Программа единство нации. Сила России в единстве ее народов. Вместе мы сможем многое

  • А) для исполнения расходных обязательств Российской Федерации
  • А) направляется Федеральному Собранию Российской Федерации
  • А. В течение ближайших двух лет роль бартера в российской экономике сойдет на нет.
  • Обсуждение темы формирования и укрепления единства российской нации в последние годы получило место не только в рамках научного дискурса относительно соотношения гражданского и этнического подхода в определении «нации», но и стало неотъемлемой частью политической повестки дня. Понятие «российская нация», а также его концептуальное видение в своих выступлениях в разное время раскрывали Президенты Российской Федерации.

    Так, В.В. Путин неоднократно в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в своих выступлениях, делал акцент на гражданском единстве и этнокультурном многообразии российской нации, отмечая ее уникальность с исторической и геокультурной точки зрения. Так, на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, состоявшейся в Чувашской Республике 5 февраля 2004 г., Президент Российской Федерации заметил: «…мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации…Наши предки очень многое сделали для того, чтобы мы чувствовали это единство. Это наша историческая и наша сегодняшняя реальность тоже. Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом. Используют все свое культурное богатство и многообразие в интересах всего общества и всего государства. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство».

    Выступая 28 июня 2008 г. на церемонии торжественного открытия V Всемирного конгресса финно-угорских народов в г. Ханты-Мансийске, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды. На многовековом мирном опыте проживания в одном государстве более ста шестидесяти народов. Благодаря этому единство российской нации выдержало многие испытания. И в наши дни является важным фактором преодоления экстремистских настроений, национализма и религиозной нетерпимости».

    Российский народ и россияне – это исторически очень давние самообозначения жителей (граждан – после появления понятия гражданства) нашей страны.

    Понятие «российский народ (россияне)» родилось во времена Петра I и М.В.Ломоносова, использовалось в авторском языке «Истории государства Российского» Николаем Карамзиным. При этом оно не противопоставлялось понятию «русские» (люди). Например, в толковом словаре русского языка Ушакова слово «россиянин» определено как «русский, гражданин России» и охарактеризовано как «старинное официальное торжественное».



    К «россиянам» были обращены оды Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова; «россиян» посылали в бой Скобелев и Брусилов.

    Когда в XVIII-XIX вв. на основе гражданского национализма формировалось представление о современных нациях в Европе и Америке, в России также утверждалось представление о российской или «общерусской нации» (П.Б.Струве), а слова «русский» и «российский» были во многом синонимами. Слово русский больше относилось к обычаям и культуре, а российский - к понятию народа страны.

    Как и другие сторонники российского национализма в его либерально-имперском или федералистском вариантах, П.Б.Струве вполне справедливо считал, что «Россия есть государство национальное» и что, «географически расширяя свое ядро, русское государство превратилось в государство, которое будучи многонародным, в то же время обладает национальным единством».



    Однако в России были сторонники и узко-этнографического понимания русского, те, кто хотел поставить знак равенства между русскими и великороссами, а в качестве национальной территории предлагал считать традиционный ареал расселения великороссов.

    В то же время определение россиян как нации действительно представляет собой новацию, ибо до 1917 года это понятие только начинало утверждаться в виде категории «большой русской нации», включающей в себя всех православных и всех восточных славян, а в ряде случаев – всех жителей страны.

    Процесс утверждения образа России как национального государства «российской многонародной нации» не был завершен к 1917 году не столько по причине многоэтничного состава населения или обширности территории, сколько по причине отсутствия единой идеологии и неповоротливости государственного аппарата. В дальнейшем понятие «россияне» в 1950-е годы употреблял философ русского зарубежья С.Левицкий (1908-1983).

    Тема формирования российской нации присутствовала в творчестве историка и этнолога Л.Н. Гумилева. Особое внимание он, в частности, уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе в российской истории, утверждая, что россияне - это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно-угров и татар.

    В 1990-е годы XX века термин «россияне» регулярно использовался Президентом России Б.Н. Ельциным в телеобращениях к народу.

    У ряда представителей националистических организаций сохраняется негативное отношение к термину «россияне», как к понятию, будто бы обезличивающему этничность разных народов России, включая русский народ.

    Однако это не так. Понятие «россияне» выступает в качестве характеристики сообщества людей, обладающих российским гражданством. Идеологема «российской (гражданской) нации» является реальным фактором, объединяющим многоэтничное сообщество граждан России, и в этой связи важным является то обстоятельство, что, как показывают социологические исследования, значительная часть россиян признает существование российской нации.

    Результаты проведенных по заказу Минрегиона России социологических исследований позволяют выявить наметившуюся тенденцию укрепления в обществе общероссийской гражданской идентичности. Например, по данным опроса ВЦИОМ, 73% российских школьников, прежде всего, идентифицируют себя как граждане России, и только во вторую очередь – как представители своей национальности (35%).

    Результаты опроса (диагр. 1) зафиксировали наиболее высокий уровень гражданской самоидентификации среди школьников Калининграда (85%), Белореченска (82%) и Воронежа (81%), наиболее низкий – среди школьников Санкт-Петербурга (63%), Якутска (65%) и Нальчика (66%). Примерно для трети школьников Калининграда, Томска и Нальчика весьма значимой также является региональная идентичность («сибиряк», «кавказец» и т.д.).

    Диаграмма 1.

    Склонность идентифицировать себя с представителями своей национальности наиболее выражена у школьников из Казани (40%), Москвы (42%) и Владивостока (43%). При этом степень актуализации этнической идентичности возрастает по мере взросления школьников. Так, если в 5-6 классе она уступает место самоидентификации по роду занятий (29 против 32%), то в 9-11 классах идентифицируют себя со своей национальностью уже 40% школьников.

    С точки зрения государства, гражданская идентичность должна быть базовой у граждан России, что не означает отмены других самоидентификаций (этнической, родовой, религиозной, социальной, профессиональной, корпоративной и пр.). В этом заключается мощный потенциал общегражданской солидарности.

    Подобный подход далек как от политики ассимиляции (имеющей место во Франции, Турции, ряде постсоветских государств), так и от идеологии «плавильного котла» (ранее присущей США).

    Иными словами, российский путь подразумевает одновременное наличие у индивида многих идентичностей при базовой – гражданской (общероссийской).

