Правописание суффиксов имен существительных. Правописание суффиксов После каких согласных пишется суффикс чик

Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;

2) Правописание гласных в суффиксах существительных .

Правописание согласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс -чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

Примечание . Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса -чик чередуются на -т-:

Раздача - раздатчик, разведка - разведчик.

2) Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

Сварщик, кольщик, атомщик.

Правописание гласных в суффиксах существительных.

1) Суффикс -чик или суффикс -чек ?

Суффикс -чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

Ключик - ключика - ключику; мальчик - мальчику - мальчика.

Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс -ек :

Замочек - замочка - замочку.

Внимание . Суффикса -чек в русском языке нет!

2) Суффикс -еньк- и -оньк- .

Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс -еньк- :

Душа - душенька, заря - зоренька.

Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс -оньк- :

Губа - губонька, шуба - шубонька.

Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.

3) Суффиксы -ич- + -к- получают существительные , основа которых оканчивается на -иц-(при этом, происходит чередование -ц/-ч-):

Птица - птичка, пуговица - пуговичка.

Остальные существительные получают уменьшительный суффикс -ечк- :

Семечка, Манечка, имечко.

Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса -ячк-!

4) Суффиксы -ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на -ин- :

горошина - горошинка; машина - машинка.

Сочетание суффиксов -ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на -ня и -на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

Пашня - пашен - пашенка; сосна - сосен - сосенка.

5) Суффикс -ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

Письмецо

Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс -иц(е):

Учителям > Уроки

Урок русского языка в 6 классе
(по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение",
Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба)

Тема: "Правописание суффикса -чик (-щик)"


Цель этого урока: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах.
Задачи:
1. Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик)
-научить правильно писать суффиксы -чик (-щик)
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
- обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
2. Развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
3. Воспитательные:
Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.


Ход урока:

1. Орг. момент. (Записываем число, тему урока).
2. Вначале урока учащимся предлагаю посмотреть на рисунки: с обака, у литка, ф отоаппарат, ф ортепьяно, и ндеец, к нига, с вечка. (1 слайд)
Затем ребята записывают первые буковки в словах. У них получается слово "
суффикс ". Начало урока направлено на мотивацию темы.
3. Вспоминаем, что такое суффикс.
(2 слайд) Это воспроизведение и актуализация ранее усвоенных учащимися теоретических сведений. Здесь я использую метод фронтального опроса учащихся. Это позволяет мне продолжить на этом уровне отработку навыка логического мышления, а также навыки развёрнутого ответа.
4. Затем использую метод наблюдения над языковым материалом: учащимся предлагаю посмотреть на записанные слова с суффиксом -чик(-щик), причем буквы д, т, з, с, ж перед суффиксом выделены красными чернилами: объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съёмщик.
(3 слайд)
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и произвольное внимание, создаю ситуацию затруднения. Для этого ставлю перед учащимися вопрос: "Что обозначает в этих словах значимая часть слова - суффикс -чик(-щик)?"


5. После того как ответ найден (этот суффикс обозначает человека по профессии и роду занятий), предлагаю посмотреть на рисунки. (4 слайд)
Обращаю внимание детей на буквы ч и щ предлагаю превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о правописании суффикса -чик(-щик). Учащиеся активно включаются в работу и довольно быстро дают правильный ответ.
Такое задание развивает речь, внимание, наблюдательность. Примеры записываем в тетрадь.
6. А затем я предлагаю им свою "запоминалку". (5 слайд) Включаю в работу несколько видов памяти учащихся (зрительную, механическую, слуховую, образную, эмоциональную), создаю благоприятные условия для перехода информации в долговременную память. Ребята рисуют "запоминалку" в тетрадь.
7. Далее прошу проверить выводы по учебнику. Читаем правило на странице 97.
(6 слайд)
8. На втором этапе работы закладываю основы для перевода полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Для этого учащимся предлагаю следующее задание. Из упр. 244 в два столбика записать слова с суффиксом -чик(щик), проговаривая условия выбора буквы ч или щ. (7 слайд)
Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.
(Это задание способствует отработке навыка аналитического мышления и систематизации знаний учащихся).

9. Следующая моя задача - закрепить достигнутый результат
Так как на 18-20 минуте урока, как выяснили психологи, внимание и работоспособность учеников резко падают, я меняю вид работы: предлагаю ребятам лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму: (8 слайд)

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник - перебежчик.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам - бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь - подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок -
проходчик.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору - наборщик.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь - учётчик.
8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;
2) тот, кто делает съёмку местности -
съёмщик.
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - смазчик.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей - банщик.
Ребята знакомятся с лексическими значениями слов. Данное задание способствует развитию навыков правильного употребления слов, обогащению словарного запаса учащихся.
10. А затем предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях). Ребята записывают правильные предложения, устно рассуждая и письменно объясняя условия выбора букв ч и щ в суффиксах:
(9 слайд)

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
В ходе выполнения такого задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике.

