Как и у людей, есть свои родословные. И точно так же, как у людей, эти родословные - штуки туманные и запутанные.
Вот, к примеру, появилось и укоренилось в русской речи словосочетание «конь педальный». Вроде бы неологизм, но что он означает, никто толком не знает. Что за конь, откуда педали? В общем, странно все это, но фразочка прижилась! В конце концов, значение слова «утопия» до Томаса Мора никто не знал, а теперь - употребляют все, кому не лень.
Недавно, разговаривая с приятелем по телефону, сын выдал фразу типа: «А, Иванов? Да он вообще конь педальный…»
Довольно часто это, казалось бы, нелепое словосочетание употребляют по отношению к человеку, известному своим недалеким умом, тупостью и упрямством. Или иными неприятными личностными свойствами. Например, послала жена мужа за хлебом, а он вернулся пьяный, без денег и без хлеба – ну и кто он после этого? Никчемный дурак и бездельник, конь педальный.
А между тем педальный конь - вполне реальный персонаж советской истории «игрушкостроения». Его сконструировали в недрах оборонной промышленности в 50-е годы прошлого века, в ответ на правительственный призыв дать все лучшее детям.
Задумка была такая - соединить в одном изделии популярную лошадку на колесиках и супердефицитный в то время детский велосипед. Какой-то умник поднапрягся, и вот уже дивный гибрид запущен в производство, а затем и в продажу - товар получил название «Конь педальный».
Механизм представлял собой как бы жокейскую повозку с запряженной в нее лошадью - в миниатюре, конечно. Одно колесо было у лошади под грудью, еще два поддерживали «седалище».
Какой масти выпускались «педальные», теперь установить трудно - дошедшие до наших времен экземпляры, как правило, неоднократно перекрашены, конь-то железный. Разве что по старым фотографиям и смутным детским воспоминаниям тогдашних счастливых обладателей можно предположить, что были они серыми в яблоках.
Чадолюбивые покупатели сначала пришли в восторг, а затем впали в ступор. Новый агрегат был шикарен с виду, но абсолютно не функционален. Ездить на нем, привычно отталкиваясь от земли ногами, малыши не могли - мешали торчащие по обе стороны педали. Крутить же эти педали тоже не получалось - они были слишком тугими, да и расположены далеко впереди от импровизированного седла. Самые упорные наездники с превеликим трудом преодолевали несколько метров, после чего без сил падали наземь вместе с коником - ввиду несовершенства общей конструкции. И это на гладком асфальте! Что уж говорить про иные дороги, труднопроходимые и для настоящих повозок с настоящими, не педальными конями.
Через несколько лет игрушку все же сняли с производства - «конестроители» признали свое фиаско, и «педальные» исчезли с прилавков магазинов. А само название «ушло в народ», став одним из символов человеческой глупости.
В более позднее время у советской детворы, преимущественно мальчиков, появилось еще одно уникальное транспортное средство - педальный автомобиль. В отличие от коня, автомобильчик, несмотря на громоздкость, двигался ходко, имел некоторую маневренность, и даже был оснащен «электрикой» - звуковым сигналом и фарами, которые можно было включать и выключать. Мои парни гоняли на нем до одури, старший за рулем - младший на капоте. Автомобиль был желто-оранжевый, вот только марку мы так и не смогли вспомнить - вроде как "Москвич».
Потом, когда уже коленки перестали помещаться «в машину», мы этот агрегат передали «по наследству» малышам из другой семьи, а зря - надо было сохранить. Если верить специальным сайтам, то советские педальные автомобили весьма ценятся у коллекционеров. Хотя вряд ли мои взрослые сыновья пожелали бы расстаться с любимой игрушкой.
И вот еще. В Интернете гуляет легенда о том, что предшественником знаменитого Буцефала - любимого коня Александра Македонского, также был конь педальный, сконструированный и построенный искусными греческими инженерами по заданию папаши Филиппа II. Деревянный конь с колесами приводился в движение педалями с помощью ременной передачи.
Более того, легенда гласит, что и для товарищей по играм наследника македонского престола тоже изготовили педальных коней; в детских конных баталиях будущий полководец и его соратники якобы оттачивали боевое искусство.
Как бы там ни было, но «конь педальный» и сегодня с нами, став именем нарицательным, выражающим презрительное отношение к дуракам.
Всем привет! Меня зовут Александр. Я люблю путешествия и активное отношение к жизни. С удовольствием и позитивом пишу о туризме, авиации, технике,…
Уникальная «Чайка» по прозвищу «Черный доктор»
Многие, когда впервые видят этот автомобиль, думают, что это катафалк. Они ошибаются. Автомобиль ГАЗ-13С - одна из самых редких машин, выпускавшихся…
Чем купцы на Руси мерились или Как шуяне москвичей уделали
Сейчас олигархи меряются длиной яхт, количеством недвижимости и рейтингами в журнале Forbes. Раньше было иначе. Стремление прославиться было, но…
Памятник тюленю-спасителю
На набережной в Архангельске стоит очень необычный памятник. Установлен он в честью тюленя. Открыли его 10 лет назад, в мае 2010 года.…
История захвата Ту-154 авиакомпании «Кавминводыавиа». Я был в аэропорту
В тот знойный летний день 29 июля 2010 года аэропорт Домодедово работал по обычному расписанию. Взлетали и садились самолеты, тысячи пассажиров…
Бабульки из глухой деревни чуть не сдали нас в полицию
Не так давно ездили по окраине Московской области. Было интересно съездить на историческую родину, переправиться через Оку на пароме, а заодно…
Главный подвох Ростовского кремля: это не кремль
Ростовский кремль - главная достопримечательность Ростова Великого. Это великолепный образец древнерусской архитектуры 17 века. Возможно, его можно…«Победа» украсила свой борт рекламой, а мне понравилось
Принял участие в первом полете на самолете «Победы» с оригинальной раскраской. К узнаваемой бело-голубой раскраске добавлена реклама российских…
Ретро-машинки со временем набирают всё большую популярность. Недавно . Сегодня герой публикации - коллекционер из Казани. Где искать такой раритет, и сколько это стоит - в нашем материале.
13 педальных машинок, на которых катались мальчишки и девчонки во времена СССР, - самые крупные экспонаты внушительной коллекции автомоделей, которую собрал к своим 24 годам казанец Роман Шитов. Сам Рома в силу возраста на советских педальных авто покататься не успел, о чем сильно жалеет, но это не помешало ему воспылать к ним страстной любовью. Парень мечтает стать обладателем игрушечного «Москвича» первой серии, который когда-то был у его отца.
Как и любой нормальный мальчишка, Рома Шитов с детства любил машины. Особенно ему нравились коллекционные модельки, которые бережно выстраивали длинными рядами на полках.
- Я собираю их уже больше восьми лет. Подростком тратил на них все карманные деньги, - рассказал коллекционер корреспонденту «Вечерней Казани».
На сегодняшний день Роман может похвастаться автопарком в 300 миниатюрных моделей: здесь и ретроавтомобили, и вся продукция советского автопрома, есть даже автобусы. Особую ценность представляют редкие экспонаты, с трудом найденные где-нибудь на иностранных сайтах. Друзья парня знают, что лучший подарок для него - это очередная машинка.
Кроме коллекционных моделек у Романа имеются семь игрушечных металлических грузовиков советского периода, подъемный кран и экскаватор.
- А однажды я разглядывал семейный альбом и на одном из фото увидел своего папу в детстве - он сидел в игрушечном педальном «Москвиче» первой серии. Внезапно для самого себя решил, что у меня обязательно будет такая машинка. С тех пор начал ее поиски, попутно приобретая и другие педальные игрушки - кроме машин у меня есть четыре лошадки.
В поисках экспонатов для своей коллекции Роман ходит на барахолки, регулярно изучает объявления в Интернете и тематические сайты коллекционеров, некоторые автомобили он спас от переработки в пунктах приема металлолома. "Убитое" состояние игрушек мастеровитого парня не пугает - он любовно восстанавливает их, вдыхая в педальных коней и автомобили новую жизнь.
- Педальная машинка стоит недешево. Цена напрямую зависит от ее состояния и редкости: без ремонта это примерно 1500 - 7000 рублей, с ремонтом дороже, - объясняет молодой коллекционер. - А порой бывает так, что для владельцев машинка не просто бесполезный хлам, а память, поэтому они готовы расстаться с такой вещью лишь за весьма внушительную сумму… Я рад, что мои родители с пониманием относятся к такому хобби. Отец помогает реставрировать авто - это наше с ним любимое занятие, которому мы посвящаем вечера и выходные.
Фотографии обновленных «ласточек» Роман Шитов публикует в соцсетях. В ответ казанцы делятся с коллекционером своими детскими фотографиями, где они катаются на педальных машинках, и воспоминаниями.
- Все эти рассказы очень похожи - это истории о том, как на машинках успели покататься несколько поколений одной семьи: вначале дети, потом внуки, а потом игрушки забросили на чердаки и в чуланы, потому что они стали никому не нужны, - говорит парень. - К сожалению, сам я эти машинки не застал, но некоторым знакомым моего возраста довелось покататься на них в детские годы… Сейчас мне постоянно поступают предложения о фотосъемках для детей на этих машинках - пожалуй, нужно уже их рассмотреть. Пусть мои игрушки радуют новое поколение казанцев.
