Схема территориального планирования республики марий эл корректировка. Минприроды поддержало идею онф об обязательной экоэкспертизе при изменении границ особо охраняемых природных территорий Случаи когда невозможно установить границы оопт

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник областного значения"

В целях реализации , Постановления Законодательного Собрания Свердловской области от 23.10.2012 N 545-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Орлова.

(п. 2 в ред. )

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер

Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник областного значения"

Утвержден
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 17 мая 2013 г. N 620-ПП

Глава 1. Общие положения

1. Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьями 14, 18 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" и устанавливает случаи и порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "природный парк" и "государственный природный заказник областного значения" (далее - ООПТ) в целях упорядочивания отношений в сфере особо охраняемых природных территорий областного значения.

2. Граница ООПТ представляет собой пространственный предел (участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними), где действует режим ее особой охраны.

3. Изменение границ ООПТ влечет установление новой границы, не совпадающей с той, которая была определена ранее, и осуществляется посредством исключения территорий из состава ООПТ либо включения в ее состав новых территорий.

4. Решение об изменении границ ООПТ принимается Правительством Свердловской области.

5. Решение об изменении границ ООПТ принимается по согласованию с органом государственной власти Свердловской области в области лесных отношений, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Уполномоченный орган) и органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного в Свердловской области (далее - муниципальное образование), на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

6. Решение об изменении границ ООПТ должно содержать категорию ООПТ, местоположение, описание границ и площадь изменяемой части ООПТ, в случае наличия функциональных зон также принадлежность к определенной функциональной зоне.

7. Изменяемая граница ООПТ может определяться координатами, указанием на лесные кварталы (выделы и их части) либо кадастровые номера земельных (лесных) участков.

8. Установление новой границы ООПТ на местности обеспечивается Уполномоченным органом.

9. Изменение границ ООПТ может осуществляться неоднократно.

Глава 2. Случаи изменения границ ООПТ

10. Включение территорий в состав ООПТ производится в случае наличия необходимости в особой охране природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и могут быть использованы в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

11. Исключение территорий из состава ООПТ осуществляется в следующих случаях:

1) невозможность использования таких территорий по целевому назначению ввиду утраты особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения;

2) необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием ООПТ, соответствующих схемам территориального планирования муниципальных районов (генеральным планам поселений и городских округов).

В целях настоящего Порядка под социально значимыми объектами понимаются объекты коммунальной и транспортной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения территорий городских и сельских поселений, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, а также объекты, обеспечивающие их деятельность.

12. Исключение территорий из состава государственного зоологического охотничьего и ландшафтно-гидрологического заказников областного значения допускается в случае предоставления права пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых (кроме участков недр местного значения) в контуре границ горного отвода.

Исключение территорий из состава государственного зоологического охотничьего заказника областного значения допускается также в случае необходимости размещения сельскохозяйственных производственных зданий и их комплексов на месте ранее существовавших объектов сельскохозяйственного назначения.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 20.09.2018 N 628-ПП)

Глава 3. Предложения об изменении границ ООПТ

13. Предложения об изменении границ ООПТ направляются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, а также гражданами и юридическими лицами, включая общественные и религиозные объединения, на рассмотрение в Уполномоченный орган.

14. К предложению об изменении границ ООПТ в отношении территории, в пределах которой предлагается изменить границы ООПТ, прилагаются:

1) материалы, обосновывающие изменение границ ООПТ:

картографический материал с указанием действующих и предлагаемых границ ООПТ (М 1:10000);

пояснительная записка о необходимости изменения границ ООПТ;

акт натурного технического обследования участка лесного фонда (в случае изменения границ на землях лесного фонда);

сведения о составе, качестве лесных насаждений, общая характеристика почвы, растительного и животного мира, иных природных ресурсов в составе материалов комплексного экологического обследования участка в пределах изменяемой границы;

площадь, описание местоположения (в отношении земель лесного фонда, согласно сведениям государственного лесного реестра) и перечень координат границ участка;

сведения о правах на участки в пределах изменяемой границы;

2) положительное заключение (заключения) государственной экологической экспертизы, полученное (полученные) в соответствии с федеральным законодательством в области экологической экспертизы.

К предложению об изменении границ ООПТ в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка дополнительно прилагаются документы, обосновывающие необходимость размещения социально значимых объектов, не связанных с функционированием ООПТ, соответствующих схемам территориального планирования муниципальных районов (генеральным планам поселений и городских округов), документальное подтверждение отсутствия иных вариантов размещения социально значимых объектов за пределами ООПТ.

К предложениям об изменении границ государственного зоологического охотничьего заказника областного значения в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 настоящего Порядка дополнительно прилагается копия лицензии на право пользования участком недр для разведки и добычи полезного ископаемого (кроме участков недр местного значения).

