Полные и неполные предложения тест. Односоставные предложения. Неполные предложения. Пунктуация в неполном предложении

Из урока «Неполные предложения» вы узнаете об отличиях полных предложений от неполных. Ученики научатся различать односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные синтаксические конструкции. Для закрепления нового материала вы рассмотрите наиболее яркие примеры.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Неполные предложения

3. Русский филологический портал ().

1. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева.

Отметьте полные и неполные предложения. Разберите их по членам предложения.

— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!

2. В каждом ряду слов есть «лишнее». Определите это слово.

В рощ.., много морков.., в изложени.., во время революци...

По памят.., без лодк.., в пут.., в воздух...

Во всей суровост.., к мудрост.., в забо.., об исследовани...

На тюл.., в шампун.., передал Наталь.., о гербари...

В стремен.., на вымен.., в пламен.., на камн…

Карточка с упражнениями по теме «Неполные предложения»
Упражнение 1.
Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы - до небосвода (А. Блок).
Упражнение 2.
Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?
1) - А как звать тебя? - Власом. - А кой тебе годик? - Шестой миновал. (Н. Некрасов)
2) - А как звать тебя? - Меня звать Власом. - А какой год тебе пошёл? - Мне миновал шестой год.
Упражнение 3.
1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.
И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)
Упражнение 4.
Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.
Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).
Упражнение 5.
Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.
1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже (М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).
Упражнение 6.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.
В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.
Упражнение 7.
Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.
1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).
Упражнение 8.
Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.
1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).
Упражнение 9.
Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.
1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)
- Сколько грамматических основ в последнем предложении?- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?
Упражнение 10.
Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.
Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.
Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)
Упражнение 11.
Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.
Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.
Упражнение 12.
Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.
Вдруг - сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит:- Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль?- На фронт обратно. Руку вылечил.- Понятно. Не герой?- Покамест нет.- Доставай тогда кисет (А. Твардовский).
Упражнение 13.
Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?
Упражнение 14.
Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.
Упражнение 15.
Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.
Упражнение 16.
Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.
1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

Упражнение 1.


Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.

1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы - до небосвода (А. Блок).


Упражнение 2.

Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?

1) - А как звать тебя?
- Власом.
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.

(Н. Некрасов)

2) - А как звать тебя?
- Меня звать Власом.
- А какой год тебе пошёл?
- Мне миновал шестой год.

Упражнение 3.

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.


И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...»
(А.С. Пушкин)


Упражнение 4.

Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).

Упражнение 5.

Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.


1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже
(М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).

Упражнение 6.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Упражнение 7.

Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.

1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).

Упражнение 8.

Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

Упражнение 9.

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

Сколько грамматических основ в последнем предложении?
- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?

Упражнение 10.

Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.


Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету.
(С.Жуковский)

Упражнение 11.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Упражнение 12.

Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Вдруг - сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит:
- Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль?
- На фронт обратно. Руку вылечил.
- Понятно. Не герой?
- Покамест нет.
- Доставай тогда кисет
(А. Твардовский).


Упражнение 13.

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?

Упражнение 14.

Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.

Упражнение 15.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Упражнение 16.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

Тест по теме «Неполные предложения»

1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения?

Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван .



в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне.

а) односоставное, неопределенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

Надо бороться с мрачными мыслями.

а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, полное
в) односоставное, безличное, полное
г) двусоставное, неполное

4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

Где же ты, моя родная?

а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, определенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

5. Какое предложение является двусоставным неполным?

а) Уходи-ка отсюда!
б) Жизнь человеку дается один раз.
в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно.
г) В десять часов вечера праздничный салют.

6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным?

а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать.
б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров.
в) Какая чудесная ночь!
г) Щебнем завалило весь пустырь.

7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)?

а) Квартира у него большая, светлая.
б) И только слово, только слово в степи маячит под луной.
в) Писать бы тебе на литовском.
г) На полу у него во дворце - дорогие персидские ковры.

8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения?

а) Мой брат - лучший врач в городе.
б) За тем лесом - замечательное озеро.
в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу.
г) В одном городе жил его отец, в другом - обитала теща.

Тест 1. Односоставные предложения

1.

А. Не плачь ты попусту.

В. Тротуары заливают асфальтом.

Г. Свет луны во все концы.

2. Определи тип предложения:

А. Односоставное Б. Двусоставное.

А. Хорошо в зимнем лесу!

Б. Газеты приносят утром.

Г. Летом светает очень рано.

4.

А. В классе тепло.

Б. Наконец-то позвали меня.

В. Не бери в лес ружье.

Г. На двери повесили объявление о концерте.

