Явление имама махди в суннитской и шиитской традициях. Справедливое правление имама махди Каким человеком должен быть махди

Сын халифа ал-Мансура, Мухаммед ибн Абу Джафар, получил титул ал-Махди. Присяга ему была принесена после того, как Иса ибн Муса, двоюродный брат ал-Мансура, согласился наследовать ал-Махди, пропустив его вперед себя. Ал-Махди взял в жены свою бывшую невольницу Хейзурану, от которой у него было два сына - Муса, получивший титул ал-Хади ("Руководящий"), и Харун, получивший титул ар-Рашид ("Идущий прямым путем"). Харун ар-Рашид в 782 году был объявлен преемником ал-Хади. Однако в 785 году халиф попросил старшего сына отказаться от прав на халифат в пользу Харуна, но Муса отклонил предложение отца. Тогда халиф решил лично отправиться в Джурджан, где в это время находился в военном походе ал-Хади, но по пути туда умер.

При халифе ал-Махди был принят важный закон, завершивший борьбу, начатую еще ас-Саффахом и ал-Мансуром, - о признании изначального главенства семьи дяди Пророка по праву ближайших родственников Мухаммеда. Таким образом, было отвергнуто положение, что Аббасиды получили право на халифат от Абдаллаха ибн Мухаммеда ибн ал-Ханафийа, внука халифа Али и Хаулы-ханифитки. Аббасиды исправили историческую ошибку, когда руководство мусульманской общиной осуществлялось в обход Аббаса ибн Мутталиба - дяди Пророка, старейшего в роде Хашимидов и самого близкого к Пророку родственника.

Это решение понравилось далеко не всем. В Исфахане и Азербайджане начались выступления хуррамдинцев. Ал-Махди послал против них войско, которое в соединении с отрядом правителя Табаристана - Амра ибн ал-Ала - выступило против бунтовщиков. Хуррамдинцы разбежались.

Более подготовленным оказалось восстание Хакима ал-Муканны в Хорасане. В одном из селений Мервской области Муканна собрал сторонников, используя шиитские лозунги. Затем он перебрался в Мавераннахр. Халиф приказал наместнику Хорасана Муазу ибн Муслиму уничтожить бунтовщиков. В поход выступили отряды под командованием Укбы ибн Салма, Джибраила ибн Йахйа и мавали Лайса. Потом халиф послал к ним отряд Сайда ал-Хараши. Муканна заперся в крепости провинции Кеш и продержался в ней целый год. В его поддержку, отвлекая силы халифского войска, выступили мятежники Джурджана, но были быстро рассеяны. Видя, что положение безнадежно, Муканна выпил яд, отравив перед этим всех своих домочадцев. Голову Муканны доставили во дворец халифа. Ал-Махди в этот момент находился в Халебе.

После смерти халифа ал-Махди его наследник ал-Хади начал с того, что отомстил матери, которой принадлежала инициатива потребовать от законного наследника отречения от власти в пользу Харуна. Ал-Хади отстранил мать от участия в государственных делах и запер ее на женской половине дворца. Своего брата Харуна он решил казнить, чтобы сделать наследником своего сына Джафара. По причине же участия в дворцовых интригах впал в немилость и визирь Яхья. Халиф заточил этого влиятельного Бармакида в темницу. Но, задев столь могущественные персоны, ал-Хади ускорил развязку - он был задушен во сне. Его халифат длился меньше года. Малолетнего сына халифа заставили отказаться от притязаний на высшую власть, и присяга была принесена ар-Рашиду.

Станет пришествие Махди. В его явление верят как сунниты, так и шииты.

Мусульманские учёные, представляющие два ключевых течения в исламе, по-разному рассматривают Мессию.

Махди в суннизме

У мусульман-суннитов Махди - это человек, который должен явиться в конце времён и вместе с Пророком Исой (а.с.) уничтожить (Антихриста), а затем установить на планете процветание и порядок. Суннитские богословы, в отличие от шиитских, не указывают на конкретную личность, которая могла бы стать Мессией в будущем. Однако в хадисах содержится некоторая информация об этом человеке:

  • Он будет мусульманином. Подтверждением тому служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.): «Махди - один из нас» (Ибн Маджа, Ахмад).
  • Он будет потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.) Об этом свидетельствует хадис, приводимый Тирмизи и Абу Даудом.
  • Он будет тёзкой Божьего Посланника (с.г.в.), а точнее -носить одно из его имён. «Если у этого мира остались всего лишь сутки, то Всевышний продлил бы их для того, чтобы отправить людям моего потомка, чьё имя будет таким же, как моё, а имя его отца будет таким же, как имя моего отца» (Тирмизи, Абу Дауд).
  • Он будет править на протяжении 7-8 лет. Именно такой период упоминается в Пречистой сунне (в хадисе, приводимом Хакимом и Альбани).
  • Примечательная внешность. Пророк Мухаммад (с.г.в.) также смог описать своего великого потомка: «У него будет нос как у орла, а лоб его будет выступать» (Тирмизи).
  • Он придёт со стороны Ирана. Также известно, что Махди явится со стороны провинции Хорасан, расположенной на территории современного Ирана. Пророк (с.г.в.) наставлял сахабов: «Когда вы увидите чёрные полотнища, идущие со стороны Хорасана, идите им на встречу, так как Махди будет среди них» (Ибн Маджа, Ахмад).
  • Он появится до пришествия пророка Исы (а.с.) и появления Даджаля, что ознаменует совсем скорое окончание времён. Такой вывод богословы сделали из хадиса, который приводит Муслим: «Явится Иса, сын , и подойдёт к нему их повелитель (Махди) и скажет: «Стань нашим предводителем».

Когда должен явиться Махди?

Некоторые мусульманские богословы попытались назвать конкретные сроки прихода Махди. Многие сошлись на том, что это произойдёт во втором тысячелетии после смерти Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Как известно, он перешёл в мир иной в 632 году по григорианскому летоисчислению. Это значит, что Махди, при пересчёте более короткого мусульманского лунного года на астрономический, должен появиться примерно в промежутке между 1605 и 2578 годами. А некоторые учёные, например, имам Суюти, говорил о том, что Махди может явиться и спустя 1500 лет после смерти Пророка (с.г.в.), то есть в 2091 году.

Махди в шиизме

Шиитская концепция относительно этого персонажа более конкретна, так как в ней называется конкретный человек, который и должен стать Мессией. Но у каждого течения шиизма собственное мнение на данный счёт. Согласно крупнейшему учению - , Мессией должен стать Мухаммад аль-Махди - потомок Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), почитаемый шиитами как двенадцатый праведный имам.

Мухаммад аль-Махди родился в 869 году (Милади) в семье Хасана аль-Аскари - одиннадцатого праведного имама. Согласно шиитской доктрине, Мухаммад с юных лет жил в изоляции от остального общества под покровительством своего отца. После того, как тот умер, он общался с верующими исключительно через своих посредников. Этот период его жизни именуется «малым сокрытием». Так продолжалось до 941 года, когда аль-Махди бесследно исчез. Джафариты убеждены, что именно тогда он ушёл в «большое сокрытие», в котором будет пребывать вплоть до своего второго пришествия. Уход в сокрытие, как считают шииты, необходим был для того, чтобы избежать гибели имама. Предыдущие одиннадцать праведных имамов были убиты различными способами. Для того чтобы не прервался род имама Али (р.а.), Всевышний удалил последнего имама в сокрытие.

При этом шииты уверены, что после второго пришествия пророк Иса (а.с.) будет находиться в подчинении у имама Махди. Согласно шиитской доктрине, все праведные имамы выше, чем пророки, за исключением Пророка Мухаммада (с.г.в.).

По мнению шиитов-исмаилитов , в качестве Махди должен явиться старший сын шестого праведного имама Джафара ас-Садыка - Исмаил. Дело в том, что Джафар ас-Садык по неизвестным причинам лишил того права на имамат и назвал своим преемником младшего сына - Мусу. Это решение вызвало раскол в шиитском сообществе, так как Исмаил был очень популярен среди бедных слоёв населения, которые верили в то, что с началом его правления наступят перемены в обществе. Количество сторонников Исмаила росло, но вскоре он скончался. В этой ситуации его последователи заявили о том, что он не умер, а удалился в сокрытие и явится в будущем в качестве Мессии. Однако некоторые исмаилиты спустя некоторое время начали утверждать, что Исмаил умер, а Мессией является его сын Мухаммад.

При этом, шиитские богословы выступают категорически против попыток высчитать сроки явления Махди. Верующие должны с покорностью ожидать его прихода, которое состоится в нужное время.

Как мы видим, в представлениях суннитов и шиитов имеются как схожие моменты, так и различия. Они едины в том, что Махди будет арабом и потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.). Кроме того, большинство мусульман уверены, что его имя - Мухаммад. А некоторые различия обусловлены особенностями во взглядах с позиции того или иного течения в исламе.

Хадисы, указывающие на приход имама Махди, являются хадисами-мутаватир

Чтобы не осталось никаких вопросов и сомнений относительно обязательности веры в приход имама Махди представляю вниманию читателя тексты, содержащие изречения ученых-мухаддисов о том, что хадисы, указывающие на приход имама Махди , являются хадисами-мутаватир, подобно хадисам о Даджале, Мосте Сырат и нисхождении пророка ‘Исы .

