Дровяная печь из трубы своими руками. Постройка печи для гаража

Печь для гаража, функционирующая на дешевом топливе, является отличным выходом для тех автолюбителей, которые не хотят обустраивать "дом автомобиля" полноценной и дорогостоящей системой отопления.

1 Обогрев гаража – какие существуют варианты?

Владельцы транспортных средств (ТС) знают, что машину необходимо оставлять на отдых в гаражах с температурой +5 °С и выше. Если этот показатель не выдерживается, водителю после длительной стоянки авто будет достаточно сложно завести двигатель. При низких температурах иногда замерзает антифриз, что приносит массу проблем при эксплуатации ТС. Случаются и еще более серьезные неприятности.

Избежать их просто – обеспечить в гараже ту самую требуемую температуру на уровне +5. В случаях, когда "дом для авто" построен в качестве пристройки к жилому строению, где есть центральное отопление, гараж обычно оснащают отопительным агрегатом, подключая его к общей сети. А вот в тех гаражах, которые находятся далеко от отапливаемых домов и зданий, приходится устанавливать автономные нагреватели.

К таковым относят:

  • Печки булерьян – устройства с высоким коэффициентом полезного действия, функционирующие на любом твердом топливе (отходы древесины, уголь, торф и так далее). Эти агрегаты работают до 8–10 часов на одной закладке горючего материала. Они очень компактны и просты в применении. Казалось бы – идеальный вариант для гаража. Но есть проблема – объективно высокая стоимость таких установок.
  • Масляный, инфракрасный или электрический обогреватель, тепловые пушки – приборы, подключаемые к электросети. Трудностей с их установкой нет никаких, но электроэнергии они потребляют много. Такие устройства экономные люди не используют в качестве печи для гаража, так как затраты на них по-настоящему высоки.
  • "Буржуйка" – простая печка, работающая на дровах. Она хорошо подходит для отопления гаражей. Ее не обязательно покупать в магазине. Элементарную и при этом весьма эффективную в эксплуатации "буржуйку" несложно сделать самому.

Также любой водитель при должном старании может изготовить экономичную печь для гаража своими руками, которая будет работать на отработанном масле. О том, как сделать самому такую конструкцию, а также "буржуйку", мы и расскажем далее.

2 Самодельная печь на дровах – элементарная и эффективная

Простая "буржуйка" для гаража характеризуется рядом достоинств:

  • малой стоимостью монтажа и обслуживания;
  • "всеядностью" (топливом для такой печки может служить и уголь, и дрова, и древесные опилки);
  • достаточно высоким показателем полезного действия при объективно малых размерах конструкции;
  • возможностью приготовления или разогрева на "буржуйке" пищи;
  • отсутствием необходимости в сооружении фундамента под отопительное устройство.

Печка на дровах может изготавливаться по-разному. При этом любая такая конструкция обязательно имеет следующие составляющие:

  • Камеру сгорания – топку. Геометрические параметры и конфигурацию этой части "буржуйки" каждый выбирает на свой вкус.
  • Трубопровод для выхода дыма. Он выполняется в спиральном либо изогнутом виде. Если для создания печи вы планируете использовать прямые отрезки трубы, учитывайте, что их длина не может быть больше 100 см.
  • Колосники – специальная решетка, на которую укладывают твердое топливо. Она необходима для создания хорошей тяги в отопительном устройстве. Колосники всегда размещаются в основании "буржуйки".
  • Зольник – небольшой отсек под колосниками. В нем собирается зола от сгоревшего топлива.

Изогнутая форма дымохода обусловлена потребностью уменьшения скорости, с которой нагретый в печи воздух движется по трубе. "Повороты" трубопровода задерживают дым. В результате он не уходит в трубу, а активно отдает гаражу тепловую энергию. Как видим, такая печь для гаража имеет простую и понятную конструкцию. Мы прикладываем к статье чертежи подобных устройств для отопления. , руководствуясь ими, совсем не сложно. Важно только помнить две вещи:

  1. Монтаж "буржуйки" выполняется в той части гаража, где не хранятся расходные горючие материалы и разнообразные смазки, деревянные элементы, предметы, подверженные легкому воспламенению.
  2. В гараже обязательно следует сделать отверстия, через которые в него постоянно будет поступать воздух с улицы, а также простейшую вытяжную вентиляцию для отвода отработанных продуктов горения.

3 Делаем «буржуйку» своими силами

Дровяная печка изготавливается из металла. Можно использовать:

  • трубу сечением от 30 см;
  • металлические листы толщиной 5–8 мм;
  • бочку со стенками от 5 мм толщиной.


Листы металла следует порезать болгаркой на нужные вам по размерам куски и соединить их в кубическую конструкцию при помощи . Бочку или трубу используют в том виде, в каком они есть, подрезав их под заданные геометрические параметры. На задней стенке конструкции (либо на ее верху) нужно смонтировать трубу для отвода дыма. Диаметр трубного изделия берут около 12–16 см. Толщина его стенок – 2–3 мм (в противном случае труба просто-напросто прогорит).

Затем вырезаем в конструкции участок для топки, а под ней делаем место, куда будет падать зола от сгоревшего топлива. Эти два участка отделяем друг от друга колосниками, которые изготавливаются из металлической горизонтальной пластинки с несколькими прорезями (готовое изделие можно купить на рынке либо в строительном магазине).

Если вы планируете возвести достаточно крупное отопительное устройство, прорези решетки обязаны иметь параметры около 4–5 см. Для небольшой печки, которую вы будете топить мелкими дровами и углем, достаточно прорезей в 1–1,2 см.

Сам зольник обычно делают в виде съемной металлической емкости. Ее изготавливают из стали (листовой) толщиной 3 мм. Такой ящик легко вынимать по мере необходимости и освобождать от золы. Для повышения эффективности функционирования устройства специалисты советуют приварить к бокам (перпендикулярно им) самодельной конструкции 4–5-миллиметровые стальные пластинки. За счет этого площадь контакта печки с окружающим воздухом увеличится, и гараж намного быстрее нагреется.

4 Отопительное устройство для сжигания отработанного масла – «дармовое» тепло

Самодельная печка для гаража этого типа очень популярна среди автолюбителей. Она работает на любом виде масла (трансмиссионное, машинное, сланцевое, индустриальное), на печном и дизельном горючем и даже на остатках лакокрасочных материалов. По величине отдачи тепла в воздух такая конструкция идентична обычному обогревателю, функционирующему на электричестве.

Схема описываемого устройства проста. Печка выполняется из двух емкостей. Их соединяют трубой, расположенной вертикально. В этой трубе обязательно нужно будет сделать отверстия. Рекомендуемые геометрические габариты такой печи – 0,7х0,5х0,35 м, общий вес – в пределах 30–35 кг, объем используемых емкостей – 12 л. В качестве последних чаще всего применяют старые компрессоры от советских холодильников либо баллоны, в которых хранился пропан.

  1. Из металлического уголка делаете 20–25-сантиметровые ножки, на которые горизонтально устанавливаете один бак.
  2. Привариваете емкость к ножкам-опорам.
  3. На верху первого бака и на днище второго (примерно посередине) просверливаете отверстия и вертикально привариваете к ним трубу, соединяя две емкости в одну конструкцию. Толщина трубного изделия – 5–6 мм. Еще лучше – сделать разборную конструкцию. Нижнюю часть трубы в этом случае вы привариваете к нижнему баку, а верхнюю плотно насаживаете на отверстие второй емкости. Разборное устройство вам будет намного проще очищать от сажи и копоти.
  4. Сверлите 10–14 отверстий в трубе (на среднем ее участке). Обратите внимание – отверстий не делают в пределах 9–10 см от емкостей.
  5. Вырезаете небольшое отверстие на верху нижнего бака, оборудуете его простой крышкой, которую будет удобно открывать и закрывать. Данное отверстие необходимо для заливки масла (другого используемого горючего).
  6. На верху второго бака также делаете отверстие, привариваете к нему патрубок и монтируете на него трубу-вытяжку. Последнюю лучше всего делать из "нержавейки" (оцинковки).

Надеемся, что чертежи и видео, которыми мы снабдили эту статью, помогут вам быстро сделать эффективную печку для "дома" своего автомобиля.

Такое место для автолюбителя, где часто приходится проводить немалое количество времени. Хорошо, если в гаражном кооперативе имеется центральное отопление, но это редкость.

В зимнюю пору в гараже без находиться не очень комфортно, а возможность заняться автомобилем пропадает из-за низкой температуры. Выходом из такой ситуации может стать самодельная печь для гаража длительного горения в гараж.

Как изготовить печку для гаража своими руками? Об этом мы говорим ниже.

