Возраст от 7 до 10 лет считается. Возрастные категории населения. Возрастные категории людей по годам. Периодизация возрастная с психологической точки зрения

Возраст считается второй важнейшей демографической характеристикой. В демографии возраст – это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Измеряется возраст в годах, в месяцах (на 1 году), неделях (на первом месяце жизни), днях (на первой неделе) и часах (в первые сутки).

Демографические события всегда наступают в том или ином возрасте. При этом частота их наступления меняется с возрастом, т.е. является его функцией. Поэтому в демографии возраст используется как важнейшая характеристика любых демографических событий. Говорят о возрасте смерти (и о среднем возрасте умерших), о возрасте вступления в брак (и о среднем возрасте вступления в брак), о т.н. детородном возрасте и т.д.

Кроме того, возраст является дифференцирующим признаком для выделения возрастных статусов.

Возрастным статусом (ребенка, подростка, молодого человека, взрослого, пожилого и т.д.) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от возраста . Но, даже не смотря на то, что возраст обычно определяется исходя из даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое понятие. Кроме того, в любом обществе устанавливается возрастные роли, или совокупность ожиданий, связанная с возрастным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается, что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20лет (в зависимости от требований квалификации) до 60 лет. Понятно, что для людей, принадлежащих к разным возрастным категориям, общество устанавливает разные нормы.

Примерами формальных возрастных норм являются:

– вступать в брак с 18 лет

– покупать спиртные напитки с 18 лет или 21 года

– выходить на пенсию с определенного возраста

– избираться президентом (с 35 лет) и пр.

Наглядным примером формальных возрастных норм может служить переход школьников из одного класса в другой в соответствии с их возрастом (если их способности в основном не ниже и не выше среднего возрастного уровня).

Другие возрастные нормы менее четко определены; они относятся к числу неформальных. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представления о том, когда должны происходить эти события. Например, предполагается, что после окончания средней (т.е. в возрасте примерно 17 лет) люди незамедлительно должны искать работу или продолжать учебу в колледже (вузе). В самом деле, исследования наводят на мысль, что существуют «социальные часы» или своего рода «расписание», подсказывающее людям, складывается ли их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют тревогу, отстав от этого расписания.


Представление о «социальном расписании» складывается под сильным воздействием возрастных норм. В социальных стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вышла замуж к определенному возрасту (например, к 30 годам), над ней нависает необходимость как можно скорее вступить в брак, чтобы не «остаться старой девой». Стереотип «бездельника» оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: «Ведите себя как положено в вашем возрасте» – мы все (дети, подростки, взрослые) чувствуем, что идем не в ногу со всеми и должны изменить свое положение.

Представления о возрастных периодах конвенциональны и сформировались совсем недавно. Сейчас принято выделять такие этапы: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость.

Понятие о других этапах жизненного цикла «выдуманы» относительно недавно. Раньше не придавалось особого значения этапу, который мы называем юностью, а взрослый возраст не разделялся на отдельные стадии. Он продолжался до тех пор, пока человек не мог уже нормально работать из-за болезни или старческой немощи. Пожилой возраст, в прошлом означавший неспособность работать наравне с другими, стал повсеместно ассоциироваться с выходом на пенсию.

Современные представления о возрастных периодах в жизни человека резюмируются в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Демографическая классификация возраста

Бальзак, описывая внешность героини своего романа «Тридцатилетняя женщина», говорил о «пожелтевшей с возрастом коже лица». Это в тридцать-то лет! Если даже сделать скидку на некоторую доверчивость писателя, и в самом деле принимавшего за правду те цифры, которые считали возможным озвучить молодящиеся светские дамы, всё равно очевидно: в прежние времена люди намного раньше начинали ощущать себя старыми. Гиппократ насчитывал десять периодов жизни человека, которые связывал с перестройкой организма. Эти периоды он объединил в четыре фазы: детство (до 14 лет); зрелость (15-42 года); старость (43-63 года); долголетие (старше 63 лет). В Древнем Риме, видимо, жили дольше. Периоды жизни там выделялись в соответствии с изменением общественного положения индивида: отрочество (до 17 лет, получение тоги взрослого); молодость (до 46 лет, увольнение с военной службы и переход в старший разряд центуриев); преклонный возраст (до 60 лет, прекращение общественной деятельности); старость. Но даже в начале прошлого века жизнь считали практически законченной в сорок лет. В романе Горького «Мать» сорокалетнюю женщину называют старухой.

Не те нынче времена. Мир меняется очень быстро. Ещё в 2005 году большинство опрошенных считали временем наступления старости 50 лет. Буквально за последние семь лет произошли изменения в определении биологического возраста. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44 - 60 лет - средний возраст, 60 - 75 лет - пожилой возраст, 75 - 90 лет - старческий возраст, после 90 - долгожители. Может, это быстрые темпы старения населения планеты вынуждают искусственно повышать пределы работоспособности?

Нет. Ибо новые возрастные границы укладываются в мироощущение современного человека. Согласно проведённому в этом году социологическому исследованию, каждый четвёртый европеец уверен, что старость наступает в 64 года, почти каждый пятый - что в 74 года. Социологические опросы проводились в 31 стране, опрошено более 40 тысяч человек, результаты обобщил британский профессор Доминик Абрамс. Выяснилось, что на Западе 80-летние люди ощущают уход молодости в 52 года, а приход старости - в 69 лет. Женщины отодвигают начало своего увядания ещё дальше. Поменял возрастные рамки и кризис среднего возраста. Полсотни лет назад он наступал в 36 лет, сегодня - в 55.

Некоторые учёные убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на нынешнем этапе она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств, самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представителям старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре - пять раз быстрее, чем общая численность населения.

Глас народа

Вписываются ли в мировую статистику дзержинцы? На сколько лет себя чувствуют? Вот ответы некоторых жителей нашего города.

Надежда Фёдоровна, 60 лет:

На 60 лет и чувствую. До 55-ти ощущала себя моложе своего возраста, а как здоровье ухудшилось, так всё сравнялось. А что сейчас люди стареют позже - и физически, и психологически, думаю, правда.

Павел Николаевич Черненко:

В свои шестьдесят жалею, что мне не двадцать пять. Душа, в отличие от тела, молодой может долго оставаться. Душа моя, наверное, двадцатипятилетняя и есть. Это потому, что я всегда видел перспективу, вёл активный образ жизни. Проработал 37 лет в проходке, из них шестнадцать после пенсии, и одновременно ферму держал. Жить надо завтрашним днём, как только одним сегодняшним днём жить начнёшь, так жизнь и остановится.

Надежда Емельяновна:

Мне 59, здоровье подводит, а стареть некогда - на мне муж больной, мама старенькая. Ей уже девяносто, но она лучше меня знает, что ощущение своего возраста не обязательно должно совпадать с паспортными данными: до 78 лет работала, сейчас старается быть в тонусе, делает посильную зарядку.

Мария Яковлевна, 69 лет:

Ну, лет на 65 себя ощущаю. Моложе почувствовать болезни не дают. Они навалились, как только уволилась с работы. А проработала 52 года закройщицей в КБО. Работу любила, в радость было и общение с людьми. Трудовая активность позволяет чувствовать себя моложе и продлевает жизнь.

Определите свои шансы

Этот тест, разработанный зарубежными учёными, поможет вам со статистической достоверностью определить, насколько велики ваши шансы прожить долго.

1. Кардиологические заболевания.

а) Кто из ваших родителей, бабок и дедов переносил преждевременный сердечный приступ или инфаркт (до 60 лет): никто - 10 очков; один или два - 5 очков; трое или более - 0 очков.

