Аквариум как модель экосистемы. Маленькая искусственная экосистема аквариума. Как работает закрытая экосистема аквариума? Аквариум представляет собой модель





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием экосистема, компонентами экосистемы, классификациями экосистем, "профессиями" живых организмов, научить поддерживать экосистему аквариума, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: схемы цепей питания для водного и наземного пространств, схема взаимосвязи процессов в природе, опорные карточки с основными понятиями урока, схема аквариума, медиапроектор, презентация.

Ход урока

"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг:"
А.С.Пушкин (слайд № 2)

Ребята! Я начала наш урок словами великого русского поэта А.С.Пушкина, чтобы пригласить Вас в увлекательное путешествие по нашей удивительной необъятной планете, изучая которую нам предстоит сделать множество открытий, узнать о её тайнах, законах, окунуться в мир неизведанного, методом проб и ошибок добраться до истины, до истоков мироздания.

Вряд ли можно точно назвать число наук, изучающих Землю. Это и давно сложившиеся, и совсем молодые, появившиеся недавно.

Первую попытку воссоздать величественную картину под названием "Земля" сделал австрийский геолог Эдуард Зюсс. В своей работе "Лик Земли" он впервые ввёл понятие земной оболочки - сферы. Атмосфера, гидросфера, литосфера - это оболочки Земли, которые проникают друг в друга и чёткие границы между ними провести невозможно.

Позднее великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский дал определения земных оболочек. (слайд № 3)

Владимир Иванович Вернадский

Вспомните что такое атмосфера, гидросфера, литосфера и выполните задание № 1. (Приложение 1). Стрелочкой соедините понятие с соответствующим ему определением.

А теперь давайте посмотрим, как определил эти понятия В.И.Вернадский.

- Атмосфера - воздушная оболочка Земли, самая подвижная. Нижняя ее граница - поверхность воды и суши. Верхняя простирается на расстояние примерно 1300 км. (слайд № 4)

- Гидросфера - водная оболочка Земли, охватывает океаны, моря, континентальные водоёмы, ледовые покровы. (слайд № 5)

- Литосфера - верхняя твердая оболочка Земли, включающая земную кору. Сверху она ограничена атмосферой и гидросферой. Толщина литосферы оценивается по-разному: от 50 км до 200 км. (слайд № 6)

Давая названия оболочкам, Э.Зюсс предложил и термин "биосфера". По мнению ученого биосфера представляет собой "сплошной покров из живого вещества".

Биосфера охватывает часть атмосферы, верхнюю часть литосферы и гидросферу. (слайд № 7)

Верхняя граница биосферы проходит на высоте приблизительно 20 км над поверхностью Земли, а нижняя - на 6-7-километровой глубине.

Биосфера не только "покров из живого вещества", но и среда обитания миллионов видов живых существ, в том числе и человека.

Что же объединяет живые существа, например, в лесу или на лугу - деревья, цветы, порхающих над ними бабочек?

Приглядевшись, легко обнаружить, что гусеницы бабочек питаются листьями растений. Бабочкам и шмелям необходим нектар, который дают им цветы, а плоды с семенами у растений могут завязываться только после опыления цветов насекомыми. (схема № 1) (Приложение 2)

Словом, в природе всё взаимосвязано.

Целостный природный комплекс, включающий в себя живые организмы и неживые компоненты среды обитания, называется экосистемой. Это понятие ввёл английский учёный А.Тенсли. (слайд № 8)

Примерами экосистем могут служить озеро, массив леса, участок пустыни, океан. (слайд № 9)

К среде обитания относятся климат (температура, давление), воздух, вода, почва.

Живые организмы, входящие в любую экосистему делятся на три группы: "кормильцы", "едоки", "мусорщики".

- "Кормильцы" - живые организмы, которые сами могут создавать себе питание, которое затем могут использовать другие организмы. К ним относятся все растения и их называют "продуцентами". Основными продуцентами в океане, да и в любом водоеме является фитопланктон, т.е. микроскопические водоросли, плавающие в толще воды. На суше - это травы, кустарники и, конечно же, деревья.

- "Едоки" - живые организмы, которые сами не могут создавать себе питание и потребляют вещество, запасенное растениями. Они носят название "консументы".

- "Мусорщики" - живые организмы, питающиеся останками умерших растений и животных. Их называют "редуцентами". К редуцентам относятся грибы и бактерии, разрушающие мертвые стволы деревьев, личинки мух и жуков, питающиеся пометом животных, гиены и грифы, поедающие падаль. Редуценты убирают и перерабатывают горы отходов, превращая их в полезные продукты, которые опять используются организмами. (слайд № 10)

Наш урок был посвящен аквариуму. Что же такое аквариум? В определении задания № 4 зачеркните ненужные понятия и дайте определение аквариуму.

  • Что входит в состав данной экосистемы? (живые организмы и среда обитания) Впишите в соответствующие клеточки.
  • Что относится к живым организмам? (растения, животные, микроорганизмы)
  • Впишите в соответствующие клеточки схемы.
  • Что относится к среде обитания? (вода, грунт, воздух, свет)
  • Впишите в схему.

А теперь давайте посмотрим, какую красоту может создать человек, зная законы природы и с любовью к ней относящийся.

Однажды летом Лена зачерпнула в озере це-лую банку воды, посадила туда карасей и ста-ла наблюдать. Каждый день воду приходилось менять, иначе она мутнела и рыбам стано-вилось нечем дышать. Лене было непонятно, почему её маленький аквариум требовал по-стоянного внимания, и она спросила об этом Мишу.

Брат напомнил Лене, что аквариум это маленькая искусственная экосистема. Экосистема устойчива только в том случае, ес-ли в ней действуют законы природы. Миша посоветовал Лене вспомнить всё, что она зна-ет об экосистемах.

Попробуем проследить роль различных оби-тателей аквариума в круговороте веществ .

Зелёные растения («кормильцы») производят на свету из простых веществ органическую пищу и кислород для себя и для всех обита-телей аквариума. Мелкие рачки (дафнии и циклопы), моллюски и рыбы используют для дыхания кислород (растворённый в воде) и выделяют углекислый газ, который снова поглощается растениями.

Но сделать аквариум настоящей экологиче-ской системой — такой, которая могла бы существовать без вмешательства человека, — очень трудно. Для этого растения и животных в аквариум нужно подбирать со знанием дела.

Давай познакомимся с обычными обитателя-ми аквариумов. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями . На самом деле, кроме водорослей, в аквариум обычно помещают и некоторые цветковые рас-тения с красивыми листьями. Цветут они очень редко, но живут в аквариуме долго.

Самые распространённые обитатели аквариу-мов — рыбы . Познакомься с основными вида-ми аквариумных рыб. Большинство из них ро-дом из тропиков, поэтому вода в аквариуме должна быть тёплой — от 20 до 27 °С. Наибо-лее популярны гуппи и меченосцы , так как они очень неприхотливы и их легко содержать.

Конечно, не все рыбы, которых держат в аквариуме, родом из тропиков. Давным-давно в Китае из золотого карася , родственника на-шего карася, вывели золотых рыбок . Посколь-ку караси живут в умеренном климате, золо-тых рыбок по сравнению с тропическими со-держат в более холодной воде. Материал с сайта

Кроме рыб в аквариум иногда помещают других животных : моллюсков , раков , черепах . Самые распространённые из них обитатели ак-вариума — моллюски катушки . Реже можно встретить более крупных улиток ампулярий .

Очень часто освещённые стёкла аквариумов зарастают зелёной тиной — мельчайшими во-дорослями. Они выделяют живительный кисло-род, но загораживают свет. На помощь прихо-дят улитки-катушки , которые счищают водо-росли со стекла.

Раков и черепах можно видеть в аквариу-мах гораздо реже. Ведь они — хищники и поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому раков и черепах лучше со-держать отдельно от рыб.

Если ты всерьёз захочешь, чтобы у тебя до-ма была своя маленькая искусственная эко-система, последуй сначала хорошему совету. Найди книгу об аквариумах и внимательно прочти её. Тогда твой подводный мир полу-чится по-настоящему устойчивым и долго бу-дет радовать тебя.

На этой странице материал по темам:

  • Все про экосистему аквариума

  • О каких обитателях аквариума забыла лена

  • Аквариум-искусственная экосистема и его обитатели

  • Сообщение об аквариумах

  • Сделайте вывод об устойчивости искусственной экосистемы аквариума

Вопросы по этому материалу:

Аквариумные рыбки - одни из самых популярных домашних питомцев, что легко объяснимо: они красивы, и, на первый взгляд, неприхотливы. Действительно, с ними не нужно гулять, они не грызут туфли и не отдирают обои. Но каждый аквариумист должен понимать, что в его руках - экосистема в миниатюре, о которой нужно постоянно заботиться. Как это правильно делать? Читайте наши советы, и узнаете!

Выбираем аквариум

Итак, вы решили завести рыбок. Прежде всего, надо приобрести не их самих, а подходящий аквариум. Стеклянная банка - неподходящий вариант. Ведь наша цель - создать для живых существ условия, максимально приближенные к естественным. А поддерживать биологическое равновесие легче в емкостях большого объема.

Для новичков оптимален вариант от 60 до 170 л. Обратите внимание: минус круглых аквариумов в том, что изогнутое стекло искажает изображение, кроме того, их стенки труднее очищать от налета. Лучше всего приобрести готовую емкость в специализированном магазине. Очень важно, чтобы при изготовлении аквариума не использовались токсичные клеящие вещества. Металлический каркас также может нанести вред живым организмам из-за образования ржавчины.

Готовимся к заселению

О том, что в аквариум нужно наливать водопроводную воду, которая постояла несколько дней, знают почти все. Но если сразу поместить в нее растения и рыб, все может закончиться плохо. Прежде надо дождаться, пока в искусственном водоеме не наладятся те же процессы, что и в естественном. Для нормального функционирования экосистемы необходимо, чтобы аммиак, который попадает в воду из отходов жизнедеятельности рыб, разложившихся остатков корма и частей растений, перерабатывался бактериями-нитрификаторами. Как запустить этот цикл?

Первым делом промойте, а лучше прокипятите грунт, и уложите его на дно аквариума с водой. Мелкий песок не подойдет, поскольку в него с трудом проникает кислород.

Затем высадите растения - начать можно с элодеи. Пластиковые кустики могут выглядеть симпатично, однако они никогда не станут важным компонентом экосистемы.

Действенный метод запуска азотного цикла - использование биофильтра, находившегося не менее 6 недель в другом, уже заселенном аквариуме. На губке-наполнителе такого фильтра находятся все необходимые бактерии. Некоторые также советуют добавить немного сухого корма для рыб, растертого в мелкую пыль.

Если вода помутнела, не надо ее выливать! Это всего лишь стадия на пути к «созреванию». Примерно через неделю она вновь станет прозрачной.

Проверить готовность аквариума к заселению помогут наборы тестов. Благодаря им легко выяснить содержание в воде аммиака (должно быть близким к нулю) и показатель рН (норма - 7,1 - 7,8).

Кроме фильтра, для создания комфортных условий в аквариуме потребуется компрессор, обогащающий воду кислородом. Также не забудьте купить специальный термометр, сачки, сифон для очистки грунта и скребок для стекол.

В дальнейшем надо будет периодически производить частичную подмену воды, но ни в коем случае не обновлять содержимое аквариума полностью.

Покупаем рыбок

Оказавшись в зоомагазине, не позволяйте глазам разбегаться, а мозгу - отключаться и не забывайте главные правила:

  • в одном «доме» не смогут ужиться агрессивные и безобидные рыбки. При этом одни живут парами (скалярии, циртокары), другие - стаями (неоны, тетры). Изучите их повадки заранее и составьте список.
  • некоторые виды, вырастая, значительно увеличиваются в размере. Подумайте, готовы ли вы покупать для них новый огромный аквариум?
  • рыбам нужно пространство, поэтому не перенаселяйте аквариум. Например, на одну золотую рыбку должно приходиться не менее 5 литров воды.
  • Начинающим аквариумистам лучше всего завести наиболее живучих рыбок - гуппи, меченосцев, данио рерио. А вот с арованой или дискусами лучше подождать.

Типичные ошибки

Перепады температуры. Перемещение из прохладной воды в более теплую - стресс для ваших питомцев, от которого они могут погибнуть. По этой причине транспортировку рыбок из магазина лучше производить в термосах. Не стоит устанавливать аквариум вблизи отопительных приборов или на подоконниках.

Дешевый сухой корм. Рыбкам, как людям, необходимо сбалансированное питание, включающее белок, витамины, микроэлементы. Если вы не готовы хранить в холодильнике мотыль (личинок комара) и трубочник, это не значит, что живой корм можно полностью заменить первым попавшимся порошковым. Подходящая альтернатива - качественные гранулированные корма, обогащенные различными веществами. Дозируйте корм аккуратно - недоеденные частички будут разлагаться и портить воду.

Отключение фильтра на ночь. Сильный шум компрессора мешает уснуть? Не стоит располагать аквариум в спальне. Отключение прибора может нанести сложившейся экосистеме большой ущерб.

Резкое выключение подсветки. В природе солнце не заходит за горизонт мгновенно. И вы тоже должны снижать интенсивность освещения постепенно: сначала выключите лампу над аквариумом, потом - свет в комнате. Включив лампу в полной темноте, вы так же рискуете здоровьем рыб: они могут удариться о стекло и травмироваться.

«Скорая помощь»

Рыбки плавают у поверхности и хватают воздух ртом, и у них покраснели жабры? Это симптомы отравления аммиаком. В таком случае можно применить профессиональные средства, которые добавляют в воду. Кормить рыб следует реже. Обратите внимание на фильтр - возможно, он недостаточно мощный.

На стенках аквариума, грунте и растениях расплодились водоросли? Постарайтесь их очистить, усилить приток кислорода, снизить количество света. И завести главных борцов с сине-зеленой напастью - сомиков-прилипал, которые употребляют эти водоросли в пищу.

Море внутри: аквариум с соленой водой

Коралловыми рифами и их обитателями можно любоваться бесконечно. Если вам захочется наблюдать за этим ярким миром не только во время путешествий или по телевизору, но и у себя в квартире, учтите, что содержание морского аквариума потребует не меньше затрат и времени, чем пресноводного. Помимо, собственно, аквариума, вам понадобится:

  • Специальная соль. Ни в коем случае нельзя использовать обычную пищевую или соль для ванн!
  • Устройство для подготовки воды. «Морской» раствор рекомендуется готовить на основе дистиллированной или пропущенной через установку обратного осмоса воды.
  • Помпа для создания течения. Многие обитатели глубин привыкли существовать в условиях постоянного движения водных потоков.
  • Скиммер (пенник). Этот гаджет убирает лишние органические примеси и насыщает воду кислородом.
  • Гидрометр для измерения солености воды. При температуре 25 градусов этот показатель должен составлять 1,022-1,027 г/мл.

Кроме того, вам не обойтись без специальных ламп и терморегулятора для поддержания нужной температуры воды. Как и пресноводный, морской аквариум должен «созреть», поэтому запускать рыб в только что налитую воду недопустимо. Начать стоит с закладки промытого грунта (кораллового песка, например) и так называемых «живых камней», в порах которых находятся нужные для правильного баланса бактерии и личинки различных организмов. Затем специалисты рекомендуют подождать не менее месяца, и только потом осуществить запуск.

Если это ваш первый морской аквариум, выбор стоит остановить на рыбках-клоунах или хромисах. Кроме мягких и твердых кораллов, в вашем личном океане можно поселить актиний, синепалых раков, креветок.

Оставлять такое «подводное царство» без присмотра на время отпуска крайне опасно, поскольку системы очистки и обогрева могут дать сбой - например, из-за временного отключения электроэнергии.

2.1 Аквариум как модель экосистемы: общая характеристика объектов

Наиболее простое определение: аквариум -- это сосуд для содержания водных организмов. Не сразу выявлено понимание взаимосвязи между аквариумными растениями и животными. И появилось другое определение: аквариум -- емкость, в которой в водной среде содержатся животные и растения. Появились аквариумы со стеклянными стенками, с укорененными в грунте растениями, с дополнительным освещением, аэрированием воды, разнообразным видовым составом живых организмов.

Наконец, пришло понимание, что аквариум можно рассматривать как искусственную модель водоема. Появилось определение: аквариум -- это прибор, представляющий действующую модель водоема, управляемую человеком. Такое определение аквариума наиболее научно. В то же время оно подчеркивает роль и значение человека, зависимость жизнедеятельности модели от знаний, опыта, внимания и ответственности того, кто ею управляет Полонский А. С. Рыбы в аквариумах и приусадебных водоёмах М. «ВНИРО» 1996 - С.42.

Но и это не последнее из определений. Аквариум -- модель экосистемы. В аквариуме сосредоточены четыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые, так называемые абиотические вещества (грунт, вода и т. д.) и три группы живых существ -- фотосинтезаторы (водоросли и высшие водные растения), потребители (животные всех видов, от инфузорий до рыб, растительноядные и хищные), наконец, разрушители (бактерии и грибы, существующие за счет мертвых тканей растений и животных; они перерабатывают ткани до простых веществ, пригодных для усвоения растениями). Кроме того, в аквариуме происходит круговорот веществ, подобный круговороту веществ в природе. Система аквариума, до известных пределов, обладает определенной устойчивостью, способностью восстанавливать нарушенное равновесие.

Элективные курсы - это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Реализуются они за счет школьного компонента учебного плана. Как и любой другой вид учебной деятельности, курсы по выбору имеют свои особенности...

Влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного возраста на их взаимодействие со сверстниками

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях...

Возможности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по изобразительной деятельности

Информационные технологии (ИТ, также -- информационно-коммуникационные технологии) -- процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы...

Инструкционные карты по теме "Работа в векторном графическом редакторе CorelDRAW"

Данная тема ориентирована на дисциплину "Компьютерная графика и моделирование". Отводится 12 часов на изучение темы. Данная дисциплина ориентирована на студентов педагогических вузов, по специальности профессиональное обучение (информатика...

Исследование возможности наполнения темы "Элементы II группы периодической системы Д.И. Менделеева" прикладным и экологическим содержанием посредством проведения интегрированных уроков

К щелочноземельным металлам относятся следующие элементы главной подгруппы II группы Периодической системы: кальций, стронций, барий и радий. Магний имеет ряд сходных со щелочными металлами свойств...

Коррекционно–развивающая работа педагога над эмоциональным барьером общения с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития

Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно - оценочного характера, есть общение . Общение характеризуется, прежде всего...

Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности детей

«Есть что-то удивительное в том, что как соединяются между собой развивающие ребёнка начала - игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх...

Организация проектной деятельности в условиях ДОУ

Наименование дошкольного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного развития воспитанников №24 «Искорки» (МДОУ №24...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР на занятиях изодеятельностью

эмоциональный психический изотерапия дошкольник В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего...

Разработка учебно-методического обеспечения по теме "Цветовые гармонии в натюрморте"

Тема: «Цветовые гармонии в натюрморте» изучается в пятом семестре, на третьем курсе обучения. Общее количество часов, отведенных на изучение темы: 18 часов. Из общего количества часов на лекции уделяется 6 часов, на практическую работу 4 часа...

Региональный рынок образования

«Институт безопасности предпринимательства Алтайский край» был образован в январе 1999 года в целях содействия предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности бизнеса в условиях рыночной экономики...

Сетевая форма реализации образовательных программ

Лачева А.А. 1 Смирнова А.А. 1

Салова Н.К. 1

1 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа поселка Ярославка» ЯМР

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

«Для увлекающегося и любопытного человека аквариум - это не только эстетическое удовольствия, но и прекрасная возможность приобретения знаний самого обширного круга, это маленькое окно в большой, сложный и удивительный мир живых существ» (А. С. Полонский).

Понятие экосистема обычно применяют к природным объектам разной сложности и размеров: тайга или небольшой лес, океан или маленький пруд. В них функционируют сложно уравновешенные природные процессы. Существуют также биологические системы, созданные искусственно. Примером может служить экосистема аквариума, необходимое равновесие в которой поддерживается человеком. Аквариум - маленькая искусственная экосистема, структура которой мало отличается от природной. Составляющими экосистемы являются биотоп и биоценоз. В аквариуме неорганической природой (биотопом) служит вода, грунт, их свойства. Она же включает в себя объем пространства водной среды, ее подвижность, температуру, освещенность и другие параметры. Необходимые свойства среды обитания создаются и поддерживаются человеком. Он кормит обитателей аквариума, заботится о чистоте грунта и воды. Тем самым создает лишь модель экосистемы, а ее устойчивость зависит от того, насколько учтены все условия.

Цель работы: изучить влияние факторов среды на устойчивость экосистемы аквариума.

Определить значение абиотических факторов в школьном аквариуме, сравнить их с оптимальными;

Описать функциональные группы организмов аквариума, их влияние друг на друга

Сделать вывод об устойчивости экосистемы аквариума

Актуальность темы заключается в том, что аквариумы широко используются как оригинальный элемент интерьера в квартирах, учреждениях, в школах. Вместе с тем он доставляет много хлопот по уходу за обитателями. На занятиях объединения «Юный эколог» мы рассматривали аквариум как экологическую систему и решили выяснить значение различных факторов на ее устойчивость. Гипотеза исследования:если обустроить аквариум с учетом закономерностей естественных экологических систем, то равновесие в нем будет сохраняться долго и он потребует минимального ухода.

Методы исследования:

Наблюдение

Измерение

Световая микроскопия

Сбор литературных источников

Использование интернет - ресурсов

Оборудование:

Цифровой микроскоп

Цифровой фотоаппарат

Биологическая микролаборатория

Цифровая лаборатория Relaf Late

Аналитические весы

2. Основное содержание

2.1 Абиотические факторы

Подготовку аквариума начинают с грунта. В грунте укореняются растения, из него же они берут незначительное питание, на его поверхности удерживается грязь. В качестве грунта обычно используют речной песок и гравий. Обычный речной песок темного цвета средней или крупной зернистости укладывают на дно аквариума в один слой толщиною в 4—5 см. Песок предварительно промывают, интенсивно помешивая до тех пор, пока сливаемые порции воды становятся прозрачными. Мы используем крупнозернистый речной песок и речную гальку, при этом обязательно кипятим их в течение 1 часа. Под слой песка можно внести немного глины, это положительно сказывается на развитии растений.

Основными параметрами и показателями качества аквариумной воды являются:

Жесткость воды (hD);

Водородный показатель (pH);

Наличие растворенного кислорода

Температура

Жесткость аквариумной воды (hD) обусловлена наличием в ней карбонатов и гидрокарбонатов кальция и магния. Их концентрация составляет общую жесткость, которую можно разделить на временную (KH) и постоянную (GH). Временная жесткость аквариумной воды (КН) - это концентрация углекислых солей кальция и магния. Такая жесткость может меняться в течении суток и зависит от интенсивности фотосинтеза. Постоянная жесткость аквариумной воды (GH) - это количество растворенных сульфатов и хлоридов кальция и магния. При кипячении такой воды концентрации этих катионов и анионов практически не изменяются - отсюда и название «постоянная жесткость». Жесткость воды имеет важнейшее значение для жизни аквариумных рыб, так как соли кальция и магния используются для построения скелета. Для различных видов аквариумных рыбок показатели жесткости воды различны, большинство комфортно себя чувствуют при жесткости от 3-15° hD, изменение ее в ту или иную сторону может привести к ухудшению самочувствия рыбок, к нарушению функции размножения и оплодотворения икры.

Общая жесткость аквариумной воды измеряется немецкими градусами (hD). 1° hD - это 10мг окиси кальция в 1литре воды.

Аквариумная вода с параметрами жесткости:

от 1 до 4° hD - очень мягкая;

от 4 до 8° hD - мягкая;

от 8 до 12° hD - средней жесткости;

от 12 до 30° hD -очень жесткая;

В поселке Ярославка вода очень жесткая, мы снижаем ее с помощью фильтрации, используя фильтр «Арго» и отстаивания в течение 1-2 дней. Измерение общей жесткости аквариумной воды методом титрования мыльным раствором показывает жесткость воды в пределах 7-8 hD.

(Измерения проводились 2 раза в месяц в течение пяти месяцев). Водородный показатель воды (pH) определяет нейтральную, кислую и щелочную реакцию воды. Аквариумная вода с параметрами pH: - от 1 до 3 - сильнокислая; - от 3-5 кислая; - от 5-6 слабокислая; - 7 нейтральная; - 7-8 слабощелочная; - 10-14 сильнощелочная. Большинство аквариумных рыбок предпочитают pH от 5,5 до 7,8. При необходимости кислотность воды можно изменить: если необходимо снизить - подкисляют воду настоем торфа; если необходимо увеличить - используют пищевую соду. Мы проверяем кислотность аквариумной воды с помощью индикатора pH цифровой лаборатории Relab Lite, она равна 7,76 (на момент измерения 05.02.18г.) и колеблется в пределах 7,3-7.8.

Кислород необходим для жизни всех обитателей аквариума. Есть научные расчеты, показывающие, что молекулы кислорода из воздуха, граничащего с поверхностью воды, только за счет процесса диффузии могут углубиться не более чем на 1,86 см за сутки. Это очень медленно. Чтобы растворить в воде достаточное для жизни аквариума количество кислорода, аквариумную воду надо искусственно кислородом насыщать. Делают это с помощью специальных аквариумных компрессоров и фильтров.Содержание кислорода в воде аквариума должно быть от 5 - 7 мл/л кислорода для требовательных рыб, 3 - 4 мл/л - неприхотливых. Однако острой необходимости специально тестировать воду на содержание кислорода обычно нет. Если рыбы ухаживают друг за другом, проявляют другие формы активности, ярко окрашены и нормально едят, не задыхаясь (то есть не поднимаясь к поверхности тяжело и часто дыша) после еды, то с кислородом в аквариуме всё в порядке. При необходимости узнать о недостатке кислорода можно с помощью аптечной 3% перекиси водорода. Если её добавление в аквариум в количестве 15 мл на 100 л вызывает заметное оживление рыб, опускание их в нижние слои воды, где они до этого не плавали, то в аквариуме кислорода было маловато. Следовательно, не обеспечена аэрация воды или аквариум сильно перенаселён. В нашем аквариуме установлен внутренний фильтр с функцией подкачки воздуха, он обеспечивает концентрацию кислорода 5-6 мл/л. (рассчитана производителем фильтра для аквариумов объемом 130л), это объем нашего аквариума.

Температура воды

Рыбы - это хладнокровные животные, полноценная жизнедеятельность которых обеспечивается за счет постоянства температуры воды в среде обитания. Температура тела рыбы превышает температуру воды примерно на 1 о. Изменение температуры среды обитания непосредственно влияет на состояние здоровья хладнокровных организмов. Все виды рыб имеют свой верхний и нижний порог t o . Рыбы чувствительны к тем параметрам, которые выходят за пределы допустимых. Когда граница нарушается на несколько градусов, здоровье рыбок резко ухудшается. Частые и резкие перепады температур негативно сказываются на их самочувствии. Чтобы поддерживать оптимальный режим температур в аквариуме, нужно знать допустимые температурные режимы для тепловодных и холодноводных рыб. Для тепловодных рыбок t o воды ниже 18-20 градусов считается недопустимой. У аквариумных рыб этой категории получается выжить и в более низких диапазонах на протяжении длительного времени. Но этой рыбе требуется много кислорода и пространства, необходима хорошая аэрация. Для холодноводных рыб подойдет аквариум без подогрева, 14-25 градусов для них - максимум. Они также нуждаются в обилии растворенного кислорода. Медленное изменение на 2-4 градуса не приводит к трагическим последствиям. Наш аквариум разновидовой, но почти все виды рыб (кроме золотой) -тепловодные, поэтому термометр автоматически поддерживает температуру 25 градусов.

Интенсивность и продолжительность освещения влияет как на рыб, так и на состояние растений, причем им она гораздо важнее. Излишняя продолжительность и малая интенсивность приводит к возникновению водорослей, которые очень быстро размножаются и покрывают собой не только высшие растения, но и стенки аквариума и элементы декора.Для освещения используют специализированные люминесцентные лампы. Комфортное освещение аквариума лежит в пределах от 0.5-0.65 Вт/литр. При таком освещении комфортно себя чувствуют большинство растений, рыбки приобретают более яркую и контрастную окраску. В нашем аквариуме в крышку в крышке закреплены две люминесцентные лампы. При освещении аквариума необходимо соблюдать следующие правила:1. Не устанавливать аквариум в таком месте, куда бы падали прямые солнечные лучи - это приведет к возникновению огромного числа различных микроскопических планктонных водорослей и к зацветанию воды.2. Продолжительность освещения должна колебаться в пределах 9-12часов в сутки.

2.2 Биотические факторы

2.2.1 Продуценты

В аквариуме, как и в естественных экосистемах, должны быть три функциональные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. От их оптимального сочетания и зависит устойчивость экосистемы аквариума. Роль растений в аквариуме огромна. Они являются поставщиками кислорода, которым дышат рыбы да и сами растения, и, что не менее важно, потребителями углекислого газа, выделяемого и теми и другими, — все это происходит в разных количествах в зависимости от времени суток. Растения, особенно мелколиственные, играют роль естественных фильтров, удерживающих на себе мельчайшие взвешенные в воде частицы неорганических веществ. Помимо того, они необходимы как укрытия для небольших, физически слабых рыб и как субстрат (основа) для откладывания икры во время нереста икромечущих рыб. Сочная мягкая растительность - незаменимый источник натуральных витаминов, микроэлементов и других биологически активных веществ. Используя цифровой микроскоп, мы обнаружили в аквариуме одноклеточные водоросли хламидомонаду и хлореллу.Хлорелла имеет сферическую форму, ее размер от 2 до 10 мкм. Она является активным продуцентом биомассы с большим процентным содержанием полноценного белка, жиров, углеводов, витаминов. Скопления этих водорослей образуют зеленый налет на стенках аквариума, на камнях. Хлорелла обогащает воду кислородом и является пищей для некоторых инфузорий. Хламидомонада - одноклеточная водоросль продолговатой грушевидной формы. Ее питание может быть как автотрофное, так и гетеротрофное. Так, в условиях достаточной освещенности в процессе фотосинтеза поглощается солнечная энергия, и синтезируются органические вещества в клетке водоросли. При недостатке света водоросль способна всасывать растворенные в воде органические вещества через клеточную стенку, переходя на гетеротрофный тип питания и таким образом участвует в биологической очистке воды. На поверхности воды плавает печеночный мох риччия, который участвует в обмене минеральных и органических веществ, создает тень, является хорошим укрытием для мальков; в нем хорошо плодятся простые инфузории, а это прекрасный корм для мелких рыб. Остальные растения относятся к высшим и делятся на три группы: плавающие на поверхности воды (ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валлиснерия спиральная, криптокорина, эхинодорус).

2.2.2 Консументы

Основные консументы в аквариуме - рыбы. Они представлены видами: Моллинезия черная, сомик Анциструс, сом Таракатум, Скалярия, Золотая рыбка, Тетра, Гурами мраморный, Лабео. Гурами-лабиринтовые рыбы, у них есть особый орган - лабиринт. Он выполняет очень важную функцию: позволяет особям дышать атмосферным воздухом, не отфильтровывая кислород из воды жабрами. Именно поэтому они отличаются высокой выживаемостью. Всего в аквариуме 20 рыбок - это оптимальное количество для аквариума объемом 150 литров. Кроме рыбок в аквариуме есть улитки - мелании, ампулярии, катушки и микроскопические животные:

Одноклеточные - Инфузории (Инфузория-Трубач, Спиростомум, Инфузория - туфелька, Сувойки, Стилонихии); Раковинные амебы (Арцелла, Небела).

Многоклеточные организмы: различные виды водных клещей, имеющих разную окраску, а так же круглые черви - уксусные угрицы.

2.2.3 Редуценты

Они представлены сапрофитными бактериями; детритными частицами питаются хламидомонада, раковинные амебы, сомики, улитки.

2.3 Характеристика способов питания и пищевых цепей в экосистеме аквариума

У аквариумных растений питание почвенное и с помощью фотосинтеза; рыбки получают готовый корм, его количество должно быть строго ограниченным, так как остатки корма могут вызвать порчу воды. Среди инфузорий есть виды всеядные (полифаги) и с более узкой пищевой специализацией (монофаги). В качестве полифагов можно назвать трубача и стилонихию, которые питаются одноклеточными водорослями, бактериями, мелкими видами инфузорий. Другие инфузории предпочитают однородную пищу (растительную или животную). Так, например, туфелька и сувойка питаются преимущественно бактериями и продуктами гниения, а стилонихия главным образом поедает мелких инфузорий. Раковинные амебы питаются одноклеточными водорослями, бактериями, детритными частицами; нематоды - растительной пищей и бактериями; клещи - типичные хищники. Таким образом, в аквариуме есть все функциональные группы организмов - продуценты, консументы различных порядков, редуценты; они образуют много пищевых цепочек, например:

Водоросли нематоды рыбы Водоросли инфузории рыбы Детрит бактерии инфузория -туфелька стилонихия клещ Инфузория-туфелька моллюскиХламидомонада инфузория-туфелька дафния;Зеленые водоросли лабео;Бактерии дафния неон

Цепи питания в аквариуме короткие, так как необходимо постоянное внесение корма для рыб человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев.

2.4 Устойчивость экосистемы аквариума

Чтобы рыбки жили долго, да еще и приносили потомство, необходимо в аквариуме поддерживать биологическое равновесие. Под биологическим равновесием понимают такое состояние водной среды, при котором продукты жизнедеятельности рыб и других обитателей успевают разрушиться, не принося им вреда, а физические свойства воды (прозрачность, цвет и др.) остаются почти без изменений.

Наш аквариум является устойчивой экосистемой, так как мы грамотно спланировали его:

Правильно подобрали грунт и оборудование; - Виды растений, рыб, моллюсков и их количество соответствуют условиям абиотических факторов; - Все параметры водной среды регулярно отслеживаются и при необходимости корректируются.

Благодаря достаточно большому видовому разнообразию всех обитателей аквариума его экосистема очень устойчива и требует минимального ухода.

3. Заключение

Выполняя проект, мы изучили правила обустройства аквариума, научились готовить временные микропрепараты, работать с цифровым оборудованием, ухаживать за обитателями аквариума и проводить наблюдения за ними, представлять результаты своей работы.

Эта работа нас очень увлекла, мы определили для себя направления дальнейших исследований:

Влияние на обитателей аквариума факторов окружающей среды

Изучение различных форм размножения и развития обитателей аквариума

Библиографический список

1. В.В. Сивкова. Справочник школьника нового типа.

2. В.Ф. Натали. Зоология беспозвоночных, Москва, «Просвещение» 1975г.

3. К. Вилли. Биология, Москва «Мир», 1974г.

4. Жизнь животных, т1, Москва, «Просвещение», 1987 (под редакцией Ю.И. Полянского).

5. В.П. Герасимов. Беспозвоночные животные (изучение в школе).М., Просвещение, 1978г.

6. М.А. Козлов, И.М. Олигер. Школьный Атлас-определитель беспозвоночных.

М. «Просвещение», 1991г.

Интернет - ресурсы:

http://ru/wikipedia.org

http://www.aqa.ru/fo...

Приложение 1

Приложение 2

«Аквариумные растения»

Хлорелла Хламидомонада

Валлиснерия Элодея

Риччия Эхинодорус

Криптокорина Ряска

Приложение 3

Микроорганизмы

Трубач Спиростомум

Сувойки Стилохиния

Небелла Водяной клещ

Арцелла Инфузория-туфелька

Приложение 4

Моллинезия чёрная Гурами мраморный

Сом Таракатум Золотая рыбка

Сомик Анциструс Лабео