Святой валентин православие. Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам

Один из самых любимых праздников, ставших популярными в России за последние 20 лет, это, без сомнения, День святого Валентин а или - День всех влюбленных .

Когда отмечают День святого Валентина

Поскольку этот праздник, несмотря на свои раннехристианские корни, православием никогда не признавался, с датировкой всё просто – никакого «старого стиля» в данном случае нет. День святого Валентина всегда отмечается 14 февраля .

История праздника

Считается, что День святого Валентина отмечается уже более 16 веков и связан с еще более древними праздниками любви, в том числе отнюдь не платонической. Что касается «виновника» праздника – святого Валентина – то о нем есть несколько легенд. Самая распространенная из них такая.

Дело было в 269 году нашей эры. Римской империей тогда правил весьма воинственный император Клавдий II . Для повышения боеспособности армии он своим указом под страхом смерти запретил легионерам жениться, чтобы они не отвлекались от воинской службы. Однако молодые, полные сил мужчины всё равно влюблялись, и тогда им на помощь пришел христианский священник Валентин (по другим сведениям полковой врач, принявший христианство) из римского города Терни. Этот Валентин тайно венчал солдат по христианскому обряду, а кроме того он был еще и «почтальоном любви» – передавал письма влюбленных молодых людей к их возлюбленным и приносил ответные послания.

Когда «преступление» Валентина было раскрыто, его посадили в тюрьму и приговорили к казни через отсечение головы. Уже сидя в камере смертников, романтичный священник влюбился в дочку тюремщика – красавицу Юлию . Перед смертью он тоже написал предмету своего обожания письмо, подписав: «Твой Валентин». Так родилась первая валентинка, которую дочка тюремщика получила, увы, уже после смерти своего воздыхателя, которого казнили как раз 14 февраля.

Католическая церковь вскоре признала Валентина христианским мучеником, пострадавшим за веру, и он был канонизирован. А почти через двести тридцать лет после гибели святого – в 496 году – римский папа Геласиус I объявил 14 февраля Днем святого Валентина.

Отношение католической церкви к Дню святого Валентина

Однако уже в двадцатом веке – в 1969 году – святого Валентина «исключили» из литургического календаря католической церкви из-за недоказанности и противоречивости сведений о нем (также поступили и с некоторыми другими древнеримскими святыми, сведения о которых были сочтены путанными и недостоверными). Впрочем, католическая церковь вообще не слишком одобряла бурные празднования Дня святого Валентина и более чем светский характер этого праздника, возможно, подталкивающий молодых людей к добрачным половым связям.

В настоящее время Римско-католическая церковь 14 февраля отмечает память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , просветителей славян, а религиозное празднование Дня святого Валентина является необязательным, как говорится, «факультативным».

Отношение православной церкви к Дню святого Валентина

С отношением к празднику православной церкви всё еще сложнее – официально День святого Валентина 14 февраля в РПЦ вообще не признают и не отмечают. (В православной церкви память святого Валентина празднуется летом – 19 июля).

Мало того, некоторые православные священники относятся к Дню всех влюбленных так же, как и к Хэллоуину, считая празднование Дня всех влюбленных «бесовством» и «западной заразой».

В этом церковных иерархов поддержали и некоторые чиновники – так в 2011 году губернатор Белгородской области вообще запретил празднование Дня святого Валентина в рамках мероприятий «по обеспечению духовной безопасности».

(Кстати, в некоторых мусульманских странах этот праздник также запрещен, не рекомендуется публично выражать свою излишнюю приверженность святому Валентину и в отдельных российских регионах с преимущественно мусульманским населением).

А в противовес западному Дню всех влюбленных в 2008 году был официально учрежден Всероссийский день семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля (что соответствует 25 июня по старому стилю) в день памяти святых Петра и Февронии Муромских . (Этому празднику есть «аналог» в народной традиции – день Ивана Купалы – языческого славянского бога, сына Перуна).

Одно время предлагалось заменить День святого Валентина отмечаемым также 14 февраля Днем святого Трифона , но эта традиция не прижилась.

Как празднуют День святого Валентина

В Западной Европе День святого Валентина отмечают с 13 века, в США - с конца 18 века, а в России – с начала 90-х годов 20 века. В этот день влюбленные, женихи и невесты, мужья и жены дарят друг другу подарки и маленькие открытки-валентинки с любовными посланиями. Традиция дарить в этот день подарки за последние сто лет стала весьма успешным бизнесом.

Так, в Америке принято дарить марципаны, в Японии – шоколад, во Франции – драгоценности, а в Дании – белые цветы. В Британии незамужние девушки 14 февраля встают до восхода солнца и смотрят в окно на проходящих мужчин. Кто первый попался на глаза – тот и суженый. Также хорошей приметой считается устраивать в этот день свадьбы и венчания.

В России, где своих традиций отмечания Дня всех влюбленных нет, переняли западные формы празднования. При этом у нас этот праздник уже достаточно серьезно коммерциализирован: красные сердечки, шоколадки в форме сердца, открыточки-валентинки весьма успешно продаются.

Ну и конечно молодой человек, который в этот день не поднесет возлюбленной какой-нибудь интересный, а лучше дорогой подарок, не пригласит ее в ресторан или клуб, сразу попадет в разряд «бесчувственной скотины». Впрочем, в отличие от российского 8 марта, когда мужчины ровно один день кругом должны женщинам, День всех влюбленных гендерно равноправный – девушки тоже изо всех сил стараются порадовать своих возлюбленных. Подробнее о праздновании Дня святого Валентина читайте в других материалах Федерального агентства новостей .

Дарите дорогим вкусности и сладости - по любому поводу.

Так можно ли праздновать «день святого Валентина»? Как относится к этому «празднику» Православная Церковь? Здесь следует дать очень осторожный ответ. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», - писал апостол Павел Коринфским христианам (1 Кор. 6: 12).

Можно ли христианам быть любимыми и любящими? Несомненно, даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1: 27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Значит, любить - это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви - означает приближаться к Богу.

Но здесь необходима существенная оговорка. В русском языке мы знаем только одно слово «любовь», которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и «любовь к отеческим гробам», и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое «занятие любовью». В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов. Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр. Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, - это «эрос». Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как «рачение»: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» в Последовании ко Причащению). Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену «в плоть едину», необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание «заниматься любовью» звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью. Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не «занятием любовью». В последнем случае каждый «партнер» стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

В «день святого Валентина» влюбленные поздравляют друг друга. Нет ничего плохого в том, чтобы поздравить дорогого человека. Период (периоды) влюбленности - это, пожалуй, самое желанное время в жизни юношей и девушек. Но надо помнить, что влюбленность хороша тогда, когда не ограничивается собой, когда из этого буйного ростка вырастает древо настоящей (вечной) любви. А в подлинной любви эйфория уже отсутствует: ты видишь человека таким, каков он есть, без прикрас, и понимаешь, что он драгоценен для тебя не потому, что он «самый-самый», а просто потому, что это - он.

Поэтому всем, кто будет поздравлять 14 февраля своих любимых, можно пожелать одного: чтобы их чувство стало настоящим, чтобы нежность и добро, которые они сейчас дарят своим половинкам, никогда не иссякли, а любимый человек действительно оказался спутником на всю жизнь.

А что же делать православным? Для них, как и для всех прочих, совершенно позволительно поздравить любимых в этот день, не забывая, что это не праздник в том смысле, как мы применяем это слово к церковным торжествам. В любой день нужно делать добро. Но если вам необходим лишний повод, чтобы оказать знак внимания жене, невесте или пока еще просто любимой - сделайте это. Подарите ей цветы, скажите о том, как она дорога вам, и помолитесь, чтобы чувство, которое сейчас так переполняет ваши сердца, было благословлено Богом и вы вместе вошли в нетленную радость Царства Божия.

священник Андрей Дудченко

Откроем Святое Евангелие и прочитаем послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения" (1Ин.4,1-6).

Скоро наступает День Св.Валентина - праздник новый для нас, появившийся благодаря газетам и телевидению. Праздновать или нет это событие православному человеку - ответьте, пожалуйста?

Отвечает Священник Владимир Переслегин :

В святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский (память 24 апреля по ст. стилю, 7 мая по новому); священномученик Валентин Интерамский (Италийский, память 30 июля по ст.ст.); священномученик Валентин Римлянин (6 июля ст.ст.). 14 февраля, в канун Сретения Господня, память святого Валентина в Православной Церкви не празднуется. Традиция празднования этого дня довольно давно существует у католиков и других западных христиан, но назвать церковным этот праздник сложно. Скорее это некий светский праздник, носящий на себе отпечаток языческой культуры. Есть сведения, что 14 февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам.

Истинная любовь между мужчиной и женщиной христианами, имеющая своим источника Бога, Который Сам есть Любовь, должна знаменоваться священным брачным союзом. Едва ли упомянутый праздник допускает такое содержание. А по учению Православной Церкви, половые отношения вне брака считаются блудом (или прелюбодейством).

К сожалению, сейчас праздник языческого характера связывают с именем святого, который как бы насильно призывается к благословению любых отношений. Современное общество чувствует пустоту и порочность своих идеалов, а потому и требует хоть какого-то, пусть и придуманного, освящения гражданских ритуалов и обрядов.

День святого Валентина во всем мире отмечают как «день всех влюбленных». Русская православная церковь призывает помнить в этот день о святом, пострадавшем за Христа, и об истинном смысле любви.

В Русской православной церкви призывают вспомнить в День святого Валентина — священномученика, пострадавшего за Христа, об истинном смысле любви, тесно связанном с жертвенностью и верностью. В этот день, отмечаемый в современном мире как «день всех влюбленных» (14 февраля), в православных храмах было бы уместно возносить особые молитвы об умножении любви, считает председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин).
Живший в III веке священномученик Валентин, бывший епископом города Интерамны (ныне город Терни, Италия), почитается не только Римско-Католической, но и Русской православной церковью — день его памяти 12 августа. По легенде, с именем Валентина, который якобы тайно венчал влюбленные пары, связана и традиция празднования 14 февраля Дня всех влюбленных.

Чин «об умножении любви»

«Святой Валентин был убит вместе со своими учениками в 273 году. Он обратил к вере детей местной знати, за что вместе с ними, собственно, и пострадал, никто из них не отрекся… Превращать святого Валентина в некоего сводника, — а такой вывод, к сожалению, напрашивается из того, что сегодня сопутствует этому дню, — наверное, было бы совершенно неправильно. Мне кажется, мы должны не отдавать этот день на откуп разным рекламным технологиям, но наполнить его подлинным содержанием — свидетельством о той любви, которая, конечно, дает человеку гораздо больше, чем возможность послать сердечки или посмотреть какие-то фильмы», — сказал РИА Новости глава миссионерской комиссии.

По его мнению, в этот день в действующих храмах можно совершать Божественную литургию или молебен с особым чином «Об умножении любви», который есть в требниках. «Речь там идет об умножении любви как о мире, тишине, покое, радости, общении — о том высшем, наверное, измерении этого чувства, которого так не хватает в нашем мире», — сказал Першин.

Кроме того, добавил он, хотя 14 февраля Русская православная церковь отмечает память святого мученика Трифона, во время молебнов во многих храмах в этот день священнослужители и прихожане просят о молитвенной помощи и заступничестве и святого Валентина.

Представитель Русской православной церкви также напомнил о том, что в Библии первое обращение Бога к человеку — это первые слова о любви «в жанре «валентинки».

«Бог говорит Адаму: „Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и обладайте ею“, — благословляя его на семейное счастье, на радость, на рождение детей. И первое чудо, которое совершает Христос, это чудо на браке в Кане Галилейской, когда Спаситель претворяет воду в вино, и умножает эту общую радость. Поэтому, думаю, нам есть что рассказать о любви, есть что рассказать о счастье, в том числе в этот день», — говорит священнослужитель.

Опыт святости, а не «Камасутра»

По словам главы миссионерской комиссии, традиция отмечать этот праздник восходит к английскому писателю Джеффри Чосеру (XIV век), который в своих произведениях рассказал о народной традиции — в день, когда птицы начинают вить гнезда, в Англии люди, вступающие в брак, обращались с молитвой к святому Валентину с просьбой благословить их семейное счастье. Как отметил Першин, не случайно, что обращались именно к Валентину — он был мучеником за Христа, а людям, совершившим такой подвиг, «дана великая благодать помогать нам в наших нуждах».

«И у нас в России XX век был веком мученичества и исповедничества. И мне кажется очень важным, чтобы в этот день и мы обращались к опыту наших мучеников и исповедников, в том числе тех, которые писали о любви, о семейном счастье», — сказал представитель РПЦ.

В качестве примера собеседник агентства привел труды православного богослова и духовного писателя Сергея Фуделя, проведшего в сталинских лагерях и ссылках более 20 лет. Сохранилась его переписка со старшим сыном Николаем, собиравшемся жениться, которому Сергей Фудель давал наставления. Кроме того, иеромонах Димитрий (Першин) посоветовал молодежи 14 февраля обратиться к удивительной, по его словам, автобиографии нашей современницы Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая повествует о том, как человек-христианин проходит свой жизненный путь, как, несмотря на различные трудности, он обретает любовь, созидает семью и воспитывает детей.

«Мне кажется, это был бы правильный подход — не потерять этот день, как когда-то потеряли в католических странах День всех святых (31 октября), который там превратился в Хеллоуин. Не дать превратить этот день в день „Камасутры“ или Венеры, а наоборот, — восполнить его тем христианским содержанием, который изначально присутствует в опыте святости, в опыте Церкви», — заключил собеседник агентства.

День святого Валентина, или День всех влюбленных, который 14 февраля отмечается в католическом и протестантском мире, в 1990-х годах приобрел популярность и в России. В то же время аналогом этого дня в РФ стал День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии. Этот праздник отмечается 8 июля, начиная с 2008 года. Православные святые Петр и Феврония Муромские издревле считаются покровителями семьи и брака.

Москва, 14 фев — РИА Новости, Сергей Стефанов.

14 февраля считается днем празднования святого Валентина. Но что таит в себе этот праздник? И является ли 14 февраля вообще праздником? Православным христианам, особенно нововоцерковленным, бывает очень сложно отличить грань между правдой и ложью, так как название праздника «День святого Валентина» сбивает с толку словом «святой».

На нас грядет очередное стихийное бедствие. Водопад «валентинок», ураган сердечек,буря sms-ок с поздравлениями: «С днем святого Валентина». Было бы с чем поздравлять! Ведь в православном календаре 1/14 февраля памяти св. мученика Валентина нет .

В этот день празднуются совсем иные святые, в частности, св.мученик Трифон, изгонитель бесов. В православных святцах есть несколько мучеников с именем Валентин, но ни один из них покровителем влюбленных не является. Никак.

Судите сами. 24 апреля по старому стилю мы вспоминаем св. мученика Валентина Доростольского (Мезия, совр. Болгария), пострадавшего вместе со св. Пасикратом. Из его жития известно, что он был воином, уверовал во Христа, присоединился ко св. Пасикрату и явил игемону Авсолану, которого прежде охранял, следующее исповедание: «Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки».

Так он явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечом. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам были отрублены головы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину - тридцать. Мать же с радостью и веселием приняла их тела, и с честью погребла их, славя Христа Бога. Что общего с праздником телолюбия, комфорта и похоти имеет этот замечательный святой, засвидетельствовавший своей жизнью и смертью, что тело смертно, но бессмертная душа презирает все эти видимые муки?

Другой св. Валентин - Римлянин (6/19 июля), - также никак не покровительствовал влюбленным. Наконец - св. мученик Валентин Интерамский (Италия), память которого празднуется 30 июля /12 августа. О нем известно, что он был епископом города Интерамны (Италия) и получил от Бога дар врачевания. Он, исцеляя в людях всякие болезни и недуги молитвой и призыванием имени Иисуса Христа, обращал неверных от идольского служения к Богу. Так, он исцелил скрученного болезнью отрока Херемона, сына Кратона, учителя греческого и латинского языка.

В житии его следует обратить внимание на две детали. Первая - Кратон предлагал ему половину имения за исцеление своего сына. Св. Валентин ответил ему: «Если веру, предлагаемую тебе мною, ты примешь, отказавшись от языческого нечестия, и возложишь свою надежду на Единого Бога, Невидимого и Всемогущего, то будет дано здоровье твоему сыну, как ты желаешь. Ту же половину имения, которую ты предлагаешь мне, раздай нищим, пусть они молят Бога о тебе и твоем сыне. Меня же ты никаким образом не убедишь, чтобы я что-либо взял от тебя за исцеление твоего сына; прошу только одной веры».

Так что же общего у этого святого с коммерческим праздником, когда оборотистые дельцы наживают целые состояния? И второе, ученики Кратона, пораженные чудом, уверовали и стали вести целомудренную жизнь. Опять-таки, что общего у этого святого с праздником распутства?

Св. Валентин празднуется 14 февраля по католическому календарю. Сразу скажем, что в списке римских епископов нет пап с именем Валентин. Согласно Католической энциклопедии, под 14 февраля празднуется Валентин Интерамнский и Валентин Римский. Как мы видим, ничего общего с влюбленными эти святые не имеют.

Тогда возникает вопрос: а когда и по каким причинам появилась легенда о покровителе влюбленных? В позднем средневековье. Вопрос: а почему? Ответ неожиданный: 14 февраля считался в позднем средневековье днем спаривания птиц.

Именно поэтому 14 февраля считался удачным днем для помолвок, браков, любви. Это отражено у поэта ΧΙV в. Джона Гауэра, Элизабет Брус и др. Вопрос: а почему именно 14 февраля? И вот здесь мы приходим к языческим корням данного праздника, связанного с Луперкалиями, отмечавшимися 15 февраля.

Что это такое? Римский праздник плодородия, связанный с богом Паном, когда жрецы-луперки бегали по Риму и хлестали всех подряд, а бесплодные матроны подставляли руки под ремень, поскольку верили, что это избавит их от бесплодия. Щадя стыдливость читателей, опустим иные сцены, о них же срамно есть и глаголати, связанные с реализацией «полученного дара». В 496 году Римский папа Геласий запретил подобные празднества. Но весьма вероятно, что этот языческий античный праздник пророс сквозь толщу средневековья и зажил новой жизнью в его конце.

Св. Валентин оказался заложником даты 14 февраля. О нем стали составлять красивые легенды. Одна из них - о том, что он и умер за слепую девушку, которая стала христианкой. Вот другая. Она повествует о том, как император Клавдий (около 269 г.) собирался покорять мир. Источник всех бед Клавдий II видел в браке и поэтому запретил обряд венчания. Но епископ Валентин пренебрег запретом тирана и совершал венчания тайно. Очень скоро Валентина бросили в тюрьму. За несколько дней до казни к нему привели девушку, дочь одного из тюремщиков, которая была тяжело больна. Используя свой целительный дар, Валентин излечил ее, но ему самому уже нельзя было ничем помочь. Казнь была назначена на 14 февраля. За день до казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, перо и чернила и быстро написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка открыла записку, где Валентин написал о своей любви и подписал «Твой Валентин».

Недостоверность этого рассказа видна хотя бы уже из того, что Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака заключалось через благословение и краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания - довольно позднего происхождения и известен не ранее IX века. Да и бумаги римляне не знали - только папирус и пергамент.

Вывод ясен: эта легенда ложна, а в духовном смысле - прелестна. Естественно, не в пушкинском, а в святоотеческом смысле, потому что от нее несет нездоровым эротизмом.

«Но что же плохого в этом празднике?» - могут на это возразить многие, - «что плохого в том, что мы дарим любимым «валентинки», цветы?». К сожалению, празднование редко ограничивается такими невинными знаками внимания, а зачастую продолжается в ночном клубе до самого утра.

А что же в это время происходит в церкви? Там совершается всенощное бдение и Божественная литургия в честь двунадесятого праздника - Сретения Господня. Значение этого праздника огромно - это праздник встречи Бога и человека, Ветхого и Нового Завета.

В современном же обществе празднование Сретения нивелируется и замалчивается громогласным отмечанием Дня несуществовавшего Валентина. Да и сами юные (и не очень) влюбленные куда скорее всего пойдут? Молиться (а значит совершать молитвенный труд) в храм или отдыхать и «отрываться по полной» в ночной клуб? Ответ очевиден. И понятно, для чего пропагандируется этот праздник: для того, чтобы аннигилировать Сретение Господне, для того, чтобы помешать встрече Бога и человека, чтобы лишить человека чистоты и святости, заменить святую службу корпоративным «блудничком».

Праздник Сретения - встреча с непостижимой святостью и чистотой Бога, Святого Святых. В одной из стихир праздника, дошедшего в славянской версии, о Христе говорится: «во Святая Святых вносится Сам Освящаяй всяческая». И вот эту величественную красоту, эту снежную чистоту у нас хотят отнять, заменить на поросячьи сердечки и пошленькие «валентинки».

Происходит настоящая «валентинизация» сознания современного русского человека - вплоть до детских садиков, где дети бодро делают сердечки и проникаются идеями «всемирной любви». Последствия понятны. Но страшно и то, что идет кощунственная игра со смыслами, когда святых мучеников заставляют служить наживе и блуду. Идет извращение смыслов, сходное с гностическим. Гностики тоже ставили знак равенства между добром и злом, похотью и целомудрием, считая, что и то и другое аннигилирует плоть.

Только гностики, древние валентиниане - последователи лжеучителя Валентина, ненавидели плоть и брак, а нынешние валентиниане плоть любят, но «странною любовью». Они любят ее удовольствия, но не ее саму и никак не заботятся о ее безопасности и долгоденствии.

И брак они не любят. Ведь брак - это подвиг. А они проповедуют только наслаждение. И посему браки у их последователей распадаются в 70% случаев. Для них оставлено лишь блудное сожитие – сладкое в начале и горькое в конце.