Посещение Медины ч.1: Что узаконено делать? — Шейх С. Рухайли. Мусульманские святыни: Мечеть Пророка в Медине (Масджид ан-Наби)

1. Место, где строилась мечеть, было выбрано верблюдом, а ее место принадлежало двум сиротам.

Когда Пророк Мухаммад (ﷺ) переселился в Медину (совершил хиджру), каждый ее житель хотел, чтобы Посланник Аллаха остановился именно у него. Однако Пророк (ﷺ) сказал: «Пропустите мою верблюдицу, ибо она идёт по божественному велению».

Через какое-то время верблюд опустился на землю в том месте, где находилось стойло, принадлежащее двум сиротам. Именно в этом месте позднее будет построена мечеть, но поскольку у самого места были владельцы, Пророк (ﷺ) захотел купить его. Двое мальчиков, владевших этой землей, отказались: «Нет, мы подарим его тебе, Посланник Аллаха!»

Однако Пророк (ﷺ) не принял такой дар и заплатил им десять динаров. (аль-Бухари № 3906).

2. В основе этой мечети лежит богобоязненность.

О том, что мечеть Пророка воздвигнута на фундаменте богобоязненности, сказал Всевышний Аллах в Коране: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней (сура 9, «Покаяние», аят 108).

Абу Саляма ибн Абдуррахман сказал: «Однажды возле меня прошел Абдуррахман ибн Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), и я спросил его: «Что ты слышал от своего отца о мечети, которая основана на богобоязненности?» Он ответил: «Мой отец рассказал: «Я зашел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из домов его жен, и спросил: «О Посланник Аллаха, какая из двух мечетей была основана на богобоязненности?» Тогда Пророк взял в руку мелкие камни, с силой бросил их на землю и сказал: «Ею является вот эта ваша мечеть, мечеть Медины!» Тогда Абу Саляма сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как твой отец рассказал эту (историю) именно таким образом» («Сахих Муслим», № 1398).

3. Молитва в Пророческой мечети подобна 1000 молитв в других мечетях.

Награда за совершение молитвы в этой великой мечети увеличивается во много раз. Ни одна мечеть не имеет такого достоинства, за исключением Заповедной мечети в Мекке, которая превосходит ее в сто раз. Как приводит в своем сборнике имам Муслим, Посланник Аллаха (ﷺ)сказал:

«Молитва в мечети Пророка лучше, чем тысяча молитв, совершенных в других мечетях, кроме мечети Каабы» («Сахих аль-Бухари, № 1190, «Сахих Муслим», № 1394).

4. Один из худших грешников тот, кто произнес ложную клятву у минбара в Пророческой мечети.

Человек, который даст ложную клятву возле минбара в этой мечети, берет на себя великий грех и заслуживает сурового наказания. Об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Любой раб или рабыня, ложно поклявшиеся возле этого минбара, хотя бы о свежем сиваке, пусть приготовятся занять своѐ место в Аду» («Муснад Имама Ахмада», 2/329, №518).

5. Мечеть Пророка - первое сооружение на Аравийском полуострове, где появилось электричество.

Во времена османского правления, в 1910 году в мечети Пророка было проведено электричество. Именно она стала первым сооружением на Аравийском полуострове, где появился электрический свет, и лишь через десять лет после этого осветилась Заповедная мечеть в Мекке. (Источник: «Тарих аль-масджид аль-харам», Хусейн Басаляма)

6. В мечети находится одно из самых лучших мест на Земле.

В середине мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) расположено одно из самых лучших мест на свете - Рияд ал-Джанна (араб. «сады Рая»). Это самое почетное место в мечети пророка Мухаммада (ﷺ), которое окружают с востока комната жены Мухаммада (ﷺ) Айши (р.а.), с запада минбар пророка Мухаммада (ﷺ), с юга стена мечети с михрабом и с севера переход для движения от края дома Айши (р.а.). Считается, что это место в будущей жизни станет одним из мест в Раю. Это слово переводится как «райский сад».

