Союзники российской федерации в мире. Убытки от международного конфликта. Россия и постсоветские республики

Россию в качестве военного союзника видят втрое меньше стран, чем Соединенные Штаты. Зато наша страна куда популярнее Китая, Великобритании, Франции и Индии. Таковы результаты глобального опроса Gallup International, в ходе которого респондентам предлагалось выбрать для своей страны потенциального военного союзника.

Фото: Klaus Ohlenschläger/ Global Look

Исследование проводилось в 68 странах мира. Оно охватило более 66 тысяч человек, сообщает "Свободная пресса" . Участникам опроса предлагалось ответить на следующий вопрос: "В мире существует шесть стран с большим военным потенциалом - США, Китай, Россия, Франция, Великобритания и Индия. Представьте, что в случае военного вторжения в вашу страну вам пришлось бы выбирать союзника из их числа. Кого бы вы выбрали?"

Победителем стали Соединенные Штаты. За них проголосовал 41% респондентов. Самым желанным союзником американцы стали для жителей Косова (92%), Южной Кореи (81%), Израиля (68%), Албании (66%), Вьетнама (66%), Японии (64%), Канады (62%), Великобритании (58%), Франции (54%) и Испании (52%).

Россия заняла второе место с результатом 15%. Пойти с нами в разведку готовы 71% монголов, 58% сербов, 47% китайцев, 48% греков, 42% болгар, 30% словенцев, 23% турок и 20% иранцев. Примечательно, что на Украине между США и Россией наблюдается паритет: 35% против 33% в пользу американцев.

Замкнули первую тройку китайцы с результатом 10%. На их стороне готовы выступить жители Пакистана (72%) и России (44%). На Великобританию (8%) возлагают надежды жители США (43%), а также соседи из Северной Европы - Швеция (29%), Исландия (28%), Ирландия (25%), Норвегия (23%) и Дания (23%).

Францию (5%) предпочитают респонденты из Бельгии (25%). Правда, они потребовали, чтобы на стороне Парижа непременно выступил бы и Вашингтон. На помощь Индии (3%) рассчитывают только жители Бангладеш (46%).

По словам вице-президента Gallup International Андрея Милехина, результаты исследования отражают не только традиционные культурные предпочтения, но и события последних лет. "Все те санкции и давление на Россию, которые практикуются западными государствами, в итоге привели к тому, что даже простые граждане начали воспринимать Россию если не как врага, то уж точно не как союзника", - отметил исследователь.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров заподозрил авторов опроса в предвзятости. Он отметил, что среди стран - участниц опроса оказалось слишком много реальных союзников США, которые состоят в НАТО и в значительной степени зависят от Вашингтона. По понятным причинам население этих стран настроено проамерикански.

При этом Александров обратил внимание на то, что США хоть и продолжают оказывать на мир наибольшее политическое и экономическое влияние, но это влияние постепенно убывает. Если после Второй мировой войны американцы контролировали более половины мировой экономики, то сейчас, по оценке МВФ, менее 16%. В политическом плане концепция либеральной демократии, навязываемая США, уже также ни у кого не вызывает энтузиазма.

Вашингтон остается лидером в военном и научно-техническом плане. Однако в "гонке вооружений" ему на пятки наступают Россия и страны Азии - Китай, Индия и Иран. В результате влияние США "постепенно размывается". Если Штаты ввяжутся в серьезную войну в Сирии, Афганистане или Северной Корее и не выйдут из нее победителями, это будет означать крах американской империи, подчеркнул Александров.

По мнению эксперта, от США постепенно начнут дистанцироваться Турция, Саудовская Аравия, Катар, Южная Корея и Пакистан. Все они будут переориентированы на Москву или Пекин. Ослабнет влияние Вашингтона и в Латинской Америке, а страны ЕС главным хозяином жизни уже считают Германию, а не США. "Все это размежевание политических сил в мире намечается уже сейчас. И оно означает, что перед Россией открываются неплохие перспективы", - заключил специалист.

Директор Института политических исследований Сергей Марков назвал результаты опроса правдоподобными: они отражают оценку реального военного потенциала стран. Франция многим симпатична, но ни для кого не секрет, что эта страна и ее руководство не готовы к проявлению силы. В то же время Турция и Иран убедились на примере Сирии, что русские воевать умеют, а потому в случае глобального конфликта жители этих стран хотели бы выступить на нашей стороне. Даже треть жителей Украины, несмотря на активную антироссийскую пропаганду, по-прежнему видит в Москве военного союзника.

АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ , военно-политический союз государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939–45 против агрессивного блока нацистской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов.

В конце 1941 в состоянии войны с блоком агрессоров находились (оккупированные страны представлены правительствами в изгнании): Албания, Великобритания и её доминионы (Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз), Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Доминиканская Республика, Китай, Коста-Рика, Куба, Люксембург, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Панама, Польша, Сальвадор, СССР, США, Филиппины, Чехословакия, Эфиопия, Югославия. Во 2-й пол. 1942 в войну против держав «оси» и их союзников вступили Бразилия и Мексика, в 1943 – Боливия, Ирак, Иран, Колумбия, Чили, в 1944 – Либерия. После февр. 1945 к антигитлеровской коалиции присоединились Аргентина, Венесуэла, Египет, Ливан, Парагвай, Перу, Саудовская Аравия, Турция, Уругвай. Войну державам «оси» объявили также входившие ранее в состав агрессивного блока Италия (в 1943), Болгария, Венгрия и Румыния (в 1944), Финляндия (в 1945). К моменту окончания военных действий с Японией (сент. 1945) в состоянии войны со странами фаш. блока находилось 56 государств.

