Античный мусейон в его развитии от частно-правового института к государственному учреждению. Возникновение музея как феномена культуры Врачевание в царский период

Александрийский Мусейон

Появление эллинистических монархий побуждало их правителей соперничать друг с другом за культурное лидерство, укреплять мощь и преемственность власти династий. Так, в Египте связующим звеном между греческим поселенцами и их исторической родиной стал Александрийский мусейон, который стал апогеем и буквальным воплощением “музеефикации” эллинистической культуры. Александрийский мусейон, как научно-исследовательский центр и величайший музей древности, был основан в эпоху эллинизма, в IV в. до н.э. Птолемеем I.

Мусейон занимал часть дворцового комплекса Птолемеев и включал в себя множество построек: огромная библиотека (где, как и на греческом Геликоне, стояли бюсты авторов), святилище муз, комнаты для обитателей пансиона, зал для трапезы, экседру, или крытую галерею с сидениями для чтения лекций и занятий, обсерваторию и “место для прогулок”, которое с тех пор стало неотъемлемой частью любого философского или научного учреждения. Со временем здесь также появились коллекции растений и животных в садах, зверинец, залы для препарирования трупов, большое количество разного рода естественнонаучных коллекций, вокруг “святого места муз”, в обрамлении богатой художественной экспозиции.

Коллекции были размещены в залах вокруг святилища Сараписа - божества, сочетавшего черты восточного и античного культов. В ближайшем дворце размещалось художественное собрание. Центром мусейона было святилище муз, а номинальным главой назначенный царем жрец, который исполнял религиозно-представительные функции, не вмешиваясь в научную сферу.

Задумывался Александрийский мусейон наподобие того комплекса построек и садов вокруг святилища муз, который существовал в афинском Ликее, а в основу его организации легла идея Аристотеля о том, что во имя прогресса науки необходимо объединить усилия отдельных исследователей.

Знаменитые ученые, прибывавшие в Александрию по приглашению египетских правителей, жили на полном царском обеспечении и получали все необходимое для работы - библиотеку, оборудование, лаборатории. Поэтому огромную роль приобрели фундаментальные научные исследования окружающего мира, изучение человека и природы. Среди выдающихся ученых здесь работали - Аристарх Самосский, прозванный “Коперником античности”, поэт Каллимах, математики - Евклид и Эратосфен, астроном Гиппарх, а грамматики Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский изучали особенности языка античных авторов, подготовили издание трудов Гомера и явились основателями текстологической критики 99 См.: Калугина Т.П. Культура - “музеефикатор”: метафора и реальность//Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001.- №12. - С. 210..

Александрийский мусейон стал крупнейшим книгохранилищем античности, так как здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека. К концу I в. до н.э. она включала свыше 700 тыс. томов в виде папирусных свитков, а для пополнения коллекции Птолемеи покупали рукописи на книжных рынках в Афинах и Родосе, прибегая порой к крайним мерам. Так, по указу Птолемея II все книги, найденные на борту кораблей, заходивших в Александрийскую гавань, изымались и копировались. Затем копии возвращались владельцам, подлинники же оставались в Александрии. Попросив под залог в Афинах канонические списки пьес Эсхила, Софокла и Еврипида для проведения сверки с экземплярами своего собрания, Птолемеи предпочли пожертвовать внесенной ими огромной суммой, чтобы оставить у себя оригиналы. Афинянам же возвращали копии со слабым утешением, что их выполнили на лучшем из имеющихся видов папируса.

Несмотря на то, что произведения искусства в Мусейоне не образовывали ни

цельных коллекций, ни экспозиций, а лишь - как и в других мусейонах - декорировали и содержательно акцентировали пространство, уже в те давние времена люди понимали, что многие предметы заслуживают того, чтобы их собирать, систематизировать и пользоваться собранием в научных целях. Или просто удивляться и любоваться ими.

