Психология социальной работы. Психология список научных статей Анализ научной статьи по социальной психологии

Страница 1

Западные специалисты определяют социальную психологию как науку, изучающую взаимозависимость поведения людей и факта их взаимоотношений и взаимодействий. Эта взаимозависимость означает, что поведение индивида рассматривается одновременно и как результат, и как причина поведения других людей.

В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины, и социальной психологии в том числе, приблизительно один и тот же - зарождение социально-психологических идей в рамках философии и постепенное отпочкование их от системы философского знания. В нашем случае это произошло через первоначальное отпочкование двух других дисциплин - психологии и социологии, давших непосредственно жизнь социальной психологии.

Исторически, социальная психология возникла в начале XX в. как реакция на «асоциальную» природу общей психологии: как будто ей, социальной психологии, была вменена задача социализации психологии и персонализации в изучении общества. Годом ее рождения принято считать 1908-й, когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии - «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Макдаугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса.

Известно, что исследовательский интерес к изучению социального поведения людей возник и сформировался уже во второй половине XIX в. и был ознаменован появлением работ по условно называемой «народной психологии», анализирующей способы взаимоотношения личности и общества (признание примата личности или примата общества). «Психология народов» как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии (М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт). «Психология масс» - другая форма первых социально-психологических теорий - родилась во Франции во второй половине XIX в. (С. Сигеле и Г. Лебон).

Начало научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Оллпорта в США в 20-е гг. XX в. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. В развитии психологии к этому времени сформировались три теоретические школы - психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология. Особенно привлекательными были идеи бихевиористского подхода, наиболее соответствовавшие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. Под влиянием экспериментальной методологии, которую социальная психология начала интенсивно использовать в период между двумя мировыми войнами, первоначальная интегративная задача «социализации» психологии в основном редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение в лабораторных условиях.

Ценой, которую социальная психология заплатила за свою экспериментальную жесткость, была потеря релевантности результатов. Освобождение от чар экспериментального подхода привело к кризису 1960-1970-х гг., когда было предложено много альтернативных подходов развития этой дисциплины. Главным эффектом этого кризиса явилась либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по предмету: "Теория социальной работы"

Тема: "Психология социальной работы"

Содержание

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Объективные трудности трансформации российского общества, становление демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, усложненные просчетами в реформировании страны, привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности, пополнила ряды малообеспеченных, слабозащищенных, уязвимых социальных групп. Эти группы - пожилые, пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и др. - наряду с активной материально - экономической поддержкой нуждаются в социально - психологической помощи. Сложность, противоречивость, в определенной мере нестабильность, непредсказуемость социально-экономической и политической ситуации в стране, проблемы социальной и личной безопасности в обществе, в том числе, и среди более обеспеченных слоев населения также вызывает потребность в социально-психологической поддержке.

Социальные работники, имеющие дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д. (3)

Взаимосвязь психологии и социальной работы

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обуславливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить в ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под "маской" социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия - человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются различные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности существования, эстернальности. Подлинную активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности.

Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются в данном случае в центре внимания. Прежде всего возникают вопросы: какое место должна занимать прикладная психология в системе социальной работы с населением? какие функции она выполняет? какую помощь оказывает практикующему социальному работнику? Значение психологических знаний для социальной работы рассмотрим на следующих двух примерах.

Пример 1. В социальной работе нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, одинокие престарелые, многодетные семьи, беженцы, безработные, правонарушители, наркоманы и др.). работа с подобными группами очень сложна и не всегда удачна. Но владение социальным работником психологической информацией может ее упростить.

Обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно - у них главным образом две линии поведения. Первая из них характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Вторая связана с усилением внутригрупповой солидарности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежности к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.

Обе линии поведения носят деструктивный характер. Социальному работнику, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежному проявлению вышеописанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей. При этом необходимо понять, почему возникают столь противоречивые последствия социальной несправедливости. Анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности дает следующие типы стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество (конкурентность).

Первая группа стратегий характерна для людей, пытающихся повысить свой социальный престиж благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая - связана с изменением критериев социальной оценки. Третья - включает как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, нередко приводящие к социальным катаклизмам. Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активным действием до тех пор, пока незаконность статусных различий не становится явной, очевидной, тогда возникает и крепчает ощущение несправедливости.

Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

психология социальная работа

Пример 2. Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидальными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых - не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за не учета реальных обстоятельств.

Причинами суицидальных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности и повторяемости).

Описание этого явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех ли иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживало человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и наконец, принятие суицидного решения - акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.

В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидальном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается принимается личностью; при позиции "отказа" она приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что для выделения в социальной работе суицидоопасных людей и групп недостаточно только формальных социально-демографических признаков. Необходима совокупность содержательных, социально-этических и морально-психологических характеристик жизненных сил и жизненного пространства как отдельных личностей, так и социальной общности, свидетельствующих об их уязвимости.

Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается в связи с необходимостью организации работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками и молодежью, отличающимися асоциальным поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, нарко-токсикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым "кризисным психическим состояниям" и др. В таких случаях социальная поддержка носит преимущественно характер индивидуальной психосоциальной работы. Во всей этой деятельности социальному работнику нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.

Эти группы нуждаются в социальной и психологической поддержке, выраженной в различных формах: материальной помощи, получении профессии, облегчении социально-психологической адаптации к новым условиям, снятию психической напряженности, стресса и др. (5)

Функции психологии в социальной работе

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. (2) В общем случае можно выделить теоретическую и методологическую функции психологии в социальной работе.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно-психологическими явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны, (1) и реализуется с помощью специальных психологических теорий - теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. (2)

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

В частности, психология в социальной работе выполняет такие функции, как объяснительная, диагностическая, проектирование, прогностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), профилактическая. (1,3)

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы.

С помощью психологии раскрываются сущностные характеристики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.

Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям - диагностика личности и ее социальных качеств, диагностика групп и их развития. (1)

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа - установление диагноза, т.е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Особую группу среди дезадаптированных и плохо адаптированных индивидов составляют психически больные. Выявление конкретного диагноза психического заболевания и психологических отклонений от нормы и соответственно прямое лечение этих лиц является, прежде всего, задачей узких специалистов в области психиатрии.

Социальный работник играет здесь, в основном, вспомогательную роль:

1. он может определить общее нарушение психики клиента, не ставя конкретного диагноза и направив его к специалистам,

2. он может и должен формировать общие социальные и психологические условия (климат, общение) для усиленного лечения заболевания, т.е. социальный работник, выполняя эти функции, безусловно, должен быть достаточно ориентирован в общих вопросах физиологии, психологии и психотерапии. (3)

В процессе диагностики личности людей как субъектов и объектов социальной работы значима их собственная активность. (1)

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально - психологического иммунитета на будущее. (3)

Психологическая процедура проектирования социальной работы включает способы описания социально-психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации социальной работы.

Значимость психологических приемов проектирования социально-педагогической деятельности определяется тем, насколько психология интегрирована с педагогикой, социологией, медициной, правоведением и другими дисциплинами, используемыми в социальной работе.

Прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи.

Социальная работа выигрывает оттого, что систематически ведется прогностическая психологическая работа, делающая эффективной социальную реабилитацию. Не менее важно формулировать социально-психологические проблемы и задачи социальной работы, тесно связанные с социальной психологией. Таким образом, психология вносит существенный вклад в теоретические и методологические основы социальной работы, придавая ей системный характер.

Ведущей целью социально-педагогической работы является социализация личности, т.е. усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества. (1) Социализаторская (социально-терапевтическая) функция - это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)

Основные цели и задачи социальной терапии: а) сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей; б) обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности; в) изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир; г) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий; д) по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента; е) по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться.

В целом все эти цели и задачи, достигаемые в процессе реализации данной социально - терапевтической функции социальной работы, означают прямую помощь в совершенствовании социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации индивидов (клиентов). (3)

Психологические компоненты социальной работы включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.

Включение в социальную деятельность постепенно формирует идеалы личности, ее социальное мышление. В процессе социального окрашивания деятельности (учеба, трудовая, художественная, спортивная и др.) и самой социальной деятельности формируются социально-психологические знания и опыт практического общения. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.

Процесс социализации требует высокой собственной активности. На ее формируются способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности (мотивы, интересы, направленность, включенность в общественную жизнедеятельность, социальное доверие и ответственность), проходящей социализацию.

Психологическое обеспечение социальной работы

Эффективность социальной работы обеспечивается рядом факторов - экономическими, материальной базой, управленческими, педагогическими, психологическими. Психологическое обеспечение социальной работы - один из важнейших факторов. Психологические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы. Психологический анализ опыта самодеятельности как основного средства социализации показывает ведущую роль личностных качеств. Не меньшее значение имеют социальные отношения, в которых стержневую роль играют психологические компоненты (интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др.).

Практическая психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Именно она выступает центральной ячейкой социально-педагогических и психологических приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование механизмов социального восприятия, социального мышления.

В социальной работе существенную роль играет психология социальной деятельности. Социальная деятельность представляет собой изучение и преобразование социума и личности человека. В структуре социальной деятельности присутствуют психологически четко окрашенные элементы - мотивация, психологический анализ, управление.

Психологическое обеспечение социальной работы органически включает развитие ее мотивации. Психологический подход в ней помогает мобилизовать прагматические, утилитарные, альтруистические мотивы.

В качестве обратной связи используется психологический анализ субъектов-объектов, содержания, процессов и результатов социальной работы.

Психологические методики помогают оценить качество мотивации социальной работы, а психологический анализ - обосновать применение стимулов, способствующих повышению эффективности всех видов деятельности людей - учебной, трудовой, художественной, спортивной, общественной и др.

Психологическое обеспечение социальной работы непосредственно касается управления ею. Психологизация социального управления повышает эффективность воспитательного и развивающего влияния социума.

Другие элементы социальной деятельности также имеют психологические стороны в качестве органических компонентов, обеспечивающих целостность социальной работы.

Цели социальной деятельности носят сложный характер, а стержнем их является создание благоприятные психологических условий для самодеятельности личности в процессе социальной защиты. Например, социальный работник, диагностируя образовательную, профессиональную подготовку, культурный уровень безработного, формирует у него уверенность, что его переобучение пройдет успешно и он сумеет включиться в труд по новой специальности.

Содержание социальной деятельности включает несколько психологических аспектов, как-то: формирование социальных потребностей, интересов, мотивов, приемов общения, восприятия человека и групп, создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Средства социальной работы также заключают в себе разнообразные психологические элементы; информирование, инструктирование, рекомендации, различные виды анализа.

Эффективность социальной работы обеспечивает формирование социальной активности ее участников, связанной с их личностными характеристиками, отношением к производству, социуму, труду, образованию, общественной деятельности.

Вершиной системы психологического обеспечения социальной работы является формирование социальной защищенности не только реципиентов социального обеспечения, социальной реабилитации, социальной терапии, но и самих структур, решающих задачи социальной работы

Система психологического знания в социальной работе

Психологически основы социальной работы образует теория личности. Социальная работа тесно увязывается с типизацией личностей, и соответственно этому строятся ее стратегия и тактика. На практике хорошо зарекомендовала себя теория акцентуации характеров. Например, выявляются положительные, отрицательные черты характера, конфликтогенные ситуации и соответственно этому подбираются психологические упражнения, даются педагогические рекомендации. (4)

Один из основных в психологическом знании - психодинамический теоретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказании помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З. Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий. Основы "работы со случаем" были заложены американским ученым М. Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рассматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в данном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагнозу его проблемы и возможности излечения, т.е. решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека пользоваться общественными ресурсами и возможностями. М. Ричмонд выделила четыре метода социальной работы - это понимание индивида, понимание социальной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредованное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось основное направление приложения психологических знаний в социальной работе - это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахождении собственных психологических ресурсов. (2)

Существенную роль в социальной работе играет психологическая теория групп. Раскрывается структура группы: лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.

Необходимым элементом системы психологического знания в социальной работе является теория психологии общения. Социальное научение, органически включенное в социальную работу, помогает овладеть навыками общения, воспитывающего и развивающего личность. Это создает благоприятные социально-педагогические отношения.

Важную роль в решении задач социальной работы играет теория социального конфликта, как индивидуально-личностного, как и индивидуально-группового и межгруппового. Социально-психологический анализ конфликта (конфликтной ситуации, эксцесса, разрешения конфликта) обеспечивает действенность социальной работы, повышает эффективность учебно-трудовой деятельности.

Подсистемой психологических знаний выступает психологическая теория индивидуализации и дифференциации социальной работы. Индивидуальный подход необходим в любой деятельности - учебной, трудовой, художественной, спортивной, игровой. Он является одновременно и принципом, и условием эффективной социальной работы. В индивидуальном подходе используются психологические феномены: темперамент, характер, мышление, речь, перцептивные качества личности.

Дифференциация социальной работы основана на стратификационно-психологических признаках, поскольку она учитывает особенности детей и взрослых, молодежи и пожилых, здоровых и больных, работников преимущественно физического и умственного труда, культурных, образованных и малокультурных, необразованных, высококвалифицированных и необученных, опытных работников и начинающих.

Необходимым элементом психологического знания в социальной работе выступает психология талантливых людей. Обеспечение социальной работы предусматривает учет их способностей, а вместе с тем и особенностей характера.

Система психологического знания в социальной работе включает теорию и практику дезадаптированных и депривированных людей. Контингент этой группы достаточно многочисленный. Деликатность и сложности проблемы заключается в том, что внутри групп существует весьма тонкая стратификация по психологическим признакам.

Большая группа людей, называемая "инвалиды", описывается специфической психологической теорией, которая выступает в качестве основы социальной работы.

В последние годы предметом теоретико-психологической проработки выступают люди пенсионного возраста. Общество несет большие убытки в связи с тем, что не использует объективных психологических показателей их работоспособности, равно как и их социально-психологических ролей в социальной работе. (4)

Психологические методы социальной работы

В социальной работе применяются психологические методы. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума.

Психологические методы, применяемые в социальной работе, подразделяются на индивидуальные и групповые.

Существенные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучение социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений. (1)

Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин "психологический диагноз" не только как установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта, произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типов темперамента и т.д.

Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен социальному работнику. Это - наблюдение за обследуемым в ходе взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях его жизни (семье, группе). (5)

В социальной работе широко применяется психологическая консультация. К ней прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т.д. По результатам этой работы строиться их индивидуальная и групповая деятельность.

Необходимым метолом социальной работы является психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они выключают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными методами социальной работы. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия трудовой, учебной и другой деятельности.

Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующем обобщением и переносом социально-психологических образований в новые условия своей жизнедеятельности.

Углубленный характер по отношению к личности в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. По этому признаку психологические методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.

Социальный работник выполняет множество функций. Осуществляя их он, он непременно прибегает к помощи психологии.

Прежде всего надо отметить, что социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов самопомощи.

Социальный работник чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей, развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

Социальный работник действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспитания, социальный работник обретает у клиентов доверие.

Деятельности социального работника присуща самая глубокая социальная инициатива. Это связано с тем, что социальная психология и педагогика есть теоретический и методологический стержень социальной работы.

Социономическая деятельность носит комплексный характер, так что социальный работник по сути своей профессии является педагогом-психологом. Психологическими средствами он диагностирует социономическую ситуацию, состояние ее участников, обосновывает необходимость применения социальный технологий. Педагогическими методами он информирует, создает рабочие группы, организует коллективную работу, убеждает, актуализирует знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем преобразования социума и личности. (1)

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними.

2. Основная цель социальной работы - улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

3. Весь смысл социальной работы, всех ее принципов, методов заключается в улучшении социального положения, лучшей приспособляемости клиента к ситуации. Поэтому цель психологической практики социальной работы также заключается в развитии оптимальной социализации и вместе с тем социальной адаптации и реабилитации клиента. Совершенствование социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации составляют сердцевину всей социальной работы. Отсюда предмет психологии социальной работы, как науки и дисциплины заключается в изучении психологических концепций и методов, используемых их в практической социальной работе с клиентами (индивидами и определенными группами населения) для оптимизации их социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации.

Таким образом, психология социальной работы по своей структуре включает 3 основных блока:

1) общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие методологическую базу психологической практики социальной работы;

2) конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения ("лечения") социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп, их социально-психологической адаптации и реабилитации.

3) особенности социально - психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (что предполагает выявление и учет специфики их социально - психологического поведения, образа мышления и действий). (3)

Список литературы

1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФА-М, 2003. - 395 с. (стр.73-79) - (Серия "Высшее образование");

2. "Теория социальной работы" под ред. Кузиной И.Г. Гор. Владивосток Изд-во ДВГТУ, 2006 (стр.110-111);

3. Е.В. Кулебякин "Психология социальной работы" Владивосток Издательство Дальневосточного университета, 2004 (стр.8, 11-14);

4. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. "Социальная работа в вопросах и ответах": учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 184 с. (стр.17-18);

5. Теория социальной работы:: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998. - 334 с. (стр.119-124).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория социальной работы: объект, предмет, закономерности и принципы. Социальная психология как раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе. Взаимодействие социальной работы и психологии в практической деятельности социального работника.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины. Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Теоретические основы исследования взаимосвязи теории социальной работы и психологии. Социальная работа как область научного знания. Сущность и значение психологии в работе с клиентами. Применение психологических технологий в практике социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2016

    Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Актуальность технологии социальной работы как учебной дисциплины. Сущность, содержание, типология и структура технологического процесса социальной работы. Технологии отечественной социальной работы и влияние на них зарубежного опыта социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Семья - компонент социальной структуры любого общества. Молодая семья, как объект социальной защиты. Проблемы молодых семей и пути их решения. Особенности социальной работы с молодой семьей. Выявление эффективных методов работы по социальной поддержке.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2010

    Общая характеристика системы социальной работы. Субъект, объект, функции и методы социальной работы. Основные направления и специфика проведения социальной работы с различными группами населения. Метод обеспечения социальной защищенности человека.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Категории экономики социальной работы: производство, распределение, обмен и потребление. Экономическая функция и задачи социальной работы, описание её принципов. Сферы экономического пространства социальной работы. Реформирование системы здравоохранения.

    реферат , добавлен 23.03.2016

    Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы. Практика организации и содержание социальной работы с инвалидами на уровне муниципалитета города Горно-Алтайска Республики Алтай РФ.

24.08.2012. 3:00

Комментариев: 7

07.03.2011. 13:41

Комментариев: 8

12.12.2010. 17:21

Комментариев: 5

30.07.2010. 21:54

Комментариев: 3

16.05.2010. 22:30

Комментариев: 6

12.12.2009. 15:42

Комментариев: 10

10.12.2009. 21:27

Комментариев: 15

23.10.2009. 11:49

Комментариев: 1

10.09.2009. 15:19

Комментариев: 22

03.08.2009. 15:13

09.06.2009. 23:04

Комментариев: 7

23.03.2009. 11:00

Комментариев: 8

10.09.2008. 17:09

Комментариев: 5

28.07.2008. 16:55

Комментариев: 1

19.02.2008. 22:47

Комментариев: 49

26.12.2007. 0:00

Значительная роль общения в старшем подростковом возрасте давно отмечается многими авторами. Становление личности в подростковом и юношеском возрасте взаимосвязано с развитием социальной компетентности, знаний и умений общения и взаимодействия с другими людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Поэтому взаимопонимание, межличностное восприятие и его согласованность у участников общения столь значима для успешной адаптации старшеклассника в расширяющемся пространстве осваиваемой им социальной реальности. [

Термин “социализация” пришел в социальную педагогику и психологию из политэкономии. Первоначально его значение было – “обобществление земли, средств производства, орудий труда”. В середине 20 века социализация стала самостоятельной областью междисциплинарного исследования: социальной типологии, социологии, политологии, философии образования, социальной педагогики. В начале под социализацией понималось развитие человека в детстве, отрочестве, юности. Сегодня считают это определение ограниченным […]

«Насилие» может быть истолковано как: 1)принуждение, понуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы; 2)против воли силой заставлять, вынуждать, ставить перед необходимостью исполнения чужой воли; 3)неестественно, напряженно и т.п.1. Соответственно свое уголовно-правовое содержание будет иметь и физическое и психическое насилие. Физическое насилие - это реальное или потенциальное причинение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физиологической целостности […]

В настоящее время в приемных семьях воспитывается 1311 детей. В основном это те дети, которые воспитывались уже в учреждениях для детей-сирот или та категория детей, которые традиционно направлялись на воспитание в данные учреждения. Из учреждений передано в семьи 442 ребенка, в том числе из домов ребенка — 85 детей. Это дало возможность существенно сократить число […]

Человек может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: на работе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья. Неотъемлемая часть безопасности - это безопасность в семье. «Мой дом - моя крепость», - гласит известная поговорка, т. е. в ней подчеркивается, что дом - символ безопасности. Однако многие члены […]

В условиях сложившегося ныне в обществе системного социального кризиса, охватившего различные стороны повседневного бытия населения, возникает необходимость столь же всестороннего наблюдения социального пространства, аналитической проработки принимаемых управленческих решений Отсюда вытекает принцип системного, комплексного подхода к решению задач информационно-социологического обеспечения процессов управления социальной сферой.. Характер кризисных состояний и процессов в социальной сфере нередко имеет столь […]

Прежде чем проанализировать нарушения закона, следует предварительно обсудить его сущность и содержание процесса ареста. Причины нарушения закона могут рассматриваться только в случае, если законы справедливы и служат интересам общества. В современном американском обществе существуют значительные разногласия о справедливости закона для несовершеннолетних, а также о юридических процедурах (обращение с молодыми людьми, обвиняемыми в нарушении закона). Исследователи […]

Либерализм в XIX веке как социально-политическое мировоззрение был представлен различными концепциями, и его нельзя представить в виде целостной теории. Однако можно говорить о том, что основной постулат данного мировоззрения был связан с вопросом ответственности и морального долга государства перед личностью за невозможность предоставить все условия для ее нормального существования. Основные теоретические проблемы были связаны с […]

Любая профессия стремится к тому, чтобы общество ее признало, как полезную и нужную профессию, то есть к тому, чтобы приобрести определенный статус в обществе. Как показывает социальная практика, добиться общественного признания можно после того, как конкретной профессиональной деятельностью станут заниматься дипломированные специалисты, получившие специальные знания и успешно выдержавшие государственные экзамены. Однако для завоевания авторитета в […]

Стипендия является пусть и незначительной, но гарантированной поддержкой студентов государством. Мы рассмотрим порядок документального оформления выплаты стипендий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего образования. Виды стипендий Стипендией называется денежная выплата, назначаемая студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных учреждениях. В соответствии с п.2 Типового положения о стипендиальном […]

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее […]

Рассмотрим актуальные проблемы больших социальных групп, представленные в статьях психологического журнала.

Рассмотрим статью Анатолия Лактионовича Журавлева и Татьяны Петровны Емельяновы «Психология больших социальных групп как коллективных субъектов». В данной статье анализируются современные психологические исследования больших социальных групп, и обосновывается актуальность их изучения как коллективных субъектов. Татьяна Петровна и Анатолий Лактионович делают акцент на возможности исследования больших социальных групп с теоретических позиций субъектного подхода, предложенного Львом Семёновичем Рубинштейном. Так же рассматривается система факторов, обусловливающих изменение в уровне субъектности больших групп, а также закономерности формирования их субъектных качеств, среди которых выделены: социальная инициативность и ответственность, высокая степень самоорганизации и самоуправления, навыки и опыт совершения согласованных групповых действий.