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 485-ПП)

К предложениям об изменении границ государственного зоологического охотничьего заказника областного значения в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 настоящего Порядка дополнительно прилагаются копии документов, подтверждающих факт создания объектов сельскохозяйственного назначения и их комплексов и (или) сведения о наличии ранее имеющихся прав и иных законных оснований на данные объекты и комплексы в пределах изменяемой границы государственного зоологического охотничьего заказника областного значения.

(абзац введен Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2015 N 485-ПП)

15. Заявитель вправе самостоятельно представить согласование изменения границ ООПТ с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

16. Заявитель обеспечивает формирование документации, указанной в пункте 14 настоящего Положения. Уполномоченный орган вправе самостоятельно реализовать инициативу изменения границ ООПТ и обеспечить формирование необходимой документации в случаях, предусмотренных пунктом 10 и подпунктом 2 пункта 11 настоящего Порядка.

17. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней проверяет комплектность представленных документов и их соответствие предъявляемым требованиям.

В случае комплектности представленных документов и соответствия предъявляемым требованиям Уполномоченный орган направляет предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, на согласование в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить.

В случае некомплектности документов, несоответствия представленных документов предъявляемым требованиям, получения отказа в согласовании органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, Уполномоченный орган возвращает предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями заявителю.

Возвращение предложения об изменении границ ООПТ не препятствует повторному обращению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.

Глава 4. Заключение экспертной комиссии

18. При поступлении согласования изменения границ ООПТ органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается участок ООПТ, границы которого предлагается изменить, Уполномоченный орган направляет предложение об изменении границ ООПТ вместе с приложениями, перечисленными в пункте 14 настоящего Порядка, на рассмотрение экспертной комиссии для рассмотрения вопросов о необходимости изменения границы ООПТ (далее - Экспертная комиссия).

19. Порядок формирования и деятельности, а также состав Экспертной комиссии устанавливается Правительством Свердловской области.

20. По результатам рассмотрения предложения об изменении границ ООПТ Экспертной комиссией выдается мотивированное заключение о необходимости (возможности) изменения границы ООПТ либо мотивированное заключение об отсутствии необходимости (о невозможности) изменения границы ООПТ.

Глава 5. Принятие решения по вопросу изменения границы ООПТ

21. В случае выдачи Экспертной комиссией заключения об отсутствии необходимости (невозможности) изменения границ ООПТ Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента принятия данного решения уведомляет заявителя о принятом решении по вопросу изменения границы ООПТ.

22. Решение об изменении границы ООПТ принимается по результатам рассмотрения материалов, обосновывающих изменение границы ООПТ, заключения государственной экологической экспертизы и заключения Экспертной комиссии.

23. Решение об изменении границ ООПТ является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного значения и государственный лесной реестр.

Тема: «РАЗМЕЩЕНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ООПТ»

■ применения минеральных удобрений и химических средств за­щиты растений;

■ транзитного прогона домашних животных;

■ нахождения, проезда и прохода посторонних лиц и автотранс­порта вне дорог общего пользования;

■ сбора зоологических, ботанических и минералогических коллек­ций (кроме предусмотренных планами научных исследований заповедника);

■ пролета самолетов и вертолетов ниже 2 тыс. м, преодоления са­молетами звукового барьера над территорией заповедника;

■ иной деятельности, нарушающей естественное развитие природ­ных процессов.

К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации насчитывалось 100 го­сударственных природных заповедников общей площадью 33,711 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) - 27,238 млн. га, что составляет 1,59% всей территории России. Заповедники располо­жены в 19 республиках, пяти краях, 35 областях, одной автономной об­ласти, семи автономных округа. При создании заповедников не всегда выдерживались названные выше научные принципы: на некото­рые заповедники, например, возложены функции разведения редких животных (зубры, бобры, пятнистые олени и др.) с искусственной под­кормкой и другими видами вмешательства в природный процесс. В конце XX в. общая площадь заповедников значительно возросла в основном в связи с организацией крупных заповедников в тайге и тундре Сибири и Дальнего Востока. Из-за недостатка средств уровень охраны заповед­ников, особенно вновь созданных, пока далек от необходимого: на одно­го сотрудника в среднем приходится 3 тыс. га заповедных площадей, а в некоторых новых заповедниках 30-60 тыс. га. Заповедники с наи­меньшей степенью изменения природных комплексов, крупнейшие по площади, наиболее строго охраняемые, включены в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и получили статус биосферных. В ми­ре насчитывается около 300 таких заповедников в 60 странах, из них 26 в России. В биосферных заповедниках охраняются природные комплек­сы и генофонд, имеющие всемирное значение, реализуются программы глобального мониторинга фоновых параметров окружающей среды.

