Налоговый инспектор. Профессия налоговый инспектор Чем занимаются работники налоговой службы

Особенность камеральной проверки заключается в том, что она производится без непосредственного выезда к налогоплательщику , а также в том, что изучаются только поданные налогоплательщиками декларации .

Продолжительность камеральной проверки согласно Налоговому кодексу имеет строго ограниченный срок . Он составляет три месяца с момента подачи декларации налогоплательщика, а также других документов, на основании которых производится начисление и уплата налогов.

Однако в определенных случаях длительность камеральной проверки может быть увеличена. Перечень таких причин содержится в ст. 88 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе проводимой проверки налогоплательщика обнаруживается то или иное нарушение налогового законодательства, а также какое-либо несоответствие в документации, то в соответствие со cтатьей 100 Налогового кодекса оформляется акт камеральной проверки, в который заносятся все выявленные нарушения.

Деятельность отделов камеральных проверок налоговых органов вносит свой вклад в наполнение федерального и местных бюджетов за счет взыскания неуплаченных налогов и сборов, а также устранения других выявленных нарушений в налоговой сфере.

Под камеральную проверку могут попасть предприятия различной формы собственности, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. За редким исключением проверке подвергаются только те предприятия, которые извлекают прибыль из своей деятельности.

Однако при наличии весомых причин отдел камеральных проверок Налоговой службы может проверить также благотворительные и иные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью.

В соответствие с действующими нормативно-правовыми документами, в первую очередь проверке могут подвергнуться те предприятия, у которых взымаемые налоги находятся ниже среднего уровня по сравнению с аналогичными предприятиями, отчетность содержит значительное число вычетов, а также выявлен убыток на протяжении определенного количества смежных налоговых периодов.

Целями проводимых камеральными отделами налоговых органов поверок являются обнаружение и предотвращение нарушений в сфере налогового обращения, контролирование исполнения налогоплательщиками налогового законодательства, наложение взысканий по обнаруженным нарушениям, привлечение виновных в выявленных правонарушениях к налоговой или административной ответственности.

Также в ходе камеральных проверок осуществляется сбор и систематизация информации, на основе которой налоговый орган выбирает налогоплательщиков для проведения в отношении них .

Существуют четыре вида камеральной проверки:

  • формальная;
  • нормативная;
  • арифметическая;
  • непосредственная.

Цель формальной проверки – выявить наличие или отсутствие всех необходимых отчетов и документов. Помимо наличия конкретной документации, проверяется также правильность ее заполнения, отсутствие в ней неразрешенных исправлений, наличие необходимых подписей с обязательной проверкой их подлинности.

В ходе нормативной проверки производится изучение документов на предмет выявления нарушений действующего на момент проверки законодательства.

Для установления правильности прописанных в исследуемых документах сумм проводится арифметическая проверка . Ее предмет – все цифровые показатели и арифметические действия, записанные в документах.

Непосредственная проверка заключается в логическом исследовании цифровых показателей, являющихся базой при определении налогоплательщиком конкретной суммы налога, вносимой им в бюджет.

Необходимо иметь ввиду, что при осуществлении данного вида проверки, налоговые инспектора не имеют права требовать у налогоплательщика любые документы по своему усмотрению. Перечень документов и сведений, которые налогоплательщик обязан предоставлять при камеральной проверке, содержится в Налоговом кодексе.

Отдел камеральных проверок налоговой службы выполняет значительный объем работы . Основные функции отдела можно разделить по следующим категориям :

  • проверка и контрольные мероприятия;
  • сбор информации о налогоплательщиках;
  • принятие мер к нарушителям налогового законодательства;
  • аналитическая работа;
  • подготовка налоговых уведомлений, справок;
  • исчисление налогов;
  • взаимодействие с другими отделами налогового органа;
  • ответы на запросы налогоплательщиков, входящие в компетенцию отдела;
  • проведение работ по переподготовке кадров и повышению их квалификации.

Отдел проводит камеральные проверки налоговых деклараций, деклараций о доходах физических лиц, документов на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги и сборы, размеров применяемых налоговых ставок и вычетов, а также правомерности операций с .

Контрольные мероприятия отдела касаются налоговых вычетов по НДС, применения минимальных налоговых ставок, соблюдения налогоплательщиками-экспортерами действующего законодательства в сфере налогов и сборов.

Сбор информации о налогоплательщиках с последующим их отбором осуществляется с целью формирования плана налоговых выездных проверок. Помимо этого осуществляется достаточно масштабный сбор и анализ информации о налогоплательщиках, получаемой из различных источников.

Собираются в том числе такие показатели, как размер потребляемой предприятием-налогоплательщиком электроэнергии, воды и т.д. Данная информация анализируется, систематизируется и используется для проведения эффективных контрольных мероприятий.

Отдел осуществляет принятие мер к нарушителям налогового законодательства – приостанавливает операции по их счетам, передает отделу урегулирования задолженности информацию о должниках.

Аналитическая работа производится в сфере изучения существующих способов уклонения от уплаты налогов. На основе проведенного всестороннего анализа отдел подготавливает предложения о предотвращении действия данных схем.

Отдел готовит налоговые уведомления для индивидуальных предпринимателей, составляет справки для налогоплательщиков-экспортеров, необходимые им для взаимодействия с таможенными органами.

Он также занимается исчислением налогов на имущество физических лиц, .

В своей деятельности Отдел камеральных проверок взаимодействует с другими отделами налоговой службы – готовит для них материалы, справки, передает результаты проверок.

Помимо этого, осуществляется обратная связь с налогоплательщиками в виде подготовки ответов на поступающие от них письменные запросы.

Отдел также принимает участие в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников налоговых органов, их переподготовке, готовит и проводит семинары, совещания по тем вопросам деятельности налоговой службы, которые входят в его компетенцию.

Действующая структура

Отдел камеральных проверок возглавляется начальником, имеющим широкий круг полномочий и обязанностей, и имеет в своем штате высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, экономистов и специалистов в области высоких технологий. Помимо своей специализации, все сотрудники обязаны иметь хороший уровень подготовки в области действующего налогового законодательства.

Нюансы проведения камеральных налоговых проверок представлены в данном видео.

Обязанности начальника

Начальник руководит текущей деятельностью отдела, осуществляет взаимодействие с другими отделами налоговой службы, занимается кадровыми вопросами, составляет должностные инструкции сотрудников, осуществляет контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и соблюдением ими условий трудового распорядка, планирует деятельность.

На начальника возложена персональная ответственность за работу отдела, соблюдение действующего законодательства, сохранность числящегося в составе отдела имущества.

Работа государственного налогового инспектора

Государственные налоговые инспектора в соответствие со своей спецификацией осуществляют проверку налогоплательщиков на предмет выполнения ими норм налогового законодательства. Проверки юридических и физических лиц имеют свои особенности, также различия есть у выездных и камеральных проверок.

Помимо этого, в обязанности налоговых инспекторов входит контроль за своевременной уплатой налогов и сборов, ведение статистики по налогообложению, работа с нарушителями налогового законодательства (наложение разнообразных санкций).

Законодательная база

Отдел камеральных проверок налогового органа в своей деятельности руководствуется статьями , ,

Вебинар о камеральных проверках можно посмотреть ниже.

Профессия налоговый инспектор


Предприниматели больше всего боятся, что к ним нежданно-негаданно нагрянет налоговая, точнее её представитель - налоговый инспектор. В его обязанности входит проверять финансовую документацию предпринимателя-налогоплательщика, а также контролировать в полном размере или нет, поступили необходимые платежи в бюджет.

Во времена правления феодалов и царей с людей, независимо от их доходов и наличия работы, брали подати, налоги на землю и другие сборы. Сейчас взымание налогов находится под контролем государства, соответственно деньги поступают в государственный бюджет.…

Профессия налогового инспектора в обществе представляет особую ценность. Предприниматели должны вести «прозрачный» бизнес, не нарушать законодательство, не заниматься фальсификацией и к нарушителям необходимо применять штрафные санкции. От того насколько добросовестен налоговый инспектор зависит, будут ли предприниматели организовывать свой бизнес согласно законодательству или начнут использовать теневые методы работы. Теневая экономика не выгодна для государства, и налоговая всячески должна предотвращать подобные попытки со стороны бизнесменов.

Требований к представителю этой профессии более чем достаточно. Играют роль как личностные, так и профессиональные качества. Нужно в совершенстве знать налоговое законодательство, контролировать своевременную уплату налогов со стороны юридических и физических лиц. Обладать личными качествами, такими как: аналитические способности, стрессоустойчивость, внимательность и усидчивость. Налоговому инспектору предстоит много работать с документами, анализировать их и проверять.

В налоговой инспекции можно приобрести много полезных связей. Главным положительным моментом этой работы есть то, что некоторые компании хотят «переманить» себе в штат сотрудников налоговой инспекции и предлагают очень выгодные условия. Принято считать, что налоговый инспектор может решить абсолютно все проблемы, поэтому хотят видеть таких людей у себя в команде. На самом деле никто не может решить все проблемы за человека - это самый главный миф про работников налоговой, который зачастую мешает вести им спокойную жизнь.

Если есть желание пополнить ряды государственных служащих, то, прежде всего, нужно получить высшее экономическое, юридическое или финансовое образование. Этого достаточно, чтобы стать налоговым инспектором.


Результаты деятельности налоговой инспекции складываются из результатов работы ее сотрудников - налоговых инспекторов. От того, насколько четко организован их труд и взаимодействие между ними, зависит и эффективность всей налоговой системы.

Профессиональная служебная деятельность налогового инспектора осуществляется в соответствии с должностным регламентом.

В должностной регламент включаются:

  • - Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к налоговому инспектору, а также к его образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности.
  • - Должностные обязанности, права и ответственность налогового инспектора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом налогового органа, задачами и функциями структурного подразделения налогового органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.
  • - Перечень вопросов, по которым налоговый инспектор вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
  • - Перечень вопросов, по которым налоговый инспектор вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
  • - Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.
  • - Порядок служебного взаимодействия налогового инспектора в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими сотрудниками налогового органа, сотрудниками иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.
  • - Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом налогового органа.
  • - Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности налогового инспектора.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности налогового инспектора.

Кроме перечисленных выше документов, налоговый инспектор руководствуется в своей деятельности приказами и распоряжениями руководителя инспекции, его заместителя, начальника отдела и своего непосредственного руководителя. К важным документам, регламентирующим действия налогового инспектора, относятся Правила внутреннего трудового распорядка инспекции, Положение о премировании сотрудников инспекции, Положение по обеспечению внутриобъектового режима, Инструкция об организации делопроизводства в инспекции и другие аналогичные документы. При поступлении на работу в налоговую инспекцию, при переходе на новую должность налоговый инспектор обязан изучить вышеперечисленные документы и строить свою работу в соответствии с ними.

Работа налогового инспектора происходит в условиях постоянного количественного и качественного роста нагрузки. Количественный рост определяется опережающим ростом числа налогоплательщиков по сравнению с ростом численности инспекции. Качественный рост вызван тем, что в последние годы в инспекции появились принципиально новые участки работы. К ним можно отнести ведение государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, контроль за прохождением налоговых платежей через банки, участие в процедурах банкротства, контроль за оборотом алкогольной продукции и обращением наличных денег, составление объемной и трудоемкой отчетности о работе инспекции. Другие участки претерпели серьезные изменения и стали намного более ресурсоемкими, это - взыскание недоимок, наложение и взыскание финансовых и административных санкций, обеспечение доказательственной базы выявленных в ходе налоговых проверок правонарушений и т.д. В результате роста нагрузки сокращается и время, которое налоговый инспектор может уделить каждому конкретному налогоплательщику.