Исследование больших социальных групп как коллективных субъектов, их возможностей и особенно представляет большой интерес по целому ряду причин.

Во-первых, для современной социальной психологии данное направление исследований является принципиально новым, так как психология таких групп с позиций субъектного подхода ранее глубоко не анализировалась и профессионально не осмысливалась. Возможно, выделение субъектных характеристик больших социальных групп существенно дополнит понимание их психологии, которое, по-прежнему, остается явно не достаточным.

Во-вторых, психологическое исследование таких групп именно как субъектов, несомненно, будет способствовать пониманию более глубинных изменений, происходящих в современном российском обществе. Подобные надежды связаны, с одной стороны, с необходимостью тщательного анализа изменений в психологии ранее известных социальных групп: процессов осознания ими нового места, новых функций и ролей в современном обществе, роста в целом их социальной активности, новых явлений в межгрупповых отношениях, в частности, согласования действий с другими социальными группами. С другой стороны, существует потребность в изучении психологии новых социальных групп, интенсивно возникавших в российском обществе в 90-е гг. ХХ в. и продолжающих активно формироваться в начале нового века. Имеются в виду не только относительно изученные за последние 15 лет социальные группы предпринимателей, безработных или деловых женщин, но и совсем не изученные или недостаточно понятные «новые русские», средний класс, «новые беспризорные», обманутые вкладчики (инвесторы), «зеленые», дворянское собрание, кадеты, правозащитники, новые профессиональные группы и др. Актуальной проблемой является исследование таких изменений в психологии всех названных групп, которые превращают их в субъектов, способных реально влиять на российское общество и тем самым развивать его.

В-третьих, исследование психологии больших социальных групп с позиции субъективного подхода является вполне релевантным, позволяет расширить научное поле его применения и раскрыть реальные теоретические возможности на новом конкретном объекте социально-психологического анализа - все это фактически может привести к развитию самого субъектного подхода в психологической науке.

В-четвертых, возрастающий интерес к возможностям субъектного подхода в изучении психологии больших социальных групп неизбежно усилит интеграционные междисциплинарные процессы социальной психологии, с одной стороны, и социологии, экономической и исторической наук, политологии и науки управления- с другой, так как каждая из них имеет свой актуальный интерес к большим социальным группам, в том числе, к их психологии.

Различные проявления коллективного субъекта представляют собой психологические феномены разной степени обобщенности - частности. В этой связи наиболее обобщенным проявление коллективного субъекта может быть социальное поведение, а более широко - социальная активность, интегрирующая частные её формы, к которым относится общение, отношение, воздействие, управление.

Другими обобщенными формами активности коллективного субъекта являются взаимодействие и широко понимаемая совместная жизнедеятельность. Такие, например, шкалы свойств, как «активность - пассивность», «удовлетворенность - неудовлетворенность», «устойчивость - изменчивость» и некоторые другие, имеют отношение к любым проявлениям коллективного субъекта и тем самым могут быть отнесены к группе наиболее общих его свойств.

Рассмотрим следующую статью Александра Лактионовича Журавлева и Аллы Борисовны Купрейченко «Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования» представленную в психологическом журнале.

В данной статье предлагаются авторские понимания термина «психологическое пространство», представления о различных его видах и основаниях им возможного группирования. Дается краткое описание ключевых характеристик социально-психологического пространства личности и группы, обосновывается актуальность и определяются направления исследования.

В последние годы исследователями были выявлены особые типы взаимодействия личности и группы с изменяющейся социальной средой. К их числу можно отнести, например, сознательный отказ личности от адаптации к новым экономическим условиям, а также стремление изменить окружающую среду в соответствии со своими социальными представлениями, жизненными принципами и ценностями. Такой тип взаимодействия возникает в результате «миропреобразовательной», «миросозидательной» или «миротворческой» активности субъекта. Кроме того, у представителей некоторых социальных групп, например, «аутадаптантов», было отмечено отсутствие потребности в адаптации, поскольку происходящее в обществе изменения не затрагивают ни основную сферу их жизнедеятельности, ни основные жизненные смыслы, ценности, идеалы. Нередко отмечается также временный и противоречивый характер адаптации, например «вынужденное предпринимательство» и многое другое.

Использование терминов «психологическое пространство» в социологических и психологических работах имеет давнюю традицию. Теоретические основы изучения этого феномена, а также близких по содержанию и широко используемых его аналогов, таких как: «мир», «сфера», «поле», «зона», заложены в классических работах Адлера, Богардуса, Сорокина, Рубинштейна и тд.

Среди эмпирических исследований следует отметить близкие по своей проблематике работы Бурмистровой-Савенковой, Нартовой-Бочавер и Потаповой и некоторых других авторов.

