Если нужны недорогие шины для езды по хорошим дорогам, можно рассматривать и Tigar. Надежность управления на мокром асфальте


Пятнадцатидюймовые шины для небольших автомобилей - самые массовые. Большинство машин класса В и даже С, продающихся в Европе на «шестнадцатых» и более крупных колесах, на нашем рынке обувают преимущественно в бюджетный «пятнадцатый» размер. И дело не только в более низких ценах такой обувки. На наших дорогах покрышки с более высоким профилем комфортнее и долговечнее. Более того, они оберегают расходные элементы подвески (шаровые опоры, сайлент-блоки, амортизаторы) от высоких ударных нагрузок, продлевая им жизнь.

Что и почем?

Увы, новинок в бюджетных размерностях мало. Новые разработки в этом сегменте экономически невыгодны, посему очень редки. Шинники, как правило, дольше держат на конвейере недорогие малоразмерные модели, нежели более крупные. Некоторые компании слегка подновляют шинам состав смеси и другие материалы, причем зачастую не столько ради улучшения характеристик, сколько для снижения затрат на производство.
Самую высокую ценовую планку держат топовые, но уже не новые модели Continental ContiPremiumContact 5 чешского производства и Goodyear EfficientGrip Performance, сделанный в Германии. Чуть дешевле можно купить шины Pirelli Cinturato P1 Verde, выпускаемые в Турции, и совсем свежую модель Nokian Hakka Green 2 отечественного производства. Последняя, кстати, может похвастаться не только российским гражданством, но и увеличенным индексом нагрузки: 95.
Средний ценовой сегмент открывают более демократичные шины - настоящая японская Тоуо Proxes CF2 и обновленная по смеси покрышка Hankook Kinergy Eco корейской разработки, но произведенная в Венгрии. Чуть дешевле обойдется свежая модель Nordman SX 2 российского производства и Kumho Ecowing ES01, сделанная в Китае.

Цена далеко не новой отечественной шины Cordiant Sport 3 лежит на границе между бюджетными и среднеценовыми предложениями. Дешевле продают довольно свежую модель Matador Elite 3 (она же МР 44), произведенную в России.
Шинные эксперты ЗР не смогли отказать читателям в просьбе протестировать китайские изделия - их представляет шина Champiro FE1 фирмы GT Radial. А замыкает тестовую дюжину белорусская Belshina Artmotion, она же Веl-261.


Тестовой машиной была назначена «чешка» по имени Skoda Octavia. Испытания проводились на полигоне АВТОВАЗа, близ Тольятти. Время проведения - жаркие август и сентябрь 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до 22-37 градусов.

Лимиты нагрузки и скорости

Для легковых шин размерностью 195/65 R15 производители считают стандартным индекс нагрузки 91 (615 кг на колесо). Некоторые выпускают шины увеличенной грузоподъемности - с индексом 95 (690 кг); для привлечения внимания в их маркировку добавляют буквы XL, что означает «повышенная грузоподъемность» (extra load).
C индексами скорости всё тоже непросто. Если лет пять-десять назад шины такой размерности поголовно имели индекс Н (до 210 км/ч), то сейчас они становятся более быстрыми, о чем свидетельствует частое появление индекса V (до 240/км/ч).
Эксперты напоминают, что конструктивное различие шин с неодинаковыми скоростными индексами кроется в разной прочности на разрыв под действием предельных для каждого скоростного лимита центробежных сил. А покрышки с разными нагрузочными индексами различаются способностью нести разные нагрузки.
В экспертной группе ЗР одиннадцать участников из двенадцати имеют «стандартный» индекс нагрузки - 91. Увеличенной грузоподъемностью щеголяет только Nokian Hakka Green 2 - если какому-либо автомобилю потребуются шины с индексом нагрузки 95, соперники Хакки останутся с носом. Скоростные показатели распределились следующим образом: семь покрышек имеют «старый» для данного размера скоростной лимит Н (210 км/ч), а пять - более современный V (240 км/ч). Для скоростных ограничений экспертной группы ЗР и для технических возможностей многих недорогих автомобилей даже индекса Н хватает с запасом.

Шуршим по полигону

Подход к испытаниям с прошлого года не изменился. Эксперты напоминают вкратце методику тестирования.
Начальное упражнение - оценка топливной экономичности. Предварительно для корректности замеров надо прогреть шины, а также агрегаты и узлы автомобиля. На каждом комплекте шин эксперты проезжают десять километров по скоростному кольцу. Параллельно оцениваются курсовая устойчивость машины на высокой скорости (до 130 км/ч), плавность хода и внутренний шум.
Самые высокие оценки по курсовой устойчивости Octavia получила на шинах Nokian и Рігеllі, покорив экспертов четкими реакциями и плотным, информативным рулем.
Бледнее всех в этом испытании выглядели Belshina, Cordiant, GT Radial и Matador. 3aмечания разные: от широкого «нуля» (машина гуляет из стороны в сторону при неизменном положении баранки) и недостаточной информативности рулевого управления до задержек в реакциях машины, необходимости поворачивать руль на большие углы при корректировке курса и даже опасного подруливания задней оси, способного вызвать занос. За курсовую устойчивость эта четверка заработала лишь по шесть баллов.
Замеры экономичности проводились в безветренную погоду на горизонтальном двухкилометровом участке дороги; заезды в обе стороны повторялись несколько раз, чтобы нейтрализовать возможное влияние даже легкого ветерка.
Шины GT Radial и Matador дали фору всем остальным, в том числе тем, которые были самыми экономичными в наших предыдущих тестах. Отрыв от ближайших конкурентов - по 0,2 л/100 км при скоростях 60 и 90 км/ч. Самый нескромный расход Octavia показала на шинах Cordiant: отставание от лидеров составило 0,3 л/100 км при 60 км/ч и 0,5 л/100 км при 90 км/ч.
После замеров эксперты журнала ЗР делали четырехкилометровую петлю по служебным дорогам полигона, продолжая оценивать комфортность на различных неровностях - от швов и трещин на асфальте до серьезных выбоин. Каждый комплект шин катался строго по одному и тому же маршруту и с одинаковой скоростью.
Теперь о шумности. Максимальные восемь баллов эксперты не дали никому, восемь участников заработали семерки. Belshina, Kumho и Тоуо шуршали громче, потому заслужили не больше шестерки, а покрышкам GT Radial за самолетный гул на шероховатом асфальте оценку снизили до пяти баллов.
В плавности хода не было равных шинам Hankook - обутая в них Octavia мягче всего проходит дорожные неровности. Почти все остальные покрышки заработали семерки и шестерки, а шины GT Radial и здесь оказались самыми некомфортными - они передают на органы управления и сиденья вибрации от трещин и дорожных швов, вызывают дрожь на грубом асфальте, а также пропускают жесткие толчки от любых неровностей.
Затем экспертная группа журнала ЗР свернула с асфальта на грунтовку с уклоном 12%, где оценивались уверенность троганья и движения в подъем. Проходы повторялись с разной степенью буксования, чтобы оценить падение сцепления в момент срыва колес в пробуксовку. Это упражнение - дополнительное, его результаты в общий зачет нe включены. Проводилось оно по просьбе читателей журнала ЗР - чтобы понять, как шины ведут себя на грунтовке.
Лучше остальных на грунтовом подъеме «гребут» Cordiant и Matador. A больше других буксуют, теряя тягу, GT Radial, Hankook, Kumho, Pirelli и Тоуо. Такие дороги явно не их конек.

