Информационные технологии на уроках английского языка. «информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка в условиях введения фгос Информационно коммуникационные технологии на уроках английского языка

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.

Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях;

  • помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности,
  • создавать коммуникативные ситуации;
  • автоматизировать языковые и речевые действия;
  • а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Учителя стараются применять в своей работе новые современные технологии. Ими используются разные дополнительные электронные пособия и программы, но не всегда это подходит непосредственно к учебнику. Поэтому в настоящий момент мы вынуждены разрабатывать дидактическое обеспечение урока самостоятельно с использованием, конечно же, мультимедийных технологий. Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

Компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. В то же время, современные УМК по английскому языку представляют в основном дидактические аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса.

Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе

Определим для себя, что такое “информационно-коммуникационные технологии”. Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

В современных источниках информационно – коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD-диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Цель:

  • Повышение результативности в обучении английскому языку.
  • Мотивация учащихся к изучению иностранного языка.

Задачи:

  • Сформировать лингвистические способности.
  • Создавать коммуникативные ситуации.
  • Реализовать индивидуальный подход и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
  • Развивать творческие способности у учащихся.
  • Развивать различные виды коммуникативных умений.

При реальном общении различные коммуникативные умения обычно неразделимы. Для ведения разговора требуются сформированные умения и аудирования и говорения.

При заполнении бланков необходимо писать и читать. Это так называемые “интегративные, или комплексные умения”. На уроке развиваются различные коммуникативные умения.

ИКТ осуществляют возможность проводить экстенсивное аудирование, где важно понять определенную информацию. Это можно делать как со всей группой так и индивидуально. И существует возможность быстро проверить себя и узнать результат своей работы. А затем плавно перейти к говорению, так как услышанное часто порождает желание рассказать о себе или просто продолжить разговор по заданной теме.

Задания такого рода можно составить самим, используя возможности интерактивного комплекса "Mimio" "Smart". Все на доске перемещается – слова, картинки. Учащиеся не только визуально воспринимают информацию, но и практически, перемещая слова.

Ребята с удовольствием выполняют такие задания. И главное создается ситуация успеха, так как все справляются с заданием.

Формирование лингвистических способностей.

Для использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать лексику, которая употребляется в модели. В этом случае учитель вводит сначала необходимые слова.

Можно использовать графические возможности компьютера. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.

И тут к нам снова на помощь приходит компьютер.

С этой целью можно использовать программу PowerPoint.

А для закрепления лексики можно использовать возможности комплекса Mimio и Smart.

На интерактивной доске задания можно строить разные, а цель одна - активизировать лексику по теме. Ребята могут перемещать картинки или слова и создавать правильную пару.

Лексико-грамматические структуры обычно отрабатываются в заданиях игрового характера.

А на более старшей ступени можно составлять и такие задания, где можно писать на доске, а затем проверить работу с помощью компьютера, возможна индивидуальная работа за персональным компьютером, а можно работать в тетрадях и потом проверить на доске, используя мультимедийный комплекс. Вариантов множество.

Создание коммуникативных ситуаций.

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление, как их использовать.

Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке как можно больше ситуаций общения и снова на помощь приходят ИКТ.

Нами используются видеоролики.

Развитие творческих способностей у учащихся.

Такая форма работы, как проект уже давно применяется и на уроках английского языка. Положительные стороны этого вида работы:

Повышение общей мотивации учащихся. Проекты – личностно-ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о своих увлечениях, изучают интересные для себя темы. Драматизация - один из видов проекта.

Драматизация может быть использована в рамках урока, на повторительно-обобщающих занятиях, на уроках домашнего чтения и развития речи, во внеклассной работе. Инсценировки помогают закрепить и расширить изученную лексику, ненавязчиво и без монотонности отработать грамматический материал. Практика показывает, что в условиях эмоционального подъема, репетиций, праздника, публичного выступления фонетические, грамматические и лексические умения и навыки усваиваются очень быстро и прочно, используются более осознанно.

Положительным аспектом этого вида учебной деятельности является и то, что в этой работе могут активно участвовать все ученики, независимо от уровня их владения языком роль найдется каждому. Участие в подобных мероприятиях очень важно для ученика, несет ему положительный эмоциональный опыт, позволяет развить свои творческие способности, реализовать себя как личность, принадлежащую к определенной социокульурной общности, с одной стороны, а с другой стороны, -воспитывает в нем интерес и уважение к культуре страны изучаемого языка.

