Методологический анализ причин и условий, способствующих вовлечению в террористическую деятельность. Как уберечь ребенка от вербовки в запрещенные организации Вовлечение подростков в террористическую деятельность обж

Среди радикальных движений, которые могут оказать негативное влияние на государственность нашей страны, на сегодняшний день, можно выделить « », «Джаммат хиджра валь джихад» и « » (деятельность всех организаций на территории РФ запрещена). Что же привлекает людей в эти сектантские преступные группировки? И какая связь существует между ними?

Особенности радикально настроенных движений

Источник фотографии: ugarpro.ru

Чтобы понять, что такое сектантские течения, для начала нужно разобраться в самим понимании сект.

«Секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона», - пишет известный специалист по сектам А. Л. Дворкин.

Сатана сбивает мусульманина с прямого пути двумя способами: отдаляя от ислама или делая его ярым приверженцем, который перестает замечать всех вокруг себя и становится религиозным фанатиком. Любая крайность опасна для человека. В Коране Всевышний Аллах предостерегает:

«Скажи: «О, люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине…» (Коран, 5:77)

«О, люди! Не проявляйте излишества в вашей религии и говорите об Аллахе только правду!» (Коран, 4:171)

Также Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

«Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя думали, что поступают хорошо!» (18:103-105)

Руководствуясь вышесказанным, рассмотрим две основные радикальные течения в исламе, которые привели к созданию преступной группировки ИГИЛ (идеологии которых запрещены на территории РФ).

«Таблиги Джамаат»

Источник фотографии: posredi.ru

Формально «Таблиги Джамаат» (Запрещенная организация в РФ) является мирной группой проповедников, которая требует от своих последователей только преданности Аллаху, соблюдения канонов ислама, уважения к другим мусульманам и, главное отличие, вменяет в обязанность вести миссионерскую деятельность для привлечения в ислам людей (вернее возвращения на путь истинный этнических мусульман). «Таблиговцы» большую часть своей жизни посвящают распространению ислама, становясь профессиональными миссионерами. При этом они не призывают своих членов к получению фундаментального религиозного образования, а ограничиваются лишь ознакомлением с несколькими книгами составленными исключительно «таблиговскими» ученными. Это делает «Таблиги Джамаат» уязвимым к проникновению в их среду адептов различных радикальных деструктивных течений ислама. Благодаря же их путешествиям из города в город или из страны в страну их течение становится «переносчиком» радикальной «болезни».

Зачастую они нетерпимы к другим течениям в исламе, критикуют официальное духовенство за бездействие и «отсидку» в мечетях, вместо того чтобы выходить в массы и вести призыв. Жестко регламентируют жизненный уклад членов свой группы, обязательные выходы (хурудж) для проповеди на три дня в месяце, на сорок дней в году и на четыре месяца в жизни. Причем четырехмесячное путешествие сводиться к нахождению в определенных странах, а именно в Индии, Пакистане, Бангладеше.

Хотя на первый взгляд идеи дагвата (проповеди) кажутся очень хорошими, идея возвращения сошедших с правильного пути мусульман постепенно оборачивается идеей обращения всех людей в ислам.

Во время дружеских бесед, совместных поездок и продолжительных чаепитий с проповедниками «Таблиги Джамаат», мусульмане постепенно вовлекаются в движение, а далее становятся его активными членами. Человеку навязывается идея, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской уммой (общиной). И такого человека, в своих преступных целях уже могут начать использовать вербовщики террористических организаций.

Некоторые исследователи считают, что вступление в ряды «Таблиги Джамаат» является первым этапом на пути дальнейшей радикализации мусульман. Именно поэтому французский исследователь Marc Gaboriea высказал мнение о том, что цель движения как раз состоит в «планомерном захвате мира» средствами джихада.

«Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)

Источник фотографии: pigstiesearl.blogspot.ru

Формально приверженцы этого течения выступают за мирные способы борьбы за свои идеи (через политику и идеологическую пропаганду населения). Однако иногда на деле они выступают за вооруженные действия. Так, с появлением нового руководителя палестинского происхождения Ата Абу Рашта в партии «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» (Запрещенная организация в РФ) в 2003 году, это утверждение лишь подтвердилось. Хизбут-тахрир начал пропагандировать борьбу ради борьбы, а не ради распространения ислама.

Идеология хизбут-тахрировцев основана на понимании слабости мусульманской общины перед лицом «сионистского сговора» и светской власти и в несостоятельности общины вне халифата. Как следствие, они всеми дозволенными и не дозволенными методами стараются создать халифат, при этом апеллируя известным хадисом Пророка Мухаммада с.а.в.с.: «Тот кто умер без присяги мусульманскому правителю - умер смертью джахилии (не мусульманином) ». Это позволяет им проникать в умы простых верующих. Однако этот хадис имел местную территориальную и временную применимость и завершил свою актуальность со смертью последнего халифа.

С самого начала основания «партии» они позиционировали «идеологическую борьбу» с правительствами «не-халифатских» стран выше догм ислама. В конце концов, идеологическая борьба привела «тахрировцев» к преуменьшению значимости основных канонов ислама и получению религиозного знания. Их деятельность стала ориентироваться на изучение основ политического строя других стран и возможность дестабилизации обстановки в них. В ряде крупных городах России как Москва, Казань, Волгоград, еще несколько лет назад проходили серии спланированных провокационных акций, направленных на противоборство мусульман и государства. Например, халатное отношение или игнорирование дополнительного поклонения и духовному совершенствования в целом.

Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ, или ДАИШ)

Идею построения халифата, но в отличной от приведенных выше течений, постарались реализовать приверженцы ИГИЛ (Запрещенная организация в РФ). Правда это не тот халифат, который был при первых праведных халифах, наполненный высокой моралью и справедливостью к иноверцам, а тоталитарное государство, основанное на крови невинных и общественном устрашении. Все свои преступления они проводят во имя "всемирного халифата", созданием которго грезит Америка. Для того чтобы иметь контроль над единственной реальной силой, которая рано или поздно одержит верх над всеми мировыми системами.

Как и «хизбут-тахрировцы» (Запрещенная организация в РФ), приверженцы ИГИЛ (Запрещенная организация в РФ) основным своим врагом видят «неверных» и страны с «кяфирским» режимом. Такими они считают практически всех людей на планете, все страны и даже мусульман, которые не разделяют взгляды ИГИЛ.

Считается, что игиловцы ведут беспощадную войну с другими течениями ислама, считая их заблудшими. Однако их заинтересованность в «чистоте ислама» более, чем сомнительна. Против них выступило абсолютное большинство признанных мусульманских ученных всех стран. Даже ученные Саудовской Аравии, которых принято обвинять в излишнем радикализме и фундаментализме, объявили игиоловцев «хариджией» - выведя их из лона ислама и лишив любой идеологической подпитки. Проповедники всех стран, включая Россию, записали множество видео обращений и статей указывающих что ИГИЛ - это не Ислам.