О нём сообщается в достоверном хадисе:

«Между моей могилой и минбаром расположена Рауда - один из райских садов» (этот хадис передали аль-Бухари, № 1196, и Муслим, № 1391).

7. За всю историю Ислама мечеть расширялась девять раз.

Первое расширение произошло ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), после сражения при Хайбаре. Когда увеличилось число мусульман в Медине, а молящиеся уже не помещались в ней, Пророк решил увеличить ее территорию. Она стала больше на 20 метров в ширину и 15 в длину.

В эпоху аббасидов мечеть была разрушена пожаром, обрушились некоторые потолки, огонь охватил все помещения. Уже через год началось восстановление. Позднее случился второй пожар, который тоже нанес мечети колоссальный ущерб. Реконструировал мечеть султан Кайтбей.

В нынешнее время площадь мечети вместе с территорией вокруг неё, предназначенной для молитв занимает площади почти 56-ти футбольных полей! А совсем недавно началось десятое по счету расширение мечети Пророка. Этот проект должен принести существенное увеличение территории мечети.

8. Купол над мечетью был воздвигнут лишь в тринадцатом веке.

Купол над Пророческой мечетью был построен лишь в тринадцатом веке правителем по имени Калаун аль-Мансур. Сперва купол имел четырехугольную форму снизу и восьмиугольную сверху, был изготовлен из дерева и обтянут плотной тканью. Однако многие мусульмане выразили свое несогласие с таким поступком, поскольку в Исламе он является новшеством, чуждым для религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто бы ни внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не относится к нему, оно будет отвергнуто». (аль-Бухари и Муслим).

9. Пророк (ﷺ), а также Абу Бакр и Умар не захоронены в мечети.

Как сказано выше, три человека (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аишы, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. Действительно, после того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью.

Через много лет (а точнее - в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка (ﷺ) находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.

10. Первым минбаром мечети был пальмовый пень.

После того как была выстроена мечеть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал проводить в ней проповеди (хутбы). В первое время функцию минбара выполнял пальмовый пень, на который Пророк поднимался во время проповедей. Об этом сообщается в хадисе, который приводит имам аль-Бухари: Джабир ибн Абдуллах сказал:

«Раньше мечеть опиралась на пальмовые опоры, и когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбы, он вставал на один из ее пней. Затем ему сделали большой минбар. Однажды он поднялся на него, и мы услышали голос, похожий на голос жеребой верблюдицы. Он продолжался, пока Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не подошѐл к пальмовому пню и не положил руку на него, и лишь тогда он затих».

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам - главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа

Кааба - святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина - 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень - самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило - в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.

Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф - ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень - это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека. По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены - Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева - неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек - Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза - исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба - дом Бога, и совершали к нему паломничества.

Благодаря этой святыне прославилась Мекка - ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, - источник пресной воды - Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом - Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила - родоначальника арабских племен. Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс - вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них - иудеи, а также ханифы - праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю - в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня - это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м - потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом - кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола - Хубала - он привез из Сирии. Курайшиты - еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала - божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые - при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу - это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида - железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман - Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин - произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) - вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства - Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

Зелёный купол (Купол Пророка)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

Храмовая платформа

9 584

О верующие, пребывание в благословенном городе Пророка (мир ему и благословение) Медине является великой милостью для мусульманина. Пророк (мир ему и благословение) любил этот город. Его охватывала радость при виде этого города. Когда он возвращался с путешествия и видел стены Медины, то подгонял свою верблюдицу, т.е. спешил скорее увидеть Медину из-за сильной любви к ней.

Тому, кто прибыл в этот город, необходимо почувствовать эту великую милость и благодарить за это Аллаха. В знак благодарности Аллаху верующий должен знать, какие действия являются узаконенными для совершения в этом городе, а каких действий следует избегать. Сегодня, ин шаа Аллах, мы поговорим вкратце о том, что узаконено для верующего, когда он пребывает в Медине. А завтра, ин шаа Аллах, мы поговорим вкратце о том, что нельзя совершать человеку во время своего пребывания в Медине.

Узаконено для верующего при прибытии в Медину совершать как можно больше намазов в Мечети Пророка (мир ему и благословение), т.к. намаз, совершенный в Мечети Пророка (мир ему и благословение), является великой добычей для него. А как иначе, если Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Намаз, совершенный в этой мечети, лучше 1000 намазов, совершенных в любых других местах, за исключением мечети аль-Харам (Заповедной мечети в Мекке) ».

Верующий обретает благодать, когда совершает намаз в Мечети Пророка (мир ему и благословение). Такой намаз будет для него лучше в тысячу раз, чем намаз, который он совершит в любой другой мечети, за исключением мечети аль-Харам в Мекке. Полуденный намаз (зухр) верующего, совершенный в Мечети Пророка (мир ему и благословение), в тысячу раз лучше полуденного намаза, который он совершил бы в мечети его квартала или мечети его города. Это касается любого намаза.

Правильным мнением среди высказываний ученых является то, что такая награда полагается за любые виды намазов: будь то обязательный намаз (фард), дополнительный (нафиль) или погребальный (джаназа). Вышеуказанная награда будет полагаться за все эти намазы.

Узаконено, чтобы верующий как можно чаще присутствовал на уроках и собраниях ученых-богословов в Мечети Пророка (мир ему и благословение). Тем самым он получает награду за полученные знания, получает награду полноценного паломничества, получает награду совершающего джихад на пути Аллаха, т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто идет в мечеть с целью научить добру или научиться добру, получает награду, сравнимую с наградой за совершение полноценного хаджа ”.

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Тот, кто пришел в эту нашу мечеть (Мечеть Пророка в Медине) с целью обучиться добру или обучитьнему других, подобен борцу на пути Аллаха ”. Если верующий совершит намаз в Мечети Пророка (мир ему и благословение) и будет присутствовать на уроках и собраниях ученых-богословов в пределах всей мечети, будь то территория, которая существовала еще во времена Пророка (мир ему и благословение) или расширенная впоследствии, — все это считается мечетью и имеет такое же достоинство.


Рауда — место в Мечети Пророка, которое располагается между домом Аиши и минбаром Пророка (мир ему и благословение)

Однако, обладатели знания упомянули, что если человеку удастся совершить дополнительный намаз (нафиль) в Рауда , то это предпочтительней. Нет конкретного довода на достоинство совершения намаза в Рауда, однако пришли доводы о достоинстве самого места Рауда, согласно словам Пророка (мир ему и благословение): “Между моим домом и минбаром находится сад из садов Рая (рауда мин рияд аль-джанна) ”. А достоинство дела, совершенного в благородном месте, также увеличивается.

Однако, совершение обязательного намаза (фарда) в первом и последующих рядах имеет преимущество над его совершением в месте Рауда. Необходимо понять, что достоинство намаза в Рауда увеличивается из-за почетности самого места. Человек не должен доставлять неудобства своим братьям, о чем мы поговорим завтра ин шаа Аллах.

Узаконено для верующего во время своего пребывания в Медине посетить могилу Пророка (мир ему и благословение). Дойдя до почетного места, он встает лицом к могиле Пророка (мир ему и благословение) должным образом (проявляя должный адаб (этикет)). Однако, он не должен стоять так, как стоит совершающий намаз: не дозволяется ему ставить руки на грудь, обхватывая правой рукой левую, перед могилой. Также нельзя ставить руки в области пупка. Он должен стоять подобающим образом.

Затем он приветствует Пророка словами:

«السلام عليك يا رسول الله»

“Ассаляму аляйка йа расуля-Ллахи (Мир тебе, о посланник Аллаха)”.

Если он еще скажет:

«أشهد أنك قد بلّغت الرسالة وأدّيت الأمانة وجاهدت في الله حق جهاده، جزاك الله خير ما جزى نبيا عن أمته»

(Ашхаду аннакя қад балляғта ар-рисаля, ва аддайта аль-амаана, ва джаахадта фи-Лляхи хаққа джихадихи. Джазакя-Ллаху хайра маа джаза набийян ‘ан умматихи)

«Я свидетельствую, что ты донес послание, честно выполнил возложенную на тебя миссию (аманат), искренне боролся на пути Аллаха. Пусть Аллах вознаградит тебя наилучшей наградой, которую может получить только пророк от лица своей уммы (общины)» и тому подобное, то в этом нет проблем. Однако, нельзя приветствовать рукой или указывать рукой, ибо это является новшеством.

Некоторые люди, когда хотят поприветствовать Пророка перед его могилой, начинают указывать своей рукой вот так или так [шейх сделал движение рукой]. Все это является новшеством. Или делают так [шейх сделал другое движение рукой], как будто они хотят помолиться. Все это новшества в религии и является неузаконенным в Исламе. Узаконенным является только приветствие Пророка словом (без жестов в сторону могилы).

После этого верующий делает шаг вправо и приветствует Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), затем, сделав еще один шаг вправо, приветствует Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), после чего ему следует уйти и не делать там дуа (мольбу) — ни лицом к могиле, ни лицом к Кыбле (Каабе). Ибо ничего подобного не дошло до нас от сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Напротив, праведные предшественники проявляли строгость в этом вопросе и запрещали поступать так.


Кладбище Баки’ аль-гаркад

Узаконено для мусульманина во время пребывания в Медине посетить кладбище Баки’ аль-гаркад для приветствия умерших, сделав за них дуа, вспомнив о смерти и не забывая о том, что смерть постигнет его, как и постигла она когда-то и этих праведников. Ведь смерть неизбежно настигнет нас в этой жизни, поэтому верующий должен помнить об этом.

Но некоторые люди, находясь на кладбище Баки’ аль-гаркад, отвлекаются на фотографирование или на другие вещи, смеются между собой, некоторые забирают с собой горсть земли с могил. Все это запрещается шариатом.

Человеку необходимо посетить могилы Баки’, как это делал сам Пророк (мир ему и благословение). Верующий должен поприветствовать их, попросить за них дуа и вспомнить о своей грядущей смерти, глядя на их могилы.

Узаконено также посещение могил шахидов (святомучеников), падших в битве при Ухуде. Пророк (мир ему и благословение) ходил туда и приветствовал их, делал за них дуа (мольбу). Не узаконено просить дуа (мольбу) у самих умерших, искать благодати (баракята) в этих местах и т.п. действия, о которых мы поговорим завтра, ин шаа Аллах.


Мечеть Куба

Посетившему Медину узаконено посетить мечеть Кубá, которую посещал Пророк (мир ему и благословение), отправляясь туда верхом или пешком. Он посещал ее каждую субботу. Суть в том, что он посещал мечеть Кубá раз в неделю, что выпадало на субботу после пятницы (джумы), ибо сподвижники, проживающие в районе мечети Кубá, читали джума в своей мечети. Посещая их в субботу, он тем самым проявлял заботу о сподвижниках, которые не смогли совершить вместе с ним джума-намаз в пятницу. Поистине, это было проявлением доброты и милости Пророка (мир ему и благословение) к своим сподвижникам.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто очистится в своём доме, затем придёт в мечеть Кубá и совершит в ней намаз, получит вознаграждение, как за совершение умры ”.

Эти действия узаконено совершать тому, кто посетит Медину. Ученые единодушны в том, что намаз в мечети Пророка (мир ему и благословение), посещение мечети Куба узаконены как в отношении мужчин, так и женщин. Однако, существует разногласие относительно дозволенности посещения женщинами могилы Пророка (мир ему и благословение), а также посещения кладбища Баки’ и кладбища шахидов, падших в битве при Ухуде. Дозволяется ли им это или запрещается?