    Данный тезис можно проиллюстрировать результатами ответов респондентов на вопрос: «Не отрицая своей национальной (в смысле – этнической) принадлежности, могли бы Вы также сказать о себе: «Моя национальность - россиянин»?

    При такой постановке вопроса 58% заявили однозначное «да», и еще 17% указали, что, выезжая за рубеж, могут считать себя по национальности россиянами (табл. 1).

    Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Моя национальность - россиянин»

    1. Да 2. Да, если нахожусь в другой стране 3. Нет 4. Затрудняюсь ответить
    г. Тула 74,4 9,4 10,0 6,3
    г. Балаково 67,4 11,5 10,5 10,5
    г. Хабаровск 62,9 16,3 12,5 8,3
    г. Сыктывкар 61,9 18,3 11,5 8,3
    г. Москва 59,4 15,1 17,1 8,3
    г. Оренбург 58,7 32,8 8,5 -
    г. Пятигорск 56,1 19,6 16,7 7,6
    г. Архангельск 52,9 20,8 16,9 9,4
    г. Омск 51,7 14,9 23,6 9,7
    г. Екатеринбург 51,0 24,1 18,3 6,6
    г. Сургут 48,9 17,3 16,2 17,5
    г. Горно-Алтайск 48,8 22,8 18,3 10,1
    г. Якутск 41,4 25,8 11,1 21,7
    г. Грозный 23,5 36,4 28,9 11,2
    В ЦЕЛОМ 57,7 17,0 16,9 8,4

    Полученные результаты позволяют оценить, насколько велика готовность значительного числа граждан России признать согражданство, и государственная политика вправе этому способствовать.

    36

    Муниципальная программа

    «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие

    народов в муниципальном районе Давлекановский район

    Республики Башкортостан»

    Утверждена

    постановлением администрации

    муниципального района

    Давлекановский район

    Республики Башкортостан

    муниципальной программы

    1. Наименование программы

    Укрепление единства российской нации и

    этнокультурное развитие народов в муниципальном районе Давлекановский район

    Республики Башкортостан

    2. Основание для программы разработки

    реализации государственной национальной

    политики в Республике Башкортостан»,

    Государственная программа «Укрепление

    единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 года № 379

    3. Заказчик программы

    Администрация муниципального района

    4. Разработчики программы

    Управление культуры муниципального района

    Давлекановский район Республики Башкортостан

    5. Цели и задачи программы

    укрепление общероссийского гражданского самосознания, единства и духовной общности многонационального народа Республики Башкортостан

    укрепление гражданского единства и обеспечение гармонизации межнациональных отношений;

    сохранение и развитие этнической уникальности народов России;

    сохранение многообразия культуры и языка

    народов Республики Башкортостан

    6. Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

    Участие в международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских конкурсах и фестивалях, направленных на укрепление межнационального единства, ед.;

    количество мероприятий, направленных на развитие культуры народов России, ед.

    численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Республики Башкортостан, чел.

    7. Сроки и этапы реализации программы

    2017 - 2022 годы без деления на этапы

    8. Объемы и источники финансирования

    На реализацию программных мероприятий будет направлено в 2017- 2022 годах из

    средств бюджета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

    1200,0 тыс. руб., в том числе по годам:

    2017 год - 200,0 тыс. рублей;

    2018 год - 200,0 тыс. рублей;

    2019 год - 200,0 тыс. рублей;

    2020 год - 200,0 тыс. рублей;

    2021 год - 200,0 тыс. рублей;

    2022 год - 200,0 тыс. рублей.

    9. Ожидаемые конечные результаты

    Участие в международных, всероссийских, республиканских конкурсах и фестивалях, направленных на укрепление межнационального единства, 30 ед.;

    количество мероприятий, направленных

    на развитие культуры народов России, 21 ед.;

    численность участников мероприятий,

    направленных на этнокультурное развитие

    народов России, 26 682 чел.

    1. Характеристика текущего состояния сферы укрепления единства

    российской нации и этнокультурного развития народов

    в муниципальном районе Д авлекановский район

    Давлекановский район расположен на юго-западе Республики Башкортостан в 90 километрах от города Уфы. Образован в 1930 году. Его центром является город Давлеканово. В районе 91 сельский населенный пункт.

    Население - 41 тыс. чел., из них 18,3 тысячи проживает в сельской местности. Национальный состав (по итогам переписи 2010 года):

    15 146 (36, 3 %) - башкиры

    15059 (36,1 %) - русские

    7321 (17,5 %) - татары

    1436 (3,4 %) - чуваши

    1376 (3,3 %)- украинцы.

    В районе вопросам укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов уделяется большое внимание, так как от этого зависят стабильность и процветание многонационального государства, его суверенитет, гражданский мир, соблюдение принципов равноправия и самоопределения народов.

    Эффективная национальная политика влияет на общественное сознание, способствует формированию позитивного мировоззрения, воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, укреплению дружбы и согласия между народами, сохранению исторически сложившегося государственного единства.

    Действуют районные общественные организации: курултай башкир, собор русских, конгресс татар, общество чувашей канаш, которые ведут большую работу по сохранению самобытной культуры, изучению языков, оказывают методическую помощь в организации мероприятий, сотрудничают с администрацией муниципального района, образовательными учреждениями, учреждениями культуры, другими общественными организациями.

    В целях сохранения традиций, развития и популяризации народного художественного творчества народов, проживающих на территории района, создано 5 национальных культурных центров:

    1. Русский центр национальной культуры (Ивановский филиал районного Дома культуры).

    2. Башкирский центр национальной культуры (Курьятмасовский).

    3. Татарский центр национальной культуры (Ташлы-Шариповский).

    4. Чувашский центр национальной культуры (Чуюнчи-Николаевский).

    5. Украинский центр национальной культуры (Хотомлинский).

    В муниципальном районе Давлекановский район функционируют: районный Дом культуры с 35 филиалами в сельской местности, Давлекановская межпоселенческая центральная библиотека (центральная библиотека, центральная детская библиотека, городской филиал № 1 и 23 филиала на селе (2 из них - сельские модельные библиотеки), историко-краеведческий музей, музей Ахияра Хакимова, киновидеосеть, Детская школа искусств.

    В районе и городе действует 9 коллективов, имеющих звание «Народный», и 8 - «Образцовый».

