Пряжевская икона божией матери о чем. Икона Пресвятой Богородицы «Пряжевская. Обретение пряжевской чудотворной иконы божией матери

В XVII-XVIII ст. происходит активное заселение земель Слободской Украины. Заселение практически пустующих земель Слобожанщины осуществлялось представителями всех украинских регионов, а также выходцами из Московского царства. Этническое разнообразие населения Слободской Украины отразилось и в ее топонимике. Так возникла целая группа населенных пунктов, названия которых дублируют названия городов и сел, откуда происходили переселенцы. На Слобожанщине возникли г. Тростянец, г. Золочев, с. Ольшаны и др. Переселяясь на новое место, переселенцы привозили с собой и иконы. Со временем обстоятельства перемещения многих икон на Слобожанщину забывались, оставались лишь названия. К таким иконам, судя по названию Волынского происхождения, относится Пряжевская (Горнальская) икона Пресвятой Богородицы, которая и ныне имеет почитание в северной части Слободской Украины, что сейчас соответствует границам Сумской области и южной части Курской обл. (земли Сумского Слободского полка, отошедшие к Российской Федерации).
О Пряжевской (Горнальской) иконе имеется мало сведений. Эта икона и ее списки никогда не попадали в поле зрения исследователей. До 1917 г. об иконе писали, как правило, в Курской губернии, на территории которой находится монастырь. Среди работ, в которых приведены история и описание иконы, следует упомянуть работу А. И. Терлецкого "Исторические заметки о городе Судже и его уезде", изданную в 1894 г., (где икона именуется как Пряжовская) , и монастырское издание 1912 г. "Белогорская-Николаевская пустынь и ее святыни" . Большие справочники, посвященные Богородичным иконам, издаваемые до революции, обходят Пряжевскую (Горнальскую) икону молчанием . В советское время икона была утрачена. После распада Советского Союза и нового обретения иконы в 1996 г. в церковных изданиях Курской и Сумской епархий снова появилась информация о Пряжевской иконе, правда также историко-описательного характера .
История Пряжевской (Горнальской) иконы связана со Свято-Николаевским Белогорским Горнальским монастырем. Этот монастырь был основан в 1672 г недалеко от г. Мирополье (Сумской полк). Основали его монахи Феодосий (ставший настоятелем), Лаврентий, Кесарий, Памва и старец Никодим. Эти пятеро монахов были прежде насельниками Дивногорского монастыря, расположенного на территории Острогожского Слободского казачьего полка (ныне часть Воронежской обл. Российской Федерации). Частые набеги крымских татар вынудили о. Феодосия с братиею покинуть Дивногорскую обитель и поселиться в 1671 г. на Девичьем городище, неподалеку от г. Мирополье (Сумского Слободского полка), основавши монастырь, на что вскоре получили патриаршее благословение. Вновь образованный монастырь был построен на средства Сумского полковника А. Г. Кондратьева. Монастырь был деревянный, обнесенный стеной с башнями, с колокольней, кельями и двумя храмами, освященными во имя св. Николая Чудотворца и Преображения Господня .
В 1764 г., когда были утверждены штаты монастырей и большинство монашеских обителей Слободской Украины были закрыты, Свято-Николаевский монастырь продолжал существовать до 1788 г. .
Обретение Пряжевской (Горнальской) иконы Пресвятой Богородицы произошло в 1792 г., вскоре после закрытия монастыря. Иконописцу Ивану Белому приснился сон, что за иконостасом, уцелевшего после закрытия монастыря Преображенского храма, находится спрятанная икона Богородицы, которую следует оттуда извлечь и поновить, не прикасаясь к ликам Богородицы и Богомладенца. Проснувшись и рассказав свой сон приходскому священнику, Иван Белый действительно обнаружил за иконостасом спрятанную икону и выполнил ее поновление. Причем после поновления иконы Иван Белый исцелился от болезни, которой долгое время болел . Обретенная икона послужила и дальнейшему восстановлению обители в 1863 г. .