В тоже время, рост нагрузки не рассматривается как фактор, оправдывающий невыполнение инспекцией возложенных на нее функций. Руководитель налоговой инспекции отвечает за результаты ее деятельности перед вышестоящим налоговым органом. Начальники отделов и сотрудники инспекции несут ответственность перед руководителем своей инспекции. Сбор налогов - это коллективная, а не индивидуальная работа, однако, каждый сотрудник инспекции несет персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение своих обязанностей, вне зависимости от нагрузки. Соответственно, все сотрудники инспекции обязаны думать о том, как организовать свою работу таким образом, чтобы достичь поставленной цели, поскольку общие результаты в большой степени зависят от результатов каждого сотрудника, от организации его работы.

Прежде всего, на каждом участке работы следует определить, какие налогоплательщики, какие меры налогового контроля приносят наибольший доход в бюджет, и стремиться работать по этим направлениям в первую очередь. Инспектор должен знать положение дел у крупнейших налогоплательщиков на своем участке, вопросы, возникающие у них по налогообложению, перспективы роста поступлений в бюджет. При этом, источником информации для него должны служить не только отчеты и декларации, представленные плательщиком в инспекцию, но и результаты бесед с должностными лицами таких плательщиков, анализ вопросов, задаваемых ими, анализ правильности и аккуратности оформления и заполнения сдаваемых в инспекцию документов и т.п. Практика работы налоговых органов показывает, что в целом ряде случаев, проверки с крупными доначислениями были начаты именно в результате такого анализа.

Собирая и анализируя информацию о налогоплательщике, инспектор должен думать не только о своем участке работы, но и о соседних участках. Если ему стала известна информация, полезная для работы другого отдела, или другой инспекции, то он незамедлительно должен сообщить об этом своему руководителю для принятия соответствующих мер. В этом случае нарушение налогового законодательства не останется безнаказанным. А бюджет получит дополнительные средства.

Большая нагрузка в налоговой инспекции усугубляется тем, что большая часть работ должна быть выполнена в установленный срок. Сроки, как правило, очень жесткие. Одни сроки установлены налоговым законодательством, другие - распоряжениями вышестоящих налоговых органов или непосредственными руководителями. Нарушение одних сроков приносит прямые потери государству, нарушение других - нет, но любое нарушение сроков рассматривается как недобросовестное выполнение инспектором своих служебных обязанностей. Соответственно, налоговый инспектор должен постоянно контролировать сроки выполнения работ по своему участку и обеспечивать их соблюдение.

Огромное значение для сбора налогов имеет правильное оформление документов. В целом ряде случаев несоблюдение действующих правил их составления и оформления наносит прямой ущерб интересам государства, сводя на нет результаты долгой работы нескольких сотрудников инспекции. Например, при проведении выездной налоговой проверки и сборе доказательств налогового правонарушения, невыполнение хотя бы одного требования по документальному оформлению действий инспектора, приведет к разрушению всей доказательственной базы акта проверки. Более того, не исключен вариант привлечения самого налогового инспектора к ответственности за превышение полномочий. Инспектор должен знать порядок составления основных служебных документов, правил их регистрации и отправки (передачи) налогоплательщикам и неукоснительно соблюдать его.

Налоговый инспектор постоянно работает с документами налогоплательщика. Объем этих документов очень большой, формы и сроки поступления в инспекцию - разнообразны. Все эти документы должны своевременно обрабатываться и аккуратно храниться налоговым инспектором. Он всегда должен помнить о том, что он несет персональную ответственность за их сохранность и нераспространение содержащихся в них сведений. Инспектору необходимо изучить порядок хранения служебных документов и строго ему следовать. В любом случае, документы должны храниться таким образом, чтобы обеспечить невозможность свободного доступа к ним посторонних лиц.

По роду своей деятельности налоговый инспектор постоянно передает информацию (факты, данные) руководству инспекции и смежным подразделениям инспекции. Он несет ответственность за правильность и достоверность передаваемой информации. Письма, расчеты, докладные записки и другие подобные документы подписываются или визируются исполнителем, который отвечает за включенные в них сведения. Таким образом, налоговый инспектор должен включать в подготавливаемые документы только те данные, в которых он абсолютно уверен, и может обосновать цифрами, расчетами, нормативными документами. И здесь лучше не надеяться на свою память, а лишний раз перепроверить имеющуюся информацию.

Работа налогового инспектора в современных условиях невозможна без широкого применения вычислительной техники. С одной стороны, применение ЭВМ позволяет резко повысить производительность труда, сократить бумажный документооборот, значительно улучшить качество аналитической работы. С другой стороны, неумение пользоваться имеющимися программными продуктами, сокращает эффект от их использования в налоговой работе. Налоговый инспектор должен изучить применяемые программные продукты и максимально использовать в работе заложенные в них возможности. При работе с вычислительной техникой необходимо обеспечить защиту информации, накопленной в базе данных инспекции от несанкционированного доступа и от повреждения компьютерными вирусами.

Новые сотрудники принимаются на работу в налоговую инспекцию с испытательным сроком. Подробнее вопрос испытаний при приеме на работу на государственную службу рассмотрен в главе 14 настоящей работы.

На время испытательного срока за налоговым инспектором закрепляется руководитель стажировки, который вводит его в курс дела, знакомит с участком работы, основными приемами и методами работы, порядком документооборота и т.д. Руководитель стажировки помогает вновь принятому на работу сотруднику войти в курс дела и освоиться на новом месте, но работать новичку с первого дня приходится самостоятельно. К сожалению, в налоговой инспекции нет возможности обеспечить кому бы то ни было облегченные условия работы даже на непродолжительный период времени. Насколько быстро новый сотрудник войдет в курс дела и начнет работать с полной отдачей, зависит от самого сотрудника, от его желания и умения учиться, осваивать новые для себя виды работы.

Налоговая инспекция предоставляет возможность повышения своего профессионального уровня. В отделах инспекции, не реже, чем один раз в две недели, проводятся занятия постоянно действующего семинара. На них изучаются новые законодательные и нормативные акты, касающиеся работы отдела, обсуждается опыт, накопленный отдельными инспекторами, даются ответы на вопросы сотрудников, накопившиеся в период между семинарами.

Управлением ФНС России по субъекту федерации постоянно проводятся совещания по актуальным для региона вопросам налоговой работы. На них определяется единая методика действий налоговых инспекций, координируется их деятельность, даются ответы на возникающие вопросы. На уровне Управления действует разветвленная система повышения квалификации кадров с привлечением наиболее опытных специалистов из налоговых органов, юристов, бухгалтеров, преподавателей ВУЗов. Занятия проводятся с отрывом и без отрыва от производства. Продолжительность их варьируется от 1 дня до нескольких месяцев.

Таким образом, создаются все предпосылки для поддержания квалификации налоговых работников на достаточно высоком уровне. Однако эти предпосылки останутся нереализованными без желания налогового инспектора постоянно повышать свой профессиональный уровень, осваивать передовые формы и методы работы, самому разрабатывать их. Постоянное повышение своей квалификации должно быть потребностью налогового инспектора, стимулом для самостоятельного изучения законодательства, освоения практического опыта работы.

Налоговый инспектор, глубоко знающий законодательство, передовые формы и методы работы и способный применять эти знания на практике, пользуется уважением, как у своих коллег, так и у налогоплательщиков.

Работа налогового инспектора невозможна без постоянных контактов с налогоплательщиками, их представителями и должностными лицами. При таких контактах налоговый инспектор обязан:

  • 1. Действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
  • 2. Реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
  • 3. Корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Необходимо, в частности, помнить о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанность налогоплательщиков корректно и внимательно относиться к сотрудникам налоговой инспекции, не унижать их честь и достоинство. Таким образом, поведение налогоплательщика в инспекции - это вопрос его воспитания и уровня культуры, а налоговый инспектор, при любых обстоятельствах должен сохранять спокойствие и выдержку. Налоговый инспектор не должен позволить втянуть себя в конфликт. В противном случае он не сможет выполнить возложенные на него обязанности. Более того, налогоплательщик, выступивший инициатором конфликта, получит повод для подачи жалобы руководству инспекции на недопустимое поведение ее сотрудника.

Практика работы показывает, что в конфликтной ситуации в выигрышном положении оказывается тот налоговый инспектор, который знает налоговое законодательство, правила бухгалтерского учета лучше, чем налогоплательщик. В этом случае, инспектор может обосновать свою позицию ссылками на законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения МНС России, и, тем самым, «потушить» конфликт. Если налоговый инспектор, по каким-то причинам, не в состоянии дать такое обоснование, то это только «подливает масла в огонь» и дает право налогоплательщику жаловаться не только на поведение сотрудника инспекции, но и на его некомпетентность.

Налоговый инспектор должен строить свои отношения с налогоплательщиками таким образом, чтобы не давать им повода думать о том, что он может пойти на нарушение своих должностных обязанностей за соответствующее «вознаграждение». Позиция инспектора должна быть четкой и недвусмысленной - с налогоплательщиками, их представителями и должностными лицами обсуждаются только рабочие вопросы, только в рабочее время и на рабочем месте (в налоговой инспекции, или в офисе налогоплательщика, если речь идет, например, о выездной налоговой проверке). При этом, в своих действиях инспектор руководствуется только законом и защищает интересы государства.

В том случае, если налоговый инспектор предполагает, что налогоплательщик попытается предложить ему взятку, либо взятка ему предложена, он обязан немедленно, любыми возможными способами, привлечь внимание окружающих к противоправным действиям плательщика и немедленно поставить в известность руководство инспекции и правоохранительные органы. Если сотрудник инспекции, члены его семьи получает угрозы от известных, или неизвестных ему, лиц, то он также должен незамедлительно уведомить об этом руководство инспекции и правоохранительные органы. Попытки решить «свои проблемы» самостоятельно, как правило, успешно не заканчиваются.

Налогоплательщики часто обращаются в инспекции с вопросами о разъяснении тех или иных вопросов, связанных с налогообложением. В соответствии со статьей 32 НК РФ, налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

Налоговый инспектор должен очень серьезно относиться к ответам на вопросы налогоплательщиков. Прежде чем дать ответ на вопрос необходимо тщательно разобраться в ситуации, специфике работы того или иного налогоплательщика, особенностях заключенной им сделки и т.п. В противном случае, можно дать ошибочный ответ и, тем самым, спровоцировать плательщика на нарушение налогового законодательства. Поэтому, налоговым инспекторам рекомендуется отвечать на устные вопросы плательщиков только в тех случаях, когда они (вопросы) носят общий характер, либо, однозначные ответы на них даны в налоговом законодательстве. Если вопрос имеет специфический характер и обусловлен особенностями работы конкретного налогоплательщика, то рекомендуется предложить плательщику задать его в письменной форме, с приложением копий необходимых первичных документов. Ответ, в этом случае, также дается в письменной форме после всестороннего изучения поставленного вопроса.

Основным документом, регламентирующим права и обязанности налогового инспектора, является его должностная инструкция. Должностная инструкция разрабатывается начальником соответствующего отдела совместно с отделом по работе с персоналом и утверждается руководителем инспекции. Каждый сотрудник при поступлении на работу и при назначении на новую должность знакомится со своей должностной инструкцией под роспись. Невыполнение требований, изложенных в должностной инструкции, является основанием для привлечения сотрудника к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Должностная инструкция налогового инспектора включает в себя следующие разделы:

«Вводная часть» - содержит описание законодательных и нормативных актов, которыми сотрудник руководствуется в своей работе, кому он подчиняется, как назначается на должность и увольняется.

«Права» - описывает права налогового инспектора, предоставленные ему действующим законодательством, с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Обязанности» - описывает обязанности налогового инспектора, возложенные на него действующим законодательством, с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Ответственность» - краткое описание ответственности налогового инспектора за невыполнение или ненадлежащее выполнение его обязанностей с учетом специфики работы на конкретном участке.

«Требования к уровню подготовки» - краткая характеристика основных знаний и практических навыков, которыми должен обладать сотрудник, работающий на данном участке.

«Квалификационные требования» - описание требований к уровню образования и стажу работы, установленных законодательством.

Кроме перечисленных выше документов, налоговый инспектор руководствуется в своей деятельности приказами и распоряжениями руководителя инспекции, его заместителя, начальника отдела и своего непосредственного руководителя. К важным документам, регламентирующим действия налогового инспектора, относятся Правила внутреннего трудового распорядка инспекции, Положение о премировании сотрудников инспекции, Положение по обеспечению внутриобъектового режима, Инструкция об организации делопроизводства в инспекции и другие аналогичные документы. При поступлении на работу в налоговую инспекцию, при переходе на новую должность налоговый инспектор обязан изучить вышеперечисленные документы и в соответствии с ними строить свою работу в инспекции.

2. Права и обязанности налоговых органов

2.1. Права налоговых органов

Налоговые органы имеют право:

    органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

    проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

    производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

    вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

    приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

    осматривать (обследовать) любые используемые налогоплатель­щиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и тер­ритории; проводить инвентаризацию принадлежащего налого­плательщику имущества;

    определять суммы налогов, подлежащие внесению налогопла­тельщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2-х месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

    требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их пред­ставителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

    взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

    контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

    требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

    привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

    вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

    заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных, юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

    создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;

    предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о изыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более 3-х месяцев за орга­низациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладаю­щих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвую­щих) обществ (товариществ, предприятий); в иных случаях, пре­дусмотренных НК РФ;

    другие права, предусмотренные НК РФ.

Налоговый инспектор — это государственный служащий, который занимается сбором налогов с юридических и физических лиц. Его деятельность регулируется Налоговым Кодексом РФ. Он контролирует соблюдение налогового законодательства и своевременное поступление денег в государственный бюджет.

Места работы

Работают налоговые инспектора в районных, городских или федеральных налоговых инспекциях либо в налоговой полиции.

История профессии

История профессии налогового инспектора начинается еще со времен Древней Руси, когда с населения взимались различные подати (дань и оброк) в пользу князей, феодалов и царей. В XVI-XVII веках налогообложение в России было приведено в систему и были созданы специальные органы, контролирующие поступление денег в бюджет государства. При этом наименование «налоговый инспектор» появилось лишь в середине ХХ века.

Обязанности налогового инспектора

Должностные обязанности налогового инспектора во многом зависят от специфики должности — ведет ли он прием в кабинете или выезжает на объекты, работает с физическими или юридическими лицами. Основные функции специалиста таковы:

  • проведение налоговых проверок;
  • контроль своевременности уплаты налогов и пошлин;
  • применение штрафных санкций к нарушителям;
  • ведение налоговой статистики.

Кроме этого налоговый инспектор может:

  • проводить правовую экспертизу налоговых документов;
  • оформлять декларации о доходах граждан;
  • рассматривать возражения и споры по налоговым проверкам.

Требования к налоговому инспектору

Налоговому инспектору обязательно нужно:

  • экономическое или юридическое образование;
  • знать налоговое законодательство и бухгалтерский учет;
  • знание ПК.

Образец резюме налогового инспектора

Как стать налоговым инспектором

Чтобы стать налоговым инспектором, требуется получить высшее экономическое или юридическое образование. Желательна специальность «Налоги и налогообложение».

Зарплата налогового инспектора

Заработная плата налогового инспектора колеблется от 25 до 50 тысяч рублей в месяц. Его доход зависит от выслуги лет, должности, региона работы. Средняя зарплата налогового инспектора составляет около 34 тысяч рублей в месяц.