Значение слова трансферт. Бюджетные трансферты и их виды Трансферт простыми словами

Трансферт (от лат. transfero - перемещаю, переношу) - это перевод, перемещение денежных средств (например, валюты или золота) и других экономических объектов из одной страны в другую. При трансферте происходит изменение местоположения средств или же только смена их собственника (например, при почтовом или банковском переводе).

Другие значения термина «трансферт»:

1. Переход права собственности на именные ценные бумаги от одного лица к другому по письменному соглашению между сторонами. В этом случае факт изменения прав собственника фиксируют соответствующей записью в реестре.

2. Операция, не предусматривающая получение одной институционной стороной никаких возмещений за предоставленные другой стороне товары или услуги.

3. Финансовая помощь, получаемая нижестоящей бюджетной структурой от вышестоящей (например, финансирование муниципального бюджета из регионального).

4. Смена гражданства населения определенной территории в связи с переходом этой территории под юрисдикцию другого государства. Пример такого трансферта - соглашение об обмене подданными Греции и Турции, подписанное в ходе конференции, проходившей в 1922-1923 гг. в Лозанне.

В последнее время в бюджетном регулировании в России довольно часто употребляется термин «трансферт», который связывают с финансовой помощью в ходе бюджетного выравнивания. Несмотря на частое употребление, понятие трансферта практически не разработано отечественной наукой. Большинство авторов-экономистов относят трансферты к передаточным платежам безвозмездного и безвозвратного характера в виде формы перераспределения государственных бюджетных средств, приравнивая их к дотациям, и отмечают их отличие от субвенции; некоторые исследователи отождествляют трансферты со всей системой оказания межбюджетной финансовой помощи, что вызывает возражения других.

Трансферт - это:

1) перенос результатов сделки с одного счета на другой;

2) письменный приказ банка своему корреспонденту выдать определенную сумму денег лицу, указанному в этом приказе;

3) передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому и регистрация передачи собственности в регистрационных реестрах (книгах) компании. После такой регистрации дивиденды, финансовые отчеты, объявления о собраниях и т.д. высылаются компанией новому владельцу;

4) перераспределение акций АО на основе трансфертного документа среди своих акционеров;

5) в Российской Федерации применительно к бюджетной сфере понятие “Трансферт” означает перевод средств в бюджеты (дотация) нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. Под “Трансфертом” понимаются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.

В юридической литературе исследование термина «трансферт» как объекта бюджетных правоотношений находится пока на начальной стадии, поскольку его законодательное оформление еще не завершено, не ясна и его финансовая сущность.

Признаком дотации в трансферте является определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего законодательного (представительного) органа власти в нижестоящий бюджет в форме безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи в целях выравнивания его минимальной бюджетной обеспеченности (при недостаточности собственных и регулирующих доходов).

Признаком субсидии в трансферте выступает выделение денежных средств на условиях долевого финансирования целевых расходов. Долевое финансирование целевых расходов заключается в том, что с помощью трансферта покрывается часть текущих расходов нижестоящего бюджета бюджетной системы России (например, заработная плата работникам бюджетной сферы, оснащение школ учебной литературой, снабжение больниц медикаментами и т.д.). Трансферты не должны покрывать капитальные расходы бюджетов.

Поскольку термин «трансферт» довольно часто используется для обозначения экономических отношений, возникающих по поводу перераспределения части национального дохода в ходе бюджетного выравнивания, в том числе он упоминается и в БК РФ, то для того, чтобы придать термину «трансферт» нормативную урегулированность, необходимо сначала раскрыть его правовую сущность, а затем закрепить в понятийном материале Бюджетного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем трансферт как форму финансовой помощи федеральный парламент должен закрепить в специальном финансовом законодательстве, что придаст межбюджетным отношениям большую урегулированность и не породит очередную правовую коллизию.

Поскольку в последнее время устоялось мнение, что кредитные ресурсы государства оказывают немаловажное воздействие на процесс бюджетного регулирования и в целом способствуют установлению слаженных межбюджетных отношений в федеративном государстве, то существенную научную и практическую ценность представляет исследование таких форм финансовой помощи, как бюджетная ссуда и бюджетный кредит.