Появление такого рода “музейного” восприятия действительности именно в эту эпоху, несомненно, отвечало глубинным потребностям культуры. Гигантский котел эллинизма (греческая культура как “высокая норма” и адаптация культур многочисленных регионов, включенных в “эллинистическую ойкумену”; синкретизм как основная черта официальной эллинистической религии и своеобразие местных культов; великие естественно-научные открытия развитие магии и мистики) мог быть структурирован только с помощью универсалисткого, энциклопедического подхода. После высочайшего взлета креативности в эллинской классике культура как бы сделала выдох, занялась “самоинвентаризацией”. Для этого ей был нужен свой “тезаурус”, предметным воплощением которого и становится Мусейон 110 См.: Калугина Т.П. Культура - “музеефикатор”: метафора и реальность//Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001. - №12. - С. 211-212. 0 .

|
александрийский мусейон
Александрийский Мусейон (или Александрийский Музей , др.-греч. Μουσεῖον τῆς Ἀλεξανδρείας) - исследовательский, учебный и культурный центр эллинистической науки. Основан в начале III в. до н. э. при первых Птолемеях по инициативе Деметрия Фалерского, находился на государственном обеспечении. состав Музея входила обширная Александрийская библиотека, организованная в этот же период.

Учёные, принятые в сотрудники Музея, занимались натурфилософией, математикой, астрономией, географией, медициной, теорией музыки, лингвистикой и другими науками. Среди них наиболее известны Архимед, Евклид, Эратосфен; Аристарх Самосский, Клавдий Птолемей, Филон Александрийский, Герон, Плотин, поэты Каллимах и Феокрит. С александрийской научной школой активно сотрудничали Гиппарх, Архимед и многие другие деятели античной науки.

  • 1 Название
  • 2 История
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Название

Название «Мусейон» в древней Греции присваивали храмам девяти муз. Две музы из девяти имели отношение к науке: Урания (муза астрономии и других точных наук) и Клио (муза истории и гуманитарных наук), остальные покровительствовали искусствам. От этого слова происходит современный термин «музей», хотя Мусейон, в отличие от современных музеев, не занимался выставками каких-либо экспонатов и вообще не допускал посторонних.

История

Александрийская библиотека

Александрийский Мусейон стал самым роскошным из храмов муз. У истоков заведения стоял Деметрий Фалерский, ученик перипатетика Феофраста. Прототипом его детища послужил частный музей, устроенный в Афинах на средства, оставленные Феофрастом, и рассчитанный на известное число человек, которые должны были жить в нём, платя за доставляемые удобства своей научной деятельностью. Под мусейон была отведена часть дворцовых построек вдоль гавани; было сделано много пристроек, построена капелла для муз (собственно музей, Μουσείον), разбита аллея, а для совместных занятий возведена открытая с боков, но крытая сверху зала. состав Александрийского Музея входили ещё анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады для опытов и прогулок и, возможно, астрономическая обсерватория. Александрийский Музей была включена и основанная независимо от него Александрийская библиотека. Часть помещений была отведена для проживания сотрудников, бесплатного питания и обслуживания их нужд.

Во главе мусейона стоял управитель, назначавшийся царём из жреческого сословия; в дела науки он, однако, не входил, и ни один жрец не передал потомству даже своего имени. Число членов мусейона не было определено уставом: при Птолемее Филадельфе их было около 50, позднее больше. Управители библиотеки избирались из среды членов мусейона и состояли в этой должности обыкновенно до смерти. При Птолемеях библиотекарями состояли Зенодот Эфесский, Каллимах из Кирены, Эратосфен, Аполлоний Родосский, Аристофан, Аристарх Самофракийский.

Сперва мусейон был исключительно храмом науки, хранителем её; его члены имели задачей двигать науку, а достигалась эта цель путем научных споров, бесед, лекций и одиночной работы. Философия, филология (в широком смысле), математика, медицина, история, поэзия - одним словом, вся тогдашняя наука нашла себе приют в мусейоне, первоначально напоминавшем своей деятельностью современные Академии наук. Сторонним лицам доступ в мусейон допускался только с разрешения царя. III-II веках до н. э. деятельность Музея переживала расцвет, были достигнуты исключительные успехи в математике, натурфилософии и других областях деятельности. Число учёных доходило до 1000, они занимались исследованиями, публикациями, переводами на греческий иноязычных сочинений (персов, евреев, ассирийцев и других), комментированием научной и литературной классики. До наших дней дошла только ничтожная часть сочинений сотрудников Музея, главным из которых являются «Начала» Евклида, энциклопедия математических знаний античности.

Мусейон получал неизменную поддержку всех царствующих Птолемеев. После римского завоевания перешёл под покровительство римского наместника, но с этого момента чисто научный характер мусейона постепенно отодвигается на задний план. Мусейон всё более начинает служить общеобразовательным центром, напоминая современные университеты. Сюда стремилась молодежь со всех концов римской ойкумены. Некоторые отрасли науки продолжали, однако, самостоятельно развиваться и в эту пору, например, медицина, математика, естествознание.

При Каракалле (начало III века) были изгнаны из мусейона философы, преподававшие учение Аристотеля. После смерти императора они были возвращены, и ход занятий восстановлен. При императоре Аврелиане (правил в 270-275 годы) была разрушена та часть города, где находился Музей, тем не менее он был восстановлен. С началом христианской эпохи (начало IV века) музей как хранилище языческой философии действует в атмосфере возрастающей враждебности. 392 году по приказу императора Феодосия I наряду с другими языческими храмами было разрушено последнее оставшееся у Музея здание - храм Сераписа. Античные свитки из библиотеки были почти полностью уничтожены. Временное оживление язычества при Юлиане лишь ненадолго отсрочило гибель музея; с конца IV века о нём не появляется больше известий. Окончательная гибель остатков библиотеки произошла в 640 году после захвата Египта арабами-мусульманами. Согласно легенде, о достоверности которой идут споры, по приказу халифа Омара все греческие книги были сожжены, почти полгода бани Александрии отапливались пергаментными свитками.

См. также

  • Александрийская школа
  • Александрийская библиотека

Литература

  • Александрийский Мусейон // Большая советская энциклопедия.
  • Лурье С. Я. Архимед. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - 272 с.
  • Панов В. Ф. Математика древняя и юная. - Изд. 2-е, исправленное. - М.: МГТУ им. Баумана, 2006. - 648 с. - ISBN 5-7038-2890-2.
  • Музей Александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Ссылки

Примечания

  1. Панов В. Ф., 2006, с. 59.
  2. Панов В. Ф., 2006, с. 61.

александрийский мусейон

Александрийский мусейон Информацию О

Александрия Египетская… Первый город, основанный Александром Македонским. Потом будут еще города, названные в его честь – завоевателя-путешественника с мальчишеским самомнением и любопытством. Но этому первому суждено было превзойти славу своего основателя и внести в мировую историю свою, особую лепту. Потому что в Александрии Египетской возникла первая в современном понимании академия наук – Мусейон.
Список ученых, получивших образование, работавших в Мусейоне и оставивших в науке свой след, обширен. Евклид, Архимед, Герон, Страбон, Эратосфен, Птолемей, – это только имена тех, что на слуху. А есть еще множество других, чьи имена вспоминают реже, но сделанное ими никогда не сотрется со скрижалей истории.
Так что же такое Мусейон? Во-первых, святилище муз, греческих божеств искусств. Во-вторых, место сбора ученых мужей, где они встречались для бесед и диспутов, а иногда и место их совместного проживания. Идея Мусейона пришла Александру Македонскому во время его похода в Египет, еще при закладке Александрии. Однако осуществлять ее пришлось уже его соратнику, диадоху Птолемею.
После долгих войн между диадохами, Птолемей смог закрепить за собой египетские владения бывшей империи Александра Македонского. Мусейон стал образовываться постепенно, когда стал решаться вопрос о воспитании и образовании наследника престола. В 298-297 гг. до н.э. Деметрий Фалерский и Стратон Физик, философы-перипатеки одновременно приняли должности воспитателей сыновей египетского царя. Однако годом основания Мусейона и Александрийской библиотеки считают 291 г. до н.э., когда это научное учреждение уже фактически оформилось.
Мусейон вначале был больше похож на частную школу, в которой преподавали всего 2 учителя. Для школы Древней Греции этого было … катастрофически мало. Если сравнить с Афинским Ликеем, в котором их было около десятка, и помнить о том, что образование было не книжным, а устным, станет понятна главная проблема александрийского Мусейона – недостаток, как мы теперь привыкли говорить, специалистов.
Птолемей I Сотер желал, конечно, иметь у себя философскую школу. Но все знаменитые греческие философы оказались занятыми. Кто-то, как Зенон из Китиона, только что основал свою философскую школу (Стоя), а кто-то, как Феофраст, который не мог бросить Лицей, принятый им после смерти Аристотеля, не мог оставить свою школу.
Однако Деметрий Фалерский нашел выход. Неожиданный и предельно правильный. Библиотека. Она стала создаваться сразу, вместе с Мусейоном, как собрание всех книг мира. Книги должны были заменить отсутствующих ученых. К 285 г. до н.э. в библиотеке Мусейона было 200 тыс. книг – папирусных свитков. Деметрий Фалерский закупал книги в неимоверных количествах. Современники рассказывали, как папирусные свитки кипами выбрасывали с кораблей, пришедших из Афин, на набережную Александрии.
Птолемеи не скупились ради книг. Птолемей III Эвергет однажды взял под баснословный залог подлинный экземпляр произведений афинских поэтов-трагиков IV в.до н.э., а затем отказался от залога, оставив подлинник себе.
К 47 г. до н.э. библиотека насчитывала уже 700 тыс. томов-свитков. Александрийская библиотека покупала все, что писалось на греческом языке. Произведения поэтов, историков, ораторов, медиков, оригиналы и копии. Необходимость отобрать, вычленить среди множества книг текст оригинала привела к появлению критики текста, а затем и к появлению первых в мире ученых-филологов. Самые знаменитые из них основатель школы александрийских филологов Зенодот из Эфеса, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский.
Ученые, талантливая молодежь со всех концов ойкумены ехали в Александрийский Мусейон, где Птолемеями были созданы все условия для научной работы. Кроме тысячетомной библиотеки имелись ботанический сад, зоопарк, астрономические обсерватории, операционные для хирургов, ремесленные мастерские. Мусейон превратился в крупнейший научный центр Древнего мира. Ученые Мусейона находились на полном обеспечении царского двора, получали немалое денежное содержание, были освобождены от уплаты налогов. Конечно же, за это нужно было «платить» лояльнстью к царскому двору. Философ Тимон Плийский назвал Мусейон «курятником муз». Онако оно того стоило. Здесь собиралась, аккумулировалась научная информация со всех концов света. Здесь вырабатывались принципы изучения наук, преподавания, сохранения и распространения информации. Научные открытия, сделанные александрийскими учеными, во многом опережали свое время.
Врачи Мусейона знали строение человеческого тела не хуже, чем, медики Нового времени. Герофил (340-320 гг. до н.э.) сделал вывод о том, что головной мозг это центр нервной системы и орган мышления. Только через 2 тысячи лет эта медицинская аксиома, наконец, утвердилась в умах европейских врачей. Герофил описал печень, селезенку, сетчатку глаз. Конечно, все эти достижения были невозможны без вскрытия трупов. Царствующий в это время в Египте Птолемей Лагосский, разрешил производить вскрытие трупов и даже предоставлял для этой цели живых преступников! Дело Герофила продолжил его ученик Эразистрат (ок. 300 – 240 гг. до н.э.). Он точно установил связь количества мозговых извилин с уровнем интеллекта, ввел медицинские термины, которыми врачи пользуются до сих пор.
Астроном, географ Эратосфен вычислял длину меридиана, на котором находилась Александрия, а также длину земной оси. В последнем случае он ошибся только на 75 км. В одной из своих книг он доказывал шарообразность Земли и сделал предположение, что Индии можно достичь, плывя на запад.
Астроном Аристарх Самосский (кон. 4 в. - 1-я пол. 3 в. до н. э.), задолго до Коперника говорил о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
И, конечно же, всем известный Евклид, теории которого оставались незыблемыми вплоть до первой четверти XIX в.
Примеру Птолемеев последовали правители Пергама. Атталиды тоже создали библиотеку, вторую по количеству томов после александрийской (200 тыс.), вокруг которой стали собираться ученые. Медицинская, математическая и филологическая школы Пергама были отнюдь не хуже александрийских. Соперничество Египта и Пергама приняло характер культурной войны: в 180 г. до н.э. Птолемеи запретили вывоз папируса в Пергам. В Пергаме же выход нашли очень скоро – стали писать на хорошо выделанных овечьих и козьих шкурах, т.е. изобрели пергамент. Пергамент оказался практичнее папируса: водный раствор чернил можно было смыть и переписать все заново, был намного прочнее и долговечнее.
Пергамская библиотека была подарена римским полководцем Марком Антонием своей возлюбленной, египетской царице Клеопатре и стала частью Алексадрийской библиотеки во II половине I в. до н.э.
Александрийский Мусейон, испытавший пору расцвета в III, II вв. до н.э., просуществовал до 391 г., когда император Феодосий спровоцировал его разгром толпами христиан. Последнюю хранительницу библиотеки математика Ипатию толпа разъяренных ортодоксов просто растерзала…