Основные участники антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритания. Сов. Союзу принадлежит решающая роль в разгроме Германии и её союзников. Существенный вклад в достижение победы над общим врагом внесли США и Великобритания. Вооружённые силы двух других великих держав – Франции и Китая также участвовали в разгроме фаш. блока. В военных действиях принимали участие войска: Австралии, Албании, Бельгии, Бразилии, Индии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, Филиппин, Чехословакии, Эфиопии, Югославии и др. Отдельные государства антигитлеровской коалиции помогали основным её участникам главным образом поставками стратегического сырья. Боевым союзником антигитлеровской коалиции являлось движение Сопротивления.

Первым шагом на пути формирования антигитлеровской коалиции стало подписание президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14.8.1941 Атлантической хартии. В документе провозглашалась необходимость уничтожения нацистской тирании и разоружения агрессора. Обе стороны заявили о своём отказе от территориальных и прочих приобретений; о недопустимости территориальных изменений без согласия на то заинтересованных народов; обязались уважать право народов избирать себе форму правления и добиваться восстановления суверенитета и самоуправления тех народов, лишенных этого насильственным путём. Шагами к формированию антигитлеровской коалиции послужили заявления Черчилля (22.6.1941) и Рузвельта (24.6.1941) о поддержке СССР в войне против Германии и выступление по радио председателя Государственного Комитета Обороны СССР И.В. Сталина (3.7.1941).

12.7.1941 в Москве подписано соглашение между СССР и Великобританией. Стороны обязывались оказывать друг другу всякого рода помощь и поддержку в войне против Германии и не вести с ней переговоров, не заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия. Соглашение вступало в силу с момента подписания и не подлежало ратификации. Оно явилось первым межправительственным документом, зафиксировавшим начало формирования антигитлеровской коалиции.

Считая чрезвычайно важным расширить коалицию, сов. правительство 18 – 30 июля 1941 предложило правительствам Чехословакии и Польши, находившимся в Лондоне, заключить соглашение о совместной борьбе с общим врагом. В сент. 1941 в Лондоне состоялась конференция представителей СССР, Бельгии, Чехословакии, Греции, Польши, Нидерландов, Норвегии, Югославии, Люксембурга и Национального комитета «Свободная Франция». Согласившись с основными принципами Атлантической хартии, сов. правительство подчеркнуло в своем заявлении настоятельную необходимость концентрации всех экономических и военных ресурсов свободолюбивых народов и правильного их распределения в целях быстрого и окончательного освобождения Европы от фаш. гнета. На конференции была оглашена декларация сов. правительства, в которой впервые формулировались цели и задачи антигитлеровской коалиции.

26.9.1941 сов. правительство признало Ш. де Голля «как руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились», заявило о своей готовности «оказать свободным французам всестороннюю помощь и содействие в общей борьбе с гитлеровской Германией и её союзниками». Как председатель Национального комитета «Свободная Франция» де Голль обязался «бороться на стороне СССР и его союзников до достижения окончательной победы» и оказать Сов. Союзу помощь и содействие всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

С 29.9 по 1.10.1941 в Москве прошла конференция представителей трёх держав, на которой был подписан протокол о взаимных военных поставках на период 1.10.1941 – 30.6.1942. США и Великобритания обязались поставлять в СССР ежемесячно 400 самолётов, 500 танков, зенитные и противотанковые орудия, алюминий, др. материалы и продовольствие. Советская сторона в свою очередь обязалась поставлять крупные партии сырья для военного производства. США осуществляли поставки на основе закона о ленд-лизе, а Великобритания – на основе соглашения о взаимных поставках, кредите и порядке платежей от 16.8.1941.

1.01.1942 в Вашингтоне (после официального вступления США в войну) подписана Декларация 26 государств, известная как «Декларация Объединённых Наций». Её участники обязались использовать все свои экономические и военные ресурсы для борьбы против фаш. блока, сотрудничать друг с другом и не заключать со странами этого блока сепаратного перемирия или мира. В Лондоне 26 мая подписан сов.-англ. договор о союзе в войне против фаш. Германии и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после завершения войны сроком на 20 лет. Стороны обязались: принять все меры к тому, чтобы сделать невозможным повторение агрессии; оказать военную и др. взаимную помощь, если одна из сторон снова будет вовлечена в военные действия с Германией или её союзниками; не стремиться к территориальным приобретениям и не вмешиваться во внутренние дела др. государств; не заключать никаких союзов и не принимать участия в коалициях, направленных против др. стороны.

11.6.1942 в Вашингтоне заключено сов.-амер. соглашение о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии нацистской Германии. Этот документ завершал юридическое оформление союзных отношений между главными участниками антигитлеровской коалиции США и СССР обязались продолжать взаимное снабжение и обмен военными материалами, услугами и информацией, уточнив общие условия и порядок взаимопомощи и взаиморасчётов.