Кстати, тот самый «Москвич» первой серии Рома совсем недавно нашел. Правда, купить его пока нет возможности - хозяин игрушки хочет за нее больше 25 тысяч рублей. Но коллекционер не унывает - накопит и купит.
- А лошадки откуда взялись?
- Лошадки - это такие же педальные машинки, просто выглядят иначе. Когда они едут, передние и задние ноги приходят в движение.
Лошадки и машины находятся в одном классе педальных машин, выпущенных в Советском Союзе. Когда я разыскивал педальные авто, начал натыкаться и на лошадок. Вот и решил, а почему бы не приобрести их для своей коллекции.
- Как-нибудь исользуете свою коллекцию или она просто стоит?
- Коллекционеры из других городов часто предлагают участвовать в различных выставках вместе с их коллекциями, но из-за учебы и работы у меня, к великому сожалению, нет на это времени.
Вот совсем недавно позвонил незнакомый человек и сказал, что выделил место для моих машинок на автошоу, которое проходит в Казани. Постоянно поступают предложения о фотосъемках для детей на этих машинках.
С 12 декабря по 25 января в Брянске в музее Ткачевых проходит выставка «Мир детства: куклы бабушек и мам». В экспозиции – игрушки и куклы из моего скромного собрания. А 8 января региональный выпуск «АиФ» написал о выставке, о обо мне, о куклах…
Вчера средь рабочего дня звонок. Коллеги передают трубку, мол, это тебя, по игрушкам…
– Вы знаете, я статью в газете прочитал про игрушки, – говорят на том конце провода. – И вспомнил, что на работе в гараже стоит лошадка-качалка годов 60-х. Вам нужна?
Еще бы! Мне и не нужна) Договариваемся, как и где встретиться, что бы забрать коня.
– Я проверил, – спешит добавить мужчина. – Настоящее советское железо, не какой-нибудь там Китай.
– Железо?
– Да, конь – железный.
На долю секунды зависаю, но тут же приходит озарение:
– Конь белый? С повозкой?
– Так это же конь педальный!
– Ха-ха-ха… Как вы сказали?
– Конь педальный. Вы не подумайте, я не ругаюсь. Это он так называется!
В обед мчим за конем… Сейчас он стоит у меня дома, в коридоре. Домашние нечего говорить – в легком шоке (привычное состояние). Все что успела – сделать несколько снимков сегодня рано утром, собираясь на работу.
У скакуна есть потери. Досталось ему от жизни. И в хвост и в гриву…
Из истории (найдено на просторах Интернета)
Довольно часто это нелепое словосочетание употребляют по отношению к человеку, известному своим недалеким умом, тупостью и упрямством. Например, послала жена мужа за хлебом, а он вернулся пьяный, без денег и без хлеба – ну и кто он после этого? Никчемный дурак и бездельник, конь педальный.
А между тем педальный конь – вполне реальный персонаж советской истории «игрушкостроения». Его сконструировали в недрах оборонной промышленности в 50-е годы прошлого века, в ответ на правительственный призыв дать все лучшее детям. Задумка была такая – соединить в одном изделии популярную лошадку на колесиках и супердефицитный в то время детский велосипед. Товар получил название «Конь педальный».
Механизм представлял собой как бы жокейскую повозку с запряженной в нее лошадью – в миниатюре, конечно. Одно колесо было у лошади под грудью, еще два поддерживали «седалище». Какой масти выпускались «педальные», теперь установить трудно – дошедшие до наших времен экземпляры, как правило, неоднократно перекрашены, конь-то железный.
Чадолюбивые покупатели сначала пришли в восторг, а затем впали в ступор. Новый агрегат был шикарен с виду, но абсолютно не функционален. Ездить на нем, привычно отталкиваясь от земли ногами, малыши не могли – мешали торчащие по обе стороны педали. Крутить же эти педали тоже не получалось – они были слишком тугими, да и расположены далеко впереди от импровизированного седла. Самые упорные наездники с превеликим трудом преодолевали несколько метров, после чего без сил падали наземь вместе с коником – ввиду несовершенства общей конструкции. И это на гладком асфальте! Что уж говорить про иные дороги, труднопроходимые и для настоящих повозок с настоящими, не педальными конями.
Через несколько лет игрушку все же сняли с производства – «конестроители» признали свое фиаско, и «педальные» исчезли с прилавков магазинов. А само название «ушло в народ», став одним из символов человеческой глупости.