В книге «Назмуль мутанасир миналь хадис аль-мутаватир» (стр. 236) имама-мухаддиса Мухаммада ибн Абиль Файда аль-Каттани, рахимахуллах, приводится поимённо следующий список передатчиков хадисов, которые повествуют о приходе имама Махди :

1. Ибн Мaс’уд. Его хадис приводят у себя в сборниках Сунны имамы Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ибн Маджа.
2. Умм Саляма. Ее хадис приводят Абу Дауд, ибн Маджа и аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак».
3. ‘Али ибн Аби Талиб. Его хадис приводят Ахмад, Абу Дауд и ибн Маджа.
4. Абу Са’ид аль-Худри. Его хадис приводят имамы Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ибн Маджа, Абу Я’ля и аль-Хаким в «Аль-Мустадраке».
5. Саубаан. Его хадис приводят Ахмад, ибн Маджа и аль-Хаким в «Аль-Мустадраке».
6. Курра ибн Иияс аль-Мазани. Его хадис приводят аль-Баззар и ат-Табарани в книгах «Аль-Кябир» и «Аль-Аусат».
7. АбдуллАх ибн аль-Харис ибн Джуз. Его хадис приводят ибн Маджа и ат-Табарани в «Аль-Аусате».
8. Абу Хурайра. Его хадис приводят имам Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Яаля, аль-Баззар в двух своих «муснадах», ат-Табарани в «Аль-Аусате» и другие шейхи.
9. Хузейфа ибн аль-Ямаан. Его хадис приводит ар-Руяни.
10. Ибн Аббас. Его хадис приводит Абу Нуайм в «Сообщениях о Махди».
11. Джабир ибн АбдуллАх. Его хадис приводят имамы Ахмад и Муслим.
12. Усман. Его хадис приводит ад-Даракутни в «Аль-Афраад».
13. Абу Амама. Его хадис приводит ат-Табарани в «Аль-Кябире».
14. Аммар ибн Я’сир. Его хадис приводят ад-Даракутни в «Аль-Афраад», аль-Хатыб и ибн Асакир.
15. Джабир ибн Маджид ас-Судфи. Его хадис приводит ат-Табарани в «Аль-Кябире».
16. Ибн ‘Умар. Его хадис приводит ат-Табарани в «Аль-Аусате».
17. Талха ибн ‘УбайдуллАх. Его хадис приводит ат-Табарани в «Аль-Аусате».
18. Анас ибн Малик. Его хадис приводит ибн Маджа.
19. Абду-Рахман ибн ‘Ауф. Его хадис приводит Абу Нуайм.
20. Имран ибн Хусайн. Его хадис приводит имам Абу Амр ад-Даани в своем «ас-сунане»
— разыАллаху анхум аджма’ин.

Слова мухаддисов о том, что хадисы о приходе имама Махди — это хадисы-мутаватир

В книге «Назмуль мутанасир миналь хадиси аль-мутаватир» (стр. 237-238) имама-мухаддиса Мухаммада Абиль Файда аль-Каттани, рахимахуллах, сказано следующее о том, что хадисы, сообщающие о приходе имама Махди, алейхи ссалям, являются хадисами-мутаватир:

«[Далеко] не один ученый приводит слова от аль-хафиза ас-Сахаави, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, о том, что хадисы о приходе Махди являются хадисами-мутаватир. Сам имам ас-Сахави, рахимахуллах, говорит об этом в книге «Фатхуль му’ис», ссылаясь на слова Абуль-Хусейна аль-Абри, рахимахуллах. В труде шейха Абуль Аляа Идриса ибн Мухаммада ибн Идриса аль-Хусейни аль-Ираки, рахимахуллах, посвященном приходу Махди, алейхи ссалям, говорится, что сообщения, повествующие об этом, достигли степени хадисов-мутаватир или почти достигли этой ступени. Этот ученый пишет: «О том, что хадисы о приходе Махди имеют степень хадисов-мутаватир, решительно высказался далеко не один аль-хафиз ан-накид». В комментарии к «Ар-Рисаля» шейха Джасуса, рахимахуллах, говорится: «Сообщение о приходе Махди содержится в многочисленных хадисах; имам ас-Сахави, рахимахуллах, отметил, что эти хадисы достигли степени таватур». В комментарии к книге «Аль-Мавааг’иб» приведены следующие слова Абуль-Хусейна аль-Абри, рахимахуллах, из книги «Манакибу аш-Шафии»: «Сообщения о том, что Махди из этой уммы и что Иса, алейхи ссалям, будет совершать намаз (ас-салят) за ним, являются хадисами-мутаватир». В книге «Ма’ануль вафа би мааниль иктифа» шейх Абуль-Хусейн аль-Арби, рахимахуллах, пишет: «Хадисы, указывающие на приход Махди, а также на то, что он будет властвовать 7 лет и наполнит землю справедливостью, достигли степени хадисов-мутаватир и известны обилием своих передатчиков от Посланника Аллаха » (конец цитаты из книги шейха аль-Каттани, рахимахуллах).

Имам Захид аль-Кяусари, рахимахуллах, пишет в своем труде «Ан-Назратуль аабира» (стр. 73):

«Что касается того, что хадисы, повествующие о приходе Махди, Даджаля и Исы, алейхи ссалям, являются хадисами-мутаватир, то этот факт не является предметом сомнения у ученых-хадисоведов».

Шейх ибн Халдун и хадисы о приходе Имама Махди

По словам имама-мухаддиса Мухаммада ибн Абиль Файд аль-Каттани, рахимахуллах, сомневающиеся в том, что хадисы о приходе имама Махди, алейхи ссалям, достигли степени таватур, часто опираются в этом вопросе на мнение шейха ибн Халдуна, рахимахуллах, который отмечал слабость иснадов этих хадисов. Ниже последует текст от упомянутого выше шейха Абуль-Файда аль-Каттани, рахимахуллах, развеивающий сомнения в том, что хадисы о приходе Махди достигли степени таватур. На стр. 238-й книги «Назмуль мутанаасир» этот мухаддис, в частности, пишет:

«[Известно, что] шейх ибн Халдун в «Ал-мукаддима» подверг исследованию, по мере своих сил и возможностей, иснады хадисов, рассказывающих о приходе Махди, алейхи ссалям. В результате репутация этих хадисов пострадала. Однако ученые ответили ибн Халдуну, рахимахуллах, и доказали, что хадисы о приходе Махди, алейхи ссалям, приводимые в различных «иснадах», многочисленны и достигли ступени таватур. Эти хадисы приводят в своих сборниках (ас-сунан, аль-масанид, аль-мааджим) такие имамы-мухаддисы, как Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд, ибн Маджа, аль-Хаким, ат-Табарани, Абу Яаля аль-Маусили, аль-Баззар, разыАллаху ‘анхум, и другие. Среди передатчиков данных хадисов очень большое количество сподвижников Посланника Аллаха . Учитывая вышеперечисленное, никак нельзя отрицать эти хадисы…»

Затем шейх-мухаддис, сетуя, что многие отрицают то, что хадисы о приходе Имама Махди, алейхи ссалям, являются хадисами-мутаватир, пишет в книге «Назмуль мутанасир» (стр. 239-240):

«…ведь в наше время приходится видеть, как многие люди сомневаются в том, что хадисы, повествующие о приходе Махди, достигли степени «таватур». Они спрашивают: «Являются ли хадисы о приходе Махди достоверными, или в их достоверности имеется сомнение?» Многие из них опираются на слова ибн Халдуна, рахимахуллах, хотя этот алим не был хадисоведом. Ведь очевидно, что за разъяснением спорных вопросов надо обращаться к специалистам…»

Шейх Мухаммад ибн Ахмад ас-Сафаарини Ханбали об обязательности веры в приход Имама Махди

Шейх-мухаддис Мухаммад ибн Абиль Файд аль-Каттани, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в книге «Назмуль мутанасир» (стр. 238) цитирует слова ханбалитского шейха ас-Сафарини, рахимахуллах, об обязательности веры в приход Имама Махди, алейхи ссалям:

«Хадисы, сообщающие о приходе Махди, алейхи ссалям, очень многочисленны и достигли ступени таватур. Это знание распространилось среди ученых Сунны, что привело в итоге к принятию прихода Махди как одного из положений вероубеждения (акыды)».

Имам ибн Абиль-Файд аль-Каттани, рахимахуллах, сказал:

«После того, как ас-Сафаарини упомянул несколько хадисов, связанных с Махди и переданных многими сподвижниками Пророка , он сказал следующее: «Эти хадисы передаются как теми сподвижниками, чьи имена упоминаются, так и теми, чьи имена не упоминаются, а также людьми из поколения таби’инов и из следующего за ними поколения. Из чего мы делаем вывод, что сообщения, повествующие о приходе Махди, передают нам несомненное знание (аль-ильмуль кат’и). Следовательно, вера в Махди является обязательной. Это установлено людьми Знания и является частью акыды Cуннитов.

Имам-мухаддис Абдуллах ал-Гумари о том, что хадисы о приходе Махди являются хадисами-мутаватир

Отметив в книге «Аль-Хави филь фатава» (стр. 20-21), что хадисы, повествующие о приходе Даджаля, достигли степени таватур, имам-мухаддис Абдуллах ибн ас-Сыддык аль-Гумари, рахимахуллах, продолжил:

«То же следует сказать и о хадисах, сообщающих о приходе имама Махди, алейхи ссалям, которые достигли степени хадисов-мутаватир, так как передаются от Посланника Аллаха через многочисленные «иснады» от 30-ти сподвижников Посланника Аллаха и приводятся в книгах Сунны, таких как «ас-сиххах», «ас-сунан», «аль-джаваамиа», «аль-мусаннафаат» и т. д.

То, что хадисы о приходе Махди достигли степени таватур, сообщили также аль-Хафиз Абуль-Хусейн аль-Абри ас-Саджзи, автор известного тафсира имам аль-Куртуби, аль-Хафиз ибн Хаджар, аль-Хафиз ас-Сахаави, рахимахумуллах, и другие шейхи. А имам аш-Шяукяни, рахимахуллах, даже составил специальную книгу, разъясняющую, что хадисы, сообщающие о приходе Махди, Даджаля и нисхождении Исы, алейхи ссалям, достигли степени «таватур», и назвал свой трактат «Ат-Таудых ли баяни таваатури хадисиль мунтазар ва ддаджаль валь масиих»… Его ученик ас-Саийд ас-Сыддык Хасан Хан, рахимахуллах, тоже написал книгу «Аль-Изаату ли ма кяна ва ма якуну байна ядайи ас-са’а», в которой разьяснил, что хадисы о приходе Махди, Даджаля, ‘Исы, алейхи ссалям, являются хадисами-мутаватир…»

Хадисы о Махди

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Всевышний Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В последние времена моей общины появится Махди. Аллах ниспошлёт для него дождь и земля выведет свои плоды. Он будет раздавать имущество поровну, домашний скот умножится и он прославит мусульманскую общину. Править он будет в течение семи или восьми лет». Этот хадис передал аль-Хаким (4/557-558).

Аль-Хаким сказал: «Иснад этого хадиса достоверный», и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (711).

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Махди - один из нас, из нашего семейства. Аллах исправит его в одну ночь”». Этот хадис передали Ахмад (1/84), Ибн Маджах (4085), аль-‘Укъайли в «ад-Ду’афаъ» (470), Ибн ‘Ади (2/360) и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (3/177).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6735), «Сахих Ибн Маджах» (3316) , «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2371).

________________________________________

В оригинале использован арабский глагол «أَصْلَحَ» /аслаха/, имеющий несколько значений: делать пригодным, исправлять, приводить в порядок, примирять и т.д.

В комментарии к этому хадису ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) сказал: «То есть, сделает его пригодным к предводительству и правлению халифатом внезапно и мгновенно». См. ас-Суюти. «Шарх Сунан Ибн Маджах». Кадими Кутуб Хана. Гарачи. С.300.

Мулля ‘Али аль-Къари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «То есть, в одну ночь или же ночью в одночасье приведёт в порядок его дела, дарует высокое положение, и люди наделенные правом принимать решения от имени общины мусульман единогласно признают его халифом». См. аль-Къари. «Миркъатуль-мафатих». Дар аль-Фикр. Бейрут. 1422 г.х. Т.8. С.3439.

Имам аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Слова “Юслихуху-Ллаху” означают, что он внутренне не будет готов (к предводительству). Аллах за одну ночь сделает его пригодным к тому, чтобы стать предводителем исламской общины. Эти слова не означают, что Махди будет нечестивцем, а затем станет праведным, также как не значит, что он будет невежественным и станет учёным за одну ночь». Сл. «Сильсиля аль-Худа ва-н-нур» (№ 219 — с сокращением).

Салих Али аш-Шейх (да хранит его Аллах) сказал: «Учёные разошлись во мнениях относительно того, как следует понимать эти слова. Означает ли это, что Аллах сделает его праведным в религии, в то время как он не был таковым? Или же Аллах сделает его пригодным к руководству людьми и предводительству? Очевидным представляется правильность второго мнения — Аллах за одну ночь сделает его пригодным для предводительства и управления людьми».

См. Салих Али аш-Шейх. «Шарх аль-‘Акъида ат-Тахавия». Дар аль-Мавадда. Эль-Мансура 1431 г.х. Т.1 С.692.

См. Зайн ад-Дин ар-Рази. Мухтар ас-Сихах. Аль-Мактаба аль-Мисрия – Дар ан-Намузаджия. Бейрут – Сайда. С.178.