На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в окт. 1943 по инициативе Сов. Союза была принята декларация об Италии, предусматривавшая восстановление национальной независимости этой страны и предоставление её народу демократических свобод. Там же союзники приняли декларацию об Австрии, определив её будущее в качестве свободной и независимой страны. Международно-правовые основы для судебного преследования и наказания военных преступников закладывала декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, позже подписанная Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем.

Внутри антигитлеровской коалиции существовали противоречия между политической линией СССР и позицией западных держав по ряду вопросов ведения войны и решения послевоенных проблем (см. Тегеранская конференция 1943 ). Особенно это проявилось в процессе реализации договоренностей об открытии второго фронта. Вырабатывавшаяся в ходе переговоров и конференций руководителей стран антигитлеровской коалиции коалиционная стратегия способствовала разгрому армий блока агрессоров.

Продолжая углублять союзнические связи в рамках антигитлеровской коалиции , СССР 12.12.1943 заключил Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией, 11.4.1945 – с Югославией, 21.4.1945 – с Польской Республикой.

На укрепление антифашистского фронта, принятие решений, способствующих достижению быстрейшей победы в войне, и разработку принципов послевоенного устройства мира, была направлена деятельность созданной в дек. 1943 Европейской консультативной комиссии (ЕКК) – постоянно действующего органа из представителей трёх ведущих держав антигитлеровской коалиции (находилась в Лондоне, с нояб. 1944 в качестве четвёртого члена ЕКК приглашён представитель Франции). ЕКК подготовила и представила согласованные рекомендации по вопросам послевоенной судьбы Германии и её сателлитов. Постоянно действующим органом ведущих держав антигитлеровской коалиции был также созданный в окт. 1943 Консультативный совет по вопросам Италии (находился в Алжире).

В антигитлеровской коалиции проявлялись разногласия и относительно целей войны, по мере завершения которой этот вопрос приобретал все большую остроту. Для СССР цели войны заключались в полном разгроме нацизма, освобождении сов. территории и территории оккупированных стран Европы, установлении прочного мира и в полном исключении возможности новой нем. агрессии. Вместе с тем руководство Сов. Союза считало для этого необходимым не только провести демилитаризацию и демократизацию послевоенной Германии, но и обеспечить определяющее сов. влияние в восточноевропейских странах, добиваться установления в них общественного устройства, подобного существовавшему в СССР. США и Великобритания также стремились к устранению фаш. режимов, однако при этом они намеревались ослабить Германию, а в странах Восточной Европы восстановить довоенное политическое устройство.

На Крымской (Ялтинской) конференции 1945 руководители трёх ведущих держав антигитлеровской коалиции огласились с тем, что «через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Сов. Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников».

В отношении Франции Сов. Союз занимал твердую позицию поддержки Национального комитета «Свободная Франция». 23.10.1944 западные союзники совместно с СССР заявили о признании его в качестве французского Временного правительства.

На Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 германский вопрос был решен в целом в демократическом духе, с учётом интересов всех народов, в т.ч. и немецкого.

Правительства стран антигитлеровской коалиции , стремясь к упрочению сотрудничества, прилагали немалые усилия к урегулированию возникавших разногласий, шли в необходимых случаях на компромиссы. Несмотря на трудности и препятствия, антигитлеровская коалиция в основном успешно справлялась со своими задачами на протяжении всей войны, вплоть до победы над нацистской Германией и милитаристской Японией.

Крупным успехом ведущих держав антигитлеровской коалиции явилось создание ООН. Подготовка мирных договоров с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией, начатая на совещании министров иностранных дел Великобритании, СССР и США в Москве 16–26.12.1945 завершилось их подписанием в 1947. Совещание также учредило Дальневосточную комиссию, которой надлежало сформулировать политическую линию выполнения Японией обязательств капитуляции, а также Союзный совет для Японии. Стороны пришли к согласию о выводе из Китая советских и американских войск в кратчайшие сроки.

Ведущие государства антигитлеровской коалиции рассматривали сложившееся во время войны сотрудничество как перспективное и долговременное. Однако в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, которые обусловлены политикой как правительств США и Великобритании, так и руководства СССР, это сотрудничество в послевоенные годы сменилось жесткой конфронтацией между Востоком и Западом. Начавшаяся крупномасштабная гонка вооружений, провозглашённая Черчиллем в 1946 политика «холодной войны» означали фактически конец антигитлеровской коалиции .

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ


Финляндия

Первым международным актом, положившим начало формированию блока стран-агрессоров, стал военно-политический союз Германии и Италии, получивший название «ось Берлин - Рим». Позже - во время войны - так и будут говорить: «страны оси». Документ был подписан в Берлине 25 октября 1936 г., но в целом стороны лишь констатировали совпадение позиций в области внешней политики, разграничили сферы влияния на Балканах и на Дунае, а также признали генерала Франциско Франко Баамонде в качестве главы испанского правительства и договорились о помощи ему.