5.

А. Брожу по набережной снова.

В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Г. Содержи тело в чистоте.

6. Определи тип предложения:

охапками.

А. Двусоставное.

Б. Неопределенно-личное.

В. Обобщенно-личное.

Г. Безличное.

7.

В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].

8.

А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.

хрустальные колокольчики.

Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Тест 2 (1 вариант)

.

В. Односоставные предложения не могут быть распространёнными.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Моя сестра - врач.

В. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

3.

А. Его звали Григорием.

В. Осень – прекрасная пора.

Г. Четверть роты убило.

4. Найди безличные предложения:

А. Нет уз святее товарищества!

Б. Светло и чисто небо в мае.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажи мне сказку.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

Б. Детей учили рисованию.

Г. За окном громко кричали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Будем вместе служить.

Б. Иду по улице нарядной.

В. Не шуми ты, рожь, спелым колосом.

А. Егорушке дали ложку.

Б. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

В. Что посеешь, то и пожнёшь.

Г. В книге ищут не буквы, а мысли.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой темнеет рано.

Б. Поговори со мною, мама.

Г. Сегодня на море штиль.

9.

А. На нём - солдатская гимнастёрка.

Б. Оставайтесь дома.

В. Январь.

Г. Вам с лимоном или с вареньем?

Б. Гроза была обложная и гремело отовсюду.

Тест 2 (2 вариант)

1. Укажи неверное утверждение:

Б. Односоставные предложения могут иметь два главных члена – подлежащее и сказуемое.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Вечер холодный.

В. Зима – волшебная пара.

Г. Мне не прожить без тебя.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

В. Запахло ландышами в лесу.

Г. Золотая осень прекрасна.

Г. Нам не видать таких сражений.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

А. Выступающего внимательно слушали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Еду на экскурсию в Москву!

Б. Будем знакомиться.

В. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.

Г. В воздухе пахнет мятой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Весной ландыши рвут охапками.

Б. Иванушке дали лопату.

В. Цыплят по осени считают.

Г. Траву косят рано утром.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой светает поздно.

Б. На дворе ночь.

В. Сегодня на улице слякоть.

Г. Позвони мне, Андрей.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. Гуляйте пока на улице.

Б. На ней – волшебное платье!

В. Мне, пожалуйста, пять килограмм.

Г. Яркий фонарь.

10

Б. Не видно ничего и решили подождать до утра.

Ответы на Тест 1. Односоставные предложения

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Тротуары заливают асфальтом.

Г. Свет луны во все концы.

2. Определи тип предложения: В середине декабря ночь как год.

А. Односоставное Б. Двусоставное.

3. Найди безличные предложения:

А. Хорошо в зимнем лесу!

Б. Газеты приносят утром.

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Летом светает очень рано.

4. Найди неопределенно-личные предложения:

А. В классе тепло.

Б. Наконец-то позвали меня.

В. Не бери в лес ружье.

Г. На двери повесили объявление о концерте.

5. Найди определенно-личные предложения:

А. Брожу по набережной снова.

Б. В Сибири не любят горячку и спешку.

В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Г. Содержи тело в чистоте.

6. Определи тип предложения: Весной цветущую черемуху ломают

охапками.

А. Двусоставное.

Б. Неопределенно-личное.

В. Обобщенно-личное.

Г. Безличное.

7. Какая схема соответствует предложению:

Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

А. [двусоставное], и [двусоставное].

Б. [двусоставное], и [определенно-личное].

В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].

8. Укажи предложение, строение которого соответствует схеме:

[двусоставное], и [безличное].

А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось, и надо было возвращаться домой.

В. Еще мгновение, и лодка вошла под темные своды деревьев.

Г. Вспыхнул костер, и все стали сушиться.

9. Найди предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

А. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Б. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели

хрустальные колокольчики.

В. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.

10. Из каких односоставных предложений состоит стихотворение А.А.Фета:

Шепот, робкое дыханье, трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица,

В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, и заря, заря!..

(из назывных)

Ответы на Тест 2 (1)

Односоставные и неполные предложения .

1. Укажи неверное утверждение:

А. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее.

В. Односоставные предложения не могут быть распространёнными.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Моя сестра - врач.

В. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

А. Его звали Григорием.

Б. Гармонист, сыграй нам на гармошке!

В. Осень – прекрасная пора.

Г. Четверть роты убило.

4. Найди безличное предложение:

А. Нет уз святее товарищества!

Б. Светло и чисто небо в мае.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажи мне сказку.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Детей учили рисованию.

В. Вдруг неожиданно всё зажглось солнечными лучами.

