Программа кружка технического творчества "вдохновение". Программа кружка технического творчества: "Вдохновение" Декоративные отделки из строительных материалов

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Согласовано Утверждаю

Председатель ПЦК Зам. директора по УМР

Н.В. Абрамова ___________С.В. Боровик

«___»______________20___ «____»____________20___

Образовательная программа кружка

технического творчества

По профессии :

Шифр 22.2

педагог дополнительного Абрамова Н.В.

Профессия по ОК 016-94

*Штукатур – 19727

*Облицовщик – плиточник -15220

*Маляр - 13450

Николаевск – на - Амуре

2015-2016

Программа модифицирована на основе программ:

- «Прикладное творчество» Программы по дополнительному образованию детей. М.2008г. с.28

От внешкольной работы к ДОД.

Пояснительная записка.

Учебный план и программа кружка технического творчества:

«Вдохновение» предназначена для дополнительных занятий с учащимися с целью повышения уровня профессиональных знаний, развития познавательной творческой активности по профессии «Мастер отделочных строительных работ».

Дополнительное образование училища ставит перед собой три основные цели: осу­ществление взаимосвязи дополнительного образования с основным, всестороннее раз­витие личности обучающихся, а также вос­питание достойного гражданина - и основано на принципах общедоступности, направленности на всестороннее развитие ребенка и бесплатности услуг.

Наряду с основным дополнительное об­разование затрагивает аспекты обучения, воспитания и развития учеников. Это про­является в развитии их творческих способ­ностей, интеллекта, духовного мира, что способствует успешной социальной адап­тации. Воспитание личностных качеств обучающихся, ответственности за себя по­могает продуктивно организовывать свое свободное время. Реализация себя в обще­нии в училище позволяет поддерживать статус учащегося, стимулировать учеб­ную мотивацию, вырабатывать адекват­ную самооценку и создавать психологичес­кий комфорт в процессе обучения.

При работе с обучающимися педагоги дополнительного образования сталкиваются с проблемами речи, закомплексованностью, неумением справляться со стрессами и с детьми социально незащищенными. Также с детьми седьмого и восьмого вида обучения.

В результате тесного взаимодействия преподавателя с учащимися появляется возможность каждого ребенка реализовать себя, применить свои умения и поучаствовать в жизни мира на его уровне, так, как он умеет. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними; на самопознание и самовоспитание ребенка; на создание в училище обстановки социальной защищенности, взаимодействия и взаимопонимания, творческого содружества.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, индивидуальность, художественное творчество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

В рамках образовательной программы по профессии «Мастер отделочных строительных работ» учащиеся получают знания, как обращаться с инструментом, характеристики строительных материалов, изучают в теории и на практике технологический процесс изготовления изделий.

Занятия кружка позволяют дать учащимся дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, аппликация).

Деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями: штукатур, облицовщик - плиточник, маляр строительный и затрагивает профессии мозаичника, художника, декоратора

Уже в начальной (коррекционной) школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа рассчитана на учащихся возрастной категории от 15 до18 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей подростков.

Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений обращения с ручным и электроинструментом. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности.

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание учащихся. Кружок «Вдохновение» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности подростка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В данный коллектив принимаются все желающие. Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ

Документация кружка включает:

Тематический план и программу кружка технического творчества-360 часов;

Пояснительная записка;

Учебно-методическое обеспечение.

Организация дополнительного обучения по профессии: «Мастер отделоч-ных строительных работ» осуществляется в соответствии с программой и учебными планами.

Программа разработана с учетом новых современных производственных технологий.

Творческие работы на занятиях проводятся с учетом психофизиологии-ических особенностей и возможностей учащихся.

Цели кружковой работы

    Развитие творческих способностей учащихся, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

    Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

    Возродить интерес у подростков к профессиям, связанным с работой отделочника (штукатур, маляр, облицовщик-плиточник)

    Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

    Формирование личности с широким творческим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым нравственных норм поведения.

    Образовательная цель - развитие личности подростка, способного к творческому самовыражению через овладение основами технологии изготовления изделий своими руками.

Цели будут достигнуты при условии, если ученик будет заинтересован в созидании нового и появится великое желание все выполнить своими руками.

Задачи

Образовательные задачи

    Обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;

    Обучить изготавливать поделки, картины и сувениры с использованием различных материалов: древесина, фанера, ДВП, ДСП, обоев, лаков, красок, керамической плитки, из природных материалов;

    Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности учащихся.

Развивающие задачи.

    Развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.

    Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

    Развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи.

    Формировать гражданскую позицию, патриотизм.

    Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой

выполненный труд.

3. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.

4. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения:

9 часов в неделю,

360 часов в год.

Учащиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения.

В кружке организовано воспитание и образование подростков в разновозрастной группе.

Ведущий вид деятельности – практический.

Всего на работу кружка отводится 9 часов в неделю: – 3 дня в неделю по3 часа.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня, она направлена на развитие коммуникативных умений, творческих задатков и способностей, уважение достоинства человека с разными возможностями, культуры поведения.

Планирование и организация обучения учащихся в кружке осуществляется в соответствии с учебным планом и программой производственного обучения по профессии: «Мастер отделочных строительных работ».

Ожидаемый результат

К концу года обучения учащиеся должны знать:

Роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;

Свойства наиболее распространенных материалов (при выборе материала, его классификации и назначения для выполнения проекта);

Роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

Правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

Рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

Выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;

Составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;

Выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, инструмента, приспособлений, оборудования;

Собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

Выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;

Осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять

предпринимательскую инициативу.

Изготовить не менее одного изделия, принимать участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.

Экспликация оборудования мастерских кружка технического творчества «Вдохновение»

Наименование

Количество

1 Класс для инструктажа

1-10

11-21

Ученический стол

Ученический стул

Стол преподавателя

Стул преподавателя

Доска

Тумбочка

Демонстрационная стенка

Вешалка для одежды

Полка для образцов

Дверной проем с коробкой

2 Препараторская

Стол преподавателя

Сервант для учебных элементов

Стеллаж для материалов

Тумбочка

Сейф

Стол для плакатов

Полка для тематических папок

Кресло

Стул

Душевая комната

Умывальник

3 Учебные мастерские

Учебные стенки

Учебные стенки с оконным проемом

Учебные стенки с дверным проемом

Верстак

Ящик для глины

Ящик для песка

Драночные щиты

Стенка учебная деревянная

Ящики для раствора

Шкаф для инструментов

Ящик для облицовочных плиток

Подмости

Кран питьевой

Элементы стен для оштукатуривания дверных откосов

Колонны прямоугольные

4 Колерная

Стеллаж для инструментов

Шкаф для стройматериалов

Емкость для гашения извести

Сушилка

Раковина

Мастерская позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке различных строительных материалов и их отходов.

Место проведения занятия:

- мастерская штукатуров, маляров, облицовщиков-плиточников. Имеется паспорт данного помещения, где указаны все данные по столярной мастерской.