Заповедники разных видов были в СССР и остаются в России ос­новной формой особо охраняемых природных территорий. За рубежом близкой по задачам формой организации особо охраняемых природных территорий являются природные резерваты. С 1980-х годов

в нашей стране, кроме заповедников, стали создаваться национальные природные парки - наиболее распространенная в мире форма особо ох­раняемых природных территорий, предусматривающая более диффе­ренцированный режим охраны и использования. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации имелось 35 национальных парков общей пло­щадью 6,968 млн. га (0,41% площади Российской Федерации) . Со­гласно российскому законодательству, к национальным паркам по зада­чам и статусу близки природные парки, находящиеся в ведении регио­нов. К началу 1997 г. в России было 10 природных парков ; создание природных парков осуществляется или планируется на ближайшие годы во многих субъектах Федерации.

Национальные парки (природные парки) - природоохранные, эко-лого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, терри­тории (акватории) которых включают природные комплексы и объек­ты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую цен­ность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (фото 18).

Хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не препятствует выполнению основной функции заказника. В неко­торых охотничьих хозяйствах организуются системы скользящих заказ­ников, когда поочередно в разных частях хозяйства на несколько лет устанавливается запрет охоты.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях при­родные комплексы, объекты естественного и искусственного происхож­дения. Памятниками природы могут быть объявлены:

■ живописные местности;

■ эталонные участки нетронутой природы;

■ участки культурного ландшафта (старинные усадьбы, парки, ал­леи, каналы, древние копи т.п.);

■ места произрастания ценных, реликтовых, малочисленных, ред­ких и исчезающих видов животных и растений;

■ лесные массивы и участки леса, особенно ценные своими харак­теристиками (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений);

■ природные объекты, играющие большую роль в поддержании гидрологического режима ;

■ уникальные формы рельефа и связанные с ними природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, мореные гряды, дюны, барханы, ги­гантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

■ геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;

■ геолого-географические полигоны, в том числе классические уча­стки с выразительными следами сейсмических явлений;

■ местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

■ участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, водохранили­ща и пруды;

■ природные гидроминеральные комплексы;

■ термальные и минеральные источники, месторождения лечеб­ных грязей;

■ береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, ла­гуны, бухты и т.п.);

■ объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземп­ляры экзотов, эндемиков, реликтов, валуны, ледники, водопады, вулканы, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты, историко-мемориальные комплексы).

Памятники природы изымаются из хозяйственного использования, на территориях, где они расположены, запрещается всякая деятельность, наносящая им ущерб. Собственники, владельцы и пользователи земель, на которых находятся памятники природы, обязаны их охранять. Ре­жим охраны и допустимые виды использования памятников природы определяются с учетом их особенностей и состояния и фиксируются в паспорте. Паспорта памятников природы разрабатываются природоох­ранными органами и утверждаются местными органами власти.

К 31 декабря 2002 г. в России было 36 памятников природы феде­рального значения общей площадью 23,8 тыс. га и более 9 тыс. памятни­ков природы регионального значения (общая площадь 4,053 млн. га, или 0,24% площади России).

Курортные и лечебно-оздоровительные зоны не предполагают изъятия территорий и объектов из хозяйственного использования, но ограничивают его формы. Вводятся ограничения или запреты на въезд автотранспорта, размещение промышленных предприятий, электростан­ций, применение удобрений и пестицидов, формы лесопользования. Режим охраны определяется характером курорта. Объектом охраны могут быть подземные воды, водоемы, леса и т.д. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации лечебно-оздоровительными местностями и ку­рортами признаны 116 территорий общей площадью 2 040 444 га - 0,12% территории Российской Федерации, в том числе федерального значе­ния - 23 (636 409 га), регионального значения - 74 (1 376 945 га), мест­ного значения - 19 (27 090 га) .

Этнические территории - особая разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых объектом охраны становятся тра­диционные формы природопользования этнических групп: оленевод­ство, охота, рыболовство, кустарные промыслы, традиционный образ жизни. Статус этнической территории предполагает отказ от современ­ных интенсивных форм ведения хозяйства, содействие возрождению традиционной духовной и материальной культуры.

2. Функции особо охраняемых природных территорий

Существует большое количество территорий с особо ограниченным режимом при­родопользования, на которых охрана ландшафтов и их компонентов, экосистем или их частей направлена на достижение не экологических, а иных, преимущественно хозяйственных, культурно-исторических, рек­реационных и других целей, а режим охраны устанавливается в соот­ветствии с функциями ООПТ. Это зеленые зоны городов , водоохран­ные зоны рек, лесозащитные полосы, округа санитарной охраны под­земных вод и др. С учетом этих категорий выделяются следующие основные функции особо охраняемых природных территорий.