Организация учебной и внеклассной деятельности с элементами драматизации это способ органично сочетать кинестетический стиль обучения, наиболее естественный для младшего и среднего школьного возраста, с вербальным, визуальным и аудиторным. Для ребенка -это способ удовлетворить свои познавательные потребности, проявить и развить творческие способности в предметно-практической деятельности, актуальной для этого возраста: движении, танце, пении, изготовлении декораций, костюмов и т.п. При этом в активную работу включаются все виды памяти.

Повышение значимости английского языка как средства общения. Такая форма работы ставит ребенка в центр процесса обучения, повышает его интерес к иностранному языку, дает чувство комфортности и удовлетворения от работы, обогащает его эмоциональный опыт.

Образовательная и воспитательная ценность. Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, самодисциплины и т.д.

Психологические приёмы повышения мотивации обучения:

  • Новизна материала, опора на любознательность
  • Поощрять любые усилия
  • Дать проявить самостоятельность
  • Воспринимать ученика в положительном свете, несмотря на успеваемость
  • Учить слушать, выбирать существенное
  • Чтение противоречивого материала
  • Говорить о практической значимости знаний
  • Налаживание эмоционального контакта с учениками и их родителями
  • Дать испытать ситуацию успеха хоть в чём-либо

Заключение.

Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность.

Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. И это не просто слова. Проанкетировав учащихся, мы узнали, что такая форма работы им нравится. Все ребята дали утвердительный ответ “Да”. – 100%.

Анкета

  1. Есть ли положительный результат данного вида деятельности?
  2. Способствовал ли он росту уровня знаний англ. языка?
  3. Вы бы хотели продолжить эту форму работы?

Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации

Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

Одним из самых важных результатов применения ИКТ в области образования является появление возможности в большей степени удовлетворять. индивидуальные потребности учащихся. Технологии не только обеспечивают более интересное содержание учебных программ, но и позволяют провести более достоверную оценку знаний учащихся, выяснить слабые стороны их подготовки и определить оптимальные варианты действий преподавателей для передачи им необходимых знаний и навыков.

  • Эффективность.
  • Общекультурное развитие учащихся.
  • Совершенствование навыков владения компьютером.
  • Совершенствование языкового уровня
  • Индивидуализация обучения (дифференцированные задания).
  • Самоутверждение учащихся.

Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”), а соответственно это оказывает существенное влияние на усвоение материала, на успеваемость. Мы не можем сказать, что все стали учиться на отлично. Это не так. Но нет неуспевающих. Слабые ученики предпочитают выполнять работу в компьютерном варианте и делают это охотнее, с большим удовольствием.

  • Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы).
  • Эстетичность презентации учебных материалов.
  • Совершенствование процесса проверки работ учащихся.
  • Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).
  • Трудности интегрирования ИКТ и преподавания английского языка.
  • Необходимость владения навыками педагогического дизайна.

Затрата времени на отбор и адаптацию материалов при подготовке урока. Таким образом, возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка.

В дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки “открытия” нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Урок “открытия” нового звания.

В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы в идеале, хотелось бы с одновременным дублированием действий обучающимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.

Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Например, сайт о королеве Елизавете II и её семье или ролики, дающие характеристику штатов США, помогают в выполнении упражнений по теме “Страны изучаемого языка”. Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

В практике работы можно использовать мультимедийные учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию). Преподаватель задаёт приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала.

Количество созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество до сих пор остается неудовлетворительным.

Источники.

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2014г.

Веб-ресурсы.

  1. Яковлев А.И. : Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/
  2. Электронные технологии в системе образования... [Электронный ресурс]. – Режим доступа.
    http://som.fio.ru/getblob.asp?id= 10007856# Тос26155139
  3. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе...[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
  4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru

THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT THE ENGLISH LАGUAGE LESSONS (OBSERVATIONS FROM EXPERIENCE OF WORK) (статья)

Аннотация

Реально ли в современной российской школе создать соответствующие условия для того, чтобы каждый ребёнок был успешен, имел право и умел осуществлять выбор, становился творческой личностью?

Вопрос, конечно, глобальный, и ответов на него может быть великое множество.

Сегодня личность ребенка и его внутренний мир являются центром внимания, и основной задачей современного учителя является выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально развивают личность ученика. Учитель обязан активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. И именно этим я и стараюсь заниматься на своих уроках.