б) В последний раз у меня был уровень холестерина (если это неизвестно, вероятно, придётся ориентироваться на привычки в питании): превосходный (менее 200 мг) - 10 очков; средний (220 мг) - 5 очков; плохой (свыше 240 мг) - 0 очков.

в) В последний раз у меня было кровяное давление:

превосходное (120/70) - 10 очков; неплохое (130/90) - 5 очков; плохое (140/95) - 0 очков. (Для большей точности давление надо измерять трижды в течение суток)

2. Удовлетворённость работой.

Отправляясь утром на работу, я чувствую себя: готовым к новым подвигам - 10 очков; готовым работать, но без особого энтузиазма - 5 очков; не заинтересованным - в конце концов, это лишь работа - 0 очков.

3. Курение.

За последние пять лет я: не курил вовсе - 10 очков; курил время от времени - 5 очков; курил постоянно - 0 очков

4. Физическое состояние.

Для определения физического состояния существует множество показателей, таких как координация движений, эффективность функций дыхания, быстрота реакций, деятельность системы кровообращения и т. д. Для самооценки сравните свою нынешнюю физическую форму с той, что была у вас 10 лет назад.

Я чувствую себя: практически так же - 10 очков; кое-что ухудшилось - 5 очков; у меня возникла необходимость прибегнуть к лечению - 0 очков.

5. Удовлетворенность жизнью.

В общем и целом в последнее время моя жизнь складывается: очень удачно - 10 очков; неплохо - 5 очков; не лучше, чем у других - 0 очков.

6. Самооценка состояния здоровья.

В этом году состояние моего здоровья: превосходное - 10 очков; хорошее - 5 очков; среднее или плохое - 0 очков.

7. Уровень интеллекта.

По моему мнению, за прошедший год интеллект:не изменился - 10 очков; изменился незначительно - 5 очков; память и сообразительность стали хуже - 0 очков.

Подведём итоги:

Показатель «отлично» (90 очков) говорит о том, что вы проживете дольше, чем любой средний гражданин (примерно 78 лет для женщин и 72 года для мужчин).

Показатель выше среднего (от 65 до 90 очков) свидетельствует о том, что вы можете прожить на 3 года дольше средней статистической цифры или более, если вы прошли тест в пожилом возрасте.

Средний показатель (45-65 очков) говорит о средней продолжительности жизни.

Показатель ниже среднего (40 очков) говорит о том, что вам нужно обращать больше внимания на свое здоровье.

Для того чтобы получить более точную оценку состояния здоровья, вам нужно принять во внимание следующие факторы:

Возраст. Следует принимать во внимание ваш возраст во время прохождения теста. Если вам за 50 лет, то показатель 75-90 очков говорит об очень высокой вероятности того, что вы - долгожитель. Тот же показатель в 30 лет менее значим.

Ваш жизненный стиль и привычки. При прочих равных условиях регулярный образ жизни коррелирует с долгожительством. Речь идет о регулярном трёхразовом питании, о ежедневном восьмичасовом сне - в одно и то же время и т. д. Люди, состоящие в браке, как правило, живут дольше, чем одинокие. Потребление алкоголя должно быть минимальным, если не нулевым - алкоголизм сокращает срок жизни.

Организм ребенка, который характеризуется интенсивным ростом и развитием, проходит через определенные, общие для всех фазы, характеризующиеся специфическими анатомическими и физиологическими особенностями, которые называются возрастными. Наличие возрастных особенностей позволяет разделить период индивидуального развития на ряд этапов. Между этими этапами не четких границ, и они в значительной степени условны. Тем не менее выделение таких периодов является задачей весьма актуальной, так как дети одного паспортного (календарного) возраста , но разногобиологического возраста по-разному реагируют на учебную, трудовую и физическую нагрузку. В отличие от паспортного возраста, где межвозрастной интервал составляет один год, биологический (анатомо-физиологический) охватывает несколько лет жизни человека, в течение которых происходят определенные морфологические и функциональные изменения.

В отношении критериев возрастной периодизации до настоящего времени в науке нет единого мнения. Одни исследователи за основу периодизации берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки органов и тканей, другие предлагают руководствоваться так называемой скелетной зрелостью. В возрастной психологии чаще используют периодизацию, основанную на педагогических критериях. Период дошкольного возраста подразделяют в соответствии с группами детсада, школьный возраст подразделяют на три этапа: младший (1-3-4 класс), средний (4-5-7-8 классы) и старший (9-11 класс).

На симпозиуме по возрастной физиологии в 1969 году была рекомендована следующая схема возрастной периодизации:

    Новорожденный 1-10 дней

    Грудной возраст 10 дней - 1 год

    Раннее детство 1-3 года

    Первое детство 4-7 лет

    Второе детство 8-12 лет мальчики

8-11 лет девочки

    Подростковый возраст 13-16 лет мальчики

12-15 лет девочки

    Юношеский возраст 17-21 год юноши

16-20 лет девушки

    Зрелый возраст

1 период 22-35 лет мужчины

21-35 лет женщины

2 период 36-60 лет мужчины

36-55 лет женщины

    Пожилой возраст 61-74 года мужчины

56-74 года женщины

    Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины

    Долгожители 90 лет и выше

В основе приведенной периодизации лежат морфологические, физиологические и психологические критерии, которые включают в себя размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие эндокринной системы, степень полового созревания, мышечную силу, половые особенности. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к другому рассматривается как переломный, критический период.

В педагогике достаточно популярна периодизация, предложенная в 1906 году Н.П.Гундобиным. Согласно этой схеме выделяют 6 периодов:

    Период внутриутробного развития:

    фаза эмбрионального развития (эмбрион);

    фаза плацентарного развития (плод).

    Период новорожденности - 1 день - 1 месяц.

    Грудной, или младший ясельный, возраст - 1 месяц -1 год.

    Период молочных зубов:

    преддошкольный возраст - 1-3 года;

    дошкольный возраст - 3-7 лет.

    Период отрочества (младший школьный возраст) - 8-11 лет.

    Период полового созревания (старший школьный возраст) - 12-16 лет.

Процесс индивидуального развития разделяется на два больших периода: пренатальный и постнатальный. В свою очередь пренатальный онтогенез, который в среднем продолжается двести восемьдесят дней (10 лунных месяцев), делят на две фазы: фазу эмбрионального развития и фазу плацентарного развития.

В период фазы эмбрионального развития, продолжающей от образования зиготы до 8 недель, формируются внешние части тела и внутренние органы. В конце второго лунного месяца эмбрион приобретает человекоподобный вид: различаются голова, туловище, конечности; на голове выявляются рот, нос, глаза, уши и т.д.

После оплодотворения, которое чаще происходит в ампуле маточной трубы, начинается стадия дробления. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) разделяется (дробится) на две дочерние клетки - бластомеры. Через 10 часов после первого дробления происходит второе деление, что приводит к развитию многоклеточного зародыша - морулы (от лат. morum- тутовая ягода). Деление клеток в моруле идет постоянно, их число нарастает в геометрической прогрессии. К концу первой недели развития их становится 100. Развивающийся зародыш принимает форму пузырька - бластоцита (от греч.blastos- зачаток,kysstos- пузырь). В бластоците различают две части - трофобласт и эмбриобласт. Трофобласт, состоящий из одного слоя мелких клеток, является оболочкой бластоцита. Он участвует в питании зародыша и имплантации (внедрении) его в слизистую оболочку матки. Эмбриобласт является скоплением крупных клеток, которое прилежит к трофобласту изнутри. В дальнейшем из эмбриобласта развивается тело зародыша и внезародышевые органы: амнион, желточный мешок, аллантоис и внезародышевая мезенхима.

Начальные стадии дробления происходят в маточной трубе, при этом зародыш продвигается по направлению к матке благодаря сокращению мышечных стенок трубы. Завершается эта стадия в полости матки, где на шестой день беременности заканчивается образование бластоцита.

В начале второй недели развития зародыш начинает внедряться в стенку матки (имплантация). В имплантации зародыша важную роль играет трофобласт, клетки которого выделяют ферменты, расплавляющие ткани слизистой оболочки матки. На этом этапе питание зародыша осуществляется за счет расплавленных тканей. К моменту внедрения в стенку матки зародыш достигает уже значительных размеров. Далее начинается процесс образования клеточных пластов. Эта стадия развития зародыша называется гаструлой (от греч. gaster- желудок). В результате сложных перемещений клеточного материала образуется три зародышевых листка:эктодерма, энтодерма имезодерма , представляющие собой упорядоченные пласты клеток, отличающиеся друг от друга структурой и функцией. Формирование в процессе развития зародыша структурно-функциональных различий клеточных пластов называется дифференцировкой. Эктодерма образует наружную оболочку зародыша. Впоследствии из нее развивается эпителиальная ткань, составляющая наружный слой кожи. Энтодерма выстилает внутреннюю поверхность кишечной трубки, из которой в будущем развивается пищеварительный тракт; из нее образуется эпителий, составляющий внутренний слой пищеварительного канала и дыхательных путей. Мезодерма дает начало почти всем тканям, образующим внутреннюю среду организма.

Развитие зародыша человека характеризуется также образованием провизорных органов, которые существуют временно и выполняют вспомогательную функцию. Образуются эти органы из внезародышевого клеточного материала.

На третьей неделе внутриутробного развития после обособления тела зародыша от внезародышевых образований начинается процесс закладки осевых органов, то есть органов, еще не имеющих составных тканевых компонентов. К ним относят: хорду, нервную трубку и сомиты мезодермы. Хорда представляет собой плотный клеточный тяж, составляющий первичный скелет туловища зародыша. В дальнейшем хорда исчезает и на ее месте формируется позвоночный столб. Нервная трубка и расположенные по бокам ганглионарные пластинки, образующиеся из эктодермы, являются прообразом нервной системы. Мезодерма, а именно ее дорзальная часть (расположена в области спины), состоит из сомитов - первичных сегментов тела. В процессе дифференцировки каждый сомит дает склеротом, дерматом и миотом. Из склеротома развивается хрящевая и костная ткани, составляющие скелет туловища; из дерматома обрадуется соединительнотканный слой кожи; миотом расположен между склеротомом и дерматомом, из него формируется скелетная мышечная ткань.

К концу первого месяца эмбриогенеза оказываются сформированными зачатки всех тканей: эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной. Со второго месяца внутриутробного развития начинается образование почти всех органов, входящих в состав систем и аппаратов развивающегося зародыша. Наступает период органогенеза. При образовании органов происходит дальнейшая дифференцировка тканей, наряду с которой усиливается интеграция, то есть объединение разнородных компонентов в одно гармонично развивающееся целое - орган. Закладка органов завершается к концу второго месяца развития зародыша. К этому времени происходит становление его внешней формы.

На этом этапе онтогенеза особенно опасно воздействие неблагоприятных факторов различной природы: физических, химических, биологических. Опосредованное влияние этих факторов через материнский организм может привести к тяжелым порокам развития, которые называются эмбриопатиями.

Фаза плацентарного периода, начинающаяся с третьего месяца, соответствует фетальному периоду. В этот период устанавливается обособленное от матери кровообращение. На четвертом лунном месяце плод активно двигается, его движения ощущаются матерью. Развитие плода в значительной степени зависит от состояния плаценты, повреждения которой могут привести к патологическим нарушениям плода, называемым фетопатиями.

Плодный, или фетальный, период внутриутробного развития продолжается около 32 недель (5-10 лунный месяц беременности). В течение этого периода происходит рост и развитие всех органов, их функциональное созревание, интенсивно увеличиваются размеры плода. Так, у 2-хмесячного плода длина в среднем равна 30-35 мм, масса около 4-х гр., у 3-хмесячного плода, соответственно, 8-9 см и 20-25 гр., у 5-тимесячного плода - 25 см и 280-300 гр., у 7-ми месячного - 35 см и 2400-2500 гр. К концу фетального периода длина плода составляет около 50 см, а масса 3200-3500 гр.; плод этого возраста называется зрелым - способным к внеутробному существованию.

В интранатальном периоде, который продолжается от начала родов до рождения ребенка, возможны нарушения плацентарного кровообращения, что ведет к асфиксии плода и может быть причиной различных патологических изменений, в частности поражения ЦНС.

Плацента (детское место) является органом, в котором из крови матери в кровь плода поступают кислород и питательные вещества, а обратно выводятся углекислый газ и продукты метаболизма. Плацента выполняет также и эндокринную роль, вырабатывая ряд гормонов. По своей форме она напоминает диск, достигающий к концу беременности диаметра 20 см, толщины 2-3 см и массы 500-600 гр. По происхождению в плаценте выделяют две части: плодную и материнскую. Плодная часть представлена ворсинками хориона, а материнская - базальной пластинкой. Ворсинки плодной части состоят из эпителия и соединительной ткани и содержат сети кровеносных сосудов. Одни ворсинки соединены с базальной пластинкой, а другие свободно свисают в пространстве между ворсинками и базальной пластинкой. Эти пространства образовались в результате расплавления слизистой матки при имплантации зародыша и называются лакунами. В сосудах ворсинок циркулирует кровь плода, а в лакунах - материнская кровь.

Период новорожденности (неонатальный) начинается с момента рождения ребенка и продолжается в течение четырех недель. Следует отметить, что зрелость плода, его способность быстро адаптироваться к условиям жизни вне материнского организма, в значительной мере обусловлены характером течения беременности.

Для зрелого, доношенного ребенка характерны следующие средние значения основных показателей физического развития:

Длина тела составляет 50-52 см, причем у мальчиков она на 2 см больше, чем у девочек;

Масса при рождении составляет 3200-3500 гр., у мальчиков на 120-200 гр. больше, чем у девочек.

Индивидуальные различия в величине массы тела довольно значительны, поскольку нормальной считается масса от 2000 до 4000 гр. При массе от 3500 до 4000 гр. говорят о крупном ребенке, а дети, родившиеся с массой тела более 4200 гр., рассматриваются как дети-гиганты. Масса тела недоношенных детей составляет 2500 гр. и меньше.

Масса и длина тела ребенка зависит не только от пола, но и от возраста, питания, состояния здоровья и протекания беременности матери. Так, дети повторнородящих матерей обычно больше, чем родившиеся от первой беременности. Определенное значение имеют и особенности конституции родителей. Дети крупных матерей обычно имеют высокие показатели длины и массы тела. Показатели развития детей юных родителей имеют более низкие характеристики.

В период новорожденности происходит основная адаптация детского организма к новой среде существования. В этот период проявляются слабые стороны организма ребенка, обнаруживаются дефекты развития. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние неустойчивого равновесия, в связи с чем даже небольшие изменения условий жизни ребенка могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья. Новорожденные дети характеризуются невосприимчивостью ко многим острым детским инфекционным болезням (корь, скарлатина, краснуха и т.д.). Многие авторы объясняют этот феномен наличием пассивного иммунитета, который сформировался в результате проникновения через плаценту материнских антител в период внутриутробного развития.

Грудной период продолжается до 1 года. Этот период характеризуется наибольшей интенсивностью роста и развития. Длина тела увеличивается в среднем в 1,5 раза, а масса тела в 3 раза. Наблюдается быстрый темп психомоторного развития: развивается деятельность всех сенсорных систем, формируются положительные эмоции и подготовительные этапы развития речи, что отражает совершенствование высших психических функций: памяти, мышления. К году ребенок начинает самостоятельно ходить. Однако большая напряженность физиологических систем организма на фоне выраженной незрелости различных органов и систем органов может привести к формированию некоторых отклонений в физическом развитии и здоровье.

Нормальное физическое и психическое развитие грудного ребенка, надлежащая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействия окружающей среды возможны только при правильной организации питания, режима дня, ухода, закаливания. Особое значение имеет естественное вскармливание в течение первого года жизни.

Должные показатели роста и массы тела ребенка первого года жизни можно рассчитывать по следующим формулам:

Длина тела детей первых 6-ти месяцев = длина тела при рождении + 3n, длина тела детей 7-12 месяцев = 64 +n, гдеn- число месяцев жизни. Граница допустимых колебаний4 см;

Масса тела детей первых 6-ти месяцев = масса тела при рождении 3300 (3500) + 800n;

для детей 7-12 мес. = 5800-6000 + 400n, гдеn- возраст в месяцах. Границы допустимых колебаний: в 3-6 мес.100 гр.; в 7-12 мес.1500 гр.

Период молочных зубов разделяют на преддошкольный (старший ясельный) возраст - с 1 года до 3 лет - и дошкольный возраст - с 3 до 6-7 лет. В период молочных зубов, по сравнению с грудным, интенсивность роста заметно снижается. На втором-третьем году жизни заканчивается прорезывание молочным зубов. Второй год жизни ребенка особенно выделяется в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200-300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют заболеваниям ребенка при незначительных нарушениях в питании и гигиеническом уходе. Каждое заболевание может повлечь за собой отставание в физическом и психомоторном развитии.

В период с 3 до 6-7 лет увеличение массы тела составляет в среднем 2 кг, а длина тела 5-8 см в год. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и телосложению. Ориентировочно длину и массу тела ребенка в возрасте с 2 до12 лет можно определить по следующим формулам:

Длина тела в возрасте 2-8 лет: 74 + 7n;

Длина тела в возрасте 8-15 лет: 90 + 5n, гдеn- годы жизни.

Границы колебаний: 0-5 лет 6 см, 5-10 лет9 см,

10-15 лет 10 см.

Длина тела - наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластического обмена организма; она зависит как от особенностей телосложения, так и от социально-бытовых условий жизни, воспитания, физической и психической нагрузки.

Масса тела детей в возрасте 2-5 лет: 2n+ 9;

Масса тела детей в возрасте 5-12 лет: 3n+ 4;

В возрасте 12-16 лет: 5n- 20, гдеn- годы жизни. Пределы колебаний показателей массы для детей 0-5 лет3 кг; 5-10 лет6 кг; 10-15 лет10 кг.

В отличие от длины тела масса является более лабильным показателем, отражающим развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. Данный параметр обусловлен как конституционными особенностями ребенка, так и условиями среды.

Период отрочества охватывает возраст с 8 до 11 лет. В этот период особенно заметно нарастает мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Заканчивается в основном формирование периферической иннервации, моторная область коры головного мозга становится сходной по сравнению с таковой у взрослого. Период с 8 до 12 лет физиологи считают наиболее спокойным в развитии ВНД ребенка.

Период полового созревания, или старшего школьного возраста, приходится на возраст 12-16 лет, однако сроки полового созревания индивидуальны и колеблются в относительно широких пределах. Так, половое созревание девочек чаще всего происходит в 12-16 лет, в то время как у мальчиков в 13-18 лет. Признаками начала пубертатного периода является развитие вторичных половых признаков. У девочек происходит рост молочных желез, появление менструаций, оволосение на лобке и подмышечных впадинах; у мальчиков - мутация голоса, рост волос на лобке, лице, груди, в подмышечных впадинах, появление поллюций.

Период полового созревания характеризуется прежде всего интенсивным увеличением длины тела. К концу этого периода происходит дифференцировка в росте - четко выявляется низкорослость и избыточно высокий рост. Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми в возрасте 12-15 лет, должна составлять в среднем 3100 ккал. Следует отметить, что в этот период онтогенеза увеличивается и суточная потребность в белках, жирах, минеральных солях, витаминах.

Высокая двигательная и нервно-психическая активность подростков ведет к значительному напряжению метаболизма и деятельности эндокринной и нервной систем.

Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, что проявляется в утомляемости и развитии фазных состояний. В этот период сравнительно часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. Подростки нередко жалуются на боли в загрудинной области, тахикардию, что обусловлено расстройствами вегетативной нервной системы. Довольно часто пубертатный период называют переходным возрастом. Суть переходности заключается в том, что в этом возрасте дети еще не стали взрослыми, но они уже и не дети. Особенно сложен переход в психологическом отношении. Формирование подростка как личности, которое происходит в этот период, является весьма важным процессом как для него самого, так и для родителей, учителей и окружающих. Психика подростка характеризуется большой ранимостью, чему могут способствовать повышение интеллектуальной и физической нагрузки, обременение внешкольными обязанностями или односторонние увлечения. Особенность психической деятельности в юношеском возрасте во многом обусловлена впервые появляющимся половым влечением. Учителям и родителям необходимо помнить, что многих психических и физических отклонений в организме можно избежать при правильно построенном процессе обучения и воспитания, разумном использовании физической культуры. Особенно важно корректное поведение родителей и учителей, что создает благоприятный психологический климат.

В период полового развития могут проявиться дефекты развития полового аппарата, о чем может свидетельствовать дисменорея, аменорея и др., обострение ряда перенесенных инфекционно-аллергических заболеваний. В связи с гормональной перестройкой могут возникать дисфункции эндокринных желез и отклонения в процессе метаболизма. С 20-22 лет начинается новый этап онтогенеза, соответствующий периоду половой зрелости (или нобилитету), когда впервые возникает способность к осуществлению полноценной детородной функции и разнообразных форм трудовой деятельности. Возраст половой зрелости является условной границей, которая неоднозначна для юношей и девушек и для лиц, живущих в различных географических регионах. Период жизни, в который установившиеся до него морфофункциональные характеристики сохраняются более или менее однозначными, В.В.Бунак называет стабильным.

На смену стационарному периоду взрослого состояния приходит завершающий период онтогенеза, обозначаемый как регрессивный, или инволюционный, старческий.

В заключение можно отметить, что переход от одного возрастного периода к последующему закодирован уже в геноме зиготы. Однако последовательная смена возрастных периодов, составляющих жизненный цикл, реализуется лишь в том случае, если в каждом возрастном периоде организм будет взаимодействовать с определенными условиями среды, которые соответствуют специфическим особенностям физиологии каждого периода, с теми, по отношению к которым предшествующие поколения выработали определенные адаптивные реакции. К каждому переломному этапу онтогенеза происходит генетически детерминированное созревание структур, обеспечивающих новые особенности функций и поведенческих реакций, которые должны иметь место в соответствующем возрастном периоде. Если же в связи с генетически обусловленным созреванием структур к определенному переломному этапу индивидуального развития организм не начинает взаимодействовать с требующими условиями среды, которые стабилизируют и далее стимулируют созревание функциональных систем, то новые физические отправления и поведенческие реакции не реализуются. В этом отношении определенный интерес представляет случай воспитания ребенка до 16 лет в полной изоляции от людей, ставший основой для сюжета романа Я.Вассермана Каспар Каузер.

Порой возникает вопрос о необходимости строгого соблюдения условий среды в каждом возрастном периоде в границах оптимума. Экспериментальные данные свидетельствуют, что для полноценного индивидуального развития соответствующие условия среды в каждом возрастном периоде должны несколько превосходить оптимум, но и не должны превышать адаптационных возможностей организма. Все это свидетельствует о важности социально организованных и научно обоснованных форм воздействий, таких как детсад, школа и т.д.

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;

  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.


Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому.

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на
выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;

  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.

Классификация ВОЗ

Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:

При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.