Ибн Манзур. Лисан аль-‘Араб. Дар Садир. Бейрут. Т.2.С.517.

аль-Файрузбади. аль-Камус аль-Мухит. Фонд «ар-Рисаля» Ливан 1426 г.х. С.299.

аз-Забиди. Тадж аль-‘Арус мин Джауахир аль-Камус. Дар аль-Хидая. Т.6. С.548.

Каирская Академия арабского языка. Му’джам аль-Уасыт. Дар ад-Да’уа. С. 520.

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал:

«Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Махди — из моих потомков. У него выступающий лоб и орлиный нос. Он наполнит мир беспристрастностью и справедливостью так же, как он был наполнен (до этого) несправедливостью и притеснением. Он будет править в течение семи лет”». Этот хадис передали Абу Дауд (4285), ат-Тирмизи (2232), Ибн Маджах (4083) и аль-Хаким (4/557), который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима».

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5382), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6736).

______________________________________

В версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал:

— Мы испугались, что после нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произойдёт нечто необычное, и спросили об этом у Пророка, который сказал: «Поистине, в моей общине появится Махди, который пробудет пять или семь или девять». (Передатчик этого хадиса) Зайд (аль-‘Амми) сомневался (сколько именно он сказал). Мы спросили у него: «А что это?» Он ответил: «Годы». (Далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «И придёт к нему человек и скажет: “О Махди, дай мне, дай мне!”» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «И он даст ему столько, сколько он сможет унести».

В версии Ибн Маджах сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В моей общине появится Махди и пробудет среди вас семь или девять лет. И члены моей общины будут пребывать при нём в таком благоденствии, подобному которого они никогда не испытывали, и будет такое плодоносное время, в котором ничего не будет сберегаться от людей, и имущества в то время будет очень много. Когда к нему подойдёт человек и скажет: “О Махди, дай мне!” Он будет говорить: “Бери!”»

Сообщается, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Я слышала, как Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует , говорил: “Махди будет из моего рода, из числа потомков Фатимы”». Этот хадис передали Абу Дауд (4284), Ибн Маджах (4086) и аль-Хаким (4/557).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6734), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5381).

От Джабира сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Снизойдет ‘Иса, сын Марьям, и скажет ему их амир аль-Махди: “Иди и возглавь нашу молитву!” (‘Иса) ответит: “Нет, ибо одни из них являются амирами других, как честь от Аллаха этой общине”». Его приводит аль-Харис ибн Абу Усама в своём «Муснаде», как сказано в «аль-Манар аль-муниф» Ибн аль-Къаййима (стр. 147-148), после чего он сказал: «Его иснад хороший». Это одобрил шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад в своём послании «аль-Махди».

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2236).

Основа этого хадиса приводится в «Сахихе» Муслима (156) по другому пути от Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не перестанет группа из моей общины сражаться за истину вплоть до Дня воскрешения”». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал: «И снизойдет ‘Иса, сын Марьям, да благословит его Аллах и приветствует, и скажет ему их амир: “Иди и возглавь нашу молитву!” (‘Иса) ответит: “Нет, ибо одни из вас являются амирами других, как честь, которую Аллах оказал этой общине”».

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Из нас тот, позади которого будет молиться ‘Иса ибн Марйам».

Шейх аль-Албани хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5920), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2293).

То есть, из числа потомков Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Передают со слов ‘Абдуллы (ибн Мас’уда) о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если бы для существования этого мира оставался только один день, Аллах продлил бы этот день, чтобы отправить человека из моих потомков (или: из моего семейства ), чьё имя совпадает с мои именем, а имя его отца — с именем моего отца! Он заполнит землю справедливостью и беспристрастием, как она была (до него) полна несправедливости и тирании».

Суфйан в своём хадисе сказал:

«Этот мир не прекратит существовать (или: не будет разрушен ) до тех пор, пока над арабами не воцарится мужчина из числа членов моего семейства (т.е. потомков), имя которого будет совпадать с моим именем». Этот хадис передали Абу Дауд (4282), ат-Тирмизи (2230, 2231) и Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (6824).

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хадиса хорошим. См. «Тахридж Сахих Ибн Хиббан» (6824).

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5304), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5380), «Сахих аль-Маварид» (1574).

Здесь это сомнение передатчика. См. « ‘Аун аль-Ма’буд» (11/249).

Здесь это сомнение передатчика. См. « ‘Аун аль-Ма’буд» (11/250).

Слабые и выдуманные хадисы об аль-Махди

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда увидите черные флаги со стороны Хурасана, идите на них, поскольку Халиф Аллаха, Махди, будет среди них». Этот хадис передали Ахмад (5/277), Ибн Маджах (4084), аль-Хаким (4/463-464). Он передается от Ибн Мас’уда и Саубана.