Важной отличительной чертой правового положения бюджетной ссуды от других форм финансовой помощи является использование бюджетной ссуды как метода бюджетного регулирования на стадии исполнения бюджета, тогда как иные формы применяются на стадии его составления.

Финансовое право в основе рассматривает три вида Трансфертов: Межбюджетные, нефтегазовые и трансферты населению.

Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов в формах, установленных главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В определенных федеральным законом случаях бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для их направления бюджетам отдельных муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее формы межбюджетных трансфертов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Объем указанных дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень бюджетной обеспеченности с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя которые могут быть получены консолидированным бюджетом, субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения социально-экономических географических климатических и иных объективных факторов и условий влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Объем указанных дотаций не может превышать 10 процентов объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Проект распределения дотаций между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

В составе федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности в целях реализации ими отдельных расходных обязательств. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд финансирования расходов.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Выделение субсидий субъектам Российской Федерации на цели или в соответствии с условиями не предусмотренными федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не допускается.

Порядок распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и их объем устанавливаются федеральными законами о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода и не более 10 процентов общего их объема утвержденного на второй год Федеральным законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов в том числе и субсидии могут не распределяться между субъектами Российской Федерации Средства фонда направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации:

по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий;

на выплату ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законодательством;

на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и др.

В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им отдельных полномочий Российской Федерации, предусмотрено выделение из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации. Распределение субвенций между субъектами Российской Федерации осуществляется по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг.

Указанные методики распределения субвенций представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета включается в проект федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении данного проекта во втором чтении. Допускается выделение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для их предоставления местным бюджетам Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений входящих в их состав.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);

субсидий местным бюджетам;

субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Нефтегазовый трансферт -- это часть средств федерального бюджета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит возникает при превышении расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году над объемом доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

В целях осуществления нефтегазового трансферта в составе федерального бюджета на основании ст. 96 9 БК РФ образуется Резервный фонд. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Вводя понятие «трансферты населению», закон точно определил его юридическое содержание, устанавливая виды трансфертов. К ним отнесены ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, которые установлены государственными нормативными актами и актами органов местного самоуправления; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов населения, возникающих как результат принятия государством решений, увеличивающих бюджетные расходы или сокращающих бюджетные доходы и ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

Трансферт (transfer) — односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе , товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации.

Трансферт — операция, в которой одна сторона предоставляет товар, услугу или денежные средства другой стороне без получения от последней какого-либо эквивалента.

Значительная часть трансферта носит социальный характер: различные выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме.

В бюджетной сфере под трансфертом понимают любые формы перевода средств из одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

Различают текущие и капитальные трансферты.

Текущие трансферты осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят:

  • выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии);
  • добровольные взносы;
  • гуманитарную помощь и др.

Капитальные трансферты — единовременные значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанные с приобретением или выбытием активов; получение на из бюджета; продажа по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др.

Текущие и капитальные трансферты могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.).

В функциональной классификации расходов трансферты неприбыльным (некоммерческим) организациям социальной сферы проходят по соответствующим разделам, а трансферты населению отражаются в основном в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика».

Капитальные трансферты подразделяются на: трансферты внутри страны (взносы в предприятий и организаций, средства, передаваемые на или капитального ремонта, покрытие предприятиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь основных фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат основных сумм кредитов, предоставленных банками предприятиям и населению и др.), и трансферт за границу (безвозмездная помощь и т.п.).

В банковском деле трансфертом называется перечисление средств с одного счета на другой.

Трансферт — передача, перемещение денежных средств и других экономических объектов (смена их собственника или просто изменение места нахождения, например, перевод денег по почте):

  1. перевод денежных средств из одного финансового учреждения в другое. Банковские операции, связанные со встречными переводами национальных или национальной и конвертируемой валют двух или нескольких стран;
  2. передача иностранной валюты из одной страны в другую;
  3. перенос сделки с одного счета на другой;
  4. передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому, осуществляемая, как правило, при помощи передаточной надписи ().