Я считаю более сильным мнением (рáджих), которое ближе к шариатским доказательствам, а Аллах знает лучше, что запрещается женщине преднамеренно посещать могилы. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах проклял женщин, “много посещающих (زوّارات — заууарáт)” могилы ”. Гипербола (стилистическое усиление выразительности) в словах Пророка “заууарáт ” (“много посещающие ”) в данном контексте указывает на категоричную недозволенность совершения действия (и, по мнению шейха Сулеймана Рухайли, в данном случае слово “заууарáт не указывает на то, что “много посещать запрещено, а немного — дозволено [как это может показаться на первый взгляд прочитавшему слово “заууарат”] . — Примеч. Ред. Sunna-Portal.com )

Как, например, Всевышний Аллах говорит: “Господь твой абсолютно не поступает несправедливо (وما ربك بظلّام) со Своими рабами ”. То есть Аллаху совершенно неприсуще качество несправедливости [то есть ظلّام “заллям” и “заууарат” оба слова являются в арабской риторике гиперболами (стилистическими формами усиления выразительности) — Примеч. Ред. Sunna-Portal.com) . И поэтому в хадисе указание “заууарат” указывает на абсолютную недозволенность посещения женщинами могил, а Аллах знает лучше. Это более сильное мнение среди высказываний ученых.

Но если женщина прошла мимо могилы — например, если она пришла, чтобы помолиться в месте “Рауда”, и тем самым оказалась рядом с могилой Пророка, то нет проблем, если она поприветствует Пророка (мир ему и благословение), Абу Бакра и Умара. Таким же образом, если она будет проходить мимо кладбища шахидов или кладбища Баки’, то она может поприветствовать и сделать дуа за умерших. Это более правильное мнение среди высказываний ученых, а Аллах знает лучше.

А что касается остальных действий в Медине, то не узаконено посещать “Семь мечетей” [местность, как говорят, связанная со сподвижником Сальманом Фариси], “место приземления верблюдицы”, мечеть Кыблатайн, т.к. Пророк (мир ему и благословение) не делал и не побуждал совершать это, как и его сподвижники. Человеку не стоит терять свое время на подобное, даже если это делается, чтобы посмотреть ради интереса, а не с целью поклонения или приближения (к Аллаху).

Если эти действия совершаются ради поклонения и приближения к Аллаху, то это является запретным новшеством (бид’а) в религии. Если же это совершается просто, чтобы посмотреть на известные места, которые на слуху у многих людей (не связывая это с актом поклонения Аллаху), то достоверным является то, что это не запрещено (не харам), но человеку не стоит тратить свое драгоценное время, которое он проводит в Медине, на посещение этих мест.

Он должен стараться находиться в мечети Пророка (мир ему и благословение) настолько долго, насколько это возможно. Завтра, ин шаа Аллах, мы поговорим об ошибках, которые совершают посещающие Медину. И я надеюсь, что Аллах сделает это напоминанием для меня и моих верующих братьев.

Шейх Сулейман Рухайли (да хранит его Аллах)

Редакция: Магжан Тобыкты

“Рауда” означает “сад”. Здесь имеется ввиду “почетное место в Мечети Пророка, которое располагается между домом Аиши и минбаром Пророка (мир ему и благословение) — Примеч. сайт ).

Основные моменты

Считается, что первый храм на этом месте появился еще при жизни пророка – здание было заложено в 622 году. Мечеть Пророка имеет открытый прямоугольный двор и угловые минареты. Примечательно, что этот принцип планировки в дальнейшем был использован для всех мусульманских храмов, которые стали возводить по всему миру.

Могила пророка находится под Зеленым куполом. Точная дата постройки этой части мечети не известна, но упоминание о куполе можно найти в старых рукописях XII века. Кроме могилы Мухаммеда, в Мечети Пророка расположены погребения двух первых мусульманских халифов – Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба. Любопытно, что зеленый цвет купол приобрел 150 лет назад, а до этого он несколько раз менял цвета и был белым, фиолетовым и синим.

