божьих, наказывающего нас или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу. " Такими бессознательными служителями Божьими были (известные в истории): Навуходоносор, Аттила (предводитель Гуннов), Тотий, или Тотила (царь италийских Остготов), Тамерлан, и другие бичи Божьи. Таковы же Веспасиан и сын его Тит, которые ради славы и распространения Римской империи, старались уничтожить Евреев, но обманулись в том. Действительно, они были мучителями и сильными воинами - орудием гнева Божьего на народ неправедный. Евреи не могли достигнуть спокойствия и своего счастья на земле, иначе, как при пособии теплиц Нероновых. Но чтобы яснее изложить читателям означенное здесь изъяснение попущения Божьего, да будет нам позволено коснуться некоторых исследований и суждений. Любое попущение Божье нужно принимать с покорностью. Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, оглашающий весьма часто небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя столько оскорбляет: воля ли (умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел) или и то и другое? Ты отвечаешь меня оскорбляет и то и другое вместе. В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти ничтожно, и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения , то есть от воли Божьей, которая справедлива и свята. Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог тебя оскорбить без Божьего попущения. Скажешь: противник мой нанес мне величайшую обиду. Скажи: какую? Ибо за грехи твои тебя наказывает Бог, или учит тебя терпению, или умножает твою награду за невинное оскорбление тебя - и ты считаешь себя обиженным? Этого лукавого человека, скажешь, и его злобную волю я ненавижу. Но ты всегда обращаешь свое внимание на деяния других людей, а я тебе советую лучше обратить взор свой к Богу и к своей совести (беспристрастному внутреннему оку). Воля человеческая, хотя она и зла и нечестива, что же она могла тебе сделать? В чем ее успех? Ты не столько сожалеешь о том, что хотел тебе вредить твой противник, сколько о том, что он повредил и что мог повредить ? От кого же это произошло, и почему он мог тебе вредить? Не по власти ли и воле Божьей? А если по власти и воле Божьей - то всегда по судьбам праведным и святым. Следовательно ты или умолкни или обрати свои жалобы к Божественному попущению, и это последнее запечатлей твердо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго? Прекрасно сказал блаженный Августин: " Не бойся врага, он на столько силен повредить, на сколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, который силен столько сделать, сколько захочет, и который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все - справедливо. А если что-нибудь, по мнению нашему, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божьей, веруй, что оно есть справедливо и истинно. " Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога, по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божьего о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить (по необъятности Премудрости Божьей умом человеческим). Но утверждаю только, что и убивший неповинного человека действовал несправедливо, и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине, говоря другими словами - убийца совершил дело неправедное, требующее казни. Но попущение Божье - праведно и премудро по причине праведной, но скрытой до времени от нас. Подобным образом рассматривает блаженный Августин дело об убиении Христа, нашего Спасителя. " Иуда, беззаконный предатель Христов (говорит Августин) - и гонители Христовы - все беззаконники, все нечестивцы и все погибшие. Однако Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас. " Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (т.е. законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), потом растолкуй. Исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой перед Ним (Пс. 75:12). Рассмотри, что сделал тебе нечестивый? Что - праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу. Он попускает это по праведному Своему суду, попускает мерою, числом и весом. У него нет неправды, ты только сам всецело предайся Ему, усвойся Ему. Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство - когда тебя кто обидел или оскорбил, то ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло - ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. Этого обычая держались все святые Угодники Божьи - они не разыскивали кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божьего попущения. И потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников - за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам. Те же, которые нас хвалят и величают нас в глаза - льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысел Божий, и ожидали от Бога всего доброго. С другой стороны, оттуда же видно (из сказанного выше) что грех, учиненный против ближнего через Божье попущение, тем не менее не дает ни малейшего смягчения вины грешника, потому только, что его противозаконное деяние дало Богу повод произвести от зла большее добро. Ибо к произведению последнего подан только повод согрешившим и не от себя, но по богатству Божественной благости, намерение же у согрешившего было злое и осталось злым. Так, например, если бы кто из злодеев, подложив огонь под хижину бедняка по злобе на него, сжег ее, а другой добрый и достаточный человек, по своему сожалению к бедняку, выстроил ему на месте истребленной пожаром хижины не в пример лучший домик, то и в таком случае не могли бы служить уменьшающими вину поджигателя ни ничтожную стоимость подожженной хижины, ни то добро, сделанное бедняку, по поводу поджога и потери им хижины. Для лучшего уразумения сокровенных и непостижимых судеб Божьих и Его Промысла о людях предложим рассмотрение об этом в следующей главе.