Существует множество целей, которые под прикрытием ислама, преследует ДАИШ и те, кто стоит за ними. Так, приверженцы этой преступной организации желают захватить господство над священными городами мусульман Меккой и Мединой, считая, что «кто управляет Каабой - тот управляет мусульманами». Другие же из лидеров псевдоисламского государства говорят, что нужно разрушить священный символ (Каабу), и убивать паломников за идолопоклонничество, которое совершается вокруг нее. Помимо этого ИГ стремится стереть с лица земли следы всех мировых культур, которые возникли в доисламский период на территории современных государств Ближнего Востока - Сирии, Ирака, Ирана, Турции.

Как происходит вербовка?

Сколько бы СМИ не говорили об опасности тех или иных радикальных движений, связывающих себя с исламом, люди попадаются под уловки этих сект. Методика воздействия на сознание людей, особенно религиозных, очень четко разработана и описана в ряде научных трудов психологов и сектоведов.

Проблемой в данном случае является не малая изученность приемов, а неумение донести до широкой массы способов предостережения от влияния сектантов. К сожалению, на крючок вербовщиков чаще всего попадаются самые психологически нестабильные, слабые и незрелые категории людей. Это те, кто сильно переживают потерю члена семьи или близкого человека, религиозно необразованные люди, молодежь, люди потерявшие смысл жизни вследствие неизлечимых болезней и другие.

Однако самое интересное заключается в том, что не люди ищут секту, а профессиональные, обученные вербовщики сект пытаются завербовать их. И даже необязательно, чтобы человек при этом был в состоянии апатии, депрессии или неуверенности в себе.

В целом можно дать краткое объяснение методики действий вербовки в различные секты новых жертв. Оно не отражает полную картину того, как все происходит на деле, но показывает некоторые основные инструменты действий вербовщиков.

Шаг 1. Контроль организации над поведением адептов

Мусульмане попадают в секту, из-за отсутствия «прививки», которое им может дать фундаментальное религиозное знание о традиционном Исламе. Необразованные мусульмане, зачастую, не знают, чем эта группа является на самом деле. Сначала вербовщики не сообщают им обо всех дополнительных религиозных требованиях, которые будут предъявляться к члену группы. Новые друзья (обычно к одному человеку «прикрепляются» двое или трое) выглядят искренне дружелюбными и откровенными, они замещают старых, проверенных друзей, а иногда, становятся больше, чем частью семьи, входят в полное доверие человека, полностью располагая его к себе.

Надпись: "Добро пожаловать в теплые объятия Багдади". Источник фотографии: i.kinja-img.com

Вновь вошедшие в состав группы, подвергаются постоянному вниманию завербовавших их. Не проходит и части дня, чтобы им не позвонили и не завязали религиозный диалог, не проходит и дня без встречи в мечети или в квартире у вербовщика. Таким образом, новый адепт, со временем начинает подчиняться новому, строго регламентированному, режиму дня. Это оставляет мало времени для уединения и самоанализа.

Если «таблиговцы» объединяются в группы с завидной периодичностью и «выходят на путь ислама» с целью проповедования, то «хизбут-тарировцы» проводят собрания или занятия у кого-нибудь дома. Это происходит под прикрытием изучения «настоящего» ислама.

В ходе близкого общения начинают подниматься темы проблем общества, говорят о долге мусульманина. Мир становится «черно-белым», разделяется на плохих и хороших, а позднее на верующих и неверующих. Одним из инструментов манипулирования на данном этапе является обвинение самого человека в слабости веры, призыв к чувству совести и ответственности.

«Ты ведь мусульманин, который пять раз в день встает на намаз. Если Аллах спросит тебя, что ты сделал для уммы, что ты ответишь?! Если ты считаешь, что твой иман крепок, то твоя вера в опасности!» - говорят человеку, который стал жертвой вербовки.

Шаг 2. Отказ от прошлого

Человек должен признать, что вся его прошлая жизнь была ошибочной.

В «Таблиги джамаат» человеку начинают внушать тщетность своего существования, и он начинает видеть свой долг не в обеспечении семьи, и работе над собой, а призыве людей на путь ислама. Это приводит к смене деятельности и привычек, человек часто отпрашивается с работы (берет «отгул» или административные дни), часто преподает в мечети с постоянной компанией, увлекается чтением «особенной» литературы и просмотром видеоматериалов. Ему даются новые прозвища (куньи): Абу Мансур, Абу Амир, Абу Малик и прочее; либо не называя по имени, обращаются «брат» или «сестра».

Известны случаи того, что люди приходя в ислам, начинает получать образование сначала в своем регионе, а потом решают бросить все и уехать в Египет или другую арабскую страну, «ведь только там возможно получить истинные знания об исламе». Если человек считает, что в российских исламских учебных заведениях информация искажена, то это сигнал о тревоге. Зачастую по возвращению эти люди окончательно обрывают все связи с друзьями, родными и даже перестают посещать мечеть своей махалли.

Если родители и супруги принимают путь новоиспеченного сектанта, дальнейшая работа идет со всеми членами. Если он находит стену непонимания, новой семьей становятся члены секты. Они же помогают подобрать новую супругу из числа «посвященных» в истину мусульманок.

Шаг 3. Контроль над информацией

Источник фотографии: islam.ru

Для того, чтобы стать полноценным членом нового общества, «открыть глаза на настоящий ислам», человеку предлагаются к прочтению ряд книг, которые обосновывают деятельность того или иного радикального движения. Помимо этого вся информация из окружающей среды, в том числе средств массовой информации, тоже находится под выборкой более опытных членов группы. В рамках «Хизбут-тахрира» это происходит в призыве заступничества за арестованных братьев. Начинается угнетаться обстановка вокруг о том, как все плохо, что мусульмане бездействуют, когда их братья и сестры по вере притесняются. Так, призыв заступиться за единоверца здесь в России позднее может обернуться борьбой за права мусульман в международных масштабах - джихаде на Ближнем Востоке.

С контролем поступающих сведений идет контроль и внутригруппового общения. Начинается манипулирование сознанием человека через нейролингвистическое программирование, а именно подмена понятий, искажений истин, смыслов фраз.

На руку радикальным преступным движениям ситуацию обостряется отождествление у большей части общества ношение хиджаба и бороды с терроризмом. В этом случае мусульмане становятся прекрасной наживой для различных террористических движений.

Шаг 4. Разделение сознания и воли человека

Достигается это различными способами. Например, это может делаться посредством религиозной песни воспевающей Аллаха (нашида). Постоянно повторяя одни и те же слова как заговор, человек, во-первых, теряет свою волю, во-вторых, слова песни постепенно проникают в подсознание и заменяют собственные мысли. Так, на видеохостинге Youtube огромное количество видео с нашидами на тему джихада с соответствующим зрительным сопровождением, вдохновляющими на путь войны с неверными, вызывая жалость и желание помочь.

Такие нашиды могут вдохновлять и дать уверенность в себе, особенно в сочетании с постоянным повторением одних и тех же слов.

Еще более действенным на подсознательном уровне являются видео, которые сопровождаются не просто отрывками войны и боли людей, а отвлеченными, не имеющими отношениями непосредственно к убийствам визуальным рядом. Этот психологический маневр способствует тому, что человек ассоциирует свою миссию с чем-то неземным (уже не мирским, а именно возвышенным), глобальным, свободным от современного общественного строя, считая это добродетелью. Кони и намеки на средневековых арабских наездников, ассоциируются уже со временем первых исламских войн и строительством халифата при первых праведных халифах.