Технические требования

В любом деле, а тем более в таком как тепловым оборудованием, важна безопасность и надёжность. Для того, чтобы ни о чём не беспокоиться после установки печи, нужно изначально знать, какие нюансы учесть при её установке, касаемо самого помещения :

  1. Должно быть пространство в месте, противоположном от двери, где нужно установить печь. Размер его должен быть на полметра больше в каждую из сторон от печи, для избегания воспламенения рядом находящихся объектов.
  2. Обязательно в помещении должна присутствовать система вентиляции, хотя бы естественного типа.

Вблизи от печи не располагать никаких вещей, особенно те, которые легко воспламеняются и следить за тем, чтобы при перемещении по гаражу не получить ожоги из-за близкого контакта с нагревательным приспособлением.

Каким бы не логичным казалось наличие вентиляции в гараже с системой отопления, она нужна в обязательном порядке. Причины для этого следующие:

  • для автомобиля категорически вредно накопление влаги и конденсата, что подразумевают сами по себе условия любого гаража, тем более в котором присутствует отопление. По этой причине вентиляция необходима, она сможет потоком поступившего воздуха забрать лишнюю влагу и вывести из помещения;
  • накопление токсических и опасных для организма веществ также подразумевают действия, которые обычно в гаражном помещении. Вентилируемое помещение исключит возможность токсического отравления организма, даже при очень длительном нахождении в гараже.

Типы печей


Учитывая специфичность отопительной гаражной системы, к ней имеется ряд характеристик, которым она должна соответствовать :

  • быть маленького размера;
  • позволять использование твёрдых и жидких фракций топлива;
  • высокая скорость разогрева;
  • способность поддержки температуры высокого уровня длительное время;
  • простота конструкции;
  • бюджетная стоимость;
  • быть удобной для эксплуатации;
  • легкость в обслуживании.

Исходя из таких критериев соответствия печи для гаража, разделяют их на несколько видов. В основе классификации лежит тип топлива :

  1. Газовое отопление . Удобно в тех случаях, где в близлежащем нахождении имеется центральное газовое отопление. Цена у такой системы приемлема, однако есть опасность взрыва.
  2. Печь, отапливаемая твёрдым топливом . Затратам на устройство и отопление невысоки, тепловой эффект дает хороший. Удобна и проста в использовании.
  3. Электрическая печь . По качеству обогрева к такой печи вопросов не возникнет, однако стоимость тепла в гараже обойдётся не дёшево.

Самым оптимальным вариантом, пользующимся популярностью является печь, отапливаемая дровами. Такую печь можно приобрести в магазине, а можно сконструировать самостоятельно.

Конструирование печи для гаража на дровах длительного горения своими руками

Взявшись за самодельное изготовление печи, необходимо соблюсти некоторые правила безопасности :

  • пол под печь следует обложить листом металла, который будет выступать за дверцу на 1 м;
  • стены, которые будут находиться возле печи защитить кирпичом либо металлическим листом;
  • между дымоходом и перекрытием следует оставить зазор шириной в 2,5 см, который нужно заполнить базальтовым волокном;
  • газоходу обеспечить защиту от ветра, установив дефлектор.
Материалы , которые понадобятся для изготовления отопительного оборудования для гаража (количество и размеры зависят от индивидуальных особенностей выбранного варианта печи):
  • бочка любого размера и объема из металла, объёмом 200 л;
  • стальные трубы, отрезки один длиннее, другой короче;
  • немного металлического швеллера;
  • ножовка для металла, молоток, топор;
  • приспособления для измерения длины;
  • отражатель;
  • лист стали небольшого размера;
  • сварка;
  • кирпич для фундамента под печь;
  • цемент и материалы,чтобы приготовить раствор.

Инструкция по изготовлению печи :

Как сделать печку в гараж своими руками?

  1. Лучше всего делать такую печь из готовой бочки объёмом 200 л, сделанной из металла.
  2. Первоначально нужно её приготовить для дальнейших манипуляций. Для этого отрезается очень ровно и аккуратно верхушка.

    Если нет возможности использовать бочку, то подойдёт труба большого диаметра, к которой следует приварить дно. Дно в этом случае лучше сделать в форме квадрата, а не круга, чтобы в дальнейшем не было проблем с устойчивостью.

  3. Следующим действием в конструировании будет вырезание круга из стального листа. Он должен получиться по размеру немного меньше, чем основной диаметр. В этом же круге нужно вырезать ещё круг под трубу. Далее нужно приварить трубу маленького диаметра к вырезанному кругу из стали.
  4. Далее отрезанный и подготовленный заранее швеллер приваривается книзу этого же стального круга, уже с приваренной трубой.
  5. Стоит произвести замеры таким образом, чтобы обеспечить свободный ход швеллеру во внутреннем пространстве бочки. Это сооружение позволит надавливать на массу топлива, которое уже сгорело за счёт опускания стального круга.

  6. Следующим этапом нужно сделать крышку обогревательной конструкции. Если основой для неё взята бочка, что верхняя часть от неё и будет крышкой. А если основой взята труба, то придётся вырезать металлический круг такого же диаметра. В крышке нужно проделать отверстие для маленькой трубы.
  7. Чтобы обеспечить возможность закладки топлива, нужно вырезать отверстие под дверцу. К дверце стоит приделать ручку для удобства открывания и закрывания. Дверь можно установить самостоятельно, посадив на петли и приварив. Можно воспользоваться покупной.
  8. Чуть ниже основной дверцы проделывается отверстие для ещё одной, через которую будут удаляться сгоревшие дрова.
  9. Перед установкой печи обязательным этапом будет устройство фундамента под неё. Делается это по той причине, что обязательным условием является огнеупорное и прочное её основание. Сделать его очень просто, нужно лишь проложить слой в 1 кирпич и зацементировать.
  10. Без дымохода не обходится ни одна печь. В данном случае сделать его можно из двух труб диаметром 15 см. Одну приварить следует сверху, другую сбоку и изогнуть вверх.
  11. Позаботится, стоит и об отражатели, поскольку быстрый нагрев и постоянно накалённое состояние печи обеспечено. Отражатель сможет перераспределить потоки тепла. Особенно он необходим в малогабаритных помещениях.
  12. Последним этапом нужно собрать все получившиеся элементы воедино и приварить.

Некоторые технические моменты, которые облегчат монтаж и дальнейшую эксплуатацию печи :

  1. На этапе сборки все детали рекомендуется соединять между собой в обратном направлении следования газов.
  2. В мерах предосторожности стоит определить расстояние, на которое не стоит располагать предметы неустойчивые к горению и воспламенению, а также находиться людям и отметить его.
  3. Конструкция самого дымохода должна быть такой, чтобы при необходимости его можно было разобрать на части и произвести очистку, после чего беспрепятственно и быстро собрать и установить на место.
  4. После установки печи её нужно проверить на работоспособность в разных режимах, чтобы можно было подобрать подходящий вариант.

Чтобы наверняка избежать любых проблем с обогревательной самодельной системой, рекомендуется учесть следующие факторы :

  • труба должна быть высотой не меньше 4 м;
  • трубы максимально могут быть повёрнуты 3 раза;
  • углы поворота труб могут быть только 30 градусов, в исключительных случаях можно сделать 45 градусов.
  • при необходимости вывести трубу горизонтально, такой участок может быть не больше 1 м.;
  • на улице трубу рекомендуется утеплять при помощи базальной ваты с той целью, чтоб препятствовать образованию конденсата;
  • обеспечить прикрепление к стене дымохода, убрав нагрузку с основной конструкции печи.

Фото, чертежи, полезное видео

Как сварить металлическую печь для гаража своими руками из металла? Чертежи.




А здесь видео про изготовление печи в гараж своими руками.

Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях - мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

Когда говорят про самодельные печи для бани, имеют в виду обычно изделия из металла, ведь кирпичные промышленно изготавливать так и не научились, так что это — в любом случае ручная работа. Хоть кирпичные агрегаты и хороши для бани, но при современном ритме жизни пол дня ждать, пока парилка наберет требуемую температуру и «настоится», не все могут (или хотят). Мы привыкли уже получать все быстро и сразу. Час-два — это тот максимум, который по времени мы можем подождать до начала процедур. Вот потому металлические печи и потеснили кирпичные, хотя безусловно, и они тоже имеют своих поклонников, но в данной статье будем говорить исключительно про металлические или симбиоз — металлический сердечник в кирпичном саркофаге.

Самодельные печи для бани, может и не красивы, но надежны

Если говорить об эстетической стороне вопроса, безусловно, заводские красивее. Хотя эстетика для каждого своя, но в общем фабричные изделия смотрятся аккуратнее. Также надо сказать, что серьезные производители постоянно проводят исследования, дорабатывают старые модели, разрабатывают новые. Если печь вы уже купили, вас это вряд ли каким-то образом может радовать, но если только присматриваете печь, это может оказаться полезным — доработанные модели, обычно, действительно лучше прототипов. А еще некоторые новые разработки являются опцией и могут устанавливаться на любые агрегаты, порой, даже другого производителя.