Содержание

    Учебный план

    Тематический план

    Программа

    Расписание занятий кружка

    Журнал учета посещаемости кружка учащимися

Утверждаю

Зам.директора по УМР

________________________

«____»_____________20___

Учебный план

по профессии: «Мастер строительных отделочных работ»

Вид занятий

Распределение по полугодиям

1

2

Количество недель – 40

Количество часов -360

Теория

8

18

Практика

94

266

Итого

112

248

Всего за курс обучения – 360 часов

Утверждаю

Зам.директора по УМР

________________________

«____»_____________20____

Тематический план

кружка « Вдохновение »

Наименование тем

Кол-во часов

Кол-во часов

Т.О

П.О

Введение. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности. Разработка эмблемы кружка

Аппликация

Цвет. Цветовая отделка

Трафареты

Экскурсия в Дом творчества

Использование различных материалов в выполнении планшетов для уроков ПО и ТО

Декоративные отделки из строительных материалов

Использование окрасочных материалов в изготовлении эскизов для наглядных пособий

Экскурсия на выставку технического творчества в д/д 1, д/д 2. Техника безопасности

Лакировка материалов

Использование картона

Использование материала из древесины

Работа с обоями

Работа с тканями

Приспособления для выполнения производства штукатурных и малярных работ

Дидактический материал

ИТОГО

360

334

Руководитель кружка «Вдохновение» /Н.В. Абрамова/

Программа

Кружка технического творчества

По профессии: «Мастер отделочных строительных работ»

п/п

Наименование тем

1 полугодие

Тема 1

Введение

1-1

Ознакомление с работой кружка. Творческие работы.

1-2

Инструменты, приспособления, материалы.

1-3

Разработка эмблемы кружка.

1-4

Техника безопасности. Электро-пожаробезопасность.

Тема 2

Аппликация

2-1

Выбор рисунка аппликации.

2-2

Планировка, раскрой.

2-3

Изготовление планшетов, рамки.

2-4

Наклеивание аппликации.

2-5

Создание фона аппликации.

2-6

Аппликация из обоев по мотивам «Русских народных сказок».

Тема 3

Цвет

3-1

Цветовой круг.

3-2

Светотень.

3-3

Смешивание цветов.

3-4

Ахроматические цвета.

3-5

Хроматические цвета

3-6

Цветовая отделка.

Тема 4

Трафареты

4-1

Виды трафаретов.

4-2

Изготовление трафаретов. Техника безопасности

4-3

Нанесение трафаретов.

4-4

Окантовка трафаретов.

Тема 5

Экскурсия

5-1

Экскурсия на выставку Дома творчества. Т.Б.

5-2

Экскурсия в школах, д/д -1, д/д -2. Т.Б.

Тема 6

Использование различных материалов в выполнении планшетов для уроков ТО, ПО.

6-1

Изготовление планшетов.

6-2

Планшеты из опилок.

6-3

Планшеты из битого стекла.

6-4

Планшеты из обоев.

6-5

Планшеты из спичек.

6-6

Планшеты из ниток, клея, шпатлевок.

6-7

Образцы декоративной штукатурки.

6-8

Изготовление планшетов для облицовки вертикальных поверхностей.

6-9

Макет: «Мелотерка»

6-10

Макет: «Затирочная машинка»

Тема 7

Декоративные отделки из строительных материалов.

7-1

Панно: «Аквариум»

7-2

Панно: «Берег моря»

7-3

Изготовление новогодних игрушек.

7-4

Изготовление елок из строительных материалов.

7-5

Изготовление оформительских декоративных новогодних украшений.

7-6

Украшение классных комнат.

7-7

Украшение новогодних костюмов. Украшение зала.

7-8

Чаепитие.

2 полугодие

Продолжение темы 7

7-9

Изготовление образцов из шпатлевки фирмы «Террако».

7-10

Изготовление панно из стекляруса: «Новостройка».

7-11

Планшет: «Вибросито»

7-12

Планшет: «Растворопровод».

Тема 8

Использование окрасочных материалов в изготовлении эскизов для наглядных пособий.

8-1

Выполнение эскиза «Цветовой круг»

8-2

Разрисовка цветового круга

8-3

Выполнение эскиза «Аэрография на стекле».

8-4

Нанесение трафарета краскораспылителем масляными красками.

8-5

Выполнение эскиза: «Окраска узорными валиками»

8-6

Раскраска рисунка: «Окраска узорными валиками»

8-7

Выполнение эскиза: «Торцевание»

8-8

Раскраска рисунка: «Торцевание».

Тема 9

Экскурсия на выставку технического творчества в д/д 1, д/д2

Тема 10

Лакировка материалов

10-1

Панно: «Люди севера».

10-2

Покрытие лаком панно: «Люди с севера».

10-3

Обработка лаком декоративных изделий.

Тема 11

Использование картона

11-1

Макет: «Деревянный стенд»

11-2

Макет: «Ниша, пилястра».

11-3

Макет: «Колонна с Энтазисом».

Тема 12

Использование материала из древесины.

12-1

Изготовление макета арок

12-2

Изготовление макета падуг

12-3

Изготовление образцов розеток

12-4

Изготовление макета: «Дверной блок»

12-5

Планшет: «Облицовка керамической плиткой».

12-6

Планшет: «Облицовка карт – ковровой мозаикой»

12-7

Планшет: «Облицовка плиткой по маркам и маякам»

12-8

Планшет: «Облицовка плиткой по шаблону»

12-9

Планшет: «Простая штукатурка»

12-10

Планшет: «Улучшенная штукатурка»

12-11

Планшет: «Высококачественная штукатурка».

12-12

Планшет: «Провешивание поверхности».

12-13

Планшет: «Устройство марок и маяков».

12-14

Макет: «Оштукатуривание прямоугольных колонн»

12-15

Макет: «Оштукатуривание круглых колонн»

12-16

Макет: «Оштукатуривание колонн с каннелюрами»

12-17

Изготовление шаблона: «Архитектурные тяги».

12-18

Набивка металлических пластин на шаблон»

12-19

Изготовление мини- инструментов для штукатурных работ.

12-20

Изготовление мини- инструментов для малярных работ.

Тема 13

Работа с обоями

13-1

Стенгазета из обоев «Букет цветов.

13-2

Изготовление бордюров из обоев.

13-3

Изготовление альбома: «Виды обоев».

13-4

Стенд: «Виды обоев».

13-5

Планшеты: «Дефекты обойных работ».

13-6

Таблица: «Дефекты обойных работ».

13-7

Таблица качества обойных работ: «Допуски».

13-8

Образцы: «Ремонт обойных работ».

Тема 14

Работа с тканями

14-1

Планшет: «Пестрый подоконник».

14-2

Планшет: «Ткани вместо обоев».

14-3

Замена обшивки старых табуреток на новую.

14-4

Лакировка ткани на табуретках.

Тема 15

Приспособления для выполнения производства штукатурных и малярных работ»

15-1

Изготовление мини – стремянки.

15-2

Изготовление – мини лестницы

15-3

Изготовление мини – лесов.

15-4

Использование малярной ленты для ремонта мебели (табурета)

15-5

Использование малярной ленты для ремонта мебели (шкафов)

15-6

Использование малярной ленты для ремонта мебели (столов)

15-7

Изготовление мини циклей из картона.

15-8

Изготовление приспособления для окраски окон.

15-9

Изготовление приспособления каркаса рабочего места мастера.

15-10

Изготовление листов (распилка фанеры, оргалита, ГВЛ, ДСП).

15-11

Сборка приспособления рабочего места мастера.

15-12

Оформление приспособления.

Тема 16

Выставка технического творчества кружка «Вдохновение»

Тема 17

Дидактический материал

17-1

Составление кроссвордов на строительные темы.

17-2

Составление чайнвордов на строительные темы.

17-3

Составление ребусов на строительную тему.

17-4

Игра: «Знаешь ли ты строительный материал»

17-5

Просмотр видеофильмов: «Использование строительных материалов в различных поделках»

17-6

Составление карточек – заданий и перфокарт на строительную тему.