Шаг 5. Контроль над их эмоциональной жизнью

Учение секты прописывает чему можно и нужно радоваться, а чему нельзя, что достойно похвалы, а что презрения. Перед человеком возводятся новые цели и идеалы. При этом происходит давление на самые больные точки мусульманина в вопросах имана и исхана. Простые истины преподносятся так, что отвержение их или совершение незначительного греха, автоматически делает человека неверующим (кяфиром) или лицемером (мунафиком). Признание же одной истины логично перетекает в признание другой, так формируются новые жизненные принципы и установки; так готовятся новые солдаты ИГИЛ.

Например, желая подготовить террориста-смертника, ему задают вопрос: «Ты боишься смерти?». Тонко смещая акценты, подводят человека под нужный ответ. Ответ «нет» сразу помогает перейти к этапу самопожертвования, ответ «да» повлечет разговор о силе имана: «Верующий становится настоящим мусульманином только тогда, когда перестает бояться смерти», - скажут сектанты. Признавая этот факт, человек попадается не первую ловушку. Далее разворачивается вопрос о роли человека в этой жизни, о его миссии, надавливают на новые слабые точки: «Истинный мусульманин пожертвует свою жизнь ради других мусульман. Если ты сделаешь это, станешь великим мучеником!» И здесь уготована вторая ловушка. В конце концов, чтобы человек не задумывался о тяжести совершаемых преступлений, ему скажут: «Не думай, сколько людей будет убито, всколыхни волну в сердцах общественности!» Так и всколыхнулась общественность от ужаса массовых и извращенных убийств ИГИЛ.

В Священном Коране и хадисах Пророка Мухаммеда с.а.в.с. сказано о том, как жить, а не о том, как умереть. Лишь некоторые хадисы указывают на смерть и отношение к ней. Он говорит о том, чтобы мусульманин чаще вспоминал о смерти как о неком рубеже, переходе в другой мир, для того, чтобы человек накапливал положительный багаж дел, с которым он предстанет в Судный день. Смерть можно представить в виде неких ворот, которые представляют конец дуньи и начало ахыра (загробного мира). В той жизни мы будем пожинать плоды нашей деятельности. Для благочестивого мусульманина смерть ничего страшного не представляет. Панический страх умереть, как правило, есть у европейцев, американцев и других культур, которые к смерти относятся иначе. У мусульман такого не должно быть. Страх должен быть только в отношение Аллаха наряду с надеждой и любовью ко Всевышнему. Наш страх должен быть обоснован только тем, что мы можем не успеть подготовиться к смерти: не раскаемся вовремя, не накопим благие дела.

Несомненно вербовка в ряды террористических организаций не остановить, наше законодательство просто не успевает запрещать видео и аудиофайлы с призывом вступить в ряды ИГИЛ. На запрещенный один фильм в тот же день снимают десять новых. Победить это можно лишь переосмыслив ценности, которыми апеллирует террористическая организация. Не так страшна проблема, как отношение к ней. Важно каждому гражданину страны довести факт того, что за каждый поступок и каждое слово нам предстоит ответить. Воспитав в обществе ответственность за свои дела, мы сможем противодействовать информационному потоку, который продолжает прибывать с мест господства ИГИЛ.

Нельзя забывать о приобретении знаний об Исламе. Ведь изучая нашу религию, мы заполняем в голове пустоту и ставим заслон инакомыслию и кривотолкам.

Помните, что джихад - это прежде всего борьба со своим нафсом, а не другими людьми. Халифат сначала нужно построить у себя в семье, соблюдая права супругов, соседей, родственников, а потом думать о государственном уровне. Любые изменения начинаются с изменениями своей жизни в рамках, установленных шариатом.

§6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В ПЛАНАХ ТЕРРОРИСТОВ

Как мы видели в предыдущем разделе, жизнь террориста коротка. Поэтому, террористические организации очень заинтересованы в постоянном пополнении своих рядов. Чтобы привлечь новых членов в свои банды, террористы используют специальные приемы вербовки, опираются на ряд психологических особенностей людей. Большой интерес для террористов представляет подростковый и юношеский возраст. Людей более старшего возраста привлечь к участию в террористической деятельности сложнее: их труднее обмануть, они склонны тщательно продумывать свои действия, у них сформировано чувство ответственности за своих близких и свой народ.

Другое дело люди молодые. Бандиты знают, чтобы сделать человека террористом, необходимо вести его «обработку» с подросткового возраста. Именно тогда удастся сформировать у человека качества, которые важны террористам. Давайте рассмотрим, как привлекают в ряды террористов, на какие особенности характера подростка делают ставку террористы и какие качества они хотят сформировать у молодых людей. Террористы придумали много способов привлечения в свои ряды молодежи. Часто используется не один способ, а сразу несколько.

Первый способ – это обещание денег, роскошной жизни, материального благополучия семье. Вспомним, что терроризм процветает там, где людям живется плохо, где нет работы, маленькие зарплаты, плохое медицинское обеспечение. Вот на это и рассчитывают главари, вербуя «пушечное мясо» для своих акций. Они внимательно присматриваются к молодым людям из бедных семей, ведут с ними специальные беседы, даже оказывают небольшую помощь.

Как правило, все это сочетается со вторым способом привлечения в террористы - идеологической обработкой. Здесь террористы обращаются к патриотическим или религиозным чувствам. Они могут говорить, что «наша республика (народ, национальность, религия) унижены, подвергается гонениям», что «враги народа хотят уничтожить его», «что только смелые борцы могут защитить народ» и «прославить свое имя в веках». Часто указывается конкретный враг – человек или группа людей и утверждается, что их уничтожение – на благо народа. Людей, искренне верующих, террористы обрабатывают также: говорят о том, что неправоверные захватили власть и хотят искоренить истинную веру, напоминают, что предки умирали за веру и это самый почетный путь в жизни истинного верующего. При этом они хитро пользуются священными текстами, выбирают из них нужные цитаты, якобы подтверждающие справедливость уничтожения людей другой веры.

Здесь очень важно отметить: вербовщики в террористы тонко чувствуют важную особенность подростков и юношей – тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград. Вспомним, как нам нравятся фильмы про разведчиков, которые мужественно сражаются в окружении врагов. Как мы восхищаемся мужеством Робин Гуда, мушкетеров, солдат спецназа! Кто из мальчишек не мечтает совершить подвиг, спасти своих друзей, свой народ! И дети неоднократно, в тяжелые для страны время совершали подвиги. Среди подростков 12-14 лет есть награжденные орденами и медалями.

Вот эту благородную тягу и используют террористы, представляя эту свою преступную деятельность как героическую борьбу. К тому же, террористы обычно не называют себя так. Чаще они используют красивые слова «борцы за свободу», «бойцы сопротивления», «воины Аллаха», «народные мстители».

Подготовка в международных лагерях террористов.

Еррористы знают о тяге молодых людей к оружию. В нашей культуре оружие занимает важное место. Тяжело дался нашим народом мир – долго с оружием в руках приходилось отстаивать свободу и право на жизнь народов. Сегодня безопасность страны берегут мощные ракеты, самолеты и танки, но ценность личного оружия в жизни людей осталась. Это отражается в национальных костюмах ряда народов России, где холодное оружие является обязательным элементом. Это проявляется и в мальчишеских играх с игрушечными саблями, автоматами и пистолетами. Это видно из популярности компьютерных игр в войну – так называемых «стрелялок».

Учитывая вполне естественный интерес молодых людей к оружию, террористические организации на своих сайтах, в специальных книгах часто размещают фотографии вооруженных боевиков. Иногда они приглашают журналистов в свои тайные лагеря, чтобы те показали – какая у них интересная жизнь и сколько у них оружия. Часто в газетах и журналах показывают фотографии арабских подростков с автоматом – мол, они уже мужчины! Некоторые молодые люди, не вдумываясь о том, что терроризм зло, могут заинтересоваться возможностью владеть и вольно обращаться с современным боевым оружием. На это тоже рассчитывают террористы.

Террористы прячут оружие в тайниках. Нашел оружие – не шути: не храни его, сообщи старшим, работнику милиции. Если знаешь, что кто-то из твоих друзей нашел оружие - уговори его поступить также. Помни, что настоящий мужчина определяется не ношением оружия, а тем более не готовностью применить его против людей. Настоящий мужчина – это тот, кто умеет видеть, что полезно для его народа, а что вредно. Настоящий мужчина не поднимет оружие на беззащитного, на спящего человека. Так может сделать только террорист-негодяй.

К СВЕДЕНИЮ: государство вовсе не запрещает гражданам пользоваться и иметь оружие. Во многих населенных пунктах есть стрелковые секции, куда принимают подростков. А когда тебе исполнится 18 лет, то по российскому закону ты сможешь приобрести оружие – для занятий спортом, охотой, для самообороны или просто – чтобы хранить дома, для коллекции. Такое оружие должно быть зарегистрировано органами власти, а за его правильное хранение и использование несет ответственность владелец. Но учти, чтобы получить такое разрешение, ты не должен употреблять наркотики, не злоупотреблять алкоголем, не иметь проблем с милицией. Наконец, если ты уверен, что повседневное обращение оружием должно стать твоей профессией и ты готов потратить много сил на освоение боевого мастерства – тебя ждут в армии, в милиции, в подразделениях специального назначения.

Многие известные террористы стали заниматься террором, пытаясь самоутвердится, стать влиятельными. Самоутвердиться в жизни, быть уважаемым, значимым для других людей желает каждый человек. Большинство людей добиваются этого упорным трудом: получают образование, осваивают профессию, строят дом, растят детей и внуков. Наверняка в вашем городе, селе, на вашей улице есть такие уважаемые люди. Их узнают на улице, с ними уважительно здороваются, их мнением интересуются, спрашивают у них совета, приглашают на праздники. Конечно, любой молодой человек хотел бы стать знаменитым и уважаемым, чтобы им гордилась вся семья, город, республика.

Маленькая девочка, раненая террористами в г. Беслан.

О некоторые люди не хотят тратить много времени и сил на то, чтобы стать знаменитым и уважаемым. Ведь для этого есть простой способ – взять в руки оружие и направить его в сторону мирных людей. Тогда беззащитные дети, женщины и даже безоружные мужчины будут выполнять их приказы, молить о пощаде. Тех, кто сопротивляется – можно убить, и тогда другие будут еще покорнее. Так, используя насилие, можно обрести власть, обратить на себя внимание, стать важным для других людей. Только такая власть сопровождается не уважением, а ненавистью людей и сопровождается не гордостью, а презрением и стыдом со стороны земляков.

Чувство полной власти над людьми опьяняет. Какими бы красивыми идеалами не прикрывались террористы – мотив власти над другими важен для большинства из них. При захвате заложников даже самые «праведные» и религиозные боевики использовали власть своего оружия, чтобы просто поиздеваться над жертвами. Эти издевательства не были необходимостью.

Как вспоминают освобожденные заложники, бандиты морили их голодом и жаждой, хотя воды было много, всячески унижали, заставляли выполнять нелепые приказы для своего развлечения. Когда в одном из захватов заложников молодые террористы, верившие в «благородную» цель теракта, увидели всю мерзость и греховность действий остальных бандитов и стали возражать, главарь просто застрелил их. Самоутверждение путем насилия, путем греховным, античеловеческим – вот что предлагает терроризм. Вместо славы террористы получают ненависть людей и вечное проклятие во всех религиях.

Еще один способ привлечь к терроризму – шантаж. Шантаж – это угроза рассказать о каком-либо проступке молодого человека и требование за молчание какой-либо услуги. Часто подростки и юноши по неопытности совершают какой-либо проступок, незначительное преступление. Это может быть небольшая кража, драка, и др. Конечно, за это полагается наказание. Вот и предлагают террористы виновному оказать услугу: передать кому-то странный пакет, спрятать у себя дома специальную литературу, сообщать им о действиях милиции, узнать, как охраняется соседняя воинская часть. Взамен они обещают не рассказывать о проступке. Тем самым, молодой человек, пытаясь утаить малозначительный проступок, участвует в совершении страшного преступления. При его помощи будет произведен теракт. Теперь он уже всецело зависит от террористов – и продолжает, опасаясь разоблачения, сотрудничать с ними и дальше. Бандиты всегда стараются поглубже затянуть новичков – поручают им совершить такие преступления, после которых обратной дороги уже нет. Например, террористы в своих лагерях подготовки заставляли новичков убивать пленных военнослужащих и милиционеров и снимали это на видеокамеру. На преступном жаргоне это называется «замазать кровью».

Одним из самых распространенных средств привлечения террористов-исполнителей служит мотив мести. В неспокойное время, там, где шли боевые действия или спецоперации, террористам всегда удается найти людей, обиженных действиями властей. У кого-то разрушен дом, сгорела машина. У кого-то страшное горе – потеря близких родственников. Особенно тщательно вербовщики от террористов выискивают родственников тех людей, которые погибли в противостоянии с властями, от террористов или грабителей. Бывает уже на кладбище они подходят к вдовам и детям погибших и предлагают отомстить. При этом в гибели родственника, объясняют террористы, виноваты люди другой национальности или веры. А значит, чтобы отомстить – нужно убить как можно больше таких людей.

Человек, находящийся в горе, не способен здраво рассуждать и внимает вербовщикам. Он не представляет свой жизни без любимого человека и часто не хочет жить. В тяжелые минуты переживания утраты бандиты, вместо того, чтобы помочь пережить горе человеку, убеждают его, что жизни теперь у него никакой не будет. Они внушают, что ему легче всего умереть. Но умереть, исполнив «правое дело» - отомстив за смерть. После интенсивной психологической обработки такому человеку надевают «пояс шахида» привозят в оживленное место и направляют в толпу людей, метро или автобус. Там и происходит взрыв, обрывающий жизни смертника и множества невинных людей. Так в мире прибавляется горя и страдания. Разве может стать лучше людям в одной республике от того, что в соседней республике погибли школьники, врачи или учителя? Пользу из последствий теракта извлекают только главари террористов. Им нравиться, когда люди начинают с недоверием относиться друг к другу, когда начинают мстить за месть. Они очень надеются развязать конфликт между народами.

Абсолютное большинство людей отвергают путь терроризма и всячески борются с ним. Но давайте подумаем, почему же остаются на нашей земле те, кто выбирает этот мерзкий путь. Есть несколько качеств, которые подталкивают к этому пути:

    Неразвитое сопереживание, неумение радоваться радостям других людей и печалится их горю . С раннего детства должно формироваться это качество. Настоящий человек пожалеет просто так уничтожить дерево, причинить боль животному, не пройдет мимо человека, просящего о помощи.

    Узкий кругозор, незнание культуры других народов . Чувство превосходства своего народа над другими – это опасное и ложное заблуждение. В мире существуют несколько тысяч разных народов и народностей. У каждого – своя история, свой язык, культура, традиции. Все они интересны и ценны. Вспомним уникальную культуру североамериканских индейцев, английскую, немецкую культуру или культуру Японии. Важно понять, что нет самой правильной культуры, как и нет более главного народа. Другие культуры и народы не хуже, они просто ДРУГИЕ. Разнообразие – это хорошо. Старайся больше путешествовать и познавать культуру других народов.

    Негибкость мышления, неумение увидеть то или иное явление с разных сторон . В жизни все не так уж и однозначно. Монета имеет две стороны. А любое событие в жизни может иметь несколько сторон. Например, ты получил двойку и тебя оставили дома, не разрешили гулять на улице. Конечно, это плохо. Но к этому можно отнестись и так: появилось время глубоко разобраться в теме, по которой получена неудовлетворительная оценка и впредь такие оценки не повторятся. Или, с тобой не поздоровался твой товарищ. Не спеши обвинять его в том, что он плохо относится к тебе. Возможно, он чем-то расстроен, плохо себя чувствует, или просто не заметил тебя. А возможно он обиделся, что ты вчера не заметил его.

Большое внимание в планах террористов отводится подростковому возрасту. Хотя, террористам чаще нужны взрослые и сильные мужчины и женщины, заполучить их в свои ряды террористы смогут, если сформируют у людей приверженность своим теориям и идеям. Подростковый возраст как нельзя более подходит для этих целей. Именно в 10-15 лет начинает закладываться мировоззрение человека, формируется понимание себя, окружающих, общества.

Расспросите взрослых и многие скажут, что подростковый возраст – это возраст переломный, переходный, критический. Его считают периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки.

В этот период появляется «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к тебе не как к маленькому, а как к взрослому. Стремление к равноправию в отношениях со старшими часто ведет к конфликтам. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Романтизм и стремление к идеальному делает подростков особенно отзывчивыми на любые начинания, требующие напряжения сил, подвига, героизма. Помимо уже отмеченного желания проявить мужество, героизм, в вашем возрасте начинает проявляться такая черта как максимализм . Максимализм выражается как стремление к резким, крайним суждениям, однозначным выводам, неприятию полутонов. Все воспринимается или как хорошее или как плохое. А с плохим хочется покончить быстрыми и резкими мерами. Часто можно слышать, как ребята обсуждают какую-либо придуманную или реальную историю: «а, взорвать их всех…», «… все потонули – так им и надо».

Такая тяга к крайностям вполне обычное явление, присущее подростку. Сама по себе эта тенденция не опасна и обычно проходит к взрослому возрасту. Но хитрые проповедники террористических идей могут использовать такую особенность подросткового сознания – «подсовывая» экстремальный выбор.

Свойственная этому возрасту идеализация, желание изменить мир, вера в свои силы и лучшее будущее, приводит к завышенности оценок и притязаний, мешает правильно оценить действительность, порождая пессимизм и апатию. Социальная активность подростка часто принимает форму абстрактной социальной критики, он фиксирует свое внимание на том, что его не удовлетворяет, что не соответствует его идеалу. Примером может служить резкость и безапелляционность критических суждений о ситуации в стране, в республике, в городе или поселке, в школе. Это состояние стараются использовать различного рода политические и религиозные течения, пытаясь внушить подростку, что все недостатки, которые он видит, могут быть устранены путем радикальных действий.

Группа подростков-скинхедов использует нацистское приветствие.

Озникающее у некоторых подростков ощущение нахождения на «обочине» общества и потери жизненной перспективы соединяется с сильной потребностью в присоединении к группе. Эта тяга к общности, стать «своим» в каком либо коллективе вполне естественна. Дело в том, что начиная с 12 лет отношения со сверстниками более значимы, чем с родственниками. Коллективность, товарищество часто выступают в глазах подростка как некая самоцель. Быть популярным среди сверстников, заслужить их одобрение – один из важнейших мотивов подросткового поведения. Потребность в принадлежности к группе, в признании со стороны этой группы также используется, чтобы заманить подростка в противоправные сообщества. В них он чувствует себя «своим», попавшим в круг избранных, одним из «крутых людей». Под влиянием норм такой группы и приказов лидера, подросток способен сделать неверный шаг.

Одними из наиболее опасных молодежных групп являются скинхеды. Скинхеды (от англ. skin – кожа, шкура, кожура, оболочка и head – голова) – бритоголовые, культивируют откровенный расизм. Расизм означает ненависть к определенным нациям, уверенность в своем превосходстве (умственном, физическом) над другими народами. Российские бритоголовые подражают западным скинхедам в манере одежды и поведении. Неоднократно скинхеды нападали на представителей различных национальных групп, избивали их. Несколько скинхедов в разных городах осуждено за убийство. Некоторые, наиболее агрессивные представители скинхедов высказывали идеи о необходимости проведения терактов.

ЗАПОМНИ :

Есть люди, которые хотят, чтобы ты стал террористом – убивал невинных людей и погиб сам, осуществляя их планы. Они не смогут обмануть тебя, если ты научишься за красивыми словами видеть правду. Расти умным, делай свой выбор самостоятельно


ПРОЧИТАЙТЕ, ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:

    Чем отличается героический поступок разведчика-диверсанта в тылу врага от участия в теракте?

    Назови примеры, когда дети совершали геройские поступки в годы войны.

    Почему любая, даже самая безобидная, помощь террористам является преступлением и может привести к плохим последствиям для того, кто ее оказывает?

    Можно ли назвать террориста-смертника смелым? Почему? Обсудите с учителем и одноклассниками.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Методика определения социальной идентичности

Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумай, насколько твое собственное мнение совпадает с мнениями этих людей. Определи свое согласие или несогласие с данными высказываниями. Для этого, поставь отметку в соответствующей клетке.

Учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений МОСКВА 2008 УДК ББК С РЕЦЕНЗЕНТЫ... и т.д. Криминальная деятельность выступает основным источником самофинансирования терроризма. В результате...
  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой

    Программа

    ... Основная учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений 2008 Москву

  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (1)

    Программа

    ... Основная : 1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008 ... блокадного Ленинграда, - участников битвы за Москву , - воинов Сталинградской битвы, - ...