11. Последний этап урока - закрепление. Предлагаю ребятам тест. (10 слайд) В ходе выполнения такого задания отрабатывается наблюдательность, память, внимание, логика мышления.

12. В конце урока подводим итоги , повторяем правило. (11 слайд)
Даю домашнее задание : выполнить упр. 249, выучить правило.

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов -чик- // -щик- имён существительных.

Подробный конспект урока в 5 классе в игровой форме с включением физкультминутки, продолжающей закреплять материал урока.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
  • развивать умение выбирать способ для правильного напи­сания суффиксов -чик, -щик;
  • обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;
  • воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Правописание суффиксов -чик-, -щик-.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
  • развивать умение выбирать способ для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
  • обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;
  • воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Мне надо правильно написать слово заказчик. Так какую же выбрать букву: Ч или Щ ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.)

Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача - это научиться грамотно писать, и сегодня мы познакомимся с правописанием суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-.

III. Изучение нового материала

Учитель называет лексическое значение, а ученики - слова с суффиксом -чик/-щик-.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)
  2. Рабочий, обслуживающий кран. (Крановщик.)
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (Смазчик.)
  4. Рабочий, укладывающий что-то. (Укладчик.)
  5. Работник, который занимается приемом чего-нибудь. (Приемщик.)
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание. (Подписчик.)

7. Человек, который управляет самолетом. (Летчик.)
Учитель: Вот какие слова мы образовали с буквой Ч и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Давайте подумаем. (Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий. ) Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных – ЧИК - и – ЩИК - пишется буква ч , когда - щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1.)

Таблица № 1

Учитель: Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы - стечение согласных. А теперь обратимся к началу урока: какой суффикс нужно написать в слове «заказчик»? (Ответы учащихся.)

IV. Физкультурная минутка

А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом –ЧИК- или –ЩИК-. Вы будете присаживаться, если это слово с суффиксом –ЧИК- и вставать, если это слово с суффиксом –ЩИК-.

(дети стоят между партами, слова произносить, затем высвечивать на экране; в процессе игры можно указать детям, как выяснить на слух правописание суффикса – обращать внимание на согласные перед самим суффиксом)

Стеколь щ ик, раздат ч ик, носиль щ ик, перебеж ч ик, фонар щ ик, страхов щ ик , буфет ч ик, паром щ ик, донос ч ик, совет ч ик , болель щ ик.

V.Закрепление изученного

Работа с учебником у доски (учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).

Учитель: Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, грузчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, разметчик - и объясняют правописание суффиксов.)

Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: стульчик - летчик, магазинчик- переплетчик, сарафанчик - объездчик, карманчик - грузчик.) Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное. (Используется таблица № 2.)

Таблица № 2

Следующие задания - выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками - еще раз проверяет, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

VI. Выборочный диктант

Щик: комплектовщик, мойщик, сварщик

Чик: (со значением лица) заказчик, переписчик, переплетчик

Чик: (с уменьшительным значением) диванчик, колокольчик, огурчик

VII. Работа с индивидуальными карточками. (ребята работают группами или самостоятельно.)

Карточка № 1

Бакен..., навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...

Карточка № 2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...

VIII. Итоги урока

Учитель: Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- ПОДПИ С Ч ИК

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- ЛЁ Т Ч ИК

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- РАЗВЕ Д Ч ИК КРАНО В Щ ИК СМА З Ч ИК УКЛА Д Ч ИК ПРИЁ М Щ ИК ПОДПИ С Ч ИК ЛЁ Т Ч ИК

В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - Ч ИК- (– Щ ИК-) Ч Щ После букв: Д-Т, З-С, Ж В остальных случаях: Мой щ ик Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных

суффикс – Ч ИК-

суффикс – Щ ИК-

Суффиксы – Ч ИК- и – Щ ИК- Стекольщик Раздатчик Носильщик Перебежчик Фонарщик Страховщик Буфетчик Паромщик Доносчик Советчик Болельщик


28 августа 2014

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

Имена существительные с суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

Особенности суффикса

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Основное правило

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа имен существительных оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Важно запомнить

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- (примеры слов были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


В каких случаях ставится суффикс -щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


Иноязычные слова

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ - процентЩИК;
  • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить мягкий знак перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Различай суффиксы

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик - диванчика;
  • мальчик - мальчика;
  • калачик - калачика;
  • огурчик - огурчика;
  • кирпичик - кирпичика;
  • ключик - ключика;
  • стульчик - стульчика;
  • пальчик - пальчика;
  • личико - личика;
  • мячик - мячика и проч.

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

С суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

Особенности суффикса

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Основное правило

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Важно запомнить

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


В каких случаях ставится суффикс -щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


Иноязычные слова

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ - процентЩИК;
  • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Различай суффиксы

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик - диванчика;
  • мальчик - мальчика;
  • калачик - калачика;
  • огурчик - огурчика;
  • кирпичик - кирпичика;
  • ключик - ключика;
  • стульчик - стульчика;
  • пальчик - пальчика;
  • личико - личика;
  • мячик - мячика и проч.