Стоп, машина!

Наступает черед потереть колеса об асфальт. Поскольку на каждом комплекте шин придется выполнить несколько упражнений, эксперты журнала начали с испытания, в ходе которого протектор стирается в минимальной степени,- с торможения на мокром асфальте. Траектория перед замерами тщательно очищается от пыли и мелких камешков двадцатикратным торможением на незачетных шинах.


Мобильная система полива экспертной группы журнала ЗР состояла из мотопомпы, комплекта поворотных спринклеров, длинных шлангов и пятисотлитровой бочки для воды в прицепе, который таскала техничка Chevrolet Niva. Первая брызгалка была расположена так, чтобы автомобиль смачивал колеса на расстоянии двух-трех корпусов до начальной точки торможения. К ней машина подходила на скорости 83-85 км/ч. Измерительный комплекс VBOX фиксировал величину тормозного пути при снижении скорости с 80 до 5 км/ч, а не до полной остановки, так как на малых скоростях (от 5 км/ч до нуля) АБС частенько срабатывал некорректно, колеса могли заблокироваться и тормозной путь увеличится. Водитель ударял по педали тормоза (предварительно выжав сцепление) в момент пересечения линии, обозначенной конусами, и ждал, когда автомобиль полностью остановится. Такую процедуру испытатель повторял шесть - восемь раз. И не забывал остужать тормоза на пути к месту старта - двигаясь со скоростью 40-50 км/ч и притормаживая только двигателем.

На мокрой дороге лучше всех проявили себя шины Nokian: тормозной путь Октавии составил 26,2 метра. Не более чем на полметра дальше она укатывалась на шинах Continental, Goodyear и Рігellі. Самый длинный тормозной путь дала Belshina: 31 метр. Разница с лидером - больше корпуса автомобиля!
На следующий день эксперты тормозили на сухом асфальте. Вновь перед замерами чистилось покрытие. На каждом комплекте шин они тормозили по пять-шесть раз со скорости 103-105 км/ч, а замер тормозного пути производился при падении скорости с 100 до 5 км/ч (по такой схеме оценивает тормозные свойства автомобилей и шин весь автомобильный мир). И еще одно важное отличие «сухого» торможения от «мокрого»: остужать тормоза приходится дольше - нужно удлинять петлю охлаждения на несколько сотен метров.
Здесь вперед вырывается Pirelli с результатом 37,5 метра. Nokian уступает почти метр, Continental и Goodyear - 0,4 и 0,3 метра соответственно. Belshina вновь в аутсайдерах: с результатом 42,9 метра она проигрывает лидеру почти пять с половиной метров.

Играем в шашки

Финальные упражнения - переставка на мокром покрытии и на сухом - самые сложные для водителей-испытателей. В завершающей фазе тестов их выполняют потому, что резина здесь стирается как наждаком.
Переставка, или смена полосы движения, - упражнение, имитирующее экстремальное маневрирование. Наиболее частая причина резкой смены полосы - неожиданно возникающее на дороге препятствие, которое приходится объезжать на скорости. Обычно сталкиваешься с этим в совершенно неожиданных местах, когда остается только один выход резко перестроиться. В этом упражнении оценивается комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик шин, четкость реакций автомобиля на данных шинах.
Размеры тестового коридора продиктовала жизнь: на наших дорогах стандартная ширина полосы движения составляет три с половиной метра. Но в выходном створе эксперты заузили коридор конусами так, чтобы при каждой попытке автомобиль шел по одной и той же траектории. На соседнюю полосу необходимо перестроиться на пути длиной всего 12 метров (в прошлом это стандартное упражнение, которое определял советский ГОСТ).
Задача испытателя - подобрать максимально возможную скорость выполнения упражнения. Автомобиль не должен сбить ни одного конуса, которыми ограничены полосы движения. Скорость во входном коридоре в одной и той же точке измеряет беспристрастный VBOX. A водитель-испытатель во время экстремального маневрирования оценивает управляемость.
Обычно на каждом комплекте шин испытатель делает 15-20 подходов, достигая максимальной скорости и стараясь повторить предельный результат, дабы убедиться, что он не случаен.
На мокрой переставке Octavia была самой быстрой на шинах Goodyear (69 км/ч). «Группа поддержки» - Рігеllі и Continental, нa которых скорость выполнения маневра упала лишь на 0,5 км/ч. Самая неторопливая Belshina (61 км/ч), а компанию ей составила покрышка GT Radial (61,5 км/ч).
Восемь баллов за управляемость на мокрой дороге во время переставки эксперты дали шинам Nokian, Nordrnan, Pirelli и Тоуо: Skoda нa этих шинах демонстрировала четкие реакции и понятное поведение. Хуже других переносит экстремальное маневрирование GT Radial. Ha них Octavia как-то неожиданно уплывала в глубокий занос, долго скользила и восстанавливала траекторию неохотно. Если машина обута в эти шины, эксперты не советуют резко крутить рулем - можно ее «потерять».
На сухом асфальте победили шины Nokian - 69,7 км/ч. На самую малость отстал Continental - 69,1 км/ч. А на противоположном конце - вновь Belshina с результатом 65,9 км/ч.
После проверки «экстремальной» управляемости на сухой дороге расклад немного изменился. Восьмерок удостоились те же шины, что и на мокрой дороге,- Nokian, Nordman, Pirelli и Тоуо. И примкнувший к ним Hankook. Примечательно, что поведение покрышек GT Radial на сухой дороге эксперты оценили значительно выше (семь баллов), чем на мокрой. Слабохарактерными в таких условиях оказались Belshina и Matador, которые заработали лишь по шесть баллов: задержки в реакциях, большие углы поворота руля, избыточная поворачиваемость (склонность к заносу) во втором коридоре.