Заповедно-эталонная функция означает, что выполняющая ее тер­ритория предназначается для сохранения информации о нетронутой природе, ее исследования, организации мониторинга и поддержания экологического равновесия в наиболее уязвимых местах, имеющих клю­чевое значение для сохранения природы крупных регионов. Эту функ­цию осуществляют заповедники и резерваты, памятники природы и ча­стично заказники.

Объектозащитная функция - поддержание экологического равно­весия для обеспечения функционирования хозяйственных или иных объектов. Эту функцию выполняют охранные лесополосы у железных и автомобильных дорог, водных объектов, охранные зоны национальных парков.

Ресурсозащитная функция - охрана природных комплексов ради сохранения природных ресурсов, используемых в хозяйстве. Эту функ­цию выполняют заказники, заповедно-охотничьи хозяйства, округа са­нитарной охраны подземных вод.

Средозащитная функция - поддержание экологического равнове­сия ради обеспечения щадящей прижизненной эксплуатации всех при­родных ресурсов в комплексе. Для этого существуют зеленые зоны го­родов, курортные зоны, национальные парки и др.

3. Размещение особо охраняемых территорий

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имею­щие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эс­тетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное зна­чение, изъятые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов мест­ного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый право­вой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечеб­но-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с земельным Кодек­сом, федеральными законами.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на ко­торых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповед­ники, и др.).

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памят­ников природы, национальных парков, природных парков, ден­дрологических парков, ботанических садов, территорий тради­ционного природопользования коренных малочисленных наро­дов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера­ции, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучени­ем природных комплексов и объектов и не предусмотренная феде­ральными законами и законами субъектов РФ. Изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению указанных территорий, не допускается.

В целях защиты земель особо охраняемых природных террито­рий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилега­ющих к ним земельных участках можно создавать охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая не­гативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон долж­ны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арен­даторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особо­го правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государствен­ной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объя­вить землями особо охраняемых природных территорий, с после­дующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

На землях особо охраняемых природных территорий федераль­ного значения запрещают:


  • предоставлять садоводческие и дачные участки;

  • строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередачи и другие коммуникации, а также строить и эксплуатировать промышленные, хозяйственные и жилые объекты, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий;

  • проезжать и ставить механические транспортные средства, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогонять скот вне автомобильных дорог;

  • осуществлять иные виды деятельности, запрещенные феде­ральными законами.
Хозяйственная зона включает центральную усадьбу и прилегаю­щие сельскохозяйственные угодья. Размещать ее целесообразно на краю землепользования. Это уменьшит ее площадь , сократит аре­алы земель у дорог, построек с повышенным фактором беспокой­ства для диких животных. В случае необходимости для популяри­зации идей охраны природы и т. п. проектируют участки для рек­реационного использования. Их площади определяют аналогично расчетам под учреждения отдыха. Землепользование заповедника должно быть компактным, иметь минимальную линию соприкос­новения с окружающей территорией. Границы должны проходить по естественным рубежам. К землям природоохранного назначения относят земельные уча­стки:

водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохранных полос; лесов, выполняющих защитные функции; противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных лесо­насаждений; иные земли, выполняющие природоохранные функции.


  • применение ядохимикатов при борьбе с вредителями , болезня­ми растений и сорняками; использование навозных стоков на удоб­рение; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобре­ний, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами; живот­новодческих комплексов и ферм;

  • проведение без соответствующих согласований строительства новых и расширение действующих объектов производственного назначения и социальной сферы.
В пределах прибрежных полос рек, озер и водохранилищ дополнительно к ограничениям, указанным для водоохранных зон, за­прещается: распашка земель; выпас, организация летних лагерей скота; применение удобрений.

Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназ­наченные и используемые для организации отдыха, туризма, физ­культурно-оздоровительной и спортивной деятельности населе­ния.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристических баз и яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, лесопарков, учебно-туристских троп, трасс, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:


  • объектов культурного наследия народов Российской Федера­ции (памятников истории и культуры), в том числе объектов архе­ологического наследия;

  • достопримечательных мест, в том числе мест бытования исто­рических промыслов, производств и ремесел;

  • военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используют строго в соответствии с их целевым назначением. Изъятие земель истори­ко-культурного назначения и не соответствующая их целевому на­значению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурно­го назначения, у собственников земельных участков, землепользо­вателей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законода­тельством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих иссле­дованию и консервации, может быть запрещена любая хозяй­ственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градострои­тельной среды в соответствии с федеральными законами, закона­ми субъектов Российской Федерации устанавливают зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводят особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих зе­мель. Земельные участки, не отнесенные к землям историко-культурного назначения и расположенные в указанных зонах ох­раны, используют согласно правилам землепользования и заст­ройки в соответствии с требованиями охраны памятников исто­рии и культуры.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназна­чены для лечения и отдыха граждан.

К особо ценным относятся земли, в пределах которых имеют­ся природные объекты и объекты культурного наследия, пред­ставляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, со­общества растительных, животных организмов, редкие геологи­ческие образования, земельные участки, предназначенные для осу­ществления деятельности научно-исследовательских организа­ций).

Размещают особо охраняемые земли при разработке гене­ральной схемы землеустройства территории Российской Феде­рации, схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схем землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований, а также при формировании целевых земельных фондов, районировании и зонировании земель.

В отдельных случаях при необходимости можно разрабатывать самостоятельные схемы размещения особо охраняемых террито­рий федерального, регионального и муниципального уровней.

Окончательно размещают особо охраняемые объекты землеуст­ройства и отводят им земли на основе проектов межхозяйственно­го землеустройства.

На основании утвержденных в установленном порядке схем и проектов землеустройства соответствующие органы принима­ют решения о резервировании и выделении в натуре земельных участков, которые объявляют особо охраняемыми территориями, а также об установлении их границ.

Установление границ территорий особо охраняемых земель предус­матривает отображение их на материалах кадастровых съемок, зак­репление и обозначение на местности.

В необходимых случаях на участках земли и водного про­странства, прилегающих к особо охраняемым территориям, созда­ют охранные зоны с ограниченным режимом , по результатам вы­полненных работ подготавливают паспорт особо охраняемой терри­тории, включающий перечень мероприятий, нормативов и требо­ваний по поддержанию режима природопользования и необхо­димые графические документы.

Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Правила
создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

2. Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

3. Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.

4. При определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее:

природно-климатические условия и социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны;

особенности функционального зонирования национального парка или природного парка;

нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

сведения о видах и назначении планируемых для размещения на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в положениях о территориальном планировании, содержащихся в утвержденных документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов и характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны;

состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.

5. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

6. Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

7. Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками.

8. Изменение границ охранных зон, а также режима охранных зон осуществляется в том же порядке, что и их создание.

II. Создание охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и установление их границ

9. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

10. Охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

11. Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр.

12. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом пунктов 4 , и настоящих Правил готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

13. Пояснительная записка к проекту приказа должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения и ее карту-схему.

14. Проект приказа и пояснительная записка к нему направляются на согласование:

руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения;

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо земельные участки, предназначенные для реконструкции и строительства указанных объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории, а также если предполагается, что создаваемая охранная зона будет полностью или частично находиться в границах внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации и (или) на внутренних водных путях Российской Федерации);

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3

Федеральному агентству по недропользованию;

Федеральному агентству водных ресурсов;

Федеральному агентству лесного хозяйства.

15. Органы государственной власти, указанные в пункте 14 настоящих Правил, и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, рассматривают проект приказа и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации мотивированный отказ в согласовании с приложением замечаний.

16. При согласовании проекта приказа органами государственной власти, указанными в пункте 14 настоящих Правил, и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации принимает решение о создании такой охранной зоны.

17. В случае представления мотивированного отказа в согласовании Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации дорабатывает проект приказа с учетом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 14 настоящих Правил, и руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения.

18. Информация о созданных охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения размещается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими государственными природными заповедниками и национальными парками, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

III. Создание охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и установление их границ

19. Решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

20. Охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения не могут быть расположены в границах:

особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения;

внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.

21. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

22. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.

23. Проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование:

органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования);

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности);

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории);

Министерству обороны Российской Федерации;

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации");

территориальному органу Федерального агентства по недропользованию;

территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов;

территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства;

территориальному органу Федерального агентства по рыболовству.

24. Органы государственной власти, указанные в пункте 23 настоящих Правил, и орган местного самоуправления рассматривают проект решения и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ в его согласовании с приложением замечаний.

25. При согласовании проекта решения органами государственной власти, указанными в пункте 23 настоящих Правил, и органом местного самоуправления высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения.

26. В случае представления мотивированного отказа в согласовании высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации дорабатывает проект решения с учетом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 23 настоящих Правил, и органу местного самоуправления.

27. Информация об охранных зонах природных парков и памятников природы регионального значения размещается соответствующими органами государственной власти или учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление природными парками и памятниками природы регионального значения, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

IV. Режим охранных зон

28. Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

29. В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы.

30. В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О животном мире".

Министерство природы внесло поправки к принятому Госдумой в первом чтении проекту федерального закона №826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки разрешают расширять и сужать границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Экологи неоднозначно оценивают эту инициативу и предупреждают о возможных негативных последствиях в случае ее принятия.

Поправки Минприроды к законопроекту Госдумы предполагают включение в состав особо охраняемых природных территорий и исключение из них земельных участков и водных объектов, «если это исключение не влечет за собой угрозу для сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия».

По предложению Минприроды, изменение границ ООПТ будет происходить в трех случаях: в отношении земельных участков, расположенных в границах поселений, территорий, «необходимых для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства», и «по отдельным решениям президента Российской Федерации».

Процедура по изменению границ ООПТ предполагает проведение государственной экологической экспертизы и публичные слушания. Поправки к законопроекту предписывают правительству до 31 декабря 2019 года исключить из состава особо охраняемых природных территорий федерального значения земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий.

Проблема изменения границ особо охраняемых природных территорий сейчас в законодательстве не урегулирована. Это один из болезненных вопросов, который поднимается на протяжении длительного времени, - отмечает руководитель программы по экологическому законодательству Всемирного фонда дикой природы (WWF Russia) Екатерина Хмелева.

Эксперт объясняет, что границы ООПТ переносились и раньше, но из-за отсутствия норм законодательства возникало множество спорных вопросов. По ее словам, особенно остро стоит вопрос о населенных пунктах в составе природоохранных территорий: с одной стороны, их не должно быть в заповедниках и национальных парках, потому что они предполагают хозяйственное использование земли, что не соответствует целям заповедника. С другой стороны, жители населенных пунктов, которые находятся на территории заповедника, ограничены в правах распоряжения земельными участками.

Здесь есть одна сложность: не во всех поселениях установлены границы, - уточняет Елена Хмелева. - Есть опасность того, что при решении этого вопроса в границы поселения могут попасть ценные природные участки, необходимые для полноценного функционирования заповедника. Чтобы не пострадали ООПТ, необходимо до 2019 года установить жесткие границы населенных пунктов.

С населенными пунктами есть некоторые проблемы, - подтверждает координатор программы Гринпис по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. - Граждане, проживающие на территориях ООПТ, ограничены, например, в возможности приватизации земельных участков. С такими проблемами сталкиваются жители города Себеж в Псковской области, который целиком входит в национальный парк «Себежский», или поселка Смольный в Мордовии, по середине которого проходят границы национального парка «Смольный». Мы считаем, что эти вопросы надо решать, но не огульно, а принимать меры по каждому конкретному случаю.

Гринпис предлагает не вырезать населенные пункты из национальных парков, а установить для них более щадящий режим использования. Экологи напоминают, что в границах многих охраняемых территорий есть населенные пункты, которые определяют ценность самих ООПТ.

Например, основная ценность Кенозерского национального парка в Архангельской области культурно-историческая: это поморские деревни и объекты деревянного зодчества, - уточняет Михаил Крейндлин. - Если из него вырезать населенные пункты, он утратит всю свою ценность. То же самое с Куршской косой в Калининградской области: если из нее вырезать населенные пункты, это будет три отдельных участка, и такая территория вряд ли сможет функционировать как национальный парк.

Экологи считают, что в отношении использования территорий заповедников для обеспечения безопасности государства нужно прежде всего уточнить норму закона словами «для нужд обороны». Иначе ее можно применить, например, к целям экономической безопасности, и это даст зеленый свет различным злоупотреблениям.

Так, в национальном парке «Югыд ва» в Коми (это тоже объект всемирного наследия) несколько лет назад местные власти решили организовать добычу золота, - рассказывает эксперт Гринпис. - Было изменено положение о парке и из его границ вырезали участок с месторождением. При поддержке Генеральной прокуратуры мы выиграли это дело в Верховном суде. Сейчас целостность парка восстановлена.

Эколог уверен, что единичные случаи, когда для безопасности государства необходимо что-то построить на территории заповедника, необязательно закреплять законом.

Но самую большую опасность, по мнению природоохранной организации, составляет пункт об изменении границ ООПТ по отдельным решениям президента.

Сейчас у всех на слуху громкий международный скандал с Кавказским заповедником, который тоже является объектом всемирного наследия, и где компании «Роза хутор» и «Газпром» хотят расширять свои горнолыжные курорты. Уже есть распоряжение правительства о выделении биосферного полигона для курортов. Но пока, по нынешним законам, они могут получить эти участки только в аренду. А если их выведут из состава заповедника, то можно будет оформить частную собственность, - говорит Михаил Крейндлин.

На ситуацию с биосферными полигонами указывает и эксперт WWF Russia.

В июне этого года в авральном порядке были приняты поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части создания биосферных полигонов на территориях заповедников, - объясняет Екатерина Хмелева. - Документ фактически направлен на то, чтобы разрешить заинтересованным лицам строить горнолыжные курорты на территории Кавказского биосферного заповедника, что, по нашему мнению и по мнению других природоохранных организаций, недопустимо. По сути, те поправки были завуалированной возможностью изменения границ ООПТ, не только внешних, но и внутренних.

В целом эксперт WWF Russia считает поправки Минприроды допустимыми при условии отмены принятых ранее норм о возможности выделения биосферных резерватов внутри заповедника. А Гринпис называет поправки Минприроды опасными и предупреждает, что они могут привести к разрушению всей заповедной системы, которая охраняла границы ООПТ с 1991 года. В Минприроды «Известиям» оперативный комментарий предоставить не смогли.

Особо охраняемые природные территории регионального значения.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве».

Планирование системы развития ООПТ в городе Москве осуществляется в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий (далее – Схемы), разрабатываемой на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов территорий административных округов города Москвы.

Схема определяет перечень существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения и подлежит обязательному учету при разработке всех видов градостроительной и проектной документации.

На землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, приостанавливается предоставление земельных участков, оформление исходно-разрешительной и разработка проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующего решения.

ООПТ, не предусмотренная Схемой, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, а также органов местного самоуправления.

В случае, если создание ООПТ не предусмотрено Схемой, заинтересованные лица направляют в ДПИООС предложения об образовании особо охраняемой природной территории с указанием предполагаемого местоположения и категории особо охраняемой природной территории.

ДПИООС рассматривает предложения заинтересованных лиц, а если создание ООПТ предусмотрено Схемой, то по собственной инициативе, при наличии оснований принимает решение о подготовке Материалов комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах города Москвы, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий города Москвы (далее – Материалы).

Материалы должны содержать:

  • обоснование необходимости образования особо охраняемой природной территории;
  • сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории;
  • описание границ особо охраняемой природной территории;
  • иные сведения.

Резервирование земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, и ограничение их использования осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Установить, что до утверждения градостроительной документации, обосновывающей развитие каждой особо охраняемой природной территории, предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием особо охраняемой природной территории, не производится.

Материалы подлежат согласованию с префектом административного округа, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Москомархитектурой, а также подлежат государственной экологической экспертизе.

После подготовки Материалов ДПИООС направляет их в Правительство Москвы либо дает мотивированный отказ.

На основании Материалов, согласованных в установленном порядке и получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, Правительство Москвы принимает решение об образовании особо охраняемой природной территории.

ДПИООС направляет в Правительство Москвы следующие материалы:

  • проект постановления Правительства Москвы об образовании особо охраняемой природной территории, согласованный в установленном порядке;
  • описание и схему границ особо охраняемой природной территории;
  • предложения по установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории.

Утверждение границ ООПТ является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Изъятие земельных участков и возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, лицам, деятельность которых несовместима с функционированием данной территории, производится в порядке, установленном законодательством.

Корректировка границ ООПТ осуществляется Правительством Москвы при наличии согласованных в установленном порядке Материалов по обоснованию и положительного заключения государственной экологической экспертизы. Уменьшение общей площади особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ не допускается.

Лицами, которым земельный участок для целей хозяйственного использования был предоставлен до 2001 года, вправе осуществлять на нем ограниченную хозяйственную деятельность, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования ООПТ.

Реализация проектов размещения и реконструкции объектов капитального строительства в границах ООПТ допускается в физкультурно-оздоровительных, спортивных, эколого-просветительских и рекреационных целях в соответствии с режимами охраны и использования ООПТ, установленными положением об ООПТ, утвержденным проектом планировки ООПТ, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Действующее законодательство города Москвы допускает возможность упразднения (ликвидации) ООПТ. Такое упразднение ООПТ возможно по следующим основаниям:

  • гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории;
  • гибель памятника природы или заповедного участка в целом.

Порядок упразднения ООПТ действующим законодательством прямо не предусмотрен, но представляется аналогичным порядку создания ООПТ. Представляется, что аналогичным способом и по тем же основаниям можно упразднить и планируемую к созданию ООПТ. Также ООПТ (созданная, планируемая к созданию), вошедшие в Схему, могут быть упразднены путем внесения изменений в данную Схему. В данном случае, изменение Схемы будет являться основанием для внесения изменений в генеральный план города Москвы.

Природные и озелененные территории.

Первоначально понятие «озелененные территории природного комплекса» появилось в Законе города Москвы от 21.10.1998 N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" (утратил силу в связи с принятием Градостроительного кодекса Москвы).

Озелененная территория природного комплекса - часть природного комплекса города Москвы, на которой располагаются искусственно созданные парки, сады, бульвары, скверы, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом;

В настоящее время правовой статус озелененных территорий регулируется Законом Москвы от 05.05.1999 г. «О защите зеленых насаждений», Градостроительным кодексом Москвы (ГрК Москвы) и Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" (далее – Приказ Госстроя). Так, согласно закону «О защите зеленых насаждений» озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.

Согласно ГрК Москвы к озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:

  • озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;
  • озелененные территории ограниченного использования;
  • озелененные территории специального назначения.

В соответствии с Приказом Госстроя выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:

  • озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-"миллионниках" - жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое "временное население" - приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;
  • озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения;
  • озелененные территории специального назначения: санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона "Об особо охраняемых территориях". Расчет потребности в озелененных территориях данной категории ведется с учетом их функционального назначения.

К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Перечень и размеры ПиОТ в городе Москве нормативно закреплены Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" (вместе с "Перечнем территорий Природного комплекса г. Москвы (кроме особо охраняемых природных территорий и объектов Природного комплекса Центрального административного округа)".

Границы ПиОТ нашли свое закрепление в Разбивочных чертежах-актах (РЧА) Москомархитектуры и в схемах Генерального плана города Москвы.

Осуществление градостроительной деятельности в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.

Озелененные территории, в том числе зеленые массивы, а также участки земли, предназначенные для развития озелененных территорий, застройке, не связанной с их функциональным назначением, не подлежат.

Режимы регулирования градостроительной деятельности на природных и озелененных территориях, в том числе их функциональное назначение, устанавливаются в соответствии с ГрК Москвы.

Режимы регулирования градостроительной деятельности ПиОТ определяют:

  • функциональное назначение территории;
  • требования и ограничения в части благоустройства территории;
  • требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства, в том числе объектов:
  • необходимых для обеспечения охраны и содержания территории;
  • необходимых для обслуживания посетителей;
  • иных объектов, не противоречащих режимам охраны особо охраняемых природных территорий, режимам охраны и использования природной, озелененной территории;
  • иные требования и ограничения градостроительной деятельности.

Режимы регулирования градостроительной деятельности на ПиОТ устанавливается в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Установление, изменение границ ПиОТ осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения ДПИООС.

Границы ПиОТ как правило изменяются в редких случаях при наличии соответствующего обоснования путем принятия отдельных постановлений Правительства Москвы. Однако, в последнее время сложилась практика изменения границ ПиОТ путем утверждения документации по планировке территории.

При этом, изменение границ ПиОТ допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса территорий и иных видов территорий или увеличения доли природных и озелененных территорий в балансе территорий.

Так, согласно ст. 54 ГрК Москвы показатели баланса площадей ПиОТ, с одной стороны, и площадей иных видов территорий, с другой стороны устанавливаются Генеральным планом города Москвы, схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, территориальными схемами и отраслевыми схемами, документацией по планировке территории.

Указанные показатели баланса устанавливаются применительно:

  • ко всей территории города Москвы;
  • к территориям административных округов города Москвы, районов города Москвы;
  • к территориям функционально-планировочных образований.

Анализ утвержденных проектов планировки показывает, что практически во всех изученных материалах балансировка озелененных территорий проводилась в рамках одного административного округа.

Видимо, это единственно возможный способ балансировки, поскольку именно при его использовании обеспечивается одновременно баланс и всего города и административного округа, как того требует ст. 54 ГрК Москвы. Если балансировать по городу, то тогда пострадает баланс округа.

Практики упразднения существующих ПиОТ в Москве до настоящего момента не было. Основная масса специалистов, занимающихся данными вопросами в структуре органов государственной власти Москвы или подведомственных им проектных организациях, полагают что это невозможно без изменения действующего законодательства.

Анализ нормативно-правовых актов города Москвы, регулирующих данные правоотношения, подтверждает данный тезис в части упразднения существующих ПиОТ.

Дело в том, что предусмотренные в ст. 54 ГрК Москвы показатели баланса отсутствуют в Генеральном плане города Москвы, а также в территориальных схемах и отраслевых схемах. Документация по планировке территории зачастую не разработана и не утверждена.

При таких обстоятельствах на практике за основу баланса принимают показатели площадей ПиОТ, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38. Соответственно, проектная документация различного уровня может предусматривать изменение границ и даже перенос существующих ПиОТ, однако при условии сохранения баланса по округу (ст. 54 ГрК Москвы).

Учитывая изложенное, единственным возможным способом упразднения ПиОТ является исключение данной территории из утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 перечня ПиОТ.

Основанием для такого исключения может стать обращение ДПИООС в Правительство Москвы с предложением об исключении из перечня территории ПиОТ на основании обосновывающих материалов (возможно методики) и заключения Государственной экологической экспертизы.

Таким образом, алгоритм упразднения ПиОТ представляется следующим:

  1. Обращение заинтересованного лица в ДПИООС,
  2. Проведение экологических исследований, подготовка обосновывающих материалов,
  3. Государственная экологическая экспертиза обосновывающих материалов (при необходимости),
  4. Подготовка проекта постановления Правительства Москвы с пояснительной запиской,
  5. Направление предложения об упразднении ПиОТ с обосновывающими материалами в Правительство Москвы,
  6. Принятие Правительством Москвы постановление об упразднении ПиОТ и внесении изменений в постановление № 38.
  7. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации (проект планировки территории) с учетом ликвидированных ООПТ / ПиОТ