Что делать во время намаза. «Мой первый намаз» — намаз для начинающих (2). Подготовка к намазу

Вся хвала принадлежит одному Аллаху, мир и благословение Его рабу и посланнику нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам.

А затем… Эта статья заключает в себе краткое описание того, каким образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз. Я бы хотел, чтобы каждый мусульманин и мусульманка прочли ее, ознакомились с тем, каким именно образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз и старались подражать ему в этом, потому что он (мир ему и благословение) сказал: “Совершайте намаз так, как на ваших глазах его совершаю я” (Бухари). Предоставляю читателю подробное описание намаза Пророка (мир ему и благословение).

1) Молящийся должен тщательно совершить малое омовение так, как это приказал Всевышний Аллах:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ﴾


“О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и помойте ваши ноги до щиколоток” (Св. Коран, 5:6). Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз без малого омовения (вуду) не будет принят” (Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал человеку, который неправильно совершил намаз: “Прежде чем встанешь на намаз, тщательно соверши малое омовение (вуду)…” (Бухари).

2) Где бы не был молящийся, он должен обратиться всем своим телом в сторону киблы, то есть в сторону Каабы. В сердце он должен иметь намерение совершить какой-то определенный намаз: обязательный или желательный. Ему не следует произносить свое намерение вслух, т.к. не передается, чтобы Пророк (мир ему и благословение) или его сподвижники поступали так. Если молящийся стоит имамом или совершает намаз в одиночестве, он должен поставить перед собой сутру (преграду) и совершать намаз перед ней (чтобы она ограждала его от людей, которые могут пройти перед ним. — Примеч. пер.) . Обращение в сторону киблы при совершении намаза является обязательным условием для того, чтобы намаз считался правильным. Исключением являются некоторые случаи, описанные в книгах ученых ахли-Сунны.

3) Молящийся говорит “такбир” — “Аллаху акбар” (Аллах величайший), направив свой взгляд на место “сажда” (место, на которое он будет класть лоб при совершении земного поклона). После “такбира” он начинает совершать намаз.

4) Во время “такбира” следует поднимать руки до уровня плеч либо до уровня ушей.

5) Затем молящийся кладет руки на грудь: кисть правой руки поверх левой. Достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение) делал именно так.

6) Желательно сказать “дуа истифтах”, которое читается в начале намаза:

اللهم باعد بيني وبين خطاياي كما باعدت بين المشرق والمغرب ، اللهم نقني من خطاياي كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، اللهم اغسلني من خطاياي بالماء والثلج والبرد

“О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисти меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, омой меня от прегрешений моих водой, снегом и градом”.

Аллахумма ба‘ид байни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна ль-машрикы ва-ль-магриб. Аллахумма наккы-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка с-саубу ль-абйаду мин ад-данас. Аллахумма гсиль-ни мин хатайа-йа би-ль-ма’и ва-с-сальджи ва-ль-барад

سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا الله غيرك

“Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет Бога, достойного поклонения, кроме Тебя”.

Субхана-ка Ллахумма ва би-хамди-ка ва табарака сму-ка ва та‘аля джадду-ка ва ля иляха гайрук.

Молящийся может также сказать любое другое “дуа истифтах”, достоверно переданное от Пророка (мир ему и благословение). Лучше, если молящийся будет говорить разные дуа время от времени, чтобы претворять в жизнь Сунну. После “дуа истифтах” совершающий намаз говорит: “Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны. С именем Аллаха, Милостивого, Милующего” , — и читает суру “Фатиха”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз того, кто не прочитает суру “Фатиха”, не является действительным” . После прочтения суры “Фатиха” молящийся произносит вслух слово “Аминь ”, если он совершает намаз, который читается вслух (субх (фаджр), магриб, иша намазы читаются вслух, а зухр и аср — про себя. — Примеч. пер.) . После “Фатихи” он может прочитать, все что пожелает из Корана.

7) Затем молящийся вновь говорит такбир “Аллаху акбар” и совершает поясной поклон (руку). При произношении слов такбира “Аллаху акбар” следует поднимать кисти рук до уровня плеч или мочек ушей. В положении руку молящийся должен положить кисти рук на колени, растопырив пальцы, а голову держать на одном уровне с ровной спиной. Ему следует постоять спокойно в положении руку (прежде чем сделать следующее движение) и сказать:

سبحان ربي العظيم

“Слава моему Великому Господу”

Субхана Раббийа ль-‘Азым!

Лучше, если он произнесет эти слова трижды или больше. Также желательно вместе с этим сказать:

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

8) Затем он выпрямляется после поясного поклона (руку), поднимая кисти рук до уровня плеч или ушей и произнося следующие слова:

سمع الله لمن حمده

“Аллах слышит того, кто воздает Ему хвалу”

Cами‘а Ллаху ли-ман хамида-х.

Он говорит эти слова вслух в том случае, если является имамом в намазе (т.е. ведет намаз. — Примеч. пер.) или же если он совершает намаз в одиночестве. После того, как молящийся выпрямляет свою спину из положения поясного поклона, он говорит:

ربنا ولك الحمد حمدا كثيرا طيبا مباركا فيه

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала, хвала многократная, благая и благословенная»

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд, хамдан касиран таййибан мубаракан фих!

ملء السموات وملء الأرض وملء ما بينهما وملء ما شئت من شيء بعد

«Хвала, которая заполняет собой небеса, землю, то, что находится между ними, и все, что ещё Тебе будет угодно»

Миль’а с-самавати ва миль’а ль-арды ва ма байна-хума ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘д.

Если же человек совершает намаз за имамом, то говорит во время поднятия из положения руку:

ربنا ولك الحمد

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала”

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд.

и может прочитать до конца вышеприведенное дуа. Также желательно положить при этом руки на грудь в то положение, в котором они находились до того, как молящийся совершил руку, как на это указывают хадисы от Ваиля ибн Худжра и Сахля бин Са’да (да будет доволен ими Аллах), достоверно переданные от Пророка (мир ему и благословение).

9) Далее молящийся опускается на “сажда” (земной поклон), произнося такбир (“Аллаху акбар” ). Если ему не сложно, то сначала он кладёт на землю колени, а затем руки. Если же так опускаться трудно, он может сперва положить на пол руки, а потом колени. При этом пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киблы, и пальцы рук должны быть собраны (а не растопырены). При совершении “сажда” семь частей тела должны касаться земли: лоб вместе с носом, ладони обеих рук, колени и подушечки пальцев на ногах. В этом положении молящийся говорит:

سبحان ربي الأعلى

“Слава моему Высочайшему Господу!”

Субхана Раббийа ль-А‘ля! — и повторяет это трижды или больше.

Также желательно говорить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك ، اللهم اغفر لي

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

Субхана-ка Ллахумма Рабба-на ва би-хамдик! Аллахумма гфир ли.

В положении “сажда” надо стараться делать как можно больше дуа (мольбы), т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Возвеличивайте вашего Господа при совершении поясного поклона (руку), а при совершении земного поклона (сажда) усердствуйте в своих мольбах (дуа). Тогда вы будете удостоены того, чтобы вам был дан ответ (на ваши дуа)” (Муслим).

В положении “сажда” молящийся может делать любое дуа, попросив у Аллаха наилучшего в обоих мирах, и не имеет значения, совершает ли он обязательный (фард) или желательный (нафиль) намаз. Находясь в положении “сажда”, надо следить, чтобы предплечья не были прижаты к бокам, живот не прижимался к передней стороне бедер, а также чтобы не были прижаты друг к другу внутренние стороны бедер и голени. Пророк (мир ему и благословение) говорил: “Выпрямляйте (ваши спины) во время земного поклона (сажда) (совершайте земной поклон (сажда) правильно) и не кладите локти на землю, подобно тому, как это делает собака” (Бухари, Муслим).

10) Далее он говорит “Аллаху акбар” , поднимая голову, а затем садится на свою левую ногу, распластав ее (так, чтобы на ней удобно было сидеть — Примеч. пер.) . Стопу правой ноги он оставляет в вертикальным положении (продолжая касаться подушечками пальцев стопы земли. — Примеч. пер.) . Положив руки на бедра или колени, молящийся говорит:

رب اغفر لي وارحمني واهدني وارزقني وعافني واجبرني

“Господь мой, прости меня, помилуй, веди правильным путем, даруй мне из Своего удела, исцели и помоги мне”

Рабби гфир ли ва-рхам-ни ва-хди-ни ва-рзук-ни ва ‘афи-ни ва-джбур-ни.

В этом положении ему следует выпрямить спину и посидеть так спокойно (прежде чем сделать следующее движение в намазе).

Затем он совершает второй земной поклон, произнося при этом слова “Аллаху акбар” . Второе “сажда” молящийся совершает точно так же, как и первое (говорит дуа “сажда” и делает любое дуа Аллаху. — Примеч. пер.) .

12) После этого молящийся поднимает свою голову с земного поклона (сажда) и встает для совершения второго ракята. Прежде чем подняться для совершения второго ракята, молящийся сидит немного подобно тому, как он сидел между двумя “сажда”, но не произнося при этом никакого дуа или зикра. Данное действие является желательным, и нет проблем, если молящийся этого не сделает. Если молящемуся не составит труда, то при поднятии он опирается руками о колени. Если же так подниматься трудно, он может опереться о землю. После того, как молящийся встал на второй ракят, он читает суру “Фатиха”, а после нее — что пожелает из Корана. Во втором ракяте он делает все то же самое, что и в первом.

13) Если молящийся совершает намаз, состоящий из двух ракятов, как, например, утренний (фаджр), пятничный или праздничный намазы, то после поднятия головы со второго “сажда” он оставляет стопу правой ноги в вертикальном положении, а левую ногу в распластанном положении. Правую руку он кладет на правое бедро. Пальцы правой руки молящийся собирает в кулак за исключением указательного пальца, который он вытягивает (в направлении Киблы. — Примеч. пер.) . Такое положение указательного пальца является указанием на единобожие (таухид). Также молящийся может собрать мизинец и безымянный пальцы, сомкнуть средний палец с большим и вытянуть указательный.

Достоверно передается, что Пророк (мир ему и благословение) использовал оба эти вида смыкания пальцев при “ташахуде”, поэтому лучше время от времени чередовать их (т.е. иногда собирать пальцы во время ташахуда по первому образцу, а иногда по второму, чтобы притворять все сунны в жизнь. — Примеч. пер.) . Левую руку он ставит на бедро или колено. Далее в таком положении молящийся читает дуа “ташахуда”:

التحيات لله والصلوات والطيبات ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين أشهد أن لا إله إلا الله وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

“Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник” .

Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат; ас-саляму ‘аляй-ка аййу-ха н-набиййу ва рахмату Ллахи ва баракятух; ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади Лляхи с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулюх.

После этого он говорит:

اللهم صل على محمد وعلى آل محمد كما صليت على إبراهيم وآل إبراهيم إنك حميد مجيد ، وبارك على محمد وعلى آل محمد كما باركت على إبراهيم وآل إبراهيم إنك حميد مجيد

“О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!”.

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид.

Затем молящийся прибегает к защите Аллаха от четырех несчастий, говоря следующие слова:

اللهم إني أعوذ بك من عذاب جهنم ومن عذاب القبر ومن فتنة المحيا والممات ومن فتنة المسيح الدجال

“О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мук ада и от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Лжемессии (аль-масих ад-даджаль)!”.

Аллахумма ин-ни а‘узу би-ка мин ‘азаби джаханнама ва мин ‘азаби ль-кабри ва мин фитнати ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати ль-масихи д-даджжаль.

Не зависимо от того, обязательный или желательный намаз совершает молящийся, после прочтения “дуа ташахуда” он может сделать любое дуа, попросив Аллаха о благе этой и Вечной жизни, а также может сделать дуа за своих родителей или кого-либо другого из мусульман. Доводом на это являются слова Пророка (мир ему и благословение), которые он сказал ибн Масуду во время его обучения “ташахуду”: “Затем он может сделать любое дуа, которое ему нравится” (Насаи, Абу Давуд). В другой версии этого хадиса говорится: “Затем он может сделать дуа, попросив у Аллаха все что желает” (Муслим). Сюда входят любые дуа, касающиеся того, что может принести пользу рабу как в этой жизни, так и в Вечной.Затем молящийся говорит слова приветствия “ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух” (мир вам, милость Аллаха и Его благословение), поворачивая вначале голову направо, а затем налево.

14) Если молящийся совершает намаз, состоящий из трех ракятов (“магриб” — вечерний намаз) или четырех ракятов (“зухр” — полуденный, “аср” — послеполуденный, или “иша” — ночной намаз), то он читает вышеупомянутое дуа “ташахуда” и слова “салавата” (мольбы за Пророка (мир ему и благословение)), а затем встает, опираясь на колени, и поднимает кисти рук до уровня плеч, произнося при этом: “Аллаху акбар” (Аллах величайший).

Поднявшись, он кладет руки на грудь, как описывалось выше, и читает только суру “Фатиха”. Иногда молящийся также может прочитать какую-либо другую суру после “Фатихи” в третьем и четвертом ракятах в полуденном намазе (зухр). О дозволенности этого достоверно известно из хадиса, переданного Абу Саадом (да будет доволен им Аллах) от Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение слов “салавата” (дуа за Пророка (мир ему и благословение) не является обязательным в первом “ташахуде”, поэтому молящийся может не говорить их. Но это желательное действие.

Далее молящийся заканчивает намаз, будь то магриб, состоящий из трех ракятов, или зухр, аср, иша, состоящие из четырех ракятов, так же, как он заканчивал фаджр, состоящий из двух ракятов. Он читает те же дуа после “ташахуда”, которые были описаны выше, после чего говорит слова приветствия, обращая лицо в правую, а затем в левую стороны. По окончанию намаза молящийся трижды произносит слова “истигфара”: “Астагфируллах” (Прошу Аллаха о прощении), а затем говорит:

اللهم أنت السلام ومنك السلام تباركت يا ذا الجلال والإكرام

“О Аллах, Ты — Мир («Салям» — одно из имён Аллаха, указывающее на отсутствие у Него каких бы то ни было недостатков), и от Тебя — мир (т.е. Ты избавляешь от любых бед), благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!”.

“Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!».

لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير ، لا حول ولا قوة إلا بالله ، اللهم لا مانع لما أعطيت ولا معطي لما منعت ولا ينفع ذا الجد منك الجد ، لا إله إلا الله ولا نعبد إلا إياه له النعمة وله الفضل وله الثناء الحسن ، لا إله إلا الله مخلصين له الدين ولو كره الكافرون

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, не поклоняемся мы никому, кроме Аллаха! Благодеяние, достоинство и наилучшая хвала принадлежит только Ему! Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Мы полностью посвящаем религию только одному Ему, даже если это и не нравится неверным”.

«Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кади-р! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях. Аллахумма, ля мани’а ли-ма а’тайта, ва ля му’тыйа ли-ма мана’-та ва ля йан-фа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд. Ля иляха илля Ллаху ва ля на’буду илля ийах! Ля-ху-н-ни’мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-санау-ль-хасан! Ля иляха илля Ллаху мухлисина ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфирун».

Далее он говорит слова восхваления Аллаха — “СубханаЛлах” (Пречист Аллах от всех недостатков), “АльхамдулиЛлях” (Только Аллаху принадлежит вся хвала), “Аллаху акбар” (Аллах Величайший) по тридцать три раза и завершает эти зикры, сказав на сотый раз дуа:

لا الله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может!”

“Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кадир!”

После этого совершивший намаз читает аят “аль-Курси”, а также суры “Ихлас”, “Фаляк” и “Нас”. После утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов желательно читать эти три суры по три раза каждую, как это описывается в некоторых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение всех этих зикров является желательным деянием, а не обязательным. Также желательным для каждого мусульманина и мусульманки является совершение добровольных молитв: четыре ракята до полуденной молитвы (зухр) и два ракята после “зухра”; два ракята после вечерней молитвы (магриб); два ракята после ночной молитвы (иша) и два ракята до утренней молитвы (фаджр).

В общей сложности — двенадцать ракятов добровольных намазов. Эти добровольные намазы называют “раватиб” (установленные), т.к. Пророк (мир ему и благословение) старался всегда совершать их, когда не был в путешествии.

Будучи же в путешествии, он не совершал эти дополнительные намазы, за исключением сунны (дополнительного намаза) до фаджра и витр намаза (нечетный дополнительный намаз, совершаемый ночью). Он всегда старался совершать эти два дополнительных намаза, даже находясь в путешествии. Все эти дополнительные намазы, включая витр, можно совершать в мечети, однако лучше их делать дома. Потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Лучший намаз — это тот, который человек совершает у себя дома. Исключением являются обязательные намазы” (Бухари, Муслим).

Неуклонное совершение человеком этих дополнительных намазов является одной из причин его вхождения в Рай. На это указывают слова Пророка (мир ему и благословение): “Аллах возведет дом в Раю для того, кто будет совершать двенадцать дополнительных ракятов в течение дня и ночи” (Муслим).

Если человек совершит, четыре ракята до асра или два ракята до магриба и иши, то это тоже хорошо, потому что достоверно передается от Пророка (мир ему и благословение), что он совершал их. Хорошо также, если человек будет совершать четыре ракята до и после зухра, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах запретит Огню (Ада) прикасаться к человеку, который бережно совершал четыре ракята до и после зухра” (Этот хадис передает имам Ахмад, с достоверной цепочкой передатчиков от Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах).

Смысл хадиса в том, что этот человек совершал четыре дополнительных ракята после зухра — это больше обычных установленных двух ракятов. Потому что сунной является совершение четырех ракятов до зухра и двух после. Если человек будет молиться после зухра не два, а четыре ракята, то получит ту награду, о которой говорится в хадисе Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах).

Успех же принадлежит только одному Аллаху, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду ибн Абдулле, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ним наилучшим образом вплоть до Судного дня.

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)

(перс. نماز‎) или салят (араб. صلاة‎) - каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок совершения молитвы сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммеда и закреплён памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и было письменно зафиксировано ханафитским правоведом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.).


Слова Икамата в мазхабе имама Абу Ханифы:

Аллаху акбар, Аллаху акбар
Аллаху акбар, Аллаху акбар

Ашхаду алля иляха илля Ллах
Ашхаду алля иляха илля Ллах


Ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах

Хаййа аля ссалях
Хаййа аля ссалях

Хаййа аляль фалях
Хаййа аляль фалях

Кад камати ссалях
Кад камати ссалях

Аллаху акбар
Аллаху акбар

Ля иляха илля Ллах

I рака‘ат


1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз :

"Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаз а".

Важные примечания:
* Фард - обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.

В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаз а, в котором 2 рака´ата (цикла телодвижений).

Помните, что каждый намаз включает в себя определенное кол-во рака´атов сунны (желательного) и фарда (обязательного).

Утренний - 2 сунны, 2 фарда
Дневной - 4 сунны, 4 фарда, 2 сунны
Послеполуденный - 4 фарда
Вечерний - 3 фарда, 2 сунны
Ночной - 4 фарда, 2 сунны


2. Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) "Аллаху акбар".

Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите:

"Суру Фатиха"


"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль ´алямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя на´бyдy ва ийякя наста´ийн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ан´амта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин…"
Аамин!.. (Произносится про себя)

Но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры "Фатиха".

Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.



4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон).

Руку". Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина - на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.


5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения.

6. После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.

Сажда.Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.



7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.


8. Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.

Сажда. Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.


9. Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака"ата. Руки смыкаются на прежнем месте.


II рака‘ат

Сначала, как и в первом рака´ате, прочитайте суру "Фатиха", дополнительную суру, например «Ихлас» (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры "Фатиха" - см.выше) выполните руку´ (верхний поклон) и сажда.

10. После второго сажда второго рака´ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду´а) "Аттахийят":

"Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх
Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх"

Внимание! Во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" - опускается.

Ка´да (сидение). Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Обе ноги чуть сдвинуты вправо. Садиться следует не на левую ногу, а на пол.


11. Произнесите приветствие: "Ассаляму "алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого

Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы - в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд - на плечо.

Продолжаем рассказ о совершении намаза для начинающих. В данной статье с дозволения Аллаха поговорим о том, как совершать намаз новичку, что нарушает намаз и ответим на распространенные вопросы по намазу

Каждый намаз состоит из определенного количества рака’атов – набора действий, включающих в себя чтение определенных сур Корана стоя, совершение одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (саджда).

Утренний намаз (фаджр ) состоит из двух ракаатов ,

обеденный (зухр ) – из четырех ,

послеполуденный (аср ) также из четырех ,

вечерний намаз магриб – из трех ,

и ночной намаз иша – из четырех.

Однако помимо обязательной части (фард), каждый намаз включает еще определенное количество желательных намазов (суннат), которые совершать не обязательно, однако, за их выполнение тоже обещана награда. Начинающим, разумеется, сначала следует приучить себя к регулярному выполнению обязательной части пяти намазов, но потом следует стараться совершать и суннат-намазы, помимо основных.

Также ученые ханафитского мазхаба считают обязательным (ваджиб ) совершение намаза витр , состоящего из трех ракаатов , который совершают после ночного намаза иша.

После того, как вы совершили омовение и закрыли аурат, встаньте на молитвенный коврик (если у вас его пока нет, для этой цели можно использовать чистое полотенце или простыню), обратившись в сторону кыблы, и выразите в сердце намерение (ният ) совершить намаз. Во время намерения нужно назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить (обязательный или желательный и его название — фаджр, зухр, аср).

Намерение произносят мысленно , примерно в следующих словах: «Намереваюсь совершить ради Аллаха фард (обязательную часть) сегодняшнего утреннего (например) намаза фаджр (или назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить).

Примечание: намерение на совершение намаза нужно произносить мысленно, но вступительный такбир, суры Корана и необходимые дуа произносят вслух (не обязательно громко, можно шепотом, но так, чтобы слышать самого себя, шевеля губами и языком).

1.После выражения намерения поднимаете руки ладонями наружу к плечам и произносите (вслух!) фразу «Аллаху Акбар!» (это т.н. вступительный такбир) (как показано на картинке). Во время поднятия рук следите, чтобы у вас не опустились рукава и не открылся аурат — это может испортить ваш намаз!

2. Затем складываете руки на груди (правую поверх левой) и читаете суру Аль-Фатиха

Сура «Фатиха» (Открывающая) (примерная транслитерация и перевод):

بسم الله الرحمن الرحيم

[Бисмилляхи р-рахмани р-рахим]

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

الحمد لله رب العالمين
[Аль-хамду лилляхираббиль-алямин]

Слава Аллаху, Владыке всех миров

الرحمن الرحيم
[ар-рахманир-рахим]

Милостивому, Милосердному

مالك يوم الدين
[малики йаумид-дин]

Властителю Судного Дня

إياك نعبد
[иййакя наъбуду]

Тебе одному поклоняемся

و إياك نستعين

[уа иййакя настаъыйин]

и к Тебе одному взываем о помощи

اهدنى الصراط المستقيم

[ихдинас-сыраталь-мустакыйим]

Наставь нас на путь праведный

صراط الذين أنعمت عليهم
[сыpaталлязина анъамта ъалейхим]

путь тех, кого Ты одарил Своими благами

غير المغضوب عليهم
[гайриль-магъдуби ъалейхим]

тех, кто не навлек на себя Твоей немилости

و لا الضآلين
[уа ляд-доооллин (Амин)]

и тех, кто не впал в заблуждение. (Аминь)

(как уже было сказано выше, можете на первый раз ограничиться произнесением фраз «Бисмиллях», Альхамдулиллях» «Ля иляха илляЛЛах»).

Во время произнесения сур взгляд обращен на предполагаемое место совершения земного поклона.

3. С произнесением слов «Аллаху Акбар» совершаете поясной поклон – руку’ . Женщины совершают поклон не так глубоко, как мужчины. Взгляд при этом обращен на пальцы ног; кисти рук лежат на коленях, не обхватывая их.

4. После совершения руку’ выпрямитесь опять в положение стоя.

5. Со словами «Аллаху Акбар» совершите земной поклон (саджда). Для его совершения сначала опускаются на колени, затем опираются на руки и потом касаются поверхности земли носом и лбом. Пальцы ног (хотя бы два пальца) должны упираться в землю, локти касаются пола и прижимают к телу, живот прижимают к бедрам.

6. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в сидячее положение на небольшой промежуток времени, который достаточен для произнесения фразы «Субханаллах». Затем опять произнесите «Аллаху Акбар» и совершите второй земной поклон.

Здесь кончается первый ракаат намаза .

7. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в вертикальное положение для совершения второго ракаата намаза и сложите руки на груди, как описано выше.

2-ой ракаат:

8. Сначала, как и в первом ракаате, прочитайте суру Аль-Фатиха (или произнесите слова зикра – поминания Аллаха). Обычно во втором ракаате также произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться только одной сурой Аль-Фатиха. Затем совершают руку’ и саджда, как описано выше.

9. После совершения двух земных поклонов сядьте на ноги (как показано на картинке), руки лежат на коленях, обе ноги сдвинуты в правую сторону. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. В таком положении произносят дуа Аттахийят.

Примерная транслитерация и перевод:

التحيات لله و الصلوات و الطيبات
[Ат-тахиййяту лилляхи уас-саляуату уат-таййибат]

Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела.

السلام عليك أيها النبي و رحمة الله و بركاته
[Ас-саляму ъалейкя аййюхан-набиййю уа рахматуллахи уа баракятух]

Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения.

السلام علينا و على عباد الله الصالحين
[Ас-саляму ъалейна уа ъаля ъибадиллахис-салихин]

Мир нам и истинным слугам Аллаха.

أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا عبده و رسوله
[Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна мухаммадан ъабдуху уа расулюх]

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха
и свидетельствую, что Мухаммед - Его раб и Посланник.

Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» нужно поднять указательный палец правой руки, а во время произнесения слов «илля Ллах» опустить.

11. Если вы совершаете утренний намаз (фаджр) после произнесения дуа Ат-Тахийят произносится приветствие (таслим) окончания намаза. Со словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» поверните голову в сторону правого плеча, а затем – с этими же словами – в сторону левого.

Если вы совершаете намаз, состоящий из более, чем двух ракаатов , то после произнесения дуа Ат-Тахийят (не произнося приветствие окончания намаза!) нужно подняться в положение стоя и совершить еще один (если вы совершаете намаз магриб) или еще два ракаата (если вы совершаете намазы зухр, аср, иша). После совершения последнего (третьего или четвертого ракаата) опять садитесь и еще раз произносите дуа Ат-Тахийят, затем произносите приветствие «Ассаляму алейкум ва рахматуллах!», поворачивая голову сначала к правому плечу, затем к левому.

После совершения намаза вы можете обратиться к Аллаху со своими личными просьбами (на любом языке, необязательно на арабском).

Примечание:

В третьем и четвертом ракаатах обязательного намаза после чтения суры Фатиха читать вторую суру не нужно. Если же вы совершаете суннат-намаз, состоящий из четырех ракаатов, то вторую суру в третьем и четвертом ракаатах произносят.

Намаз витр

Как уже было сказано выше, ханафитские ученые считают обязательным совершение витр-намаза: намаза, совершаемого после ночного намаза иша и до наступления времени намаза фаджр. Намаз витр состоит из трех ракаатов. Перед его совершением намерение произносят примерно следующим образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз витр» — не указывается, суннат это или фард намаз, поскольку среди ученых есть разногласие по этому вопросу. В третьем ракаате этого намаза после чтения суры Аль-Фатиха нужно прочитать короткую суру, затем произнеся «Аллаху Акбар», поднять руки так же, как и для вступительного такбира, затем сложить их на груди и произнести дуа Кунут:

Примерная транслитерация:

«Аллаахумма инна наста‘иинука ва настахдиика ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкаль-хайра кулляху, ва нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуду, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, ва нарджуу рахматакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик».

«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и перед Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников!»

Если человек еще не выучил дуа Кунут, можно произнести такое дуа:

«Раббана атина фид-дунья хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар».

«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».

Какие действия нарушают намаз

1. Во время молитвы нельзя разговаривать, смеяться – более того, громкий смех (что его могут слышать стоящие рядом люди) – нарушает не только намаз, но и омовение. Однако улыбка (без звука) намаз не нарушает.

2. Нельзя издавать какие-то звуки или вздыхать. Чихание или кашель намаз не нарушают.

3. Нельзя плакать по мирским причинам (допускается плач из страха перед Аллахом).

4. Нельзя совершать множественные мелкие действия без нужды (поправлять одежду, чесаться). Мелкие действия, сделанные по уважительной причине, прощаются, однако надо следить за тем, чтобы свести их количество к минимуму.

Лишние действия определяются, согласно самому сильному мнению, как действия, которые, будучи увиденными на расстоянии наблюдателем, который не знает, что вы молитесь, полностью убедили бы его в том, что вы НЕ молитесь. Если у вас есть сомнение, то это не лишнее действие – и намаз оно не нарушает. Обычно три непрерывных больших действия считаются лишними (основано на «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина).

5. Мужчине и женщине нельзя совершать намаз, стоя в одном ряду (должно быть какое-то расстояние или преграда).

Часто задаваемые вопросы о намазе:

Можно ли совершать намаз по бумажке или книге? Начинающие часто совершают намаз, подглядывая в книгу или бумажку с подсказкой. Этого нужно избегать, поскольку в таком случае получится, что вы совершает множество лишних действий, которые делают ваш намаз недействительным.

Можно ли молиться во время хайда или нифаса? – Нет, женщина не совершает намаз во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас) . Если она все-таки делает намаз в это время, она впадает в грех. Для действительности поклонения очень важно научиться правильно определять начало и окончание хайда – поскольку, если вы начнете молиться раньше, чем у вас окончились месячные, такие намазы не будут действительны, и наоборот, если вы не будете молиться, когда у вас месячные уже окончились, получится, что вы пропустите намазы без уважительной причины. И в том, и в другом случае вам придется позже восполнять пропущенные намазы. О хайде можно почитать вот Пропущенные в это время (хайда и нифаса) намазы восполнять не нужно.

Нужно ли восполнять пропущенные намазы? — Пропущенные намазы – по любой причине (кроме тех, что были пропущены по причине месячных и послеродовых кровотечений) – нужно обязательно восполнить! Так что если вы проспали утренний намаз или не смогли помолиться на работе или учебе, обязательно нужно восполнить эти намазы впоследствии.

Если человек начал молиться не с наступлением совершеннолетия (в частности, женщина – не с того момента, когда у нее начались месячные), а в более зрелом возрасте, нужно ли восполнять эти намазы? – Да, такие намазы следует обязательно восполнить.

Как молиться на работе или учебе? – Часто люди говорят, что у них не получается помолиться на работе или в учебном заведении. Эти причины не считаются уважительными – вам стоит приложить максимум усилий, чтобы найти время и место для намаза.

Как быть, если родители не разрешают мне совершать намаз? – Если в отношении вас не употребляется прямое насилие (к примеру, вас не угрожают убить или серьезно покалечить – и вы должны быть уверены, что угрозу действительно исполнят!), а это маловероятно в случае с близкими людьми, вам следует начать молиться, несмотря на их недовольство. Ваши родные не весь день бывают дома, они не следят за каждым вашим шагом – так что выберите время, когда на вас не обращают внимания, найдите уединенное место в доме и помолитесь. Будьте терпеливы и тверды в своем решении – иншаАллах, со временем ваши родные смирятся с вашим выбором и даже будут уважать вас за твердость характера.

Можно ли женщинам читать намаз отдельным женским джамаатом (не за имамом-мужчиной, а выбрать какую-то знающую сестру и совершать намаз за ней). Ученые-ханафиты считают такое действие макрухом тахрими (близким к запретному), так что от этого нужно воздержаться (хотя ученые шафиитского мазхаба подобное дозволяют).

Женщины иногда спрашивают: можно ли молиться с ребенком на руках или что делать, если во время молитвы ребенок забирается на спину или на на руки матери (или касается ее): В данной статье можно прочитать подробное разъяснение этого вопроса «Молитва с ребенком на руках»
Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр

С помощью этой инструкции вы можете быстро научиться читать намаз. Вообще, тому как читать намаз, посвящены отдельные книги, учитывая огромную значимость этого вида поклонений для мусульманина. Но здесь вы сможете получить предельно краткий ознакомительный курс по одиночному намазу из двух ракаатов. Выучив этот самоучитель намаза, вы сможете понять как читать все остальные намазы.

Методика чтения намаза приведена согласно ханафитской школе фикха (исламского права)

Инструкция как читать намаз

1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз: "Намереваюсь ради Аллаха совершить намаз в 2 ракагата".
2. Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей и произнесите "Аллаху акбар".
3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите суру "Фатиха":
"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль галямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя нагбyдy ва ийякя настагыйн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ангамта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-даааллиин"
Аамин!.. ("Амин" произносится про себя)
Прочтите ещё одну суру Корана (любую)
4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-"азыйм"
5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах"
6. После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля".
7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.
8. Выдержав в этом положении паузу 2 секунды, со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.
9. Встаньте прямо.
10. Повторите шаги № 3, 4, 5, 6, 7, 8.
11. Прочитайте молитву (ду"а) "Аттахийят":
"Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх".
12. Произнесите приветствие: "Ассаляму галейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого.

На этом намаз завершен.

Условия совершения намаза (чтения намаза)

Для совершения намаза необходимо выполнение пяти условий (шартов):

  1. Первым условием намаза является очищение от нечистот (наджаса) . Иными словами, это удаление с места молитвы, с тела и одежды нечистот. Женщинам следует сделать истинджа (очищение соответствующих органов после отправления нужды), а мужчинам - истибра (полное очищение соответствующего органа после мочеиспускания. Для этого рекомендуется покашлять, немного потопать на месте и сделать наклоны в стороны). Для очищения ануса после справления нужды нужно сначала вытереть его досуха бумагой, затем промыть водой и опять насухо вытереть бумагой. При совершении намаза старайтесь быть одетыми в чистую одежду и следите за тем, чтобы Ваш молитвенный коврик (вместо коврика можно использовать полотенце, простыню и т.п.) был чистым. Быть чистым - это значит, что если бы Вам предложили поесть на этом месте, то Вы бы с удовольствием согласились.
  2. Малое омовение (тахарат, вуду) и полное омовение (гусль) . Малое омовение берется после того, как Вы справили Вашу нужду и выполнили указания пункта 1 по очищению половых органов. Полное омовение (гусль) берется: у мужчин - при выделении спермы во время сношения или сна (поллюция), у женщин - период послеродового очищения или менструального цикла.
  3. Третьим условием намаза является прикрытие определенных частей тела (сатруль-аурат) , открывать которые считается харамом (запрещенным). Для мужчин аурат - это часть тела от пупка до колена. У женщины аурат - почти все тело, кроме кистей рук (до запястья) и лица.
  4. К четвертому условию намаза относится обращение лицом в сторону Каабы (находится в г. Мекка, Саудовская Аравия) - истикбали-Кибла. Тем, кто находится в Мекке и видит Каабу необходимо встать лицом прямо к Каабе, а кто находится вдали от Мекки и не может видеть Каабы, тот должен обратиться как можно точнее в ее сторону, используя компас, если нет других ориентиров.
  5. Пятое условие намаза - это своевременное совершение каждого из пяти намазов. Намаз, совершенный до наступления установленного времени, не действителен. Расписание времени намазов для каждой местности устанавливается по календарю соответственно географическому положению. Ежедневное расписание намазов вы можете видеть на нашем сайте справа

Порядок выполнение полуденного намаза

Полуденный намаз состоит из четырех ракаатов (циклов). Он совершается следующим образом:

1. Предварительно выполнив все условия, необходимые для начала совершения намаза, становитесь лицом к почитаемой Каабе , отбросив все посторонние мысли. Обратите свое сердце и внимание к Аллаху, думая о Его Величии, милосердии и любви к Его созданиям, с осознанием того, что Он наблюдает за вами. При этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы на одной линии, руки опущены, взгляд направлен на место касания лба при земном поклоне.

Женщинам в течение всего намаза необходимо проявлять собранность тела: ноги у них должны быть вместе, руки прижаты к телу;

2. Намерение.

Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Сделайте это одновременно с произнесением такбира , то есть слов «Аллаhу акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха» . То есть, вы обязательно мысленно выражаете намерение совершить намаз, указываете в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз, и какой именно намаз (утренний, полуденный или послеполуденный и т.п.). Желательно указать в намерении, своевременный намаз это или возмещаемый, а также количество ракаатов. Следует помнить, что намаз совершается только ради Аллаха.

Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нем мысленно.

3. Произнесение такбира.

Обязательно стоя произнести вступительный такбир:

اَللهُ اَكْبَرُ

«Аллаhу акбар» (Аллах велик) . После его произнесения вы уже в намазе. Такбир и последующие словесные арканы и молитвы следует произносить так, чтобы вы сами могли слышать чтение, соблюдая, как положено, все правила чтения и произнося буквы без искажений, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Все молитвы необходимо читать только на выдохе.

При произнесении такбира рекомендуется поднять руки так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей, ладони направлены вперед, остальные пальцы чуть согнуты и тоже направлены вперед.
Женщины тоже поднимают руки подобным же образом.

4. Стояние.

Обязательно стоять при выполнении ритуального намаза, если человек может. При этом рекомендуется складывать руки ниже груди и выше пупка так, чтобы правая ладонь находилась на запястье левой руки и держала ее.

5. Чтение суры «Аль-Фатиха» (первой суры Корана).

Обязательно чтение суры «Аль-Фатиха» так, чтобы сами могли слышать чтение, соблюдая все правила чтения (таджвид) и последовательность аятов и произнося буквы без искажений. Правильному чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя и, сделать это следует не откладывая.

Если кто-либо не может правильно читать суру «Аль-Фатиха», то он должен читать любые аяты Священного Корана, количество букв в которых в сумме эквивалентно количеству букв в суре «Аль-Фатиха» (156 букв). Если человек знает один или несколько аятов из суры «Аль-Фатиха» («Басмала» также является аятом суры «Аль-Фатиха»), он может повторять их столько раз, чтобы получилось такое же количество букв, как в суре «Аль-Фатиха». Если же человек не может читать ничего из Корана, он должен читать слова поминания Аллаха (зикр) :

سُبْحانَ اللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ واَللهُ اَكْبَرُ

«Субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар»
(Аллах пречист от всех недостатков, хвала и слава Аллаху, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах Велик) .

Молящийся произносит эти слова столько раз, чтобы по меньшей мере было столько же букв, как в суре «Аль-Фатиха». К примеру, достаточно произнести слова «Аллаhу акбар» двадцать раз. Если же человек не может читать ни суру «Аль-Фатиха», ни что-либо другое из Корана, не может читать зикр (к примеру, человек только что принявший веру), то он стоит молча столько времени, сколько занимает умеренное чтение суры «Аль-Фатиха».

آمينَ يا رَبَّ الْعالَمينَ

«Амин, я Раббаль-‘алямин»

(О Аллах – Господь миров, исполни мою просьбу!) .

Также желательно прочитать после суры «Аль-Фатиха» хотя бы один или три аята из Корана в первом и во втором ракаатах. До начала чтения суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется прочесть молитву «Ифтитах» (см. Приложение 5) и затем «Исти‘азу».

6. Поясной поклон (руку‘) .

После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). Такая задержка называется «тумаънина» . Следует отметить, что поклон, как и все другие последующие действия намаза, не должен быть совершен с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза. Рекомендуется при выполнении поясного поклона поднять руки до уровня ушей точно так же, как и при вступлении в намаз, и сказать: «Аллаhу акбар». Также во время поясного поклона желательно произнести три раза:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظيمِ وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-‘азыми ва бихамдиhи»

(Мой Великий Господь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

7. Выпрямление (и‘тидаль) .

Обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение «стоя» и задержаться в этой позе на некоторое время (тумаънина) . Рекомендуется во время выпрямления поднять руки до уровня ушей, как и ранее, и сказать:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

«Сами‘аллаhу лиман хамидаh»

(Аллах принимает восхваления того, кто славословит Его) , растягивая произнесение на весь период выпрямления. После того, как окончательно выпрямились, желательно сказать:

رَبَّنا لَكَ الْحَمْدُ

«Раббана лякаль-хамд»

(О наш Господь! Хвала Тебе!) .

8. Земной поклон (суджуд) .

Затем обязательно совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперед, упираетесь обеими руками в пол и касаетесь пола лбом. Пола должны касаться часть обеих колен, часть ладоней обеих рук, нижняя часть пальцев ног (при этом пальцы направлены в сторону Киблы) и часть лба (нос также касается пола). При этом, вес головы давит на лоб. Находитесь в этом положении некоторое время, в течение которого рекомендуется три раза произнести:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْأَعْلى وَبِحَمْدِه

«Субхана Раббияль-а‘ля ва бихамдиhи»

(Мой Великий Гос-подь превыше всех недостатков, хвала Ему) .

Также рекомендуется перед выполнением земного поклона произнести «Аллаhу акбар». При земном поклоне желательно, чтобы руки были на уровне плеч, пальцы слегка прижаты друг к другу и направлены в сторону Каабы. Для мужчин рекомендуется, чтобы локти при земном поклоне были отведены в стороны и приподняты от пола, живот не касается бедер. Женщины же при земном и поясном поклонах держат локти прижатыми к телу, а при земном поклоне локти также приподняты от пола, но живот касается бедер.

Между лбом и местом, в которое он упирается, не должно быть преград, например, волос, шапки или платка, хотя бы часть лба должна касаться непосредственно пола.

9. Сидение между двумя земными поклонами.

Обязательно после земного поклона сесть, выпрямив при этом туловище, и находиться в этом положении некоторое время. Поднимаясь с земного поклона, желательно произнести «Аллаhу акбар». Находясь в положении «сидя», рекомендуется сказать:

رَبِّ اغْفِرْ لي وَارْحَمْني وَاجْبُرْني وَارْفَعْني وَارْزُقْني وَاهْدِني وَعافِني

«Раббигфир ли, вархамни, ваджбурни, варфа‘ни, варзукни, ваhдини, ва ‘афини».

(О мой Господь! Дай мне прощение, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь мою степень, даруй мне пропитание, веди далее по истинному пути и защити меня от болезней) .

При сидении рекомендуется поджать под себя левую ногу, чтобы стопа находилась под ягодицами, в то время как правая стопа расположена вертикально на полу и опирается на направленные вперед, в сторону Киблы, пальцы, как при земном поклоне. Этот способ сидения называется «ифтираш» . Руки во время сидения рекомендуется положить на колени, пальцы направлены в сторону Каабы.

10. Обязательно выполнить второй земной поклон . Он выполняется так же, как и первый. При этом, наклоняясь и поднимаясь, произносите такбир. С выполнением второго земного поклона завершается первый ракаат (цикл) намаза .

11. После этого обязательно нужно встать в полный рост для выполнения второго ракаата . Для этого сначала принимаете положение «сидя на коленях», затем, опираясь руками о пол, ладонями вниз, встаете в полный рост и принимаете положение «стоя», как в начале предыдущего ракаата. Во время подъема рекомендуется произнести «Аллаhу акбар». Повторите после этого все пункты от 5 до 10. Этим заканчивается второй ракаат .

12. После второго земного поклона второго ракаата (в намазах, состоящих из 3-х или 4-х ракаатов) рекомендуется сесть и прочитать «Ташаhhуд» (другое его название «Ат-Тахийят», и после него «Салават» Пророку (мир ему и благословение). Желательно сидеть в позе «ифтираш» (см. пункт 9) . При необходимости можно сидеть и на обеих скрещенных ступнях.

Рекомендуется держать обе руки на коленях. Пальцы левой руки лежат на левом колене и направлены в сторону Каабы, пальцы правой руки лежат на правом колене, кроме указательного, который слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» (в «Ташаhhуде») и остается в таком положении до конца сидения. При этом взгляд с места касания лба отводится на поднимающийся указательный палец, даже если вы из-за темноты или по другой причине не видите его. Приподнятый палец слегка согнут, средний и безымянный пальцы и мизинец правой руки слегка сжаты в кулак, а большой палец слегка прижат к указательному пальцу.

13. Затем обязательно надо встать и выполнить два следующих ракаата таким же образом, как описано в пунктах 5 - 11. Вставая на третий ракаат, рекомендуется поднять руки на уровень ушей, одновременно произнеся «Аллаhу акбар». Однако перед четвертым ракаатом поднимать руки не следует.

14. После выполнения второго суджуда в последнем ракаате обязательно сесть, прочесть «Ташаhhуд» и «Салават» . Руки рекомендуется держать так, как указано в пункте 12 . Указательный палец слегка приподнимается при произнесении «илляллаh» и остается в таком положении до окончания намаза. Сидеть рекомендуется на полу, подогнув левую ногу и просунув ее под правую ногу, которая остается в таком же положении, как и при земном поклоне (рис.9) . Этот способ сидения называется «таваррук» .
Однако после «Ташаhhуда» рекомендуется прочитать полностью «ас-Салят аль-Ибраhимийя», затем желательно произнести дуа. Можно прочитать и это известное дуа:

اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذابِ جَهَنَّمَ وَمِنْ عَذابِ الْقَبْرِ وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيا وَالْمَماتِ وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسيحِ الدَّجّالِ

«Аллаhумма инни а‘уз у бика мин ‘аз аби джаhаннама ва мин ‘аз абиль-кабри ва мин фитнатиль-махья валь-мамати ва мин шарри фитнатиль-масихи-ддаджжали».

(О Аллах! Я ищу помощи и спасения у Тебя от мучений Ада, и от могильных мук, от заблуждений жизни и смерти и от зла смуты ложной мессии даджала).

15. Заключительный «Салям» .

Завершая намаз, обязательно произнести «Ас-Саляму ‘аляйкум» , но рекомендуется сказать:

اَلسَّلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ

«Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаh» , повернув голову сначала направо, затем налево. Произнесением этих слов заканчивается полуденный намаз .

Порядок выполнения послеполуденного и ночного намазов

Послеполуденный и ночной намазы выполняются так же, как и полуденный. В намерении следует указать, что выполняется обязательный послеполуденный (или ночной) намаз. В первых двух ракаатах ночного намаза мужчинам рекомендуется после суры «Аль-Фатиха» короткую суру читать вслух. Это разрешено и женщинам, если рядом нет посторонних мужчин.

Порядок выполнения вечернего намза

Три ракаата вечернего намаза выполняются так же, как и первые три ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный вечерний намаз. После второго суджуда третьего ракаата выполняются пункты 14 и 15 .

Порядок выполнения утреннего намаза

Два ракаата утреннего намаза выполняются так же, как и первые два ракаата ночного намаза, но с намерением выполнить обязательный утренний намаз.

После второго суджуда второго ракаата выполните пункты 14 и 15 . Также после произнесения «Раббана лякаль-хамд» , выпрямившись после поясного поклона (в и‘тидале) второго ракаата, рекомендуется прочитать дуа «Кунут».

"Передано имамами ан-Навави и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел некий человек и попросил: «О, Посланник Аллаха! Воистину, я не могу обучиться чтению Корана. Научи меня тому, что заменит чтение Корана». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Скажи: субханаллаhи, валь-хамдулилляhи, валя иляhа илляллаhу валлаhу акбар, валя хавля валя куввата илля билляhиль-‘алиййиль-‘азым»."
"В другом изречении Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если можешь читать Коран, то читай его. Если же нет, то читай: аль-хамду лилляh, ля иляhа илляллаh, Аллаhу акбар»".

"При чтении «Салавата» в «Ташаhhуде» обязательных намазов слово «саллим» не произносится. «Ташаhhуд» читается без этого слова."

"Произнеся «Салям» и поворачивая голову вправо, желательно мысленно приветствовать всех верующих (людей, ангелов и джиннов), находящихся по правую сторону от вас. Затем точно так же поворачиваете голову влево и произносите «Салям», при этом мысленно делаете намерение приветствовать всех верующих, находящихся по левую сторону от вас."