Есть, естественно, у фабричных печей минусы. Самый первый — хорошие печи имеют высокую цену. Второй недостаток — часто их делают из тонкого металла. И именно такие печи обычно и находятся в сегменте бюджетных печей. А тонкий металл в банях прогорает быстро. Третий недостаток — вы вынуждены подстраиваться под имеющуюся конструкцию. Если печь приобретается в процессе стройки это нестрашно, но вот если она меняется, это может стать проблемой. Придется искать агрегат с такими же габаритами или перестраивать/переделывать помещения.

Плюсом самодельных банных печей является их надежность. Варятся они обычно «для себя», а если на продажу, то чаще тоже «как для себя», поэтому используется толстый металл — уж точно не тоньше 6 мм. К положительным моментам отнести можно и относительно невысокую цену, особенно если варить металл вы умеете сами. Не всем нравится внешний вид, он точно на любителя, но часто эти печи прячут за кирпичным экраном, так что внешний вид важен далеко не всегда.


Внешний вид — не самая сильная часть самодельных печей для бани

Что касается новшеств и доработок, то их обычно заимствуют у заводских разработок. Народным умельцам не надо моделировать процессы при помощи сложных программ. Они глянули в магазине на готовое изделие или даже на фото, и уже имеют представление о том, как устройство работает, что дает, и как его сделать. Не все, конечно, способны на это, но многие. Так что и интересных технических решений в самодельных печах тоже достаточно.

Из чего делают металлические самодельные печи

Печи для бани варят не только из листового металла, но и из толстостенных труб большого диаметра, из газовых баллонов, бочек, даже из колесных дисков.

Из чего лучше? Однозначно сказать сложно, у каждого из материалов есть положительные и отрицательные стороны. Так при использовании труб, бочек, баллонов и т.п. сводится к минимуму одна из главных проблем сварных печей — разрушение швов. Именно в швах чаще всего начинается прогорание и разрушение металла. На производстве эту проблему обходят, делая верхнюю часть топки гнутой, без сварных швов. В условиях обычной мастерской, вряд ли вы сможете сможете согнуть металл толщиной 6-8-10 мм. или баллона — и проблема решается автоматически: швов минимум.


Один из вариантов самодельной печи в баню

Еще один плюс использования трубы, баллона — топка почти готова, остаются небольшие доработки. Следовательно, времени на изготовление требуется немного. Еще плюс — необходимый минимум швов в состоянии сделать даже не самые опытные сварщики. Это также повышает популярность печей из газового баллона или трубы.

С другой стороны, вы ограничены имеющимися габаритами и вынуждены располагать все части в уже имеющемся объеме. Тоже касается размеров — вы вписываете те габариты, которые имеются. С это точки зрения у листового металла преимущества: вы сами задаете геометрические параметры печи, подстраиваясь под условия в парилке и/или комнате отдыха.

Для бани и сауны

Чтобы хорошо понимать ключевую разницу между печами для бани и сауны, надо просто хорошо представлять себе кондиции воздуха, при которых парятся в одном и другом случае.

Какой должна быть самодельная печь для сауны

Сауну у нас еще часто называют суховоздушной. Это потому, что в сауне парятся при высоких температурах — 80°C и выше, иногда и выше сотни. При такой температуре высокая влажность невозможна — просто получите ожог. Она находится в пределах 5-15%. Задача самодельной печи для сауны — быстро и эффективно поднять температуру до требуемого значения. Эту задачу и преследуют при разработке конструкции: улучшают конвекцию (движение воздуха) вдоль стенок, чтобы тепло быстро разносилось по помещению. Так как большая влажность не нужна, каменку делают небольшой и открытой — она обычно находится над топкой. Температура нагрева камней в этом случае — порядка 200-250°C. Этого достаточно, чтобы испарить ковшик воды, а больше и не нужно — и так будет слишком жарко.


Для более быстрого прогрева на корпус печи наваривают дополнительные ребра. Так увеличивается площадь, которая отдает тепло, парилка нагревается быстрее. Но чтобы все происходило еще динамичнее, вокруг корпуса ставят экран-конвектор. Он находится от корпуса на расстоянии 1,5-2 см. Вверху и внизу он с корпусом не соединяется, остается зазор. В него затягивается более холодный воздух возле пола, поднимается вдоль стенки, отбирает часть тепла и уносит его через верхний зазор в помещение. Этот процесс называется конвекцией, а печи — конвекционными.

Чем отличается печь для русской парилки

В русской парилке требуется создать совсем другую атмосферу. Температура должна быть в районе 50-60 °C, кратковременно может подниматься до 70°C, и то считается, что парилку перетопили. При этом влажность должна быть высокой — 50-60%, а стены — прогретыми. При таком условии тоже активно выделяется пот, но нагрузка на организм при этом далеко не такая серьезная, как в сауне.

Чтобы решить задачи, которые стоят перед банными печами, ее конструкция должна быть иной. В первую очередь, необходима очень хорошо нагретая поверхность, с которой можно получить большой объем пара. Количество выливаемой за сеанс воды исчисляется литрами, и всю ее требуется испарить. Причем не просто превратить в пар, а в пар мелкодисперсионный (из очень маленьких капелек), сухой и легкий. При правильной организации парилки () пар собирается вверху, под потолком. Именно там — самая высокая температура. Этот пар «достают» из-под потолка вениками и гонят вдоль тела, вызывая те самые приятные ощущения.


Для образования пара в основном используют камни. Но складывают их не поверху печки, как в печах для саун, а внутри топки, в закрытом или открытом ящике — каменке, который греется на огне. Объем камней,В принципе, чем больше тем лучше, но только с тем условием, что у печи достаточно мощности нагреть и парилку и каменку до требуемых температур. Хотя с самодельными печами обычно наблюдается переизбыток мощности, а не ее недостаток.

Чаще каменка закрытая, при открытой вместе с паром вылетает сажа и копоть, а это не совсем то, чего хочется… Чтобы удобнее было поддавать пар в камни внутрь вставляют трубку, через которую и наливают воду.


Эти устройства называют еще паровой пушкой. Потому что при подаче воды раздается громкий звук, очень похожий на выстрел. Кстати, руку надо сразу отдергивать, пара, может быть и не видно, если он действительно очень мелкий, но температура подскакивает мгновенно. И основной ее пик — как раз над горловиной паровой пушки.

Некоторые, кстати, в каменку кладут не только камни, а порой, совсем не камни — чугунные или нержавеющие бруски или шары. Металл имеет намного большую теплоемкость и «набирает» большую температур. С того же объема закладки получить можно намного больше пара. Только закладка должна быть, как и с камнями, из небольших фрагментов, уложенных с просветом. Так горячий воздух будет нормально проходить.

Еще один важный момент: у печи должна быть возможность регулировки интенсивности горения. Самый простой способ — шибер на дымовой трубе и выдвижной зольник. С их помощью увеличивают/уменьшают подачу воздуха в топку, активизируя или «придушивая» горение. Но такая регулировка достаточно грубая и огонь и температуру тяжело контролировать. Для более тонкой регулировки добавляют задвижки на дверки.


Конструкций две — одна стандартная, которую можно встретить на стандартном печном литье, вторая заимствована у канадских . Она представляет собой металлический стакан приваренный к дверке, в котором поворачивается шибер. Как и в шибере на трубе, в нем должен быть зазор для обеспечения минимальной тяги даже в закрытом положении.

Следующий нюанс — излучение от стенок печи. Если металлические стенки печи будут открытыми, температуру в парилке в районе 60°C вы не удержите. Чтобы не перегревать парилку вокруг корпуса печи складывают Он уже не относится к конструктиву печи, но его обязательно учитывать при разработке своей печи. Во-первых, металл, закрытый экраном перегревается и быстрее прогорает. Если хотите чтобы печь служила дольше, используйте толстый металл, особенно в верхней части топки и на задней стенке. Это две самые горячие зоны, в которых самодельные печи прогорают чаще всего.


Еще вариант, который хорошо работает, но сложен и дорог в исполнении — облицовка поверхности печи банным камнем. Он отлично поглощает жесткое излучение металла, преобразуя его в мягкое и приятное.

Гараж далеко не всегда используется лишь как место хранения автомобиля. Многие проводят в нем большое количество времени, в том числе в холодное время года. Понятно, что обустраивать в помещении полноценное отопление нецелесообразно, поэтому в ход идут различные самоделки. В представленном материале вы ознакомитесь с наиболее интересными вариантами самодельных обогревателей, а также узнаете, как можно сделать металлическую печь для гаража своими руками.