17-7

Викторина: «Интересно и любопытно в строительстве». Чаепитие.

Утверждаю 1 (преподаватель)

Издательство: Москва.

Творчество.

* Научно-методический журнал. Школа и производство.

* Консультационный журнал по строительным, ремонтным и

Отделочным работам. Технологии строительства. М. ЗАО

«АРД-ЦЕНТР»

* М.Э. Витвицкая. Учебное пособие. Отделочные работы.

М..ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2004. («Ваш дом»)

* А.В. Лоскутов. Косметический ремонт: быстро, качественно,

Недорого / Серия «Для дома и заработка». – Ростов-на-Дону:

«Феникс», 2004.

проф. образования. – М.: ИРПО; Изд.центр «Академия» 1998.

2000.

1999

пресс, 2005

«Дрофа»

Издательство титул.

Издательство титул.

Издательство титул.

* В. Дубов. 30 проектов евроремонта вашего дома. Советы

дизайнеров экстра-класса. Ростов на Дону. 2006

* В.М. Мельников. Мастерская. Плиточные работы для дома и

заработка. Ростов на Дону. 2008

* А.Г.Красичкова. Правильный дом. Отделочные работы. Ванная,

кухня, туалет. М.: РИПОЛ классик, 2008

* Л.Н. Смирнова.- Правильный дом. Гипсокартон. Гаг за шагом.

Энциклопедия современного ремонта. М.: РИПОЛ классик, 2008

* DVD video «Архитектура»

Архитектура.

Учебно – методическое обеспечение

(Ученик)

* Журнал. Квартирный ответ (на квартирный вопрос)

* Журнал. Сам себе мастер. Обустройство и ремонт.

Издательство: Москва.

* Журнал. стрОн. Строительство. Обустройство. Новые

технологии. Издательство: Москва.

* Образовательный научно-популярный журнал. Дети. Техника.

Творчество.

* А.А.Ивлиев. Отделочные строительные работы: Учеб. для нач.

проф. образования. –М.: ИРПО; Изд.центр «Академия» 1998.

* Л.М. Лебедева. Справочник штукатура. Изд.центр «Академия»

2000.

* В.А. Смирнов. Материаловедение. Отделочные работы.

Учеб. для нач. проф. Образования / М.: ПрофОбрИздат, 2001

* Р.Е. Арзуманян. Иллюстрированное пособие для маляров:

Учебное пособие для нач. проф. образования, - М. Стройиздат

1999

* С. Сухова. Поделки из всякой всячины. -2-е изд. – М.: Айрис-

пресс, 2005

* В.С. Кузин. Изобразительное искусство. Издательский дом

«Дрофа»

* Серия литературы – учимся рисовать.

* Н.М. Сокольникова Основы композиции. Учебник. Обнинск.

Издательство титул.

* Н.М. Сокольникова Основы рисунка. Учебник. Обнинск.

Издательство титул.

* Н.М. Сокольникова Основы живописи. Учебник. Обнинск.

Издательство титул.

* Серия видеофильмов на темы отделочных работ.

* Серия видеофильмов: «Квартирный вопрос»

* Серия компьютерных дисков на тему: «Квартирный вопрос»

* DVD video «Архитектура»

* DVD video «Материалы будущего»

* DVD video «Дизайн и интерьер» Дизайн. Строительство.

Архитектура.

* DVD video электронная энциклопедия. Хочу все знать: «Машины

И технологии. Человек и техника.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Согласовано Утверждаю

Председатель ПЦК Зам. директора по УВР

Н.В. Абрамова _________А.Г.Анисимова

«___»______________20___ «____»____________20___

Образовательная программа кружка

технического творчества

По профессии : «Маляр, Штукатур»

педагог дополнительного Абрамова Н.В.

Николаевск – на - Амуре

2016-2017

Программа модифицирована на основе программ:

- «Прикладное творчество» Программы по дополнительному образованию детей. М.2008г. с.28

От внешкольной работы к ДОД.

Пояснительная записка.

Учебный план и программа кружка технического творчества:

«Вдохновение» предназначена для дополнительных занятий с учащимися с целью повышения уровня профессиональных знаний, развития познавательной творческой активности по профессии «Маляр, Штукатур».

Дополнительное образование училища ставит перед собой три основные цели: осу­ществление взаимосвязи дополнительного образования с основным, всестороннее раз­витие личности обучающихся, а также вос­питание достойного гражданина - и основано на принципах общедоступности, направленности на всестороннее развитие ребенка и бесплатности услуг.

Наряду с основным дополнительное об­разование затрагивает аспекты обучения, воспитания и развития учеников. Это про­является в развитии их творческих способ­ностей, интеллекта, духовного мира, что способствует успешной социальной адап­тации. Воспитание личностных качеств обучающихся, ответственности за себя по­могает продуктивно организовывать свое свободное время. Реализация себя в обще­нии в училище позволяет поддерживать статус учащегося, стимулировать учеб­ную мотивацию, вырабатывать адекват­ную самооценку и создавать психологичес­кий комфорт в процессе обучения.

При работе с обучающимися педагоги дополнительного образования сталкиваются с проблемами речи, закомплексованностью, неумением справляться со стрессами и с детьми социально незащищенными. Также с детьми седьмого и восьмого вида обучения.

В результате тесного взаимодействия преподавателя с учащимися появляется возможность каждого ребенка реализовать себя, применить свои умения и поучаствовать в жизни мира на его уровне, так, как он умеет. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними; на самопознание и самовоспитание ребенка; на создание в училище обстановки социальной защищенности, взаимодействия и взаимопонимания, творческого содружества.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, индивидуальность, художественное творчество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

В рамках образовательной программы по профессии «Мастер отделочных строительных работ» учащиеся получают знания, как обращаться с инструментом, характеристики строительных материалов, изучают в теории и на практике технологический процесс изготовления изделий.

Занятия кружка позволяют дать учащимся дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, аппликация).

Деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями: штукатур, облицовщик - плиточник, маляр строительный и затрагивает профессии мозаичника, художника, декоратора

Уже в начальной (коррекционной) школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа рассчитана на учащихся возрастной категории от 15 до18 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей подростков.

Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений обращения с ручным и электроинструментом. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности.

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание учащихся. Кружок «Вдохновение» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности подростка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В данный коллектив принимаются все желающие. Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ

Документация кружка включает:

Тематический план и программу кружка технического творчества-360 часов;

Пояснительная записка;

Учебно-методическое обеспечение.

Организация дополнительного обучения по профессии: «Мастер отделочных строительных работ» осуществляется в соответствии с программой и учебными планами.

Программа разработана с учетом новых современных производственных технологий.

Творческие работы на занятиях проводятся с учетом психофизиологии-ических особенностей и возможностей учащихся.

Цели кружковой работы

    Развитие творческих способностей обучающихся, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

    Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

    Возродить интерес у подростков к профессиям, связанным с работой отделочника (штукатур, маляр, облицовщик-плиточник)

    Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

    Формирование личности с широким творческим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым нравственных норм поведения.

    Образовательная цель - развитие личности подростка, способного к творческому самовыражению через овладение основами технологии изготовления изделий своими руками.

Цели будут достигнуты при условии, если ученик будет заинтересован в созидании нового и появится великое желание все выполнить своими руками.

Задачи

Образовательные задачи

    Обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;

    Обучить изготавливать поделки, картины и сувениры с использованием различных материалов: древесина, фанера, ДВП, ДСП, обоев, лаков, красок, керамической плитки, из природных материалов;

    Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности учащихся.

Развивающие задачи.

    Развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.

    Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

    Развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи.

    Формировать гражданскую позицию, патриотизм.

    Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой

выполненный труд.

3. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду.

4. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения:

4 часа в неделю,

160 часов в год.

Учащиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения.

В кружке организовано воспитание и образование подростков в разновозрастной группе.

Ведущий вид деятельности – практический.

Всего на работу кружка отводится 4 часов в неделю: – 2 дня в неделю по2 часа.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня, она направлена на развитие коммуникативных умений, творческих задатков и способностей, уважение достоинства человека с разными возможностями, культуры поведения.

Планирование и организация обучения учащихся в кружке осуществляется в соответствии с учебным планом и программой производственного обучения по профессии: «Маляр, Штукатур».

Ожидаемый результат

К концу года обучения обу чающиеся должны знать:

Роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;

Свойства наиболее распространенных материалов (при выборе материала, его классификации и назначения для выполнения проекта);

Роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

Правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

К концу года обучения обу чающиеся должны уметь:

Рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

Выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;

Составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;

Выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, инструмента, приспособлений, оборудования;

Собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

Выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;

Осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять

предпринимательскую инициативу.

Изготовить не менее одного изделия, принимать участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.

Экспликация оборудования мастерских кружка технического творчества «Вдохновение»

Наименование

Количество

1 Класс для инструктажа

Ученический стол

Ученический стул

Стол преподавателя

Стул преподавателя

Тумбочка

Демонстрационная стенка

Вешалка для одежды

Полка для образцов

Дверной проем с коробкой

2 Препараторская

Стол преподавателя

Сервант для учебных элементов

Стеллаж для материалов

Тумбочка

Стол для плакатов

Полка для тематических папок

Душевая комната

Умывальник

3 Учебные мастерские

Учебные стенки

Учебные стенки с оконным проемом

Учебные стенки с дверным проемом

Ящик для глины

Ящик для песка

Драночные щиты

Стенка учебная деревянная

Ящики для раствора

Шкаф для инструментов

Ящик для облицовочных плиток

Подмости

Кран питьевой

Элементы стен для оштукатуривания дверных откосов

Колонны прямоугольные

4 Колерная

Стеллаж для инструментов

Шкаф для стройматериалов

Емкость для гашения извести

Раковина

Мастерская позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке различных строительных материалов и их отходов.

Место проведения занятия:

Мастерская штукатуров, маляров. Имеется паспорт данного помещения, где указаны все данные по столярной мастерской.

    Учебный план

    Тематический план

    Программа

    Расписание занятий кружка

    Журнал учета посещаемости кружка обучающимися

Утверждаю

Зам.директора по УВР

________________________

«____»_____________20___

Учебный план

по профессии: «Маляр»

Вид занятий

Распределение по полугодиям

Количество недель – 40

Количество часов -160

Теория

Практика

Итого

Всего за курс обучения – 160 часов

Утверждаю

Зам.директора по УВР

________________________

«____»_____________20____

Тематический план

кружка « Вдохновение »

Наименование тем

Кол-во часов

Кол-во часов

Введение. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности. Разработка эмблемы кружка

Аппликация

Цвет. Цветовая отделка

Трафареты

Экскурсия в Дом творчества

Использование различных материалов в выполнении планшетов для уроков ПО и ТО

Декоративные отделки из строительных материалов

Использование окрасочных материалов в изготовлении эскизов для наглядных пособий

Экскурсия на выставку технического творчества в д/д 1, д/д 2. Техника безопасности

Лакировка материалов

Использование картона

Использование материала из древесины

Работа с обоями

Работа с тканями

Приспособления для выполнения производства штукатурных и малярных работ

Выставка технического творчества кружка «Вдохновение»

Дидактический материал

Руководитель кружка «Вдохновение» /Н.В. Абрамова/

Программа

Кружка технического творчества

По профессии: «Маляр. Штукатур»

п/п

Наименование тем

1 полугодие

Тема 1

Введение

Ознакомление с работой кружка. Творческие работы.

Инструменты, приспособления, материалы.

Разработка эмблемы кружка.

Техника безопасности. Электро-пожаробезопасность.

Тема 2

Аппликация

Выбор рисунка аппликации.

Планировка, раскрой.

Изготовление планшетов, рамки.

Наклеивание аппликации.

Создание фона аппликации.

Аппликация из обоев по мотивам «Русских народных сказок».

Тема 3

Цвет

Цветовой круг.

Светотень.

Смешивание цветов.

Ахроматические цвета.

Хроматические цвета

Цветовая отделка.

Тема 4

Трафареты

Виды трафаретов.

Изготовление трафаретов. Техника безопасности

Нанесение трафаретов.

Окантовка трафаретов.

Тема 5

Экскурсия

Экскурсия на выставку Дома творчества. Т.Б.

Экскурсия в школах, д/д -1, д/д -2. Т.Б.

Тема 6

Использование различных материалов в выполнении планшетов для уроков ТО, ПО.

Изготовление планшетов.

Планшеты из опилок.

Планшеты из битого стекла.

Планшеты из обоев.

Планшеты из спичек.

Планшеты из ниток, клея, шпатлевок.

Образцы декоративной штукатурки.

Изготовление планшетов для облицовки вертикальных поверхностей.

Макет: «Мелотерка»

Макет: «Затирочная машинка»

Тема 7

Декоративные отделки из строительных материалов.

Панно: «Аквариум»

Панно: «Берег моря»

Изготовление новогодних игрушек.

Изготовление елок из строительных материалов.

Изготовление оформительских декоративных новогодних украшений.

Украшение классных комнат.

Украшение новогодних костюмов. Украшение зала.

Чаепитие.

2 полугодие

Продолжение темы 7

Изготовление образцов из шпатлевки фирмы «Террако».

Изготовление панно из стекляруса: «Новостройка».

Планшет: «Вибросито»

Планшет: «Растворопровод».

Тема 8

Использование окрасочных материалов в изготовлении эскизов для наглядных пособий.

Выполнение эскиза «Цветовой круг»

Разрисовка цветового круга

Выполнение эскиза «Аэрография на стекле».

Нанесение трафарета краскораспылителем масляными красками.

Выполнение эскиза: «Окраска узорными валиками»

Раскраска рисунка: «Окраска узорными валиками»

Выполнение эскиза: «Торцевание»

Раскраска рисунка: «Торцевание».

Тема 9

Экскурсия на выставку технического творчества в д/д 1, д/д2

Тема 10

Лакировка материалов

Панно: «Люди севера».

Покрытие лаком панно: «Люди с севера».

Обработка лаком декоративных изделий.

Тема 11

Использование картона

Макет: «Деревянный стенд»

Макет: «Ниша, пилястра».

Макет: «Колонна с Энтазисом».

Тема 12

Использование материала из древесины.

Изготовление макета арок

Изготовление макета падуг

Изготовление образцов розеток

Изготовление макета: «Дверной блок»

Планшет: «Облицовка керамической плиткой».

Планшет: «Облицовка карт – ковровой мозаикой»

Планшет: «Облицовка плиткой по маркам и маякам»

Планшет: «Облицовка плиткой по шаблону»

Планшет: «Простая штукатурка»

Планшет: «Улучшенная штукатурка»

Планшет: «Высококачественная штукатурка».

