Занятия по семейному воспитанию для подростков. Конспект по семейному воспитанию. Занятие по семейному воспитанию

Конспект занятия

«Мир семьи»

Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим.

Оборудование:

Нарисованная поляна, бумажные птицы, дом с изображением «7-я – наша группа», звезды-оригами, пословицы для игры, раздаточное пособие для практической работы, компьютер с видеосюжетом «Притча о звезде», песни «Мир похож на цветной луг», «Твори добро», афоризмы про семью, фломастеры, свеча.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Давайте дадим друг другу руку, улыбнёмся солнышку – пустим по кругу искорку хорошего настроения.

Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья)

Тема нашего часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Английский психолог, философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – дом, семья. (Показываю плакат в виде дома «7-я – наша группа»)

Что же означает слово «семья» по-вашем? (Дети отвечают по кругу определение «Семья»)

Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно говорит «семья» - это семеро как я. Число семь не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.

Давайте посмотрим инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек». (Просмотр сказки в исполении детей)

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, Как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Воспитатель:

Скажите, ребята, почему погиб лепесток? А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (Ответы детей)

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.

Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет: мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй? Что нас объединяет в семью? (Ответы детей. Затем выбирают карточки с нужными ответами, помещают в дом «7-я – наша группа», делают обобщение).

1.Занятия

2.Досуг

3.Традиции

4.Труд

5.Увлечения

6.Мероприятия

7.Отдых

8.Школа

Послушайте стихотворение о нашей семье.

Воспитанник:

Семья – это наше счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтобы про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

Воспитатель:

Хорошо, когда все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, читать вслух книгу, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, шутить, вместе гулять, играть.

И сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

Игра «Путаница».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий выходит из комнаты. Не расцепляя рук, игроки запутываются в кругу. Задача водящего – вернуть детей в круг.

Воспитатель:

Молодцы! Задание было веселым и интересным, не правда ли? Скажите, что помогло вам справиться с ним? Как удалось достичь цели? (Ответы детей)

Да, взаимопомощь, поддержка, доверие друг к другу помогли вам справиться с этим заданием.

Только понимая друг друга и вежливо относясь друг к другу, можно избежать семейных ссор, поддержка членов семьи поможет справиться с любой трудной ситуацией, а доброта в семье помогает сохранить спокойствие и уют. А самое главное и важное - чтобы в семье был мир и лад.

Мир семьи - это радостный дом, его уют и тепло.

Какие качества важно воспитать в себе, чтобы сохранить этот уютный и теплый мир семьи? (Трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти на помощь, терпимость, взаимопомощь, взаимопонимание, умение уступать друг другу, гостепреимство).

Давайте попробуем создать наш «Мир семьи».

У вас на столах волшебные птицы, которые помогут вам запомнить эти качества. Нужно разместить их на сказочной поляне. (Поочерёдно выходят дети, читают определения качеств, делают обобщение: почему важно воспитывать в себе то или иное качество).

Американский философ Джордж Сантаяна говорил: «Семья – один из шедевров природы». И этот шедевр природы – наш «Мир семьи», где есть уют, тепло и гармония. (Дети поют Песню «Мир похож на цветной луг»)

Но в семье не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Что ещё, по-вашему, необходимо для создания крепкой семьи? (Любовь, уважение, лад, забота, взаимопонимание, терпение, дружба, юмор, такт, хорошее настроение, доброта).

Давайте соберём солнечные лучи в единое целое. (Поочерёдно выходят дети, читают определения к высказыванию «Крепкая семья» и помещают на сказочную поляну вокруг солнца).

Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

«Дом построить – не шапку одеть» - гласит русская народная пословица. В народе существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие помните вы?

    Мой дом – моя крепость.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Дома и стены помогают.

    В семье и каша гуще.

    Семья в куче, не страшны и тучи.

    Яблоко от яблони не далеко падает.

    Дети, что цветы: уход любят.

    Семейное согласие всего дороже.

    В семье разлад, так и дому не рад.

Перед вами пословицы. Но, по ошибке наборщика, они перепутаны. Нужно вернуть им первоначальный вид, соединив стрелками.

1.Когда семья вместе…(так и душа на месте).

2.Семья без детей…(что цветок без запаха).

3.Согласную семью…(и горе не берёт).

4.Семья – печка: как холодно…(все к ней собираются).

5.Дружная семья…(и землю превращает в золото).

6.В семье любовь да совет…(так и нужды нет).

7.На что клад…(коли в семье лад).

8.Изба детьми…(весела).

9.Семья сильна…(когда крыша одна).

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием на «отлично».

Скажите, почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут спутников жизни, воспитывают детей, приобретают друзей? (Ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о семье «Притча о звезде». (Просмотр видеосюжета)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в

дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»!

Воспитатель:

Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили, хочется создать свою счастливую семью.

Весь народ – наша большая семья. История каждой семьи – частица истории Родины. Мы с вами тоже частичка своей Родины. И насколько сплочённой и крепкой будет наша группа, наша семья, зависит от тех качеств, которые вы в себе воспитываете.

Где-то далеко во Вселенной освещает жизненный путь каждой семьи нашей необъятной страны большая яркая звезда.

Звезда – это символ единства и сплочённости. Давайте зажжём свои маленькие звёздочки – символы душевного тепла и покоя, любви, понимания и мира в нашем доме. (Дети прикрепляют сделанные заранее звёздочки по технике «оригами» к окнам дома).

Мне очень хотелось бы, чтобы никогда не угасал этот свет в ваших окнах, где тепло и уютно всем нам.

Постарайтесь, чтобы так и было!

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро».

(Дети поют песню «Твори добро». Зажигается свеча. Она передаётся по кругу).

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом, уютом и любовью.

Благодарю всех за участие, за вашу активность.

Занятие с элементами тренинга

«Этика семейных отношений»

Цели и задачи : расширить представления молодежи о понятиях «семья» и «брак», о конфликтах в семье и способах их разрешения, от чего зависит душевный комфорт в семье; воспитывать гордость за свою семью, любовь к своим родным.

Основные понятия : семья, брак, супруги, отношения, конфликт.

Материал : ватман, бумага, фломастеры, карточки.

Ход занятия :

    Приветствие.

    Что такое семья?

Всем учащимся предлагается на листочках написать, что есть семья в его понимании. Зачитываются ответы.

Каждый из вас по-своему определил понятие «семья». Семья – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми.

Брак = Семья?

Между понятиями «Брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути понятий есть и немало специфического. Ученые доказали, что брак и семья сложились в разные исторические периоды.

Чем, по вашему мнению, отличаются брак и семья?

Брак .

В разных обществах устанавливается разный возраст, начиная с которого можно вступать в брак, по-разному регулируются процессы вступления в брак и его расторжение.

Семейные отношения .

Мини-беседа . Каждая семья – это особый духовно-нравственный мир. Если даже вместе живущим трудно в нем порой разобраться, то тем боле посторонним. Внутрисемейные отношения включают не только глобальные и принципиально важные вопросы, но и множество мелочей. И если у родителей все ладится, то морально-психологическая обстановка в семье теплая и уютная, если нет – отголоски, пусть даже бессвязные, так или иначе доходят до детей. Каждый ребенок по своему переживает родительский разлад.

Страшны ли конфликты в семье?

Смотря какие… Однако бесконфликтных семей не бывает. Может, это дело только родителей? Ведь конфликты бывают часто и по вине детей.

Что такое конфликт?

Это – напряженная нравственно-психологическая ситуация, вызванная спором, разногласиями по конкретным поводам, столкновениям мотивов, интересов, стремлений, чувств, взглядов и поступков людей.

Спокойна, деловая и уютная обстановка в семье зависит от всех совместно проживающих лиц, в том числе и самых юных. Можно выделить ряд условий достижения душевного комфорта в семье.

1. Умение понять и разделить учебные и любительские интересы детей, профессионально-трудовые заботы взрослых.

2. Способность понимать ценностно-мировоззренческие ориентации членов семьи, уважать мнение всех.

3. Объективное и справедливое отношение к родственникам. Еще хуже, когда отношение к ним определяется только материальной помощью, «задабриванием» детей.

4. Создание максимально благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития формирующейся личности, ее склонностей и интересов.

5. Умение поддерживать контакты с интересными и содержательными знакомыми, уважительно относиться к друзьям детей. Желание детей проводить свободное время на виду у взрослых, а не только за запертой дверью.

6. Рациональная организация домашнего труда и отдыха.

7. Поддержание физического равенства полов в быту, дружбы поколений.

Подумайте над сказанным и найдите то, что конкретно сможете сделать сами для домашнего тепла и уюта.

А сейчас возьмем проблему вашего отношения к родителям, дедушкам, бабушкам.

Скажите, разве есть кто-нибудь дороже их?

Так почему некоторые из вас позволяет так бесцеремонно и грубо к ним обращаться, так дерзко себя вести, добиваясь той или иной цели, привилегии, покупки? Не зря говорят в народе, что как дети относятся к родителям, так в будущем ваши дети будут относиться к вам.

Многое в стиле жизнедеятельности семьи и культуре взаимоотношений зависит от того, каков семейный этикет.

Моральный этикет в семье? Не вымысел ли это?

Он действительно существует в обычных семьях, хотя его специально никто не создавал. Правила приличий, манеры, нормы поведения складываются постепенно как бы сами собой, но с учетом времени, обычаев, традиций. Примечательной чертой семейного этикета стало уважительное отношение к женщине, сестре, мужу, брату, родственникам. Установлению здорового микроклимата в семье способствует справедливое и добросовестное распределение домашних обязанностей среди всех членов коллектива.

Все члены семьи должны ставить в известность друг друга куда и на какое время уходят, чтобы поменьше было волнений у тех, кто остается дома.

В семейном этикете немаловажную роль играет взаимная уступчивость; при этом благороднее поступает тот, кто умеет пойти на примирение, уступку, извинение первым.

Семья живет не в замкнутом пространстве, она органически связана с жизнедеятельностью общества. Уроки нравственности и этикета, полученные в отчем доме, вспоминаются, когда человек оказывается в большом океане жизни.

Мозговой штурм

Вспомните и назовите пословицы и поговорки о семье.

«Женился на скорую руку, да на долгую муку»

«Жена мужем красива»

«Красота нужна на свадьбе, а любовь повседневно»

«Заслуги отца сына не спасают»

«Тот дом хорош, где хороши обитатели»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Игра «Идеальные супруги»

Участники делятся на пары. Один человек в паре обдумывает и записывает качества идеального мужа, другой – идеальной жены

Затем все обсуждают свои записи и составляют общий список качеств.

Зачитываются списки. Отвечают на вопросы.

Обсуждение проблемных ситуаций .

Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Зарипова Файруза Амировна, воспитатель
Место работы: ГУ Республики Коми "Детский дом №4" г.Усинска
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
научить правильно, распределять обязанности в семье;
помочь сформировать правильное отношение к семье;
воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
формирование духовных и нравственных качеств личности;
воспитание любви и уважения к семье.
Виды деятельности : беседа – диалог, игра.
Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
(слайд 1)
(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?
(ответы детей)
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы детей)
Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...
(слайд 3)
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
(слайд 4)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.
(слайд 5)
Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
(слайд 6)
(ответы детей)
Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
(слайд 7)
(дети объясняют свой выбор)
Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.
(слайд 8)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».
(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», - а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
(игра, обобщение по результатам игры)
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Здравствуйте, уважаемые родители!

Наверно, каждый из присутствующих в зале хоть раз, но задумывался: правильно ли я воспитываю своего ребёнка, являюсь ли я образцом для своего малыша, хорошо ли ребёнку рядом со мной, что я могу изменить в воспитании своего ребёнка?

Сегодня мы с вами поговорим о методах и стилях семейного воспитания.Прежде чем мы перейдем к активному анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказыванию, которое стало эпиграфом нашего собрания.

1. «Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

2.«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет — вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». (Сухомлинский)

3. Продолжая разговор по данной теме, мне хочется познакомить вас с отрывком из одной притчи, которая заставляет задуматься над многими вопросами

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель! — Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу. — С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец. Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности. — Не он.… И этот не он.… И тот не он… — говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

4. Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой:- Где же обещанный Путник Вечности — А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец. — Но это плачь новорожденного! – ответили люди. — Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель! Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

5. Ребёнок- путник вечности.

6 Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве, а значит, в первую очередь в семье закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

7. Семья – одно из немногих мест, где ребенок может почувствовать себя личностью.

8. Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

9. В одной из школ детям была предложена анкета на тему » Что вы ждёте от своих родителей?»

— С кем в семье ты особенно дружен?

Кому ты чаще всего доверяешь свои секреты?

Всё ли знают о тебе родители?

Понимают ли тебя папа или мама?

Всегда справедливы к тебе в семье?

Что вы ждёте от своих родителей?

10. Результаты.

— Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную и важнейшую роль.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

11. Стили семейного воспитания

— характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Результат: дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Демократический стиль (Учитываются интересы ребёнка. Стиль согласия.)

образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Результат: дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Попустительский стиль( Ребёнок предоставлен сам себе)

Образ действия родителей, отличающийся полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Результат: дети склонны потакать свои слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях.

Хаотический стиль ( Отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет конкретных требований к ребёнку или наблюдаются разногласия между родителями в воспитании) При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родительских реакций правоцирует повышенную тревожность, неуверенность Опекающий стиль

12. Типы воспитания, негативно влияющие на психику ребёнка.

    1.«Кумир семьи»

    2. «Гиперопека»

    3.«Гипоопека»

    4. «Ежовые рукавицы»

    5. «Повышенная моральная ответственность»

    6. «В культе болезни.

13. Кумир семьи

    Ребенок обожаем, любим

    Любая прихоть ребенка – закон

    Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»

    Растет капризным, своевольным эгоистом

    Освобожден от всех обязанностей

14. Гиперопека

    Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

    Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

    Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда

    Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей 15. Гипоопека

    Ребенок предоставлен сам себе

    Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

    Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

    Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

    16. «Ежовые рукавицы»

    Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

    Внушают лишь подчинение

    Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь

    Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста.

17. По типу повышенной моральной ответственности

    На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста

    Свои не оправдавшиеся надежды, родители мечтают реализовать в детях

    Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

18. Воспитание в культе болезни

    Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием

    Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

    Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

    Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

    Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

    Ждет сочувствия и сострадания от всех

    С трудом приспосабливается к действительности

19. Задайте себе вопросы.

— Какой тип воспитания в вашей семье?

Хорошо ли ребёнку рядом с вами?

Что можно изменить в воспитании моего ребёнка?

20. «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей,

не воспитывая себя!».(Л.Н. Толстой)

21. В заключении нашей беседы мне хочется дать несколько советов:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится

ненавидеть

22. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

23. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

24. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

25. Если ребенка хвалят,

он учится быть благородным.

26. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

27. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить людям

28. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

29. Если ребенка высмеивают, он учится быть замкнутым.

30. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире и любить.

31. Пожелание: Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле. И помнить…

Ребёнок- путник вечности.