    В муниципальном районе Давлекановский район ведет работу Комиссия по вопросам государственно-конфессиональных отношений при администрации муниципального района Давлекановский район и Совет при администрации по вопросам укрепления межнационального согласия. Ежеквартально проводятся совместные заседания. Ведется работа с религиозными организациями и представителями национальных сообществ. С целью профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде в общеобразовательных учреждениях организуются беседы с представителями традиционных конфессий.

    Руководители религиозных организаций принимают участия в общегородских родительских собраниях.

    В районе созданы необходимые условия для формирования благоприятной среды, направленной на этнокультурное и поликультурное развитие детей и молодежи: функционируют учреждения культуры, образования, ведущих совместную работу по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений. Районные средства массовой информации осуществляют информационную деятельность на двух государственных языках Республики Башкортостан.

    В районе проводятся мероприятия, посвященные Дню народного единства, а также торжественные мероприятия, приуроченные к памятным датам народов России.

    Ежегодно проводятся открытый районный фестиваль народного творчества «Жемчужины народного творчества», «Шежере-байрамы», «Широкая масленица», «Навруз», «День славянской письменности» и т.д.

    Развитию межнациональных отношений, межрегиональных контактов способствует ежегодный районный праздник труда, культуры и спорта «Сабантуй».

    Важнейшим направлением в сфере культуры и искусства района является развитие межрегионального и международного сотрудничества: творческие коллективы активно участвуют в международных, всероссийских и республиканских конкурсах.

    Деятельность по развитию национальных культур и межрегионального сотрудничества в различных сферах актуальна и направлена не только на сохранение межнационального мира и согласия в муниципальном районе Давлекановский район, но и на популяризацию национальных праздников.

    В муниципальном районе Давлекановский район 22 общеобразовательных учреждения (16 средних, 4 основных, 2 начальные), 10 филиалов средних и основных школ. Общее количество обучающихся - 4634, из них:

    Система дошкольного образования включает в себя 18 дошкольных образовательных учреждений и 11 дошкольных групп при МОБУ СОШ д. Ивангород, с. Рассвет, с. Имай-Кармалы, с. Ивановка, с. Чуюнчи, МОБУ ООШ с. Микяшево, с.Чуюнчи-Николаевка, МБОУ НОШ д. Соколовка, с. Казангулово, МОБУ СОШ №1 г.Давлеканово.

    Услугами дошкольного образования охвачено 1738 детей: в г. Давлеканово - 1425, в сельских поселениях - 313.

    Система дополнительного образования в районе представлена двумя учреждениями дополнительного образования детей:

    Дом детского творчества, где получают дополнительные образовательные услуги 1378 детей;

    Детско-юношеская спортивная школа «Самбо-75», в которой занимаются 570 человек.

    Обучение ведется на русском, башк ирском, чувашском языках. В школах организовано изучение родного русского, башкирского, татарского и чувашского языков.

    В 8 школах (в том числе в 5 филиалах) на башкирском языке обучаются 621 обучающихся, что составляет 47 % от общего количества школьников башкирской национальности. В 11 школах родной башкирский язык изучают 504 обучающихся, что составляет 38 % от общего количества школьников башкирской национальности и в 9 школах (в том числе в 2 филиалах ) 470 обучающихся (36 %) изучают башкирский язык как государственный. Всего на башкирском языке обучаются и изучают язык 1279 обучающихся, что составляет 98 % от общего количества обучающихся башкирской национальности.

    В 5 школах изучается татарский язык как родной. В двух школах района ведется обучение на чувашском языке.

    В муниципальном районе Давлекановский район функционирует две инновационные национальные общеобразовательные организации: МОБУ лицей-интернат, МОБУ БГИ №3.

    Большую роль в осуществлении языковой и национальной политики выполняют учителя родных языков. Создано методическое объединение.

    2. Цель и задачи муниципальной программы

    Цель муниципальной программы определена в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 (с последующими изменениями), государственной программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 года № 379 и предусматривает:

    Комплексное развитие межнациональных отношений и сохранение этнокультурного многообразия народов Республики Башкортостан;

    Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

    Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

    Содействие всестороннему и гармоничному развитию башкирского этноса;

    Гармонизацию национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

    Содействие национально-культурному развитию;

    Формирование у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю страны, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России;

    Прогноз развития ситуации в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России в муниципальном районе Давлекановский район сформирован в соответствии со стратегическими документами социально-экономического развития Республики Башкортостан. В прогнозируемом периоде в районе будут создаваться дополнительные условия для успешной работы по гармонизации межнациональных отношений, для укрепления межкультурного диалога и гражданского единства на основе активного взаимодействия с общественными объединениями и молодежными организациями.

    Цель муниципальной программы - укрепление общероссийского гражданского самосознания, единство и духовную общность многонационального народа, проживающего в муниципальном районе Давлекановский район Республики Башкортостан.

    Для достижения поставленной цели в рамках реализации муниципальной программы предусматривается решение следующих задач:

    Укрепить гражданское единство и обеспечить гармонизацию межнациональных отношений;

    Обеспечить сохранение и развитие этнической уникальности народов России;

    Сохранять многообразие культуры и языка народов Республики Башкортостан.

    3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

    Муниципальная программа рассчитана на период с 2017 по 2022 годы без деления на этапы для обеспечения непрерывности решения поставленных задач.

    4. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы

    Целевые индикаторы программы установлены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Указами Президента Республики Башкортостан от 4 мая 1999 года № УП-243 «О реализации Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» (с последующими изменениями), от 30 ноября 2013 года № УП-371 «Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти» (с последующими изменениями), другими нормативными правовыми документами в сфере национальной политики Республики Башкортостан.

    Перечень целевых индикаторов:

    участие в международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских конкурсах и фестивалях, направленных на укрепление межнационального единства,

    количество мероприятий, направленных на развитие культуры народов, проживающих в муниципальный район Давлекановский район ;

    численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Республики Башкортостан.

    ПЕРЕЧЕНЬ

    целевых индикаторов и показателей эффективности муниципальной программы

    «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов

    в муниципальном районе Давлекановский район Республики Башкортостан»

    Наименование целевого индикатора и показателя муниципальной программы, единица измерения

    Фактическое значение целевого индикатора и показателя
    на момент разработки муниципальной программы
    (за 2016 год)

    Значения целевого индикатора и показателя по годам

    Участие в Международных, Всероссийских, Межрегиональных, Республиканских конкурсах и фестивалях, направленных на укрепление межнационального единства

    Количество мероприятий, направленных на развитие культуры народов проживающих в МР Давлекановский район (ед.)

    Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Республики Башкортостан

    5. Сведения о порядке сбора информации и методики расчета показателей программы

    Источник информации для расчета - данные муниципальных учреждений культуры и искусства, реализующих мероприятия программы.

    6. Финансовое обеспечение муниципальной программы

    Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан.

    Прогнозируемый объем финансирования программы составляет 1200,0 тыс. рублей:

    2017 год - 200,0 тыс. рублей;

    2018 год - 200,0 тыс. рублей;

    2019 год - 200,0 тыс. рублей;

    2020 год - 200,0 тыс. рублей;

    2021 год - 200,0 тыс. рублей;

    2022 год - 200,0 тыс. рублей.

    ученица 11 класса МАОУСОШ№ 27 г. Балаково Иванова Маргарита

    Творческая работа представлена на XXI Международном интеллек-фестивале "Политика вокруг нас", посвященном 80- летию Саратовской губерниии. Заняла третье призовое место.

    Цель работы заключалась в рассмотрении проблем и досижений национальной политики РФ на примере Саратовской области и г.Балаково

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

    С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

    Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Сила России в единстве ее народов.

    Вместе мы сможем многое.

    Работу выполнила:

    учащаяся 11 класса А

    МАОУ СОШ № 27

    Иванова Маргарита

    Руководитель:

    учитель истории и

    обществознания

    Варфоломеева

    Татьяна Федоровна

    Балаково 2016

    Введение……………………………………………………………………3-4

    Глава 1. Нации и межнациональные отношения в России……………..5-8

    Глава2.Межнациональные отношения в Саратовской области….......9-11

    Глава 2.1.Балаково–многонациональный город….……………………11-12

    Глава 2.2.Повышение уровня межнациональных отношений в городе Балаково………………………………………………………………………12-13

    Заключение………………………………………………………………….14

    Список литературы……………………………………………………..…..15

    Приложение……………………………………………………………..15-17

    Введение

    «Человек, превозносящий только свой народ,но при этомунижающий другой народ, даже не замечает, что этим роняет и свое личное и национальное достоинство».

    (Е. Евтушенко)

    Мир был и остается многонациональным, и нет веских оснований полагать, что он перестанет быть таковым в будущем. На нашей планете насчитывается около пяти тысяч народов. 321 народсоставляет 96,2% всего населения Земли, в составе каждого более 1 млн. человек. Причем 79 из них являются наиболее крупными с численностью свыше 10 миллионов человек каждый и образуют почти 4/5 населения мира. Страны с одной национальностью сравнительно редки. В каждой стране живет от несколько десятков до сотен народов. Многие народы живут в пределах двух и более государств.

    Глава 1

    а, напротив, одаряю».

    (А. Де Сент – Экзюпери)

    Объединение нескольких народов в одной стране влечет за собой взаимоотношения между людьми разных национальностей, чточасто приводит к межнациональным конфликтам. И наша страна не является исключением. Российская Федерация – многонациональное государство, поэтому проблема межнационального взаимодействия всегда была и остается актуальной.

    Данная проблема рассматривалась уже в XIX веке. А в годы Великой Октябрьской революции были созданы условия для прекращения национальной вражды, единения советского народа, был провозглашен интернационализм. Однако распад СССР в 1991 году повлек за собой самоопределение наций ранее входящих в состав единого государства Российскую Федерацию. Это привело к межнациональному противостоянию, конфликтам и даже войнам. Крушение идеалов, разочарование в экономических реформах привело к тому, что многие люди обратились к партиям и движениям, проповедовавшим идеи национализма.

    В начале XXI века национализм стал набирать популярность в массах, однако тяготение к этническому и гражданскому национализму до сих пор находится в неустойчивом положении . И такое состояние страны становится непредсказуемым: происходят конфликты на почве межнациональных противоречий. Почему людиразных национальностей испытывают неприязнь друг к другу?

    Каждая национальность имеет свои особенности, отличающие ее от других. Очевидно, это и вызывает неприязнь, создается представление, что они почему-то не такие, как мы, значит, им нет места среди нас.Поэтому появилась необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

    В связи с этим в работе поставлена цель – рассмотреть проблемы и достижения национальной политики РФ на примере Саратовской области и города Балаково.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить понятия «нация» и «национальная политика», способы решения национального вопроса.
    2. Сбор и анализ материала по национальному составу и межнациональным отношениям в Саратовской области и Балаковском районе.
    3. Сбор и анализ материала по национальному составу обучающихся школы.
    4. Показатьнеобходимость формирования межнационального единства народов нашей страны путем повышения патриотизма и толерантности у народов.
    5. Найти, как решаются проблемы по достижению мира и согласия между различными национальностями на примере Саратовской области и города Балаково.

    Методом исследования явились сравнения, анализ работы центров национальных культур, опрос представителей национальностей проживающих на территории г. Балаково и учеников МАОУ СОШ 27.

    Глава 1

    Нации и межнациональные отношения в России

    «Если я чем- то на тебя не похож,

    я этим вовсе не оскорбляю тебя,

    а, напротив, одаряю».

    (А. Де Сент – Экзюпери)

    История показывает нам, что в жизни человечества существуют различные формы межэтнического взаимодействия людей – род, племя, народность, нация. Главными с точки зрения национальных и этнических отношений являются этнос и нация. В науке утверждается, что этнос - это совокупность исторически сложившаяся на определенной территории общность людей обладающих общностью культуры,языка, сознания своего единства. Процесс формирования нации сложный. При складывании нации большое значение имеет единство территории, языка, экономических связей. Единство нации поддерживается материальными,психологическими факторами, общими духовными ценностями, национальным самосознанием, исторической памятью. Самосознание позволяет человеку чувствовать свой народ, его интересы. Вместе с тем сопоставлять с интересами других народов.

    Философ И.А. Ильин выделяет 10 основных национальных ценностей «сокровищ» - национальный язык, национальные танцы и песни, национальные сказки, историю народа, молитву, жития святых и героев, хозяйство, армию и территорию. В этих «сокровищах» философ видит «дух национального воспитания» и полагает, что задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа.

    Страшным явлением современного глобального мира является национализм, утверждение превосходства одной нации над другой. Этот термин впервые был введен в употребление в XIX веке философом Гердером и аббатом Баррюэлем, ярким проявлением которого была борьба элит Нового Света против испанского владычества. К 1815 году национализм становится ведущей идеологией в мире.Кроме того, часто употребляется понятие «ксенофобия» - неприятие, нетерпимость, ненависть к чужому, будь то язык,культура, внешний вид. Это приводит к социально опасному, противоправному поведению. Толерантность – мост, который позволяет соединять различное в единое целое во имя блага всех. События, которые происходят в мире и в нашей стране на почве межнациональных противоречий настораживают не только руководство стран, но и простых людей на планете Земля.Поэтому над разрешением проблем межнациональных отношений работают многие ученые, политические деятели. С этой целью ведутся переговоры, используются СМИ, устраиваются круглые столы представителей духовенства различных конфессий. Подать руку друг другу – вот наш путь.

    Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146.519759 человек (с Крымом) согласно данным по предварительной оценке численности населения на 01.01.2016. Численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146.267288 человек. Согласно предварительной оценке прирост населения России за 2015 год составил 0.17% или 252.471 человек.

    Россия относится к числу многонациональных государств: на ее территории проживает более 180 народов. Самый многочисленный народ в России - русские : их численность составляет более 111 млн. человек - это 78% от всего населения. Второй по численности народ Российской Федерации - татары : их численность 5,3 млн. человек, что составляет 3,7 % от общей численности населения. На третьем месте находятся украинцы : около 2 млн. человек, что составляет приблизительно 1,4 % от всего населения.

    Процесс формирования русского народа был не простым, т.к. в его формировании приняли участие многочисленные народы, в том числе и не славянские. Однако на протяжении раннего периода истории России не наблюдалось такого явления как национализм.

    В России национализм появился во второй половине XVIII века, в связи с интересом образованных кругов высшего общества к западноевропейской философии. Первым русским писателем, который стал употреблять слово «национализм» был А. И. Герцен. В России власть враждебно относилась к национализму меньшинств.

    Русскийфилософ , писатель и публицист , идеолог Русского общевоинского союза, Ильи́н Ива́нАлекса́ндрович считал, что истинный национализм открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов: он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство, ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по-своему, как могли. Он учит еще, что интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов; и что сверх-национализм доступен только настоящему националисту: ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа. Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален.

    В целях разрешения острых проблем в межнациональных отношениях в 1996 году Указом Президента РФ утверждена Концепция государственной национальной политики, направленная на обеспечение единства и целостности России. Государственная политика основывается на принципах Конституции РФ.

    В преамбуле Конституции РФ говорится, что Россия – многонациональное государство, утверждается право и свобода, мир и согласие. Основной закон гарантирует права и свободы человека независимо от национальной принадлежности (ст.2,18). Каждый имеет право на национальный язык (ст.26). Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду (ст.29). Главной задачей внутренней политики РФ является государственное устройство на принципах федерализма, что способствует укреплению государства через укрепление субъектов, учитывая их особенности. Поэтому Федерация и ее субъекты заключают между собой договоры и соглашения о разграничении полномочий.

    В Послании Федеральному собранию 2012 г. Президент РФ В.В. Путин, говоря о важности межнационального сотрудничества отметил: «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство – изначально так было, – государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире ».

    В настоящее время самой острой проблемой в межнациональных отношениях многие политики и эксперты считают растущее недовольство коренного населения больших городов России наплывом иммигрантов-южан, причем как из бывших советских республик Средней Азии, так и россиян с Северного Кавказа. Одним из основных инструментов реализации Стратегии является федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020)», реализация которой осуществляется во главе с Михайловым Вячеславом Александровичем, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений. С 1993 года Вячеслав Александрович активно работает в Министерстве по делам национальностей Российской Федерации. В 1995-2000 гг. возглавлял Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям. В знак признания его заслуг в области национального строительства, за его эффективную и плодотворную работу в данной сфере в июле 1998 г. Международный биографический центр в Кембридже объявил В.А. Михайлова Международным человеком года.

    Основное внимание в Федеральной целевой программе уделено созданию крупных сетевых проектов, в которых были бы задействованы все регионы – такими проектами станут мероприятия, посвященные государственным праздникам: Дню народного единства, Дню России, профилактике распространения радикальных идей, а также работе с детской и молодежной аудиторией – большим потенциалом в этом плане обладают молодежные всероссийские лагеря и форумы.

    В 2015 году в «Этномире» прошел Молодежный этнокультурный лагерь «Диалог культур», где 200 молодых менеджеров этнокультурных проектов из 60 регионов страны обучались у лучших специалистов в области этнокультурного проектирования.

    Игорь Баринов анонсировал специальную смену ФАДН России «Молодые специалисты в области межнациональных отношений», которая пройдет в популярном молодежном лагере «Территория смыслов» на Клязьме в 2016 году. По словам главы ФАДН России, в настоящий момент Система уже работает в тестовом режиме, подписаны соглашения с регионами о ее внедрении на местах, предоставлен доступ к Системе 22 субъектам РФ. Полноценно запустить Систему мониторинга планируется в 1 квартале 2016 года.

    Глава 2

    Межнациональные отношения в Саратовской области.

    «Человек, ненавидящий другой народ, не любит свой собственный».

    (Н.А.Добролюбов)

    Саратовская область – один из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. Прослеживая историю заселения Поволжья, следует отметить, что здесь обитали многочисленные народы. В X-ХIвеке через Поволжье двигались многочисленные племена кочевников, в 30 годы XIII века через территорию прошли монголо–татары. Более того они основали здесь государство Золотую орду. С основанием Саратова в 1590 году для охраны волжского пути правительство переселило сюда «служилых людей». В XVIIIстолетии в Поволжье селятся колонисты из Европы. С тех пор население нашего края продолжало пополняться представителями различных национальностей.

    В настоящее время, национально-культурные отношения в Саратовской области регулируются федеральными законодательными актами и областным законом №166-ЗСО «Об областной целевой программе "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008 - 2010 годы .

    По результатам переписи населения 2010 года в Саратовской областипроживало2 521 892 человек. Анализ переписи населения, по данным Саратовстата,показал следующую картину,представленную в Приложении 1 .

    Наибольшей пестротой национального состава отличаются города области. Но доля русских везде очень велика: от 96,3% (в Ртищеве) до 81,5% (Красный Кут). В Саратове самые многочисленные после русских такие национальности, как украинцы, татары, армяне, мордва, казахи, белорусы, чуваши, азербайджанцы. В других городах:

    • украинцы - Энгельс, Балаково, Балашов, Калининск, Вольск, Маркс;
    • казахи - Новоузенск, Энгельс;
    • татары - Энгельс, Балаково, Пугачев, Ершов;
    • мордва - Энгельс, Балаково, Петровск;
    • чуваши - Балаково;
    • белорусы - Энгельс, Балаково.

    Представители большинства проживающих в области народов есть практически в каждом из ее 38 районов .

    В период существования СССР не ставился вопрос о межнациональных конфликтах, возможно, многие вещи просто скрывались. Но как показывала история, мы жили в дружной семье народов. Проблемы вышли на поверхность в конце80х - 90 годы. Миграционные процессы коснулись и нашей области.Сконца 90-х годов XX века до 2007 года в регион прибыло примерно 200 тыс. человек, что составило почти 8 процентов от численности населения области.

    Для реализации профилактических мер в сфере национальных отношений в области в конце 90-х годов была разработана и принята программа "Социальное и национально-культурное развитие народов Саратовской области на 1998 - 2001 годы". Чтобы предотвратить межнациональное противостояние с 2003 по 2006 годы на территории области осуществлялась реализация областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" (2003 - 2006 годы). В Саратовской области зарегистрировано более 30 национальных объединений, культурных автономий, 200 национально- культурных центров. Поэтому в городах и поселках области создаются национально – культурные центры, отрыты школы с преподаванием на национальных языках.В Саратове создана и успешно функционирует татарская гимназия, первая, открытая за пределами Татарстана .

    Большой интерес вызывает недавно построенный музейный комплекс под открытым небом "Национальная деревня народов, населяющих Саратовскую область". Многие национальные объединения накопили опыт работы и стали действительно центрами культуры и общественной жизни для своих этнических групп. Среди них: Саратовская региональная организация "Русская община" и "Центр русской культуры", татарское и башкирское объединения, немецкие и казахские национальные общества, еврейские организации, армянский и финно-угорский национально-культурные центры, другие объединения. В городах и районах области действуют около 200 национально-культурных центров, множество художественных национальных коллективов. Национальные объединения, с одной стороны, демонстрируют уровень национального самосознания людей, а с другой - являются своеобразным индикатором национальных отношений.Саратовской области удается избегать крупных национальных или религиозных конфликтов, что подтверждает правильность выбранного курса и многонациональность как фактор стабильности и созидания.

    В настоящее время в Саратовской области зарегистрировано более 100 национально-культурных организаций и объединений 13 . Большая часть из них входит в Ассамблею народов Саратовской области, являющуюся отделением Ассамблеи народов России. В марте 2008 года состоялся первый Конгресс Ассамблеи народов Саратовской области. Конгресс собрал многих известных политиков и общественных деятелей федерального и регионального масштаба. Они представляли Общественную палату РФ, Ассамблею народов России, соседние регионы. В ходе Конгресса было пролонгировано соглашение «О развитии взаимодействия с национальными объединениями в Саратовской области». По итогам Конгресса был выпущен сборник, куда вошли и материалы по всероссийскому совещанию «О роли органов местного самоуправления по борьбе с экстремизмом и ксенофобией».

    Правительство области, представители духовенства, Вузы участвуют в круглых столах, конференциях, этнокультурных мероприятиях. Все это способствует стабилизации отношений между представителями разных национальностей, развитию идей единства.

    Глава2.1

    Балаково – многонациональный город

    Город Балаково – город пяти комсомольско - молодежных строек, когда в 50-70-е годы XX столетия со всего Советского Союза съезжалась молодежь и люди старшего возраста на строительство Саратовской ГЭС, Химкомбината,АЭС.

    В Балаковском районе проживают представители народов 105 национальностей. Это единая исторически сложившаяся общность народов. Семь диаспор имеют в своём составе более тысячи человек: украинцы – 4960, татары – 4165, чуваши – 1579, казахи – 1562, белорусы – 1204, мордва – 1070, армяне – 1038 человек.

    В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 27» обучается 1179 человек.

    Данные по национальному составу можно рассмотреть в следующей таблице:

    Национальность

    Кол-во человек

    Русские

    Украинцы

    Татары

    Казахи

    Белорусы

    Армяне

    Немцы

    Азербайджанцы

    Узбеки

    Дагестанцы

    Корейцы

    Таджики

    Грузины

    Собрав и проанализировав информацию по национальному составу обучающихся моей школы, я выявила, что основное количество учащихся относится к русской национальности (82%).Кроме того, я обнаружила, что в школе имеется класс с обучающимися одной(русской) национальности(2 Ф класс), а самыми многонациональными классами являются 2И класс,в составе которого 6 украинцев, 2 казака, 1 узбек и 1 татарин, и 6Г класс, в составе которого 4 украинца, 2 белоруса,2 татарина,1 казаки 1 немец.

    Однако такой разнообразный национальный состав в моей школе никогда не был причиной межнациональных конфликтов и противоречий. Все дети находятся в дружественных отношениях и относятся к представителям каждой нации с уважением.

    Глава 2.2

    Повышение уровня межнациональных отношений в городе Балаково

    Администрация Балаковского муниципального образования создает благоприятные условия для их культурного и национального развития.

    В городе действует 8 национально - культурных объединений (Приложение 2).

    Представители всех диаспор входят в состав Общественного совета при главе БМО и активно участвуют в его работе.

    Важную роль в национально-культурном развитии БМР играет отдел национальных культур при Балаковском центре народного творчества. В него входят 5 национальных диаспор - украинская, немецкая, татарская, башкирская, чувашская, которые имеют свои коллективы(Приложение 3).

    В отделе национальных культур работают 4 группы немецкого языка, 1 группа арабского языка, которые посещают люди разных возрастных категорий. Курсы и кружки работают бесплатно.

    Основной задачей отдела национальных культур является повышение эффективности деятельности национальных объединений, а также пропаганда и сохранение традиционных ценностей народов Саратовской области. Существующий отдел охватывает многие направления культурной деятельности. Среди них: организация культурно-массовых мероприятий, проведение вечеров, праздников, концертная деятельность, организация воскресных школ для детей, проведение совместных мероприятий (акций, фестивалей). Представители национальных культур принимают участие во многих мероприятиях, сотрудничают с молодежными организациями города и района, бывают частыми гостями школ города.Не одно мероприятие, проводимое в городе и районе, такие как День села, Широкая Масленица, День города, ярмарки, День России, Новый год, не обходится без творческих коллективов национальных культур.Среди молодежи области и города хорошо зарекомендовала себя молодежная общественная организация «Феникс. 21 век», возглавляемая Д. Викуловским.

    В рамках Года семьи было проведено большое мероприятие
    «Мой национальный дом». В течение 3,5 часов на сцене сменяли друг друга представители разных национальностей, которые рассказали о своих обычаях, традициях, обрядах. Всех присутствующих приветствовал
    раввин города Саратова Михаэль Фрумин, представители от партии «Единая Россия», журналисты СМИ и местных телеканалов. В данном мероприятии приняло участие более 100 человек.

    По инициативе еврейской общины в апреле 2015года прошел круглый стол «Азбука толерантности». Участниками «Круглого стола» стали представители различных диаспор, национально–культурных объединений.

    Основной задачей Общества национальных культур является повышение эффективности деятельности национальных объединений, а также пропаганда традиционных ценностей народов области. Среди них организация культурно-массовых мероприятий, проведение вечеров, праздников, организация воскресных школ для детей, изучение родного языка. Национально-культурные объединения активно участвуют в культурной и общественной жизни БМР, сотрудничают с Центром социального обслуживания населения в рамках реализации проекта «Снова сердце распахнуто настежь». Всё это помогает сохранению, популяризации подлинных национальных ценностей всех культур на территории Балаковского муниципального района.

    В нашем городе и районе не наблюдается межнациональных конфликтов, мы живем в толерантном мире. Мы единая страна и нам нечего делить, потому что только вместе мы можем обустроить и сохранить наш дом, нашу страну – Россию.

    Заключение

    Для нашей многонациональной страны большое значение имеет демократическая,национальная политика.

    Несомненно, многое сделано в этом направлении государством в масштабе всей страны, в том числе и в регионах. В Саратовской области и нашем городе Балаково активизировался рост национального самосознания граждан. Это обусловило потребность в сохранении и развитии национального языка, культуры, традиций. Работа над темой показала, что по стране и в Саратовской области увеличилось количество национальных общественных объединений разных этнических групп населения. В области действуют официальные представительства ряда субъектов РФ.

    Вместе с тем не следует все абсолютизировать, т.к. сохраняются элементы социальной напряженности в межнациональных отношениях. Это связано с экономическими проблемами, вызванными неэффективным регулированием рынка труда. На мой взгляд, это связано с недовольством коренного населения тем, что оно не всегда востребовано на рынке труда в отличие от мигрантов. Поэтому требуются продуманные действия со стороны власти. Активную работу должны проводить социальные работники, возможно социальные психологи. Одной из главных проблем в межнациональных отношениях Саратовской области и г. Балаково остается гармонизация межнационального взаимодействия народов проживающих на данной территории. Большую роль в решении проблем межнациональных отношений играют и средства массовой информации. Необходимо, чтобы СМИ освещали не только негативную информацию по национальным проблемам, а больше внимания уделяли позитивным моментам в межнациональном сотрудничестве.

    Только продуманная политика в национальном вопросе способна привести к пониманию, что сила России в единстве ее народов. А значит, вместе мы сможем многое, несмотря на разнообразие и многонациональный состав страны.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации
      Обществознание. Учебник 11 класс. Од редакцией Л.Н.,А.ЮЛазебниковой. М.»Просвещение»2013с.81
    2. Народонаселение. Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.-С.257
    3. http://www.statdata.ru/russia
    4. http://megabook.ru/article/ Национальность

      Человек

      Русские

      2 151 215

      87,6

      Казахи

      76007

      Татары

      52884

      Украинцы

      41942

      Армяне

      23841

      Азербайджанцы

      14868

      Чуваши

      12261

      Мордва

      10917

      Белорусы

      8489

      Немцы

      7579

      Чеченцы

      5738

      Лезгины

      5245

      Корейцы

      4206

      Башкиры

      3489

      Цыгане

      3350

      Молдаване

      3037

      Марийцы

      2927

      Узбеки

      2909

      Курды

      2851

      Евреи

      2250

      Грузины

      1898

      Таджики

      1686

      Аварцы

      1581

      Езиды

      1352

      Удмурты

      1343

      Табасараны

      1234

      Даргинцы

      Другие

      11 090

      Приложение 2

      Национально - культурные объединения

      г.Балаково

      • общественная организация армянской общины "Мечта-2001";
      • общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "ХасдейЕрушалаим" («Милосердие»);
      • центр национальных культур г. Балаково при Саратовском немецком культурно-просветительском центре "Фройндшафт";
      • центр славянской культуры;
      • балаковская чувашская национально-культурная автономия "Ентеш" («Земляк»);
      • балаковский Центр казахской культуры при Центре национальных культур;
      • балаковский Центр украинской культуры при Центре национальных культур.
      • татаро-башкирский национально-культурный центр «Мирас» («Наследие») – Балаковское отделение Саратовской региональной
        татарской автономии.