Со Светлым Христовым Воскресением! Святые Апостолы молите Бога обо мне. С праздником иконы "Живоносный источник".

Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах,
более в темницах и многократно при смерти.
От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного;
три раза меня били палками, однажды камнями побивали,
три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской] ;
много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках,
в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников,
в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне,
в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении,
часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго.

Мир вам братия и сестры.

Как только вокруг нас произойдет нечто не вписывающееся в устоявшиеся нормы, то тут же можно услышать, мол это Бог попустил. Будь это стихийное бедствие, унесшее многие жизни, или из ряда вон выходящее беззаконное истребление одних людей другими по странным, зачастую безумным мотивам. Почему человеческий ум хочет отмерять эти события от Бога, от Его участия? А в данном случае, если попустил, значит участием не вмешательства, надо полагать? Люди в недоумении, и особенно те, кто в Бога не верит вовсе. Они всякий раз указывают верующим, мол смотрите, ваш Бог попускает твориться столь чудовищному смертоубийству. И считают, исходя из этого, что наш Бог убийца, или, как минимум, соучастник убийц. В ответ, как правило, звучит нечто невразумительное, что не может никак удовлетворить пытливый ум, и он претыкается от этого. Такого человека к Богу-убийце на веревке не подтащишь, ибо он считает, что даже лично он сам в данной ситуации поступил бы иначе, и не дал бы стихиям и/или беззаконникам убивать безвинных. В целом, в какой то мере этот человек прав. Но прав он, только лишь поверхностным зрением. Более внимательное рассмотрение этого непростого вопроса показывает, что Любовь Бога Троицы нисколько не поколебалась, и не изменилась от временных обстоятельств происходящих в мире, но как раз только лишь Любовь и принимает всяческое участие в минимизации влияния смерти, орошая мир верой, надеждой и любовью, задающим вектор в Обители, где отсутствует всяческое страдание вообще.

Давайте рассмотрим причины страданий и смерти в окружающем нас мире более внимательно. И после этого ответим сами себе честно, попустил ли Бог страдать лично каждому из нас и миру в целом, или мы сами являемся причиной этому.

Первое. Дар свободы, которым нас наделил Создатель, меч обоюдоострый. Если им пользоваться безпечно или вызывающе, противясь здравомыслию, то можно пораниться самому, и/или нанести смертельную рану окружающим и миру. Это может понять даже ребенок. Но, этот дар божественный, и он дает нам великий шанс стать богом по благодати. Многие скажут, зачем мне такой дар, если я могу неправильно им воспользоваться. В таком случае, тот кто это говорит, наверняка считает себя мыслящей, разумной личностью. Правда, отняв у личности свободу, она таковой уже не будет. Ибо у нее отнимется богоподобная способность мыслить в Боге и чудотворить, что присуще только лишь свободным существам. Выбор невелик, либо ты свободная личность, либо безличное существо человек-робот. Теперь делай выбор кем бы ты хотел быть. Если личностью, то придется нести обоюдоострый меч свободы в своих ножнах. Так устроил Бог и в этом, если хотите и есть то самое попущение, на которое так часто сваливаются все обсуждения, не способные объяснить то или иное из ряда вон выходящее трагическое явление. Вот здесь и произошел водораздел. Бог попустил, а другими словами, даровал нам жить свободно, и стать Себе подобными по благодати. Дар великий и нести его надо со всяким смирением и вниманием, чтобы не навредить, как себе, так и окружающему.

Второе. Окружающий нас мир зиждется на законах, как материальных, так и духовных. Они тесно взаимосвязаны, что мы все больше и больше понимаем, опираясь на исследования естествоиспытателей. Всякий закон, является ограничителем. И это тоже понятно. Одни летают, другие плавают под водой, третьи живут под землей, и у каждого из этих существ свой ареал обитания, ограничивающий их определенными свойствами, позволяющими им жить в этой среде, и в то же время не дающими возможность жить иначе. Например, вряд ли мы найдем рыбу парящую в небе, как орел, а птицу живущую все время под землей, как крот. Все эти законы показывают каждому из существ его место в пространстве, и советуют не переходить грань возможного, чтобы не повредиться или не погибнуть вовсе. Человек, с одной стороны, как всякое живое существо, также ограничен естественными границами обитания, но он еще со второй стороны, по дару богоподобия, несет в себе способность творить и расширять свое влияние, и за счет духовной составляющей в первую очередь. Духовность человека накладывает на него нравственные ограничители, которые не позволяют ему переступать некие нормы, способные повредиться самому или ближнему. Существование в рамках закона не нарушает равновесия мира, но преступление хотя бы одного из них, выводит мир из равновесного состояния, и он начинает разрушаться. Кто-то скажет, что это Бог попустил, но надо бы сказать, что это естественное следствие отступления от того или иного закона через свободу выбора. Преступления, либо от непонимания, либо от сознательного желания делать напротив. Бог здесь, как мы понимаем не причем, это наш ошибочный выбор. Ибо, те кто не следуют за Богом, те непременно будут ошибаться, поэтому, чтобы не было лукавого объяснения, что не виноват я, это Бог попустил этому случиться, надо оставить для первоклашек. Мы то уже умудренные опытом, и дело на поверку, оказывается в нас самих. Мы нарушаем баланс в мире, нарушая нравственные и естественные законы, но почему-то на кого-то хотим перенести ответственность за трагические последствия.

И третье. Самое интересное. Бог даровал через свободу стяжать подобие в Любви. Любовь есть единственный Закон Бытия, Он же Сам Бог. В ней одной и есть полная реализация свободы в Боге. Все чтобы не пожелала благоразумная, послушная и созревшая в Любви личность, то будет исполнено непременно и в тот же час. Такой личности можно доверить все, что она не пожелает, ибо она уже не способна нарушать гармоничное существование в окружающем ее Бытии, и, значит, границы такой личности расширяются безконечно, так как нет в Боге конца, как нет и начала. Более того, уже всякое дело, живущего святой жизнью человека, может быть осуществлено, пусть, даже, оно выходит за рамки ограничивающих его законов. Такие люди жили и живут на Земле, но их всегда не так много, хотя Спаситель показал Путь всем без исключения. И в этом наше упование. Вот такие святые, с дерзновением берут на себя сложные рубежи чудотворения, и только лишь они могут сказать на поверку, что им Отец Небесный попускает быть исследователями и первопроходцами. Но они, в отличие от большинства, как раз никогда не перенесут свою ответственность на Бога. Ибо вполне осознанно, испросив Его благословения, ради любви к ближним, идут на жертвенный подвиг, как это и сделал наш Бог Иисус Христос. Ему же Слава честь и поклонение всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Новообрядец . Что вы ни говорите, а для меня не понятно, почему и для чего Бог послал такое необычайное и жестокое испытание своей церкви (если ваше общество есть Его церковь), что от нее отпали все епископы, и она была долгое время без них. Объясните пожалуйста.

Старообрядец . Святый пророк Исайя глаголет: Кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? Или с ним советова, и настави И? Или кто показа Ему суд? Или путь разумения кто показа Ему? (Ис. гл. 40, ст. 13-14). Нам вполне никогда не может быть известно, почему и для чего Бог устрояет дела так, а не иначе. Но отчасти мы постигать и понимать можем. Так, например, на первый раз представляется странным и непонятным, почему и для чего Бог попускает, что добродетельные в мире сем почти всегда страдают и терпят несчастия, а злые живут в покое и удовольствии? Почему апостолы Христовы и сам Христос терпели страдания, а нечестивые язычники и беззаконные иудеи жили в роскоши и плотских наслаждениях? Это Бог попускал и попускает для того, чтобы открылась твердость, светлость и другие достоинства добродетели и чтобы оказалась слабость, мерзость и другие гнусные свойства злодеяний; для того, чтобы добродетельные были более прославлены, а злые более унижены; для того, чтобы Бог более прославился на земле. В самом деле, кто не удивится и не прославит Бога, видя, как гонимые побеждают, а гонители побеждаются, мучители погибают, а мучимые возрастают, предающие смерти уничтожаются, а умерщвляемые распространяются, что особенно проявилось в первые времена христианской церкви.

Можно поэтому решительно утверждать, что историческое событие, или происшествие в церкви Христовой, когда она оставалась без епископа было попущено Богом для того, чтобы показать ее непоколебимость и неодоленность, ее победу в борьбе с ересями. В самом деле, велико было испытание для церкви, когда остальные епископы пали в ересь в 1666-7 гг. так что не осталось ни одного православного епископа. Тогда ей приходилось выбирать одно из двух: или, но требованию апостольского и святоотеческого учения, прервать всякое церковное общение с заблуждающимися иерархиями, но в таком случае остаться без епископа и даже, по-видимому, без священства и таинств, - или: остаться при заблуждающихся епископах, принять их лжеучения и ереси, но в таком случае перестать быть Христовою святою православною церковию, а стать еретическою. Судя по человечески - положение церкви представлялось безвыходным: как ни сделай - все беда. Как тут быть? Как выйти из этого затруднения? Да не иначе как обратиться к писанию и учению святых апостол и святых отец: одно оно, как непреложная истина, открытая Духом Святым, может решить всякое недоумение, вывесть из затруднения, поставить на прямой царский путь, ведущий в жизнь вечную. Обратившись к божественному учению святых апостол и святых отец, православные христиане увидели, что за еретиками-епископами ни в каком случае следовать не должно. Как мы уже видели, святые отцы учат, что если бы не только последняя и такая ничтожная частичка архиереев отступила в ересь, как во времена Никона, но хотя бы вся вселеннаая, весь мир стал так мудрствовать, и то православный христианин не должен смущаться и принимать ереси ([чет. мин. генв. 21]); хотя бы пришлось остаться и одному, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения православной веры ([твор. Василия Велик., ч. 7, пис. 249, Стр. 192]), ибо лучше ни от единого же водиму быти, неже от злаго (то есть от еретика) водиму быти, - учит святый Иоанн Златоуст (34 бес. на поcл, к евр.). А святый апостол Павел требует, что если бы не только все епископы или вся вселенная, но аще и ангел с небесе стал бы проповедывать что-либо противное учению и преданиям святых апостол и святых отец, то и его не должно слушать и следовать за ним (галат. зач. 199). Православные христиане так и поступили: не последовали за впавшими в ересь епископами. И хотя по отпадении епископов у старообрядцев не оказалось ни одного из них, но священников осталось много. Но ведь священники не могут рукополагать священников, а без них отнюдь нельзя совершать никаких таинств церковных, без которых нельзя достигнуть вечного блаженства (катихис. больш., гл. 72). Остаться же при еретических епископах, принимая их лжеучение, значит явно нарушать божественное учение о непослушании даже и самих ангелов, если они инако благовествуют, новое что вносяще. Чтобы выйти из этого затруднения, православные христиане обратились к учению святых отец и увидели, что хотя впавших в ереси епископов и священников слушать и иметь с ними общения отнюдь не должно, но когда они обращаются от ереси «к правоверней вере», должно принимать в их священных санах. Так повелевает 8-е правило первого вселенского собора, определяющее, чтобы наватианские клирики по проклятии ересей и по миропомазании, оставались в своих степенях священства, как объяснено в толковании его[кормчая, л. 35]. Так повелевает святый карфагенский собор, установивший принимать от еретиков донатиан клириков в их степенях священства (прав. 69 и 99).Православные христиане, исполнившие божественное повеление о неслушании еретиков-епископов, и потому оставшиеся без епископа, стали исполнять и это узаконение святой церкви, принимая от ереси священнослужителей в их санах, - и таким прямым и царским путем вышли из того недоумения и затруднения, которое им представилось было на первых порах: не приняли никаких ересей, не последовали за заблуждающимися епископами, и не остались без священства и таинств; исполнили святоцерковное учение о неслушании впадающих в ересь епископов, и не нарушили учения, определяющего, что без священства и таинств спастись невозможно, и таким образом пребыли вполне православными христианами с православной верой, со священноначалием и таинствами церковными.



А в то же самое время другая часть христиан, обращая внимание лишь на то, что без священства и таинств спастись невозможно, и стремясь исполнить только это учение, последовала за впавшими в ересь епископами: лучше, мол, быть хоть с еретичествующими, да с архиереями, чем без них, и таким образом преступила учение святых отец о неслушании никого, отступающего от православной веры, впадающего в ересь, несмотря на его чин и звание. Это - никониане, или новообрядцы.

А еще часть христиан, исполняя одну часть учения святых апостол и святых отец о неподчинении заблуждающимся иерархам, не стала исполнять другой части учения церкви о принятии обращающихся от ереси священных лиц в их санах, - и посему именно осталась совершенно без священства, без таинств и священнословного богослужения, словом - без того, без чего нельзя достигнуть вечного блаженства. Это - беспоповцы.

И беспоповцы и новообрядцы, таким образом, следуют только одной части учения святой церкви, а другую преступают: беспоповцы следуют учению о неслушании епископов-еретиков, но явно преступают святоотеческое учение о принятии их; а новообрядцы держатся учения о невозможности спастись без священства и таинств, но преступают учение о неповиновении отступающим в ересь епископам. И те и другие поэтому тяжко погрешают, явно заблуждаются и становятся неправославными. Новообрядцы уклонились в одну сторону со среднего царского пути, а беспоповцы - в другую, противоположную; но оба идут путем не истинным, а ложным. Вот поэтому-то и сказано: се есть церковь соборная, яже всему евангелию и всему учению вселенских соборов верует, а не части (катих. больш., гл. 25, л. 121 об.). Все еретики веруют писанию, только не всему, а части, и поэтому они - еретики. Только одна старообрядствующая церковь, имеющая христопреданное священство, действительно верует и следует всему евангельскому и святоотеческому учению; идет прямым средним царским путем, не уклоняясь ни надесно ни нашуе, и потому всегда выходит победительницею из всех затруднений и искушений, встречающихся в мире сем, и есть истинная Христова церковь.

Из всего этого ясно, что Господь попустив Своей церкви оставаться несколько лет без епископа, сим явно показал ее твердость и неодоленность - ее верность святым Его заповедям; показал и Свое всемогущество и силу, сохранив ее неодоленною и непобежденною средствами по-видимому противоположными, промыслом, превышающим наше плотское мудрование. Нам кажется, что было бы лучше, если бы епископы не уклонились в ересь, и церковь всегда пребывала бы с православными епископами: но Бог судил иначе. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Ис. гл. 55, ст. 8-9). Убо блюстися подобает нам, - говорится в толковании на пророка Осию, - да не судим о том по чувствам нашим и по плотскому мудрованию, еже Господь провещавает о управлении церкви Своея. Ибо спасение ея часто сокрыто бывает от умов и очес человеческих. Господь не привязывает Себя к человеческим средствам, ниже к обыкновенному порядку природы, но хощет превышать силою Своею все то, что ни воображают человеческие умы (толков, на прор. Осию, Иринея псков., гл. 1, ст. 10). Итак, советы, мысли и путие Господни совершенно противоположны нашим, и так далеко отстоят от них, как небо от земли. Поэтому нам не должно судить по своему плотскому мудрованию о том, как и что Господь промышляет о управлении церкви Своея. По нашим чувствам, по нашему плотскому мудрованию казалось бы лучше, чтобы праведные жили в этом мире в покое и наслаждениях, а нечестивые и грешные терпели бы наказания и страдали. Но Бог строит так, что обыкновенно бывает наоборот. А это для того, чтобы никто не мог сказать, что святые потому живут добродетельно, что наслаждаются всеми земными благами, а грешные и беззаконные потому живут нечестиво и творят зло, что пребывают в несчастиях и бедах. Это особенно открылось на праведном Иове. На него диавол клеветал, что он потому исполняет заповеди Божий и живет добродетельно, что Бог наделил его всеми земными благами. Чтобы заградить уста диаволу, Бог попустил, что Иов в один день лишился всего своего имения и детей. Но праведный Иов и после этого остался верен Богу, и таким образом открылось, что он исполнял волю Божию не ради земных удовольствий. Так и относительно церкви: нам казалось бы лучше, чтобы она не терпела гонений, а царствовала и жила бы в мире и покое, ибо и самое имя церкви указывает на ее царственность: церковь значит царственница (катихис. больш., гл. 25, л. 119 об.). Но Бог судил иначе: попустил, что церковь Его в течение первых трех столетий претерпевала самые страшные гонения и мучения, но осталась непобеждена, неодолена.

Но диавол мог и еще клеветать на церковь, что она потому непобедима и неодолима, что внутри ее самой спокойствие и мир, совершенное единомыслие в вере. Чтобы уничтожить и эту клевету, Бог попустил быть ересям, лжеучениям и заблуждениям, которые долгое время волновали, колебали, потрясали и раздирали Христову церковь жесточае и страшнее всяких гонений. Но и этим не могли одолеть ее: она осталась верною заповедям Божиим, сохранила православную веру, и вышла победительницею и из этого искушения. Но диавол мог и после этого клеветать на церковь Христову, что она потому тверда, непобедима, неизменно верна Христовым заповедям, ненарушимо соблюдает православную веру, что у ней есть много епископов, а не потому, что Христос искупил ее Своею кровию, управляет ею, и она Его любит, как своего Избавителя и Жениха. Так диавол клеветал и на праведного Иова, когда он и после того, как лишился всего своего имения, не похулил, но прославил Бога, что он потому это сделал, что сам-то цел и здрав, хотя имения и детей лишился. И вот Бог, чтобы окончательно посрамить диавола и совершенно прославить Своего угодника, попустил диаволу поразить Иова тяжкою и продолжительною болезнию. Но когда и после этого Иов остался верен Богу, тогда диавол никакой уже клеветы не мог сказать на него и оказался окончательно побежденным и посрамленным, а праведный Иов вышел победителем и прославленным. Так и церковь: когда, оставаясь несколько лет без епископа, перенося столь тяжкое испытание, пребыла верною заповедям Божиим, сохранила непоколебимо православную веру, тогда ни диавол и никто другой не мог уже более клеветать на нее, что она якобы не из любви к Богу пребывает всегда Ему верною, и что будто не Бог хранит Свою церковь, а люди, и все враги ее остались посрамленными и побежденными, а она вышла победительницею и прославленною. Святый Иоанн Златоуст вещает (бесед, на разн. случ., т. 1, стр. 339): Диавол коварный и искусный изобретатель козней, надеялся, что, погубив пастырей, он легко расхитит стадо. Но, Запинаяй премудрым в коварстве их (Бог), желая показать ему, что не люди управляют Его церковью, но Сам Он везде пасет верующих в Него, попустил быть этому, дабы диавол, видя, что и по истреблении пастырей благочестие не уменьшается и проповеданное учение не истребляется, но еще более возрастает, узнал из самых дел и он и все его служители, что наше учение не человеческое, но снизошло к нам с высоты небес, что сам Бог везде управляет церквами и что вступающий в борьбу с Богом никогда не может остаться победителем.

Отсюда открывается, что Господь попустил епископам уклониться в ересь для того, чтобы показать твердость и неодоленность Своей церкви даже в самых тяжких испытаниях, в самых крайних бедствиях, чтобы явить еще более Свое всемогущество, что и по отпадении епископов от церкви, мог сохранить ее, оставшуюся верною Его святым заповедям, непобедимою от всех навет и козней вражиих, чтобы посрамить Своих врагов и врагов церкви, и чтобы прославить ее, что и без епископов она сохранила православную веру неизменно. Ведь и сам Глава церкви Господь Исус Христос тогда особенно и прославился на земле, когда от Него отступили все архиереи церкви ветхозаветной и вооружились на Него, а Он, не смотря на это, даже до смерти крестной послушлив был Отцу, творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, что соблюл даже до страдания, - обаче не Моя воля, говоря, то есть воля (человечества), но Твоя да будет (Лук. 22, 42), то есть - единая божественная Отца и Его ([Симеон солунский, в русск. перев., т. 2. гл. 21, Стр. 37]). Точно также и Его тело, святая церковь, тогда особенно и прославилась, когда от нее отступили архиереи, а она, не взирая на это, пребыла верною воле Божией, Его святым заповедям.