Никто не станет спорить, что отапливать подобные помещения удобнее всего разными электрическими обогревателями. Вопрос в том, сколько времени вы проводите зимой в гараже и как часто включаете отопительный прибор. Если это происходит ежедневно по нескольку часов, то космических счетов за электроэнергию не избежать. Лучше перейти на отопление дровами либо использовать отработанное масло, сливаемое из агрегатов автомобилей.


Нельзя не упомянуть такой вид топлива, как солярка. Но использовать ее для обогрева гаражного помещения выйдет недешево и хлопотно. Специально покупать дизельный обогреватель не имеет смысла, ведь самодельные печи на отработанном масле способны сжигать и солярку.

Приняв за основу отопление на отработке и дровах, перечислим возможные варианты самодельных обогревателей:

  • отопитель, выложенный из кирпича;
  • дровяная печка для гаража из металла;
  • печь на отработанном масле.

Самый сложный в исполнении вариант – это кирпичная печь, да и не во всяком гараже ее построишь. Взять хотя бы тесные железные кибитки, куда удастся поместить лишь компактный обогреватель, но никак не кирпичное сооружение. Да и выложить хорошую печку из кирпича – дело непростое и заслуживает для описания процесса. Поэтому самыми «ходовыми» считаются металлические печи для гаража на дровах и отработке.

Изготавливаем экономичную буржуйку на дровах

Дабы попусту не отвлекать внимание читателя всем известными конструкциями простых дровяных буржуек, коих и так полно в интернете, мы предлагаем ознакомиться с чертежами более серьезного обогревателя. Его особенность – наличие двух дымооборотов (ходов), организованных внутри тела печи для наилучшей теплоотдачи. Ведь какой главный недостаток обычной буржуйки? Правильно, низкий КПД, поскольку львиная доля выделяющейся теплоты сходу улетает в дымовую трубу.

В двухходовой металлической печи, сделанной своими руками, раскаленные продукты горения проходят по специальным каналам в двух направлениях, прежде чем уйти в дымоход.

Благодаря такой конструкции значительная доля тепла успешно передается в помещение, что способствует более эффективному отоплению дровами и ведет к их экономии. Хотя для оценки этой экономии надо сравнивать разные печи на практике, что не всегда возможно. Но будьте уверены, что от двухходовой печки для гаража, изображенной выше на схеме, тепла вы точно получите больше.

Для изготовления источника тепла понадобятся следующие материалы:

  1. Листовой металл толщиной не менее 4 мм, оптимально – 5 мм. Из него вы сварите корпус, дымообороты и дверцы.
  2. Для свода топливника, испытывающего наибольшую тепловую нагрузку, лучше взять лист толщиной 6 мм.
  3. Отрезок трубы диаметром 100 мм на патрубок дымохода.
  4. Арматура периодического профиля диаметром 16-18 мм для изготовления колосниковой решетки.
  5. Уголок №4, труба 40 х 40 мм или другой металлопрокат для ножек.
  6. Готовые ручки на дверцы.

Примечание. Чтобы своими руками сварить гаражную печку, надо использовать низкоуглеродистую сталь марки Ст10 или Ст20. Высокоуглеродистая или легированная сталь может прикалиться от воздействия высоких температур и корпус станет трескаться по сварным швам. Как примерно определить марку стали, описано .

О полезных доработках железной печки

Есть несколько рекомендаций, как сделать вышеописанную конструкцию еще лучше. Первым делом не помешает усилить узел примыкания дымоходного патрубка к верхней плите, поскольку это место прогорает чаще всего. Причина не только в высокой температуре, но и в нагрузке, оказываемой на сварной шов дымоходной трубой. Обычно владельцы гаражей не озабочиваются отдельным креплением дымохода и он всем весом ложится на верхнюю панель печи.

Буржуйка на дровах с 2 дымооборотами не может похвастать величиной топливника, а значит, и длительностью горения. С другой стороны, самодельные печи длительного горения типа «Бубафоня» - не лучший вариант для гаража. Для них требуется дымоход высотой не менее 4 м с хорошей тягой, что не всегда реализуемо.

Топливник двухходовой печки можно увеличить, произвольно изменив его высоту или прибавив 10 см к ширине корпуса. Тем и хороши самодельные отопители, что владелец гаража может менять их размеры в зависимости от свободной площади помещения.

Теплоотдачу дровяной печи можно улучшить, если к боковым стенкам приварить несколько вертикальных ребер, как это показано ниже на фото. Используется полоса толщиной 4 мм либо такой же уголок, тем самым наращивается площадь теплообмена и возрастает эффективность работы обогревателя.


Совет. Буржуйку можно приспособить для приготовления или разогрева пищи, если вырезать в верхней панели круглое отверстие под конфорку.

Тепловая пушка на твердом топливе

Любая печь, сжигающая дрова или уголь, страдает одним существенным недостатком. Находясь в углу гаража, который обычно не утеплен, отопитель прогревает только часть помещения. Противоположный угол (как правило, у самых ворот) остается холодным и работать там некомфортно. Проблема частично решается, если проложить дымоход под наклоном через все помещение, что практикуется многими хозяевами гаражных сооружений.

Более основательным прогревом гаража может похвастать конструкция, предложенная одним из наших экспертов по изготовлению твердотопливных котлов и печей . Агрегат представляет собой старый газовый баллон, установленный вертикально и снабженный отдельной камерой для нагрева воздуха, подаваемого туда принудительно. Конструкция этой печи для гаража с указанием размеров отражена на чертежах:


Печка функционирует по принципу тепловой пушки. Алгоритм работы выглядит так:

  1. В топливник загружается порция дров и производится розжиг.
  2. После прогрева включается вентилятор, подключенный гофрой к одному из патрубков нагревательной камеры.
  3. Поскольку горизонтальная перегородка между топливником и камерой воспринимает наибольшую тепловую нагрузку, проходящий над ней воздух быстро нагревается.
  4. Горячий воздух, выходя из второго патрубка, подается с помощью гофротрубы в любую точку гаража. Угол, где установлен сам агрегат, прогревается от боковых стенок.

Интенсивный теплообмен внутри камеры осуществляется благодаря стальным ребрам, увеличивающим площадь теплоотдачи. Ниже на чертеже показан продольный и поперечный разрез дровяной печки, где хорошо видно расположение этих ребер.


Важное достоинство отопителя состоит в том, что ему не нужен слишком высокий дымоход, хотя без естественной тяги не обойтись. В качестве нагнетателя воздуха приспосабливается любой подходящий вентилятор невысокой производительности. В маленьком помещении может хватить и кулера от блока питания компьютера. Для гаража средней и большой площади рекомендуется применять бытовые вентиляторы производительностью не более 50 м³/ч, что ставят на вытяжки из санузлов. Также подойдет нагнетатель от автомобильной печки, например, «улитка» от ВАЗ 2108.

Порядок изготовления

Чтобы сделать из баллона дровяную печку в гараж, нужно выполнить ряд подготовительных работ. Для начала у баллона отрезается верхняя часть по сварочному шву. Предварительно следует выкрутить вентиль и заполнить его водой, чтобы остатки пропана не взорвались при работе болгаркой. Затем нужно из листового металла толщиной 4 мм вырезать круг диаметром 300 мм (на перегородку) и полосу шириной 80 мм (на обрамление дверец). Из остатков можно нарезать полос на теплообменные ребра.

Совет. Если вы желаете увеличить тепловую мощность печки, то можете отрезать верхнюю часть ниже шва, тем самым увеличивая объем воздушной камеры. Но помните, что тогда вы уменьшаете вместительность топки и длительность горения с одной закладки дров.

Следующий шаг – нарезка арматуры и изготовление колосниковой решетки. Здесь нет строгих требований, делайте по образцу на фото, стараясь подогнать длину прутьев под размер выступающего внутрь баллона шва. После этого установите решетку в нижнюю часть емкости.


В отрезанной крышке надо выполнить 2 отверстия под установку резьбовых сгонов DN50. Данный размер - оптимальный, но выдерживать его необязательно, как и подбор сгонов с резьбой. Вы можете взять отрезки трубы подходящего диаметра, но не делайте его меньше 40 мм. Затем приварите патрубки на место, как показано на фото:


Далее, в корпусе баллона в соответствии с чертежом надо прорезать проемы под загрузочную дверку, поддувало и отверстие дымохода. В проемы необходимо вставить обрамления дверец, сваренные из заготовленной полосы, и обварить их по кругу. Перед монтажом обрамления нужно сделать заготовки самих дверец, приварив к ним петли и покупные ручки.


Следующий этап – формирование воздушной камеры. Приготовленный круг диаметром 30 см укладывается вместо отрезанной крышки баллона и приваривается наглухо. После этого к нему посредством сварки крепятся теплообменные ребра. Их количество и размещение может быть произвольным, но не переусердствуйте, иначе придется подбирать более мощный вентилятор, могущий преодолеть аэродинамическое сопротивление камеры.


Последний шаг – приварка крышки с патрубками на место и монтаж дверец с запорными устройствами. В самом конце устанавливается дымоходный патрубок требуемой длины. Вместо патрубка подойдет и готовое колено под 90°.


Примечание. Такая же дровяная печь для гаража делается из трубы большого диаметра – 300 или 400 мм с толщиной стенки от 4 мм. Только работы будет немного больше, крышку и днище придется изготовить отдельно.

Как подключить к агрегату водяное отопление

Предыдущая конструкция гаражной печи вполне способна вместо воздуха нагревать воду или антифриз, циркулирующие по контуру водяного отопления. Всего и надо, что вместо сгонов DN50 врезать в крышку камеры патрубки DN25 да приобрести циркуляционный насос малой производительности (маркировка 25-40). Насос нужен обязательно, потому что объем водяного контура печи слишком мал и без принудительной циркуляции теплоноситель быстро закипит.


Дальше все просто: патрубки печки соединяются с радиаторами отопления либо самодельными регистрами, чья суммарная теплоотдача не превышает 3-3.5 кВт. Соединение рекомендуется осуществлять металлическими трубами, в крайнем случае - металлопластиковыми. Насос устанавливается перед печью на обратном трубопроводе, а перед ним нужно обязательно поставить расширительный бак закрытого типа. В регистрах нужно установить краны Маевского для удаления воздуха из системы.

Совет. Поскольку отопление гаража носит периодический характер, то систему следует заполнять незамерзающей жидкостью.

Печь для гаража на отработанном масле


Невзирая на то, что масляная чудо-печь спалила немало гаражей, популярность ее не снижается. Речь идет о самой распространенной конструкции металлической печки, состоящей из двух бачков, соединенных перфорированной трубой – дожигателем. Она может работать практически на любом жидком топливе при условии, что оно не содержит воды. Иначе отопитель начинает стрелять пламенем сквозь отверстия в дожигателе, отчего и возникают пожары.

Для справки. Помимо пожароопасности, данный агрегат имеет и другие недостатки, например, издает запах гари и отличается приличной «прожорливостью» (расход – около 2 л отработанного масла в час).

Популярность этой печи на отработке объясняется ее простотой и дешевизной, поэтому обойти ее вниманием нельзя. Алгоритм работы обогревателя следующий:

  1. В нижний бачок заливается отработанное масло и поджигается с помощью любой легковоспламеняющейся жидкости.
  2. После нагрева отработка испаряется и начинает гореть.
  3. Выделяющиеся пиролизные газы смешиваются в дожигателе со вторичным воздухом и сгорают в верхнем бачке, имеющем перегородку.
  4. Продукты горения покидают печь через дымоход.

Сборка чудо-печки чрезвычайно проста и производится в соответствии с чертежом:

Капельница на отработке

Принцип работы этой более безопасной и эффективной печи заключается в дозированной подаче масла в зону горения, расположенную над специальной чашей. Чаша устанавливается внутрь трубы с приваренным днищем, а к ней сверху или сбоку подводится стальная топливная трубка. Капая в разогретую чашу, жидкое топливо сразу испаряется и сгорает, выделяя тепло и пиролизный газ. Последний сжигается путем подачи вторичного воздуха через вертикальную трубу с отверстиями либо прорезями (дожигатель), находящуюся над чашей.

Чертеж капельной печи в разрезе

Большинство гурманов отопления на отработанном масле предпочитают обеспечивать принудительную подачу воздуха на горение с помощью вентилятора. Но при наличии дымохода с хорошей тягой это делать не обязательно, хотя настроить в этом случае процесс горения бывает непросто. Дозирование осуществляется простым вентилем, установленным в разрыв струи топлива за пределами печки, как это показано на фото:

Примечание. Подачу горючего можно организовать самотеком, закрепив масляный бак повыше на стену, либо посредством специального насоса.

Трубу дожигателя правильнее завести в печь сбоку, сквозь стенку. Маслопровод проходит внутри дожигателя и достигает чаши, благодаря чему отработка по пути нагревается. Так как пламя в капельнице сосредоточено в одном месте, там, где в дожигателе сделаны отверстия, то корпус печки накаляется докрасна. Поэтому многие домашние мастера предпочитают делать из капельницы котел, заключив ее корпус в водяную рубашку. Больше информации об этой печи для гаража вы сможете узнать, просмотрев видео:

В заключение

Самодельные металлические печки для отопления гаража обладают множеством преимуществ, главное из которых – дешевизна. Второй плюс заключается в возможности модернизировать конструкцию под свои условия, не изменяя принцип работы. Если сделать печь добротно, из толстого металла, то она прослужит вам долгие годы. Но при эксплуатации не следует забывать о пожарной безопасности, особенно когда идет речь об отработанном масле. Отопительные агрегаты, сделанные своими руками, требуют постоянного присмотра.

Ну вот, лето красное пропело. И опять встает вопрос: нужна все-таки печь для гаража! По теплу недосуг было о ней подумать, хлопоты всякие мешали. Теперь, что называется, петух клюнул: хоть в систему охлаждения машины и антифриз залит, но на холоде аккумулятор чахнет. Ладно, пусть он с гелевым элетролитом, сульфатирования не боится при любом морозе. Но емкость все равно падает, масло загустевает, автомобиль заводится плохо, мотор греется долго. И самому уж никак не уютно что-то в «стойле» делать, когда дрожь пробирает и зубы сами собой вальсы Штрауса выстукивают.

Будем делать гаражную печку своими руками? Штука вроде как немудрящая. Не совсем так, гараж нужно обогревать по-иному, . Иначе на отопление, особенно если гараж производственный и люди там целый день находятся, топлива уйдет слишком уж много. Покупать готовую печь? Есть в продаже специальные гаражные, но чего стоят обещания продавцов? И как подобрать подходящую вот именно к этому гаражу? И чтобы тепло в яму проходило, здоровью никак на пользу не пойдет, если руки все время над головой, а ноги стынут. Желательно, конечно, купить такую, что и сама подешевле была, и грела хорошо, и служила долго.

Как остывает гараж?

Но почему это гараж нужно обогревать не так, как дом? Он много меньше, тут сказывается сидящий в печенках у технарей закон квадрата-куба: при уменьшении размеров геометрического тела отношение его поверхности к объему увеличивается. Соответственно, и самодельная печь для гаража, и готовая фирменная, должны иметь тепловую мощность на единицу объема помещения большую, чем домовая . Поясним на примере.

Вот дом, 10х12 м в плане, высотой с цоколем и перекрытиями 5 м. Крышу для простоты возьмем плоскую, сути дела это не изменит. Общий объем дома тогда выйдет 10х12х5 = 600 куб. м, а площадь его поверхности, считая и пол (сквозь него тоже тепло уходит) 10х5х2 (2 короткие стены) + 12х5х2 (2 длинные) + 10х12х2 (пол и крыша) = 100 + 120 + 240 = 460 кв. м. На один куб объема приходится 460/600 = 0,77 квадрата, через который тепло уходит.

Теперь стандартный гараж, 4х7х2,25 м. Объем – 63 куба; площадь поверхности – 105,5 квадратов. На 1 куб – 105,5/70 = 1,67 квадрата , считай, вдвое с лишним большая площадь теплопотерь. Если, скажем, по расчету печь для дома вышла на 10 кВт, то там на единицу объема приходится 10/600 = 0,017 кВт. Для гаража тогда нужно на 1 куб 0,037 кВт, а на весь объем 0,034х63 = 2,33 кВт. Если принять температуру в гараже 16 градусов (для работы) или даже 8 градусов (минимальную стояночную для машины), то мощность обогрева падает ненамного, до 1,8 и 1,2 кВт соответсвенно.

Как греть гараж?

Итак, уже видим, что для отопления гаража нужна печка экономичная: удельный на 1 куб помещения расход топлива здесь более чем вдвое выше. Второй важный момент – печь должна прогревать рабочий объем помещения («рабочий объем» сказано не зря, см. ниже) как можно быстрее, чтобы не затягивать визит владельца-частника или вводить коллектив в состояние надлежащей работоспособности, прежде чем у них появятся мысли о «горючем», которое заливают не в бак, а внутрь себя. Если гараж частный холодный, то печка должна также быстро прогорать и остывать. Тут сказывается уже не столько экономичность, сколько пожарная безопасность.

Примечание: уже по этой причине применение печей на дровах для отопления гаражей ограничено. Самая быстрая обычная разогревается за 15-20 мин, а делов-то в гараже может быть всего на полчаса. Исключение – печи длительного горения для постоянно обогреваемых гаражей, см. далее.

Наконец, гаражей на цоколе с подполом вообще не бывает, а капитальный со стенами в 2 кирпича и наружным утеплением по средствам далеко не каждому, поэтому, кстати говоря, требуемую для гаража тепловую мощность печи нужно как минимум удвоить против грубого расчета выше. Но можно ли вообще обогреть гараж, не тратя «еще полстолька», от того, что идет на дом?

Теплая шапка

Первый способ – шапка нагретого воздуха внутри помещения, не касающаяся или касающаяся самыми краями стен и потолка. Пол, если гараж не на вечной мерзлоте, в самый лютый мороз не выстудится так, как тонкие металлические стены и крыша без чердака. Создать такую шапку можно т. наз. естественно-ограниченной конвекцией.

Что это за зверь такой? Приходилось ли вам приходилось видеть, как резко вспыхивает масса, пусть и небольшая, высокоэнергичного горючего в холодную погоду? Тогда столб дыма скорее всего образовывал грибовидное облачко.

Происходит это оттого, что нагретый воздух, довольно быстро остывая, теряет свою кинетическую энергию и не может растолкать, чтобы подняться выше, плотный холодный воздух. Он ведь сколько-то весит и обладает инерцией, которую нужно преодолеть. Нагретому воздуху тогда приходится расширяться уже вниз и в стороны, т.к. окрестности горячего воздушного столба уже успели немного прогреться и стали не такими плотными. Точно такую же природу имеют характерные «наковальни» грозово-кучевых облаков и облако ядерного взрыва, но там мгновенное энерговыделение столь велико, что гриб образуется обязательно. Иногда даже два на одном столбе, как было в Хиросиме.

Т.е., для эффективного, экономного и быстрого прогрева гаража любого типа нужна печь сравнительно небольшой мощности, создающая достаточно быстрый, но не очень плотный конвективный поток . Невидимый теплый «гриб», закрутившись под потолком, осядет вниз, в т.ч. и в яму, а стен коснется только снизу. Если они снаружи прикрыты снегом, то 2/3-3/4 возможных теплопотерь через них придутся на верхнюю часть, до которой «гриб» не дотянется. А нет разности температур – нет и теплопотерь. Или они в 5-10 раз меньше, чем если бы гараж отапливался по-домашнему.

Примечание: подобный этому, только наоборот, принцип создания «прохладной шапки» используется в мобильных кондиционерах.

Тепловое излучение

Для мгновенного кратковременного обогрева рабочей зоны или, если гараж должным образом утеплен (см. ниже), его целиком, можно использовать тепловое (инфракрасное, ИК) излучение от специальных отопительных приборов; о них – далее. Но если гараж металлический или кирпичный со стенами в полкирпича, от них толку будет мало: и металл, и кирпич достаточно хорошо поглощают ИК. Через металлическую стенку, хорошо проводящую тепло, оно очень быстро пройдет наружу, а там его унесет конвекция. Плохо проводящий тепло кирпич, наоборот, будет накапливать его в себе. Отдавать начнет когда из гаража, возможно, нужно будет и уходить. И отдаст не более половины полученного, т.к. то, что накоплено, уйдет как минимум поровну внутрь и наружу. Реально – наружу больше, т.к. температурный градиент направлен туда.

Об утеплении гаражей

Уже ясно что, прежде чем сделать печь, гараж желательно утеплить. Но так, как дом, снаружи – накладно будет. Может быть, вообще невозможно, если гараж в общем ряду вплотную к соседним. Утепляться же изнутри вообще плохо: точка росы неизбежно будет попадать в зазор между утеплителем и стенкой, там будет выпадать конденсат, и строение через несколько лет придет в негодность.

Тем не менее, под обогрев теплой шапкой или ИК можно утеплиться изнутри . Для этого стены обшивают тонкими негорючими и не содержащими асбеста плохо проводящими тепло материалами, напр. плоским ондулином. Можно применять и древесные самозатухающие – ДВП, ДСП толщиной 4-6 мм. Но не самозатухающие пластики, вдруг возгорание, они выделят огромный объем ядовитых газов!

Обшивку делают, отступив 20-50 мм от стены. В металлическом гараже удобно крепить ее листы к каркасу, подложив шайбы, чтобы не было полностью замкнутых полостей. От пола также отступают на 50-70 мм. Перед обшивкой металлические стены грунтуют и красят в 2 слоя. На кирпичную желательно нанести слой вермикулитовой штукатурки.

При таком способе утепления конденсат под обшивкой будет испаряться, не навредив. Все указанные материалы хорошо отражают ИК, а воздушную шапку просто не подпустят к стене. Для постоянно обитаемых помещений вентилируемое утепление изнутри не годится, влажность без обогрева будет прыгать выше предельно допустимой по санитарным нормам!

О кирпичных гаражных печах

Второй вывод из вышеизложенного – для обогрева гаража подходит плохо:

  • Теплоотдача кирпичных печей около 0,5 кВт с 1 кв. м их поверхности. Если подсчитать, какого размера печка нужна в гараж, то выйдет, что стоять там будет только она, а машину придется оставить снаружи.
  • Кирпичной печи для долгой жизни тоже нужен комфорт: ровный микроклимат в помещении и влажность в пределах санитарных норм. В гараже глиняный кладочный раствор скоро раскиснет и печь «поплывет»: глиняный раствор не схватывается, как цемент, но высыхает, а необожженная глина гигроскопична.
  • Конвекция от кирпичной печи довольно вялая. Ни о какой теплой шапке не может быть и речи; нагретый воздух отойдет к стенам и остынет, опускаясь вдоль них, прежде чем хоть что-то обогреет.
  • Кирпичная печь долго, 1-1,5 часа, прогревается. Частнику придется протапливать ее загодя (а если в гараж понадобилось зайти внезапно?), а в производственном гараже производительности труда в начале смены не жди. Да и потом, скорее всего, тоже. Доплачивать кому-либо за обязанности истопника – лишний расход, без которого можно обойтись, если печь прогревается быстро.

Тем не менее, кирпич для полноценного обогрева гаража нужен. Как дополнительный теплоаккумулятор, о чем будет сказано далее.

Выбираем гаражную печку

У себя дома

Тяжелые горючие жидкости (отработка, темное печное топливо, сланцевое масло, рапсовое масло, лакокрасочные отходы – шлам льняного, конопляного, хлопкового масла) либо найдутся на хозяйстве, либо есть в продаже. Причем цена 1 заключенной в них гигакалории оказывается ниже, чем газовой, не говоря уже об ЛВЖ. Нужно только сжечь их полностью, превратив либо в теплую шапку, либо в ИК. С этим успешно справляются масляные печи длительного горения разных типов.

Общая схема их устройства показана на рис. Теплота сгорания топлива используется в несколько этапов, за счет чего масло само себя разлагает пиролизом в газификаторе (зона смешивания + зона пиролиза) до легких полностью сгорающих компонент. Воздух подтекает со стороны через отверстия в колонне без наддува по мере потребности. Непременная принадлежность такой печи – двухсекционная камера догорания, или дожигатель, вверху на рис. Две стадии дожигания необходимы потому, что при сгорании пиролизных газов развивается высокая тепмпература, отчего образуются окислы азота. Их нужно задержать в зоне с температурой не ниже 400 градусов, тогда они распадутся и выделят дополнительную энергию.

Очень экономичны: на мощности 8-10 кВт расход топлива 1,5-2 л/ч. Разгораются практически мгновенно, дают мощнейший поток ИК, а если окружить печь экраном из оцинковки, то конвективная струя создаст теплую шапку в любом частном гараже. Если от собственно печи взять только топливный бак – испаритель, а газификатор с камерой сгорания выполнить изогнутым, то в качестве дожигателя можно использовать двухкамерную печку-буржуйку (в центре и справа на рис. внизу), о которой будет рассказано далее. Получится печка универсальная: дрова, уголь, отработка. Изменением подачи воздуха в топливный бак можно регулировать мощность печи в довольно широких пределах.


Конструкций печей на отработке любителями разработано немало, их делают на заказ мастера-индивидуалы, мелкие фирмы и даже некоторые крупные предприятия. Цена – от $40-50. Недостаток всего один, но очень серьезный: масляно-пиролизная печь пожаро- и взрывоопасна. Из отверстий зоны сгорания бьет открытое пламя, а температура большой части поверхности печи намного превышает температуру вспышки паров ЛВЖ. Если пролить возле печи бензин, то его пары будут затянуты в газификатор, вспыхнут, давление в нем скачком повысится, а из топливного бака выбросится кипящее горящее масло. На уже пролитую ЛВЖ.

Поэтому обращаться к пожарникам за разрешением на эксплуатацию печи на отработке бесполезно, она запрещена. Ставить в частных гаражах не запрещено, но пользоваться – на свой страх и риск.

На производстве

Производственные гаражи чаще всего обширные и высокие, электрифицированные, а стены их кирпичные или бетонные. Кроме того, в производственные издержки закладывается некоторый расход дизтоплива на отопление. В таких условиях для общего обогрева самым экономичным источником тепла, причем мгновенного действия, оказываются тепловые пушки на жидком топливе, см. рис. ниже. Работают они на солярке; есть и многотопливные модели. КПД теплопушек под 100% С пульта управления можно задавать программу прогрева согласно сезону и параметрам помещения.

Примечание 3: теплопушки электрические и химические каталитические мы не рассматриваем; они используются в случае отсутствия жидкого топлива и отопление ими очень дорого.


Слева – схема устройства теплопушки прямого нагрева. В ней отработанные газы выходят в общем потоке с теплым воздухом. Хотя топливо расходуется буквально по каплям, тепловые пушки прямого нагрева можно применять только на открытом воздухе для наружного обогрева необитаемых объектов, в т.ч. грунта.

В теплопушках косвенного нагрева (в центре и справа) конструкция газовоздушного теплообменника сложнее и обеспечивает полное разделение нагреваемого воздуха и отработанных газов; последние удаляются в дымоход. Естественной тяги для дымохода не нужно, напор в нем создает вентилятор наддува, поэтому на дымовую трубу пойдет любой металлогофр, просунутый наружу как угодно. Но давление в дымоходе теплопушки выше атмосферного (в дымоходе с естественной тягой – ниже), поэтому щели и трещины в нем недопустимы, отработанные газы через них сразу пойдут в помещение.

Можно ли теплопушку домой?

Немало автомобилистов, соблазнившись высоким КПД, производительностью тепла и мгновенной готовностью к действию, раскошеливаются на теплопушку для гаража, тем более что в продаже есть модели малой мощности. А потом на форумах пишут что-то вроде: «Купил теплопушку, только зря солярку жрет. Как она цех на работе греет? Буду делать печку».

Автор пришел к правильному выводу. Дело в том, что кинетическая энергия воздушной струи из теплопушки для частного гаража слишком велика. Не успеет она образовать теплый гриб, ударится в стену или потолок, растечется по ним и зря выстудится. Вот и выходит – 800 кубов греет отлично, а 80 не может .

Сделать теплопушку на жидком топливе послабее нельзя. Сопло форсунки придется выполнить таким узеньким, что стабильного горения не получится даже на идеально профильтрованном и обезвоженном топливе из-за его собственной вязкости, капиллярных явлений и отложения микрочастиц битума. В общем, для обогрева малого частного гаража теплопушка не вариант.

И там, и там

Для местного обогрева ограниченных рабочих зон в производственных помещениях и малых частных гаражей более подойдет дизельная инфракрасная печь, см. рис. В ее основе – капельная испарительная горелка, работающая на любом тяжелом жидком топливе, от керосина и солярки до нефтешлама и пищевых растительных масел. Полное сгорание и КПД практически в 100% обеспечивается за счет наддува от микровентилятора в дожигатель, он же ИК-излучатель. Его чаще всего окружают рефлектором, но для длительного обогрева своего гаража лучше подойдет печь кругового излучения. При условии, что гараж утеплен под ИК-прогрев, как описано выше.


В производственных помещениях с потолками от 3,5 м высотой и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей не менее 2-х обменов воздуха в час, дизельные ИК-печи допустимо эксплуатировать без дымохода. Норма, как правило, не более одной на 200 кв. м общей площади. Точнее оговаривается в спецификации на печь и в техпаспорте помещения. Для частного гаража печку придется снабдить простейшим дымоходом, таким же, как для теплопушки.

Вдруг устроить дымоход нет возможности, то предпочтительнее оказывается газовая каталитическая ИК-печь (см. рис. справа); такие можно использовать без специальных мер газоотведения даже в жилых помещениях. КПД тоже почти 100% Однако и у дизельной, и у газовой излучательных печек, кроме необходимости подготовки помещения под ИК-обогрев, есть еще один существенный недостаток: температура излучающей поверхности превышает температуру вспышки паров автомобильного горючего.

Если машина в гараже с дизельным двигателем, то опасность невелика: для вспышки паров солярки необходима их плотность, которой можно добиться только повышением давления до нескольких ати. А вот пары бензина могут создать необходимую для вспышки плотность уже при атмосферном давлении. Так что обогревать гараж с бензиновым автомобилем дизельной или газовой печкой нежелательно . Для газовой, кроме того, требуется отдельный баллон, который денег стоит. Протянуть из кухни в гараж трубопровод или шланг по морозу нереально, в нем осядет газоконденсат и перекроет просвет трубки.

Беремся за самоделки

Что ж, приходится сделать вывод, что для обогрева собственного гаража больше подходит на твердом топливе с дымоходом на естественной тяге . Мгновенно она не разогреется, но можно добиться полной изоляции внутреннего пространства гаража от пламени. Естественная тяга в дымоходе означает, что от устья топки до верхнего обреза дымовой трубы давление будет меньше атмосферного и обратный выброс пламени в штатном режиме горения исключен, что важно по пожарной безопасности.

А с точки зрения экономичности важно, что удельное энерговыделение дров, угля или брикетов как раз соответствует необходимому для придания конвективной струе кинетической энергии, требуемой для создания теплой шапки. Формальный проигрыш в КПД (60-85% у твердотопливных печей) на самом деле оборачивается экономией денег на обогрев за счет уменьшения теплопотерь.

И еще один существенный момент: большинство конструкций печей на твердом топливе позволяют устроить на них варочную поверхность. Речь идет не только и не столько о чайнике или кастрюле для собственного потребления. Разве не приходилось вам работать с защитными мастиками, ремонтными компаундами? На упаковке допустимый температурный диапазон начинается не от нуля или минуса. А если подогреть до 35-40 градусов, то и ляжет лучше и держаться будет прочнее. Можно перечислить еще много авторабот, требующих небольшого, но достаточно равномерного подогрева детали или ее покрытия. ИК так не нагреешь, излучение со всех сторон деталь или емкость не охватит.

Об экранировании печей

Для того, чтобы конвективный поток воздуха сразу расплылся в гриб и образовал шапку, он должен быть слабым, но быстрым, т.е. достаточно сконцентрированным. Как этого добиться? Точнее, как помочь маломощной печке не дать нагретому воздуху сразу расползтись в стороны?

Технический прием для этого известен давно, это экранирование печи листовым металлом. Его сущность видна из рис. справа: в промежутке между экраном о печью оказывается запертым не менее половины (реально – до 3/4) ее ИК-излучения, которое, во-первых, обеспечивает температурный режим самой печи, необходимый для эффективного сгорания топлива и повышения КПД. А во-вторых, что уже важнее для обогрева, сильно греет воздух, создавая очаг конвекции маломощный, но хорошо сосредоточенный. Как раз то, что нужно для расплывания в гриб немного выше.

Основа

Хорошие гаражные печи ведут свою родословную от . Не удивительно, ведь большая буржуйская квартира в годы послереволюционной разрухи по требуемым для ее обогрева условиям тот же гараж. Первые буржуйки были простыми однокамерными, поз. А на рис. ниже. Им для эффективности необходим дымоход с длинным горизонтальным коленом – боровом. В гараже боров неудобен, да и раскаляется при топке докрасна. Но уже на буржуйках начала прошлого века была отработана топка печей способом медленного горения.

При медленном горении топливо горит сверху. Непосредственно под горящим слоем развивается его термическое разложение на летучие горючие вещества – пиролиз. Пиролизные газы, попадая сразу в пламя, сгорают и выделяют дополнительное тепло, повышая КПД печи.


Поскольку для дожигания улетающих в дымоход газов необходимо некоторое протяженное пространство, современные буржуйки и их потомков делают двухкамерными с дожигателем, поз. Б на рис. Вторичный воздух для дожигания может браться от общего потока в топку, через отдельный дроссель или через щели между вкладышами конфорки. Регулируя подачу воздуха, можно менять мощность печи. Специально под длительное горение были разработаны и особые виды печей, см. в конце.


О конструкции самодельной гаражной буржуйки мы поговорим далее, а из готовых покупных малый гараж лучше греть ее мини-потомками: яхтенно-катерными камельками-камбузами (слева на рис.) или туристскими походными печками длительного горения, справа там же. Камелек обойдется несколько дороже (где-то на $2-5), но создаст лучшую конвекцию и более продуман с точки зрения пожарной безопасности. Вообще, по требованиям к отопительно-варочной печи каюта крейсерской парусной яхты ближе к гаражу, чем палатка.