После смерти Александра Македонского , его тело в золотом саркофаге было перенесено в Александрию (Египет) и помещено в специально построенную гробницу. Город, названный именем полководца, был заложен самим царём как новая столица эллинского Египта.

«Здесь обосновался один из сподвижников Александра, талантливый полководец и умный правитель Птолемей I Сотер , давший начало целой плеяде Птолемеев. Его величайшей заслугой перед человечеством является создание Мусейона.

Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где учёные работали, освобождённые от повседневных забот. Царь постарался привлечь в Александрию многих выдающиеся поэтов и ученых того времени. Здесь собрался цвет науки всего Древнего мира.

Александрийский Мусейон был и исследовательским центром, и величайшим музеем древности (от слова «мусейон» и возникло слово «музей»), с парком, ботаническим садом, зверинцем […] Средств не жалели, и это создавало чрезвычайно благоприятные условия для творческой деятельности. Занимаясь исследованиями, учёные имели возможность ежедневно встречаться за совместными трапезами и на прогулках в прекрасных садах дома муз. У них были исключительные возможности обмениваться опытом, советоваться, находить истину в спорах и комплексно решать научные проблемы.

Сергеев Б.Ф., Парадоксы мозга, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 22.

В состав музея входили: помещения для занятий, аллеи, анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады и основанная независимо от него Александрийская библиотека.

В Мусейоне работали: Архимед , Евклид , Эратосфен , Герофил , Плотин и другие.

«Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информация. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. Александрийская библиотека была наиболее крупным книгохранилищем эллинистического мира. Каждый корабль, прибывавший в Александрию, если на нём имелись какие-либо литературные произведения, должен был или продать их библиотеке, или предоставить для копирования.

В I в. до н. э. александрийская библиотека насчитывала до 700 000 папирусных свитков. Кроме основной библиотеки (она называлась «царской») в Александрии была построена ещё одна, при храме Сараписа.

Во II в. до н. э. пергамский царь Евмен II основал библиотеку в Пергаме, соперничавшую с александрийской. Именно в Пергаме был усовершенствован материал для письма из телячьей кожи (пергамен, или «пергамент»): пергамцы были вынуждены писать на коже в связи с тем, что вывоз папируса из Египта в Пергам был запрещён.

Крупные ученые обычно работали при дворах эллинистических монархов, которые давали им средства к существованию. При дворе Птолемеев было создано специальное учреждение, объединявшее ученых, так называемый Мусейон («храм муз»). Учёные жили в Мусейоне, проводили там научные исследования (при Мусейоне находились зоологический и ботанический сады, обсерватория). Общение ученых между собой благоприятствовало научному творчеству, но в то же время учёные оказывались в зависимости от царской власти, что не могло не влиять на направление и содержание их работы.

С Мусейоном связана деятельность Евклида (III в. до н. э.) - знаменитого математика, который подытожил достижения геометрии в книге «Начала», служившей основным учебником геометрии в течение более двух тысячелетий.

В Александрии ряд лет жил и один из величайших ученых древности - Архимед , математик, физик и механик».

Свенцицкая И.С., Эллинистическая культура / История древнего мира. Расцвет древних обществ, Книга 2, М., «Наука» 1989 г., с. 356-357.

Из-за постоянно ведущихся в этом регионе войн, Александрийская библиотека неоднократно (!) разграблялась, поджигалась и т.п.

«Когда Египет был обращён в римскую провинцию, александрийская наука медленно начала клониться к упадку. Музеум существовал по-прежнему; по-прежнему в нём жили и трудились учёные; но не было в их трудах той свежей и сильной оригинальности мысли, которою отличаются умственные подвиги Эвклида , Архимеда , Эратосфена и Гиппарха . Началось компилирование и комментирование старых авторитетов.

Самостоятельные исследования прекратились. Причину этого упадка мысли можно приписать отчасти подавляющему влиянию римского господства».

Писарев Д.И. , Историческое развитие европейской мысли / Полное собрание сочинений и писем в 12-ти томах, Том 6, М., «Наука», 2003 г., с. 365.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН

(греч. moyseion - храм муз) - научное, литературное и высшее образо-ват. учреждение в г. Александрии, имевшее в антич. мире междунар. значение. Был осн. в 3 в. до н. э. по распоряжению царя Птолемея I. Наиболее вероятным организатором его был философ перипатетик Деметрий Фалерский. А. м. получил устройство по образцу афинских философских школ, в особенности Ликея. Возглавлял А. м. жрец высшего ранга, назначавшийся в эллинистич. период царем, а в римский - императором. Птолемеи приглашали в А. м. греч. ученых, философов, писателей из всех стран эллинистич. мира (в А. м. работали Эвклид, Эратосфен, Каллимах и др.). Члены А. м. жили на царском иждивении и занимались науками, лит-рой, преподаванием. Они были свободны в выборе тем науч. или лит. занятий; в то же время обязаны были проявлять верноподданич. чувства. Редкие проявления критики или оппозиции жестоко подавлялись (так, Птолемей II приказал утопить поэта, осмеявшего его брак с родной сестрой Арсиноей). Потребности времени обусловили в А. м. развитие математики, астрономии, естествознания, географии, медицины, а также филологии и грамматики, в частности проводился критич. разбор текста гомеровских поэм. Отдельные члены А. м. занимались прикладными науками, им принадлежит ряд изобретений. Успехи в лит-ре были значительно скромнее. Расцвет А. м. относится к 3 в., а по отдельным наукам к 3-2 вв. до н. э. При А. м. была б-ка, насчитывавшая к сер. 3 в. до н. э. до 500 тыс., а в сер. 1 в. до н. э. до 700 тыс. свитков книг по различным отраслям греч. и отчасти вост. науки, техники, по философии, лит-ре и т. п. Заведовал б-кой ученый, тоже назначавшийся царем. Обычно он был и воспитателем наследника. В 48 до н. э. во время Александрийской войны часть б-ки А. м. сгорела. В рим. период А. м. постепенно теряет значение, но отдельные выдающиеся ученые работали в А. м. и во 2 в. н. э. В 273 войска имп. Аврелиана при взятии Александрии разрушили и сожгли А. м. и б-ку. Ученые А. м. переправили остатки б-ки в храм Серапеум, где продолжали свою работу. В 391 Серапеум был разрушен христианами-фанатиками. Б-ка опять пострадала. Последние остатки ее были уничтожены мусульманами-фанатиками при халифе Омаре в 642.

Лит.: Деревицкий А. Н.,O начале историко-лит. занятий в Др. Греции, X., 1891; Лурье С. Я., Архимед, М.-Л., 1945.

Н. Н. Пикус. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (греч. museion храм муз) совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в нач. 3 в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272 273 … Большой Энциклопедический словарь

    Александрийский мусейон - (греческое museion храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале 3 в. до нашей эры, ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. В Александрийском мусейоне работали Архимед, Плотин,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч. muséion храм муз), совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале III в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. * * * АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ … Энциклопедический словарь

    - (греч. muséion храм или святилище муз) один из главных научных и культурных центров античного мира. Основан в Александрии (См. Александрия) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях по инициативе ученика Аристотеля Деметрия Фалерского.… … Большая советская энциклопедия