Является ли скутер транспортным средством

Кто из водителей ни разу не чертыхался, пытаясь не сбить внезапно появившегося на дороге скутериста? Действительно, трудно поспорить с тем, что движение в городе было бы намного более спокойным, если бы на улицах не появлялись компактные мопеды. Как правило, водители этих «малюток» либо не знакомы с ПДД вовсе, или же знают их лишь в общих чертах. В итоге ГИБДД ежедневно отчитывается об очередных авариях с участием скутеров. Одно из таких происшествий было зарегистрировано в столице Башкирии в ночь на воскресенье, 17 июня. Как рассказала корреспонденту автосайта 102km.ru сотрудник отдела пропаганды ОГИБДД УВД Уфы Ляйсан Исламгалиева , около полуночи напротив дома №27 по Сельской Богородской водитель Subaru Impreza сбил 17-летнего скутериста, ехавшего в попутном направлении. Пострадавший отделался переломом ноги и многочисленными ушибами и ссадинами. Истинного виновника наезда еще предстоит установить следователям.

Тем не менее в ГИБДД отмечают, что причиной большинства автоаварий, и тем более, если в них принимают участие скутеристы, становится банальное незнание ПДД. Поэтому редакция 102km.ru решила помочь владельцам мопедов и специально для них подготовила удобный FAQ. Стоит отметить, что большинство этих правил могут измениться уже в ближайшее время: ГИБДД настаивает на том, что ПДД для скутеристов должны быть ужесточены.

Является ли скутер транспортным средством?

Транспортным средством скутер является в любом случае. А вот механическим ТС – только в том случае, если объем двигателя мопеда превышает 50 «кубиков». Соответственно, в некотором смысле маломощные скутеры приравниваются к велосипедам, и требования к ним предъявляются аналогичные. Впрочем, в ближайшее время в России могут принять закон, который несколько усложнит жизнь владельцам скутеров и мопедов.

Нужно ли регистрировать скутер в ГИБДД?

Нет, не нужно. Исключение составляют лишь скутеры, которые по объему двигателя могут быть приравнены к мотоциклам. Для таких мопедов регистрация обязательна.

Необходимы ли водительские права, чтобы сесть за руль скутера?

Вовсе нет. Правда, и это послабление может быть в ближайшем времени отменено: правительство уже не первый год собирается ввести для таких участников движения отдельную категорию водительских удостоверений. Предполагается, что для получения документа водителю придется сдать экзамен по теории ПДД, однако сейчас таких требований в законе нет, что, в общем-то, не освобождает скутеристов от необходимости выучить правила.

Со скольки лет можно управлять скутером?

Так же, как для управления мотоциклом – с 16 лет.

Можно ли ездить по левой полосе?

Только в том случае, если других полос для движения на этой дороге нет. Согласно ПДД, скутер должен двигаться только по крайней правой полосе дороги, держась при этом как можно правее. О том, чтобы обогнать или подрезать кого-либо на трассе, лучше забыть: помните, что как быстро бы вы ни ехали, автомобили движутся еще быстрее. А рискованные маневры могут привести к самым плачевным последствиям.

Какие маневры скутеристам категорически запрещены?

Согласно пункту 24.3 ПДД, водителям мопедов и скутеров запрещено:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения;
  • ездить с расстегнутым шлемом или вообще без такового.
  • Брать на буксир что-либо, за исключением прицепа, специально предназначенного для эксплуатации с мопедами.

Не возражают ли правила дорожного движения против перевозки пассажиров на скутере?

Возражают. Конструкция любого скутера является одноместной, несмотря на двойное сиденье, и поэтому перевозка пассажиров на них строго запрещена. Единственное исключение, которое делают правила – это ребенок дошкольного возраста. Во всех остальных случаях виновным в падении пассажира будет признан водитель скутера. Так что лучше не рисковать.

Нужно ли включать ближний свет днем при движении на скутере?

Да. При движении ближний свет фар должен быть включен на всех транспортных средствах. Мопеды и скутеры не являются исключением из этого правила.

Шесть особенностей правил дорожного движения в 2016 году для скутеров - нужны ли водительские права и регистрация ТС для управления мопедом, какие штрафы за вождение в нетрезвом виде и отсутствие шлема и прочие насущные вопросы начинающего скутериста.

Скутеры, в их современном понимании, появились в России не так давно, поэтому законодательная база в их отношении была недостаточно проработана. Единственным критерием необходимости наличия прав для управления скутером был рабочий объем двигателя. Техника не разделялась по кубатуре - все модели с объемом более 50 см 3 автоматически требовали открытую категорию «А» в водительском удостоверении, а все мото объемом 49,9 см 3 и ниже - приравнивались к велосипедам и их управление не регламентировалось (кроме запрета на езду в левой полосе и по магистралям).

Эта политика была проигрышной во всём - скутеристы, чувствуя свою безнаказанность, увеличивали статистику «пьяных» мото-ДТП, а первосезонники, купившие «литр» после экзамена на 125-кубовом Минске, дополняли картину мотоавариями с превышением скорости.

При этом во многих западных странах давно реализованы водительские права с несколькими «подкатегориями», позволяющими повышать кубатуру и мощность техники только при достижении соответствующего возраста и опыта.

В 2013 году произошел ряд долгожданных нововведений, направленных на улучшение безопасности движения на мотоциклах и скутерах. Из этого обзора вы узнаете обо всех особенностях ПДД в отношении скутеров, актуальных в 2016 году. Итак:


Права на скутер - нужны.

5 ноября 2013 года в России было введено водительское удостоверение категории М для управления мопедами и скутерами. 8 апреля 2014 года эти изменения были внесены в ПДД официально и, начиная с этой даты, все водители скутеров обязаны получить В/У.

Также появилась новая специальная отметка ML , располагающаяся на обратной стороне водительского удостоверения. Наличие этой отметки означает, что водитель имеет медицинские противопоказания к управлению скутером и имеет ограничения на вождение ТС категории М.

А - любые мотоциклы, в том числе с коляской. Теперь на категорию А можно сдать только после достижения 18 лет.

А1 - мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 см 3 и мощностью не более 11 кВт (≈15 л.с.). Категория А1 доступна для водителей, достигших 16-летнего возраста.

М - скутеры и мопеды до 50 см 3 . Получить категорию М можно с 16 лет.

Также стоит отметить появление новой подкатегории B1 для трициклов и квадроциклов, которые раньше относились к мотоциклам и тракторной технике, соответственно.


Сдавать экзамен и учить теорию - нужно.

Основная прелесть 50-кубового скутера для «лишенцев» и молодежи - отсутствие необходимости получать права на скутер - теперь в прошлом. Сложность экзамена для категории М практически не отличается от сдачи на категорию А. Да и смысл в категории М при наличии А1 неясен, равно как и непонятна процедура перехода с А1 на А - судя по всему, сдавать экзамен придётся повторно.

Неоднозначность решения по скутерам подтверждает и статистика - за апрель-май 2015 года в автошколы не поступило ни одной заявки на получение прав подкатегории «М».


Штраф за езду без шлема - 1000 руб.

Без шлема в 2016 году ездить по-прежнему нельзя. Штраф за вождение без шлема вырос в 2015-ом вдвое и теперь составляет 1000 рублей. Тип транспортного средства в данном случае роли не играет (если это не велосипед). Важно, что штраф могут выписать даже за езду в незастёгнутом шлеме.

В случае ДТП, виновником которого будет скутерист без шлема - его могут также признать виновным по ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Максимальное наказание по этой статье - до двух лет лишения свободы.


Номера на скутере пока не нужны.

В большинстве европейских стран, особенно в крупных городах, «полтинники» являются крайне распространенной и очень популярной техникой. И, что не маловажно, подлежащей обязательной регистрации в местных органах правопорядка. В РФ с малокубатурной техникой дела обстоят проще — если вы являетесь счастливым обладателем скутера или мотоцикла с объемом двигателя до 49,9 см 3 , то регистрировать такое ТС в ГИБДД не требуется. Отсутствует и необходимость наличия страховки ОСАГО. С другой стороны это может выйти водителю скутера боком - ввиду того, что его ответственность никак не застрахована.

Нужны ли номера на максискутере? Законодательно мотоциклы и максискутеры никак не разделены и классифицируются как транспортные средства категории «А». Согласно закону - любое ТС с объемом двигателя более 50 см 3 подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.

Напоминаем, что езда на транспортном средстве, не состоящем на регистрационном учете, наказывается штрафом до 800 рублей (за первое нарушение), либо лишением права управления на срок от одного до трех месяцев.


Пьяным ездить нельзя

В России запрещен даже небольшой уровень алкоголя в крови (кроме минимально допустимого уровня эндогенного спирта в организме). Для многих скутеристов «покатушки» и пиво были неразрывно связаны, и теперь, к счастью, этому придёт конец - ответственность за употребление алкоголя за рулем скутера в 2016 году равнозначна таковой у автомобилистов или мотоциклистов. О новых правилах медосвидетельствования водителей мы уже - теперь все осмотры будут проходить в рамках единого стандарта для всех категорий транспорта.

Водитель скутера, уличённый в пьяной езде, заплатит солидный штраф и лишится прав (в том числе, если он обладает только категорией B).

Штраф за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения может достигать 30 000 рублей , а в сочетании с управлением транспортным средством без водительского удостоверения (или будучи лишенным права управления) влечет административный арест до 15 суток .

До встречи на дорогах!

Подпишитесь на обновления журнала

ужно ли иметь права для вождения скутеров, мопедом, мотороллеров разной кубаторности: менее 50 кубов и более. Ниже будут отдельно приведены правила и законы по вождению скутеров для России, Казахстана, Украины и Белоруссии.

Правила для России

  • Необходимость включения фар ближнего света или дневных ходовых огней в дневное время.
  • Для скутеров и мопедов предназначен правый край проезжей части (полоса для велосипедистов). По ППД, однако, разрешается объехать водителю мопеда, автобус или троллейбус на остановке. Следующее исключение: водитель скутера перед перекрестком должен перестроиться с крайней правой полосы во второй ряд, если разметка указывает, что движение вперед с крайнего правого ряда запрещено.
  • К управлению мопедом допускаются лица не младше 16 лет.
  • Водителю скутера обязательно нужен шлем.
  • Скутер не должен быть задействован в процессе буксировки.
  • Для вождения скутера обязательно нужны права. Согласно поправки к ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 5 ноября 2013 года в России водители скутеров должны предъявлять водительское удостоверение. Статья 25 главы VI гласит, что «устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право:…категория М – мопеды и легкие квадрициклы» .

К ак получить права на мопед

Водитель мопеда должен предъявлять права категории М или любые другие. Ответ на вопрос, как получить права на скутер прописано российским законодательством и не отличается от процесса получения прав другой категории.

По ФЗ-№196 « » граждане старше 16 лет, желающие водить скутер, должны получить права категории М. При езде на скутере без прав штраф составит 800 рублей (КоАП РФ, 12.29, ч.2), а при вождении без прав и в пьяном состоянии до полутора тысяч рублей КоАП РФ, 12.29, ч.3) Регистрация скутера с двигателем до 50 см3 законодательно не утверждена.

У маломощных мопедов есть более серьезные собратья, это скутеры с мощностью 125 см3 и 150 см3. Для вождения данных транспортных средств требуется наличие прав подкатегории А1 и категории А соответственно. Возрастное ограничение для данных моделей – водители должны быть не младше 16 лет.

Г де получить права на скутер

Экзамены по получению прав на скутер проводят органы ОВД. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 сентября 2014 года, права на мопед выдаются в подразделениях ГИБДД.

Для Украины

Согласно законодательству в этом вопросе украинские водители должны обязательно зарегистрировать приобретенный скутер. Права на скутер в Украине нужны: для транспортного средства с мощностью двигателя до 50 см3 – права категории А1, для мопедов свыше 50 см3 – права категории А. К управлению скутером достигаются лица, достигшие 16 летнего возраста.

Для законной эксплуатации мопеда понадобятся следующие документы:

  • водительское удостоверение (категории А или А1);
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • полис ОСАГО

За езду на скутере без водительского удостоверения полагается штраф в размере 425-850 гривен (КоАП Украины, 126,ч.1).

Новые правила для езды на скутере в Казахстане

Права на скутер в Казахстане нужны согласно вступившему в силу октябре 2014 года нового закона «О дорожном движении», утвердивший возможность получения прав по 7 категориям. Водители скутеров тоже обязаны иметь права на вождение категории А1 . Обязательным стала и регистрация приобретенных скутеров.

Ш траф при отсутствии прав

За отсутствие водительского удостоверения категории А1 буде наложен административный штраф в размере 25- 30 тысяч тенге . А если мопед был не зарегистрирован, то прибавят еще до 10 тысяч тенге .

Права на скутер в Белорусии

В Белоруссии принят закон, в котором прописана обязательность получения прав на вождение скутеров. Подкатегория АМ нужна для вождения мопедов, к которым относятся велосипеды с подвесным двигателем, и другие ТС с мощностью двигателя до 50см3 и скоростью до 50 км/ч. Подкатегория А1 – для мотоциклов мощностью не более 125 см3. Права так же выдаются с 16 лет .

Ш траф при отсутствии прав

При езде на скутере без наличия водительского удостоверения соответствующей категории предусмотрен штраф до 360 тысяч белорусских рублей (КоАП Республики Беларусь, ч.8, статья 18.18)

Для всех водителей, вопрос нужны ли права на скутер в 2015 году, уже не является спорным. Все привыкают, что это закономерное явление. Действующее законодательство, сами водители стараются сократить количество опасных ситуаций на дороге.

  • Мопедом называется двухколесный велосипед, оснащенный мотором, он имеет педали, и при желании на нем можно поехать, крутя педали. При работе двигателя объемом 50см3 развивает скорость до 50 км/ч. Скутер, или мотороллер, — это более новое понятие, обозначающее модернизированный аналог легкого мотоцикла.
  • В мопеде отсутствует коробка передач. Скорость регулируется при помощи правой ручки руля. Устройство приводится в движение вращение педалей в обратную сторону. Скутер отличается наличием коробки передач в виде клиноременного вариатора.
  • У мопеда на правой ручке расположен передний тормоз. У мотороллера – с помощью рычага на левой ручке приводится в действие задний тормоз.
  • Мопед имеет педали, и на сложных участках дороги даже можно помогать техническому средству, крутя дополнительно педалями. Конструкция скутера лишена этого элемента. Вместо него – подставка для ног, позволяющая сесть на него, как на стул.
  • В скутере предусмотрен кузов, придающий ему привлекательные обтекаемые формы Мопед не имеет данной характеристики.

Каковы бы ни были различия между этими устройствами, российское законодательство применяет к ним равные условия, и мопед и скутер для ПДД – одно и то же .