Правила «Правила учета электрической энергии» . Учет электроэнергии. Основные требования к установке приборов учета. Счетчики электрической энергии Основные положения учета электрической энергии

Правила
учета электрической энергии
(утв. Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19, 26 сентября 1996 г.)

1. Введение

Настоящие "Правила учета электрической энергии" (в дальнейшем - Правила) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 г. N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО "ЕЭС России" с участием Госстандарта России.

В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 - 544), федеральных законов "Об обеспечении единства измерений" , "Об энергосбережении" и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии.

Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.

Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при:

Осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;

Выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

Классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

Размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

3.2. Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.

3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке.

3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии

4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке.

4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей.

4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

4.4. При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно-технических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.

4.6. Периодическая поверка средств измерений , используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.

Регистрационный N 1182

Коммерческий учет- процесс измерения объемов электрической энергии и значений электрической мощности, сбора и обработки результатов измерений, формирования расчетным путем на основании результатов измерений данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) в соответствующих группах точек поставки, а также хранения и передачи указанных данных.

Коммерческий учет электрической энергии и контроль его осуществления субъектами розничного рынка электроэнергии осуществляют сетевые организации!

Порядок осуществления коммерческого учета сетевыми организациями

Сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).

Смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители (обслуживающие их организации) и производители электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства (энергетические установки) имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, представляют такой сетевой организации показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности их электрических сетей (энергопринимающих устройств) с соблюдением формы и периодичности представления, определенных в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии. Форма представления показаний расчетных приборов учета должна соответствовать типам приборов учета, которыми в соответствии с настоящим разделом оборудуются точки поставки на розничном рынке.

Сетевые организации вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.

Смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители и производители электрической энергии также должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей сетевой организации к приборам учета, расположенным в границах балансовой принадлежности их электрических сетей, для целей осуществления проверки состояния таких приборов учета и снятия проверочных (контрольных) показаний.

Сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное.

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила учета электрической энергии(нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Правила учета электрической энергии

“Ресурсоснабжение жилищно-коммунального хозяйства России: вопросы теории и практики: Монография”(Канцер Ю.А.)(отв. ред. В.А. Вайпан)

(“Юстицинформ”, 2017)

Установление количества поданного ресурсоснабжающей организацией и потребленного абонентом ресурса осуществляется в соответствии с данными приборов учета о его фактическом потреблении. Порядок учета определяется ведомственными нормативными актами (Правила учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго России 19 сентября 1996 г. и Минстроем России 26 сентября 1996 г.) <211>. В подавляющем большинстве случаев на границе балансовой принадлежности электрических и тепловых сетей ресурсоснабжающей организации и исполнителя производится учет подачи электрической и тепловой энергии. Именно в этой точке устанавливаются счетчики.

“Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике”(Беспалов Ю.Ф., Беспалов А.Ю., Касаткина А.Ю.)(отв. ред. Ю.Ф. Беспалов)

(“Проспект”, 2018)

В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях <1>.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 19 сентября 1996 года Министерством строительства РоссийскойФедерации 26сентября 1996 года

1.Введение

Настоящие “Правила учетаэлектрической энергии” (в дальнейшем – Правила) разработаны воисполнение постановления ПравительстваРоссийской Федерации от 2 ноября 1995 года N 1087 “О неотложныхмерах по энергосбережению” специалистами Минтопэнерго России,Минстроя России и РАО “ЕЭС России” с участием ГосстандартаРоссии.

ВПравилах учтены положения Гражданскогокодекса Российской Федерации(статьи541-544),федеральныхзаконов “Об обеспечении единства измерений”, “Обэнергосбережении”и других действующих законов РоссийскойФедерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленныйопыт в области учета электроэнергии.

Правила определяют общиетребования к организации учета электрической энергии и взаимосвязьмежду основными нормативно-техническими документами, действующими вэтой области.

Правила действуют натерритории Российской Федерации и обязательны при:

осуществлениипроизводства, передачи, распределения и потребления электрическойэнергии;

выполнении проектных,монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учетаэлектрической энергии;

обеспечении эксплуатациисредств учета электрической энергии.

2.Общие положения

2.1. Основной целью учетаэлектроэнергии является получение достоверной информации опроизводстве, передаче, распределении и потреблении электрическойэнергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решенияосновных технико-экономических задач:

финансовых расчетов заэлектроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающимиорганизациями, потребителями электроэнергии) с учетом еекачества;

определения ипрогнозирования технико-экономических показателей производства,передачи и распределения электроэнергии в энергетическихсистемах;

определения ипрогнозирования технико-экономических показателей потребленияэлектроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта,сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;

обеспеченияэнергосбережения и управления электропотреблением.

2.2. Качество подаваемойэнергоснабжающей организацией энергии должно соответствоватьтребованиям, установленным государственными стандартами и инымиобязательными правилами или предусмотренным договоромэнергоснабжения.

2.3. Учет активнойэлектроэнергии должен обеспечивать определение количестваэлектроэнергии (и в необходимых случаях средних значениймощности):

выработанной генераторамиэлектростанций;

потребленной насобственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций иподстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

Правилаучета электрической энергии

1. Введение

Настоящие “Правила учета электрической энергии” (в дальнейшем – Правила) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 г. № 1087 “О неотложных мерах по энергосбережению” специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО “ЕЭС России” с участием Госстандарта России.

В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 – 544), федеральных законов “Об обеспечении единства измерений”, “Об энергосбережении” и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии.

Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.

Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при:

– осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;

– выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

– обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.

2. Общие положения

2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико-экономических задач:

– финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества;

– определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;

– определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;

– обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

2.2. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

2.3. Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):

– выработанной генераторами электростанций;

– потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

– отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;

– переданной в сети других собственников или полученной от них;

– отпущенной потребителям из электрической сети;

– переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:

– определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;

– составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;

– контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;

– расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;

– управления электропотреблением.

2.4. Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.

2.5. Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.

2.6. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.

3. Организация учета электроэнергии

3.1. Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части:

– мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

– классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

– размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

3.2. Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой

принадлежности электросети.

3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.

3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке.

3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии

4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке.

4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей.

4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

4.4. При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно-технических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.

4.6. Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.

Приложение

Основные термины и определения, употребляемые в тексте Правил

Электроустановкаминазываются совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.

Счетчики, учитывающие активную электроэнергию, называются счетчиками активной энергии (далее – счетчики).

Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (далее – реактивная электроэнергия) за учетный период, называются счетчиками реактивной энергии.

Средства учета- совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций- потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на хозяйственные нужды электростанций и электрических сетей- потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на производственные нужды- это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.

Потребитель (абонент) электрической энергии- юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).

Энергоснабжающая организация- коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Метрологическая служба- совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Метрологический контроль и надзор- деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Средства измерений- техническое устройство, предназначенное для измерений.

Поверка средств измерений- совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Калибровка средств измерений- совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

Сертификатоб утверждении типа средства измерений- документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений- официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений- документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Утверждаю Заместитель министра топлива и энергетикиРоссийской Федерации 19.09.1996В.В. КудрявыйУтверждаю Заместитель министра строительства Российской Федерации 26.09.1996О.С. ФоменкоСогласовано Заместитель председателя Госстандарта России18.09.1996Л.К. ИсаевСогласовано Начальник Главгосэнергонадзора России12.09.1996Б.П. ВарнавскийСогласовано Вице-президент РАО “ЕЭС России”17.09.1996О.А. Никитин

Организация учета электроэнергии в РФ осуществляется в соответствии с Правилами организации учета электрической энергии (глава 10 Постановления правительства №442).

Требования к приборам учета.

Приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электрической энергии должны соответствовать:

  • Требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
  • Установленным требованиям по их классу точности.
  • Быть допущенными в эксплуатацию в установленном порядке.
  • Иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется позже 2012 года, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Для учета электрической энергии, остальных потребителей, с максимальной мощностью менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета класса точности 1,0 и с более высоким классом точности - для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением до 35 кВ.

На напряжнение выше 110 кВ применяются приборы учета класса точности 0,5S и с более высоким классом точности.

Для учета электрической энергии, с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и с более высоким классом точности, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

Требование сбытовых и электросетевых компаний по установке системы автоматизированного контроля и учета электроэнергии к потребителям, менее 670 кВт противоречит Постановлению Правительства РФ №442.

Требования к измерительным трансформаторам тока.

Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. (Допускается использование измерительных трансформаторов напряжения класса точности 1,0 для установки (подключения) приборов учета класса точности 2,0)

Допускается применение трансформаторов тока с завышенным коэффициентом трансформации (по условиям электродинамической и термической стойкости или защиты шин), если при максимальной нагрузке присоединения ток во вторичной обмотке трансформатора тока будет составлять не менее 40 % номинального тока счетчика, а при минимальной рабочей нагрузке - не менее 5 %. (ПУЭ 1.5.17)

Установка счетчиков. Установка приборов учета должна соответствовать требованиям главы 1.5 ПУЭ.

Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. С. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. С.

Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8- 1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м. но не менее 0,4 м.

Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику

Трансформаторы тока, используемые для присоединения счетчиков на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.

Схема подключения электрического счетчика

Цепи учета следует выводить на самостоятельные сборки зажимов или секции в общем ряду зажимов. При отсутствии сборок с зажимами необходимо устанавливать испытательные блоки.

Зажимы должны обеспечивать закорачивание вторичных цепей трансформаторов тока, отключение токовых цепей счетчика и цепей напряжения в каждой фазе счетчиков при их замене или проверке, а также включение образцового счетчика без отсоединения проводов и кабелей.

Конструкция сборок и коробок зажимов расчетных счетчиков должна обеспечивать возможность их пломбирования.

Для обеспечения выполнения требований по закорачиванию вторичных цепей трансформаторов тока используется испытательная коробка. При установке испытательной коробки необходимо убедиться в присутствии винта, соединяющего с обратной стороны шинку, служащую для закорачивания обмоток c нулевой шиной.

14.1. Правила учета электрической энергии

Расчеты за потребляемую электроэнергию являются одной из основополагающих позиций договорных взаимоотношений между потребителем и энергоснабжающей организацией, учитывающих интересы обеих сторон.

Требования к расчетным приборам учета электроэнергии являются многогранными и включают в себя достоверность и точность определения расхода электроэнергии с учетом ее потерь в электрических сетях, открытости и доступности результатов измерений на всех этапах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии.

Эти вопросы находятся в центре внимания на самом высоком государственном уровне и отражены в ряде законодательных правительственных документов, в том числе:

в Законе Российской Федерации «Об энергосбережении» № 28-ФЗ, принятом Государственной Думой 13 марта 1996 г., в котором указана необходимость обеспечения обязательного приборного учета всего объема производимых и потребляемых энергоресурсов;

в статьях 541, 543 и 544 Гражданского кодекса, в которых подчеркивается, что количество переданной электрической энергии определяется в соответствии с данными приборов учета о ее фактическом потреблении и т. д.;

в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.11.95 № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению», на базе которого действуют Правила учета электрической энергии ;

в Законе Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», который устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

в Законе Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 10 марта 1995 г., который определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ;

в других законодательных, правовых и подзаконных актах, а также в государственных стандартах и ряде нормативно-технической документации.

Настоящие Правила учета электрической энергии определяют общие требования к организации ее учета и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.

Допускается на основании действующих правовых и нормативно-технических документов ведомствами разрабатывать и утверждать в установленном порядке в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие утвержденным Правилам учета электрической энергии. Если эти документы содержат требования межведомственного характера, они должны быть согласованы в установленном порядке с Ростехнадзором.

Правила учета электрической энергии являются обязательными при:

осуществлении производства, передачи, распределении и потреблении электрической энергии;

выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.

Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о ее производстве, передаче, распределении и потреблении на оптовом и розничном рынках для решения следующих основных технико-экономических задач:

финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между энергоснабжающими организациями и потребителями электроэнергии с учетом ее качества;

определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;

определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;

обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):

выработанной генераторами электростанций;

потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;

переданной в сети других собственников или полученной от них;

отпущенной потребителям из электрической сети;

переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:

определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;

составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;

контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;

расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;

управления электропотреблением.

Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.

Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.

Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

К средствам учета относится совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующей НТД в части:

мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.

Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензию на проведение данных видов работ, т. е. документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих НТД и инструкций заводов-изготовителей.

Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

На основании действующих правовых и нормативно-технических документов ведомства могут разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные НТД в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.

В сроки, установленные Госстандартом России, необходимо производить периодическую проверку средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества. Перестановка, замена или изменение схем включения средств учета осуществляется с согласия энергоснабжающей организации.