  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (2)

    Программа

    ... Основная : 1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008 ... блокадного Ленинграда, - участников битвы за Москву , - воинов Сталинградской битвы, - ...

  • Я такой человек, который

    Согласен

    Скорее согласен

    В чем-то согласен, в чем-то - нет

    Скорее не согласен

    Не согласен

    1) … предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

    2) … считает, что межнациональные браки разрушают народ

    3) … часто ощущает превосходство людей другой национальности

    4) … считает, что права нации всегда выше прав человека

    5) … считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

    6) … предпочитает образ жизни только своего народа

    7) … обычно не скрывает своей национальности

    8) … считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

    9) … часто испытывает стыд за людей своей национальности

    10) … считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

    11) … не отдает предпочтение какой-либо национальной культуре, включая и вою собственную

    12) … нередко чувствует превосходство своего народа над другими

    13) … любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

    14) … считает строго необходимым сохранять чистоту нации

    15) … трудно уживается с людьми своей национальности

    16) … считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

    17) … безразлично относится к своей национальной принадлежности

    18) … испытывает напряжение, когда слышит вокруг чужую речь

    19) … готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

    20) … считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

    21) … часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

    22) … считает свой народ более одаренными и развитым по сравнению с другими народами

    23) …считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

    24) … раздражается при близком общении с людьми других национальностей

    25) …всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

    26) … считает необходимым очищение культуры своего народа от других культур

    27) … не уважает свой народ

    28) …считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

    29) …никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

    30) … считает, что его народ не лучше и не хуже других народов.

    МОЛОДЁЖИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    3. Кто считается террористом?
    Терроризм - сложное социальное явление. Для того чтобы сохранить себя, он вовлекает в террористическую деятельность самых различных людей, выполняющих разнообразные функции. На терроризм работают его истинные хозяева, идеологи, главари, пропагандисты, боевики, вербовщики, инструкторы, разработчики средств совершения терактов, террористы-смертники,

    ЗНАКОМИМСЯ С ЗАКОНАМИ:

    Федеральный закон «О противодействии терроризму» к террористической деятельности относит:


    • организацию, планирование, подготовку и финансирование террористического акта;

    • подстрекательство к террористическому акту;

    • организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованного для совершения террористического акта, а также участие в такой группе;

    • вербовку (вовлечение), вооружение, обучение и использование террористов;

    • помощь в планировании, подготовке или совершении террористического акта;

    • пропаганду идей терроризма, призывы к террористическим актам, оправдание террористической деятельности.
    Каждый, кто занимается любым из перечисленных видов деятельности, считается террористом.
    покровители, спонсоры и т.д. Они с разной степенью втянуты в террористическую деятельность .

    Все ли из перечисленных участников террористической деятельности являются террористами? Ответ на этот вопрос дает закон.

    Все вышеперечисленные участники террористической деятельности, являются преступниками и рано или поздно понесут наказание за свои противоправные действия перед законом.
    ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ: Вы шли из института (школы) и увидели на площадке группу людей. Один из них громко говорил о том, что террористы поступают правильно, взрывая и убивая людей. А другой из них предлагал присутствующим вступить в террористическую организацию.

    Можно ли действия этих двух людей считать преступлением террористической направленности? Сверьте свой ответ с изложенными выше положениями ФЗ «О противодействии терроризму». Посоветуйтесь с учителями и родителями , правильно ли Вы приняли решение.

    4. Кто и почему становится террористом?
    Терроризм нуждается в постоянном пополнении и восстановлении своих рядов. Считается, что средний срок активной деятельности террориста составляет менее трех лет. Далее он либо погибает, либо попадает в тюрьму. Те, кто организуют террористические акты, чаще всего преследуют цель получить доступ к власти и деньгам. Но для организации убийств и взрывов они правдами и неправдами привлекают других людей. При этом в террористические секты активно вербуются две категории людей:

    а) специалисты, имеющие инженерно-техническую подготовку и
    способные планировать и осуществлять разработку средств совершения
    террористических актов;

    б) неквалифицированные в профессиональном отношении лица, имеющие
    те или иные причины примкнуть к террористам (идеологические, материально-
    бытовые, романтизация, стремление избежать уголовной ответственности за
    совершенные ранее преступления, отомстить за что-то властям). Эта категория
    представляет «расходный материал», рассчитанный либо на одноразовое
    использование, либо на непродолжительный срок пребывания в рядах
    террористов.

    Сегодня уже хорошо известно, что не существует какого-либо набора личностных качеств, неизбежно ведущих человека в террористическую организацию. Скорее есть некоторая совокупность предрасполагающих личностных особенностей и социальных условий, сочетание которых может влиять на подбор человека для участия террористической деятельности.

    Каждый человек с детства мечтает стать известным, уважаемым и полезным людям. Большинство людей много и напряженно трудятся, чтобы достичь этой мечты. Они настойчиво

    овладевают знаниями в школе и в КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:


    города Эфеса Герострат заметил, что люди чаще запоминают имена не тех, кто созидает ценности, а тех, кто их самим себе. Только труд делает разрушаем Исключительно для топ^ человека по-настоящему известным и чтобы прославиться, не имеющий уважаемым в обществе.
    университете, осваивают профессию, «ЬСошшисс Г^осгфсгт»

    никаких талантов и не способный к

    Но в любой стране всегда есть добрым делам Герострат поджег Артемиды в своем городе. Так человечество лишилось одного из самых
    добросовестно работают. Своим трудом го храм

    М °д_ од Эф ес житель стр д1 т ев з негр _ еческо т о они приносят пользу обществу, государству, родным и близким и
    люди, которые не способны или не

    желают тр ^ШЬ С^ даже для своего прекрасных своих творений.

    собственного благополучия. Они хотят Стремление человека прославиться

    в психологии называется комплексом Герострата.


    решить свои проблемы легко и быстро, любым, в том числе преступным, путем не затрачивая усилий. Таких людей можно причислить к первой группе риска вовлечения в террористическую деятельность. В детстве такие люди царапают на парте, на стенах лифта или на деревьях свое имя, рассказывают товарищам небылицы о вымышленных подвигах, клевещут на других людей,

    чтобы казаться лучше на их фоне. Они завидуют тем, кто хорошо учится, пользуется авторитетом у старших и товарищей. Это проявляется особенно сильно, когда они подвергаются насилию в семье, не находят признания у близких и значимых для них людей. Бывает так, что их желание заявить о себе, стать знаменитым, становится «сверхценной идеей». Чтобы отличиться, такие люди готовы совершить любой поступок.

    Вторую группу людей, предрасположенных к террористическим действиям, составляют те, кто легко поддается внушению. Такие люди, как правило, попадают под влияние террористической идеологии религиозной направленности. Они быстро впитывают ложную веру. На самом деле в мире нет ни одной религии, которая проповедовала бы вражду между людьми, убийства детей и женщин для сохранения своей исключительности и «правильности». Но есть силы, которые стремятся использовать веру для того, чтобы вызвать у людей ненависть и агрессию по отношению к представителям других взглядов и убеждений.