Шейх аль-Албани назвал хадис отвергаемым/мункар/. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа ва-ль-мауду’а» (85), «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» (506), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5389).
Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад является слабым».
Слабым этот хадис назвали также аз-Захаби, Ибн аль-Къаййим, аль-Мубаракафури и др. См. «Мизан аль-и’тидаль» (3/284), «аль-Манар аль-муниф» (115), «Тухфатуль-ахвази» (6/140).
В некоторых версиях этого хадиса сказано:

«….. идите на них, даже если вам придется для этого ползти по снегу» . В некоторых отсутствуют слова «Халиф Аллаха» и «Хурасан». Со словами «Халиф Аллаха» хадис не имеет ни одного подтвержденного пути и они являются отвергаемыми, как об этом сказал имам аз-Захаби. Более того, такие слова противоречат шариату, как это пояснил в своих фатавах (2/461) шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа. Подробнее см. «Сильсиля ад-да’ифа ва-ль-мауду’а» (1/195).
ВаЛлаху а’лям!

Имам ад-Даракъутни сказал:

– Рассказал нам Абу Са’ид аль-Астахри, (который сказал):

– Рассказал нам Мухаммад ибн ‘Абдуллах Науфаль, (который сказал):

– Рассказал нам ‘Убайд ибн Я’иш, (который сказал):

– Рассказал нам Юнус ибн Букайр, (передавший) от ‘Амра ибн Шамира, (передавшего) от Джабира, (передавшего) от Мухаммада ибн ‘Али, (который) сказал:

« إِنَّ لَمُهْدَيْنَا آيَتَيْنِ لَمْ تَكُونَا مُنْذُ خَلْقِ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ تَنْكَسِفُ الْقَمَرُ لأَوَّلِ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ وَتَنْكَسِفُ الشَّمْسُ فِى النِّصْفِ مِنْهُ وَلَمْ تَكُونَا مُنْذُ خَلَقَ اللَّهُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ » .

«Поистине, у нашего Махди есть два знамения, которых не было со времени сотворения небес и земли. Произойдёт затмение луны в первую ночь рамадана, и произойдёт затмение солнца в его середине, которых не было со времени сотворения Аллахом небес и земли».

Это сообщение/асар/ является выдуманной ложью на Мухаммада ибн ‘Али (ибн Ханифиййа), да помилует его Аллах.

Доктор Абдуль-Алим Абдуль-Азым аль-Бастави в своей книге «аль-Маусуату фи ахадис аль-Махди ад-да’ифа валь-мауду’а» (стр. 169) пишет:

– В нём (иснаде – Пер.) Юнус ибн Букайр ибн Васыль аш-Шайбани – Абу Бакр аль-Джаммаль аль-Куфи. Ошибается (при передаче хадисов), из девятого (слоя передатчиков). Скончался в 199 г.х.

(Другой его передатчик по имени) ‘Амр ибн Шамир аль-Джу’фи, аль-Куфи, шиит, Абу ‘Абдуллах – выдумщик (хадисов).

Ас-Сулеймани сказал: «‘Амр выдумывал (хадисы) для рафидитов».

Аль-Джаузаджани сказал: «Отклонившийся (от истинного пути) лжец».

Аль-Хаким сказал: «Он передавал множество выдуманных (хадисов) от Джабира аль-Джу’фи, и никто не передаёт эти отвратительные выдуманные (хадисы) от Джабира, кроме него».

Ибн Хиббан сказал: «Рафидит, который поносит сподвижников (Пророка да благословит его Аллах и приветствует,) и передаёт выдуманные (хадисы) от надёжных (передатчиков)».

Абу Хатим (ар-Рази) сказал: «Его хадисы совершенно отвергаемые, он слабый в хадисах, и им не следует занимать (себя) и оставить (или: его оставили)».

Также слабым его называли другие учёные, к числу которых относятся аль-Бухари, ан-Насаи, Ибн Са’д, ад-Даракъутни, и др.

Что касается Джабира аль-Джу’фи, то он является неприемлемым передатчиком в хадисах/матрук/. Надёжным его считали Шу’ба ибн Хаджадж, Ваки’ и Суфйан ас-Саури, но Ибн Ма’ин, Абу Ханифа, Лейс ибн Аби Сулейм, аль-Джаузаджани, Ибн ‘Уйейна, Ибн Хираш, Са’ид ибн Джубайр, и другие считали его лжецом, а многие другие – слабым передатчиком.

Имам аз-Захаби сказал: «Шу’ба признал его надёжным, но (это мнение является) отклонённым/шазз/, и его оставили знатоки хадисов».

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Слабый (передатчик/, рафидит».

В итоге: это сообщение является выдуманным, и его (главным) недостатком является ‘Амр аль-Джу’фи.

Аллах же знает об этом лучше всех!

Толкование аята: “Варасат”

وَلَقَدْ كَتَبْنَا فِي الزَّبُورِ مِنْ بَعْدِ الذِّكْرِ أَنَّ الْأَرْضَ يَرِثُهَا عِبَادِيَ الصَّالِحُونَ

«И написали Мы уже в Псалтыре, после напоминания, что землю наследуют рабы мои праведные.» (21:105)

И действительно в Псалтыре, который дошел до наших дней имеется ряд стихов, которые указывает на факт, что землю (ал-арз) унаследуют праведные рабы (ибадийас-салихун).

1. “Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.”

2. “А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.”

3. “Ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.”

4. “Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.”

Выражения из аята Корана (21:105):

1. Под выражением “ал-арз ” (земля) имеется ввиду данная наша земля, а также Рай. (“ал-Мизан фи тафсирил-Куран”, Аллама Табатабаи (ра), 14/493)

2. Выражением “ибадийас-салихун ” (праведные рабы) относится ко всем периодам, местам и народам. Именно в период правления Имама Махди (а) весь земной шар перейдет под правление к праведные рабам. (“Махдавийат”, Шейх ар-Ризвани, стр. 245)

Его светлость имам аль-Бакир (а) сказал: «Под праведными рабами в этом аяте, которые наследуют землю, имеются в виду Имам Махди и его сподвижники.» (“Маджмаул-Байан”, Табарси, 7/66; “Тафсир ал-Кумми”, 2/52)

Данный аят Корана является ясным доводом того, что рано или поздно землей будут править праведные рабы Аллаха, которые уничтожат многобожие. Этот аят является одним из явных доказательств прихода Имама Махди (а) с помощью, которого весь мир наполнится справедливостью. (“Махдавийат”, Шейх ар-Ризвани, стр. 244-245)

Толкование аята: “Арсала расулуху”

هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَىٰ وَدِينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدِّينِ كُلِّهِ وَلَوْ كَرِهَ الْمُشْرِكُونَ

« Он - Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам. » (9:33)

Под выражением “دِينِ الْحَقِّ “ (истинная религия) соответственно подразумевается последняя божественная религия – Ислам, ибо Аллах в ином аяте Корана говорит:

وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ

"От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон." (3:85)

Из аята становится ясно, что Аллах превознесет религию Ислам над всеми религиями. Также будут сведены на “нет”, все попытки многобожников выйти против желания Аллаха. Возникает важнейший вопрос: Когда произойдет все это? Из многочисленных преданий известно, что это произойдет во время пришествия Имама Махди (а).

1. “Муфассиры” (толкователи) школы Ахл аль-Байт (а) сошлись во мнении, что этот аят Корана ясно указывает на пришествие Имам Махди (а). Стоит отметить, что некоторые “муфассиры” Ахли-Сунны, также отнесли данный аят к Имаму Махди (а).

Фахр ар-Рази в “ат-Тафсир ал-Кабир” (12/104, из книги “Махдавийат” (стр. 244), Шейх ар-Ризвани) пишет:

“Это один из божественных обещаний, который произойдет в будущем. Согласно хадисам, это обещение воплотиться в жизнь в период Исы (а) и Имама Махди (а) .”

ал-Куртуби в своем “Тафсир”-е (8/121) пишет (см. также: “Маджмаул-Байан”, 5/35):

قال السدّي: ذاك عند خروج المهدي، لايبقى أحد إلاّ دخل في الاِسلام

ас-Садди сказал: “Это (общенание Аллаха воплотится) во время пришествия ал-Махди. Не останется ни одного человека, который бы не принял Ислам. “

2. Имамы (а) из рода Пророка (с) в различных хадисах (см: “Маджмаул-Байан”, 5/35) также упоминали, что данный аят Корана про пришествие Имам Махди (а).

Абу Басир передает, что Абу Абдуллах (а) (Имам ас-Садик (а) – пер.) сказал: “Клянус Аллахом, этот аят еще не воплотился и не воплотится пока “Каим” (Имам Махди) не восстанет. Во время его пришествия на земле не останется ни одного человека, который бы отрицал Аллаха”

“Тафсирул-Бурхан”, 3/407, (из книги “Махдавийат” (стр. 244), Шейх ар-Ризвани).

* Хадисы на подобе этого с немного разными текстами имееются в “Камалуд-дин” (2/670), “Тафсирул-Аййаши” (2/87) и т.д.