Помимо Правил учета электрической энергии действует Типовая инструкция по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), которая содержит основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, устанавливает требования к организации, составу и правилам эксплуатации систем учета электроэнергии и мощности. Типовая инструкция предназначена для персонала акционерных обществ энергосистем, проектных организаций и потребителей электроэнергии.

Представители Ростехнадзора имеют право доступа к приборам учета электроэнергии, измерительным комплексам и системе учета в целом на всех электростанциях, подстанциях и предприятиях, расположенных в зоне обслуживания, для выполнения инспекционных и регламентных работ с участием персонала соответствующего энергообъекта (электроустановки).

Каждый измерительный комплекс учета электроэнергии, введенный по нормальной или временной схеме размещения приборов расчетного и технического учета электроэнергии, должен иметь технический паспорт-протокол следующей формы.

ПАСПОРТ-ПРОТОКОЛ

измерительного комплекса

Настоящие Правила учета электрической энергии согласованы с Госстандартом России, Главгосэнергонадзором России и РАО «ЕЭС России» и утверждены в Минтопэнерго Российской Федерации и в Минстрое Российской Федерации.

Из книги Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора. Правовые основы взаимоотношений автора

Приложение 1. Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии 1. Объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального

Из книги Управление электрохозяйством предприятий автора Красник Валентин Викторович

ГЛАВА 14 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТНОГО УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 14.1. Правила учета электрической энергии Расчеты за потребляемую электроэнергию являются одной из основополагающих позиций договорных взаимоотношений между потребителем и энергоснабжающей

Из книги Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики в вопросах и ответах. Пособие для автора Рябов Сергей

14.2. Приборы учета электрической энергии В качестве расчетных и технических (контрольных) средств учета на предприятиях (организациях) используются электросчетчики одно-и трехфазного тока в основном двух типов: индукционные и электронные (1-, 2– и многотарифные),

Из книги Планирование и нормирование расхода этилового спирта на предприятиях и в организациях: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич

Раздел 9. Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках Вопрос 1. Кем заключаются договоры оказания услуг по передаче электрической энергии?Ответ. Договоры оказания услуг по передаче

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

Раздел 12. Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках Вопрос 1. На основании каких данных производится оплата потребленной электрической энергии и предоставленных услуг на розничных рынках?Ответ. Оплата потребленной

Из книги Теплоэнергетические установки. Сборник нормативных документов автора Коллектив авторов

Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г.

Из книги автора

IX. Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках 117. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии,

Из книги автора

XII. Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках 136. Оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях

Из книги автора

2. ПРАВИЛА УЧЕТА, ТРАНСПОРТИРОВКИ И ХРАНЕНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА 2.1. Определение объемного содержания безводного этилового спирта при его приемке, хранении и выдаче 2.1.1. Отличительной особенностью этилового спирта, затрудняющей его учет и бесконфликтную передачу от

Из книги автора

§ 49. Источники электрической энергии Источниками электрической энергии на судах являются генераторы постоянного или переменного тока.Судовые генераторы приводятся в движение двигателями, которые в зависимости от типа главной судовой силовой установки могут быть

Из книги автора

ПРАВИЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИУТВЕРЖДЕНО Первый заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации В. Н. Костюнин 12 сентября 1995 г.СОГЛАСОВАНО Заместитель председателя Комитета Российской

Из книги автора

5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ 5.1. Общие требования5.1.1. Узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и

Из книги автора

6. ДОПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ УЗЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ИСТОЧНИКЕ ТЕПЛОТЫ 6.1. Допуск в эксплуатацию узла учета источника теплоты осуществляется представителем Госэнергонадзора в присутствии представителей источника теплоты и тепловых сетей, о чем составляется

Из книги автора

7. ДОПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ УЗЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ У ПОТРЕБИТЕЛЯ 7.1. Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (прил. 4).

Из книги автора

8. ЭКСПЛУАТАЦИЯ УЗЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ИСТОЧНИКЕ ТЕПЛОТЫ 8.1. Узел учета тепловой энергии на источнике теплоты должен эксплуатироваться в соответствии с технической документацией, указанной в п. 6.1 настоящих Правил.8.2. За техническое состояние приборов узла учета

Из книги автора

9. ЭКСПЛУАТАЦИЯ УЗЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ У ПОТРЕБИТЕЛЯ 9.1. Узел учета тепловой энергии у потребителя должен эксплуатироваться в соответствии с технической документацией, указанной в п. 7.1 настоящих Правил.9.2. Ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание