При маркировки школьных парт учитывается. Основные требования к школьной мебели по современным законам

На сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим требования к учебной мебели является пересмотренный и обновленный - ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступающий в силу с 1 июля 2003 года.

Кроме этого, типы, функциональные размеры и требования к учебной мебели определены в следующих ГОСТах:
ГОСТ 5994 - 93 Парты.

Таблица ГОСТов. Типы и функциональные размеры.....
Маркировка школьной мебели


На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе)......

Расстановка школьной мебели
Измерение роста школьников

Эти документы отражают следующие общие критерии и требования, предъявляемые к учебной мебели:

  1. педагогические
  2. санитарно-гигиенические
  3. эргономические
  4. производственно-экономические
  5. архитектурно-художественные

1. Учебная мебель, отвечающая всем выше перечисленным требованиям должна гарантированно сохранять свои функциональные и качественные характеристики в течение длительного срока
эксплуатации:

  • стол ученический - не менее 10 лет,
  • стул ученический - до 5 лет,
  • шкафы для учебных пособий - не менее 20 лет.

2. В основе правильной комплектации школ мебелью является наличие необходимых комплектов ученической мебели по группам в соответствии с фактическим распределением детей (особую важность это имеет в начальной школе). Соответствие номера ростовой группы - росту ребенка и параметрам ученической мебели приведены на рисунке №1. Неправильная посадка ученика вызывает нарушения отраженные на рисунке № 2.
Выполнение данных требований обеспечивается приобретением разноростовой мебели в соответствии с приведенной таблицей на рисунке №1 или мебели, регулируемой по высоте.

3. Требования обеспечивающие безопасное нахождение в школе - травмобезопасность учебной мебели.
Травмобезопасность изделий обеспечивается следующими элементами в ее производстве:

  • закругление углов столешниц на всех типах столов,
  • применение в окантовке столешниц пластиковой кромки ABS,
  • использование круглого профиля труб для каркаса стола,
  • использование механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола,
  • повышенная устойчивость конструкции стола и стула.

4. В целях удобства транспортировки учебная мебель, чаще всего, поступает в разобранном виде. Следует отметить, что сборка мебели является важным этапом производственно - технологического цикла. От качества выполнения этой операции во многом зависит долговечность изделия. Желательно, чтобы сборку изделия производили специалисты.

5. При оснащении специальных кабинетов, таких как химия, физика, биология, компьютерные и лингафонные классы необходимо использовать специализированную мебель. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил технической безопасности и санитарно - гигиенических норм.

6. Ремонт учебной мебели (при необходимости) должен производится специалистами с сохранением всех качеств изделия, заложенных при производстве предприятием - изготовителем.

В деле улучшения условий обучения важное место занимает вопрос оснащения школ мебелью. Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков, большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям.
В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.
Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти - пятнадцати сантиметров существенно не разнятся.
С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. В соответствии с этой шкалой изготовлялись столы, стулья и парты пяти групп - А, Б, В, Г, Д.
При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 - 85, СТ СЭВ 5419 - 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений». В 1992 году Государственные стандарты «Мебель школьная. Функциональные размеры» (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

Маркировка школьной мебели

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки.
На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе).
Например:
___2_______ ____4_____
115-130 см 145-160 см

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм (табл.1) и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Расстановка школьной мебели

Впереди каждого ряда ставят мебель меньших номеров (например, №2), за ним больших номеров (например, №3, №4).
Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми №2 или группы А, третьими №3 или группы Б.
При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.
Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.
Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Номера мебели ГОСТы 11015-93
11016-93

Группа роста, мм

Высота края крышки стола обращенного к ученику, над полом по ГОСТу 11015-93, мм

Высота переднего края сидения над полом по ГОСТу 11016-93, мм

  • а1 - между рядами одноместных столов, не менее 50;
  • б - между рядами столов и наружной продольной стеной, не менее 70 (в зданиях из кирпича и местных материалов, не менее 50);
  • в - между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 (в зданиях из кирпича, не менее 50);
  • г - от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 - 200, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола, не менее 225);
  • д - от передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке, не менее 225;
  • е - от задних столов до задней стены (перегородки), не менее 65, а если стена является наружной, не менее 100;
  • е1 - от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены, не менее 80, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов, не менее 120;
  • ж - между столами в ряду, не менее 50;
  • з - между столом учителя и передней стеной, не менее 65;
  • и - от демонстрационного стола до классной доски, не менее 100;
  • к - между столом учителя и первым столом учащихся, не менее 50;
  • у - угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором - четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.
  • Измерение роста школьников

    Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная со 100 см. В промежутках между делениями проставляют номера (группы) мебели.
    Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.
    Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующего номера (группы).
    Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся соответствующие номерам (группам) мебели цветовые полосы шириной 15 см. Для номеров соответствуют: оранжевая - при высоте 100-115 см от пола, фиолетовая - 115-130 см, желтая - 130-145 см, красная - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см, голубая - от 175 до 190 см.
    Данные о дате измерения роста, номере (группе) мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту.
    Для облегчения рассаживания школьников 1-х - 4-х классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

    Мебель для школьных столовых, доски, шкафы и полки – вся ученическая мебель должна быть не только прочной, практичной, эстетичной, но и, что самое главное, удобной. Безусловно, самая удобная мебель с регулировкой высоты и столешницей с изменяемым углом наклона (это важно для хорошего зрения), но не всегда возможно приобрести такие модели. Для того чтобы ученикам было удобно сидеть за партой, необходимо правильно подбирать мебель под рост детей. Если вы не собираетесь покупать регулируемую мебель (а это значит, что в вашей школе в каждом классе мебель будет подобрана под определенный возраст и класс), тогда проще всего воспользоваться таблицей соответствия мебели возрастным характеристикам.

    Таблица групп роста (для школьной мебели)

    Группа роста

    Средний рост ребенка, мм

    Рост ребенка

    Класс (примерно)

    Высота сиденья
    (у стульев)

    Высота рабочей поверхности стола

    от 1000 до 1150

    от 1150 до 1300

    от 1300 до 1450

    до 1 кл. или 1

    от 1450 до 1600

    1-3 классы

    от 1600 до 1750

    4-7 классы

    8-11 классы

    При выборе мебели для школ необходимо:

    • Сертификат соответствия гигиеническим стандартам;
    • санитарно-эпидемиологическое заключение;
    • соответствие ученической мебели возрастным характеристикам;
    • чтобы мебель была устойчива, экологически безопасна, прочна и легко мылась;
    • Желательно, чтобы ученическая мебель была облицована постформингом (специальным пластиком);
    • выбирайте такие столы и шкафы для школы, где присутствует возможность регулировки опор по неровности пола;
    • Не выбирайте мебель для школы с бумажной и меламиновой кромкой;
    • На ученические столы гарантия должна быть не менее 10-ти лет, а не стулья – не менее 5-ти лет.

    Мебель для школ должна быть с гладкой поверхностью и обтекаемыми углами. Ученическая мебель с регулировкой высоты несколько дороже, но и намного удобнее.

    Ученический стул

    Сиденье школьного стула должно быть обязательно с загибом, иначе будет тяжело сидеть. Глубина такого сиденья должна быть не менее 2/3 длины бедра и не более ¾.

    Прочная школьная мебель

    Наиболее прочная мебель из металлокаркаса из стальной трубы, с квадратным профилем. Перед покупкой попробуйте использовать мебель не по прямому назначению, чтобы убедиться в том, что она безопасна, например, встаньте на стул и потянитесь к полке.

    Лучше, если ученическая мебель окрашена порошковой или полимерной краской, а не эмалью. А при изготовлении школьного стула используются заклепки, а не шурупы.

    Как правильно расставить ученическую мебель

    Расстояние между партами должно быть (2-х местные парты) не менее 60 см. (и одноместные парты – не менее 50 см). От стены (или шкафов) до парт должно быть не менее 70 см, если здание кирпичное допускается не менее 50 см. Расстояние от школьной доски до первых парт не менее 170 – 200. Между столами в ряду, не менее 50. Между столом учителя и передней стеной, не менее 65. От стола учителя до первой парты, не менее 50.

    Как измерять высоту парты? Обычно высота школьного стола измеряется от края (около ученика) крышки над полом. Высота стула меряется от переднего края сиденья над полом.

    В идеале учитель должен рассаживать детей, согласно маркировке на столах (1, 2 или группа А, Б и так далее), которые сообщают ему о высоте конкретного стула. Но на практике в классах все столы подгоняют под средний рост в этом классе, чтобы учитель мог пересаживать детей на разные парты. Сейчас применяется 6 ростовых номеров. По Госту парты нужно ставить так: вначале мебель меньших номеров или групп, затем больших.