Правим балл

В этом сезоне экспертная группа журнала ЗР слегка модернизировала систему подсчета итоговых баллов.
Ранее минимальный тормозной путь «весил» 180 и 160 баллов для мокрого и сухого покрытий соответственно, а максимум для скорости на переставке составлял 160 и 140 баллов. Теперь же «развесовка» такова: максимум для оценки тормозных свойств составляет 260 и 240 баллов (для мокрого и сухого покрытий), а для предельной скорости на переставке - 80 и 60 баллов. В итоге соотношение тормозных свойств и управляемости получилось более сбалансированным и логичным с точки зрения безопасности. Суммарный «вес» тормозного пути на мокром асфальте и на сухом теперь составляет 500 баллов, а «вес» поведения автомобиля при маневрировании - 330 баллов: это сумма «весов» скорости на переставке (80 + 60 = 140 баллов), оценки управляемости (80 + 60 = 140 баллов) и оценки курсовой устойчивости (50 баллов).
B связи с такими изменениями в системе итогового подсчета эксперты решили чуть снизить рубеж для звания «хорошие шины» - теперь это 840 баллов.

Марка, модель 12 место 11 место 9-10 место 9-10 место
Belshina Artmotion (Bel-261) GT Radial Champiro FE1 Matador Elite 3 (MP 44) Cordiant Sport 3








Страна изготовления Белоруссия Китай Россия Россия
Индексы нагрузки и скорости 91H 91H 91H 91V
7.9-8.0 6.9-7.5 8.0-8.5 7.3-7.8
74 69 71 76
Масса шины, кг 9.0 8.8 7.8 8.9
(Максимум 260 баллов ) м 31.0 28.5 28.9 27.8
баллы 219.7 239.0 235.7 245.0
Максимум 240 баллов ) м 42.9 39.6 41.3 40.5
баллы 209.8 227.3 217.9 222.2
(Максимум 80 баллов) км/ч 61.0 61.5 62.3 63.3
баллы 70.7 71.3 72.2 73.4
(Максимум 60 баллов) км/ч 65.9 67.8 68.6 67.1
баллы 56.7 58.4 59.1 57.8
Поведение: Экспертная оценка
Максимум 80 баллов ) баллы 48 40 56 48
Максимум 60 балло в) баллы 36 42 36 42
Максимум 50 балло в) баллы 30 30 30 30
Вне зачета ) баллы 6 5 7 7
Комфорт: Экспертная оценка
Уровень внутреннего шума (Максимум 30 баллов ) баллы 18 15 21 21
Плавность хода (Максимум 30 баллов ) баллы 18 15 21 18
Расход топлива при 90 км/ч(Максимум 60 баллов) л/100км 6.2 6.0 6.0 6.3
баллы 58.1 60 60 57.1
Расход топлива при 60 км/ч (Максимум 50 баллов ) л/100км 4.6 4.2 4.2 4.7
баллы 45.7 50 50 44.7
Сумма начисленных баллов 811 848 859 859
Плюсы Умеренный расход топлива на скорости 90 км/ч; невысокая цена Высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте Высокая топливная экономичность; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте Стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте
Минусы Худшие сцепные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании; замечания по поводу курсовой устойчивости и комфортности Низкие сцепные свойства и проблемная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости; самые жесткие и шумные Посредственные тормозные свойства; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухой дороге; замечания по поводу курсовой устойчивости Худшая экономичность; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; замечания по поводу курсовой устойчивости и плавности хода

Марка, модель 8 место 7 место 6 место 5 место
Kumho Ecowing ES01 KH27 Toyo Proxes CF2 Nordman SX 2 Hankook Kinergy Eco








Страна изготовления Китай Япония Россия Венгрия
Индексы нагрузки и скорости 91V 91H 91H 91V
Глубина рисунка по ширине, мм 6.6-7.1 7.0-8.4 7.8-8.1 7.7-8.0
Твердость резины по Шору, ед. 69 71 74 72
Масса шины, кг 8.7 8.7 7.9 8.4
Безопасность: Замеры сцепных свойств
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 260 баллов ) м 27.0 28.0 27.2 27.1
баллы 252.3 243.3 250.4 251.4
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 240 баллов ) м 40.9 39.6 39.9 39.0
баллы 220.0 227.3 225.6 230.8
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте(Максимум 80 баллов) км/ч 65.5 64.7 65.5 67.9
баллы 75.9 75.0 75.9 78.7
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) км/ч 68.4 67.0 68.4 68.8
баллы 58.9 57.7 58.9 59.2
Поведение: Экспертная оценка
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром асфальте (Максимум 80 баллов ) баллы 56 64 64 56
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом асфальте (Максимум 60 балло в) баллы 42 48 48 48
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 балло в) баллы 35 35 35 35
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета ) баллы 5 5 6 5
Комфорт: Экспертная оценка
Уровень внутреннего шума (Максимум 30 баллов ) баллы 18 18 21 21
Плавность хода (Максимум 30 баллов ) баллы 18 18 21 24
Экономичность: Расход топлива
Расход топлива при 90 км/ч(Максимум 60 баллов) л/100км 6.2 6.2 6.3 6.2
баллы 58.1 58.1 57.1 58.1
Расход топлива при 60 км/ч (Максимум 50 баллов ) л/100км 4.4 4.4 4.5 4.4
баллы 47.7 47.7 46.7 47.7
Сумма начисленных баллов 882 892 904 910
Плюсы Неплохие тормозные свойства на мокром асфальте Понятная управляемость при экстремальном маневрировании как на сухом, так и на мокром асфальте Высокая скорость и понятная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте; лучшая плавность хода
Минусы Замечания по поводу плавности хода и шумности Невысокая скорость в выполнении переставки на сухой дороге; замечания по поводу комфортности Повышенный расход топлива на скорости 90 км/ч; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, плавности хода и шумности Незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании на мокром асфальте и шумности