Изучение лексики является одной из важных сторон овладения иноязычной речью, поэтому я уделяю ей большое внимание.

Мною составлены и применяются различные задание на закрепление, употребление, правописание английских слов:

Составление слова из отдельных букв (ребята перетаскивают буквы, проговаривают слово, запоминают правописание);

Дифференциация слова (помогает детям распознать и запомнить значение слова);

Употребление слова в контексте (дети вписывают слова, подходящие по смыслу или перетягивают готовые);

Тренировка правописания (предлагаю задание исправить ошибки, очень любимое детьми, тренирующее к тому же орфографическую зоркость), а также целый ряд заданий, отрабатывающих основные этапы работы с лексической стороной речи: демонстрацию, закрепление, контроль, успешно применяемых мною на уроках.

На I-м этапе - введение лексики, например, по теме “Погода” использую картинки, изображающие природные явления. Детям необходимо сопоставить картинку и предложение.

Затем следует активизация лексики во фразах:

What a beautiful day! - Какой прекрасный день!

It’s windy! - Дует сильный ветер!

It’s raining - Идёт дождь и т.д

Учащиеся учатся употреблять лексику в контексте.

На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Здесь предлагаются различные задания, выполняемые на доске и одновременно в тетрадях учащихся.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики.

Учащиеся выполняют задание, на понимание прочитанного текста, в результате выполнения которого дети должны нарисовать описываемый в тексте предмет. С

помощью шторки открывается рисунок, и происходит мгновенный контроль усвоения лексики. И, конечно же, каждый ученик стремится добиться лучших результатов!

Задания очень разнообразны, зависят от творческого потенциала педагога.

Особое внимание в работе с ИД мною уделяется использованию Интернет-ресурсов. С помощью вложений можно перейти на определенную страничку в сети с целью работы. В работе на уроках я беру материалы сайта www.britishcouncil.org, других сайтов, где размещён материал по активизации лексики. Учащиеся могут самостоятельно создавать рассказы, используя знакомые слова, прослушивать написанное, отвечать на вопросы.

Использование ИД на уроках английского языка помогло мне добиться лучшего усвоения школьниками лексического материала, а также повысило мотивацию

детей к изучению не только иностранного языка, но и информационных технологий.

Уроки с применением ИКТ носят эмоциональный и познавательный характер.

Все перечисленные выше формы и методы позволяют мне разнообразить формы урока, способствует повышению мотивационного компонента обучения.

Одним из основных направлений моей работы является использование информационно-коммуникационных технологий для создания наглядных пособий через подбор иллюстраций, тематических звуковых сопровождений и презентаций.

Являясь эффективным способом визуализации учебного материала, презентация дает возможность варьировать способы его подачи, приспосабливая его к конкретным учащимся с разным уровнем подготовки, способностей и интересов.

Особенно ценна возможность использования компьютерных технологий для обучения иностранному языку в начальных классах . Например, для освоения учащимися 2-х классов английского алфавита использую разработанные мною наглядные электронные материалы (презентации), в которых буквы вводятся вместе с образам соответствующих им объектов.

Озвучивание осуществляется фрагментами народной музыки Великобритании, США, России и европейской классики, что уже на раннем этапе обучения дает возможность познакомить учащихся с музыкальным фольклором стран изучаемого языка, а, кроме того, создать на уроке положительный эмоциональный фон.

По мере освоения отдельных букв дети начинают учиться читать слова, из них составленные. Для этого разработаны электронные материалы по таким темам, как «Гласные в закрытом слоге», «Гласные в открытом слоге», «Буквосочетания» (oo, sh, ea, wa, wha, all, ow, th, er, ur, ir or,).

Для слайдов подбираются максимально интересные картинки, а слово, взятое в качестве подписи, повторяется много раз, напечатанное разными шрифтами и цветами, что поддерживает внимание детей в рабочем состоянии и не утомляет их однообразием.

Чтение структур «Where are you from?», «Who is he?», «What does he do?», «I want to be», «How many?», «I like» и т.д., повторяемое из урока в урок на экране, вызывает такой же живой интерес, как и на первом уроке, тем более, что не представляет труда внести элемент новизны, сделав некоторые изменения в презентации, чтобы избежать заученного бездумного повторения и связанной с этим скуки. Детям нравится сам процесс труда, а это то, о чем учитель может только мечтать. В результате читать мои ученики 2-х классов научились на месяц раньше, чем предусмотрено программой, и это стало любимым их видом работы.

Опыт показывает, что презентации для закрепления лексики являются отличной базой и для отработки грамматического материала.

С этой целью мною разработаны и применяются на практике

Для учащихся 2 класса «Pronouns», «Where?», «Colours»,

«Numerals», «How many? », «Prepositions», «Sports and games»;

Для учащихся 3-4 классов «Where?» (предлоги места),

«Possessive case», «This - that», «Tenses», «Ordinal numerals»,

«There is», «There was», «There are/ There were», «Pets»,

«Parts of the body», «Face», «Christmas», «New Year»,

«Clothes», «Degrees of comparison», «Seasons».

Используя возможности информационно-коммуникационных технологий, создаю ребусы и кроссворды для повторения лексики, а также комиксы в качестве опоры, как для пересказа текста учебника, так и для отработки разговорной темы или грамматической конструкции. Этот вид работы вызывает интерес у детей и предоставляет учителю возможность проверить, насколько осознанны их устные высказывания.

Компьютерное тестирование, разработанное в PowerPoint, позволяет учащимся сразу же проверить свои знания, используя ключ или правильный вариант, представленный на следующем слайде.

Создание компьютерных презентаций широко практикуется и моими учащимися 9 и 11 классов для представления своих исследовательских проектов по английскому языку. Поиск материала с использованием Интернет-ресурсов расширяет информационную базу учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного языка, несомненно, имеет большое практическое значение, а именно:

Является эффективным средством визуализации учебного материала, позволяя учителю реализовать свой творческий потенциал;

Помогает учителю в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению;

Способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня;

Является средством повышения мотивации к изучению предмета;

Стимулирует поисковую и деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей.

Помимо этого, внедрение в практику работы школы инновационных технологий, призванных формировать поликультурную языковую личность, готовую к плодотворной межкультурной коммуникации, имеет решающее значение в повышении качества владения школьниками иностранным языком.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках иностранного языка способствует тому, чтобы:

1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;

2. Создать благожелательную творческую атмосферу на уроке;

3. Постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности;

4. Искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;

5. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя.

ДОКЛАД

на тему:

« Использование ИКТ на уроках английского языка »

учитель английского языка

МКОУ « Ново-Буцринская СОШ»

Использование ИКТ на уроках английского языка.

На сегодняшний день обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии , включая Интернет.

Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность , новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

> повышение мотивации к изучению языка;

> развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;


> увеличение объема лингвистических знаний;

> расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

> развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Рассмотрим основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью ИКТ, то есть лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;

При обучении грамматике:

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

> упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

> запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;

2) переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;


> упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

> упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

> упражнения в виде игры “ Охотник “, которая может быть в таких вариантах:

> выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);

> выстрел производится после написания слова.

> учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

> учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучающегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

> упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;

При обучении чтению:

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит. д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т. д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

формирование фонетических навыков аудирования;

контроль правильности понимания прослушанного текста.

При обучении говорению:

формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.

При обучении переводу:

формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Рассмотрим использование компьютерных технологий на уроке английского языка.

Урок – проект. На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации Следующий этап: выполнение презентации в программе Power Point, Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм. Очень интересно наблюдать за развитием обучающихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Были представлены презентации на следующие темы: «Города Тамбовской области », «Выдающиеся люди России». Презентации обучающихся это не только рассказы о фактах жизни знаменитых людей родной страны и города, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение.

Изучение новой темы.

Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.

Итоговый урок:

ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Обучающиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) становится наиболееэффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.

Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В последнее время в образовательных учреждениях широко используются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность.

При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Программные продукты, использующие текст, звук, видео для представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных средств обучения - закономерный этап развития педагогических технологий.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность . Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов. Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив обучающимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата.

Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде.

Другой положительный результат использования презентаций - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в них дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

> мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:

> способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

> улучшают качество усвоения материала;

> позволяют индивидуализировать процесс обучения;

> дают возможность избежать субъективности оценки.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Применяя ИКТ, я в своей работе использую лицензионные CD и материалы, найденные в Интернете. При этом роль учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к изучаемой теме и языковому уровню учащихся.

Использование World Wide Web сайтов помогают развивать межкультурную компетенцию учащихся.

Cайт City Net (http://www. /) делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей.

Сайт Metro Link (Метро http://) - сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города.

Если посетить страничку MEDIA LINK(http://www. /emedia/) можно узнать, где и какие существуют газеты в мире и превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров.

Применять компьютерные технологии можно и, не выходя в сеть Интернет. Для этого достаточно приобрести обучающие диски, которых производится огромное множество разными фирмами.

На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет реализовать более полно целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности , при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. Применение ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет мне вести преподавание в разноуровневых классах: общеобразовательных, лицейских, с углубленным изучением английского языка – и достигать хорошего результата. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т. к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

Преподаватель иностранного языка, который пользуется современными мультимедийными технологиями, способен мотивировать учащихся на достижение успеха, опираясь на их потребностно-мотивационную сферу. С помощью электронных посланий, интернет-чатов и форумов учащиеся имеют уникальную возможность общаться с носителями языка в едином мультикультурном образовательном пространстве. В процессе общения у учащихся появляется не только положительное отношение к культуре носителя языка, но и происходит становление межкультурной компетенции.

казённое образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

Отчёт по теме самообразования

««Использование ИКТ на уроках английского языка»»

за 2014 – 2015 учебный год

члена ШМО, учителя английского языка

Гусевой Ирины Валентиновны

Шексна

Приложение 1

План работы над темой по самообразованию

Учебный год

Этапы

Результаты

Диагностический

1.Анализ затруднений

2.Постановка проблемы

3.Изучение литературы по теме.

Прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Практический

1.Формирование методического комплекса

2.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

3.Корректировка работы

Создан методический комплекс мультимедийных презентации к урокам (2-11 классы)

Обобщающий

1.Подведение итогов

2.Оформление результатов работы по теме самообразования

3.Представление материалов

Сделан отчет на по теме «Использование ИКТ на уроках английского языка» (см. Приложение)

Внедренческий

1.Использование опыта в дальнейшей работе.

2.Распространение собственного педагогического опыта

Выступление на заседании методического объединения, обсуждение, проведение экспертизы методических наработок

Тема: «Использование ИКТ на уроках английского языка».

План работы над темой по самообразованию (Приложение 1)

1.Актуальность темы

2.Цель и задачи

3.Пояснительная записка

4. Методологическая основа

5. Система применения ИКТ

6. Аппаратные средства

7. Основные направления использования ИКТ

8. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Актуальность темы:

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Цель: через применение ИКТ способствовать достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Задачи:

1)использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

2)сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

3)формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

Пояснительная записка

В программе развития нашей школы сформулированы цели, задачи и приоритетные направления деятельности педагогического коллектива: использование эффективных методов и приёмов в преподавании и создание благоприятного микроклимата на уроках в целях повышения уровня обученности каждого школьника; овладение информационными технологиями в преподавании различных предметов и т. д. Исходя из этого, в 2011-2014 годах коллектив работал по единой методической теме «Формирование положительной мотивации к обучению у учащихся вечерней школы через использование различных приемов, форм и методов, интерактивные технологии в образовательном процессе».

Учитывая особенности контингента обучающихся в вечерней школы и условия их жизни и быта, я выбрала методическую тему «Использование ИКТ на уроках английского языка».

Особенности образовательного процесса в вечерней школе.

Основной контингент обучающихся составляют осужденные, люди, лишенные свободы. Как правило, это бывшие учащиеся дневных, вечерних школ, в свое время не завершившие образование по разным причинам. Кроме них, обучаются лица, которые не изучали иностранные языки вообще, например в коррекционных школах, ил изучали когда-то немецкий язык. В связи с этим приходится сталкиваться с множеством проблем при проведении уроков и внеклассных мероприятий. Трудности возникают и с использованием в учебном процессе мультимедийных продуктов: непонимание содержания, соответственно, снижение интереса к изучаемому. Поэтому многие презентации составлены на русском языке или на двух языках (английском и русском). Внеклассные общешкольные мероприятия проводятся только на русском языке.

Методологическая основа

Вопрос о применении информационных технологий в школе в процессе обучения обсуждается учёными, методистами и педагогами-практиками. Методологической основоймоей работы послужили труды Н.Д. Гальсковой, Е.С. Полат, И.А. Зимней, С.В. Новикова, а также: Современная концепция личностно-ориентированного образования, Концепция информатизации образования Российской Федерации, Государственный образовательный стандарт и Примерная Программа по иностранным языкам.