    Сборкой ученической мебели должны заниматься только специалисты компании, в которой мебель была приобретена, а ремонт – специализированными сертифицированными службами. Перед тем, как собрать и поставить мебель, обычно измеряют рост учеников класса .

    Школьных форм патологии.

    К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т. д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

    При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

    Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф. Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.

    Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

    Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

    Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

    С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке .

    Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

    Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имею­щая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

    За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше.

    Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

    порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

    Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

    Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

    Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

    Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

    Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция . Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

    Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высо­ко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

    Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за контор­ками).

    Что касается правил рассаживания уча­щихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, неже­ли меньшего.

    Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

    Школьная мебель является основным элементом в организации учебного процесса. Для большей эффективности процесса обучения она должна быть удобной, безопасной и многофункциональной.

    Изготовление школьной мебели должно заключаться в применении современных технологий и оборудования, которые отвечает всем лучшим мировым требованиям. Это высокотехнологичный и наукоемкий процесс. В последнее время, для того чтобы повысить эффективность обучения, просто необходимо правильно и грамотно подбирать школьную мебель.

    Ведь от этого зависит и здоровье ребенка, правильность его осанки и вообще состояние позвоночника. Ведь именно позвоночник страдает от неудобной позы и чрезмерных нагрузок. Крайне важно, чтобы дети сидели на удобных стульях, за широкими удобными партами, где можно разместить все учебники и тетради. Ведь, если ребенку удобно, то и отвлекаться от учебного процесса он не будет.


    Школьная мебель должна быть удобной для учеников и отвечать всем стандартам качества. Немаловажную, а может и основную роль, играют и материалы, из которых изготавливают мебель. Правильно подобранное учебное место не только предупреждает развитие сколиоза, но и позволяет сохранить зрение, физическое состояние здоровья, способствует улучшению его эмоционального состояния. С эстетической точки зрения, школьная мебель должна повышать настроение и радовать глаз.

    Вся школьная мебель, которая в настоящий момент производится, соответствует ГОСТам, требованиям экологичности, изготавливается на высокотехнологичном оборудовании. В ее производстве используются только безвредные материалы, которые не опасны для здоровья. При производстве ее не должны применяться лакокрасочные материалы и клей, при испарении которых может быть причинен вред здоровью учеников. Безопасности мебели так же должно быть уделено большое внимание.

    Она должна обрабатываться специальными материалами, чтобы убрать острые края и давала возможность избежать возможности получения травм учениками. Изделия должны быть безопасными, комфортными, отвечать гигиеническим и эргономическим требованиям, и, обязательно легкими. В настоящее время все большую популярность приобретают, так называемые, регулируемые парты и стулья. Их с легкость можно подстроить под любой рост и вес ребенка и создать оптимально удобное учебное место. Существуют некоторые критерии по которым должна выбираться школьная мебель.


    Она должна способствовать правильному положению рук на столешнице, ноги должны твердо стоять на полу; между коленями ученика и столешницей должно быть достаточно места; обязательно между спинкой стула и сиденьем стула должно быть свободное пространство; у сидящего на стуле ребенка не должно возникать напряжения в коленях. То есть, мебель должна соответствовать анатомическим и физиологическим возрастным особенностям детей.

    Помимо этого она должна исключить возможность получения травмы, быть легко доступной к очистке. Основная мебель для учеников – это парты и стулья. Какая должна быть мебель современного производства. Основные требования – это комфорт, безопасность и экологичность. Все размеры должны соответствовать и регламентироваться ГОСТом. И, конечно же, мебель должна быть удобной, легкой и современной, полностью подходить по гигиеническим и эргономическим требованиям.

    Эргономические требования представляют собой комплекс физиологических, психологических, антропометрических, гигиенических, социально-психологических требований, которые направлены на сохранение хороших условий для учебы ребенка. При выборе ученических столов или школьных парт особое внимание уделяется надежности, долговечности, безопасности и удобству. В основном они состоят из металлического каркаса, который изготавливается из специальной профильной трубы. Окрашенной методом порошковой покраски.


    Это позволяет сделать изделие качественным, предотвращает краску от облезания. Столешница изготавливается из фанеры, мебельного щита, либо из ЛДСП. Школьные парты могут быть одноместные, двухместные и трехместные, регулироваться по росту и высоте. Ученические стулья также имеют каркасную основу, изготовленную, изготовленную из такой же профильной трубы, основа представляет собой гнуто-клееную фанеру. Удобные спинки стула позволяют детям сидеть ровно и не дают уставать спине.