Следующим, уже более серьезным шагом к формированию мощного союза стало заключение в Берлине 25 ноября 1936 г. т.н. Антикоминтерновского пакта. Его подписали сначала представители Германии и Японии. В 1-й статье стороны обязались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести борьбу против его происков. 2-я статья приглашала присоединиться к пакту другие страны. Статья 3-я устанавливала срок действия пакта - 5 лет. Протокол подписания обязывал стороны принять меры против тех, кто «внутри или вне страны прямо или косвенно действует в пользу Коммунистического Интернационала». Этот пакт стал уже юридическим оформлением блока стран, поддерживающих «ось» Германия - Италия - Япония. 6 ноября 1937 г. к пакту присоединилась Италия, 24 февраля 1939 г. - Венгрия и Маньчжоу-Го, 27 марта 1939 г. - Испания. 25 ноября 1941 г. Антикоминтерновский пакт был продлен еще на 5 лет, тогда же к нему присоединились Финляндия, Хорватия, Дания, Румыния, Словакия и Болгария, а также китайское правительство Ван Цзинвея.

Наконец, 27 сентября 1940 г. в Берлине в торжественной обстановке фон Риббентроп (от имени Германии), граф Чиано (от Италии) и Курусу (от Японии) подписали пакт, получивший название «Берлинского». Стороны обязались оказывать друг другу политическую, экономическую и военную помощь. Срок пакта был установлен в 10 лет. Это уже был полноценный агрессивный блок. Вскоре к «отцам-основателям» присоединились и другие страны: Венгрия (20 ноября 1940 г.), Румыния (23 ноября 1940 г.), Словакия (24 ноября 1940 г.), Болгария (1 марта 1941 г.). 25 марта 1941 г. о присоединении к пакту объявило югославское правительство Цветковича (через два дня в Югославии произошел государственный переворот, и новое правительство генерала Симовича под шумное одобрение народа отказалось утвердить акт о присоединении). Кроме того, в разное время к пакту присоединились Финляндия, Испания, Таиланд, Хорватия, Маньчжоу-Го и Китай (правительство Ван Цзинвея).

Всех союзников Германии можно очень условно разделить на несколько «категорий». К первой можно отнести тех, кто в рамках сотрудничества обладал возможностью для маневра и в целом считался почти что полноправным партнером. Это прежде всего Япония, которая смогла вести тяжелейшую войну против США и Великобритании без всякой прямой помощи (если не считать того, что действия Германии оттянули на себя значительную часть ресурсов этих стран). Затем, конечно, Италия, претендовавшая чуть ли не на роль «старшего партнера» в итало-германском союзе. Но, несмотря на все претензии Бенито Муссолини, получилось, что почти 3-миллионная итальянская армия, оказалась мало на что способной, а ее экономический потенциал был вообще ниже всякой критики. Тем не менее именно Италия - колыбель фашизма. И, наконец, третья - Финляндия. Хотя, быть может, здесь сказалась ее удаленность от главного сосредоточия власти Германии - Центральной Европы. Но факт остается фактом: сколько бы ни называли Финляндию германским сателлитом, она всегда проводила собственную политику и, в отличие от других, ей это удавалось.

На следующей ступени стоят суверенные государства, имевшие достаточно длительную историю, которые в силу своего экономического и политического положения были вынуждены пойти на соглашение с Германией и превратиться в ее сателлитов. Прежде всего сюда можно отнести страны «Балканского блока» - Болгарию, Румынию и Венгрию. Им просто некуда было деваться: в страхе перед великим агрессивным восточным соседом, победа которого грозила их правящим кругам только полным уничтожением, они были вынуждены постоянно укреплять свои связи с Германией и даже допустить на свою территорию ее вооруженные силы. (Кстати, Финляндия также дала разрешение на размещение в Лапландии германской 20-й горной армии, но все же это был лишь небольшой регион, и части вермахта отнюдь не контролировали территорию страны.) В Азии также была подобная страна, получившая большие выгоды от войны, но тем не менее сумевшая благополучно выйти из нее без особых потрясений. Это - Таиланд.

На третью строчку «турнирной таблицы» можно поставить формально суверенные государства, созданные под непосредственной опекой Германии и Японии. Эти страны имели свои правительства, внешнеполитические ведомства, национальные армии, но не имели права и шагу ступить без ведома своих «опекунов». Это - «независимые государства» Хорватия и Словакия. Кроме того, до 1942 г. Дания теоретически считалась не оккупированным государством, а «запятым», и довоенное правительство продолжало исправно функционировать и сотрудничать с Германией. В Азии такими «союзниками» стали империя Маньчжоу-Го и две республики - Бирма и Филиппины, а также «правительство свободной Индии» во главе с Бос Чандрой. Здесь надо сказать еще об одном «государственном образовании», которое находится где-то на стыке - это правительство Франции во главе с маршалом Петэном в Виши. Назвать его просто коллаборационистским кабинетом на оккупированной территории - слишком грубо. Правительство Виши контролировало на первом этапе не только южную часть Франции, ей подчинялась и администрация ряда французских колоний, и, что еще важнее, основные силы французского флота. Именно последний факт заставлял Германию считаться с правительством Виши - ведь французский флот перед войной был вторым по силе в Европе. После британского. И начни он активные действия против Великобритании, неизвестно, что бы стало с «туманным Альбионом».

И, наконец, в конце списка идут коллаборационистские правительства, созданные немцами (или их союзниками «первой категории») в оккупированных ими странах. Фактически в любой стране, захваченной странами «оси», создавались органы местного самоуправления, в т.ч. центральные. Это и Греция, и Дания (после 1942 года), и Норвегия, и Албания, и Бельгия, и Голландия, и Китай, и Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония, и «имперский протекторат Богемии и Моравии»...

СССР и союзники во Второй Мировой войне


Введение

Всё дальше и дальше в историю уходит героическая эпопея Великой Отечественной войны - самой жестокой из всех войн, которые пережила наша страна. Вторая мировая война 1939-1945 гг. - крупнейшая в истории человечества война, развязанная фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В войну было втянуто 61 государство (более 80% населения земного шара), военные действия велись на территории 40 государств. Погибло больше 20 млн. человек.

Накануне войны была проведена коренная перестройка наших вооружённых сил. Сухопутные войска включали в себя стрелковые (пехоту), бронетанковые и механизированные войска, артиллерию и кавалерию. В их состав также входили специальные войска: связи, инженерные, противовоздушной обороны, противохимической защиты и другие. Организационно они объединились в ЗЗ стрелковые, танковые, моторизированные и кавалерийские дивизии, 170 из которых находились в западных военных округах. В сухопутных войсках проходило службу свыше 80% личного состава Вооружённых Сил. Значительно были усиленные Военно-воздушные силы и Военно-Морской флот.

Мирные усилия Советского Союза по обузданию фашистской агрессии не были поддержаны Англией, Францией и США. Франция вскоре была завоёвана Германией и капитулировала, а правительство Великобритании, опасаясь высадки немецких войск на острова, делало всё, чтобы подтолкнуть германский фашизм на Восток, к войне против СССР. И они добились этого. 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на Советский Союз. В войну против СССР вступили и европейские союзники Германии - Италия, Венгрия, Румыния и Финляндия.

Мы считаем, что тема, которую мы выбрали, является очень актуальной и по сей день.

Мы поставили перед собой следующую задачу: изучить какова роль СССР в достижении победы во 2-й Мировой войне.

Цели нашей работы заключаются в следующем:

Определение степени участия СССР во 2-й Мировой войне

Определение степени участия союзников во 2-й Мировой войне

Совместные действия СССР и союзников во 2-й Мировой войне.

На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей работе.


1. Складывание антигитлеровской коалиции


Сразу после начала Великой Отечественной войны правительства Англии и США, учитывая резко возросшую угрозу безопасности собственных стран, выступили с заявлениями о поддержке справедливой борьбы народов СССР.

«За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я, сказал премьер-министр Великобритании У. Черчилль в радиообращении к соотечественникам 22 июня 1941 г. - Я не возьму обратно ни одного слова. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумством и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих, на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся - да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры… Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии… Если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет хоть малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решили уничтожить его, то он глубоко заблуждается».

12 июля 1941 г. в Москве было заключено советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии и её союзников. Оно явилось первым шагом на пути создания антигитлеровской коалиции. Юридически коалиция оформилась в январе 1942 г., когда в Вашингтоне - столице США, вступивших в войну с Японией и Германией после удара японских вооруженных сил по американской базе Перл - Харбор на Гавайских островах в декабре 1941 г., - была подписана представителями 26 государств Декларация Объединения Наций о борьбе против агрессора. В течение войны к этой Декларации присоединилось еще более 20 стран.

В октябре 1941 г. СССР, Англия и США достигли договоренности об англо-американских поставках в нашу страну вооружений и продовольствия в обмен на стратегическое сырье. В мае 1942 г., заключен договор с Англией о союзе в войне и сотрудничестве после её окончания, в июле - соглашение с США о помощи по ленд-лизу (передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др.) В сентябре того же года советское правительство признало генерала Ш. де Голля, возглавившего движение «Свободная Франция», как руководителя «всех свободных французов, где бы они ни находились».

Общий объем поставок по ленд-лизу оценивался в 11,3 млрд. долларов. Четверть всех грузов приходилась на продовольствие (тушенка, жиры и т.п.), остальное - на боевую технику, снаряжение и сырье. По отдельным их видам цифры были весьма впечатляющими: 10% от отечественного производства танков, 12%-самолетов, 50%-автомобилей, свыше 90%-паровозов, 36%-цветных металлов. В целом же, по подсчетам экономистов, союзнические поставки не превышали трех процентов от советского производства продовольственных товаров, 4% от выпускаемой промышленной продукции, включая оборонную. Как позднее отмечал министр труда в военном правительстве У. Черчилля Эрнест Бевин, «вся помощь, которую мы были в состоянии оказать, была незначительной по сравнению с громадными усилиями советских людей. Наши потомки, изучая историю, будут с восхищением и благодарностью вспоминать героизм великого русского народа».

Камнем преткновения во взаимоотношениях «большой тройки» (США, Англия и СССР) был вопрос об открытии второго фронта против фашисткой Германии в Западной Европе, что позволило бы отвлечь значительную часть немецких войск с Восточного фронта и приблизить окончание войны. Первоначально достигнутую договоренность о его развертывании в 1942 г., правящие круги Англии и США не выполнили. Их активность ограничивалась в основном периферией театра военных действий (в 1941-1943 гг. - сражения в Северной Африке, в 1943 г. - высадка на Сицилии и в Южной Италии).


2. Встреча в Тегеране


Тегеранская конференция стала первой за годы Второй мировой войны конференцией «Большой тройки» - лидеров трёх стран: Ф.Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И.В. Сталина (СССР), состоявшаяся в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года. Успех красной армии в разгроме общего противника был дополнен высадкой в конце июля 1943 г. в Италии союзных англо-американских войск. Однако советское руководство ждало выполнения обещания союзников - высадки их войск во Франции, что значительно ускорило бы победу над Германией. В ноябре - декабре 1943 г. состоялась встреча лидеров СССР, США и Англии («Большой тройки») в Тегеране. Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились об открытии второго фронта в Европе в мае - июне 1944 г., о создании после войны ООН, о послевоенном мировом устройстве, о судьбе Германии после её военного поражения и т.п. СССР обещал вступить в войну против Японии после окончания войны в Европе. Историческое значение конференции трудно переоценить - это была первая встреча «Большой Тройки», на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира. Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников, она стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира. Основным вопросом было открытие второго фронта в Западной Европе. Было принято предложение У. Черчилля о том, что претензии Польши на земли Западной Белоруссии и Западной Украины будут удовлетворены за счет Германии, а в качестве границы на востоке должна быть линия Керзона. Президент США Рузвельт изложил на конференции американскую точку зрения относительно создания в будущем международной организации безопасности, о чём он в общих чертах уже говорил народному комиссару иностранных дел СССР В.М. Молотову во время его пребывания в Вашингтоне летом 1942 года и что было предметом обсуждения между Рузвельтом и английским министром иностранных дел Энтони Иденом в марте 1943 года. После окончания войны предлагалось создать мировую организацию на принципах Объединённых Наций, причём в число её занятий не входили военные вопросы, то есть она не должна быть похожа на Лигу Наций.


3. Встреча в Ялте


В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Потсдаме в июле-августе 1945 года союзники решали вопросы мирного обустройства и раздела Германии, а в Ялте принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победительницами. К тому моменту крах нацизма сомнений уже не вызывал, и победа над Германией была лишь вопросом времени - в результате мощных наступательных ударов советских войск военные действия были перенесены на германскую территорию, и война вступила в завершающую стадию. Судьба Японии тоже не вызывала особых вопросов, поскольку США уже контролировали почти весь Тихий океан. Союзники понимали, что у них уникальный шанс распорядиться историей Европы по-своему, поскольку впервые в истории практически вся Европа находилась в руках всего трёх государств. Все решения Ялты, в общем и целом касались двух проблем. Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников - дело, которое было начато ещё в Тегеране. Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий. В вопросе передела границ Рузвельту, Черчиллю и Сталину удалось найти общий язык практически по всем вопросам. Очертания Польши после Второй мировой войны кардинально изменились - перед войной она была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны. Был обсуждён и извечный балканский вопрос - в частности, ситуация в Югославии и Греции. В Ялте была также подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. Она предполагала, в частности, восстановление суверенных прав народов этих территорий, а также право союзников совместно «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления этих самых прав. В очередной раз был поднят вопрос о репарациях. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций. Было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 процентов всех репараций. Отдельным документом была принципиально решена судьба Дальнего Востока. В обмен на участие советских войск в войне против Японии Сталин получил от США и Великобритании существенные уступки. Во-первых, СССР получал Курилы и Южный Сахалин, потерянный ещё в русско-японской войне. Кроме того, за Монголией признавался статус независимого государства. Советской стороне также были обещаны Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога. Ялтинская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений вновь показало возможность сотрудничества государств с различным общественным строем. Это была одна из последних конференций доатомной эпохи. Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы на восток и запад сохранились более чем на 40 лет, до конца 1980-х годов. В ходе конференции было заключено ещё одно соглашение, которое было очень важно для советской стороны, а именно соглашение по репатриации военных и гражданских лиц, то есть перемещенных лиц - лиц, освобожденных (плененных) на территориях, захваченных союзниками.


. Потсдамская конференция


Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Это была третья и последняя встреча «большой тройки» антигитлеровской коалиции. Первые две состоялись в конце 1943 года в Тегеране (Иран) и в начале 1945 года в Ялте (Советский Союз). 36 из 176 помещений дворца были отведены для проведения конференции. Делегации размещались не в Цецилиенхофе, а на виллах в Потсдамском районе Бабельсберг - советская делегация разместилась на вилле, ранее принадлежавшей генералу Людендорфу. Рабочей комнатой американцев служил бывший салон кронпринца, бывший кабинет кронпринца служил рабочей комнатой советской делегации. Сейчас во дворце Цецилиенхоф размещены гостиница и ресторан, а также мемориальный музей Потсдамской конференции.

Целями оккупации Германии союзниками провозглашались её денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация. Была провозглашена также цель сохранения единства Германии. По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Нейсе, что сократило её территорию на 25% по сравнению с 1937 годом. Территории к востоку от новой границы состояли из Восточной Пруссии, Силезии, Западной Пруссии, и две трети Померании. Это в основном сельскохозяйственные районы, за исключением Верхней Силезии, которая являлась вторым по величине центром немецкой тяжелой промышленности. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом (который в следующем году был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 - Калининградская) область РСФСР. Небольшая часть, включавшая часть Куршской косы и город Клайпеда (Клайпедский или Мемельский край, т. н. «Мемельский сектор» ), была передана руководством Советского Союза в 1945 году Литовской ССР. На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.

Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии. 22-23 июля Сталин и Молотов представили на конференции территориальные претензии СССР к Турции и требование благоприятного режима для СССР в Черноморских проливах. Эти претензии не были поддержаны британской и американской стороной (хотя заключительный протокол конференции упоминает пересмотр конвенции Монтрё с учётом мнения турецкой стороны). В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренные 7 августа 1945 года с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию. В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.

5. Создание ООН

àíòèãèòëåðîâñêèé ñîþçíèê êîàëèöèÿ ïîñòäàìñêèé

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами. Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока. Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон-Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации. 11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности». 25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место. На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон-Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств. 25 июня 1945 г. Устав из 111 статей был единогласно принят.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем. ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.


Заключение


Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто её развязал. Победа в войне имела всемирно-историческое значение. Были разгромлены огромные военные силы стран-агрессоров. Военное поражение Германии, Италии и Японии, других держав гитлеровской оси означало крушение жестоких диктаторских режимов. Победа усилила симпатии к СССР во всем мире, неизмеримо подняла авторитет нашей страны.

В антигитлеровской коалиции СССР играл главнейшую роль. Открытие второго фронта было затянуто до лета 1944 г. и поэтому основные силы противника СССР принял на себя. Роль союзников нельзя отрицать. Антигитлеровская коалиция сложилась в 1941 году. В Тегеране важными вопросами были: послевоенное устройство мира, открытие второго фронта, создание ООН после войны, дальнейшая судьба Германии. В феврале 1945 года обсуждались те же вопросы и СССР давало обещание в войну против Японии через 2-3 месяца после разгрома Германии. На конференции в Потсдаме «Большая Тройка» была представлена уже в обновленном составе - Черчилля заменил Этли, победив на выборах в Великобритании, а американскую делегацию возглавил Г. Трумэн. На конференции установили новые границы в Европе, обсуждался польский вопрос и предстоящая война с Японией.

Разгромом Японии завершилась Вторая Мировая война и 2 сентября 1945 на крейсере «Миссури» была подписана капитуляция Японии.


Список использованных источников и литературы


1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3CD)»

Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинюк Ю.А. Ключ к истории Отечества - М: Изд-во Моск.ун-та.

Великая Отечественная война. Воениздат.М.1989 г.

Великая Отечественная война: вопросы и ответы / Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. - М: Политиздат.

История России, ХХ - начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 381 с.,

Россия в ХХ веке: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 368 с.,


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Это один из любимых вопросов-упрёков, бросаемых Путину современной российской квазилиберальной оппозицией. Вопрос является одновременно и упрёком, потому что ответ на него предполагается такой: ни одного. Ну а далее следуют многократно повторенные тезисы о том, что Россия находится в международной изоляции, что "мы восстановили весь мир (вариант: все цивилизованные страны) против себя", и прочее в том же духе.

Но я буду исходить из того, что вопрос задаётся людьми, действительно пытающимися понять, почему у США союзников "целая НАТО" и даже больше, а у России - то ли раз-два и обчёлся, то ли вовсе нет.

Наши официальные лица либо не любят отвечать на этот вопрос, либо отвечают как-то неубедительно. Я не отношусь к числу тех, кто считает, что официальные лица - самые умные, и если они не знают ответа на поставленный в лоб вопрос, то и никто его не знает. А посему хочу дать свой ответ. Честный и исчерпывающий.

Можно пойти по пути формальной реакции на этот вопрос, и тогда ответ будет таков: действительно, союзников у современной России не очень много, а кто они - легко определить, посмотрев на состав двух основных межгосударственных организаций, существующих на постсоветском пространстве: экономической — ЕАЭС и военной — ОДКБ.

Если исходить из этих реалий, то невозможно не прийти к выводу, что у России не просто мало союзников (политических, экономических и военных). Их гораздо меньше, чем у США, военными союзниками которых только в Европе являются как минимум все члены НАТО, а политическими союзниками — как минимум все члены Евросоюза.

На этом можно было бы и поставить точку, добавив разве что только банальное: у России практически нет союзников, а те, что формально есть, во-первых, ненадежны, а во-вторых, не являются значимыми ни в экономическом, ни в собственно военном плане. Именно это не без злорадства ставят в упрёк Путину и проводимой им внутренней и особенно внешней политике: дескать, путинская Россия одинока в этом мире. И в случае необходимости никто не встанет не то что на её защиту, но даже и просто на её сторону.

Внешне так, а в реальности и по сути совсем не так. Замечу, прежде всего, что, строго говоря, неправилен сам вопрос. Как неправилен, например, вопрос — "Кто является союзником льва в схватке с тигром?" Или, если кому-то угодно быть ближе к русским реалиям, несколько иначе: "Кто является союзником медведя (русского) в схватке со львом или тигром?" Здесь-то ответ, думаю, очевиден: никто. Медведь может рассчитывать только на собственные силы, а если ему их для победы не хватит, то никакие союзники не спасут, хотя они и могут помочь оттянуть печальный исход, то есть поражение.

Всем нам хорошо известен по форме иной, но по сути такой же ответ, который дал на именно этот вопрос (без всяких зоологических метафор) русский император Александр III. Его, между прочим, называли миротворцем за то, что за 13 лет его царствования Россия не участвовала ни в одной войне, хотя и всячески укрепляла свою военную мощь. Этот ответ звучит так: у России только два верных союзника - её армия и флот.

Более детально логику рассуждений, приведших Александра III к такому категоричному выводу, описывает в своих воспоминаниях его двоюродный брат, великий князь Александр Михайлович:

"Во всем свете у нас только два верных союзника, — любил он (Александр III - В.Т.) говорить своим министрам, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас <…>

Горький опыт XIX века научил царя, что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии горько об этом сожалеть. Александр I спас Европу от Наполеона I, и следствием этого явилось создание на западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии. Его дед Николай I послал Русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 г. и восстановления Габсбургов на венгерском престоле, и в благодарность за эту услугу император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за свое невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, сдержав таким образом слово, данное императору Вильгельму I, а восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов ее побед над турками.

Французы, англичане, немцы, австрийцы — все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей".

Строго говоря, этой цитатой можно было бы и ограничиться, ибо тут сказано почти всё. Относительно исторического опыта России в ХIХ веке — определённо всё. Можно, конечно, добавить к этому и аналогичный опыт ХХ века, или примеры поведения даже не Франции, Англии и Германии (Пруссии), а более мелких европейских стран, некоторые из которых самой своей государственностью обязаны России (например, Болгарии или Черногории, первая из которых давно уже в НАТО, а вторая втаскивается туда в наши дни усилиями её правящей верхушки). Но это ничего не меняет по сути.

Дело в том, что вопрос о наличии союзников и их числе для России либо вообще не стоит, либо стоит совсем не так, как он стоит в других странах, которые привыкли быть чьими-то союзниками в ранге вассалов. А как?

Обозреватель Forbes: никто не может изолировать Россию Нравится это кому-то или нет, Россия имеет значение, и такое значение, которое не многие страны имеют. Изоляция такой большой и мощной страны невозможна, считает обозреватель Forbes.

Во-первых, Россия - это союзообразующая страна, при этом такая союзообразующая страна, вокруг которой всегда складывались союзы тех, кто нуждается в её защите, а не тех, в чьей защите нуждается она. Причём Россия не просто страна, а страна стран. Когда она называлась Российская империя, или Советский Союз, в неё входили те, кто ныне получил государственную независимость. Когда-то они именно Россией были спасены от османского (Армения, Грузия), польского (Белоруссия, часть Украины), румынского (Молдавия), немецкого (Украина, Латвия) владычества.
Во-вторых, Россия в силу своей истории, в том числе более чем полутысячелетней истории своей непрерывной государственной независимости, а также своей военной мощи, географической обширности и многих других причин никогда не участвовала ни в одном военном или военно-политическом союзе на правах подчинённого члена. Она была либо руководителем (лидером) такого союза, либо одним из 3-4-х ключевых его членов (наиболее яркие примеры — Священный союз в постнаполеоновской Европе, Антанта перед Первой мировой войной и в ходе её, антигитлеровская коалиция во время Второй мировой войны).

Вот, в частности, почему не мог рассматриваться всерьёз план (если он даже существовал в головах каких-то фантазёров) вступления России в НАТО. США прекрасно понимают, что на подчинённые роли Россия никогда не согласится, а равную с ними самими роль американцы никогда в своём личном военно-политическом союзе не готовы отдавать даже Великобритании, не говоря уже о России.

В-третьих, никто и никогда не защищал Россию от военной опасности военным путём. Она всегда справлялась с этими опасностями сама, получая союзников (если их не было в начале этого пути) по мере приближения своей победы над агрессором (война с гитлеровской Германией — самый яркий тому пример).

И, разумеется, никто и никогда не освобождал территорию России, если на эту территорию вступал иностранный солдат - это всегда делала она сама, освобождая попутно и другие страны. Противоположные факты истории просто неизвестны.

Можно предположить, что так будет и в будущем, если вдруг (чего, надеюсь, не будет), кто-то вновь рискнёт пойти по пути Наполеона или Гитлера с запада, по пути османских султанов с юга, Карла XII с севера. Это относится и к востоку, то есть к Тихоокеанскому региону, или к Дальнему Востоку, как мы его называем. По мере продвижения России к победе союзники у неё, причём во множестве, появятся. А если не появятся (но появятся обязательно, хотя и не все искренние), то Россия доведёт дело до победного конца сама, в одиночку.

Пушков о предложениях США: замучились изолировать? Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в ответ на предложения Вашингтона об обмене разведданными о террористах напомнил американским партнерам о "глупостях насчет изоляции России".