Следует отметить, что для социальной психологии интерес представляет более широкое понимание психологического пространства, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.

Во-первых, для исследователей социально-психологического пространства характерен интерес к объектам, находящимся за границами пространства личной жизни изучаемого субъекта, но оказывающим существенное влияние на его жизнедеятельность в целом. Поэтому весьма актуально изучение разнообразие и многосторонности отношений субъекта не только со «своими», «близкими» или «привлекательными» объектами, но и с представителями принципиально других социальных категорий - «далекими и безразличными», «чужими и отвергаемыми», «чуждыми и враждебными», «притягательными, но недоступными».

Во-вторых, значимые объекты имеют довольно сложные связи, как с субъектом, так и между собой которые могут быть основаны, помимо упомянутых выше идентификации и принадлежности, на целом спектре различных отношений: уважении, авторитетности, ответственности, зависимости, полезности и многих других.

В-третьих, что особенно важно, элементы социально-психологического пространства (отдельные люди и группы, различные социальные объекты и явления) характеризуются собственной активностью, в значительной степени, не зависящей от активности субъекта формирования пространства.

Поэтому связи, существующие между субъектом и элементами такого пространства, а также между отдельными его элементами, должны рассматриваться как взаимные, т.е. как взаимоотношения. Это вызывает необходимость, с одной стороны, анализа нескольких уровней взаимной рефлексии отношений (представления субъекта об отношении партнера, и наоборот, и т.д.), а с другой - изучение взаимных ожиданий и готовности обеих сторон реагировать определённым образом на поведение, соответствующие этим ожиданием. В связи с этим особую актуальность неизбежно приобретает изучение динамично развивающихся процессов формирования и изменения, сохранения и воспроизводства пространства, а также психологических механизмов, регулирующих эти процессы.

Возрастающий в последние годы интерес к изучению психологического пространства самоопределяющегося субъекта в полной мере отвечает перечисленным современным тенденциям в исследовании психологии человека, уже проявившимся и некоторым еще пока недостаточно выраженным. На основании выполненного анализа Журавлевым и Купрейченко можно сделать вывод о том, что в исследованиях социального самоопределения индивидуального и группового субъекта, а также близких ему феноменов и понятий более уместным является использование феномена и понятия «пространство» по сравнению с термином «среда» и его аналогами.

Есть необходимость выделить группы факторов и значимых объектов, которые не заметны сторонним наблюдателям, уже или пока несуществующих в действительности, даже возможно и нереальных, виртуальных, но занимающих важное место в психологическом пространстве субъекта и оказывающих существенное влияние на его жизнедеятельность.

В данной статье представлен анализ классических и современных исследований готовности к риску. Предлагается типология явлений риска на основе категорий, разработанных Ф.Е. Василюком. Приводятся результаты проведенного на управленческих командах исследования влияния индивидуальной готовности к риску на эффективность группового решения творческих задач. Делаются выводы о более высокой эффективности гетерогенной по критерию индивидуальной готовности к риску команды руководителей при решении творческих задач по сравнению с гомогенной командой. Установлено, что группа, сформированная по принципу высокой готовности к риску ее членов, оказывается либо очень успешной, либо неуспешной при решении творческих задач. Рассматривается проблематика групповой готовности к риску.

В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более рискованными, чем решения, принятые индивидуально. В качестве интерпретации так называемого феномена сдвига к риску были предложены следующие основные объяснения:

  • а) в группе происходит диффузия ответственности, в результате которой человек перестает лично отвечать за принятое группой решение;
  • б) риск интерпретируется как ценность в обществе. Обнаружение в ряде экспериментов сдвига в сторону осторожности при принятии группового решения не позволило точно подтвердить данные гипотезы .

Рассматривая современные тенденции в изучении риска, следует заметить, что круг исследуемых феноменов расширился в последнее десятилетие. Многие зарубежные авторы делают акцент на негативном аспекте риска - опасности его последствий. Так, особенно популярными становятся темы влияния СМИ на поведение за рулем, уровень употребления наркотических средств и насилия . По сравнению с результатами 1980-1990-х гг. показатели риска заметно выросли. Авторы предполагают, что причины этого явления - в огромном количестве соответствующих отрицательных сюжетов, за которыми к тому же не следует наказание. Также исследуется восприятие риска заболеть СПИДом. Делаются выводы об отрицании субъективной опасности, несмотря на ее объективно более высокий уровень, что выражается в заниженной оценке респондентами угрозы для себя по сравнению с восприятием опасности для референтной группы. Вслед за открытиями А. Тверски и Д. Канемана продолжаются также исследования ошибок восприятия и эвристик при принятии решений.

Исследования, проведенные одновременно (в 2004 г.) зарубежными учеными и автором данной статьи, позволили выявить культурную специфику готовности к риску. Сравнивая собственников бизнеса и менеджеров по готовности к риску, мы предполагали обнаружить более высокий ее уровень у предпринимателей, которые начинают дело и с необходимостью рискуют своими материальными, временными ресурсами и репутацией, так как мы считали, что роль менеджера требует стабилизации бизнеса, а, следовательно, и большей осторожности. Именно такой результат получили наши западные коллеги. Каково же было наше удивление, когда на российской выборке не было обнаружено значимых отличий! Основным объяснением этого послужила тогда специфика российского бизнеса с повышенным уровнем неопределенности для всех его участников.

В отечественной и зарубежной социально-психологической литературе можно обнаружить также исследования, посвященные гендерным различиям при восприятии риска. Так, мужчины трактуют его в объективном формате как «вероятность отклонения результата» с акцентом на успех и возможность получения большего выигрыша. Женщины высвечивают лишь эмоциональные грани и в основном ассоциируют риск с неудачей и страхом. Что касается российских женщин, то они также замечают и позитивные моменты ситуации неопределенности, связывая ее с выходом из повседневной рутины.

Рассмотрим статью Андрея Владимировича Сидоренко «Групповая сплоченность и неформальные подгруппы» представленную в психологическом журнале. В данной статье обозначен традиционный и предложен новый подход к пониманию групповой сплоченности. Отличительные особенности последнего состоят в том, чтобы рассматривать сплоченность группы не столько через связи каждого члена с другими или с группой в целом, сколько через связи между неформальными подгруппами; принимать во внимание не только сплоченность группы в целом, но и сплоченность каждой подгруппы; понимать динамику сплоченности группы и каждой подгруппы в их взаимосвязи и на основе анализа процессов их внешней и внутренней интеграции-дезинтеграции. Изложены результаты исследования, в котором сопоставлены показатели сплоченности группы, неформальных подгрупп и совокупности не включенных в подгруппы членов; противоречивость отношений между неформальными подгруппами и сплоченностью группы.

Интерес к данному феномену стал проявляться в последней четверти XIX столетия, но начало серьезному изучению было положено в ранней работе Л. Фестингера, в которой было дано формальное определение групповой сплоченности. Заданного этим автором понимания сплоченности в дальнейшем придерживались многие исследователи. В то же время в разных теориях малой группы прямо или косвенно выдвигались различные взгляды на ее природу. Помимо этого, проводилось множество прикладных исследований, в которых фиксировались те или иные эмпирические индикаторы сплоченности, но игнорировались описывающие ее теоретические конструкты.

Если на протяжении 1950-1960-х гг. сплоченность являлась одной из приоритетных тем, то в 1970-80-х гг. интерес к ней несколько упал . Хотя в зарубежной психологии периодически наблюдался некоторый всплеск исследовательской активности, например, в связи с изучением влияния сплоченности на продуктивность деятельности и пониманием ее как многомерного феномена, тем не менее, исследование сплоченности не приобрело былого масштаба. Подобная картина наблюдалась и в отечественной социальной психологии.

Можно отметить как минимум два обстоятельства, определивших не только снижение количества публикаций по сплоченности, но и их качественные недостатки. Во-первых, как подчеркивается в зарубежной литературе, в истории изучения сплоченности «преобладала путаница, несообразность и почти непростительная небрежность в подходе к определению конструкта». Кроме того, существует значительное противоречие между позициями академических исследователей и практиков относительно определения и измерения сплоченности. В прикладных исследованиях часто соединяются пункты различных методик и подвергаются факторному анализу без учета их концептуальных ограничений. Скрытая природа сплоченности часто путается с ее причинами и следствиями. Во-вторых, отсутствуют принципиально новые подходы к анализу групповой сплоченности. Периодически предлагаемые на страницах научной литературы идеи являются, по большей части, вариацией или комбинацией ранее сложившихся представлений. Это относится, например, к трактовке сплоченности в перспективе социальной идентичности или к выдвигаемой четырехфакторной модели сплоченности.

Сказанное выше дает основания предполагать, что в зарубежной и отечественной социальной психологии в значительной мере исчерпаны концептуальные потенциалы изучения групповой сплоченности, поэтому необходимо задавать новые исследовательские координаты. С позиции микрогрупповой концепции, которая представляет собой социально-психологическую концепцию малой группы, можно под новым углом зрения осмыслить этот, а также многие другие феномены и процессы.

Предлагаемый в микрогрупповой концепции подход к пониманию сплоченности малой группы не опровергает традиционные представления об эмоциональной, когнитивной и / или поведенческой, инструментальной и / или социоэмоциональной природе сплоченности. Однако он имеет существенное отличие, состоящее в рассмотрении сплоченности группы не столько через связи каждого члена группы с другими вообще или с группой в целом, сколько через связи между неформальными подгруппами, а также подгруппами и не включенными в них членами. Предлагаемый подход также акцентирует внимание на сплоченности каждой неформальной подгруппы, а не только на сплоченности группы в целом.