Камелек годится для кратковременного обогрева: он разогревается до номинальной мощности за 3-4 мин, но его нужно подтапливать. Прогрев гаража походной печкой начинает чувствоваться через 5-10 мин, смотря по погоде, но после растопки она отдает тепло без присмотра 3-6 час.

Прямым потомком буржуйки с дожиганием является также известная или просто буллер. Применительно к гаражу ее следовало бы назвать печью-конвектором. Схема буллера показана слева на рис. Фактически конструкторы выполнили конвекционный экран в виде 2-х батарей труб-воздуховодов и свели его в одно с корпусом печи. КПД буллера до 75%, выпускаются печи булерьян на мощность от 2 до 200 кВт. Цена маломощных от $30. В РФ буллеры производятся серийно под марками «Бренеран» (вторая слева поз.), «Аляска», «Сибирь» и др.


Для гаража более подойдет т. наз. палаточный полубуллер, третья слева поз. Направленные прямо вверх сопла батарей облегчают расплывание воздушной струи в гриб, и варочная поверхность тоже не будет лишней. На принципе буллера выпускаются и печи-калориферы других типов (справа на рис.): «Профессор Бутаков», «Огонь-батарея» и др. Благодаря использованию современных материалов и компьютерных технологий для проектирования их КПД превышает 85%, но они в несколько раз дороже простого буллера той же мощности.

Как обмануть буллер?

Печь булерьян можно назвать идеальной для отопления гаража: теплоотдача начинается через 3-5 мин после растопки, можно топить в пламенном режиме на короткое время, а в режиме длительного горения одной загрузки топлива хватает на 6-8 час. Без существенного ухудшения КПД буллер можно топить, в отличие от специальных печей длительного горения, довольно-таки сыроватыми дровами.

Однако у буллера есть существенный недостаток: это печь исключительно дровяная. Ее разработали для нужд канадских лесорубов, и вопрос о каком-то другом топливе просто не стоял. Все попытки приспособить булерьян под уголь, торф и пр. пока не дали успешного результата.

Если речь идет о временной протопке для работы в гараже, то буллер можно обмануть, устроив в нем теплоаккумулятор из кирпича. Точнее, из боя шамотного кирпича средней крупности, от спичечного коробка до сигаретной пачки. Обычный кирпич не подойдет, его теплопроводность и теплоемкость слишком малы.

Бой шамота закладывают в топку неплотно, чтобы в кирпичной массе было достаточно воздушных ходов. Затем теплонакопитель разогревают паяльной лампой, газовой или бензоводушной горелкой. Когда шамот раскалится до красно-оранжевого, это около 5 мин, за которые помещение уже прогреется, горелку убирают, дверцу топки, воздушный дроссель регулировки мощности и шибер дымохода полностью закрывают. Теплоотдача в помещение продолжится еще 1-4 час, смотря по мощности печи, типу гаража и погоде. Присмотра, разумеется, не нужно.

Что лучше?

А какая же все-таки лучшая печь для гаража? Булерьян? Если печь покупная, то да. Цена буллера невысока, греет отлично, топлива требует мало, как для гаража и придуман. Но если делать гаражную печь самому, то появляются немалые сложности, см. след. разд. В таком случае лучше будет остановиться на приспособленной к гаражу буржуйке, см. там же. Сделать ее элементарно просто, лишь бы сварка была. Кратковременно на дровах или угле греет не хуже буллера, а для длительного обогрева буржуйку можно запустить на отработке. Чего буллер, кстати говоря, не позволяет: из-за очень интенсивного отбора тепла в конвектор как дожигатель он почти не дожигает, только нагаром изнутри обрастает. Вот упрямая печка, никак кроме дров ничего не ест.

Примеры конструкций

Как пример к вышеизложенному здесь на рис. – чертежи печи булерьян на тепловую мощность до 6-13 кВт. Общее количество труб в батареях можно уменьшить до 6-7, тогда соответственно сократится и длина печи. Также вполне можно обойтись без смотровой вставки из жаростойкого стекла в дверце, печь разжигается абсолютно надежно.


Но вот точеные детали, гнутье труб по шаблону и фасонные заготовки из 4-мм стали нужны обязательно. Т.е., самому за изготовление буллера следует браться только достаточно опытному мастеру, имеющему возможность пользоваться хоть самым малым станочным парком.

Примечание: подробнее об изготовлении буллера для гаража, порядке топки и пользования печи можно посмотреть в видеороликах ниже.

Видео: пример изготовления булерьяна для гаража

Видео: эксплуатация печи булерьян в гараже



А вот тут на рис. – простая буржуйка для гаража. Эффективность печи повышена за счет дожигателя с двойным перевалом. Сделать ее можно в том же гараже. Размеры в плане вдвое меньше, чем у буллера, но тепловая мощность и конвекция в пламенном режиме на воздушно-сухих дровах или угле почти такае же. В режиме длительного (точнее, приближенного к длительному) горения мощность примерно вдвое меньше и в течение 3-4 час падает до нуля. Регулируется она в небольших пределах приоткрыванием дверцы поддувала.


Деталь 1 (корпус и перегородки дожигателя) выполняются из стали 2,5-4 мм. Колосниковая решетка 2 – из стали толщиной 4-8 мм. Экран 3 – из жести или тонкой оцинковки. Варианты исполнения проставок под экран 4 показаны на врезке.

О печах длительного горения

Постоянно обогреваемый гараж с печным отоплением дело, вообще говоря, рискованное . Но в некоторых местностях у владельцев автомобилей просто иного выхода нет. В таком случае выручит . Кроме того, что самодельные, из подручных материалов, «длинные» печки обеспечивают равномерную теплоотдачу в течение 12-24 час, они работают и на опилках, стружке, щепе, мелковеточном хворосте, соломе, сухих листьях, картонажно-бумажных отходах. Общие недостатки печей длительного горения следующие:

  • Топливо требуется только комнатно-сухое, т.е. в гараже нужно будет отвести место под дровник, что еще и увеличивает пожарную опасность.
  • В дымоходе оседает обильный конденсат (молекулы воды образуются при пиролизе древесины или летучих компонент угля), поэтому требуется колено дымохода с его сборником и вентилем для слива, что еще отнимает место под печь.
  • Погасить разожженную печь невозможно, топливо должно полностью прогореть само.
  • Эксплуатация самодельных печей длительного горения не разрешена пожарными правилами, что автоматически аннулирует страховку гаража и автомобиля.
  • Если машина взята в аренду или лизинг (аренду с выкупом), то арендодатель получает право в любой момент отобрать ее, не возвращая ни копейки из уже полученных платежей.

Печи длительного горения выполняются в основном по 2 схемам: с закрытой и открытой зонами горения. КПД и тех и других в любительском исполнении достигает 70% Печи с закрытой зоной горения развивают большую удельную тепловую мощность, но несколько сложнее по конструкции.

Пример первых – всем известная , см. рис. ниже. Она весьма популярна, т.к. ее можно сделать из бочки, и т.п. Бубафоня без экрана дает конвективный поток, как раз достаточный для создания теплой шапки. Однако у бубафони как печи для гаража есть серьезный недостаток: при задувании в дымоход возможно обратное горение, при котором из воздуховода бьет пламя, что в гараже никак ни к чему.


Из печей с открытой зоной горения достаточно популярна «Слобожанка», см. рис. ниже. Она предельно проста по конструкции и, если во время топки не снимать крышку, совершенно безопасна. «Слобожанку» малыми сериями выпускают некоторые мелкие частные предприятия. Но сделать ее из баллона или трубы не выйдет: диаметр печи должен быть в пределах 500-700 мм. При равных с бубафоней размерах мощность «Слобожанки» примерно вдвое ниже. Для создания теплой шапки необходим экран.


В заключение – а вдруг?

Вдруг – это возгорание в гараже. Печка там все-таки. На такой случай не лишним будет 1 или, для гарантии, пара меньших автоматических энергонезависимых углекислотных огнетушителей, их вешают на стену рядом с печкой. Нужно только выбрать по спецификации, чтобы объем выпускаемого газа был в 1,5-2 раза больше объема гаража. Как правило, огнетушителя с зарядом в 5 кг хватает.

Если просто открыть вентиль прибора, то ничего не произойдет: сжиженный углекислый газ в баллоне заперт выпуклой предварительно напряженной биметаллической мембраной. Если же баллон или непосредственно головка огнетушителя нагреется свыше 70 градусов, мембрана вывернется, наколется на острие, разорвется и газ пойдет наружу. С такой страховкой можно спать более-менее спокойно даже при обогреве гаража печью длительного горения.