Пряжевская (Горнальская) икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем в иконографическом типе Одигитрия-Перевлепта. Младенец изображен строго в анфас, правой рукой благословляет, левой опирается на державу, которая лежит у Него на колене. Облачен Богомладенец в темноохристый гимантий и белый хитон без клава. Богородица облачена в пурпурный гимантий и синюю тунику, на Ее запястьях поручи, украшенные жемчугами. Правой рукой Богородица указывает на Спасителя. Голова Богородицы наклонена к Богомладенцу. На иконе изображен драгоценный иконный убор , который состоит из венцов, очелья, цаты, и вотивов, в виде круглых медальонов и нитей жемчуга. Венцы Богородицы и Младенца золотые, имеют декор, имитирующий жемчуга, а также цветные камни овальной, четырехугольной и шестиугольной формы. Очелье Богородицы имеет аналогичный декор. Границы венца и очелья четко не выявлены. Цата (гривна) имеет сердцевидную форму. Ее декор близок декору венцов и очелья. Границы цаты определяются рядом жемчужин. На мафории Богородицы изображены вотивные украшения, в виде семи рядов нитей жемчуга, трех рядов круглых медальонов и крупной крестообразной привеской с квадратным синим камнем. Несмотря на документальную скрупулезность, с которой иконописец изображает иконный убор, он не перекрывает рядом вотивов правую руку Богородицы и державу в руках Спасителя. Таким образом, иконный приклад изображен под рукой Богородицы и под державой, которую держит Младенец. Вверху иконы надпись "И Слово плоть бысть".
В процессе исследования, в первую очередь, внимание было обращено на название иконы. Действительно, в с. Пряжев Житомирской области находилась чудотворная икона Богородицы, но совершенно иного иконографического типа. В конце ХIХ - начале ХХ в. Е. Поселянин , а затем и С. Снессорева публиковали изображение и историю Пряжевской иконы, находящуюся в с. Пряжев. В 2002 г. историю той же Пряжевской иконы описал и В. Рожко в своей работе "Чудотворные иконы Волыни и Полесья" , ссылаясь на дореволюционные источники. В 2004 г. в издании "Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие" , так же была опубликована информация о Пряжевской (из с. Пряжев) иконе, являясь, пожалуй, наиболее полным описанием из всех вышеперечисленных. Согласно этим публикациям время явления Пряжевской иконы относится к концу XVII - нач. XVIII в. . Изображение Пряжевской (из с. Пряжев) иконы, представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем. Младенец восседает на левой руке Богородицы, прильнув к Ней щекой. Правой рукой благословляет, левую руку вложил в правую руку Богородицы . Если Пряжевская (Горнальская) икона относится к иконографическому типу Одигитрия, то Пряжевская икона (в с. Пряжев) относится к иконографическому типу Елеуса. Соответственно Горнальская икона по своей иконографии не восходит к чтимой Пряжевской иконе из с. Пряжева Житомирской области.
Затем внимание было обращено на списки Пряжевской (Горнальской) иконы и на близкие к ней изображения. Был обнаружен только один точный список середины XIX ст. в Троицком соборе г. Суджа (Курская обл. РФ).
Из близких по иконографии икон, была выявлена группа изображений Богородицы Лоретская конца XVIII в. Это две иконы из частных коллекций г. Харькова, две иконы из Пархомовского историко-художественного музея (ПИХМ Ж-120), икона из Чугуевского художественно-мемориального музея (ЧХММ) им. И. Е. Репина.
На иконе из ПИХМ в нижней части иконы картуш, в котором помещена надпись: "Изображение чудотворныя Богоматерныя иконы Лоретския", а на одном из списков, находящихся в частном собрании г. Харькова сохранились фрагменты текста такого содержания: "Изображение чудотворныя иконы Лоретския … лета 1799 …". Под картушем, в отдельном клейме помещен образ "Спаса недреманное око".
Выявленные Слобожанские Лоретские иконы, в отличие от Пряжевской иконы, не имеют изображения правой руки Богородицы и державы у Младенца. Характер вотивных украшений, изображенных на Лоретских иконах так же отличен. На Пряжевской иконе изображено три ряда медальонов, а на Лоретской два. Причем вотивы на Пряжевской позолочены, а на списках выписаны цветом. Это эмалевые медальоны, с изображением в средней части на зеленых фонах вензелей, зубчатых корон, лествицы, геральдических брусов, портретов коронованных особ, двуглавого орла, равноконечных крестов разных форм. По краю медальонов располагаются тексты, выполненные латинскими литерами. Иной характер имеют и прочие иконные привески. В центре нижнего ряда медальонов помещен крест (латинской формы) с распятием, по сторонам от него помещено еще два креста аналогичной формы. Над центральным крестом и к краям от боковых крестов располагаются золотые привески сложной формы, украшенные крупными камнями. Цата, контуры которой явно обозначены на Пряжевской иконе, на Лоретских иконах сливается с очельем и венцом в единый элемент оклада. По иному решены одежды Младенца. Если на Пряжевской иконе Младенец облачен в белую рубаху, то на всех Лоретских иконах одеяние Спаса Эммануила сливается с облачением Богородицы, и явно не обозначено. На плечах Спаса надето оплечье (возможно стилизованная цата) с изображением двух рядов эмалевых медальонов, изображения на которых в общих чертах повторяют изображения на вотивных привесках образа Богородицы.