Марка, модель 3-4 место 3-4 место 1-2 место 1-2 место
Goodyear EfficientGrip Performance Continental ContiPremiumContact 5 Pirelli Cinturato P1 Verde Nokian Hakka Green 2








Страна изготовления Германия Чехия Турция Россия
Индексы нагрузки и скорости 91V 91H 91V 95H
Глубина рисунка по ширине, мм 7.6-8.1 7.5-8.1 7.5-8.0 7.8-8.3
Твердость резины по Шору, ед. 73 73 72 73
Масса шины, кг 7.4 7.8 8.1 7.7
Безопасность: Замеры сцепных свойств
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 260 баллов ) м 26.7 26.6 26.4 26.2
баллы 255.1 256.1 258.0 260
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 240 баллов ) м 37.8 37.9 37.5 38.4
баллы 238.1 237.5 240 234.4
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте(Максимум 80 баллов) км/ч 69.0 68.5 68.7 67.8
баллы 80 79.4 79.7 78.6
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) км/ч 68.9 69.1 68.9 69.7
баллы 59.3 59.5 59.3 60
Поведение: Экспертная оценка
Управляемость во время экстремального маневрирования на мокром асфальте (Максимум 80 баллов ) баллы 56 56 64 64
Управляемость во время экстремального маневрирования на сухом асфальте (Максимум 60 балло в) баллы 42 42 48 48
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 балло в) баллы 35 35 40 40
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета ) баллы 6 6 5 6
Комфорт: Экспертная оценка
Уровень внутреннего шума (Максимум 30 баллов ) баллы 21 21 21 21
Плавность хода (Максимум 30 баллов ) баллы 21 21 18 21
Экономичность: Расход топлива
Расход топлива при 90 км/ч(Максимум 60 баллов) л/100км 6.3 6.2 6.2 6.2
баллы 57.1 58.1 58.1 58.1
Расход топлива при 60 км/ч (Максимум 50 баллов ) л/100км 4.4 4.5 4.6 4.5
баллы 47.7 46.7 45.7 46.7
Сумма начисленных баллов 912 912 932 932
Плюсы Наивасшая скорость выполнения переставки на мокром асфальте, высокая - на сухом; высокие сцепные свойства на сухой дороге Высокие тормозные свойства на сухой дороге; высокая скорость в выполнении переставки как на сухом, так и на мокром асфальте Лучшие сцепные свойства на сухом асфальте, высокие - на мокром; высокие сцепные свойства и понятная управляемость при экстремальном маневрировании; хорошая курсовая устойчивость Лучшие тормозные свойства на мокром асфальте; лучшая скорость выполнения "сухой" переставки; четкое следование курсу; понятная управляемость при экстремальном маневрировании
Минусы Не способствуют экономии топлива на высокой скорости; незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании и комфортности Незначительные замечания по поводу курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании и комфортности Замечания по поводу шумности; незначительные замечания касательно плавности хода Незначительные замечания по поводу комфортности

Первое и второе места поделили шины Nokian Hakka Green 2 и Рігеllі Cinturato P1 Verde, набравшие по 932 балла. Эти шины практически лишены недостатков.
Подиум на этот раз эксперты журнала ЗР вынужденно расширили до четырех мест - третью и четвертую ступеньки на нем заняли покрышки Continental ContiPremiumContact 5 и Goodyear EfficientGrip Performance, заработавшие по 912 баллов. Их тоже не в чем упрекнуть, если не обращать внимания на мелкие придирки экспертов.
В категорию отличников (900 баллов и более) пробились еще две шины - Hankook Kinergy Eco (910 баллов) и Nordman SX 2 (904 балла). Первая заслуживает эпитета «самая мягкая шина теста», а вторая поспорит с лидерами по управляемости во время экстремальных маневров. Скромная цена при отличном итоговом результате - выгодные покупки!


На седьмом и восьмом местах расположились очень хорошие шины Тоуо Proxes CF2 и Kumho Ecowing ES01, набравшие 892 и 882 балла соответственно. Основной их недостаток - невысокий уровень комфорта. Если этот показатель не принципиально важен, то… почему бы и нет?
Девятое и десятое места делят Cordiant Sport 3 и Matador Elite 3, хорошисты данного теста. У них много общего: обе шины - третьего поколения, российского производства и обе набрали по 859 баллов. И недостатки схожие: скромные сцепные свойства и сложная управляемость при экстремальных маневрах. Но если без фанатизма, то вполне можно ездить. Причем Matador более соблазнителен, поскольку дешевле и способствует экономии топлива.
Еще один хорошист, набравший 848 итоговых баллов, - шина GT Radial Champiro FE1. Шумная и жесткая, не любит экстремальных маневров на мокрой дороге, но экономит топливо в любых режимах не хуже Матадора. Да и продается недорого.
Нашу табель о рангах завершает - как в ценовом, так и в техническом смысле - откровенно бюджетная Belshina Artmotion (811 баллов). Впрочем, одновременно она оказалась лучшей по соотношению цены и качества. Иными словами, не настолько эта шина хуже конкурентов, насколько дешевле.

Материал теста подготовлен с использованием статьи издания "За рулем " .

Только 5 летних шин из 16 прошли тест

16 популярных летних шин для автомобилей компакт-класса (VW Golf, Opel Astra и Ford Focus) протестировал АDАС в 2017. Какие шины стали победителем теста, а у каких есть слабые стороны – читайте далее.

В тесте летних шин 2017 года от ADAC участвовали 16 моделей, которые проверяли по мокрой и сухой дороге; а также оценивался шум, расход топлива, износ и многие другие параметры. Тест ADAC считается самым признанным и объективным из-за его обезличенности, научности, используемого оборудования, наличия одинаковых условий испытаний, перепроверки результатов и - по факту - самым дорогим в Европе.

В тесте участвовали летние шины разных ценовых диапазонов, при этом все эти модели можно найти и на отечественном рынке.

Летние шины 195/65 R15
Компания ADAC протестировала в этом году 16 летних шин широко распространенной размерности 195/65 R 15 91 V для автомобилей среднего класса. Шины были протестированы на автомобиле марки VW Golf.


Испытания:
Лишенные эмоций немцы, поставили наивысшую оценку «хорошо», только 5 моделям, десять моделей получили оценку "удовлетворительно", и одна модель - "приемлемо" (“Ausreichend”).
С учетом, что все модели безопасны и допущены к использованию, будем сравнивать их с "мишленовскими" звездами:


Итак, топ пять моделей по версии АДАС, заработавшие *** :

*** Pirelli Cinturato P1 Verde
*** Bridgestone Turanza T001
*** Continental Conti PremiumContact 5
*** Goodyear EffecientGrip Performance
*** Esa-Tecar Spirit 5 HP

У этих моделей отсутствуют существенные недостатки. Среди этой группы выделяются хорошие результаты Continental на мокрой дороге, а шины Pirelli по износостойкости.
ESA-Tecar не будем обсуждать. Это частный бренд, закупающей шины для швейцарских автосервисных компаний у известных шинных производителей. Шины продаются и экспортируются главным образом через компанию Tecar International Trade GmbH.


** Большая часть – 10 моделей - попала в категорию «удовлетворительно», что мы сравним 2 "мишленовскими" звездами:

** Dunlop Sport BluResponse
** Nokian Line
** Vredestein Sportrac 5
** Aeolus PrecisionAce 2 AH03
** Kumho Ecowing ES01 KH 27
** Michelin Energy Saver+
** Sava Intensa HP
** Semperit Comfort-Life 2
** Hankook Ventus Prime 3 K125
** Maxxis Premitra HP5


Новые модели шин Aeolus и Maxxis могли оказаться в группе лучших по показателям на сухой и мокрой дороге, но низкая износостойкость опустила их в группу двух звезд.
Шины Nokian и Dunlop снижают свой рейтинг из-за поведения на мокрой дороге и остаются в группе 2-х звезд, хотя по всем другим категориям проходили бы в топ выбор. При этом Dunlop показал лучший результат из всех тестируемых марок шин на сухом покрытии.
Шины Kumho подвели не лучшие характеристики на мокрой дороге и износостойкости, и Kumho остаются в середине этой группы.
Michelin, Sava и Hankook не были лучшими на мокрой дороге и поэтому откатились вниз рейтинга этой группы. Но Michelin лидер испытаний по экономичности, показав наименьший расход топлива среди всех тестируемых марок.
Модели Vredestein и Semperit не лучшем образом вели себя не только на мокрой дороге, но и на сухой, и балансируют на грани вылета из этой группы.


Только одна звезда.

GT Radial Champiro FE1 - показал наихудшие результаты по тестам на моклой дороге и эти шины получили общую оценку только «достаточно».


Советы “знающим толк”.

Кроме средневзвешенной оценки, отдельные марки показали выдающие качества по индивидуальным критериям:
Для лучшей управляемости в мокрых условиях Вам подойдет Continental ContiPremiumContact 5 ;
Для хорошей управляемости на сухих дорогах рекомендуются шины Goodyear EfficientGrip Performance или Bridgestone Turanza T001 ;
Самыми износостойкими являются шины Pirelli Cinturato P1 Verde ;
Для высоких показателей экономии топлива и ресурсу пробега выбирайте шины Michelin Energy Saver с учетом особенности поведения на мокрой дороге.

Цены.
Мы специально оставили среднеевропейские цены, так как российские цены имеют малую информативность о ценовой политике каждого бренда. ADAC определил стоимость каждой модели шин по состоянию на 02.01.2017 Федеральной Ассоциацией по торговле шинами и шиномонтажу «Bundesverband Reifenhandel und Vulkaniseur-Handwerk e.V.» (BRV) у 25 случайных дилеров.




Шины Pirelli Cinturato P1 Verde
Средняя цена/Шины: 73 Евро
Оценка: очень хороший взвешенный показатель по всем критериям, особенно на мокрой дороге. Малый износ, низкий уровень шума.
Общая оценка ADAC: 2,1

Шины Bridgestone Turanza T001
Средняя цена/Шины: 72 Евро
Оценка: очень хороший взвешенный показатель по всем критериям, очень хороши на сухой и мокрой дороге, относительно низкий расход топлива.
Общая оценка ADAC: 2,2

Шины Continental Premium Contact 5
Средняя цена/Шины: 75 Евро
Оценка: очень хороший взвешенный показатель по всем критериям, с лучшими оценками по мокрой дороге, хороши на сухой дороге.
Общая оценка ADAC: 2,2

Шины Goodyear Efficient Grip Performance
Средняя цена/Шины: 72 Евро
Оценка: очень хороший взвешенный показатель по всем критериям, особенно на сухих дорогах. Хороши на мокрой дороге, относительно низкий расход топлива.
Общая оценка ADAC: 2,2

Шины Esa-Tecar Spirit 5 HP
Средняя цена/Шины: 50 Евро
Оценка: хороший взвешенный показатель по всем критериям, относительно хороши на мокрой дороге, и невысоком расходе топлива, нет ярко выраженных недостатков.
Общая оценка ADAC: 2,5

Шины Dunlop Sport Blue Response
Средняя цена/Шины: 72 Евро
Оценка: отлично ведут себя на сухом и мокром асфальте, относительно низкий расход топлива.
Общая оценка ADAC: 2,6

Шины Nokian Line
Средняя цена/Шины: 62 Евро
Оценка: относительно хороши на сухом асфальте. Немного уступают конкурентам на мокрой дороге, шумные.
Общая оценка ADAC: 2,6

