Налоги для сельскохозяйственных производителей. Единый сельскохозяйственный налог Ставка есхн в году

В целях формирования более удобных условий деятельности для сельхозпроизводителей в России был введен специальный налоговый режим ЕСХН, который предполагает упрощение системы ведения бухгалтерского и налогового учета, а также сокращение налоговой нагрузки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Такие меры можно рассматривать как крайне действенный механизм стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли страны. В 2019 году в систему взимания ЕСХН были внесены некоторые изменения, которые будут подробно рассмотрены ниже.

Основные моменты

Единый налог на сельскохозяйственную деятельность взимается в России на протяжении достаточно долгого времени.

Однако именно в 2019 году в процесс его администрирования и взимания были внесены некоторые важные изменения, в том числе:

В остальном условия применения этого специального налогового режима остались без существенных изменений.

Он также распространяется на всех субъектов, реализующих свою деятельность в рамках сельскохозяйственной отрасли и предполагает замещение единым платежом трех налогов ():

  • на прибыль;
  • на недвижимое имущество;

Компании, занимающиеся выпуском подакцизной продукции, имеющие филиалы и представительства, а также попадающие под ЕНВД не имеют право использовать режим единого сельскохозяйственного налога.

Плательщики налога

Плательщиками ЕСХН выступают те компании и частные предприниматели, которые заняты в сельскохозяйственной отрасли, а именно ():

  1. Производят сельхозпродукцию.
  2. Осуществляют ее промышленную обработку.
  3. Занимаются реализацией товаров сельскохозяйственной отрасли.

Важно помнить, что все указанные выше условия должны иметь место одновременно – только в этом случае компания будет иметь право применять ЕСХН.

Иными словами, нельзя рассматривать в качестве плательщика налога компанию, которая скупает и перепродает сельхоз продукцию, но сама ее не производит.

Центральным условием перехода на ЕСХН выступает правило 70%:

  • производители могут перейти на единый налог с нового года, если по итогам деятельности за 9 месяцев предыдущего года они получили не меньше 70% своего совокупного дохода за счет реализации произведенной ими сельхозпродукции.

В итоге центральными плательщиками ЕСХН выступают (ст. 346.2 НК РФ):

Следует подчеркнуть, что численность наемного персонала организаций и ИП, желающих перейти на ЕСХН должна быть не более 300 человек.

Что нужно для расчета

Налоговая ставка для производителей занятых в рамках сельскохозяйственной отрасли устанавливается налоговым законодательством в зависимости оттого, какой именно деятельностью занимается компания и в каком объеме.

Расчет налога осуществляет сам плательщик, который должен ():

  1. Оценить суммарную величину своих доходов.
  2. Рассчитать размер совокупных затрат.
  3. Рассчитать прибыль от деятельности за полугодие.
  4. Установить величину авансового платежа за полгода деятельности и внести его в ИФНС не позднее 25-го июля (в 2019 году конечный срок – 27 июля).
  5. По итогам года рассчитать полный ЕСХН и внести его остаток за вычетом авансового платежа вместе с заполненной декларацией в ИФНС до 31 марта следующего года.

Обычно налоговая декларация представляется в налоговое ведомство по месту регистрации для юридических лиц и по месту прописки – для физических лиц.

При этом документ может представляться, как в бумажном, так и в электронном виде. Компании, имеющие в штате от 100 до 300 работников обязаны представлять бумагу исключительно в электронном формате.

Если в течение года предприниматель перестал заниматься сельскохозяйственной деятельностью, то он обязан не позже 25-го числа месяца, следующего за периодом прекращения деятельности подать в ИФНС заполненную за данные период декларацию и уведомление о переходе на ОСН.

Налоговая база

Объектом обложения ЕСХН выступает разница между денежными поступлениями и затратами, иными словами прибыль полученная по результатам производства и реализации сельхозпродукции ().

В качестве базы налога рассматривается денежная стоимость прибыли, полученной за отчетный период. При этом важно учитывать порядок признания доходов и издержек, а именно ():

  • доходы признаются на дату их поступления в кассу или на счет в банке (кассовый метод);
  • имущество и имущественные права учитываются на момент их поступления на баланс предприятия;
  • затраты признаются после того, как они совершаются за счет средств предприятия.

Если доходы или материальные ценности поступают на предприятие в натуральной форме, то они пересчитываются в рубли в ценах на дату проведения операции ().

Учитывая тот факт, что режим ЕСХН являет собой специальный упрощенный режим, то предпринимателей, попадающих под его условия, не обязуют вести бухгалтерский учет:

  • им достаточно завести для адекватной оценки налоговой базы по итогам отчетного периода ().

В случае применения единого налога сельхозпроизводители могут уменьшать свою налоговую базу на величину убытков, полученных предыдущий год. При этом переносить отрицательную разницу между притоками и оттоками на налоговую базу можно в течение 10 лет.

Процентная ставка ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)

В Налоговом кодексе РФ установлена общая величина ставки ЕСХН установлена в размере 6% ().

Тем не менее, общая сумма, собранная ИФНС в виде налога распределяется между федеральными, региональными и местными бюджетами, а значит последние имеют возможность менять данный показатель по своему усмотрению.

Распределение обязательного платежа между бюджетами разных уровней осуществляется следующим образом:

Учитывая, что, по сути своей, реализация сельскохозяйственной деятельности привязана к территории конкретного региона, то местные власти лучше осведомлены в вопросах ее эффективной организации и стимулирования.

Поэтому с 2019 года в их ведение был передан вопрос установления дифференцированной налоговой ставки по ЕСХН.

Кем устанавливается

Налоговая ставка по ЕСХН, прописанная в налоговом законодательстве РФ является лишь отправной точкой для исчисления обязательного платежа.

В окончательном виде ее определяет представительный орган на уровне отдельных регионов страны (). В этой связи показатели могут существенно разниться от региона к региону.

Существуют некоторые обязательные правила, которые учитываются при установлении ставки ЕСХН, а именно (ст. 346.9 НК РФ):

  • ставка определяется в рублях и копейках;
  • ее величина зависит от совокупного размера налоговых отчислений, которые сельхозпроизводители должны внести в казну за конкретный налоговый период;
  • расчет ведется следующим образом: 1/4 суммы платежей делится на площадь сельхозугодий, выраженную к кадастровой цене участка.

Таким образом, ставка ЕСХН в зависимости от совокупной величины налоговых платежей, размера участка и стоимости его по кадастру может меняться.

Указанные выше подсчеты, касающиеся определения величины ставки обязательного платежа осуществляет не сам производитель:

  • этим занимаются региональные власти, которые по итогам расчетов формируют региональный закон, определяющий деятельность предпринимателей данного региона.

