Изучение эмоциональной направленности личности. Эмоциональная направленность личности как прогностический фактор сплоченности приемных семей. Выявление уровня настойчивости личности

Мы говорили уже о сигнальной и оценочной роли эмоций и чувств, об их значении как побудительных факторов любой деятельности, об их роли в энергетическом обеспечении этой деятельности. Советский психолог Б. И. Додонов подчеркнул другое: эмоции не только сопутствуют всякой деятельности, «обслуживая» потребности организма, но сами являются объектом особой потребности. Любому человеку присуща жажда эмоционального насыщения, стремление к переживанию различных чувств.

Здесь можно усмотреть аналогию с мышечным движением. Оно направлено на осуществление полезных для организма действий, но в то же время и само по себе жизненно необходимо. Недостаточная двигательная активность вызывает ощущение «мускульного голодания». Когда человека насильственно лишают возможности двигаться (напомним Овода в тюрьме), это тяжелая пытка. Точно так же тягостен «эмоциональный голод», и человек активно ищет ситуаций, возбуждающих чувства. Лучше неприятное переживание, чем отсутствие всяких переживаний.

По мнению Б. И. Додонова, для организма важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность.

Для разных людей существуют разные категории наиболее желанных переживаний. Спектр чувств, к которым стремится тот или иной человек, характеризует его индивидуальность. Установки на определенные комплексы «предпочитаемых переживаний» служат важной составляющей направленности личности. Б. И. Додонов выделил десять таких комплексов.

1. Альтруистические чувства, связанные с потребностью в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные чувства, возникающие на основе потребности в общении.

3. Глорические чувства (от латинского слова gloria - слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, в «пожинании лавров».

4. Праксические чувства - это переживания, вызываемые деятельностью, успешностью ее или неуспешностью, трудностями в ее осуществлении и завершении.

5. Пугнические чувства (от латинского слова pugna - борьба). Эти переживания происходят от потребности з преодолении опасности, на основе которой позднее воз* пикает интерес и склонность к суровым испытаниям и к.борьбе. Стремление пережить такого рода чувства заставляет людей переплывать океаны в лодках и взбираться на Джомолунгму.

6. Романтические чувства связаны со стремлением ко всему необычайному, таинственному, с ожиданием каких-то необыкновенных событий, которые окажут влияние на судьбу.

7. Гностические чувства (от греческого gnosis - знание). Их чаще называют интеллектуальными чувствами. Связаны они не просто с потребностью в получении новой информации, но и со стремлением упорядочить эту информацию, добиться «познавательной гармонии». А. Эйнштейн называл это стремление «бегством от удивления». Ч. Дарвин в «Автобиографии» писал, что с детства ему было присуще острое чувство удовольствия, которое он испытывал, когда ему становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы.

8. Эстетические чувства, то есть чувства, отражающие потребность человека в гармонии мира, а также в гармонии личности с ее окружением.

9. Гедонистические чувства, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные чувства (от французского acquisition - приобретение). Эти чувства связаны с интересом к накоплению и коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Человеку приятно не только обладание предметами, но радостен и сам процесс приобретения, обмена, собирания.

Те комплексы чувств, которые являются для личности наибольшей ценностью, то есть наиболее желанны, становятся дополнительным мотивом деятельности. Эти чувства влияют на предпочтения, отдаваемые тем или иным воспоминаниям, они участвуют в формировании склонностей, определяют круг повседневных интересов. От них зависит содержание грез и мечтаний, некоторые особенности творческого процесса, стиль общения и пр.

Соответственно десяти комплексам «наиболее желанных чувств» Додонов выделил десять типов личности. Общая эмоциональная направленность - ведущая характеристика личности. Она не препятствует переживанию всего богатства других чувств, но своеобразно окрашивает их, проявляясь во всех без исключения стремлениях личности. В трактовке Б. И. Додонова, личностным тип- это определенный вариант объединения стремлений личности вокруг самого сильного из этих стремлений.

Дает возможность выделить типы общей эмоциональной направленности: альтруистической, практической, гностической, эстетической.

Инструкция испытуемому: Внимательно прочесть перечень приятных переживаний (класс "А") и выписать на отдельный лист под соответствующим номером класса "А" номера тех из них, которые Вам прияты или более свойственны, типичны, т.е. с дав­них пор чаще других у Вас возникают.

"Номер наиболее приятного из уже выделенных подчеркнуть, а под номеромнаиболее часто испытываемого поставить заметную точку.

Эту же процедуру проделать с перечнем неприятных переживаний.

Эту же процедуру повторить с классом "В".

Класс "А" -

Приятные переживания.

1. А Радость, удовлетворение, восхищение благородным поступком другого человека.

2. П Жажда деятельности.

1. Э Радость, предвкушение чего г то приятного.

2. Г Веселье, беззаботность, хорошее самочувствие.

5. ГЦ Горячий интерес к познанию чего - то нового.

6. П Радость плодотворного труда.

7. ГН Жажда открытий. . . .

8. А Радость, удовлетворение, переполнившего душу, когда удастся сделать хорошее людям.

9. Э Сладкое, томительное чувство при восприятии чего - либо прекрасного (хорошей музыки), природы и т.д.).

10. ГН Ликование, когда удастся решить трудную или интересную задачу, вопрос.

11. Г Наслаждение приятным физическим ощущением от тепла, солнца, вкусной пищи.

12. Г Любовь к комфорту, роскоши.

13. П Радость в предвкушении труда.

14. Г Наслаждение безмятежностью существования.

15. Г Чувство неги (сладкая жизнь).

Неприятные переживания.

1. Л Сострадание, жалость к людям.

2. П Раздражение от бездеятельности.

3. П Раздражение при необходимости заниматься скучной работой.

3. Э Чувство неудовлетворенности, когда не находишь красоты вокруг.

4. ГН Подавленность, страдание из-за неудовлетворенности в сфере познания.

6. А Обида на неблагодарность.

7. П Раздражение из - за того, что попусту потрачено время.

8. П Раздражение при виде беспорядка в вещах, обстановке, организации дела.

9. А Возмущение нравственно - недостойным поведением.

10. ГН Отвращение к косности (в суждении людей, в книгах, лекциях)

11. А Отчаяние, когда человек, к которому ты расположен, не понимает тебя.

12. Г Страх перед пустой жизнью, одиночеством.

13. Г Подавленность, когда остаешься один

14. А Раздражение, когда видишь проявление героизма, нежелание считаться с другим человеком-

Приятные переживания.

1. А Радость от сознания личной полезности окружающим.

2. 2. П Жажда удач и успехов в игре, делах, выполнении личных планов.

3. Э Удовлетворение, когда способен видеть, воспринимать, чувствовать прекрасное.

4. ГН Удовлетворение от постоянного обогащения знаниями.

5. Э Радостное внутреннее возбуждение, когда удается самому создать что - то прекра­сное.

6. А Сострадание, сочувствие, жалость к себе.

7. Э Восторг, радость при виде красивого человека или пейзажа.

8. Э Благоговение при виде шедевра искусства.

9. Э Удовлетворение, если окружающая обстановка соответствует твоим эстетическим вкусам.

10. ГН Удовлетворение при решении трудной задачи.

11. П Радость, чувство удовлетворения, когда перся тобой открывается возможность полезной деятельности.

12. Э Острое.ощущение единств себя с природой, красоты н радости бытия.

13. П Удовлетворение, когда намеченные дела выполняются, ты справляешься с ними хорошо.

Неприятные переживания.

1. Э Переживание того, что вокруг тебя люди грубые, вульгарные, некрасивые.

2. ГН Удовлетворенность своими знаниями.

3. Г Чувство раздражения и неприязни к окружающим, когда у тебя плохое настрое­ние.

4. Э Болезненное восприятие нарушения гармонии, красоты вокружающем мире.

5. А Острое переживание, когда ты обидел человека.

6. Э Страдание из-за того, что сам не способен создать что - либо прекрасное.

5. Г Беспричинная тоска.

8. П Неудовлетворенность, раздражение, когда необходимые дела не делаются, не справляешься с ними.

9. Г Внутренняя опустошенность, эмоциональное равнодушие.

10. ГН Неудовлетворенность своими способностями.

11. А Страдание, неудовлетворенность при виде возможности быть полезным людям.

12. ГН Чувство горечи при сознании невозможности постигнуть весь опыт, накопленный человечеством.

13. Г Раздражение при виде своего бессилия и невозможности изменить создавшееся положение.

14. Г Переживание недостаточности своей воли.

15. П Неудовлетворение, когда не хватает времени и ты не успеваешь делать важные дела.

Процедура исследования.

Опрашиваемым раздаются вопросники, содержащие формулы типичных переживаний. В опроснике содержится 55 текст - вопросов типич­ных переживаний. Он разделен на класс "А" (переживания, выражающие отношение к объективным ситуациям) и класс "В" (переживания, выражающие отношение к себе). В каждом классе - подклассы приятных и неприятных переживаний. Данный опросник позволяет определить процентное содержание каждого типа общей эмоциональной направленности (ОЭН): альтруистический, практический, гностический, эстетический, гедонический.

Обработка материалов. Подсчитать общее количество ответов по всем классам и подклассам и принять его за 100%. Затем подсчитать количеств ответов, соответствующих каждому типу ОЭН и определить процентное содержание каждого типа ОЭН для испы­туемого.

Например, испытуемый из 55 вопросом выбрал 26 их них по каждому типу:

Тип Класс. Подкласс

ОЭН АП АН ВП ВН Всего

Направленность личности находит свое выражение в сфере переживаний в форме различной притягательности одних и тех же эмоций и эмоциональных состояний для различных лиц. Если, например, люди с альтруистической направленностью предпочи­тают испытывать чувства любви и участия, возникающие у них, когда они чем -то служат другим, то "практические" более тяготеют к трудовому азарту. Определенная нап­равленность личности выражается не только в типичном эмоциональном отношении к типичным объективным ситуациям, но и в типичном избирательном отношении к самим эмоциям.

Эмоциональная направленность человека проявляется. с одной стороны в особой притягательности для него определенных эмоций, н понижению порога, с другой сторо­ны, чувствительности противоположным. Эмоциональная направленность характеризуе­тся основной плоскостью, в котором количество эмоциональное самочувствие личности: у гумманиста - любви-обиды, у практика - энтузиазма-досады, у гедониста - веселья-тоски. Типы ОЭН выделяют в зависимости от переживаний, к которым человек более чувствителен.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ НАСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цель. Оценка одного из качеств волевой сферы личности - настойчивости.

Инструкция. Перед Вами три группы разрозненных слов. Из каждой группы слов

следует составить по одному предложению на общественно - политическую тематику.

Допускается перестановка слов в произносительном порядке, возможны грамматические изменения, но только в пределах заданных частей речи. Время выполнения каждого задания регистрируется, степень трудности задания постепенно возрастает.

Материал. Даны три набора слов.

Набор I.

1. Вызвать 11. Нормализация

2. Италия 12. Правые

3. Приступ 13. Принять

4. Обстановка 14. В

5. Меры 15. Польше

6. Злоба 16. Р

7. В 17. Власти

10.Польские

Набор2!.

1. Страна 10. Обстановка

2. Империализм 11. Весь

3. Условия 12. Действия

4. Прежде 13. Выбранный

5. В 14.Приобретать

6. Американский 15. Социалистический

7. Единство 16. Большой

8. Обострение 17.Политика

9. Значение 18. Международный

Набор III.

1. Страна 10. Сообщение

2. Оценка 11. Арабские

3. Возрастать 12. Из

4. Представители 13. Наладить

5. В 14. Эксперты

7. Мирные 16. Помогать

8. Действия 17. Персонал

9. Рассмотреть

Анализ результатов. Трудность первого и второго задания практически одинакова. Третье - не имеет решения. Показателем неустойчивости служит отношение времени решения третьей задачи к среднему времени первых двух задач.

1 – время решения 1 задачи

Н- 3________ , где 2 – время решения 2 задачи

(1 + 2) : 2 3 – время решения 3 задачи

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе которой позднее возникает к борьбе); романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т.д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ" в других словарях:

    направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к рых выражается …

    Телевизионная коммуникация: самовыражение личности - Телевидение как обществ. институт рекрутирует в кач. коммуникаторов особый тип людей, удовлетворяющих строгим требованиям, предъявляемым ведущим передач как телевизионной корпорацией, так и спецификой опосредствованной коммуникации.… …

    Коммуникативное ядро личности - это единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими либо техническими средствами контактах индивида с разл. людьми и общностями. К. я. л. проявляется, во первых, во всех формах знания (образы восприятия … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя - негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    стандартизованный метод исследования личности - (СМИЛ стандартизованный метод исследования личности) создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включает как полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с… … Большая психологическая энциклопедия

    ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ - – психическое состояние, характеризующееся таким психопатологическим расстройством, которое включает в себя широкий спектр шизоидных, нарциссических, перверсных и иных проявлений, занимающих промежуточное положение между неврозом и психозом.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль социологии, изучающая С. (Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

    ЕВРАЗИЙСТВО - первоначально идейно мировоззренческое, затем также общественно политическое движение, в основании к рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» (Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией… … Православная энциклопедия

    Конституция человека - (лат. constitutio – построение, организация). Совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Эмоции - (франц. émotion, от лат. emoveo потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Купить за 691 грн (только Украина)
  • Общая психология. Личность и мотивация. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата , Диянова З.В.. Настоящее учебное пособие посвящено исследованию личности и мотивации. В нем представлены индивидуальные свойства человека, рассмотрена эмоциональная направленность личности, изучены системы…

Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов)

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.

Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется или не может быть удовлетворена, человек переживает отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.

Инструкция:

Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности.

Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

    «Безусловно, да» - а;

    «Пожалуй, да» - в;

    «Пожалуй, нет» - с;

    «Безусловно, нет» - d.

Тестовое задание:

    Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.

    Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

    Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.

    Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

    Я люблю острые ощущения.

    Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.

    Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

    Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

    Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

    Люблю заниматься коллекционированием.

    Хочу приносить людям радость и счастье.

    Для меня важно одобрение окружающих.

    Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

    Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

    Охотно иду на риск.

    Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

    Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

    Я могу прийти в восторг от красоты природы.

    Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

    Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.

    Я всегда жалею неудачников.

    Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

    Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

    Приятно чувствовать, что день прошел недаром.

    Я человек решительный.

    Люблю все таинственное и необычное.

    Стремлюсь приводить свои знания в систему.

    Произведение искусства может тронуть меня до слез.

    Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.

    Люблю делать покупки.

    Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

    Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.

    Я самолюбив(а).

    Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

    Я люблю преодолевать опасности.

    Иногда меня тянет странствовать.

    Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

    Я склонен (склонна) к лени.

    Люблю рассматривать свои коллекции.

    Я стараюсь помогать людям.

    Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.

    Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.

    Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.

    Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.

    Я люблю помечтать.

    Самое приятное для меня переживание - радость открытия истины, чувство близости решения.

    Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

    Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

    Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка данных:

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам.

Сумма баллов по ответам:

    1, 11, 21, 31, 41.

    2, 12, 22, 32, 42.

    3, 13, 23, 33, 43.

    4, 14, 24, 34, 44.

    5, 15, 26, 35, 45.

    6, 16, 26, 36, 46.

    7, 17, 27, 37, 47.

    8, 18, 28, 38. 48.

    9, 19, 29, 39, 49.

    10, 20, 30, 40, 50.

Направленность:

    Альтруистическая.

    Коммуникативная.

    Глорическая.

    Праксическая.

    Пугническая.

    Романтическая.

    Гностическая.

    Эстетическая.

    Гедонистическая.

    Акизитивная.

Интерпретация полученных результатов:

Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности - Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.

10 ______0 ______ +10

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать, (Высокие результаты - больше 5, низкие - меньше -5). Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria - слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда - в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких - ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких - наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis - знание) - эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах - потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах - эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) - это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.

Шкалы: эмоции - альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, акизитивные, гедонистические, гностические, эстетические

Назначение теста

Выявление эмоциональной направленности испытуемых.

Инструкция к тесту

Анкета предназначена для установления таких различий, которые нельзя определить в терминах «лучше-хуже». Поэтому любой ответ будет характеризовать вас одинаково хорошо, если вы ответите серьезно и искренне. Вам нужно постараться точно выполнить инструкцию.

Выполните в указанном порядке следующие задания.

1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок.
2. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое вы отдаете одной эмоции перед другой.
3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые вы явно предпочитаете другим.

Например : 2, 8, 3, 5, 1, 6, 2, 4, 7, 10 (если не уверены, что на первое место поставили действительно самое желанное для вас переживание, заключать номер в кружок не надо).

Тест

Перечень переживаний

1. Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющегося в незнакомой обстановке, местности.
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходства над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении ваших догадок и предположений.
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Эмоции и соответствующие им номера переживаний в тестовом материале представлены в таблице:

Эмоции Номера переживаний
Альтруистические 6
Коммуникативные 9
Глорические 4
Праксические 3
Пугнические 8
Романтические 1
Акизитивные 2
Гедонистические 5
Гностические 7
Эстетические 10

Обработка результатов теста

В анкете переживанию, поставленному испытуемым напервое место, присваивается оценка в 10 баллов, далее по убывающей - 9, 8, 7 и т.д. Таким образом можно выявить ведущую эмоциональную направленность личности.

Интерпретация результатов теста

Для классификации эмоций Б.И.Додонов выбирает полуэмпирический, по его выражению, путь, при котором он шел не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного сырого материала о «ценных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным потребностям, положенным в конце концов в основание классификации. В этой классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность «в цвет» определенной потребности. Б.И.Додонов выделяет 10 видов таких эмоций:

1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.
3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
6. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.

Источники

Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И.Додонов) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.132-134