Планшет: «Провешивание поверхности».

Планшет: «Устройство марок и маяков».

Макет: «Оштукатуривание прямоугольных колонн»

Макет: «Оштукатуривание круглых колонн»

Макет: «Оштукатуривание колонн с каннелюрами»

Изготовление шаблона: «Архитектурные тяги».

Набивка металлических пластин на шаблон»

Изготовление мини- инструментов для штукатурных работ.

Изготовление мини- инструментов для малярных работ.

Тема 13

Работа с обоями

Стенгазета из обоев «Букет цветов.

Изготовление бордюров из обоев.

Изготовление альбома: «Виды обоев».

Стенд: «Виды обоев».

Планшеты: «Дефекты обойных работ».

Таблица: «Дефекты обойных работ».

Таблица качества обойных работ: «Допуски».

Образцы: «Ремонт обойных работ».

Тема 14

Работа с тканями

Планшет: «Пестрый подоконник».

Планшет: «Ткани вместо обоев».

Замена обшивки старых табуреток на новую.

Лакировка ткани на табуретках.

Тема 15

Приспособления для выполнения производства штукатурных и малярных работ»

Изготовление мини – стремянки.

Изготовление – мини лестницы

Изготовление мини – лесов.

Использование малярной ленты для ремонта мебели (табурета)

Использование малярной ленты для ремонта мебели (шкафов)

Использование малярной ленты для ремонта мебели (столов)

Изготовление мини циклей из картона.

Изготовление приспособления для окраски окон.

Изготовление приспособления каркаса рабочего места мастера.

Изготовление листов (распилка фанеры, оргалита, ГВЛ, ДСП).

Сборка приспособления рабочего места мастера.

Оформление приспособления.

Тема 16

Выставка технического творчества кружка «Вдохновение»

Тема 17

Дидактический материал

Составление кроссвордов на строительные темы.

Составление чайнвордов на строительные темы.

Составление ребусов на строительную тему.

Игра: «Знаешь ли ты строительный материал»

Просмотр видеофильмов: «Использование строительных материалов в различных поделках»

Составление карточек – заданий и перфокарт на строительную тему.

Викторина: «Интересно и любопытно в строительстве». Чаепитие.

Утверждаю

Зам.директора по УВР

__________А.Г. Анисимова

«____»_____________20____

Расписание занятий

кружка технического творчества

Дни занятий

Часы занятий

Мастер п/о

Понедельник

С 14.00-16.00

Абрамова Н.В.

Среда

Суббота

(преподаватель)

Издательство: Москва.

Творчество.

* Научно-методический журнал. Школа и производство.

* Консультационный журнал по строительным, ремонтным и

Отделочным работам. Технологии строительства. М. ЗАО

«АРД-ЦЕНТР»

* М.Э. Витвицкая. Учебное пособие. Отделочные работы.

М..ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2004. («Ваш дом»)

* А.В. Лоскутов. Косметический ремонт: быстро, качественно,

Недорого / Серия «Для дома и заработка». – Ростов-на-Дону:

«Феникс», 2004.

проф. образования. – М.: ИРПО; Изд.центр «Академия» 1998.

пресс, 2005

Издательство титул.

Издательство титул.

Издательство титул.

* В. Дубов. 30 проектов евроремонта вашего дома. Советы

дизайнеров экстра-класса. Ростов на Дону. 2006

* В.М. Мельников. Мастерская. Плиточные работы для дома и

заработка. Ростов на Дону. 2008

* А.Г.Красичкова. Правильный дом. Отделочные работы. Ванная,

кухня, туалет. М.: РИПОЛ классик, 2008

* Л.Н. Смирнова.- Правильный дом. Гипсокартон. Гаг за шагом.

Энциклопедия современного ремонта. М.: РИПОЛ классик, 2008

* DVD video «Архитектура»

Архитектура.

Учебно – методическое обеспечение

* Журнал. Квартирный ответ (на квартирный вопрос)

* Журнал. Сам себе мастер. Обустройство и ремонт.

Издательство: Москва.

* Журнал. стрОн. Строительство. Обустройство. Новые

технологии. Издательство: Москва.

* Образовательный научно-популярный журнал. Дети. Техника.

Творчество.

* А.А.Ивлиев. Отделочные строительные работы: Учеб. для нач.

проф. образования. –М.: ИРПО; Изд.центр «Академия» 1998.

* Л.М. Лебедева. Справочник штукатура. Изд.центр «Академия»

* В.А. Смирнов. Материаловедение. Отделочные работы.

Учеб. для нач. проф. Образования / М.: ПрофОбрИздат, 2001

* Р.Е. Арзуманян. Иллюстрированное пособие для маляров:

Учебное пособие для нач. проф. образования, - М. Стройиздат

* С. Сухова. Поделки из всякой всячины. -2-е изд. – М.: Айрис-

пресс, 2005

* В.С. Кузин. Изобразительное искусство. Издательский дом

* Серия литературы – учимся рисовать.

* Н.М. Сокольникова Основы композиции. Учебник. Обнинск.

Издательство титул.

* Н.М. Сокольникова Основы рисунка. Учебник. Обнинск.

Издательство титул.

* Н.М. Сокольникова Основы живописи. Учебник. Обнинск.

Издательство титул.

* Серия видеофильмов на темы отделочных работ.

* Серия видеофильмов: «Квартирный вопрос»

* Серия компьютерных дисков на тему: «Квартирный вопрос»

* DVD video «Архитектура»

* DVD video «Материалы будущего»

* DVD video «Дизайн и интерьер» Дизайн. Строительство.

Архитектура.

* DVD video электронная энциклопедия. Хочу все знать: «Машины

И технологии. Человек и техника.

Пояснительная записка рабочей программы учебных занятий кружка:

«Техническое творчество» по предмету «Технология»

Рабочая программа учебных занятий кружка: «Техническое творчество» по предмету: «Технология» для 5-х классов разработана на основе учебного издания - программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» для 5 -11-х классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Издание -7-е. Москва. Издательство «Просвещение». 2008 год.

В рабочей программе указаны названия разделов и тем занятий, количество учебного времени, типы уроков, элементы содержания, требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с образовательным стандартом по образовательной отрасли «Технология», виды контроля и измерители, элементы дополнительного содержания уроков, домашние задания и даты проведения.

В рабочей программе обеспечивается:

Преемственная связь в содержании учебных материалов с 5 -го по 7-е классы включительно,

Реализация развивающей и воспитывающей функции учебного предмета «Технология»,

Реализация дифференцированного обучения и возможности самореализации учащихся., в том числе при выполнении творческого проекта.

С учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в ходе дидактического процесса решаются следующие педагогические задачи:

Выработка у учащихся осознанного отношения к учебе и труду, гражданское трудовое становление;

Нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

Воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, качеств рачительных хозяев, патриотизма, заботливого и бережного отношения к природе,

Формирование общих трудовых и начальных профессиональных знаний, умений, необходимых для плодотворного участия в общественном и личном производстве;

Развитие творческих способностей учащихся. В том числе путем включения в художественную деятельность по изготовлению изделий из конструкционных материалов, решение учебных задач с помощью методов активизации творчества (метод АРИЗ, метод мозгового штурма, метод фокальных объектов и др.), побуждению сознательному выбору будущей профессии;

Овладение основными понятиями рыночной экономики: менеджмента и маркетинга, умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.

