Умеренные и табориты. Табориты. Гуситы, табориты и чешские братья

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Гуситские войны (рус.) История средних веков.

    Табориты

    Под предводительством Яна Жижки

    Субтитры

Идейная основа

Движение было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль. Чехи страдали от немецкой экспансии, связанной с влиянием католической церкви. Многие из вожаков гуситов считали себя мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда , которого ещё на сейме в Чаславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин , - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов ». Идеалом таборитов была демократическая республика . Они отрицали всякую иерархию , как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента.

Социальная основа

Низший класс чешского народа - крестьяне , мелкие мещане , составившие главный контингент таборитизма, - были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству , например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении. Неудивительно, что в 1419 году, при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании . Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия. «Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситизма, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем. Вандализм , с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т. п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, бароны , богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку [ ] , латынь , пышность при богослужении.

Практика

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе они воплощали следующим образом: приходящие со знамёнами толпы на Табор встречались с одушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочерёдно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и т. п., придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе . Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение.

Хронология

В ходе развертывания вооруженной борьбы радикальные гуситы не имели преимущества в Праге и нуждались в собственной укрепленной базе. В начале 1420 гуситский гетман Петр Громада нашел подходящее место - гору Табор в южной Богемии , и сообщил об этом лидеру радикалов Яну Жижке. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор .

В течение 1420 года табориты действуя самостоятельно и совместно с умеренными добились военной победы над католическими силами, организовавшими первый крестовый поход против гуситов. Это оформило таборитов как основу военной силы Чехии.

К 1421 году Жижка становится признанным лидером таборитов. В ходе внутренней борьбы было уничтожено крайне левое крыло - пикарты , вместе с их вождями (Мартин Гуска,Петр Каниш, Мартин Локвис и др.).

В 1423-24 гг. Жижка разошелся с руководством умеренных таборитов и основал Новый Табор в Кралов Градец. После его смерти его войска стали носить прозвище «сиротки» и в случае военных акций действовали совместно с таборитами, забыв о идеологических разногласиях.

Противоречия таборитов с умеренными гуситами (утраквисты, чашники) привели к открытой войне между ними. В ряде битв (1423, 1424) чашники были разбиты.

В 1433 сложилась ситуация, когда непосредственная внешняя угроза была снята чередой побед гуситов, переговоры по достижению компромисса между таборитами и базельским собором провалились, население устало от войны и экономической блокады. В этой ситуации умеренное крыло гуситов, чашники, пошли на уступки (Пражские компактаты) и достигли соглашения с католической церковью. Это встретило сопротивление таборитов. Противостояние закончилось 30 мая 1434, когда табориты потерпели поражение от объединённых сил чашников и католиков в сражении при Липанах . Отдельные отряды таборитов действовали до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

Учение таборитов, однако, пустило глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья» , деятельность которых в противоположность таборитам отличалась полным спокойствием и миролюбием.

Создание союза против таборитов. Католики поняли, что силой гуситов не взять. Тогда они решили привлечь на свою сторону хотя бы часть гуситов. Скажем, тех, которые боролись против привилегий и богатств церкви и уже своего добились. И теперь сами побаивались крестьян и бедняков. В 1434 г. католики и часть панов-гуситов договорились о совместных действиях против таборитов. Был создан панский союз, основной задачей которого была борьба с таборитами. 30 мая 1434 г. у деревни Липаны состоялась решающая битва между войсками этого союза и таборитами.

Армия панского союза. Почти все чешские паны вошли в союз, и именно их личные дружины составили ядро войска.

Особенно крупные силы пришли из западной Чехии. Ими командовали паны Ян Швиговский из Ризмберка, Зденко Дршков, Ян из Швамберка, братья Ян и Буриан из Гутштейна. Вместе с ними шли отряды панов-чашников Пржибика из Кленова и Алеша из Жеберка. К панской армии присоединился и сильный гарнизон замка Карлштейн, которым командовали Вилем из Ярославиц и Кунеш Тлукса из Буржениц.

Сильную дружину прислал из Южной Чехии пан Ольдржих из Рожмберка. Численность его отряда составляла 800 пеших и 200 конных воинов. Сам Ольдржих из Рожмберка лично участия в боевых действиях не принимал, и командовать дружиной поручил своим верным рыцарям Микулашу Крхлебецу и Хвалу из Хмелнего. Вместе с рожмберкскими отрядами пришли воины страконицкого великого магистра Вацлава из Михаловиц.

К армии панского союза присоединились отряды из Праги и Мельника. Общая численность войск панского союза составила 660-720 боевых возов, около 13 тысяч человек пехоты и 1200 всадников. Верховным гетманом был избран рыцарь Дивиш Боржек из Милетина, храбрый воин и искусный полководец.

Армия таборитов. На тот момент ей командовал священник Прокоп Великий, выходец их богатой семьи горожан. Именно он после смерти прославленного гуситского гетмана Яна Жижки из Троцнова возглавил таборитские войска. Из других командиров таборитов наиболее видными и прославленными были Прокупек и Ян Чапек из Сан.

Прокоп Великий понимал всю важность предстоящего столкновения с войсками панского союза и постарался собрать всех, кого можно. Поддержку таборитам оказали 16 городов: Табор, Бероун, Сланы, Жатец, Лоуны, Коуржим, Нимбурк, Градец Краловы, Яромерж, Трутнов, Двор Краловы, Высокий Мит, Клатов, Прахатицы, Домажлицы и Литомерж. По оценкам чешских историков, в распоряжении Прокопа имелось около 480 боевых возов, от 9 до 10,5 тысяч пеших воинов и 700 конников.

Табориты готовятся к обороне. Как мы видим, табориты немного уступали в численности панскому войску. Небольшое неравенство сил с лихвой искупалось великолепной оборонительной позицией, которую занял Прокоп Великий. Табориты укрепились на склонах Липской горы. Они тщательно подготовились к битве. Возовая оборона была усилена земляными укреплениями. Перед возами был выкопан ров, глубиной в полтора метра. Кроме того, фланг таборитов был надежно прикрыт рыбником, который не только серьезно затруднял действия атакующих, но и давал питьевую воду обороняющимся. Позиция на холме позволяла таборитам, лучше чем противники, использовать свою артиллерию. Наконец паны были вынуждены предпринимать атаку снизу вверх, что в сочетании с заранее подготовленной обороной делало несущественным их численное превосходство.

Читайте также другие темы части X "Сражения в Центральной Европе XV в." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

  • 49. Грюнвальдская битва

Которого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.

Ученые отмечают одну важную особенность этого локального конфликта – восставшие массово стали применять огнестрельное оружие, из-за чего погибло большое количество людей.

Участники войн

  • Крестьяне, которых называли гусит. Умеренных восставших называли чашниками, а радикальных – таборитами;
  • Городской плебс;
  • Мелкие мещане;
  • Дворяне;
  • Немецкие, австрийские, венгерские, польские, итальянские феодалы.

Косвенно поддерживали польский и литовский короли.

В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.

Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.

Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.

Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.

Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.

Характер войн

  • Религиозный;
  • Национальный;
  • Антифеодальный;
  • Народный.

Ход военных действий и крестовые походы

После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:

  • Победой гуситов;
  • Поражением от католиков;
  • Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.

Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.

В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:

  • Первый крестовый поход – 1420 г.;
  • Второй – 1421 г.;
  • Третий – 1422 г.;
  • Четвертый- 1427 г.
  • Пятый – 1431 г.

В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.

Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.

Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.

Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.

В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:

  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископов;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.

Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.

Результаты и последствия Гуситских войн

Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.

В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.

Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.

, Богуслав из Швамберка , Ян Рогач из Дубы , Прокоп Голый и др.

Идейная основа

Движение было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль. Чехи страдали от немецкой экспансии, связанной с влиянием католической церкви. Многие из вожаков гуситов считали себя мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда , которого ещё на сейме в Чаславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин , - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов ». Идеалом таборитов была демократическая республика . Они отрицали всякую иерархию , как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента.

Социальная основа

Низший класс чешского народа - крестьяне , мелкие мещане , составившие главный контингент таборитизма, - были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству , например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении. Неудивительно, что в 1419 году, при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании . Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия. «Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситизма, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем. Вандализм , с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т. п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, бароны , богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь , пышность при богослужении.

Практика

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе они воплощали следующим образом: приходящие со знамёнами толпы на Табор встречались с одушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочерёдно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и т. п., придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе . Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение.

Хронология

В ходе развертывания вооруженной борьбы радикальные гуситы не имели преимущества в Праге и нуждались в собственной укрепленной базе. В начале 1420 гуситский гетман Петр Громада нашел подходящее место - гору Табор в южной Богемии , и сообщил об этом лидеру радикалов Яну Жижке. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор .

В течение 1420 года табориты действуя самостоятельно и совместно с умеренными добились военной победы над католическими силами, организовавшими первый крестовый поход против гуситов. Это оформило таборитов как основу военной силы Чехии.

К 1421 году Жижка становится признанным лидером таборитов. В ходе внутренней борьбы было уничтожено крайне левое крыло - пикарты , вместе с их вождями (Мартин Гуска ,Петр Каниш, Мартин Локвис и др.).

В 1423-24 гг. Жижка разошелся с руководством умеренных таборитов и основал Новый Табор в Кралов Градец. После его смерти его войска стали носить прозвище «сиротки» и в случае военных акций действовали совместно с таборитами, забыв о идеологических разногласиях.

Противоречия таборитов с умеренными гуситами (утраквисты, чашники) привели к открытой войне между ними. В ряде битв (1423, 1424) чашники были разбиты.

В 1433 сложилась ситуация, когда непосредственная внешняя угроза была снята чередой побед гуситов, переговоры по достижению компромисса между таборитами и базельским собором провалились, население устало от войны и экономической блокады. В этой ситуации умеренное крыло гуситов, чашники, пошли на уступки (Пражские компактаты) и достигли соглашения с католической церковью. Это встретило сопротивление таборитов. Противостояние закончилось 30 мая 1434, когда табориты потерпели поражение от объединённых сил чашников и католиков в сражении при Липанах . Отдельные отряды таборитов действовали до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

Учение таборитов, однако, пустило глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья» , деятельность которых в противоположность таборитам отличалась полным спокойствием и миролюбием.

Напишите отзыв о статье "Табориты"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Табориты

– Но особенно хорошо, – говорил один, рассказывая неудачу товарища дипломата, – особенно хорошо то, что канцлер прямо сказал ему, что назначение его в Лондон есть повышение, и чтоб он так и смотрел на это. Видите вы его фигуру при этом?…
– Но что всего хуже, господа, я вам выдаю Курагина: человек в несчастии, и этим то пользуется этот Дон Жуан, этот ужасный человек!
Князь Ипполит лежал в вольтеровском кресле, положив ноги через ручку. Он засмеялся.
– Parlez moi de ca, [Ну ка, ну ка,] – сказал он.
– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n"ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l"intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d"or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.

представители революц. антифеод, крыла Гуситского революционного движения. Хотя к "общине таборской" (как они себя называли, отсюда - Т.) принадлежали разнородные социальные элементы - широкие слои крестьянства, гор. беднота, низшее духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники, но определяющей в таборитстве (особенно в первый период движения) была революц. антифеод, крестьянско-плебейская идеология. В ее основе лежало хилиастич. учение о "царстве божьем на земле" - "царстве" всеобщего равенства и социальной справедливости. Т. проповедовали идею установления в ближайшее время такого обществ, строя, при к-ром не будет ни королей, ни панов, ни крепостных, требовали отмены всех повинностей и феод, платежей, ликвидации частной собственности (преим. крупной феодальной), обязательной для всех трудовой жизни. Т. предприняли попытку осуществить свои идеалы на практике: в Таборе, Писеке и др. городах Т. были выставлены кади, куда складывались общие деньги и драгоценности. Т. отрицали церковные таинства, пышный католический культ, а некоторые из них - все христианские святыни и обряды. Под покровом библейской терминологии учение Т. выражало чаяния феод.-зависимых крестьян и гор. плебса о создании общества без угнетения и насилия. Т. не представляли единого течения: самыми радикальными среди них были пикарты (см. Пикардство), наиболее последовательно отстаивавшие хилиастич. взгляды (один из гл. идеологов Мартин Гуска). Их выступления по мере развития гуситского движения все более встречали оппозицию умеренных Т., выражавших интересы гл. обр. зажиточного крестьянства и состоятельных горожан. В 1421 умеренные Т. расправились с вождями пикартов. Однако, несмотря на все разногласия, Т. оставались основной боевой силой восставшей Чехии. Т. создали полевое войско, к-рое руководствовалось боевым уставом Я. Жижки, разработали передовую для того времени воен. тактику, предусматривавшую маневренность, применение боевых возов и артиллерии. Таборитское войско, предводительствуемое воен. вождями Микулашем из Гуси (первый гетман Т. до кон. 1420), Я. Жижкой (до 1424), Прокопом Великим, разгромило пять крестовых походов организованных феод.-католич. реакцией и имп. Сигизмундом I против гуситов. Т. вместе с "сиротами" совершили серию блестящих походов за пределы Чехии. У Т. существовали острые противоречия с бюргерско-рыцарским лагерем - т. н. чашниками. Эти противоречия усилились после 1421 и привели к открытой войне между ними. Чашники были разбиты в ряде битв (у Горжице, 1423; Малешова, 1424). 30 мая 1434 войско Т. и "сирот" потерпело поражение от объединенных сил чашников и феод.-католич. лагеря при Липанах; отд. отряды Т. продолжали борьбу до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

  • - см. Гуситы...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - Христианская ересь позднего средневековья. Представляет из себя радикально-демократическое крыло гуситов...

    Религиозные термины

  • - в Чехии революционное крыло гуситов. Программа - Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми - пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Религиозное движение таборитов - этой демократической партии гуситов - было насквозь пропитано политическими и социальными элементами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - представители революционного антифеодального крыла Гуситского революционного движения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Строго верующие гусситы, в противоположность каликстинцам, политическая партия демократического характера...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - мн., Р. табори/тов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ТАБОРИ́ТЫ, таборитов, ед. таборит, таборита, муж. . Последователи левого, демократического крыла гуситского движения...

    Толковый словарь Ушакова

  • - табор"иты, -ов, ед. ч. -р"...

    Русский орфографический словарь

"ТАБОРИТЫ" в книгах

XI. ТАБОРИТЫ

Из книги Ян Жижка автора Ревзин Григорий Исаакович

XI. ТАБОРИТЫ «Если… классовая борьба носила тогда религиозный отпечаток, если интересы, потребности и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой, то это нисколько не меняет дела и легко объясняется условиями времени». К. Маркс и Ф. Энгельс,

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век Духовная жизнь средневековой Европы в начале XV века перенесла потрясение, которое через сто лет вызвало реформацию всесильной тогда католической церкви, с трудом отстоявшей чуть ли не само свое право на существование. В начале XV

Глава IV Начало крестьянской войны в Чехии. Табориты и чашники (1419–1420 годы)

автора Рубцов Борис Тимофеевич

Глава IV Начало крестьянской войны в Чехии. Табориты и чашники (1419–1420 годы) Сожжение Яна Гуса и Иеронима Пражского вызвало в Чехии возмущение во всех слоях народа. По всей Чехии прокатилась волна народных выступлений против католического духовенства. Крестьяне в сёлах,

Глава VIII Табориты за пределами Чехии. Разгром пятого крестового похода. Прокоп Великий. Переход чашников в лагерь реакции (1427–1433 годы)

Из книги Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии) автора Рубцов Борис Тимофеевич

Глава VIII Табориты за пределами Чехии. Разгром пятого крестового похода. Прокоп Великий. Переход чашников в лагерь реакции (1427–1433 годы) Победы, одержанные народом в ходе Великой Крестьянской войны, были велики, но феодально-католическая реакция продолжала вынашивать

Гуситы, табориты и чешские братья

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья Человек не должен отягощать свою совесть ложью, не отрицать и не утверждать ничего вопреки правде. В начале XV века Ян Гус из Гусинца, Иероним Пражский, Станислав из Зноймо, Штепан из Палче, Ян из Есенице вызвали в Чехии народное потрясение,

Табориты

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