Мечеть Пророка всегда играла исключительно важную роль в жизни мусульманской общины. Как это принято в исламе, здесь регулярно совершались религиозные обряды. В храме учили студентов, работал суд, а также проходили общественные собрания и праздники.

Каждый новый правитель считал своим долгом внести посильную лепту в расширение и благоустройство святыни. В 1910 году Мечеть Пророка в Медине стала первым местом на Аравийском полуострове, где было использовано электрическое освещение. Последние масштабные работы по реконструкции мечети провели на средства правительства Саудовской Аравии в 1953 году.

Сегодня Масджид ан-Набави – действующая мусульманская мечеть и место массового паломничества для приверженцев ислама со всего мира. Мусульмане верят, что произнесенная здесь молитва стоит 1000 молитв, совершенных в других местах. Одновременно внутри Мечети Пророка могут находиться до 600 тысяч верующих, а во время хаджа их количество доходит до 1 млн человек. Следует иметь в виду, что в мечети могут побывать исключительно мусульмане.

Особенности архитектуры

Современный размер Мечети Пророка превышает первоначальное строение примерно в сто раз. Сегодня Масджид ан-Набави занимает даже большую площадь, чем весь Старый город Медины.

Огромная мечеть является настоящим шедевром инженерной мысли. Она имеет 10 минаретов, высота которых доходит до 105 метров. Полы и стены архитектурного памятника украшены разноцветным мрамором. В наши дни комплекс включает 27 молитвенных залов-двориков, каждый из которых покрыт раздвижным куполом. Все они оснащены автоматическими системами управления, и открытие куполов происходит практически бесшумно.

На территорию Мечети Пророка можно попасть через 89 входов. Она оснащена необычной системой решеточного кондиционирования. В прямоугольные основания тысяч колонн вставлены специальные металлические решетки. Прохладный воздух сюда поступает от станции кондиционирования, расположенной в 7 км от мечети, поэтому даже в самый знойный день внутри никогда не бывает жарко.

По вечерам Мечеть Пророка красиво подсвечивается. Ярче других иллюминированы четыре исторических минарета, которые стоят по углам Масджид ан-Набави.

Как добраться

Мечеть Пророка находится в центре Медины. От аэропортов «Mohammad Bin Abdulaziz» и «Янбу» к центру города паломников возят специальные автобусы.

Ибн
Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф
ибн Кусайя ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн
Луайя ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн
ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик
ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн
Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн
Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн
Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар ибн Нахур ибн
Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн
Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух ибн
Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн
Шис ибн Адам

Мединская община - первое государственное образование мусульман, созданное пророком Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину (622) . С 623 года вела войну с мекканскими многобожниками . Община представляла собой не государство, а самоуправляемую общину полисного типа. После смерти Пророка, на месте Мединской общины был создан Праведный халифат . Период жизни пророка Мухаммада в исламе называют аср ас-саадат .

Предыстория

Около 571 года, в так называемый «Год слона » в семье Абдуллаха ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб родился сын Мухаммед . Его отец умер до его рождения, а мать умерла когда мальчику было 6 лет. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя Абу Талиб .

Примерно к 20 годам стал, являясь человеком сведущим в торговле и умея водить караваны, нанимался к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента . В 25 лет Мухаммед женился на Хадидже бинт Хувайлид .

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность. В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Абу Бакр , Али и Усман . С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу.

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман в Эфиопию (615 г.).

В 619 году умерла Хадиджа и Абу Талиб, который защищал Мухаммеда от враждебно настроенных курайшитов. Этот год Мухаммед назвал «годом печали». Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе , расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф . Он хотел, чтобы они приняли ислам , но в ат-Таифе его грубо отвергли, и при уходе из города закидывали камнями.

Согласно преданию, около 619 года Мухаммед совершил ночное путешествие (исра ) в Иерусалим, а затем вознесён (мирадж ) на небеса .

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Медину (Ясриб). К этому моменту в Медине уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманской государственности, так как мусульмане получили необходимую им независимость. Год переселения стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры).

История общины

После переселения в Медину пророк Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера мединской общины, в которую входили не только мусульмане. Его главной опорой были местные жители из племён аус и хазрадж (ансары) и пришедшие с ним из Мекки мусульмане (мухаджиры). В первые годы Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев, которые отказались признать пророка из неиудеев. Более того, иудеи высмеивали Пророка и даже вступили в контакты с мекканцами, которые враждовали с мусульманами. Внутренняя мединская оппозиция из язычников, иудеев и христиан, выступившая против Мухаммеда, неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров » .

Большинством жителей Медины в 622 г. были евреи . Первоначально Мухаммед принимал Иерусалим в качестве стороны, к которой молящиеся должны обращаться лицом (кибла ) и соблюдал еврейские посты. Однако после отказа иудеев в признании, Мухаммед устанавливает стороной обращения Мекку и объявляет ислам подлинной религией Ибрахима (Авраама) .

С этого времени Мухаммед всё отчётливее говорит об особой роли ислама, который объявляется исправлением допущенных иудеями и христианами искажений воли Аллаха, о себе как о последнем пророке - «печати пророков». Устанавливается особый день общей молитвы мусульман - пятница (джума ), объявляется о святости Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Кааба становится главной святыней ислама, к ней, вместо Иерусалима, мусульмане начинают обращаться во время молитвы .

В Медине строятся первая мечеть (аль-Куба), дом Мухаммеда, устанавливаются основы исламского ритуала - правила молитвы и призыва к ней, омовения , поста , обязательных сборов на помощь нуждающимся и т. д. В проповедях Пророка стали фиксироваться правила жизни мусульманской общины - принципы наследования , бракосочетания и т. д. Объявляются запреты на употребление спиртных напитков, азартные игры, свинину. В «откровениях» появляются требования особого почтения к посланнику Аллаха .

Таким образом, в Медине были сформированы основные принципы религиозного учения, ритуала и организации исламской общины. Эти принципы были выражены в Коране и высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммеда (сунна) .

Война с мекканцами

Одной из форм сплочения мусульман и её расширения стала борьба с мекканскими многобожниками. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году мусульмане победили мекканский отряд в битве при Бадре. В 625 году около горы Ухуд (возле Медины) мекканцы сразились с мусульманским войском. В этом бою мусульмане понесли большие потери, сам Мухаммед был легко ранен в голову, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В 626 году мекканцы снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва .

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканскими многобожниками, её попытки покушения на жизнь пророка Мухаммеда и упорный отказ от полного ему подчинения вызвали резкие ответные меры мусульман. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть племени бану курайза была перебита. Некоторые наиболее активные противники и соперники Пророка были убиты. Для решительной борьбы с мекканцами были собраны большие силы . В 628 году большое войско, состоящее из мединских мусульман и присоединившихся к ним некоторых кочевых племён, двинулось в сторону Мекки и остановилось на границе священной территории Мекки, в местечке Худайбия. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием, в соответствии с которым через год пророк Мухаммед и его сподвижники совершили малое паломничество (умра ) .

Со временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны североаравийские оазисы Хайбар и Фадак , союзниками мусульман становились все новые и новые арабские племена, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку . Из Каабы были убраны языческие идолы .

После завоевания Мекки Мухаммед продолжал жить в Медине и лишь однажды (в 632 году) совершил «прощальное » паломничество. Победа над Меккой подняла его политический и религиозный авторитет пророка Мухаммеда в Аравии. Он посылает различным вождям и царям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Персии и Византии послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды появляются в Йемене, захватывают новые оазисы в Северной Аравии. В Мекку приезжают представители различных племён и областей Аравии, многие из которых договаривались с Мухаммедом о союзе. В 630 году враждебные кочевые племена организовали наступление на Мекку, но мусульмане и их союзники отбились в сражении при Хунайне. В 631-632 годах значительная часть Аравийского полуострова оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, которое возглавил пророк Мухаммед .