Из истории
Его сконструировали в недрах оборонной промышленности в 50-е годы прошлого века, в ответ на правительственный призыв дать все лучшее детям. Задумка была такая – соединить в одном изделии популярную лошадку на колесиках и супердефицитный в то время детский велосипед. Товар получил название «Конь педальный». Агрегат был шикарен с виду, но не совсем функционален. Через несколько лет игрушку сняли с производства – «конестроители» признали свое фиаско, и «педальные» исчезли с прилавков магазинов.
Конь педальный
Мечта советских детей. История производства.
Конь педальный.
Эта лошадка знакома многим, чьё детство прошло в СССР. Педальный конь, как и разнообразные педальные автомобильчики, был мечтой многих советских детей.
Таких лошадок в СССР c 50-х по 80-е годы выпускали на нескольких заводах оборонного и металлообрабатывающего комплекса в линейке товаров народного потребления. Например, на московском заводе “Салют” и на омском авиационном заводе “Полёт”.
В 70-80-х годах цена этой игрушки была – 21 р. 50 коп. (Средняя зарплата 80-120 руб.)
Подобную игрушку могли позволить себе купить немногие. За-то во многих парках лошадку или педальный автомобильчик можно было взять на прокат. Правда, прокатные агрегаты далеко не всегда были в хорошем состоянии, может поэтому у многих в памяти осталось не очень приятные впечатления от катания.
Пишут, что лошадка была ужасно неудобная, неповоротливая и скрипучая. Поэтому даже возникло такое выражение “конь педальный” обозначающее, мягко скажем, туго соображающего человека.
На сколько я помню, управлять ей было действительно сложнее, чем педальным автомобилем, за-то как лошадка перебирала ножками, как-будто и вправду бежала. Это приводило в полнейший восторг.
Оказывается, “конь педальный” вовсе не разработка советских инженерных умов, а прямой потомок английских викторианских лошадок-качалок. Вот так-то.
В Англии эта модель вело-лошадок появлась в начале 50-х годов прошлого века и носила имя Nizefella . В честь лошади – легенды британского конного спорта, неоднократно побеждавшей в соревнованиях по канкуру в 40-50-х годах. Правда внешне металлическая лошадка не имела ничего общего со своим прототипом. Реальная лошадь была тёмной (скорей всего вороной масти), а производители игрушек сделали свою лошадку светлой, т.к. такой цвет был более популярен у покупателей, это было проверено годами еще на деревянных предшественниках.
Ну, давайте по порядку.
До 1970-х годов крупнейшим британским производителем игрушек была фирма G & J Lines , которая еще в Викторианскую эпоху прославилась своими деревянными лошадками-качалками.
К началу двадцатого века это уже была крупная фабрика, в ассортименте которой кроме лошадок были коляски, велосипеды, мягкая игрушка, куклы и т.д.
На заре прошлого столетия лошадок на городских улицах начали теснить автомобили, это нашло отражение и в производстве игрушек.
Педальные детские автомобильчики фабрика начала выпускать в 20-30-е годы (тогда продукция выходила под брендом Tri-ang). Поначалу это были модели с деревянным корпусом, потом наладили производство штампованных металлических моделей.
Деревянных лошадок продолжали выпускать. Для англичан это культовая игрушка и вот так просто променять её на новомодный автомобиль они были не готовы. Но после Второй мировой войны на фоне увеличившегося спроса на игрушки (послевоенный бэбибум и уход со сцены Германии, как основного конкурента в сфере игрушечного производства) появилась необходимость сделать упор на конвеерное производство. Штампованные металлические игрушки были проще в производстве, чем деревянные. Лошадок решили сделать металлическими, взяв за основу технологию производства педальных автомобилей. Гривы и хвосты из натурального конского волоса заменили на литые резиновые элементы.
Так появилась металлическая лошадка-качалка Nizefella
.
Фото из книги “The rocking horse” by Patricia Mullins:
Ножки металлических лошадок штамповались отдельно от корпуса и потом прикручивались болтами. Качающаяся подставка была так же металлическая.
Потом на основе этого же корпуса была сделна модель беговой лошадки с повозкой (тот самый “конь педальный”).
В Англии эту модель выпускали недолго. Фабрика G & J Lines старалась идти в ногу со временем и постоянно обновляла ассортимент продукции.
У меня нет информации как лошадки оказались в СССР. Вероятно, что была приобретена технология и оборудование и внедрена на нескольких заводах по стране, где их и выпускали в плоть до начала 90-х годов. Лошадки, выпускавшиеся в 50-60-х годах еще имеют элементы дизайна, характерные для их английских прототипов – колеса с металлическими спицами, черное с синей обводкой седло.
Лошадки более позднего выпуска, к которым относится и мой конь, уже имели пластмассовые колеса, менее детализированный сглаженный корпус в следствии заштампованности старых форм и упрощенную раскраску (черное седло).