Сравнение Пряжевской (Горнальской) и Лоретских икон Богородицы, несмотря на различия, убеждает, что эти изображения восходят к одному протографу - Лоретскому образу Богородицы.
Чудотворный образ Богоматери, именуемый Лоретский, представляет скульптурное изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из кедрового дерева, по преданию евангелистом Лукой . У Младенца правая рука благословляет, в левой - держава. На голове Богоматери жемчужный венец, волосы распущены.
По преданию Западной церкви Дом Богоматери был перенесен ангелами из Назарета в Италию и явился 10 мая 1291 г. в местечке Рауница в Далмации. Там, в каменной сводчатой нише, и был обретен Чудотворный образ Богоматери, получивший позже название Лоретский. 10 декабря 1294 г. Дом переместился из Далмации и появился в провинции Анкона около города Реканати, а позже в 1295г. Дом обрели недалеко от города Лорето. До 1507 г. это чудо не было признано даже Римскими папами. До конца XVI в. о нем ничего не было известно и на востоке .
Предание о переносе дома Богородицы ангелами имеет вполне историческое основание. Камни Назаретского дома Богородицы были действительно перевезены в указанный год в Далмацию семьей Ангелов, деспотов Эпира. В 1294 святые камни стали одним из свадебных подарков Никифора Ангела своей дочери Тамаре, в связи с ее бракосочетанием с Неаполитанским принцем Филиппом ІІ Анжуйским. Со временем в Италии греческая династия Ангелов стала ассоциироваться с Ангелами Божими, отчего предание о доме Богородицы приобрело мистический оттенок .
Скульптура Богородицы была раскрашена и инкрустирована бриллиантами и драгоценными камнями . Поверх скульптуры одевался красный далматик украшенный вотивами .
В православной традиции изображения Богоматери Лоретской встречаются редко. В Московии Лоретские иконы именовались "Образ Пресвятой Богородицы Прибавление Ума", и известны с XVI ст., когда послы Василия ІІІ, посетив Дом Богородицы в Лорето, принесли западное предание об Лоретском образе в Москву . С XVII в. известны московские иконы с изображением Лоретской скульптуры.
Московские иконы Богородицы "Прибавление Ума", как правило, ростовые. На них показана ниша, где помещена скульптура, завернутая в далматик. Богородица стоит на Херувиме, что символизирует перенос образа из Палестины в Италию, вокруг нее изображены ангелы со свечами, которые перешли в Московскую иконографию из итальянских гравюр с изображением Лоретской святыни .
Слобожанские иконы, воспроизводящие Лоретский образ, отличны и от скульптурного оригинала и от московских его воспроизведений. Если Пряжевская (Горнальская) икона наиболее близка классической Одигитрии с более достоверной передачей канонических облачений Богородицы и Младенца, то Лоретские (Слобожанские) иконы ближе, к завернутому в далматик, скульптурному изображению Богородицы. Причем все выявленные Слобожанские Лоретские образы показывают поясное изображение Богородицы, и не изображают ее в полный рост на фоне ниши, как было принято в Московской традиции. Намеком на нишу может служить лишь темный фон икон. Кроме того, в Слобожанской традиции Лоретский образ Богородицы не именовался "Прибавление ума". На двух из пяти обнаруженных иконах в картуше, в нижней части сохранилась надпись, которая гласит, что перед нами Лоретский образ Богородицы.
Поскольку современный вид Пряжевской (Горнальской) иконы, кроме ликов, является поновлением конца XVIII в. иконописца Ивана Белого, то мы соответственно не знаем ее первоначального вида. Возможно, существенные отличия в декоре и изображение руки Богородицы являются привнесением поновителя. Подобные вопросы могут быть разрешены только комплексными исследованиями красочного слоя иконы. Однако, бесспорно, остается тот факт, что образ Младенца на Пряжевской иконе близок Лорецкой скульптуре. Аналогично положение головы, небольшая темная держава, жест правой руки.
Если списки Лоретской иконы были распространены в центральной и северных частях Харьковской губернии, о чем свидетельствуют не только выявленные иконы, но и сообщение Е. Поселянина , то Пряжевская (Горнальская) икона получила распространение в своих списках преимущественно в районе г. Суджа Курской области, где она находится и сейчас.
Сопоставляя названия Горнальского образа и аналогов можно предположить, что перед нами изображение Лоретской скульптуры, которое попало на Слобожанщину через с. Пряжев, либо было перевезено из с. Пряжева, что сохранилось в названии иконы. Данный материал расширяет представление о культурных и церковных связях Слобожанщины и Волыни, а так же об иконографических источниках почитаемых Слобожанских икон.

Иконография Пряжевской (Горнальской) иконы Пресвятой Богородицы до настоящего времени не попадала в поле зрения исследователей. Обнаруженные аналоги иконы конца XVIII в. позволяют сделать вывод, что ее иконографическим источником является Лоретский образ Богородицы, почитаемый в Западной церкви, и привезенный в Слободскую Украину из с. Пряжев Житомирской области. На Слобожанщине Лоретский образ приобрел вполне самостоятельные черты, что позволило сформироваться вполне самостоятельному Слобожанскому иконографическому варианту, который получил особое распространение в конце XVIII ст.

Библиография.

Белогорская-Николаевская пустынь и ея святыни. - Курск: Епархиальная типография, 1912. - 23с.
Бобров. Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. - С. 217. - (Малая история культуры).
Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон /Сост. С. Снессорева. - Ярославль: Верхняя Волга, 2001. - С. 201.
Лукьянов Е. Образ Пресвятой Богородицы "Прибавление ума" // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, № 9 сентябрь 2003 г. - М.: 2003. - С.56-63.
Поселянин Е. Богоматерь: описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Т 2. - Краматорск: Тираж-51, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2006. - С 351.
Рожко В. Чудотворні ікони Волині і Полісся. - Луцьк: Медіа, 2002. - С. 124.
Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 264 с.
Терлецкий А. И. Историческия заметки о городе Судже и его уезде. - Курск: Типография губернского правления, 1894. - С. 91 - 99.
Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси на земле Украинской просиявшие. В трех частях. Ч. I. - К.: СПГУ, 2004. - С. 58 - 61.
Чудотворный образ: иконы Богоматери в Третьяковской галерее /авторы-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. - М.: Радуница, 2001. - С. 64 - 65.
Шульженко Н. Н. Святыни Сумской епархии // Православна Сумщина № 3 (33) жовтень 2002 р. - Суми: Сумское епархиальное управление, 2002. - С. 26 - 27.

Вот уже несколько недель в нашем городе находится Чудотворная икона Божией Матери Пряжевская. По благочестивой традиции святыня, прибывшая из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, что располагается под Суджей, обходит храмы города Курска. А что известно об этом довольно древнем чудотворном образе? Как оказалось, его история столь же чудесна, как, собственно, и он сам…

Обретение

Сколько лет самому образу, говорить очень сложно, ведь когда Пряжевская икона была найдена живописцем Иваном Белым, она уже была очень древней. Есть предположение, что ей более трехсот лет. Любопытно еще одно - образ был написан на полотне, а не на дереве, как это обычно было принято.

"Ивану Белому было открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви, и тщательно обновил ее, оставив неприкосновенными лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца", - писал об обретении святыни игумен Нестор в 1862 году.

Дело в том, что история Пряжевской иконы неразрывно связана со Свято-Николаевским монастырем, что находится в селе Горнали Суджанского района Курской области, основанным в 1671 году. Именно там всегда и находилась святыня. А однажды случилось так, что Пряжевская икона буквально спасла обитель.

В 1785 году монастырь закрыли и по неизвестной причине превратили в приход. Но, видимо, Богу и Царице Небесной было неугодно, чтобы иноческие молитвы смолкли в стенах обители.

Суджанскому купцу Косьме Купрееву, страдавшему от тяжелого недуга, постоянно снился сон, где ему открывалось свыше, что для исцеления от болезни нужно отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить молебен перед иконой Божией Матери. Косьма решил, что если сон сбудется и он выздоровеет, то изготовит для образа богатую ризу и будет хлопотать об открытии обители.

Косьма Купреев действительно исцелился и не просто открыл монастырь, а стал его насельником вместе с двумя своими сыновьями.

Еще одно чудо, связанное с иконой Божией Матери Пряжевская, совершилось уже после закрытия обители большевиками в 1937 году. Монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади.

Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон.

Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения.

Кстати, Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Новая история чудотворного образа началась в 1996 году, когда при инвентаризации в Свято-Троицком Суджанском храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская, нашли несовпадение лика и ризы, закрывающей его. В это время в храм пришла престарелая прихожанка, которая и рассказала настоятелю о потерянной чудотворной иконе.

Чуть позже возобновились и традиционные крестные ходы с Пряжевской иконой.

Царица Небесная объединяет нас

С 1867 года икону стали переносить крестным ходом в город Мирополье, причем событие свершалось всегда в Праздник Вознесения Господня. Ход был посвящен спасению царя Александра II при покушении на него в Париже. Икона находилась в Мирополье до праздника Святой Троицы. Чуть позже, в память о спасении Августейшего семейства при крушении поезда, стал совершаться второй крестный ход - в город Суджу. От Успения до Рождества Пресвятой Богородицы икону обносили по всем селам и слободам уезда.

Традицию крестного хода с иконой Божией Матери Пряжевская возродили в 2002 году. Верующие идут в город Мирополье Сумской области, минуя государственную границу, восемь километров, затем после совершения молебна и трапезы возвращаются назад в Горналь. Люди идут шестнадцать километров по бездорожью в любую погоду и славят Царицу Небесную! Кстати, подобный ход через границу - единственный в России и Украине.

Помню, когда мы подошли к границе, все присутствующие - и участники крестного хода, и пограничники - напряглись, ожидая, какова будет процедура пропуска. Только владыка Ювеналий продолжал идти, не обращая ни на кого внимания. Все пошли за ним, и нас никто не остановил, так было и все последующие ходы, - рассказал игумен Питирим, наместник Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря.

Согласно статистике пограничных служб, в крестном ходе принимает участие более шести тысяч паломников, и цифра эта с каждым годом растет!

Это невозможно описать словами, - рассказывает о своих впечатлениях от хода его постоянный участник Сергей Скатов, - когда мы подходим к границе, то видим, что все верующие на той стороне стоят на коленях - именно так они встречают Царицу Небесную. И в этот момент понимаешь, как Богородица нас объединяет. Люди могут поставить тысячи преград, кордонов, но это все равно не разделит их, если Богу не угодно.

Мужчина также рассказал о встрече паломников на украинской земле. Зная о том, что люди шли по бездорожью, в жаркую погоду, практически из каждого дома выносят воду, а некоторые даже запрягают лошадей и на повозках подвозят особенно уставших верующих.

Как-то был проливной дождь, - рассказала Людмила, еще одна участница крестного хода, - но все люди имели такой духовный подъем, что эти неудобства никем не воспринимались всерьез, несмотря на то, что дорога под ногами превратилась в грязь и было холодно. Богородица всем обильно излучала свою благодать, покрывала всех нуждающихся и дарила несказанную радость. Мы шли с Матерью Нашего Господа, чтобы чтить Ее чудотворный образ, и Она щедро награждала нас. На душе было светло и радостно, хотелось, чтобы крестный ход подольше не заканчивался.

И Достоевский видел ее!

Любопытно еще и то, что Свято-Николаевский монастырь, благодаря трудолюбию его насельников, в лучшие времена был довольно известным. При нем существовали известковый и кирпичный заводы (обитель находится буквально на меловых горах), сады, бахчи. Более того, в восемнадцатом веке в Николин день в монастыре проходила ярмарка!

Есть еще один интересный факт, связанный с монастырем. В 1878 году его посещал сам Федор Достоевский. Федор Михайлович в это время проживал в имении своей сестры, которое располагалось неподалеку. Более того, впечатления от бесед с монахами великий русский писатель увековечил в своем знаменитом романе "Братья Карамазовы".

Безусловно, Федор Достоевский не мог не приложиться к Пряжевской иконе Божией Матери!

По молитвам перед образом…

Доподлинно известно, что притекающие с верой к святыне получают исцеление от болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов.

Помогала Пряжевская икона и в дни, когда села Суджанского района охватила эпидемия холеры. Монахи привозили образ и совершали крестные ходы вокруг деревень, и болезнь отступала.

Известны случаи, когда усердные молитвы перед чудотворным образом помогали людям победить рак.

Заключая, отметим, что Пряжевская икона будет пребывать в Курске до 16 декабря, и узнать, в какой церкви она находится, можно в любом из храмов областного центра.

Что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.

Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре . Особое почитание снискал список иконы обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре .

Горнальский список

Список примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.

Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель , вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали . Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в году, о чем свидетельствует надпись на обороте: "Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году ."

В году игумен Нестор так описал обретение иконы:

"Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении ."

Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.

В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье . Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу , где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня . От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, приехали в Суджу , где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон . Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви . Со стороны алтаря, на апсиде , они увидели икону Сретения Господня , на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа . Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.

В году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до года, затем данные о ней были потеряны.

Второе обретение образа произошло в году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится "потерянная" чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.

С 17 октября года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель , на территории которой находился спецшкола-интернат. В году Горнальский монастырь возвращен Православной Церкви. С года был возрожден также крестный ход в Мирополье . По новоустановленному обычаю после богослужения в Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники с украинской стороны направлялись к границе с Россией - встречать чудотворную икону. Крестный ход длиной в 16 километров был посвящен единению братских славянских народов и стал единственным крестным ходом через российско-украинскую границу.

Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа . Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым

Так сложилось, что у жителей Курска Пряжевская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых святынь. Этот богородичный образ, история которого теряется во глубине веков, до октябрьского переворота 1917 года находился в главном соборе Белгородского Николаевского монастыря. В последовавший затем период гонений на церковь Господь чудным образом сохранил его от рук безбожников и вновь явил верующим на исходе XX века. Остановимся же подробнее на этой уникальной реликвии и узнаем, в каких случаях и кому помогает Пряжевская икона Божией Матери.

Чудо, явленное в деревенской церкви

Дата написания Пряжевской иконы Божией Матери не установлена, кануло в Лету и имя создателя. По результатам многочисленных исследований, произведенных за последние годы искусствоведами Москвы и Курска, удалось установить лишь ее византийское происхождение и дать заключение о том, что написана она была не позже середины XIV века.

С ее обретением на Курской земле связана легенда, согласно которой во времена правления государя Петра I (точная дата не упоминается) прихожане церкви села Пряжева, находившегося неподалеку от Житомира, стали свидетелями чуда. Во время святой литургии их убогий деревенский храм вдруг наполнился дивным сиянием, и на аналое сам собой появился старинный образ. Это и была Пряжевская икона Божией Матери, получившая свое название в честь села, в котором она была впервые явлена прихожанам. Тогда же подробное описание этого события было занесено в церковную книгу.

Бегство из горящего монастыря

Позднее икона была перенесена в Воронежский, а затем и Белгородский мужской монастырь, где прославилась исцелениями, явленными по молитвам, вознесенным перед ней Пречистой Деве Марии. По традиции с чудотворных икон делались копии, которые потом рассылались во все концы России. Не стала исключением и находившаяся в Курске Пряжевская икона Божией Матери. Однако и в данном случае не обошлось без чудес.

Дело в том, что насельниками обители, в которой она находилась, были монахи, покинувшие в 1672 году Воронежскую Дивногорскую пустынь после того как ее разграбили и сожгли татары, еще устраивавшие в те времена свои набеги. Свое прежнее место пустынножительства они покидали с большой поспешностью, не взяв с собой никакого имущества. В результате все были уверены, что Пряжевская икона Божией Матери погибла в огне пожара. В 1788 году Белгородская Никольская пустынь была упразднена, а ее главный собор получил статус обычного приходского храма.

Второе обретение иконы

И вото однажды(именно так начинаются все самые удивительные истории) в нем стали происходить чудеса: едва заканчивались вечерние богослужения, как свечи сами собой гасли, а наутро их находили вновь горящими. Так продолжалось до тех пор, пока одному из прихожан – молодому курскому живописцу Ивану Белому – не явилась во сне Царица Небесная и не повелела отыскать за церковным иконостасом спрятанную там икону.

Сообщив наутро настоятелю храма о ночном видении, художник поспешил вместе с ним в указанное место и извлек на свет потемневшую от времени, но прекрасно сохранившуюся Пряжевскую икону Божией Матери, которую до этого считали безвозвратно утерянной. Когда весть о случившемся разнеслась по округе, то из епархиального управления пришло распоряжение пригласить искусного мастера, чтобы отреставрировать находку и сделать с нее список (копию).

Реставрация иконы

Долго искать подходящего специалиста не пришлось, поскольку намеченную работу с большим успехом выполнил сам Иван Белый. Удалив посторонние наслоения, он подновил весь живописный слой, за исключением ликов Пресвятой Богородицы и Ее Предвечного Младенца, поскольку они прекрасно сохранились. Им же была выполнена копия Пряжевской иконы Божией Матери, заказанная епархиальным руководством.

Исцелившийся живописец

В церковной книге имеется любопытная запись, относящаяся к тому периоду. В ней говорится о том, что по завершении реставрационных работ сам живописец чудесным образом исцелился от некой болезни, мучившей его долгие годы и, по словам врачей, являвшейся неизлечимой. Как оказалось впоследствии, он был не единственным, кто обрел здоровье, преклонив колени перед Пряжевской иконой Божией Матери. Молитва, творимая Заступнице Небесной, приобретала небывалую силу и, произнесенная с истинно христианской верой, приносила желанный плод.

Чудеса, явленные через икону, и ее всенародное почитание

В качестве примера можно привести записанную в церковной книге историю купца 1-й гильдии Прохора Семеновича Кудряшова, проживавшего в Воронеже и много лет страдавшего ревматизмом. В одну из ночей он сподобился видения, в котором Ангел Божий повелел ему отправляться в Курск и, найдя в одном из его храмов чудотворную Пряжевскую икону, преклонить перед ней колени. Выполнив в точности волю небесного посланца, купец получил исцеление и после этого внес богатый вклад на изготовление серебряной ризы для образа своей Пресвятой Целительницы.

Во второй половине XIX века ранее упраздненная Белгородская Николаевская обитель была восстановлена, и храм, где находилась икона, вновь вошел в состав ее архитектурного комплекса. Это послужило толчком к значительному увеличению числа паломников, съезжавшихся со всех концов России, и к еще большему почитанию образа. Известно, что после того как в 1888 году императорская семья чудесным образом избежала гибели в железнодорожной катастрофе, произошедшей в районе Курска, это событие отмечалось многочисленными крестными ходами, во главе которых всегда несли прославленную икону.