Наше время предъявляет новые требования к процессу обучения иностранным языкам. Одно из таких требований – коммуникативный подход, основной задачей которого является формирование и развитие коммуникативной компетенции(способности общения на иностранном языке). Поэтому я решила уделить особое внимание поиску наиболее эффективных методов и приемов работы с учащимися для формирования и развития коммуникативной компетенции и мотивации к изучению иностранного языка c помощью ИКТ.

Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.

4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные. Я, в основном имею дело только с аппаратными средствами.

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.

Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации - сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Основные направления использования ИКТ

Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках (по классификации Войтко С.А.):

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе.

5. Использование ресурсов сети Интернет.

6. Заключение

Из выше перечисленных чаще всего я использую готовые мультимедийные продукты, собственные мультимедийные презентации, использую ИКТ во внеклассной работе и прибегаю к ресурсам сети Интернет.

Использование ИКТ на уроках позволяет мне в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации на моих уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.

На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, по-моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Данное направление является наиболее распространённым в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ.

Готовые продукты доступны на различных сайтах Интернета, многие из них взяты у коллег – преподавателей английского языка районного методического объединения.

В начальной школе использую презентации «Считалочки на английском языке», стихотворения на английском языке «Little Cat», «Seasons», при изучении темы «Внешность человека» - «My body». Тема «Животные» разработана постоянной участницей сайта «Детские презентации и электронные книги» Викторией Новиковой - «Animals of our planet». Здесь же использую готовые презентации по темам «Моя семья», «город и деревня», «Фрукты» и т.д.

В начальных и в 5-6классах использую просмотр мультфильмов на английском языке. Понимание содержания облегчается двумя факторами: известные мультфильмы «Винни Пух», «Книга Джунглей», «Алиса в стране Чудес», «Малыш и Карлсон», ребята уже смотрели, кроме того, эти мультфильмы транслируются с титрами. Одновременно учащиеся привыкают к восприятию иноязычной речи на слух. Для контроля понимания провожу беседу по вопросам, которые были даны перед просмотром, или тестирование типа «True\False».

В 7 классе имеются готовые презентации «Путешествие по России», «Москва-столица России», «Достопримечательности Лондона», «Праздники в Великобритании», «Времена года», «Овощи, фрукты» и другие.

В 8 классе при изучении темы «Visiting the USA» использую различные готовые презентации, разработанные учащимися цифровой школы имени адмирала А.М.Калинина. На тему «Английский – глобальный язык» имеется презентация, рассказывающая о различных уровнях английского языка в Британии. Презентация учителя одной из московских школ «Окружающая среда» активно используется при изучении темы «Мир вокруг нас» и при изучении грамматики - пассивного залога. «Спорт в твоей жизни» и «Экстремальные виды спорта» учащиеся с интересом смотрят при изучении темы «Keeping fit» - «Здоровый образ жизни».

В 9 классе использую презентации«Средства массовой информации», «Пресса Великобритании», «Исследования космоса», «Первый советский космонавт».

В 10-12 классах при изучении темы «Путешествия» активно использую видеосюжеты из программы «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова, «Музей мадам Тюссо в Лондоне», интернет - презентации «Путешествия по США, Великобритании», видеосюжеты «Путешествия по Австралии, Канаде, Новой Зеландии», «Загадочные места планеты» , «Остров Пасхи» и другие.

Остановимся на приемах работы с видеосюжетом «This is London». После устного знакомства с достопримечательностями Лондона учащимся предлагается просмотр фильма. На доске предварительно выписываю слова, которые могут вызвать затруднение в понимании сюжета. Перед просмотром сообщаю название фильма и предлагаю высказать свое мнение о том, что учащиеся ожидают увидеть. Раздаю ученикам задания, которые будут обсуждаться по окончании фильма. Для более подготовленных детей это могут быть вопросы, для других – задания типа «True\False». Во время показа учащиеся делают записи, которыми они воспользуются во время дискуссии.

В начальных классах использую просмотр мультфильмов на английском языке. Понимание содержания облегчается двумя факторами: известные мультфильмы «ВинниПух», «Книга Джунглей», «Алиса в стране Чудес», «Малыш и Карлсон», ребята уже смотрели, кроме того, эти мультфильмы транслируются с титрами. Одновременно учащиеся привыкают к восприятию иноязычной речи на слух. Для контроля понимания провожу беседу по вопросам, которые были даны перед просмотром, или тестирование типа «True\False».

2. Создание собственных мультимедийных презентаций.

Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Презентации, создаваемые учителем, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию (например, при изучении вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого). Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

Как известно, компьютер обладает возможность хранения и использования большого количества информации, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информация.

Если готовые мультимедийные продукты часто не полностью подходят к теме урока и не всегда соответствуют уровню подготовки обучающихся вечерней школы, слишком сложные для понимания и выполнения имеющихся в них заданий, то в этом случае, я прибегаю к созданию собственных презентаций. Они четко передают материал, необходимый для изучения, доступны для понимания, задания, тесты, вопросы для проверки понимания, тексты к слайдам я стараюсь составить так, чтобы обучающимся было понятно. Иллюстрации подбираю красочные, привлекающие внимание, комментарии иногда делаю на русском языке, чтобы заинтересовать обучающихся, для которых английский язык второй (в школе изучали немецкий или не изучали совсем). Накоплен довольно большое количество таких презентаций. Например,

В начальной школе по учебнику Биболетовой З.М. разработана презентация

к 15-22 урокам темы «В городе и в деревне», включающая не только красочные картинки, но и задания в соответствии с учебником, а также краеведческий материал – «Мой родной поселок».

В среднем и старшем звене часто использую составленные ранее, скорректированные применительно к контингенту вечерней школы, презентации по теме «Добро пожаловать в Лондон» (7 , 10 класс), «Путешествие по США» (8, 12 класс), «Города США» (12 класс). Презентация к теме «Мир вокруг нас» (8 класс) представляет собой знакомство с новой лексикой в иллюстративной форме: картинка-подпись, затем упражнения на закрепление лексики: английский вариант – назвать русский, сопоставить русские и английские варианты.

Особое значение имеют презентации, связанные с изучением Шекснинского края. Поскольку многие обучающиеся школы уроженцы других районов Вологодской области и других областей России, по окончании темы «Мир вокруг нас» обязательно знакомлю с нашим краем. С этой целью мною созданы две презентации «Земля моя – Шекснинский край» - о Шексне, водных ресурсах района, представителях животного и растительного мира (см. Приложение) и «Sheksna is my native place» - о достопримечательностях Шексны, промышленных предприятиях. (Список и образцы презентаций прилагаются).

3. Использование ИКТ в во внеклассной работе

Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, фото слайдов или видеороликов.

При проведении внеклассных мероприятий также целесообразно использовать ИКТ для создания игровых систем или другой наглядности. Учителя нередко прибегают все к тем же программных продуктам, позволяющим соединять в себе все мультимедиа ресурсы.

Внеклассные мероприятия все три года проводятся с использованием презентаций, видеосюжетов.

«Путешествуем по Австралии» , внеклассное мероприятие, начиналось с клипа с песней Хью Джексона «Я все еще считаю Австралию домом», затем рассказ сопровождался презентацией, и закончилось просмотром видеоролика из серии телепередач Дмитрия Крылова «Непутевые заметки».

«Слова-иностранцы вокруг нас» - мероприятие, посвященное заимствованным словам из английского языка, также проводилось с презентацией, разработанной непосредственно учителем английского языка с учетом уровня образованности и особенностями контингента школы.

(Конспект мероприятий с разработанными презентациями прилагается).

«Сколько стран, столько и обычаев», интеллектуально-познавательная игра, посвященная известным людям англоязычных стран, достопримечательностям, традициям и обычаям, была проведена с применением Интернет - презентации “So many countries, so many customs”, которая была переработана, изменена и дополнена интересными фактами в соответствии с уровнем обучающихся школы.

«Какая ты, Англия?» Мероприятие было проведено с использованием готовой презентации, переработанной и дополненной новой информацией. Рассказ об этой необычной, свято уважающей свои традиции стране, сопровождался показом слайдов. Кроме того, некоторые сообщения, например о Тауэре, традициях чаепития, Стоунхендже, были подготовлены и зачитаны обучающимися. Видеосюжет в заключение мероприятия был показан на английском языке с субтитрами. Проверка понимания его содержания с помощью вопросов викторины показала, что цель мероприятия была достигнута.

4. Использование Интернет – ресурсов.

Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С одной стороны, это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а с другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.

Использование сети Интернет в условиях исправительной колонии запрещено обучающимся, поэтому они не имеют возможности принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями.

Учитель использует в своей работе различные электронные ресурсы. наиболее распространенные для учителя английского языка:

На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателям иностранных языков. На таких сайтах я нахожу готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги, презентации и, которые перерабатываю и использую в своей работе (приложение № 2).

Несомненным преимуществом использования ИКТ является поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности.

Заключение

В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания иностранного языка, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.

Использование ИКТ на уроках английского языка – на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

    обеспечить положительную мотивацию обучения;

    проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

    повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

    усовершенствовать контроль знаний;

    рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

    формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

    обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,

    индивидуализировать учебный процесс;

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении английскому языку и нуждается в дальнейшем исследовании.

Библиография

    Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36

    Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20

    Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18

    Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб: КАРО, 2009

    Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009

    Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с.162-166

    Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. – 2006. - № 2. – с. 43-44

    Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

    Ресурсы Интернет.

Жулябина Т.А.,

зам. директора по УВР

МОУ СОШ №18 имени Э.Д.Потапова «Использование ИКТ на уроках английского языка».

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках и используется при обучении основным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.

Широко используется компьютер при:
- изучении лексики;
- отработке произношения;
- обучению диалогической и монологической речи;
- обучению письму;
- отработке грамматических явлений.
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль учителя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Примеры заданий:
-напечатайте текст, внесите в него изменения;
- сократите текст, оставив в нём самую важную информацию;
- найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы;
- поделите текст на смысловые части;
- восстановите правильный порядок следования предложений;
- в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами. Восстановите его;
-найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом, курсивом);
Также учащиеся создают коммуникативно важные тексты: поздравительные открытки, анкеты, биографии, рефераты, проекты.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации проецируются – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Это большой труд, но себя оправдывает.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.

Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.
Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента” Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Для подготовки к ЕГЭ использую “Английский язык. Экспресс- подготовка к экзамену” и другие обучающие программы. Очень интересная обучающая программа по английскому языку “Учись учиться

Оптимальным является также создание мультимедийной Power Point презентаций. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принципнаглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

Большую помощь в изучении и закреплении грамматики предоставляет интерактивный курс “Round-up” .Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов. В данный курс введены интересные игры по разделам грамматики. Также необходимо отметить простоту в пользовании программой.

Интерактивный курс “Английский. Путь к совершенству” (издательство “Медиахаус”) состоит 6 дисков 3-х уровней. В содержание курса включены видеофрагменты, аудиоинформация, диалоги, учебник по грамматике с тестами, “озвученный” словарь, игры.

Витаминный курс. Английский язык” (разработчик: Руссобит). Отличительной особенностью данного курса является его соответствие школьной программе по английскому языку. Разработаны программы для 5,6,7,8-х классов средней школы. Каждый диск содержит более 2500 заданий на грамматику, лексику, чтение, письмо, произношение. Уникальная возможность использования микрофона при отработке фонетики. Также есть возможность тестирования и оценивания знаний. Форма работы может быть индивидуальная и групповая.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей.

Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как “Праздники”, “Животные”, “Времена года”, “Сказки”.

В своей работе я использую проектное обучение. Проект-это 6 «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ПОРТФОЛИО. Проектная деятельность немыслима без использования информационных технологий. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Компьютеры применяются учениками при выполнении проектов разных видов: информационных, игровых, исследовательских, творческих.

Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим учащимся облегчает процесс правильного написания. И в дальнейшем эти записи использовать для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Разрабатывая уроки по аудированию, учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание презентаций может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.

Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных шагах обучения, с детьми разного возраста. Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку, т.е является антисрессовой и здоровьесберегающей.

Интернет – важное и интересное для ребенка место виртуальных путешествий. И имеет большое значение при изучении страноведческого материала.Можно погулять по Великобритании, Шотландии, Озерному краю, Лондону, Вашингтону, Нью-Йорку (никаким рассказом нельзя заменить эти впечатления).

Практическая значимость:с оздан дидактический материал , представленный в электронном варианте (тесты,карточки, таблицы).

    В программе Microsoft Publisher созданы буклеты, газеты, информационные листы.

    Разработаны учебные и ученические проекты- презентации.

    Создан банк уроков и наглядных пособий.

    Опыт работы по данной проблеме был обобщён на городском педагогическом объединении учителей английского языка

    Разработаны программы элективных курсов и программа дополнительного образования.

Я думаю, что учитель, работая над чем то новым, должен уметь видеть не только положительные стороны, но и его проблемное поле, для того, чтобы уметь предупреждать ошибки. Риском моего проекта является влияние компьютера на здоровье ученика. Поэтому учителю при работе с компьютером, необходимо соблюдать нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использовать здоровьесберегающие
После работы на компьютере необходимо провести гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз.

Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.