    Сиденья стульев высококачественно отшлифованы, имеют загнутый передний край, это в свою очередь предотвращает возможности травматизма и порчу одежды. Спинка и сиденье стульев могут быть обиты виниловой кожей или тканью и иметь регулирующий механизм, позволяющий устанавливать высоту и наклон соответствующие антропометрическим данным ребенка.

    Обязательно в производстве должны учитываться и приниматься во внимание критерии, которые помогут соблюдению правильного (здорового) расположения тела при сидении:


    • ноги должны твердо стоять на полу; высота стола должна соответствовать росту ребенка и расположена на таком уровне, чтобы локти находились на уровне верхней части столешница, а спина и плечи были расправлены;
    • между нижней часть столешницы и коленями должно быть столько места, чтобы ребенок мог свободно совершать движения; спина должна поддерживаться на уровне лопаток и поясницы спинкой стула;
    • между передним краем стула и подколенной ямкой должно быть достаточно свободного пространства;
    • во время сидения не должно возникать никакого напряжения в коленных сустава, между сиденьем и спинкой стула должно быть достаточное свободное пространство.

    Основные требования, предъявляемые к классным доскам – это облегчение работы органов зрения. Доски могут быть настенные и передвижные. Цвет покрытия должен быть обязательно темный (матово-черный, темно-зеленый, темно-коричневый) с обязательным коэффициентом отражения 80%. Наиболее физиологичное темно-зеленое покрытие в сочетании с желтым мелом.

    Покрытие должно быть изготовлено из высококачественного линолеума. В современных технологиях используют тонкослойную сталь, стеклоэмаль, покрытие синтетическими пленками, красками, стеклокерамику. В столовых используют обеденные столы легких конструкций. Которые должны легко мыться и выдвигающиеся табуретки. В компьютерных классах должны быть специально оборудованные парты, крышка стола у которых увеличена, либо специальные компьютерные столы.

    Стулья и кресла должны быть с большим наклоном, иметь валик в поясничной области для поддержания спины. Желательно, оснащенные вращательным механизмом. Для кабинетов черчения также предусмотрены специальные столы. Крышка стола которых должна регулироваться по наклону. К лабораторной мебели применимы такие же критерии и требования, как к школьным партам и стульям.

    Если коротко определить современные требования к школьной мебели, можно выделить пять основных: устойчивость, надежность, удобство, простота и безопасность. Современная модная школьная мебель должна быть выполнена в необычных ярких цветах, стремиться к органичному дизайну, простоте конструкций и возможности трансформирования.

    Школьная мебель является основным элементом в организации учебного процесса. Для большей эффективности процесса обучения она должна быть удобной, безопасной и многофункциональной. Изготовление школьной мебели должно заключаться в применении современных технологий и оборудования, которые отвечает всем лучшим мировым требованиям. Это высокотехнологичный и наукоемкий процесс. В последнее время, для того чтобы повысить эффективность обучения, просто необходимо правильно и грамотно подбирать школьную мебель.


    Ведь от этого зависит и здоровье ребенка, правильность его осанки и вообще состояние позвоночника. Ведь именно позвоночник страдает от неудобной позы и чрезмерных нагрузок. Крайне важно, чтобы дети сидели на удобных стульях, за широкими удобными партами, где можно разместить все учебники и тетради. Ведь, если ребенку удобно, то и отвлекаться от учебного процесса он не будет.

    Школьная мебель должна быть удобной для учеников и отвечать всем стандартам качества

    .

    Немаловажную, а может и основную роль, играют и материалы, из которых изготавливают мебель. Правильно подобранное учебное место не только предупреждает развитие сколиоза, но и позволяет сохранить зрение, физическое состояние здоровья, способствует улучшению его эмоционального состояния. С эстетической точки зрения, школьная мебель должна повышать настроение и радовать глаз.


    Вся школьная мебель, которая в настоящий момент производится, соответствует ГОСТам, требованиям экологичности, изготавливается на высокотехнологичном оборудовании. В ее производстве используются только безвредные материалы, которые не опасны для здоровья. При производстве ее не должны применяться лакокрасочные материалы и клей, при испарении которых может быть причинен вред здоровью учеников. Безопасности мебели так же должно быть уделено большое внимание.