Размер налогового тарифа

Порядок исчисления ЕСХН изложен подробно в главе 26.1 Налогового кодекса РФ. Здесь же установлено, что размер налогового тарифа закрепился на уровне 6%.

При этом, важно помнить, что только производители, процент дохода от выпуска и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет более 70% ставка на ЕСХН будет установлена на таком уровне.

Для того чтобы рассчитать размер налоговых отчислений в казну необходимо сделать следующее:
Если издержки превышают доходы, то формируется убыток. Однако это не значит, что платить налог не потребуется: его величина будет постепенно переносится на налоговую базу в течение нескольких лет (не более, чем по 30% в год).

Какова величина дифференцированной ставки

Выше упоминалось, что региональные власти с 2019 года смогут устанавливать дифференцированные налоговые ставки, исходя из оценки ситуации в курируемом ими регионе, отталкиваясь при этом от общей ее величины – 6%.

В целом представительные органы территориальных субъектов страны могут назначать дифференцированные ставки налога в размере от 0 до 6% в зависимости от таких факторов, как:

  • вид производимой продукции;
  • количество наемных работников;
  • предельный размер выручки за предыдущие периоды функционирования.

Кроме установления дифференцированных ставок местные власти получат возможность назначать для отдельных сельхозпроизводителей «налоговые каникулы».

По страховым взносам при режиме

Предприниматели и компании, являющиеся субъектами ЕСХН, часто пользуются в своей деятельности трудом наемного персонала.

В этой связи они обязаны вносить не только единый налог в казну, но и осуществлять отчисления за работников во внебюджетные фонды.

Необходимость уплаты сельхозпроизводителями страховых взносов возникает при совпадении двух ключевых условий:

  • предприятие привлекает наемный персонал;
  • оно прошло регистрацию в ПФР, ФФОМС и ФСС.

Важно помнить, что ИП осуществляет платежи в указанные фонды не только за своих работников, но и за себя.

В общем виде ставки по обязательным платежам в фонды установились в 2019 году на следующих позициях:

ПФР 22%
ФФОМС 5,1%
ФСС 2,9%

Для обособленного на территории Крыма

Организации и ИП, работающие в сельскохозяйственной отрасли, пользуются государственными льготами и преференциями. Для них разработан особый фискальный режим – единый сельхозналог. Ставка ЕСХН установлена на уровне 6%, налоговая база рассчитывается как разница между доходной и расходной частью. Это сокращает бюджетные платежи до минимума, что создает благоприятные условия для развития растениеводства, животноводства и лесного хозяйства.

В 2017 году налоговая ставка ЕСХН установлена на уровне 6%. Это значение действует по всей территории страны, за исключением двух областей:

  • Крыма;
  • Севастополя.

В указанных регионах на 2017-2018 годы установлена льготная ставка – 4%, прописанная региональным законодательством. В 2016 году она была еще ниже – 0,5%.

Важно! Льгота распространяется только на те компании и ИП, которые осуществляют деятельность непосредственно на территории указанных субъектов РФ.

Кто может стать плательщиком единого сельхозналога?

Специальная ЕСХН ставка налога доступна для ограниченного круга компаний, удовлетворяющих законодательным требованиям. К их числу относятся:

  • Фирмы и ИП, производящие, перерабатывающие и продающие сельхозтовары.
  • Сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, признанные таковыми в согласно действующему законодательству.
  • Градо- и селообразующие рыболовецкие компании (если в них занято не менее половины жителей населенного пункта, включая работников и их семьи).
  • Компании и ИП в сфере рыбного хозяйства, привлекающие не более 300 работников, имеющие суда в собственности или использующие их по договорам фрахтования.

Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков действует общее правило по структуре выручки: не менее 70% поступлений должно приносить сельское хозяйство.

Важно! В 2017 году к сельскохозяйственной относится вспомогательная деятельность: выпас скота, выбраковка птицы, распыление химикатов против насекомых-вредителей и т.д.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Особенность единого сельхозналога – освобождение его плательщиков от перечисления других бюджетных платежей, характерных для ОСНО. Это означает снижение фискальной нагрузки и упрощенный порядок ведения учета.

Компании-сельскохозяйственники не платят в казну:

  • налог на имущество;
  • НДС (за исключением случаев исполнения обязательств агента и провоза продукции через государственную границу РФ);
  • налог на прибыль;
  • НДФЛ (касаемо бюджетных обязательств ИП без работников).

Особое значение имеет освобождение от уплаты НДС – наиболее сложного налога с точки зрения учета и вычислений. Организациям и предпринимателям не нужно выписывать счета-фактуры, вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу учета покупок и продаж. Это позволяет экономить время и средства на оплату труда бухгалтерских работников.

Какие налоги платят сельхозпроизводители?

Организации и ИП, привлекающие наемных работников, обязаны выполнять функции налогового агента и перечислять 13% дохода персонала в государственную казну. Выплата налога производится не позднее следующего дня после перечисления заработной платы, для отпускных и листков нетрудоспособности – не позднее последнего дня отчетного месяца.

Использование наемного труда предполагает обязанность компании или ИП уплачивать страховые взносы. В 2017 году ставки по ним установлены на следующем уровне:

Внебюджетный фонд Ставка
ПФР 22
ФСС 2,9
ФФОМС 5,1

Важно! ИП-сельскохозяйственник без работников обязан совершать фиксированные страховые платежи за себя.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, не теряют обязанности платить транспортный налог на находящиеся у них в собственности автомобили, автобусы, средства водного и воздушного транспорта.

От транспортного налога освобождается техника, поименованная в п. 2 ст. 358 НК РФ. Это комбайны, тракторы и специальные машины (скотовозы, молоковозы и т.д.). Важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:

  • техника применяется для ведения сельхоздеятельности;
  • машины зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЕСХН не освобождает компанию или ИП от уплаты таможенных платежей, необходимых для провоза товаров через границу РФ. Они обязаны выполнять агентские обязательства по НДС, возникающие при совершении сделок с органами власти и иностранными партнерами.

Как рассчитать налогооблагаемую базу по ЕСХН?

Формула расчета единого сельхозналога установлена как:

Налог = (Доходы – Расходы)* 0,06.

В состав доходов включается выручка от реализации производимой продукции и внереализационной деятельности (предоставление площадей и сельскохозяйственной техники в аренду, выдача прав пользования на объекты интеллектуальной собственности, продажа имущества, участие в других организациях и т.д.).

Важно! Для исчисления доходов используется кассовый метод, т.е. в расчет принимается выручка, фактически поступившая в кассу или на расчетный счет. В нее включаются полученные от покупателей авансы.

В состав расходной части, уменьшающей налогооблагаемую базу, можно включить траты из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Он строго ограничен и не подлежит трактовке в сторону расширения.

В числе прочих в НК РФ упомянуты следующие расходы:

  • на покупку новых основных средств и ремонт, модернизацию имеющихся;
  • на приобретение нематериальных активов;
  • на оплату труда персоналу;
  • на уплату налогов и сборов (помимо единого налога), страховых взносов за нанимаемых сотрудников;
  • на покупку сырья, материалов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • на рекламу товаров;
  • на приобретение канцтоваров, оплату услуг привлеченного бухгалтера, аудитора, нотариуса;
  • на обеспечение безопасности на производстве, оборудование и содержание медпункта.

Чтобы расходы, упомянутые в ст. 346.5 НК РФ, могли уменьшить налогооблагаемую базу, они должны соответствовать требованиям:

  • быть полностью оплаченным (для учета затрат используется кассовый метод);
  • быть подтвержденными первичными документами;
  • быть фактически понесенными.

Авансы, перечисленные поставщикам товаров и услуг, не включаются расходную часть формулы по расчету налога. Они оплачены, но не понесены фактически: купленная продукция еще не отгружена, работы не произведены.

Особенности исчисления единого сельхозналога

Компании, применяющие ЕСХН, не обязаны вести обособленный учет операций. Они определяют величину единого налога по данным бухгалтерского учета.

Возникает противоречие: в учетной программе бухгалтер отражает операции по факту совершения сделки, а не фактической оплаты. Это означает, что для корректного расчета бюджетного обязательства из совокупности проводок нужно выбрать только оплаченные.

Способ отбора закрепляется в учетной политике компании. Чаще всего для этих целей используются оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счету.

Законодательство устанавливает обязанность компаний и ИП перечислять единый налог дважды в год:

  • аванс по результатам шести месяцев – до 25.07;
  • итог по результатам 12 месяцев – до 31.03 следующего года.

При расчете авансового платежа ЕСХН ставка налога умножается на разницу между полугодовыми доходами и расходами.

Определение окончательного расчета производится по формуле:

Налог = (Доходы за год – Расходы за год)* 6% – Сумма уплаченного аванса.

Если формула дала положительный результат, налогоплательщик перечисляет рассчитанную сумму в бюджет. Если получилось отрицательное число, он может оформить возврат из госказны в соответствии со ст. 78 НК РФ или зачесть переплату в честь других федеральных бюджетных обязательств.

Сравнение ЕСХН и других налоговых режимов

В процессе выбора системы налогообложения малой компании или ИП необходимо провести расчеты и сопоставить условия в рамках существующих режимов. Представим их существенные характеристики в форме таблицы:

Из приведенных данных очевидно, что условия по единому сельхозналогу являются наиболее лояльными для налогоплательщиков. Режим предполагает минимальную ставку – 6%. Аналогичное значение установлено для УСН «Доходы», но налогооблагаемая база в рамках этой системы значительно больше, чем по ЕСХН.

Единый сельхозналог сопоставим с УСН «Доходы за вычетом расходов» для тех регионов, где ставка установлена на минимальном уровне – 6%. Общий налоговый режим не может конкурировать с ЕСХН, т.к. предполагает высокую ставку (разница – более чем в три раза), более сложный порядок ведения учета и необходимость расчета и уплаты НДС.

Ставка ЕСХН составляет всего 6%, что создает льготные условия для развития сельскохозяйственной отрасли. Минимальный налог отсутствует, а потому компании, не получающие прибыль, ничего не платят в бюджет. Это делает ЕСХН грамотным выбором для фермерских хозяйств, компаний и индивидуальных предпринимателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Специальные режимы налогообложения существуют для уменьшения налоговой базы на предпринимателей и облегчения ведения и сдачи бухгалтерской отчетности. Целью введения режима единого сельскохозяйственного налога является поддержание и стимулирование развития аграрной отрасли экономики. Предприятия, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, ведут упрощенный учет доходов, несложную отчетность и платят налоги по ставке 6%. Они освобождаются от уплаты НДС, налога на прибыль и имущество, которые заменяются на единый налог, исчисляемый в установленном законом порядке.

Содержимое страницы

Что такое единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

ЕСХН – это один из специальных режимов налогообложения, который применяется предпринимателями, осуществляющими коммерческую деятельность в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также рыболовного хозяйства.

Условия для применения ЕСХН:

  1. Организация должна заниматься производством, переработкой (первичной или промышленной) и реализацией сельскохозяйственной продукции, или осуществлять деятельность в сфере рыболовного хозяйства.

    ВАЖНО: главное условие для ЕСХН – производство сельхоз продукции. Только предприятия, которые производят продукцию, могут применять режим налогообложения ЕСХН. Предприятия, которые лишь перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию, но не производят ее, не могут применять ЕСХН.

  2. Не менее 70% дохода организация должна получать от осуществления деятельности по производству, переработке и продаже сельхозпродукции.

Кто считается производителем сельскохозяйственной продукции:

  • и , производящие, а затем перерабатывающие и реализующие сельскохозяйственную продукцию;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • рыболовные хозяйства (здесь существуют условия по количеству наемных работников и количеству используемых судов).

Что считается сельскохозяйственной продукцией:

  • продукция растениеводства;
  • продукция животноводства;
  • продукция рыбного хозяйства (улов, выращивание или доращивание рыбы и других биологических водных объектов);
  • продукция сельского и лесного хозяйства.

Кто не может применять ЕСХН:

  • организации и ИП, которые занимаются лишь первичной или вторичной переработкой сельскохозяйственной продукции и ее реализацией без производства.
  • организации и ИП, которые занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, а также осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
  • организации, относящиеся к казенным, бюджетным и автономным учреждениям.

Единый сельскохозяйственный налог в 2019 году

Объект налогообложения на ЕСХН – прибыль, полученная от деятельности в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, уменьшенная на расходы (расходы должны быть подтверждены документально и правильно учтены в бухгалтерской отчетности).

Ставка ЕСХН – 6%.

Порядок расчета ЕСХН.

Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается по формуле:

налоговая база * ставка 6%

Налоговой базой для ЕСХН является показатель «доходы минус расходы».

Пример расчета ЕСХН:

Прибыль организации – 900 000 рублей.

Расходы организации – 546 000 рублей.

ЕСХН = (900 000 – 546 000)*6% = 21240 рублей.

Единый сельскохозяйственный налог уплачивается два раза в год:

  1. Первый платеж уплачивается в виде авансового платежа до 25 июля текущего налогового периода;
  2. Второй платеж уплачивается по итогам прошедшего года до 31 марта следующего за текущим налогового периода.

Какие налоги платят на режиме ЕСХН

При применении режима налогообложения ЕСХН предприниматели освобождаются от основных налогов, уплачиваемых на общем режиме (ОСНО). Эти налоги заменяются единым налогом, который исчисляется в установленном законом порядке.

Плательщики ЕНВД должны уплачивать следующие налоги:

  1. ЕСХН по итогам первого полугодия и года (два раза за налоговый период);
  2. Обязательные страховые взносы в ПФР и ФОМС;
  3. НДФЛ за наемных работников.

Какая отчетность ведется при применении ЕСХН

Так как налоговой базой для исчисления ЕСХН является показатель «доходы минус расходы», то все расходы должны правильно учитываться и отражаться в декларации.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

Предприниматели на ЕСХН обязаны надлежащим образом вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР). Все расходы должны иметь документальное подтверждение. Документами, подтверждающим расходы, могут считаться кассовые и товарные чеки, квитанции об оплате и иные платежные документы, акт выполненных работ, договор на получение услуг и так далее.

Важно знать, что не все расходы могут учитываться при исчислении единого сельскохозяйственного налога. Конкретный перечень расходов, которые могут быть учтены при исчислении налога, приведен в ст.346.5 НК РФ.

ВАЖНО: плательщики ЕСХН могут включать обязательные страховые взносы за себя и за сотрудников в статью расходов.

Декларацию можно подать следующими способами:

  1. Лично явившись в отделение ИФНС по месту жительства (ИП) или по месту нахождения организации в бумажном виде. Декларация заполняется в 2-х экземплярах;
  2. Через третье уполномоченное лицо при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. Отправить по почте ценным письмом с описью. На руках у вас обязательно должна остаться опись вложения и квитанция об оплате. Дата, указанная в квитанции, будет считаться датой подачи декларации.
  4. По электронной почте через интернет, используя специальные для этого сервисы.

Утрата права применения ЕСХН

Снятие с учета ЕСХН может произойти по нескольким причинам:

Утрата права на ЕСХН в связи с нарушением условий применения, определенных НК РФ.

Например, доход от осуществления деятельности по производству сельхозпродукции по итогам отчетного периода составил меньше положенных 70%. В случае принудительной утраты права на ЕСХН по итогам налогового периода автоматически производится перерасчет по общему режиму налогообложения, что ведет к значительной налоговой нагрузке предпринимателя.

Отказ от применения ЕСХН в связи с переходом на другой режим налогообложения.

Если предприниматель желает начать применять другую систему налогообложения, он должен подать в ИФНС соответствующее уведомление.

В случае утраты права или отказа от применения ЕСХН, необходимо отправить в налоговую инспекцию уведомление не позднее 25 числа следующего месяца.

Формы для подачи уведомления в ИФНС:

  1. Уведомление о прекращении применения режима ЕСХН подается по форме №26.1-7;
  2. Уведомление об утрате права на применение ЕСХН подается по форме №26.1-2;
  3. Уведомление об отказе от дальнейшего применения ЕСХН подается по форме №26.1-3.

Переход на ЕСХН

Переход на ЕСХН осуществляется на добровольной основе. Для перехода нужно подать соответствующее уведомление в налоговую инспекцию. Индивидуальные предприниматели подают уведомление в налоговую инспекцию по месту жительства, организации подают уведомление в ИФНС по месту нахождения предприятия.

  • уведомление можно подать сразу при или организации вместе со всеми документами;
  • уведомление на переход на ЕСХН можно подать в течение 30 дней с даты регистрации ИП или предприятия;
  • в случае перехода на ЕСХН с другого режима налогообложения, необходимо подать соответствующее уведомление до 31 декабря текущего года, так как полностью перейти и начать осуществлять деятельность в режиме ЕСХН можно только с началом нового календарного года.

Уведомление о переходе на ЕСХН подается по форме №26.1-1.

Ответственность за нарушение сроков подачи декларации и уплаты налогов при ЕСХН

Согласно статье 122 НК РФ при неуплате налога на предпринимателя налагается штраф в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы.

Согласно статье 119 НК РФ за несвоевременную подачу отчетности предусмотрены административные штрафы. Размер штрафа может составлять за каждый полный или неполный месяц просрочки 5 – 30% от суммы неуплаченного налога, который должен был быть уплачен на основании данной декларации. Но не менее 1000 рублей.

Таким образом, режим налогообложения ЕСХН призван поддержать и стимулировать деятельность предпринимателей в сельскохозяйственной области. Для этого на режиме ЕСХН предусмотрена достаточно низкая налоговая ставка 6% и упрощены условия ведения и сдачи отчетности в ИФНС.

Сельское хозяйство в России является одной из самых быстроразвивающихся отраслей народного хозяйства . Даже в период кризиса и финансовой нестабильности на территории страны эта отрасль показывает существенный рост.

Поэтому желание государства поддержать сектор бизнеса, имеющий перспективы, вполне обоснованно. Для оказания поддержки российским аграриям и снижения их налогового бремени был разработана уникальная система налогообложения для производителей сельскохозяйственных продуктов.

ЕСХН впервые был введен на территории России в 2002 году. Главной причиной появления этой налоговой системы стала необходимость государственного воздействия на компании, производящие сельскохозяйственные товары, а также стремление более грамотного применения сельскохозяйственных угодий.

Условия применения и оптимизации

Уплачивать данный налог могут только компании и предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством и реализацией продукции . Те субъекты бизнеса, которые приобретают аграрные товары для последующей переработки, применять ЕСХН не вправе.

Применение этой налоговой системы является исключительно добровольным, то есть те компании, которые не подали в налоговые органы заявление на переход, могут использовать любую другую систему налогообложения.

Компании, осуществляющие деятельность, которая облагается сельскохозяйственным налогом для товаропроизводителей, освобождаются от уплаты НДС, налога на имущество и налога на прибыль. Предприниматели на ЕСХН не уплачивают по результатам коммерческой деятельности, НДС и налог на имущество.

Налогоплательщиками ЕСХН, в соответствии с законодательством, признаются производители сельскохозяйственной продукции:

  1. Компании, осуществляющие производство и последующую переработку сельхозпродукции.
  2. Компании, которые оказывают второстепенные услуги аграриям.
  3. Сельскохозяйственные кооперативы, объединяющие граждан, занимающихся разработкой сельхозугодий, выращиванием и откормом скота и подобным.

В налоговое законодательство России внесены поправки в области применения ЕСХН с начала этого года. Если до конца 2016 года применять данный режим могли только те компании и бизнесмены, которые занимаются сельхозпроизводством, то с начала этого года возможность применять ЕСХН могут и организации, оказывающие вспомогательные услуги производителям.

К ним относится подготовка полей к посеву, посев различных культур, обработка и выращивание сельхозкультур, обработка от вредителей, сбор урожая и прочие подобные этапы. Однако, для таких компаний есть ограничение : доходы от оказания вспомогательных услуг сельскохозяйственному производству составляют более 70% от общих доходов. Таким образом государством осуществляются мероприятия по развитию сельскохозяйственного сектора России.

Объект налогообложения, элементы системы, налоговая база

В соответствии с законодательством объектом налогообложения по ЕСХН являются доходы за вычетом понесенных расходов . Расчетная база для исчисления налога определяется как стоимостное выражение разности между полученными компанией доходами и понесенными затратами.

Организации и предприниматели, уплачивающие единый налог, используют кассовый метод определения даты поступления доходов. Расходы принимаются к налоговому учету на дату их фактической оплаты. В том случае, когда расходы или доходы выражены в иностранной валюте, их сумма пересчитывается по курсу Центрального банка на дату поступления доходов и осуществления расходов.

Если компанией или предпринимателем получен доход в натуральной форме, то стоимость этого дохода рассчитывается исходя из актуальной рыночной оценки данного товара, а также условий договора на его передачу.

Плательщики данного налога вправе уменьшить расчетную базу по налогу на сумму полученных в предыдущих периодах убытков. Принять в расчет убытки можно в течение десяти лет после их образования.

Юридические лица обязаны вести достоверный бухгалтерский учет для грамотного определения суммы единого сельскохозяйственного налога к уплате. Что касается деятельности индивидуальных предпринимателей, то им предоставлено право выбора относительно показателей деятельности. Бизнесмены должны отражать поступление и расход в Книге учета доходов и расходов.

Налоговый период и ставки

В соответствие со статьей 346.7 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетным – полугодие. Применяется налоговая ставка в размере 6 %.

Процедура перехода

Перейти на ЕСХН может любая организация или бизнесмен, доля сельскохозяйственных доходов которого в общих доходах должна быть более 70%.

Применение нового налогового режима разрешено только с начала нового календарного года.

Юридические лица обязаны уведомить инспекцию по месту нахождения своей организации, а предприниматели – по месту регистрации. Законодательно разработана и утверждена форма заявления о переходе №26.1-1.

Не имеют права переходить на ЕСХН компании, производящие подакцизные товары, а также государственные учреждения.

Утрата права и снятие с учета

Компании и ИП могут потерять право уплачивать единый налог при налогообложении своих доходов. Абсолютно неважно, какими именно причинами это вызвано, субъекты бизнеса обязаны уведомить о случившемся налоговую инспекцию, в которой они состоят на учете.

В зависимости от того, по каким причинам компания больше не может применять ЕСХН, она должна подать в органы налогового контроля уведомление по форме 26.1-2 или 26.1-3.

В том случае, если деятельность компаний больше не соответствует критериям применения единого налога по доле сельскохозяйственной выручки, ей следует представить в ФНС уведомление по форме 26.1-2.

При утере права на применение ЕСХН компания или предприниматель автоматически переходит на основную систему налогообложения и становится плательщиком всех основных налогов. Аналогичная схема происходит при утере права на использование патента как специального налогового режима.

Если компания решила использовать иную налоговую систему добровольно, это возможно сделать только с начала нового календарного года, подав в налоговый орган по месту своей регистрации уведомление по форме 26.1-3 не позднее 15 января.

Расчета налога и убытки

Формулу исчисления сельскохозяйственного налога можно представить в виде:

ЕСХН = Налоговая база * 6% / 100%

Пример 1

Компания «Сударушка» зарегистрирована в налоговой инспекции и ведет свою деятельность, начиная с 1 января 2018 года. Компания занимается производством и реализацией овощных культур и успешно применяет ЕСХН в своей работе.

Отчетным периодом по данному налоговому платежу является полугодие, значит представить отчет в органы налогового контроля и перечислить в бюджет налоговый платеж нужно не позднее 25 июля 2016 года. В период с января по июнь компания «Сударушка» получила доходы от реализации в размере 1 958 020 рублей и понесла связанные с деятельностью расходы в сумме 1 365 000 рублей.

Как видно, компанией за первое полугодие 2018 года получена прибыль в размере 593 020 рублей.

Рассчитаем сумму предварительного платежа по ЕСХН за 1 полугодие 2018 года:

ЕСХН = (1 958 020 – 1 365 000) * 6% / 100% = 593 020 * 6% / 100% = 35 581,20 рублей

Следовательно, до 25 июля 2018 года ООО «Сударушка» должна перечислить в бюджет предварительный платеж по единому налогу в размере 35 581,20 рублей.

Пример 2

ООО «Ферма» является крупным сельскохозяйственным товаропроизводителем и уплачивает в бюджет единый налог. По итогам 2016 года компанией получен убыток от деятельности в размере 350 000 рублей.

За первое полугодие 2017 года ООО «Ферма» получила доход 860 000 рублей и понесла затраты 650 000 рублей.

По итогам года компанией получен доход 2 000 000 и понесены расходы 850 000 рублей. Рассчитаем авансовый платеж по данному налогу к уплате за первое полугодие, а также произведем окончательные расчеты по налогу за 2017 год с учетом полученного годом ранее убытка.

Авансовый платеж по ЕСХН будет рассчитываться:

ЕСХН = (860 000 – 650 000) * 6% / 100% = 210 000 * 6% / 100% = 12 600 рублей

До 31 марта 2018 года ООО «Ферма» должна произвести окончательный расчет по налогу за 2017 год.

ЕСХН = (2 000 000 – 850 000 – 350 000) * 6% / 100% — 12 600 = 800 000 * 6% / 100% — 12 600 = 48 000 – 12 600 = 35 400 рублей

По итогам налогового периода ООО «Ферма» должна уплатить в пользу государства 35 400 рублей. В расчете учтен убыток, полученный компанией в 2016 году. Это позволило уменьшить расчетному базу по единому налогу для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Пример 3

Растениеводческая компания ООО «Лотос» успешно работает на рынке с 2010 года. Однако в связи с тяжелой финансовой ситуацией и низким урожаем в первом полугодии 2016 году ею был получен убыток по результатам деятельности в размере 400 000 рублей. Доходы за первое полугодие составили 1 600 000 рублей, а расходы, понесенные компанией, 2 000 000 рублей.

Рассчитаем сумму авансового платежа по налогу к уплате.

Так как организацией ООО «Лотос» за первое полугодие получен убыток в размере 400 000 рублей, авансовый платеж по этому налогу будет равным нулю.

В том случае, если компания не поправит свое финансовое положение до конца 2016 года, у нее может сложиться размер налогового платежа не к перечислению в бюджет, а к возмещению. Отрицательную разницу плательщик может вернуть на свой банковский счет, может учесть при расчетах по другим федеральным налогам, а может использовать при следующих платежах единого налога.

Оплата, учет и представление отчётности

Как уже было рассмотрено выше, расчет налога следует передавать в инспекцию по месту регистрации дважды в год: по итогам полугодия (до 25 июля) и по итогам года (до 31 марта для юридических лиц и до 30 апреля для бизнесменов).

Сроки перечисления налога в бюджет совпадают со сроками представления декларации по налогу.

Декларация по единому налогу должна содержать следующую информацию :

  1. В первом разделе указывается сумма авансового (предварительного) платежа, а также сумма окончательного расчета по налогу за календарный год.
  2. Второй раздел раскрывает информацию о расчете налога и убытках, в случае их наличия.
  3. Третий раздел предназначен для отражения информации о целевых средствах и их правомерном использовании.

Для перечисления единого налога в бюджет в 2018 году предусмотрены следующие коды бюджетной классификации :

  1. Для перечисления суммы единого налога – 182 1 05 03010 01 1000 110.
  2. Для перечисления пени по единому налогу – 182 1 05 03010 01 2100 110.
  3. Для перечисления штрафов по единому налогу — 182 1 05 01011 01 3000 110.

Выгода применения и совмещение с другими налогами/их замена (стоит представить таблицей/таблицами).

Применение ЕСХН в деятельности российских предпринимателей и организаций имеет как плюсы, так и минусы.

В соответствие с налоговым законодательством компании и бизнесмены имеют возможность совмещать в своей деятельности несколько налоговых систем.

Юридическим лицам совмещать уплату единого сельскохозяйственного налога можно только с вмененным налогом. В том случае, когда компания реализует произведенную продукцию в собственных магазинах, она не вправе применять ЕНВД. При совмещении доходы по каждой системе учитываются отдельно.

Индивидуальным предпринимателям предоставлено больше вариантов для совмещения налоговых режимов:

  1. ЕСХН и .
  2. ЕСХН, ЕНВД и ОСНО.
  3. ЕСХН и ОСНО.
  4. ЕСХН и Патент.

Совмещение разных налоговых режимов позволяет компаниям и предпринимателям заниматься разными видами деятельности, определяя для себя наиболее прибыльные сферы бизнеса.

Льготы

Налоговое законодательство предусматривает применение различного рода налоговых льгот для производителей сельскохозяйственной продукции:

  1. Не подлежат обложению транспортным налогом такие виды сельскохозяйственной техники, как комбайны, тракторы и прочие автомобили, используемые плательщиками ЕСХН для производства продукции.
  2. Земельные участки облагаются налогом по пониженным ставкам от 0,1 до 0,3% в том случае, если они относятся к территориям сельскохозяйственного назначения и используются для производства продукции или в качестве подсобного хозяйства.

Ответственность за налоговые нарушения

Законодательством России устанавливаются не только правила налогообложения ЕСХН, но и система ответственности и штрафов за нарушения требований закона.

Ответственность налогоплательщика предусматривается в том случае, если компания изменила основной вид деятельности или доля сельскохозяйственных доходов снизилась и стала менее 70%. Следовательно, нарушено основное ограничение применения ЕСХН для компании, и она обязана пересчитать все налоги и уплатить их в соответствие с общим режимом налогообложения.

Если компания произвела неверные подсчеты налога и перечислила авансовый платеж в неверную сумму, необходимо произвести пересчет и заплатить государству пени по налогу.

Организация, нарушившая правила и принудительно переведенная на основной налоговый режим, может вернуться на уплату единого налога не ранее, чем через один календарный год. При подаче заявления налоговики с пристальным вниманием отнесутся к проверке соблюдения установленных ограничений применения единого налога для сельхозпроизводителей.

Единый налог предназначен для снижения налогового бремени аграрных товаропроизводителей. Как и любая другая налоговая система, ЕСХН имеет как плюсы, так и минусы. А выгоден ли данный режим конкретному субъекту бизнеса, каждый руководитель решает сам.

Подробнее про ЕСХН есть в данном видео.

Не позднее 31 марта 2017 г. плательщики ЕСХН представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода и вносят сумму налога в бюджет. Напоминаем основные правила исчисления суммы ЕСХН с учетом складывающейся судебной практики.

Объектом обложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов определен ст. 346.5 НК РФ. Налоговая ставка ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно ст. 346.8 НК РФ налоговая ставка установлена в размере 6%.

При применении ЕСХН не нужно уплачивать (п. 3 ст. 346.1 НК РФ): НДС, налог на прибыль, налог на имущество (как с балансовой стоимости основных средств, так и с кадастровой стоимости недвижимости).

Обратите внимание: ЕСХН можно совмещать с ЕНВД, но нельзя совмещать с общим режимом налогообложения и УСН.

Правила признания доходов и расходов

Классификация доходов и расходов, а также порядок их признания устанавливаются главой 26.1 НК РФ. В целях налогообложения по ЕСХН и в соответствии с п. 6 ст. 346.5 НК РФ единственным методом признания доходов и расходов является кассовый метод.

Доходы агрофирмы

Статья 346.5 НК РФ обязывает организации учитывать:

Доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 НК РФ;

Внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 НК РФ.

Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения дохода.

В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не относящиеся к категории доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются внереализационными доходами. Это, например, доходы:

От долевого участия в других организациях;

В виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

От сдачи имущества в аренду (субаренду);

В виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, и другие доходы (ст. 250 НК РФ). Их перечень открыт.

Отдельные доходы могут не учитываться для целей ЕСХН. В частности, это доходы:

В виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

В виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельхозназначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;

В виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.

Полный перечень таких доходов установлен в ст. 251 НК РФ.

Расходы агрофирмы

Перечень расходов установлен непосредственно в главе 26.1 НК РФ. Но и в данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному главе 25 НК РФ. То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Важно: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 НК РФ возможность признания затрат в качестве расходов для целей налогообложения по ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

Большинство расходов налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций.

Статьи главы 25 НК РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в ст. 254 Кодекса предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в ст. 255 Кодекса. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены ст. 263 Кодекса и т.д.

Исключения составляют виды расходов, для принятия которых не требуется специального порядка, установленного главой 25 НК РФ. К ним относятся:

Расходы на приобретение материалов, включая семена, рассаду, саженцы, удобрения, корма, ветеринарные препараты (подп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Факт передачи в производство для признания затрат значения не имеет - учесть их можно сразу после оплаты. Подтверждением сумм расходов являются первичные учетные документы об оплате сырья и материалов, а также об их поступлении (письмо Минфина России от 12.11.2010 № 03-11-06/1/25 и др.);

Расходы на приобретение основных средств. При покупке основного средства всю его стоимость сразу включают в расходы, как только актив вводят в эксплуатацию. Расходы учитывают только по тем основным средствам, которые используются в предпринимательской деятельности (подп. 1 п. 2, подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);

Расходы на приобретение нематериальных активов;

Расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

Арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

Суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам);

Расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

Суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

Расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, то есть на суммы НДС по приобретенным товарам);

Расходы на информационно-консультативные услуги;

Расходы на повышение квалификации кадров;

Судебные расходы и арбитражные сборы;

Расходы на обязательное и добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

Расходы на оплату труда (подп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), включая стимулирующие начисления и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, и т.п. (ст. 255 НК РФ). Расходы на оплату труда включают в себя и все удержания из зарплаты (в частности, НДФЛ, суммы алиментов, штрафов и иных удержаний);

Выплату социальных пособий (больничных, ежемесячной компенсационной выплаты при уходе за ребенком до трех лет);

Обучение сотрудников (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Если договором на обучение предусмотрено, что работник должен возместить стоимость обучения агрофирме, и такая сумма от него поступит, ее надо учесть как внереализационный доход (письма Минфина России от 25.03.2011 № 03-03-06/1/177 , ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3/5722@).

Расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.

В составе расходов плательщика ЕСХН может быть также учтена сумма процентов и иных выплат по кредитному договору (подп. 9 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). На какие цели выдан кредит - на покупку сырья и материалов, основных средств или пополнение оборотных средств - для налогового учета расходов значения не имеет. Если агрофирма взяла кредит на покупку основных средств, проценты в состав расходов на приобретение имущества не входят, а учитываются отдельно.

Декларация по ЕСХН за 2016 г.

Для отчетности за 2016 г. нужно использовать форму (электронный формат) декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения, утвержденные приказом ФНС России от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@ с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 01.02.2016 № ММВ-7-3/51@ .

Напомним, что этими поправками в числе прочего в новой редакции был изложен раздел 1 «Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации, а также раздел 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Поправки действуют с 12 марта 2016 г.

Порядок исчисления и срок уплаты ЕСХН

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет ЕСХН как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы и уплачивает по итогам налогового периода.

В качестве отчетного периода выступает полугодие, по итогам которого уплачиваются соответственно ЕСХН и авансовый платеж по нему. Сумма авансового платежа перечисляется в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля (п. 2 ст. 346.9 НК РФ). Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа по налогу. Таким образом, налог уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании п. 2 ст. 346.10 НК РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание: если сумма ЕСХН (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего отчетного периода, обязанности по уплате ЕСХН у налогоплательщика нет.

Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели - по месту жительства, где они постоянно или преимущественно проживают (п. 4 ст. 346.9 НК РФ).

Пример

У индивидуального предпринимателя по итогам 1-го полугодия налоговая база по ЕСХН составила 200 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за год составила 300 000 руб.

ЕСХН по итогам отчетного периода составил к уплате 12 000 руб. (200 000 руб. x 6%).

ЕСХН за год составил 18 000 руб. (300 000 руб. x 6%).

Итого сумма ЕСХН, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 6000 руб. (18 000 руб. – 12 000 руб.).

Перенос убытка

Агрофирма может уменьшить налоговую базу по ЕСХН на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с п. 5 ст. 346.6 НК РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.

Обратите внимание: налогоплательщик, получивший убыток при применении ЕСХН, имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСХН в следующем налоговом периоде. Если сумма убытка значительна, ее можно перенести на следующие налоговые периоды в течение десяти лет.

Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, их переносят на будущие налоговые периоды в той очередности, в которой они получены. Причем перенос убытка возможен, только если организация или ИП продолжают применять систему налогообложения в виде ЕСХН.

Важно: налогоплательщик обязан документально подтвердить размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, и хранить такие документы в течение всего периода переноса убытка.

Пример

Агрофирма на ЕСХН получила по итогам 2014 г. доходы в сумме 680 000 руб. и осуществила расходы в сумме 910 000 руб. По итогам налогового периода за 2014 г. получен убыток в сумме 230 000 руб. (680 000 руб. – 910 000 руб.).

По итогам налогового периода 2015 г. агрофирма получила доходы в сумме 1 100 000 руб., расходы составили 920 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за 2015 г. составила 180 000 руб. (1 100 000 руб. – 920 000 руб.). Сумма убытка, полученного в 2014 г., на которую организация имеет право уменьшить налоговую базу за 2015 г., составляет 180 000 руб., что меньше, чем 230 000 руб. (полная сумма убытка за 2014 г.). В этом случае сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2015 г., составит 0 руб.

Оставшаяся часть убытка 2014 г. составляет 50 000 руб. (230 000 руб. – 180 000 руб.). Организация может учитывать эту сумму при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

Предположим, что по итогам 2016 г. агрофирма получила доходы в сумме 1 630 000 руб. и осуществил расходы в сумме 1 230 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за 2016 г. составляет 400 000 руб. (1 630 000 руб. – 1 230 000 руб.).

Как видно, в 2016 г. агрофирма сможет полностью учесть сумму убытка, образовавшегося в 2014 г. Сумма налога составит:

(400 000 руб. – 50 000 руб.) x 6% = 21 000 руб.

Практические ситуации

Рассмотрим некоторые практические ситуации, связанные с исчислением ЕСХН.

Внесение арендной платы за землю в натуральной форме

По общему правилу расходами плательщика ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). В той же норме сказано, что в целях расчета ЕСХН оплатой услуг считается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя указанных услуг перед продавцом, которое непосредственно связано с оказанием услуг. При этом расходы на оплату услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

Таким образом, расходы на аренду земельных участков, произведенные в форме натуральной оплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по ЕСХН. При этом натуроплата должна быть переведена в рубли с учетом рыночных цен на продукцию, передаваемую в порядке натуроплаты.

Расходы на строительство объекта основных средств

Агрофирма строит ангар для хранения зерна и оборудования как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков. Моно ли учесть расходы на строительство ангара до его завершения?

До тех пор пока объект основных средств не будет построен, расходы на его строительство при определении налоговой базы по ЕСХН не учитываются. После ввода объекта основных средств в эксплуатацию расходы на его строительство учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 НК РФ.

Расходы на приобретение дорогостоящего легкового автомобиля

Агрофирма покупает дорогостоящий легковой автомобиль. Можно ли расходы на приобретение такого транспортного средства учесть при расчете ЕСХН?

В пункте 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, учесть затраты на дорогой автомобиль при расчете ЕСХН можно при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты на содержание приобретенного для вылова краба судна, которое не вышло в море по независящим от налогоплательщика обстоятельствам

Рыболовецкая компания - плательщик ЕСХН приобрела бывшее в эксплуатации судно для вылова краба. После получения в администрации морского порта свидетельства на право собственности судно было поставлено на учет как основное средство. Но в море оно так и не вышло из-за моратория на вылов краба камчатского в прибрежной зоне, введенного Правительством РФ в 2010 г. и действующего по настоящее время.