      Приложение 3

      Список творческих коллективов в г. Балаково

      1. Ансамбль украинской народной песни «Господарочка», руководитель Г.Салтыкова. Коллектив существует с 2004 года, списочный состав 15 человек
      2. Украинский театр миниатюр «Червона калина», руководитель Примакова Е.А., 15 человек.
      3. Татаро-башкирский Центр «Мирас», руководитель Г.А.Инсапова.
      4. Хореографическая группа «Лейсян», руководитель и хореографЗемлянникова Е.А., 15 человек.
      5. Вокальная группа «Асыльяр», руководитель Г.Салтыкова.
      6. Театр миниатюр «Нур», руководитель Г.А.Инсапова; 25 человек.
      7. Чувашская вокальная группа «Палан», руководитель Р.Тухтагулова, 10 участников.
      8. Клуб Сеньоров Российских немцев, руководитель Келем Е.Н., 15 участников.
      9. Молодежная организация «Феникс. 21 век», руководитель Викуловский Д., общественник.
      10. Немецкий танцевальный коллектив «Штерхен», руководитель Землянникова Е.А.
      11. Детская вокальная группа «Штерхен», руководитель Кирсанова И., общественник, 7 человек.
      12. Воскресная школа «Традиции и нравы», руководитель Кирсанова И., 18 человек.
      13. Немецкая вокальная группа «Фройндшафт», руководитель Волкова Л.Н., 10 человек.
      14. Детская вокальная группа «Акварель», руководитель Конруф В.В,12 человек.

    На минувшей неделе российское правительство утвердило Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанную на период до 2020 года. Эта ФЦП в свою очередь является так называемым программно-целевым инструментом (так, по крайней мере, определяет её правительство) государственной программы, носящей название «Региональная политика и федеративные отношения».


    Если заглядывать в представленный правительством РФ документ, то в качестве главной цели работы указанной ФЦП является, цитата: «укрепление единства многонационального народа РФ (российской нации)», а главные задачи определены следующим образом:

    содействие формированию общероссийского гражданского патриотизма и солидарности;

    содействие этнокультурному многообразию и социально-экономическому развитию народов России;

    содействие гармонизации межэтнических и этноконфессиональных отношений, а также обеспечение межэтнического мира и согласия.

    В качестве ожидаемых результатов программы обозначены следующие (материалы взяты из описания ФЦП):

    увеличение доли российских граждан, считающих себя россиянами или причисляющих себя к российской нации – до 74%;

    увеличение уровня толерантного отношения к представителям другой национальности – до 85%;

    увеличение числа граждан, которые бы положительным образом характеризовали состояние межнациональных отношений в РФ – до 65%;

    реализация тех программ в регионах РФ, которые бы были направлены на гармонизацию межнациональных отношений, а также на укрепление гражданского единства по всей России.

    Ответственным исполнителем программы обозначено Министерство регионального развития РФ. И, в общем-то, Минрегиону уже стоило бы начинать работать по обозначенным направлениям укрепления равенства и братства, но при принятии программы прояснилась немаловажная загвоздка… Дело в том, что когда на свет появлялся план реализации рассматриваемой ФЦП, то первоначальное финансирование проекта, расписанного на нескольких десятках страниц печатного текста, перемежающегося с весьма впечатляющими формулами, составляло 38,04 млрд. рублей. После же своеобразных корректировок программы, которые российский кабинет министров провёл, было решено урезать финансирование более чем в 5,5 раз. Итоговое финансирование программы составило 6,76 млрд. рублей, их которых две трети будет выделено из федеральной казны, а оставшаяся треть – из региональных и муниципальных бюджетов.

    После более чем пятикратного сокращения уровня финансирования программы возникает вопрос: правительство собирается отказаться от реализации подавляющего большинства обозначенных пунктов ФЦП, или же активность при реализации каждого снизит в 5,5 раз? Другими словами, не получится ли так, что появление на свет документа под названием «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» - это не более чем появление очередной бумаги с многообещающими целями и задачами, подкреплёнными даже математическим аппаратом, но не подкреплёнными финансовыми средствами, а иногда и здравым смыслом...

    Математический же аппарат, нужно признать, более чем серьёзный, и нужно отдать должное тем господам, которые собирались на основании математических формул увеличивать число граждан, считающих, что в России межэтнические конфликты вообще никак себя не проявляют.

    К примеру, в Минрегионразвития, согласно утверждённому плану, должны использовать формулу


    с помощью которой можно «легко» определить количество субъектов РФ, реализующих программы по гармонизации межнациональных отношений (формула взята в том виде, в котором она была опубликована в документальном проекте программы – прим. автора).

    Однако нужно признать, что даже если бы программа стала финансироваться в том объёме, который для неё был определён изначально (более 38 млрд. рублей), то она вряд ли вызвала однозначно одобрительные отзывы. Дело в том, что ожидаемые результаты программы вызывают определённые вопросы. Например, что идейные вдохновители программы подразумевали, когда упоминали в планах «увеличение доли российских граждан, считающих себя россиянами или причисляющих себя к российской нации»? Если проанализировать эти планы, получается следующая картина: если тот или иной гражданин России, исходя из своих этнических корней, считает себя русским или, к примеру, эвенком, то это стоит воспринимать как негатив, против которого работа программы и направлена. Так, что ли?.. Если так, то это какая-то неудачная попытка скопировать советский опыт создания государства с единым советским народом. Почему неудачная? Да хотя бы потому что любой представитель так называемого советского народа имел паспорт, в котором была указана его национальная принадлежность, которой он по праву мог гордиться. Советский гражданин - русский, татарин, азербайджанец, якут или неважно кто по национальности. И ведь никого указание национальной принадлежности в паспорте не коробило, и не мешало исповедовать идею о дружбе народов. Да и с какой стати должно коробить?..

    Исходя из буквы новой правительственной программы, получается, что в России называть себя представителем какой-либо национальности за исключением «национальности» россиянин - моветон. Что за странность?.. Зачем под видом улучшения отношений между народами России на правительственном уровне пытаться ликвидировать многообразный национальный состав страны? Этим наше правительство как-то неуклюже пытается повторить даже не советский, а заокеанский опыт, переиначив правило «живёшь в США, значит, твоя национальность – американец». Неужели в нашем кабмине кто-то, насмотревшись так называемых выставочных роликов о жизни в Штатах, всерьёз считает, что в США такой подход привёл к полному нивелированию националистических проявлений...

    Чтобы превратить российское общество в объективно единое, нужно не пытаться искусственно увеличивать число тех, кто уверен, что с межнациональной напряжённостью покончено, а сделать всех без исключения граждан равными перед законом. Именно – всех, а уж после этого говорить и о гражданской толерантности, и о межнациональном мире, и о солидарности… Однако этого пункта в Федеральной целевой программе почему-то нет… Видимо, пока на «выравнивание» россиян под знаменем законности у правительства денег не хватает. Или смелости… А если кто-то так и норовит быть «равнее» других, то заработает ли принятая ФЦП? Опять эти риторические вопросы…