Изучаемые в рабочей программе базовые данные содержат обязательную часть Федерального Компонента образовательного стандарта по общеобразовательной отрасли «Технология», которую необходимо изучать в инвариантной части базисного учебного плана, и вариативную, которую изучают на дополнительных факультативных и кружковых занятиях. Выбор практических работ должен учитывать региональный фактор и имеющиеся для обработки конструкционных материалов, в необходимом количестве, материальные ресурсы и производственную базу.

В соответствии с учебной программой по Технологии, рабочая программа состоит из следующих разделов:

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов,изучение инструментов и станков для обработки древесины, изготовление и сборка изделий, художественная обработка древесины, выполнение творческого проекта;

Последовательное ознакомление учащихся с усложняющимися видами деятельности оператора, наладчика, технолога и конструктора, предложенное в этой программе предопределяет соответствующие этапы обучения:

1- й этап -формирование элементарных знаний и умений по обработке бумаги и картона, отделка изделий на репродуктивном уровне;

2 -й этап -формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов (конструкционных материалов) на уровне операторской деятельности по инструкционным- технологическим картам, формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке конструкционных материалов с самостоятельной первичной наладкой оборудования и отдельными элементами построения технологического процесса;

При этом надо учитывать, что основная часть учебного времени (не менее 70 %) отводится на практическую деятельность -овладение общими трудовыми умениями и навыками., в том числе при выполнении творческого проекта.

В течении всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 10 проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным и индивидуальным возможностям учащихся. Важно, чтобы при выполнении творческих проектов, начиная с первого этапа школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции или услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Календарно- тематическое планирование рабочей программы учебных занятий кружка:

«Техническое творчество» по предмету «Технология» . Количество учебных часов- 102 .

Наименование раздела

Тема урока.(Этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов

Тип урока (формы и вид деятельности учащихся)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля и измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

5 класс

кружок

Древесина -как поделочный конструкционный материал.

Виды инструментов и станков для обработки древесины.

Изготовление изделий из древесины.

Сборка изделий из древесины.

Художественная обработка древесины.

Решение творческих задач.

Творческий проект.

Введение. Общие сведения по организации труда в учебных мастерских. Правила техники безопасности при работе.

Основные породы деревьев. Общие сведения.

Охрана леса. Природосберегающие технологии.

Классификация пиломатериалов.

Порядок выбора и хранение.

Строение древесины. Виды разрезов. Свойства древесины.

Инструменты и приспособления для обработки древесины. Общие сведения.

Устройство и назначение столярного верстака, столярных тисков и приспособлений.

Распиливание древесины. Продольное и поперечное. Применяемый инструмент и приспособления.

Разметка. Черновая обработка поверхности деталей.

Фигурное выжигание деталей. Приемы безопасной работы.

Технология изготовления деталей с применением шаблонов.

Сверление древесины

Устройство и работа сверлильного станка.

Приемы безопасной работы.

Виды соединений деталей. Контроль качества работы.

Выполнение сложных шиповых соединений. Соединение- «ласточкин хвост».

Соединение на гвоздях. Шурупах и саморезах.

Соединение деталей на нагелях. Контроль качества работы.

Соединение деталей на клею. Приготовление столярного клея.

Сборка деталей изделия. Контроль качества работы.

Подгонка деталей сборочных единиц. Применение шаблонов.

Выполнение отделочных работ. Инструмент и приспособления.

Применение специального инструмента для отделки изделий.

Покраска и лакирование изделий. Приемы безопасной работы.

Виды резьб. Фигурное выпиливание.

Приемы безопасной работы.

Выполнение резьбы по дереву. Порядок работы с инструментом.

Применение шаблонов для резьбы по дереву. Порядок выполнения работ.

Художественное выпиливание.

Общие положения.

Экономная разметка заготовок. Применяемый инструмент.

Выпиливание по шаблону. Контроль качества работы.

Расчет прочности деталей изделия.

Контроль качества работы.

Экономический расчет себестоимости изделия. Применение энергосберегающих технологий.

Методы решения творческих задач.

Применение на практике.

Практика решения творческих задач. Методика выполнения расчетов.

Экскурсия на предприятие по обработке древесины.

Знакомство с профессией.

Защита творческих проектов. Испытание готовых изделий.

Выставка творческих проектов. Анализ выполненных работ.

Беседа.

Комбинированное занятие

Комбинированное занятие.

Практическая работа.

Практическая работа

Урок изучения нового материала.

Урок изучения нового материала.

Практическая работа.

Выполнение упражнений.

Практическая работа.

Выполнение упражнений.

Комбинированное занятие.

Практическая работа.

Урок изучения нового материала.

Практическая работа.

Выполнение упражнений.

Практическая работа.

Практическая работа

Практическая работа.

Практическая работа.

Комбинированное занятие.

Комбинированное занятие.

Практическая работа.

Практическая работа.

Урок изучения нового материала.

Решение задач.

Практическая работа.

Выполнение упражнений.

Практическая работа

Комбинированное занятие.

Практическая работа

Выполнение упражнений.

Комбинированное занятие.

Решение задач.

Практическая работа.

Решение задач 1-3 уровня сложности

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа

Урок обобщения и систематизации знаний.

Безопасные приемы работы с инструментом.

Применение древесины в народном хозяйстве

Ножовки для поперечного и продольного пиления древесины.

Клинообразная форма режущей части рабочего инструмента.

Понятие о машине.

Типовые детали машин.

Правила чтения сборочных чертежей.

Выполнение технологических карт.

Зачистка деталей напильником и Шлифовальной бумагой.

Художественное оформление изделий из древесины.

Понятие о технологическом процессе.

Этапы выполнения проекта.

Составление эскиза. Чтение чертежа.

Системы автоматического проектирования на базе персональных ЭВМ.

Применение информационных технологий при выполнении проекта.

Учащиеся должны знать и соблюдать правила техники безопасности при работе в учебных мастерских.

Учащиеся должны знать свойства изучаемых пород древесины.

Учащиеся должны знать назначение и приемы работы с столярным инструментом.

Учащиеся должны знать устройство верстака.

Учащиеся должны знать и уметь рационально организовывать рабочее место.

Учащиеся должны знать технологию изготовления деталей с применением шаблонов.

Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнять контроль качества работы.

Учащиеся должны знать виды соединений деталей.

Учащиеся должны уметь Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий, владеть необходимыми умениями и навыками по обработке древесины.

Учащиеся должны уметь работать с инструментом по отделке древесины.

Учащиеся должны владеть необходимыми способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками).

Учащиеся должны уметь работать с разметочным и измерительным инструментом.

Учащиеся должны знать основные требования к порядку выполнения творческого проекта. Уметь пользоваться необходимыми источниками информации в т. ч. в электронном виде, уметь работать в сети Интернет.

Учащиеся должны знать основные требования к творческому проекту. , параметры, допуски и характеристики, порядок выполнения операций при выполнении проекта.

Устный опрос учащихся по теме.

Фронтальный.

Решение тестовых задач 1-3 уровня сложности по темам: №1-4.

Лабораторная работа

1. Решение тестовых задач по темам № 5-10.

Лабораторная работа № 2.

Операционный.

Индивидуальный

Операционный

Индивидуальный.

Решение тест-задач по темам: № 11-21.

Вводный текущий и заключительный инструктажи.

Операционный.

Операционный.

Индивидуальный.

Операционный

Индивидуальный.

Выполнение упражнений.

Проверочная работа.

Операционный

Звеньевой

Операционный

Звеньевой.

Вводный текущий и заключительный инструктажи.

Операционный. Контрольный опрос по темам: № 12-22.

Индивидуальный.

Операционный.

Вводный текущий и заключительный инструктажи. Контрольный опрос по темам: № 23-27.

Индивидуальный.

Операционный.

Индивидуальный

Устный опрос учащихся.

Лабораторная работа № 3.

Звеньевой

Операционный.

Индивидуальный

Вводный текущий и заключительный инструктажи.

Контрольный опрос учащихся по темам: № 28-34.

Изучение местного народного промысла. Знакомство с профессией столяра- краснодеревщика.

Изучение истории создания и дальнейшего развития художественной обработки древесины.

Изучение истории создания и развития токарного дела в России.

Виды технологического контроля и диагностики при изготовлении изделий в промышленности

Понятие о техническом контроле ОТК., необходимость соблюдения ГОСТа при изготовлении деталей.

Изучение архитектурных памятников древнего зодчества (Кижи, Соловец и др.)

Изучение истории создания и развития орнамента при выполнении резьбы по дереву.

Геометрический орнамент особенности выполнения.

Понятие о дизайне. Его применение при изготовлении изделий.

Понятие о цветовой гамме. Монохромное полихромное поле. Понятие контраста и совместимости разных видов цвета и оттенков.

Порядок регистрации выполненного проекта.

Повторить пройденный учебный материал по конспекту и учебнику.

Повторить правила техники безопасности при обработке древесины

Ответить на контрольные вопросы 1-3 уровня сложности (темы № 1-6.

Повторить устройство и назначение столярного верстака.

Приемы безопасной работы.

Выполнить в тетради эскизы рабочих инструментов.

Повторить устройство и работу сверлильного станка. Приемы безопасной работы

Ответить на контрольные вопросы 1-3 уровня сложности (на выбор) по темам № 7-15.

Повторить учебный материал по конспекту и учебнику.

Выполнить в тетради эскизы видов соединений и заполнить таблицу размерности деталей (элемент ОВЗ.).

Повторить приёмы безопасной работы при выполнении покрасочных работ и лакировании поверхностей изделий.

Ответить на контрольные вопросы 1-3 уровня сложности (на выбор) по темам № 16- 27.

Повторить правила техники безопасности при выполнении резьбы по дереву.

Ответить на контрольные вопросы 1-3 уровня сложности (на выбор) по темам № 28-34.

Выполнить в тетради экономический расчет себестоимости изделия.

Разработать презентацию по предложенным темам на выбор.

Подготовить сообщение на тему по выбранной тематике (профессии столяр, плотник, столяр- краснодеревщик и др.)

Литература: учебное пособие «Народные художественные промыслы» под редакцией Уткина Н. И. Москва

Издательство. «Просвещение» 2002 г. Учебник «Технология. Сельская школа» под редакцией Симоненко В. Д.

Москва. Издательство «Вентана-Граф» 2007 г. Учебное пособие «Практикум по деревообработке». Автор Громов Г. А. Москва. Издательство «Просвещение» 2001 г. Количество часов -68.

Комитет образования и науки Волгоградской области

ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Рассмотрена на МО учителей Утверждено пед.советом

трудового обучения «___»____________

«___»______________ №____

Директор школы Н.В.Жерновников

Программа кружка

«Мастерок»

Возраст: 12-16 лет

Учитель штукатурно-малярного дела

П.Красный Яр

Пояснительная записка.

Образовательная дополнительная программа кружка «Веселый мастерок» рассчитана на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения. Настоящая программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне 1 разряда квалификационной характеристики по специальности каменщик.

Несложность образования, наличие инструментов, доступность работы позволяет заниматься каменными работами учащимися 5-9 классов. Занятия в кружке «Веселый мастерок» позволяет существенно влиять на трудовое воспитание учащихся, рационально использовать свободное время.

Новизна данной программы – заключает в себе практическое выполнение заданий при работе с камнем и реализует творческие индивидуальности каждого ученика.

Актуальность программы заключается в соединении умственного и физического труда. Программа содержит установку на раскрытие потребности детей творить и осознавать свои возможности.

Педагогическая целесообразность: темы программы помогают учащимся ознакомиться с особенностями профессий, связанных со строительством: каменщик, штукатур, маляр, плиточник, а также способствует развитию творческих (индивидуальных) способностей учащихся.

Цель программы – закрепление умений и навыков, полученных на уроках штукатурно-малярного дела, подготовка учащихся к дальнейшему получению профессии «строитель», подготовка учащихся к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, строительным и ремонтным работам в быту.

Основание учебно-воспитательные задачи дополнительной образовательной программы кружка «Веселый мастерок».

Обучающие:

Освоить приемы работы с камнем, технику безопасности при каменных работах;

Научить учащихся пользоваться контрольно-измерительными инструментами;

Научить работать различными инструментами и приспособлениями;

Научить выполнять некоторые виды каменных кладок.

Развивающие:

Развивать умения и навыки при работе с камнем, инструментом;

Развивать моторику рук;

Развивать пространственное воображение;

Развивать логическое мышление, память, кругозор.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к профессии «строитель»;

Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда;

Воспитывать чувство товарищества и коллективизма;

Формировать навыки работы в разновозрастном коллективе.

Коррекционные:

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

Развитие внимания и самоконтроля;

Развитие личностной сферы;

Повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она нацелена на работу с камнем с использованием вяжущих растворов. Образовательная программа модифицирована, разработана с использованием программы по штукатурно-малярному делу. Внесены свои разделы с учетом интересов учащихся специальной коррекционной школы, психофизических возможностей. В реализации программы участвуют учащиеся 5-9 классов.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и старшего звена.

Условия реализации программы: направление работы кружка зависит от материальной базы школы. Учитель, исходя из материальной базы школы и уровня подготовленности учащегося, вправе заменять темы занятий.

Занятия должны проводиться в штукатурно-малярной мастерской, которая отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности, оснащена необходимым инструментом и оборудованием.

Для воплощения творческих идей учащихся, занимающихся в кружке, требуются материалы:

Емкость для раствора;

Мастерки;

Молоток – кирка;

Расшивка;

Уровень;

Угольник.

Срок реализации программы 1 год. Основными формами работы в кружке являются теоретические и практические занятия: беседы, объяснения, рассказы, практические работы, образцы кладок. Кружковцы во время занятий должны работать в рабочей форме. Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная.

Режим занятий: 78 часов в год, 4 часа в неделю по 2 часа с каждой группой учащихся. Наполняемость группы – 5 человек.

Ожидаемые результаты обучения. В ходе реализации этой программы учащиеся должны приобрести знания, практические умения и навыки при выполнении каменных кладок. Особое внимание следует обратить правилам техники безопасности. На заключительных занятиях дети должны продемонстрировать свои практические умения и навыки. Хочется надеяться, что знания, умения и навыки, приобретенные на кружке, будут способствовать профессиональной ориентации учащихся и их жизненному самоопределению.

Дети должны знать:

Принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

Принципы подбора инструмента по назначению;

Способы проверки правильности каменной кладки;

Приемы и способы выполнения каменной кладки;

Виды растворов и способы их приготовления;

Виды каменных кладок;

Технологический процесс выполнения каменных работ.

Дети должны уметь:

Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

Применять инструмент по назначении.;

Производить разметку и пользоваться контрольно-измерительным инструментом;

Выполнять кладку каменных конструкций;

Выполнять работу самостоятельно;

Бережно относиться к школьному имуществу.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Теоретический уровень знаний;

Степень овладения рабочими приемами при работе с инструментом и приспособлениями;

Применение полученных знаний на практике;

Соблюдение технологических требований;

Качество выполненной работы;

Соблюдение правил техники безопасности.

Косвенные:

Желание трудиться;

Познавательная активность и творческий подход;

Самостоятельность;

Партнерские отношения при коллективной работе.

Формы подведения итогов программы.

Практические работы учащихся;

Участие детей в благоустройстве школьной территории, ремонт помещений и т.д.

Учебно-тематический план.

1 год обучения 78ч.

Количество часов

Практические работы

Значимость каменных работ. Т.Б. при каменных работах.

Природные каменные материалы.

Материалы для каменных кладок.

Вяжущие материалы.

Инструменты и материалы, используемые в кладке.

Общие сведения о кирпичной кладке. Виды кирпича.

Грани кирпича. Виды и назначение кладки.

Раздел II. Приготовление растворов. Системы перевязки швов. Выполнение кладок.

Инструктаж по Т.Б. и П.П.Б.

Приготовление воздушных и гидравлических растворов.

Приготовление глиняно-песочных растворов.

Системы перевязки швов.

Выполнение каменных кладок (работа с конструктором).

Раздел III. Виды систем перевязки швов.

Инструктаж по Т.Б. и П.П.Б.

Однорядная система перевязки швов. Однорядная цепная система перевязки швов.

Трехрядная система перевязки швов.

Многорядная система перевязки швов

Раздел IV. Кладка кирпича (практические работы).

Инструктаж по Т.Б. и П.П.Б.

Контрольно-измерительный инструмент, его применение и назначение.

Кладка конструкций из кирпича (практические работы). Работы по благоустройству школы.

Раздел I. Знакомство с материалом, инструментом. Виды кладок. 20ч.

Тема 1.1 Охрана труда, пожарная безопасность при работе штукатурно-малярной мастерской.

Тема 1.2 Общие сведения о каменной кладке. Т.Б. при выполнении работ

Тема 1.3 Виды каменных природных материалов, добыча и обработка.

Тема 1.4 Виды материалов для каменных работ.

Тема 1.5 Глина, известь, гипс. Марки цемента.

Тема 1.6 Воздушные гидравлические растворы, их особенности. Порядок приготовления раствора.

Тема 1.7 Инструмент каменщика.

Тема 1.8 Виды кирпича. Виды конструкций из кирпича.

Тема 1.9 Грани кирпича. Элементы кладки.

Раздел II. Системы перевязки швов. Выполнение кладок. 18ч.

Тема 2.1 Охрана труда. Пожарная безопасность.

Тема 2.2 Технология приготовления воздушных и гидравлических растворов. Соотношение пропорций.

Тема 2.3 Приготовление глиняно-песочного раствора.

Тема 2.4 Системы перевязки швов (однорядная, трехрядная, многорядная).

Тема 2.5 Выполнение каменных кладок (работа с конструктором).

Тема 3.1 Инструктаж по Т.Б. при работе в учебной мастерской, инструктаж по П.П.Б.

Тема 3.2 Контрольно-измерительный инструмент (уровень, отвес, рулетка, угольник, рейка). Порядок работы инструментом.

Тема 3.3 Однорядная система перевязки швов. Однорядная цепная система перевязки швов. Кладка в кирпич. Практические работы (работа с конструктором, работа с камнем).

Тема 3.4 Трехрядная система перевязки швов (кладка столбов в кирпич, 1,5 2 2,5). Кладка колонн.

Тема 3.5 Многорядная система перевязки швов. Кладка стен, углов, простенков. Кладка вприсык, вприжим, полувприсык.

Раздел IV. Каменная кладка (практические работы) 18ч.

Тема 4.1 Инструктаж по Т.Б. при работе в учебной мастерской, на строительной площадке.

Тема 4.2 Контрольно-измерительные инструменты, порядок работы.

Тема 4.3 Выполнение каменных кладок. Организация труда каменщика. Расшивка швов.

Методическое обеспечение программы по разделам и темам.

Наименование разделов и тем.

Форма занятий

Приемы и методы

Средства обучения

Раздел I. Знакомство с материалом, инструментами. Виды кладок.

Вводное занятее. Охрана труда. Т.Б. при работе в мастерской.

Словесно-наглядный

Таблицы, журнал по Т.Б.

Общие сведения о кладке. Т.Б. при выполнении работ.

Словесно-наглядный

Иллюстрации, таблицы, плакаты.

Бут, щебень, клинец. Назначение и применение.

Словесно-наглядный

Учебник, таблицы.

Глина, ее свойства. Песок, известь кирпич.

Объяснение.

Словесно-наглядный

Материалы для каменной кладки.

Гипс. Марки цемента.

Объяснение, работа в тетрадях.

Словесно-наглядный

Вяжущие материалы.

Особенности и преимущества растворов. Воздушные и гидравлические растворы.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Растворы.

Инструмент каменщика: мастерок, кирочка, шнур-пригалка, расшивка, уровень.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Инструмент и принадлежности.

Полнотелый керамический кирпич. Пустотелый керамический кирпич. Силикатный кирпич.

Объяснение, показ, работа с учебником.

Словесно-наглядный

Каменные материалы.

Грани кирпича: тычок, ложок, постель. Элементы кладки: внутренняя и наружняя, верста, зубатка.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Таблицы, учебник, констуктор.

Раздел II. Приготовление растворов. Система перевязки швов. Кладки.

Инструктаж по Т.Б. и П.П.Б. при работе в учебной мастерской.

Словесно-наглядный

Раздаточный материал.

Соотношение пропорций вяжущих материалов и воды, наполнителей (песок), порядок приготовления раствора.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Карточки, задания.

Соотношение пропорций глины, воды и песка. Т.Б. при приготовлении раствора.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Раздаточный материал.

Система перевязки швов. Применение этих систем.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Таблицы, конструктор.

Кладка углов в 0,5 1 1,5 кирпича.

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Таблицы, конструктор.

Раздел III. Виды систем перевязки швов. 22ч.

Словесно-наглядный

Таблицы, журнал по Т.Б.

Контрольно-измерительный инструмент (уровень, отвес, угольник, рейка-правило, рулетка). Правила работы с инструментом.

Показ, объяснение.

Словесно-наглядный

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

Кладка угла в кирпич, кладка стены в кирпич.

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Карточки-задания, материал, инструмент.

Кладка столбов в кирпич, 1,5 2 2,5 кирпича, кладка колонны.

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Инструмент, материал, таблицы.

Кладка стены по шнуру-пригалки.

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Инструмент, материал, таблицы

Раздел IV. Кладка кирпича. Практические работы.

Вводное занятие охрана труда. ППБ. Т.Б. при работе в учебной мастерской.

Словесно-наглядный

Журнал по Т.Б.

Инструмент.

Показ, объяснение.

Словесно-наглядный

Инструмент.

Кладка конструкций из кирпича.(благоустройство территории школы)

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Инструмент, материалы.

Оснащение занятий. Каждый учащийся должен иметь:

Тетрадь;

Линейка;

Резинка;

Учебник;

Конструктор;

Уровень;

Рулетка;

Угольник;

Мастерок;

Шнур-пригалка;

Расшивка.

Список литературы:

Для руководителя кружковой работы:

1.Ю.И.Крылов «Фундаменты и кладка»

2.А.В.Александровский «Строительное дело»

Для учащихся:

1.С.В.Бобрикова «Технология штукатурно-малярное дело»