Г. За окном громко кричали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Будем вместе служить .

Б. Иду по улице нарядной.

В. Не шуми ты, рожь, спелым колосом.

Г. В воздухе пахнет сосновой смолой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Егорушке дали ложку.

Б. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

В. Что посеешь, то и пожнёшь.

Г. В книге ищут не буквы, а мысли.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой темнеет рано.

Б. Поговори со мною, мама.

В. Зима.

Г. Сегодня на море штиль.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. На нём - солдатская гимнастёрка .

Б. Оставайтесь дома.

В. Январь.

Г. Вам с лимоном или с вареньем?

10. Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А. Летом светает рано, а зимой – поздно.

Б. Гроза была обложная и гремело отовсюду.

В. Не видно ничего, и решили идти наудачу.

Г. Позвоню маме, и на душе сразу теплее.

Ответы на Тест 2(2)

Односоставные и неполные предложения.

1. Укажи неверное утверждение:

А. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. Односоставные предложения могут иметь два главных члена – подлежащее и сказуемое.

В. Односоставные предложения могут быть распространёнными.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Вечер холодный.

В. Зима – волшебная пара.

Г. Мне не прожить без тебя.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

А. Папа, помоги мне решить задачу.

Б. Столицу златоглавой называют.

В. Запахло ландышами в лесу.

Г. Золотая осень прекрасна.

4. Найди безличное предложение:

А. Светло и чисто небо в мае.

Б. Слышу шум падающей листвы.

В. Расскажи мне, бабушка, сказку.

Г. Нам не видать таких сражений.

5. Найди неопределенно-личное предложение:

А. Выступающего внимательно слушали.

Б. Выберите себе книгу по вкусу.

В. Вдруг неожиданно всё закружилось вихрем.

Г. За лесом загремели взрывы.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Еду на экскурсию в Москву!

Б. Будем знакомиться.

В. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.

Г. В воздухе пахнет мятой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Весной ландыши рвут охапками.

Б. Иванушке дали лопату.

В. Цыплят по осени считают.

Г. Траву косят рано утром.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой светает поздно.

Б. На дворе ночь.

В. Сегодня на улице слякоть.

Г. Позвони мне, Андрей.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. Гуляйте пока на улице.

Б. На ней – волшебное платье!

В. Мне, пожалуйста, пять килограмм.

Г. Яркий фонарь.

10. Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А. На улице было темно, но гремело отовсюду.

Б. Не видно ничего и решили подождать до утра.

В. Проведаю родителей, и на душе сразу теплее.

Г. Утром одуванчики распускаются, а к вечеру – закрываются.

Вариант 1.

  1. Укажите неверное утверждение.

А. Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена

Б. Односоставные предложения противопоставлены двусоставным как имеющие в грамматической основе лишь один главный член предложения - сказуемое или подлежащее.

В. Главный член односоставного предложения по своим формам не зависит от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию.

Г. Предложения, в которых имеются два главных члена, являются односоставными.

Д. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица

  1. Найдите односоставные предложения.

А. Катя купила платье в подарок маме.

Б. Поздняя осень.

В. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Г. Во дворах жгут сухие листья.

Д. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

  1. Укажите определенно-личные предложения.

А. Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья.

В. Хоть бы чуточку подождали!

Г. На сколько, позвольте спросить, персон накрывать?

Д. Сумерки.

  1. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Мне не спится

В. О свадьбе Ленского давно у них уж было решено.

Г. Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?

Д. И пусть унесут фонари.

  1. Укажите безличные предложения.

А. Становилось темнее и свежее.

Б. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

В. Мне скучно.

Г. Младенца отнесли на гору.

  1. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Солдатами не рождаются

Б. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством!

В. И за столом у них гостям носили блюда по чинам.

  1. Укажите названные предложения.

А. Расскажешь мне известья.

Б. Постелю тебе в саду под чистым небом

В. Три скамейки.

Г. Пускай меня объявят старовером.

Д. Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.

  1. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.

Б. Нам было весело.

В. Принесешь четыре ведра воды.

Г. Девятая рота в пути.

Д. Вы смеете это говорить здесь.

  1. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. «Как тебя зовут?» - «Оля»

Б. «Ты куда?» удивленно спросила Маша.

В. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Ответы к тесту:

Односоставные и неполные предложения.

Вариант 1.

  1. Б; Г
  2. А; Г
  3. Б; Д
  4. А; В
  5. А; Г
  6. В; Д
  7. А; Д

Ученицы 8 «б» класса

МОУ «Лицей №1»

Карпенко Ксении.