    Возьмем для примера такую религию, как ислам. В переводе с арабского языка слово «Ислам» означает «Мир». Священная для мусульман книга Коран призывает верующих к мирному сосуществованию и любви. Исламские религиозные лидеры утверждают, что мораль ислама отвергает террор и бесчеловечные акты насилия. Лица, совершающие террористические акты или поддерживающие их, совершают преступление против Всевышнего Аллаха. Бог проклинает любое насилие и жестокость. Вот что по этому поводу написано в Коране:

    «А те, кто неверны в завете Богу, И обещания свои не соблюдают, И разделяют то,

    Чему велел Он быть соединенным, А по земле несут нечестие и зло,-На тех - проклятие (Аллаха), И зла для них обитель воздаянья». (Сура «Гром», аят 25)
    В России проживают порядка 143,4 млн. граждан, представляющих более 100 наций и народностей. Они исповедуют различные вероучения, в том числе христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Ни в одном из них не содержатся положения о необходимости разжигания вражды между людьми. Во всех священных писаниях люди призываются к миру и согласию, независимо от их религиозной принадлежности.

    Против достижения любых, даже самых высоких, целей путем нанесения ущерба другим людям выступает и мировая культура. Эту идею очень ясно и отчетливо сформулировал Ф.М. Достоевский словами одного из героев своих произведений о том, что «весь мир познания не стоит ... слезок ребеночка».

    Третью группу людей, способных быть втянутыми в террористическую деятельность, составляют лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Это может быть связано с потерей работы или социального положения, утратой имущества, болезнью, конфликтом с родными и близкими и т.д. Наиболее

    тяжелые переживания у любого человека вызывает утрата родных и близких, особенно если она связана какими-либо внешними обстоятельствами (авария, драка, преступление, вооруженный конфликт).

    Четвертая группа людей, из которой могут выйти террористы -психически больные и больные-наркоманы. Психически больным может казаться, что они родились на свет для выполнения специальной миссии. В качестве такой миссии они могут рассматривать борьбу с людьми определенной национальности, веры, профессии, уровня достатка. Им «слышатся» голоса, которых на самом деле нет, видятся образы, которых в действительности не существует. Психически нездоровые люди легко могут направляться организаторами террористических актов на совершение преступления, не задумываясь о его последствиях.
    5. Возраст как фактор риска
    В последние годы отмечаются попытки втянуть в террористическую деятельность подростков и юношей, тех, кто по американской возрастной классификации относится к группе тинейджеров. Термином «тинейджеры» («teen» - окончание числительных от 13 до 19 и «age» - возраст) обозначается группа молодых людей, чей возраст - от 13 до 19 лет. Интерес преступников к этой возрастной группе связан с ее психологическими особенностями, которые делают молодёжь крайне уязвимой перед внешним манипулятивным воздействием.
    Дело в том, что в подростковый период в организме человека происходят кардинальные изменения в анатомической структуре, физиологической, нервной и психической системах. Коренным образом меняется телесная организация ребенка. В этот возрастной период ежегодно его тело становится в среднем на 8 - 10 см больше и на 7 - 8 кг тяжелее. Ребенок с удивлением и беспокойством наблюдает процесс своего превращения во взрослого. У некоторых подростков может возникать временное нарушение представлений о собственном теле, достигающее психического расстройства - дисморфофобии. Подросток может казаться себе некрасивым, неуклюжим, слишком толстым или чрезмерно худым. В этих случаях может формироваться нелюбовь, безразличие и даже презрение к своему телу. На рассматриваемом этапе возрастного развития может возникать дисбаланс в формировании сердечно-сосудистой системы. Рост сердца опережает развитие кровеносных сосудов. Это может вызывать нарушение кровяного давления и сердцебиения, ухудшение кровоснабжения мозга, интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, мышления), повышение утомляемости.

    Изменение биоэлектрической активности мозга подростка сопровождается преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Это обусловливает повышение возбудимости, неустойчивости, гиперактивности, проявляющейся в двигательной расторможенности, неусидчивости, чрезмерной

    раздражительности, агрессивности, снижении самоконтроля над поведением, вниманием, памятью, мышлением, речью.

    Кардинальные телесные изменения, появление вторичных половых признаков (например, появление у мальчиков волос на лице и теле, ломка голоса, формирование скелета и мускулатуры мужского типа и т.д.) вызывает «чувства взрослости». Подростки стремятся всячески доказать, что они настоящие взрослые. Некоторые из них начинают курить, периодически употреблять спиртное (часто, преодолевая отвращение), используют нецензурные выражения, переходят на взрослые способы отдыха, развлечений, ухаживаний. В системе ценностей подростков появляются такие ценности «настоящих мужчин», как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе.

    МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Специалисты описывают «подростковый комплекс эмоциональности»,

    симптомами которого являются: беспричинные перепады настроения от безудержного веселья к унынию; повышенная чувствительность к оценке своей внешности, способностей, умений; самонадеянность и безапелляционность суждений в отношении окружающих; сентиментальность и черствость; застенчивость и развязность; желание быть признанным и показная независимость; эгоистичность и самопожертвование; болезненное отношение к нарушению несправедливости; повышенные притязания и пониженная самооценка; борьба с авторитетами и общепринятыми правилами и обожествление случайных кумиров; чувственное фантазирование и сухое мудрствование.

    В этих симптомах выражается крайняя противоречивость натуры подростка, разрывающегося между детством и взрослостью, переживающего, по существу , рождение идентичности взрослой личности.
    Подростки и юноши остро чувствуют свою индивидуальность, активно отстаивают свое право на автономию в сфере моральных установок и ценностей. Чтобы отстоять свою оригинальность и независимость, они порой нарочито демонстрируют крайние взгляды, необычные прически, одежду. Имея сознательные и устойчивые представления о своих правах и обязанностях , молодые люди остро реагируют на замечания, критику в свой адрес. Им кажется, что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены, не принимают всерьез их переживаний. Изменения в поведении подростка нередко становятся причинами конфликтов с родителями и учителями, временного нарушения взаимопонимания между ними, стремления к независимости от взрослых, принятия самостоятельных решений. Подросток ищет новые жизненные смыслы, новых кумиров, стремится получить признание в группах сверстников и более старших людей.

    Как видно из перечисленных симптомов, в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности: острое переживание справедливости, нарушение социальной идентичности, стремление завоевать признание окружающих в качестве взрослого человека, стать членом группы, которая ассоциируется с

    силой и независимостью. Вербовщики в террористы используют важную особенность подростков и юношей - тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград, интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и т.п.
    6. Как становятся террористом?
    Специалисты считают, что не существует какого-либо единого пути попадания в террористические группировки и привлечения к террористической деятельности. Каждый попадает туда своей дорогой. Однако отмечаются некоторые общие тенденции приобщения людей к терроризму.

    Террористами не становятся в одночасье, путем принятия сознательного решения. Становление террористом - это довольно продолжительный процесс формирования человека как преступника. Для этого используются самые различные методы: убеждение, внушение, зомбирование, подкуп, обман, шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для ознакомления, апелляция к патриотическим или религиозным чувствам, восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам, принуждение и т.п. В последнее время в интересах рекрутирования новых террористов широко используется Интернет, где созданы специальные порталы, пропагандирующие экстремистские взгляды, информирующие о способах создания средств совершения терактов и тактике их осуществления. По данным европейских спецслужб, своеобразными центрами идеологической обработки кандидатов в боевики становятся как специализированные образовательные учреждения, так и обычные университеты.

    Путь террориста часто начинается в кругу родных, близких и знакомых людей, мировоззрение которых делит мир на «своих» (как правило, умных, достойных) и «врагов» (чаще всего недалеких, недостойных, презренных, нелюдей), допускает достижение жизненных целей любыми, в том числе преступными, способами. Иногда человек с детства, под давлением окружающих, привыкает чувствовать себя во враждебном окружении, считать, что именно «другие» виноваты во всех его невзгодах и бедах, мечтать о том, чтобы избавиться от этих «других». Если эти «другие» достигают в жизни большего, это воспринимается как проявление высшей несправедливости. Отвергая окружающий мир, будущий террорист болезненно переживает то, что он не принадлежит этому миру, не принят в те или иные социальные группы. Его политические, религиозные, профессиональные взгляды на мир и на себя самого противоречат друг другу. В результате такой человек мучается от того, что не может понять, кто же он на самом деле. Сочетание таких неблагоприятных факторов, как извращенное понимание несправедливости, ощущение социальной отверженности и отсутствие стабильной социальной идентичности многие специалисты называют главными индивидуально-личностными предпосылками приобщения к террористической деятельности.

    Именно на таких людей с ущемленным чувством собственного достоинства, обиженных, переживающих утрату родных и близких, зацикленных на идее мести и обращают внимание вербовщики в террористические организации.

    • Новостной блок

      Социальные сети. Подросток. Терроризм.

      Несколько слов о том, что такое терроризм
      Сегодня в СМИ мы постоянно слышим, видим и читаем: терроризм, террористы, террористический акт.
      Что же такое терроризм? Существует множество определений. Вот одно из них: терроризм - способ достижения политических целей путём диверсий, шантажа жизнями заложников и нагнетания страха в обществе. Терроризм абсолютизирует роль насилия. Для террористов насилие – это и способ влиять на общество в необходимом направлении, и форма демонстрации несогласия с устоявшимися правовыми, моральными, социальными нормами.
      Террористы все чаще обращают свое внимание на подростков как на легкодоступный для вербовки в свои ряды объект.
      Почему именно подростки? Дело в том, что именно в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности. Так, дети в подростковом возрасте остро переживают несправедливость. У них нарушается социальная идентичность. Они стремятся завоевать признание окружающих, стараясь доказать свою взрослость, вступают в группы, которые ассоциируются у них с силой и независимостью. При этом вербовщики деструктивных организаций, в том числе террористических, в первую очередь используют такую особенность подростков и юношей, как тяга к героизму, приключениям, преодолению различных преград, и юношеский интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и тому подобное.
      Новые времена – новые возможности
      В век новых информационных технологий социальные сети (соцсети) превратились в мощный инструмент управления сознанием и поведением молодых людей, в том числе и подростков. Этот инструмент активно, а главное, эффективно влияет на общественное мнение, как в России, так и за рубежом. Большинство террористических организаций ведут свою деятельность, в первую очередь используя Интернете. Так проще захватить умы молодых людей, учитывая доступность и популярность социальных сетей в молодежной среде.
      Террористические организации стремятся использовать любые коммуникационные возможности для пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В Интернете существует большое количество сайтов, не связанных напрямую с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию.
      Соцсети предоставляют экстремистским организациям большие преимущества для вовлечению молодых людей в их ряды. Это и простота доступа к информации, и независимость от географического расположения, и неограниченная потенциальная аудитория, и небольшие финансовые и материальные затраты. А еще анонимность общения, высокая скорость передачи информации, мультимедийность среды, позволяющая комбинировать различные типы передаваемой информации (текстовую, графическую, аудио и видеоматериалы). И что очень существенно, трудности в осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов.
      Вербовщики террористических организаций, активно используя личную информацию, вводимую пользователем при регистрации в соцсетях, анализируют отношение пользователя к той или иной проблеме и таким образом выявляют, подходит ли та или иная кандидатура для будущей вербовки.
      На своих сайтах экстремисты размещают подробные сведения о своей деятельности, дают различные инструкции. Террористы практикуют работу на форумах различной направленности.
      Все вышесказанное следует учитывать в работе с детьми.
      Противодействие
      Один из способов борьбы с экстремисткой идеологией в Интернет – это изоляция сайтов экстремистской направленности. В школах, в том числе и в нашей, это достигается путем фильтрации информации, поступающей по каналам Интернета. В настоящий момент доступ к подобной информации через школьные компьютеры, которые используют учащиеся, перекрыт полностью.
      Но молодежь, подростки находят другие возможности доступа к Интернету, например, через домашний компьютер, имеющий выход в Глобальную сеть. В таких случаях для фильтрации нежелательной информации необходимо установить на компьютер одну из программ «родительского контроля», например «Интернет цензор». Эта программа бесплатная. Найти и скачать ее можно в Интернете.
      Еще один способ доступа к Интернету может быть реализован подростками через планшетный компьютер или сотовый телефон, которые имеют возможность выхода в Глобальную сеть. В этом случае действенной мерой будет выбор телефонного тарифного плана без возможности выхода в Интернет.
      Но наиболее действенным способом уберечь ребенка от влияния экстремистских и других деструктивных организаций остаются все же доверительные отношения между родителями и детьми, умение родителей аргументированно и убедительно объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». И об этом надо помнить.
      (При написании статьи автор использовал статью 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» и материалы сайта ИА "Грозный-информ",

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжёлых преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, нападение на компьютерные сети и другие).

    4 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” - страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века. Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций. Главная цель современного терроризма: захват власти.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Современный терроризм возник в начале 60-х годов прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения в политическом и военном отношении.

    7 слайд

    Описание слайда:

    К концу ХХ века террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей. Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищения людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

    8 слайд

    Описание слайда:

    В список организаций, признанных Верховным судом России террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединённых сил моджахедов Каказа», «Аль – Каида», «Асбад аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций). Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране. Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Примеры: «эскадроны смерти в латинской Америке», «японская красная бригада»

    11 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе и вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения веры. Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум-Синркё»

    12 слайд

    Описание слайда:

    Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций. Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками. Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и форма идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Технологический терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. А также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, или наступления иных общественно опасных последствий. Опасной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, объекты энергетики.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Телефонный терроризм Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п Национальный антитеррористический комитет России провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т.н. телефонных террористов – это подростки в возрасте 11-17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Следует помнить, что наказание за ложное сообщение не минуемо.Технические средства позволяют установить личность хулигана очень быстро.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Для того, чтобы не попасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т.д.). Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном. Потом в местах, за которыми наблюдали или куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди. Прежде всего террористы рассчитывают не вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

    18 слайд

    Описание слайда:

    Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!». Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны внешними факторами – социальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённом в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолики флегматик.