Компания несла расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт судна, которые учитывала для целей ЕСХН. Налоговики посчитали их необоснованными. Но судьи трех инстанций приняли сторону компании (постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2015 по делу № А42-7806/2013).

Приведем их аргументы. Для целей ЕСХН учитываются перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы, включая расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на ремонт основных средств (в том числе арендованных) и др. Обязательное условие: такие расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Судьи решили, что спорные расходы соответствуют названным критериям. Судно было приобретено с целью использования его в производственной деятельности, для осуществления вылова и переработки краба на основании заключения между Федеральным агентством по рыболовству и налогоплательщиком договоров на закрепление доли в общем объеме промышленных квот на вылов. Эксплуатировать судно не представлялось возможным ввиду моратория на вылов краба.

Кроме того, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности (определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П).

Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов (постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Таким образом, компания правомерно включила затраты, понесенные на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного судна, в состав расходов для определения налоговой базы по сельхозналогу.

Авансовый платеж по ЕСХН не учитывается в расходах при расчете налоговой базы по ЕСХН

В ходе выездной проверки агрофирмы на ЕСХН налоговики пришли к выводу, что она неправомерно учитывает в составе расходов суммы авансового платежа по сельхозналогу. Организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Областное УФНС решение инспекции оставило без изменения. Дело дошло до суда.

Суды трех инстанций приняли сторону налоговиков (постановление АС Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-6049/2014).

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу п. 3 ст. 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ). Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в ст. 270 НК РФ. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что расходы в виде суммы налога не учитываются в целях налогообложения, то есть не уменьшают налогооблагаемую базу. И судьи на это указали налогоплательщику.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (п. 3 ст. 346.9 НК РФ). Организация не учла, что глава 26.1 НК РФ, а также ст. 252 НК РФ не содержат норм, устанавливающих возможность учета при формировании налогооблагаемой базы по конкретному налогу за конкретный налоговый период суммы налога, исчисленной за этот же период (в том числе и авансовых платежей).

Выручка от разовых сделок не учитывается в общем доходе от реализации для целей ЕСХН

Агрофирма на ЕСХН осуществляла деятельность по выращиванию зерновых и прочих сельскохозяйственных культур, полагая, что соблюдает условия, предусмотренные п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

В ходе налоговой проверки налоговая инспекция посчитала, что доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе агрофирмы от реализации за налоговый период составила менее 70%. Сельхозпроизводитель необоснованно не учел для определения указанного соотношения выручку от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду. В результате налогоплательщику доначислили налоги по общей системе налогообложения.

Агрофирма оспорила это решение в суде и выиграла спор в трех инстанциях (постановление АС Уральского округа от 19.11.2014 № Ф09-7705/14).

ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители - организации и предприниматели, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации доля дохода от реализации такой сельхозпродукции составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае компания не осуществляла продажу имущества на систематической основе, реализация носила разовый характер, в связи с чем полученные налогоплательщиком денежные средства от реализации стеновых панелей, сеялки и жатки не должны были учитываться в общем доходе при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Таким образом, реализация спорного имущества не могла рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, и поэтому доходы от продажи указанных объектов не могли учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Кроме того, арбитры установили, что представленная компанией книга учета доходов и расходов свидетельствовала о том, что кроме единичной реализации спорного имущества налогоплательщик осуществлял в основном реализацию выращенной им сельхозпродукции.

Также суды признали правомерность отражения суммы выручки от сдачи имущества в аренду в составе внереализационных доходов, поскольку в силу п. 4 ст. 250 НК РФ таковыми признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Суд установил, что сдача имущества в аренду не являлась основным видом деятельности компании. Данных о том, что агрофирма такие доходы учитывала в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, инспекторы не представили.

По мнению суда, базирующемуся на нормах п. 1 ст. 346.5, п. 1 ст. 39, п. 3-5 ст. 38 НК РФ, сумма дохода от сдачи имущества в аренду не должна участвовать в расчете доли, указанной в п. 4 ст. 346.3 НК РФ. Учету подлежит сумма дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации. Соответственно, суммы доходов от сдачи имущества в аренду не должны включаться в доход от реализации товаров, работ, услуг, не отнесенных к сельхозпродукции при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

В данном случае, поскольку доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации, в который не мог быть включен доход от разовых сделок, составила более 70%. Поэтому агрофирма правомерно считала себя плательщиком ЕСХН.

Сельхозпродукция, произведенная на давальческих началах третьими лицами, не учитывается для целей ЕСХН

По итогам выездной проверки рыболовецкой организации - плательщика ЕСХН ИФНС пришла к выводу, что налогоплательщик не соответствует понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и доначислила ему налоги по общей системе налогообложения.

Аргументы сводились к следующему. Рыбу, выловленную на основании разрешений на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, организация отдавала на переработку на рыбоперерабатывающие суда сторонних компаний. Перерабатывали рыбу-сырец указанные переработчики, а оплата за услуги переработки производилась готовой продукцией (50% готовой продукции передавались переработчику). Свою долю готовой продукции организация реализовывала самостоятельно либо через комиссионера.

Инспекторы указали, что доход, полученный от реализации сельхозпродукции, произведенной на давальческих началах третьими лицами, не учитывается для целей главы 26.1 НК РФ, поскольку не являлся доходом от реализации продукции, произведенной собственными силами.

Спор перешел в судебную плоскость.

Суд первой инстанции принял сторону ИФНС, указав, что под производством продукции собственными силами понимается производство продукции тем же лицом, которое осуществляло улов водных биологических ресурсов.

Апелляционный суд придерживался иного мнения: в рамках исполнения спорных договоров организация производила переработку собственных уловов, что позволяло готовую продукцию считать продукцией, произведенной собственными силами.

Однако кассация поддержала позицию налоговиков (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А38-4480/2012). Приведем аргументы судей.

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ), а также рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Для этого последними должны быть соблюдены определенные условия, а именно:

Средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;

В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;

Рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих таким организациям или индивидуальным предпринимателям на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Таким образом, учету подлежит доход от реализации собственного улова и (или) произведенной из этих уловов именно собственными силами рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Сельхозпродукцию, произведенную на давальческих началах третьими лицами, нельзя считать продукцией, произведенной собственными силами. В рассматриваемой ситуации доход от реализации сельхозпродукции за вычетом спорных сумм составил менее 70% в общем объеме доходов, налогоплательщик не имел права применять ЕСХН.