Шины Vredestein Sportrac 5
Средняя цена/Шины: 64 Евро
Оценка: низкий износ, относительно низкий расход топлива. Не лучшие показатели на мокрой дороге, шумные.
Общая оценка ADAC: 2,8

Шины Aeolus Precisione Ace 2 AH03
Средняя цена/Шины: 52 Евро
Оценка: относительно хороши на мокрой дороге. Относительно высокий износ и расход топлива.
Общая оценка ADAC: 3,0

Шины Kumho Ecowing ES01 KH27
Средняя цена/Шины: 59 Евро
Оценка: низкий расход топлива. Не лучшие показатели на мокрой дороге, относительно высокая степень износа.
Общая оценка ADAC: 3,0

Шины Michelin Energy Saver+
Средняя цена/Шины: 80 Евро
Оценка: наименьший износ, низкий расход топлива, очень хороши на сухом асфальте. Низкие показатели на мокрой дороге.
Общая оценка ADAC: 3,0

Шины Sava Intensa HP
Средняя цена/Шины: 59 Евро
Оценка: относительно низкий износ. Слабое сцепление на мокрой дороге.
Общая оценка ADAC: 3,0

Шины Semperit Comfort-Life 2
Средняя цена/Шины: 66 Евро
Оценка: низкий расход топлива. Слабое сцепление на мокрой дороге, немного шумные.
Общая оценка ADAC: 3,0

Шины Hankook Ventus Prime 3 K125
Средняя цена/Шины: 63 Евро
Оценка: очень хороши на сухой дороге. Слабое сцепление на мокрой дороге.
Общая оценка ADAC: 3,3

Шины Maxxis Premitra HP5
Средняя цена/Шины: 73 Евро
Оценка: очень хороши на сухой и мокрой дороге. Высокая износостойкость.
Общая оценка ADAC: 3,5

Шины GT Radial Champiro FE1
Средняя цена/Шины: 58 Евро
Оценка: низкий расход топлива, относительно низкий износ, тихие. Худшие показатели на мокром асфальте и относительно слабые на сухом покрытии.
Общая оценка ADAC: 4,0

Кстати, скажите, если Вам интересен тест АДАСа 15 самых известных летних шин для SUV.


Применимые размеры шин
С ограничениями, но результатам тестирования могут быть применены к «ближайшим» размерам: отклонения в ширине на +10 / -10 мм, то есть 185/65 R 15 V и 205/65 R 15 V. Результаты не применимы, для «недокаченных» колес.



Примечание. Обеспечение качества процедур в рамках тестов:
Тест шин в соответствии со стандартом DIN 78 051
Анонимность тестового шаблона
Лазерные измерения глубины протектора
Множественные оценки от независимых водителей-испытателей
Коррекция температурного влияния на растягивание с помощью эталонной шины
Математические оценки погрешностейПоделиться: Подписаться на автора

Составлять рейтинги — дело неблагодарное, поскольку практически всегда просто невозможно включить в него все достойные модели. Но все же мы постарались, исследовали отзывы на Яндекс Маркете, тесты покрышек и выбрали для вас десятку неплохих летних шин в размере 195/65/R15. Данный размер является одним из самых популярных, поскольку сочетает в себе оптимальный баланс между шириной и профилем шины.

Наш рейтинг начнется с бюджетных шин и по возрастающей по цене. Все модели имеют высокую оценку на Маркете и множество положительных отзывов. Резина — шоссейная, с отсутствием аквапланирования (или минимальным на высоких скоростях). Итак, поехали — если вы ищите добротную летнюю резину, однозначно стоит обратить внимание на эти модели.

Cordiant Road Runner

Начнем, пожалуй, с отечественных шин — реально дешевые, но по качеству на голову выше, чем цена. На сайте «За рулем» им дана достаточно высокая оценка, тестировали их плотно и они показали, что достойны внимания. По сухому асфальту просто супер, резина мягкая и очень цепкая. Многие отмечают малый шум, кому-то это бывает важно. Не стоит предвзято относится к отечественной резине, сейчас идет борьба за каждого покупателя и качество Кордианта радует. Однозначно стоит обратить внимание, ценник за баллон в нашей размерности порядка 2300 рублей. Отметим для «любителей пикников» — резина не боится размокшей грунтовки, боковые зацепы неплохо тащат по грязи.

Nokian Nordman SX

Мега-популярная модель от Нокиан, очень важно — она реально бюджетная, ценник — в районе 2700 рублей. Двое моих друзей используют данную резину на Приорах и довольны. Рисунок протектора чисто шоссейный, тут вам и отвод воды и отличное торможение и курсовая устойчивость. Все на уровне, резина полностью отрабатывает свою стоимость и даже выше. Уверенно в поворотах на средних «приоровских» скоростях, аквапланирование может возникнуть на скоростях свыше 150 км/ч. Шины не спортивные, для неспешной повседневной езды.

Barum Brillantis 2

Барумы давно зарекомендовали себя, как отличная недорогая резина. очень часто можно видеть её на отечественных авто — Калины, Приоры, десятки, девятки и другие. Такую популярность диктует реально удобная цена — в таком размере шины стоят 2600 рублей. Комфортная, цепкая шоссейка, хорошо оттормаживается, держит удары по ямам, аквапланирование минимальное. За свои деньги — одна из лучших наряду с первыми моделями из этой статья. Если нужны шины до 2600 рублей — на второй «бриллиант» стоит обратить внимание. Кстати, износостойкость очень неплохая, хватает надолго.

Matador MP 44 Elite 3

44-ый Элитный Матадор — классная недорогая шоссейка. Средняя цена всего 2200 рублей за баллон. Приставка «Элит» полностью соответствует — резина мягкая, комфортная, при таких показателях она явно должна бы стоит дороже. Хорошо на скоростях до 130 км/ч, выше даже несмотря на высокий скоростной индекс небезопасно, начинает плавать. Аквапланирование возможно на высоких скоростях, до 120км/ч — всё очень комфортно и предсказуемо. Так что если вы не гоняете — обратите внимание.

Nokian Hakka Green


Зеленая «Хакка» — еще одна резина среднего ценового сегмента, которую можно смело рекомендовать. Уверенный «комфорт» класс, протектор специально создан для мокрого асфальта, а потому и резина и не планирует на скоростях до 140 км/ч. Ехать быстрее в дождь — лучше не стоит и даже на более дорогой резине. Шины мягкие, комфортные, хорошо рулятся. Однако из минусов по отзывам — слабая боковина, так что если катаетесь по трассе с плохими дорогами (области, глубинка), но лучше взять что-то покрепче типа Кордианта. Хакка — для хороших дорог. По ценнику — уже чуть повыше, около 2800 рублей за баллон в размерности 195/65/R15.

Hankook Optimo K715

715-ая Оптима от Ханкука — много положительных отзывов, данная модель по умолчанию ставится на многие иномарки. За свои деньги — резина стоящая и сочетает в себе определенный комфорт, управляемость и надежность. Мягкая, хорошо управляется в своем скоростном индексе, минимальное или отсутствие аквапланирования (смотря какая скорость). Идеальна для невысоких скоростей до 140 км/ч. Часть автолюбителей сетуют на то, что резина быстро стачивается. Отзывов очень много и в своем большинстве они положительные, на Яндекс Маркете оценка шин 4.5 при 30 отзывах — показатель очень достойный. Ну и конечно же цена — она привлекательная.

Bridgestone Turanza T001

Переходим в следующий ценовой сегмент и более высокого качества и скоростей. Туранза Т001 — очень популярная шина, предназначенная для высоких скоростей, агрессивного вождения. Рекомендуется любителям мгновенного отклика руля. Скоростной индекс начинается от 210 км/ч и достигает аж 300 км/ч. Так что данную шину можно назвать спортивной. Феноменальная управляемость, торможение, устойчивость в поворотах и тряска на трещинках в асфальте — чем-то приходится жертвовать)) Резина мега-жесткая, какой и должна быть спортивная шина. Много положительных отзывов, можно смело брать. Про аквапланирование также можете забыть, отведение воды просто шикарное.

Michelin Energy XM2


Мишлен — это всегда высокое качество резины, тем более летней. Средний ценник этой модели порядка 3400 рублей и она деньги отрабатывает. Не для высоких скоростей, больше подходит для города и трасс, где нельзя шпарить 150 км/ч. Её комфорт — максимум 120 км/ч, если ездите быстрее — обратите внимание на Туранзу или Потензу Адреналин. В этой модели присутствует название «Энерджи» — шина дальше катится, а потому и сохраняется энергия качения, а значит и бенз будете экономить. В общем — для города и скоростей 120-130 км/ч идеальна, очень мягкая, комфортная, экономит бензин и не аквапланирует до 120 км/ч.

Bridgestone MY-02 Sporty Style

Бриджики «Спортивный стиль» — название говорит само за себя. Резина с достаточно высоким скоростным индексом — от 210 до 270 км/ч. Ценник порядка 3200 рублей за баллон. Самый главный плюс этой шины — её абсолютная неубиваемость. Мега-крепкая боковина держит такие удары, что диски ломаются, а шине ничего. Уже от многих шиномонтажников слышали, что Бриджстоун для наших дорог — самый лучший вариант. Так что если мотаетесь по трассе/межгороду и дороги не фонтан — обратите внимание. «Спорт» в названии шины — не обращайте внимания, даже по рисунку протектора видно, что скорости тут небольшие, народ катается до 140 км/ч с комфортом, а больше надо ли? На таких скоростях Бриджи уверенно управляются, не планируют — всё, что нужно для комфортного вождения. Единственное — малость шумит, надо же чем-то платить на неубиваемость. Отличная шина для трасс с плохими дорогами, а их в России процентов 90 точно)) Кстати, оценка на Маркете — 4.5 и за сотню отзывов — показатель фантастический.

Continental ContiPremiumContact 5


Ну и закончим нашу десятку летних шин в размере 195/65/R15 шиной класса «Премиум» и самой дорогой из всех — пятый Премиум Контакт. Мега-комфортная немецкая шина просто создана для получения удовольствия от передвижения по хорошим дорогам — так что если регулярно ездите по автобанам, обратите внимание. Очень мягкая шина, очень тихая и мега-комфортная. Из этого и следует её основной минус — слабая на удары боковина. По плохим дорогам крайне не рекомендуется. Для города с хорошими дорогами и автобанов — супер. Отлично держит курс, не аквапланирует, отлично оттормаживается. Супер цепкая на сухом и мокром асфальте, оттого и повышенный износ. За все нужно платить в этой жизни, верно?))

Но шина очень хороша, в нашем размере индекс скорости до 210 км/ч, по автобану можно смело ехать быстро. Однако при прохождении поворотов из-за мягкой боковины появляется валкость, так что все-таки оптимальная скорость в районе 140 км/ч. Это не спортивная резина — это резина для комфортного передвижения, когда не нужно напрягаться при вхождении в поворот на скорости 200 км/ч)) Едешь такой 140 км/ч, шины шелестят, машина идет ровно, не рыскает — вот он, комфорт. Немцы знают толк в комфорте.

Другие обзоры шин и дисков:

Незадолго до начала зимнего сезона эксперты протестировали зимние шины наиболее ходового размера 195/65 R15. Это стандартные шины автомобилей Гольф-класса или класса компактных автомобилей.

Планом испытаний было предусмотрено 16 дисциплин, имитирующих все возможные погодные и дорожные условия. Соревнование предусматривало олимпийскую систему, т.е. для продолжения борьбы необходимо с успехом выдержать отборочный тур. Этим эксперты решили сразу же «отделить зерна от плевел» и не тратить силы на явных аутсайдеров. Так, первым испытанием стало тестирование на торможение на мокром асфальте. Далее следовал следующий отборочный раунд – торможение на укатанном снеге. В результате из 50 кандидатов по результатам первых двух туров вылетели 35 участников. Остались 15 кандидатов, которые и продолжили дальнейшее тестирование в полном объеме по запланированным дисциплинам.

В испытаниях на сцепление с укатанным снегом лучшими стали Conti и Barum, а Kleber и Bridgestone показали лишь удовлетворительный результат.

В тесте на слалом наиболее уверенные Barum Polaris 3 и Continental, чуть позади Michelin и Dunlop. Хуже всех оказался BF Goodrich.

В тесте на торможение со скорости 50 км/ч испытуемые продемонстрировали близкие результаты, разница составила чуть более 1 метра. Так победителю Viking для остановки понадобилось 31,8 метра, а проигравшему Hankook – 32,9 метра. Летним шинам для этого понадобилось бы в два раза больше тормозного пути.

В испытании на аквапланирование Goodyear UG8 предлагает наибольший запас скорости, в то время как Apollo – наименьший.

По качеству сцепления с мокрой поверхностью лучшим оказался Pirelli Snowcontrol 3. Своим умением держаться на мокрой дороге он готов поспорить даже с летними шинами. Hankook оказался в аутсайдерах.



При учете износойстойчивости с помощью современных технологий было смоделировано воздействие на шину динамических сил за путь равный 5000 км. Наиболее устойчивым к износу оказался Michelin, а вот Viking и Apollo наиболее поддатливые.

Apollo Alnac Winter. Цена: - (280 Евро).



Достоинства: хорошая управляемость в любых погодных условиях, короткий тормозной путь на снегу, невысокий уровень шума.

Недостатки: небольшой запас скорости аквапланирования, высокая степень износа, плохое соотношение цены и качества.

Оценка: удовлетворительно.

Hankook Winter I*cept RS. Цена: 3100 рублей (300 Евро).



Достоинства: хороший резерв скорости аквапланирования, хорошие характеристики разгона и торможения на сухом асфальте, достаточная устойчивость к износу.

Недостатки: недостаточная боковая устойчивость и управляемость на заснеженных и сухих поверхностях.

Оценка: удовлетворительно.

Viking Snow Tech II.



Достоинства: специалист по заснеженным дорогам – короткий тормозной путь и хорошее сцепление, низкая стоимость.

Недостатки: жесткость, недостаточная износоустойчивость, повышенное сопротивление качению.

Оценка: удовлетворительно.

BF Goodrich g-Force Winter. Цена: 3300 рублей (280 Евро).



Достоинства: короткий тормозной путь на снегу, очень хорошее соотношение цена/качество, устойчивость к износу, низкое сопротивление качению.

Недостатки: удовлетворительный тормозной путь на мокром покрытии, невысокий запас по аквапланированию, длинный тормозной путь на сухом асфальте, повышенный уровень шума.

Оценка: удовлетворительно.

Sava Eskimo hp. Цена: 3000 рублей (240 Евро).



Достоинства: короткий тормозной путь и хорошее сцепление на снегу, достаточный запас скорости аквапланирования, низкая цена.

Недостатки: недостаточная управляемость и большой тормозной путь на мокром асфальте, большое сопротивление качению.

Оценка: удовлетворительно.

Kleber Krisalp HP2. Цена: 4500 рублей (280 Евро).



Достоинства: сбалансированные характеристики на сухих и заснеженных покрытиях, хорошая износоустойчивость, хорошее соотношение цена/качество.

Недостатки: недостаточно хорошие характеристики на мокрой дороге, длинный тормозной путь на сухом асфальте.

Оценка: удовлетворительно.

Dunlop SP Winter Sport 4D. Цена: 2910 рублей (340 Евро).



Достоинства: превосходные шины со спортивной управляемостью на снегу и мокрой дороге, точное управление, хороший запас по аквапланированию, низкий уровень шума.

Недостатки: умеренные характеристики на сухом асфальте, недостаточная износостойкость.

Оценка: удовлетворительно.

Goodyear UltraGrip 8. Цена: 3150 рублей (340 Евро).



Достоинства: лучшие резервы по аквапланированию, хорошее сцепление и короткий тормозной путь на снегу, очень хорошая устойчивость к износу.

Недостатки: умеренные характеристики на сухом асфальте, высокая стоимость.

Оценка: удовлетворительно.

Semperit Speed-Grip 2. Цена: 3000 рублей (280 Евро).



Достоинства: сбалансированная зимняя шина с коротким тормозным путем и хорошей управляемостью, низкий уровень шума и сопротивление качению.

Недостатки: низкая устойчивость к износу, недостаточно хорошее соотношение цена/качество.

Barum Polaris 3. Цена: 2500 рублей (260 Евро).



Достоинства: зимний специалист с лучшей боковой устойчивостью и впечатляющими ходовыми качествами на заснеженном покрытии, невысокая стоимость.

Недостатки: низкая устойчивость к износу и аквапланированию.

Nokian WR D3. Цена: 3910 рублей (300 Евро).



Достоинства: зимняя шина с хорошей точностью управления и коротким тормозным путем на снегу и сухих поверхностях, хорошая устойчивость к аквапланированию, низкое сопротивление качению.

Недостатки: небольшая устойчивость к износу, длинный тормозной путь на мокрой дороге.

Bridgestone Blizzak LM-32. Цена: 5000 рублей (300 Евро).



Достоинства: зимняя шина со спортивной управляемостью на мокрых и сухих поверхностях, короткий тормозной путь на заснеженных и мокрых дорогах, хорошее соотношение цена/качество.

Недостатки: умеренная тяга и недостаточная боковая устойчивость на снегу.

Continental WinterContact TS 850. Цена: 3400 рублей (340 Евро).



Достоинства: убедительная управляемость на заснеженных и мокрых трассах, высокий запас по аквапланированию, низкое сопротивление качению.

Недостатки: недостаточно хорошее поведение на сухом треке, умеренный износ.

Pirelli W 210 Snowcontrol 3. Цена: 5400 рублей (300 Евро).



Достоинства: сбалансированная зимняя шина со спортивными динамическими качествами на мокром покрытии, точные реакции на поворот руля, самый короткий тормозной путь на снегу и мокрой дороге.

Недостатки: недостаточная износоустойчивость.

Оценка: образцовая шина.

Michelin Alpin A4. Цена: 4100 рублей (340 Евро).



Достоинства: ярко-выраженный зимние шины со сбалансированными характеристиками управляемости в любых дорожных условиях. Хорошие ходовые качества на зимних дорогах и высокая устойчивость к износу

Недостатки: увеличенный уровень шума.

Оценка: образцовая шина (победитель).