Что такое трансферты? Это понятие имеет сразу несколько определений. Так, этим термином называется перемещение валюты или драгоценных металлов из одной страны в другую, делегирование права владеть такими ценными бумагами, как акции, векселя, чеки и облигации. Кроме того, под ним понимают основанное на международных договорах перемещение населения из одного государства в другое, а также автоматическое изменение гражданства. В данном материале будет рассмотрено, что такое трансферты с точки зрения бюджетной сферы.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации настоящий термин стал использоваться в 1994 году. Под бюджетным трансфертом изначально понималась переадресация денежных средств из фонда финансовой поддержки регионов в нижестоящие территориальные бюджеты. Затем это слово приобрело более широкий смысл. На данный момент им называют практически любые перемещения денежных средств на федеральном уровне.

Что такое трансферты в государственном масштабе? Это такие платежи, которые осуществляются из федерального бюджета без обмена на товары или услуги. Можно привести несколько наглядных примеров. Например, государство переводит средства домохозяйствам и различным организациям. «Домашние группы» получают социальные выплаты: пособие по безработице, пособие по бедности или нетрудоспособности, пенсии и стипендии. Государственные трансферты компаниям представляют собой субсидии.

Межбюджетные трансферты

Следует подчеркнуть, что в большинстве стран мира различные регионы развиваются неравномерно. Это обусловлено географическими и климатическими особенностями, экономической конъюнктурой, распределением рабочей силы и прочими объективными факторами. Современные государства отличает управленческая вертикаль, состоящая из нескольких уровней. Как правило, полнота исполнительной власти сосредоточена в центральном аппарате. Это может быть Кабинет Министров или Правительство.

Но, помимо этого, существуют и органы местного самоуправления. В государствах, функционирующих по принципу федераций, также присутствует еще один промежуточный орган администрирования. Он выполняет свои функции в пределах провинции, области, штата, кантона, земли или другого субъекта. С целью создания более-менее похожих условий для прогресса разных регионов в пределах одного государства и используются межбюджетные трансферты.

Данный способ передачи финансовых ресурсов дает возможность эффективно компенсировать непропорциональное развитие отдельных территорий страны. Далее будут рассмотрены основные функции и виды трансфертов этой категории. Следует отметить, что такого рода перераспределение средств является только одним из используемых инструментов создания равновесия в развитии регионов.

Функции

Разнообразные виды межбюджетных трансфертов используются для достижения нескольких ключевых целей. Первая из них заключается в ликвидации возникающих горизонтальных диспропорций в экономическом развитии регионов. Направление в местные бюджеты дополнительных финансовых средств дает возможность предупредить или устранить уже возникшее социальное напряжение, которое может быть вызвано экономическими трудностями.

Другой целью межбюджетных трансфертов является компенсация местным бюджетам затрат, направленных на реализацию общегосударственных проектов. Это дает возможность предотвратить увеличение диспропорций в процессе выполнения регионами задач, имеющих для страны глобальное значение. Кроме того, необходимо отметить, что межбюджетные трансферты нередко используются для нивелирования последствий использования несовершенной системы налогообложения.

Виды бюджетного перераспределения

Способы передачи финансовых ресурсов регионам Российской Федерации прописаны в шестнадцатой главе Бюджетного кодекса. Там же перечислены основные формы трансфертов, а также дается их описание. Прежде всего, из их числа выделяют дотации, субсидии и субвенции. Дотации используются для более равномерного снабжения финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации.

Субсидии адресуются непосредственно в региональные бюджеты и представляют собой компенсацию за расходы, понесенные в ходе реализации общегосударственных проектов. Субвенции, как и субсидии, имеют целевое назначение. Они также представляют собой компенсацию затрат местных бюджетов, но только в большем объеме. Что такое трансферты, кроме перечисленных трех основных форм?

Иные виды бюджетного перераспределения

Законодательство Российской Федерации обособляет часть денежных средств в еще одну группу. Ее называют иными межбюджетными трансфертами. Что это такое? Данная категория появилась в последней редакции Бюджетного кодекса, а ранее законы РФ не предусматривали существования подобной группы. Иные межбюджетные трансферты, как и дотации, субсидии и субвенции, осуществляются на безвозмездной основе. Они не требуют от субъектов федерации возврата денежных средств в будущем. К данной категории, например, относят финансирование закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

В отличие от счета текущих опера­ций, счет операций с капиталом вклю­чает только капитальные трансферты.

Капитальные трансферты (capi­taltransfers) - трансферты, включаю­щие передачу права собственности на основной капитал, связанные с приоб­ретением или использованием основно­го капитала или предусматривающие ан­нулирование долга кредитором.

Капитальные трансферты подразде­ляются на трансферты государственного сектора и трансферты других секторов. Наиболее крупной статьей трансфертов государственного сектора является ан­нулирование долга кредитором. Если две страны - кредитор и должник - достигают договоренности об аннулиро­вании долга полностью или о списании его части и это закрепляется в соответст­вующем соглашении, то сумма аннули­рованной задолженности показывается в платежном балансе как капитальный трансферт от кредитора должнику. В числе других государственных капи­тальных трансфертов можно выделить инвестиционные трансферты - сред­ства, передаваемые одним государством другому с целью оплаты покупки основ­ного капитала. Например, передача Рос­сией зданий, сооружений, аэродромов и прочей военной инфраструктуры стра­нам - бывшим членам Варшавского до­говора после вывода российских войск с их территорий является капитальным трансфертом. Однако передача вооруже­ний и военной техники считается по платежному балансу текущим государ­ственным трансфертом.

Капитальные трансферты других сек­торов включают трансферты, связанные с миграцией, аннулированием долга кре­дитором и прочие трансферты. Капи­тальные трансферты, связанные с ми­грацией, представляют собой простую стоимостную оценку имущества мигран­тов, которое они перевозят из страны в страну. Аннулирование долга кредито­ром представляет собой списание всей или части суммы долга банком, корпо­рацией или другой негосударственной структурой. Прочие трансферты вклю­чают частные пожертвования на инвес­тиционные цели, например перевод из страны в страну наследства, завещанно­го для финансирования строительства университетской библиотеки или лек­ционного зала.

Приобретение/продажа непроизведен­ных нефинансовых активов включают приобретение и продажу материальных активов, не являющихся результатом про­изводства (земля и ее недра), а также не­осязаемых активов (патенты, авторские права, торговые знаки и пр.). Необхо­димо отметить, что оплата за использо­вание неосязаемых активов показывает­ся в счете текущих операций по статье "роялти и лицензионные платежи", тог­да как оплата заприобретение или про­дажу показывается по данной статье.

2. Прямые инвестиции

Впервой части настоящего учебника рассматривались прямые иностранные инвестиции как форма международных экономических отношений в рамках международного движения факторов производства. Прямые инвестиции явля­ются также группой статей финансового счета платежного баланса.

Прямые инвестиции (directinvest­ment) - группа статей финансового сче­та платежного баланса, отражающих устойчивое влияние со стороны инсти­туциональной единицы - резидента од­ной экономики (прямого инвестора) на институциональную единицу - рези­дента другой экономики (предприятие прямого инвестирования).

Влияние со стороны прямого инвес­тора считается устойчивым, если он вла­деет 10% и более акционерного капитала предприятия прямого инвестирования, т.е. более 10% обычных акций или голосов акционеров(в случае корпорирован-ного предприятия), либо эквивалентом такого участия (в случае некорпориро­ванного предприятия). Необходимо от­метить, что владение 10% голосов не яв­ляется жестким критерием отнесения инвестиций к разряду прямых. Инвести­ции могут считаться прямыми только на основании того, что прямой инвестор играет значительную роль в управлении данным предприятием, даже если он во­обще не владеет его акциями. И напро­тив, если инвестор владеет более 10% акций, но не играет существенной роли в управлении предприятием, его инвес­тиции не считаются прямыми. К числу операций, отражаемых по статье пря­мых инвестиций, относится не только исходная операция прямого инвестиро­вания, но и все последующие операции между прямым инвестором и предприя­тием прямого инвестирования. Наряду с доходом на вложенный капитал прямой инвестор, в отличие от портфельного, получает также дополнительные эконо­мические выгоды, такие как руковод­ство предприятием, плата за выполняе­мые административные функции и пр. В качестве прямых инвесторов могут вы­ступать индивидуальные инвесторы - физические лица, группы индивидуаль­ных инвесторов, корпорированные и некорпорированные частные и государ­ственные предприятия, правительство, общественные организации и пр.

К предприятиям прямого инвестиро­вания относятся:

Дочерние компании (subsidiaries) - предприятия, в которых инвестор-нере­зидент владеет более чем 50% акций или голосов;

Ассоциированные компании (asso­ciates) - предприятия, в которых доля инвестора-нерезидента составляет ме­нее 50% акций или голосов;

Отделения (branches) - некорпори­рованные предприятия, находящиеся в полном или совместном владении инве­сторов и непосредственно или косвенно принадлежащие прямому инвестору.

Прямые инвестиции как за границу, так и во внутреннюю экономику показываются в платежном балансе как по­токи за год по рыночным ценам в раз­бивке на инвестиции в акционерный капитал, реинвестированные доходы и прочий капитал. Прямое инвестирова­ние в акционерный капитал означает приобретение новых акций отделений, дочерних и ассоциированных компа­ний, за исключением неголосующих привилегированных акций, не дающих права на участие в дополнительных при­былях. Реинвестирование доходов озна­чает вложение обратно в предприятие с иностранными инвестициями части прибыли, полученной им и не распре­деленной в форме дивидендов. Прямые инвестиции в форме прочего капитала означают в основном внутрифирменное кредитование материнской компани­ей ее дочерних и ассоциированных ком­паний.

Некоторые типы прямых инвестиций представляют собой специальные слу­чаи. Например, офшорные компании, специализирующиеся на сборке, торгов­ле или финансах, а также предприятия, создаваемые с участием прямых инвес­тиций в свободных экономических зо­нах, считаются резидентами тех стран, на территории которых они расположе­ны. Прямыми инвестициями считаются вложения средств частными лицами на приобретение недвижимости за ру­бежом (виллы, дачи, квартиры, земля). Деятельность строительных компаний на территории других стран может быть классифицирована либо как прямое ин­вестирование, либо как экспорт услуг {пример 4.5).

Портфельные инвестиции (port­folioinvestment) - группа статей пла­тежного баланса, показывающая вза­имоотношения между резидентами и нерезидентами в связи с торговлей фи­нансовыми инструментами, не дающи­ми права контроля над объектом инвес­тиций.

С точки зрения платежного баланса портфельные инвестиции бывают двух основных видов:

Ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале (equitysecurities), - акции, паи, АДР (американские депози­тарные расписки - расписки на иност­ранные акции, депонированные в бан­ках США), подтверждающие участие в капитале предприятий;

Долговые обязательства (debtsecuri­ties) - облигации, инструменты денеж­ного рынка и финансовые дериваты, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.

Облигации, необеспеченные долго­вые обязательства и другие долговые обязательства, как правило, дают их вла­дельцам безусловное право на полу­чение некоторого денежного дохода, сумма которого либо зафиксирована контрактом, либо меняется в соответ­ствии с его условиями. В отличие от ценных бумаг, обеспечивающих участие в капитале, процентные платежи по дол­говым обязательствам не зависят от уровня текущих доходов должника. В понятие облигаций также включаются неголосующие привилегированные ак­ции, конвертируемые облигации, пре­дусматривающие возможность их кон­вертирования в акции, обращающиеся Депозитные сертификаты со сроком платежа более года; двухвалютные обли­гации; облигации с нулевым купоном и глубоким дисконтом, размещаемые пер­воначально по цене ниже погашения и не предусматривающие регулярных пла­тежей процентов; облигации с плава­ющей процентной ставкой; индекси­рованные ценные бумаги, процентные платежи по которым привязываются к какому-либо индексу цен, валютному курсу или цене определенного товара; а также ценные бумаги, обеспеченные тем или иным видом залога (золото, валюта, недвижимость и пр.).

Инструменты денежного рынка обыч­но также дают их владельцам право получить в установленный срок фикси­рованную сумму денег. Главным призна­ком инструментов денежного рынка является то, что они, как правило, про­даются и покупаются на организованных рынках по цене ниже цены погашения. Разность между ними зависит от рыноч­ной процентной ставки и от сроков по­гашения. Кроме того, государство может регулировать объем и композицию та­ких ценных бумаг в целях управления ликвидностью, поддержания валютного курса или финансирования дефицита бюджета. Инструментами денежного рынка считаются казначейские векселя, ценные бумаги частных предприятий и банков, банковские акцепты, обращаю­щиеся депозитные сертификаты, крат­косрочные долговые обязательства с банковской поддержкой (noteissuancefacilities,NIFs). К числу последних от­носятся краткосрочные обязательства, выпускаемые заемщиком от своего име­ни на базе соглашения с банком о его обязанности разместить весь выпуск таких ценных бумаг или купить нераз­мещенную часть. Тем самым этот меха­низм представляет собой форму возоб­новляемого кредита, а ценные бумаги называют евронотой или долговой рас­пиской.

Финансовыми дериватами считаются ценные бумаги, условия обращения и цены которых привязываются к первич­ным ценным бумагам или макроэконо­мическим показателям (казначейские векселя, иностранная валюта, процент­ная ставка, индексы цен) либо к опре­деленным биржевым товарам (золото, сахар, кофе и пр.). Однако финансовые дериваты могут обращаться на рынке и обладать самостоятельной рыночной стоимостью, не зависящей от стоимости первичных активов. Поэтому несмотря на то, что дериваты так или иначе при­вязаны к первичным финансовым инструментам, в рамках финансового счета платежного баланса сделки с дерива­тами выделяются в самостоятельную группу и учет их ведется отдельно от учета лежащих в их основе первичных ценных бумаг. В числе наиболее типич­ных дериватов, сделки с которыми ре­гистрируются в платежном балансе, сле­дующие:

Опцион (option) - контракт, даю­щий право покупателю опциона купить (опцион "колл") или продать (опцион "пут") определенное количество финан­совых инструментов или товаров по заранее оговоренной цене в течение оп­ределенного срока. К числу наиболее распространенных опционов можно от­нести валютные, процентные, товарные, опционы по акциям, опционы с бир­жевыми индексами и пр. Покупатель опциона выплачивает продавцу пре­мию, а продавец обязуется купить/ продать оговоренное количество фи­нансовых инструментов или товаров, с которыми связан опцион, либо по тре­бованию покупателя предоставить ему соответствующую денежную компенса­цию. Премия складывается из цены при­обретаемого финансового актива и пла­ты за услуги.

Варрант (warrant) - форма опцио­на, дающая право его держателю купить у продавца варранта определенное ко­личество акций и облигаций на специ­ально оговоренных условиях в течение определенного периода времени. Вар­рант может продаваться отдельно от ценной бумаги, в связи с которой он выпускается, и иметь самостоятельную рыночную стоимость. Одной из разно­видностей варрантов является валютный варрант, стоимость которого опреде­ляется как количество одной валюты, которое понадобится для того, чтобы купить фиксированное количество дру­гой валюты к моменту истечения срока варранта.

Своп (swap) - соглашение, по ко­торому участники обмениваются плате­жами по одинаковой сумме задолженно­сти на заранее согласованных условиях. Процентные свопы предусматривают

обмен процентными платежами в раз­личной форме, например фиксирован­ную на плавающую процентную ставку, фиксированную ставку в одной валюте на плавающую ставку в другой и т.д. Валютные свопы предполагают обмен денежными суммами, выраженными в разных валютах (например, депозитами между центральными банками) с после­дующим обратным обменом платежами и выплатой процента.

Фьючерс (futures) - соглашение, предусматривающее обмен реального актива, принадлежащего одной из сто­рон, на финансовый актив, принадлежа­щий другой стороне, либо обмен двумя финансовыми активами в установлен­ный в соглашении срок и по заранее оговоренному курсу. Фьючерсы бывают процентными, валютными и товарными, есть фьючерсы на акции и биржевые индексы.

Форвард (forward) - соглашение, заключаемое с целью страхования от потерь в случае изменения процентных ставок, в рамках которого стороны дого­вариваются о ставке процента по неко­торой условной сумме задолженности, которую нужно выплатить в установлен­ные сроки. Если фактически сложив­шаяся на рынке процентная ставка превышает установленную в контракте, продавец контракта выплачивает ком­пенсацию Покупателю и наоборот.

В платежном балансе процентные платежи по всем дериватам регистриру­ются в счете текущих операций, а пла­тежи основных сумм - по финансовому счету. Регистрация сделок с ценными бумагами происходит в рыночных це­нах. Но любые изменения рыночной стоимости, имевшие место на протяже­нии периода, пока эти инструменты при­надлежали владельцам, - в результате изменений валютного курса, относитель­ных цен и пр. - во внимание не прини­маются. Разность между рыночной стои­мостью активов на начало и на конец периода может отражать операции, Про­изведенные за отчетный период, или из­менение цен на активы в течение этого времени.