Третье обретение святыни

После прихода к власти большевиков в стране начали проводиться масштабные антирелигиозные кампании, результатом которых стало не только закрытие, но часто и уничтожение многих монастырей и храмов. Не обошла эта гибельная волна и Курск. Николаевская мужская обитель была закрыта одной из первых, а многие из ее насельников стали жертвами творимого произвола. Несколько иноков, которым удалось избежать ареста, бежали в Суджу – небольшой населенный пункт в Курской области. Они перевезли туда и Пряжевскую икону Божьей Матери, однако в последующие годы ее следы затерялись. Вновь она была отнесена к числу безвозвратно утерянных святынь, и вновь чудесным образом обретена.

Это произошло в 1996 году, когда на волне перестройки в корне изменилась политика, проводимая правительством в отношении церкви. Поднимались из развалин монастыри и восстанавливались храмы. Тогда-то икона и была найдена в подвале Свято-Троицкого Суджинского собора во время работ по его реставрации. Это событие стало по праву именоваться ее третьим обретением. После восстановления Белгородской пустыни, икона была в нее возвращена и заняла свое прежнее место под сводами главного храма.

О чем молятся Пряжевской иконе Божией Матери?

Уставом РПЦ были установлены дни празднования «Пряжевской иконы». Ими стали 12 июля, а также десятая пятница после Пасхи. В эти дни к чудотворному образу стекается особенно много народа. О чем возносятся перед ней молитвы? Обо всех нуждах житейских. Как и перед любой другой богородичной иконой, слова, произнесенные с глубокой верой и наполненные сердечной теплотой, бывают услышаны.

Именно поэтому текст молитвы Пряжевской иконе Божией Матери не имеет каких-либо характерных особенностей. Однако на основании сохранившихся в церковных книгах записей об исцелениях, дарованных паломникам, принято считать, что наибольшую помощь могут получить люди с заболеваниями ног, позвоночника и легких. Кроме того, многократно отмечалась ее помощь женщинам, страдающим бесплодием. Исцеления от всех этих недугов и принято просить, преклонив колени перед Пряжевским образом Божьей Матери.

Чудотворная икона Божией Матери “Пряжевская” - одна из святынь Курской земли - до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни.

Основанная в 1672 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, в силу политических обстоятельств обитель закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. В бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления,несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

“Некоемубогобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении”, - писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Господу Бога и Божией Матери угодно было со священного места древнего монастыря вновь принимать иноческие молитвы. Это произошло вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В посвящение спасению царя Александра II при покушении в Париже с 1867 года, в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в г. Мирополье; позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй Крестный ход в г. Суджу. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой Икона посещала все слободы и села уезда. В Судже существовала монастырская Александро-Невская часовня, где святыня - Пряжевская икона Божией Матери, пребывала, находясь не в ходу.

В Белогорской пустыни, чудотворный образ находился в иконостасе, в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

После закрытия большевиками монастыря, икона Божией Матери, уцелевшими от бандитских нападений и расстрелов монахами была унесена в г. Суджу. А в 1996 году при инвентаризации в Свято-Троицком храме г. Суджы на иконе, числящейся в описи - “Смоленская” было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящееся под ризой, является иконой Божией Матери “Пряжевская”.

Серебряная риза и драгоценные привески благодарных христиан, свидетельствовавшие об исцелениях, не сохранились.

От 17 октября 1996 г. возобновлена традиция с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 г. по молитве верующих, Горнальский Николаевский Белогорский монастырь возвращен Православной Церкви. Сейчас обитель вновь переживает свое становление и воссоздание. С 2002 г. возрожден Крестный Ход в украинское Мирополье, это единственный Крестный Ход, совершаемый за Государственную границу России.

Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы “Пряжевская” особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчает и житейские скорби, свидетельство тому - современные приношения на иконе.

Посетители обнаружили на этой странице, выполнив поиск:

официальный сайт горнальского монастыря, пряжевская икона, Богородица, Горналь, горнальский монастырь, Свято-Николаевский Белогорский мужской, пустынь, Мирополье, крестный ход, чудотворная икона, Питирим, Гуево, Суджа, Курск, заказать требы, мощевик Иосафа Белгородского, Курская епархия, Русская православная церковь, история горнальского монастыря, чудотворная икона, крестный ход на украину, чудотворная икона Божией Матери, образ пресвятой богородицы, gornal.prihod, паломник, требы в монастыре, белогорская пустынь