    Она должна способствовать правильному положению рук на столешнице, ноги должны твердо стоять на полу; между коленями ученика и столешницей должно быть достаточно места; обязательно между спинкой стула и сиденьем стула должно быть свободное пространство; у сидящего на стуле ребенка не должно возникать напряжения в коленях. То есть, мебель должна соответствовать анатомическим и физиологическим возрастным особенностям детей.


    Помимо этого она должна исключить возможность получения травмы, быть легко доступной к очистке. Основная мебель для учеников – это парты и стулья. Какая должна быть мебель современного производства. Основные требования – это комфорт, безопасность и экологичность. Все размеры должны соответствовать и регламентироваться ГОСТом. И, конечно же, мебель должна быть удобной, легкой и современной, полностью подходить по гигиеническим и эргономическим требованиям.

    Эргономические требования к школьной мебели

    Эргономические требования представляют собой комплекс физиологических, психологических, антропометрических, гигиенических, социально-психологических требований, которые направлены на сохранение хороших условий для учебы ребенка. При выборе ученических столов или школьных парт особое внимание уделяется надежности, долговечности, безопасности и удобству. В основном они состоят из металлического каркаса, который изготавливается из специальной профильной трубы. Окрашенной методом порошковой покраски.


    Это позволяет сделать изделие качественным, предотвращает краску от облезания. Столешница изготавливается из фанеры, мебельного щита, либо из ЛДСП. Школьные парты могут быть одноместные, двухместные и трехместные, регулироваться по росту и высоте. Ученические стулья также имеют каркасную основу, изготовленную, изготовленную из такой же профильной трубы, основа представляет собой гнуто-клееную фанеру. Удобные спинки стула позволяют детям сидеть ровно и не дают уставать спине.

    Требования к стульям



    Сиденья стульев высококачественно отшлифованы, имеют загнутый передний край, это в свою очередь предотвращает возможности травматизма и порчу одежды. Спинка и сиденье стульев могут быть обиты виниловой кожей или тканью и иметь регулирующий механизм, позволяющий устанавливать высоту и наклон соответствующие антропометрическим данным ребенка.


    Обязательно в производстве в соответствии с ГОСТом должны учитываться и приниматься во внимание критерии, которые помогут соблюдению правильного (здорового) расположения тела при сидении:


    • ноги должны твердо стоять на полу;
    • высота стола должна соответствовать росту ребенка и расположена на таком уровне, чтобы локти находились на уровне верхней части столешница, а спина и плечи были расправлены;
    • между нижней часть столешницы и коленями должно быть столько места, чтобы ребенок мог свободно совершать движения;
    • спина должна поддерживаться на уровне лопаток и поясницы спинкой стула;
    • между передним краем стула и подколенной ямкой должно быть достаточно свободного пространства;
    • во время сидения не должно возникать никакого напряжения в коленных сустава, между сиденьем и спинкой стула должно быть достаточное свободное пространство.

    Требования, предъявляемые к классным доскам



    Основные требования, предъявляемые к классным доскам – это облегчение работы органов зрения. Доски могут быть настенные и передвижные. Цвет покрытия должен быть обязательно темный (матово-черный, темно-зеленый, темно-коричневый) с обязательным коэффициентом отражения 80%. Наиболее физиологичное темно-зеленое покрытие в сочетании с желтым мелом.


    Покрытие должно быть изготовлено из высококачественного линолеума. В современных технологиях используют тонкослойную сталь, стеклоэмаль, покрытие синтетическими пленками, красками, стеклокерамику. В столовых используют обеденные столы легких конструкций. Которые должны легко мыться и выдвигающиеся табуретки. В компьютерных классах должны быть специально оборудованные парты, крышка стола у которых увеличена, либо специальные компьютерные столы.


    Стулья и кресла должны быть с большим наклоном, иметь валик в поясничной области для поддержания спины. Желательно, оснащенные вращательным механизмом. Для кабинетов черчения также предусмотрены специальные столы. Крышка стола которых должна регулироваться по наклону. К лабораторной мебели применимы такие же критерии и требования, как к школьным партам и стульям. Если коротко определить современные требования к школьной мебели, можно выделить пять основных: устойчивость, надежность, удобство, простота и безопасность. Современная модная школьная мебель должна быть выполнена в необычных ярких цветах, стремиться к органичному дизайну, простоте конструкций и возможности трансформирования.

    Перечень актуальных ГОСТов: