Австралийские боги. Мифы австралийских аборигенов. Общие черты религии австралийцев

Мифология аборигенов Австралии сохранила архаическую культуру и тесно переплетена с ритуальной жизнью австралийских племен. Во время обрядов инициации юношам, проходящим посвящение в категорию взрослых полноправных членов сообщества, демонстрировались особые представления для передачи им основ традиционной племенной мудрости. Существуют мифы, предназначенные для устрашения непосвященных или развлечения.

Единой мифологии австралийцев не существует. Самые распространенные австралийские мифы носят характер местных преданий, объясняющих происхождение каких-то заметных мест и природных объектов - холмов, озер, водных источников, ям, больших деревьев, где проходят маршруты странствий мифологических героев.

ЖИЗНЬ В «СНОВИДЕНИЯХ»

Действие в австралийских мифах отнесено к особой стародавней мифологической эпохе, которая варьируется у различных племенных групп. У некоторых австралийских племен мифическая эпоха первотворения обозначается тем же словом, что и «сновидение». В англо-австралийской этнографической литературе термины «dream time» и «dreaming» - общепринятые обозначения мифического времени. Во времена «сновидения» мифические герои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных и растения, определили рельеф местности, установили обычаи. Священные предметы, в которые они в конце концов превратились - естественные (скалы, деревья) или искусственные (чуринги), сохраняют их магическую силу и могут быть средством размножения животных или источником «душ» новорожденных детей, которые у некоторых племен мыслятся как перевоплощение предков.

Почти все мифы народов аранда и лоритья строятся по одной схеме: предки в одиночку или группой возвращаются на свою родину - на север (реже - на запад). Подробно перечисляются поиски пищи, трапезы, стойбища, встречи в пути. Достигнув цели, уставшие герои уходят в нору, пещеру, под землю, превращаясь в скалы, деревья, чуринги. В местах стоянок и, особенно, в местах смерти (точнее, ухода в землю) образуются особые центры. В некоторых мифах (например, о людях-котах) герои несут с собой культовые жезлы, которые используют как оружие или орудие для пробивания дороги в скалах.

Чуринга - священный предмет австралийцев

ЛЮДИ И ЖИВОТНЫЕ

Иногда действующими лицами мифа являются вожди, ведущие за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации; группа совершает на пути культовые церемонии с целью размножения своего рода. Странствие может принимать характер, бегства и преследования: большой серый кенгуру убегает от человека того же племени, человек с помощью юношей убивает животное, которое затем воскресает, оба (животное и человек) превращаются в чуринги; красный и серый кенгуру убегают от людей-собак, а затем от человека-сокола.

Небесные явления занимают в австралийской мифологии особое место. Луна (месяц) представляется мужчиной, первоначально принадлежавшим к роду опоссума. С каменным ножом месяц поднимается на небо, идет на запад, затем спускается по дереву на землю. Наевшись опоссумов, месяц увеличивается в размерах (полнолуние), утомленный, принимает вид серого кенгуру; в этом виде его убивают юноши, но один из них сохраняет кость кенгуру, из которой снова вырастает месяц (новолуние). Солнце представляется девушкой, поднявшейся по дереву на небо, плеяды - девушками из тотема бандикута, ставшими свидетельницами церемонии посвящения юношей и по этой причине превратившимися в камни, а затем в звезды.

Введение брачных правил принадлежит человеку-эму.

В некоторых мифах змей-радуга сопровождает большую мать в ее странствиях. У муринбата радужный змей под именем Кунмангур сам выступает предком, отцом отца одной и отцом матери другой «половины» племени. Он делает всех людей и продолжает следить за ними. Сын Кунмангура насилует своих сестер, а затем смертельно ранит отца. Кунмангур странствует в поисках тихого места, где бы он мог исцелиться.

Человек-ящерица и человек-крокодил добывают огонь. Австралия. Изображение на коре

В отчаянии он собирает весь огонь, принадлежавший людям, и, бросая в море, гасит его. Другой мифический персонаж вновь добывает огонь (идея обновления). Мифы о радужном змее и матерях-прародительницах тесно связаны со сложной обрядовой мистерией, устраиваемой до начала дождливого сезона в честь матери-земли Кунапипи, воплощающей плодородие.

Великий отец Бунджиль у племени кулин рисуетея старым племенным вождем, женатым на двух представительницах тотема черных лебедей.

Его имя означает «клинохвостый орел». Бунджиль изображается создателем земли, деревьев и людей. Он согревает своими руками солнце, солнце согревает землю, из земли выходят люди и начинают танцевать ритуальный танец корробори. Таким образом, в Бунджиле преобладают черты предка - демиурга - культурного героя.

У племен юго-восточного побережья высшим существом считается Дарамулун. Согласно некоторым мифам Дарамулун вместе со своей матерью (эму) насадил деревья, дал людям законы и научил их обрядам инициации (во время этих обрядов на земле или на коре рисуют Дарамулуна, звук гуделки символизирует его голос, он воспринимается как дух, превращающий мальчиков в мужчин).

Около 400 различных этнических групп коренного населения. Каждая из них отличается не только особым названием, но и имеет особый язык или характерный диалект. Традиция каждой из этих групп была использована для классификации некоторых имен или конкретных мифов .

Существует такое огромное количество групп и языков, верования и обычаи настолько разнятся, что охарактеризовать Австралийскую мифологию общим понятием не представляется возможным. Весь спектр многообразия мифов постоянно развивается и перерабатывается всеми группами населения континента. Мифология аборигенов Австралии представляет собою смесь сходств и различий всего континента.

Радужный Змей

В 1926 году английский антрополог, специализирующийся по этнологии и этнографии аборигенов Австралии, профессор Альфред Рэдклифф-Браун отметил, что многие группы коренных народов, распределенных по всему австралийскому континенту, видимо, сохраняют варианты одного (общего) мифа, повествующего о змее - невероятно сильном, зачастую опасном, иногда очень больших размеров, тесно связанного с радугой, дождем, реками и глубокими бассейнами воды.

Самые известные персонажи австралийской мифологии

  • Алхера
  • Альтйира - дух неба
  • Анйэа - женский дух плодородия
  • Багадйимбири - два брата, духи-творцы
  • Бахлу - бог Месяца
  • Баиаме - дух-творитель в верованиях культур северо-восточной Австралии, таких как Камиляори
  • Бамапана - трикстер, навлекающий несчастье (верования народа Мурнгин)
  • Банайтйа - дух-творец
  • Барраия
  • Баральку - остров мертвых у Йольнгу
  • Бобби-Бобби - огромная змея, которая жила на небе (см. так же Радужный змей).
  • Брольга
  • Бунбулама - дух дождя
  • Бунйил - дух-творец народов территории Викториа, таких как Кулин иногда отождествляемого с Баиамэ.
  • Дарамулум - дух-творец, который мог быть сыном либо братом Баиамэ, на юго-востоке Австралии
  • Дхакхан - наследственный дух Каби
  • Дилга - дух урожая и роста
  • Джанггавул - в Северной Австралии, две сестры с братом, которые сотворили ландшафт и растительность Австралии
  • Джункгао - сестры, управляющие приливами и отливами океана
  • Эингана - мать, сотворившая все воды, зверей и людей
  • Эратхипа - скала в виде беременной женщины
  • Галеру - змея радужного цвета, который проглотил Джанггавул
  • Гиджа (или Гидйа?) - дух Месяца, создавший женщин
  • Гновээ (или Гнови) - солнечный дух, который жил прежде чем появилось солнце
  • Инапэртва - простые создания, из которых Намакулла создал все живое на Земле
  • Julana - призрак-развратник, утаскивающий женщин в песок
  • Julunggul - радужная змея и богиня плодородия, возрождения, созревания и погоды
  • Кидили - древний лунный человек, который попытался изнасиловать первых женщин на Земле (верования Mandjindja)
  • Kondole - недружелюбный и грубый человек, который стал китом
  • Кунапипи - дух-мать, покровительница многочисленных героев
  • Kutjara - люди-ящеры из времени снов
  • Мамараган - громовержец, голосом которого является гром
  • Mangar-kunjer-kunja - дух-ящер, создавший людей
  • Mar"rallang - имя принадлежало двум сестрам-близнецам, которые полюбили одного мужчину
  • Mimi - утонченные, эльфоподобные существа, живущие в скальных расщелинах
  • Минавара - предки Намбутйи
  • Мокои - злой дух, который использовал чёрную магию.
  • Мура-Мура - другое название Времени снов
  • Nargun - женское существо, присматривающее за детьми
  • Ngariman - человек-кот, убивший Багадйимбири
  • Nogomain - дух, который создал себя из ничего
  • Puckowe - дух-бабка, живущая в небе и помогающая лекарям
  • Pundjel - дух-творец, установивший религиозные обычаи
  • Радужный змей - обитатель родников, повелевающий водою, дух творчества. Играет важную роль в мифах о сотворении мира .
  • Tjilpa - предок людей-котов
  • Tjinimin - предок людей Австралии
  • Ulanji - змей, предок Binbinga
  • Ungud - дух змеи, который иногда то мужской, то женский
  • Wagyl - змееподобное существо, сотворившее водные пути около юго-запада Западной Австралии
  • Вало - богиня Солнца в Северной Австралии
  • Waramurungundi - первая женщина (культура Gunwinggu)
  • Wati-kutjara - люди-ящеры
  • Wawalag - пара сестёр, дочери Джанггавул
  • Воллункуа - змея, дух дождя и плодородия
  • Wondjina - дух дождя и туч
  • Вулуваид - дух дождя
  • Wuragag - первый мужчина (культура Gunwinggu)
  • Вуриупранили - богиня, несущая факел-Солнце
  • Вуррунна - культурный герой, вождь племени
  • Yara-ma-yha-who - маленький упырь
  • Йове - огромное существо, напоминающее смесь муравья с ящерицей
  • Йихи - богиня Солнца и света, творительница
  • Йангоор - добрый дух, приносящий дневной свет

Литература

  • Кудинов В. М., Кудинова М. В. Сумка кенгуру. Мифы и легенды Австралии. - М. Наука, Главная редакция восточной литературы, 1987. - 202 с. - ISBN 5-94849-533-7
  • Локвуд Д. Я - абориген / Пер. с англ. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1971. - 224 с.: ил. - Серия «Путешествия по странам Востока».
  • Макконел У. Мифы мункан / Пер. с англ. О. Ю. Чудиновой (Артёмовой). - М.: Наука, 1981. - 156 с.
  • Роуз Ф. Аборигены Австралии. Их прошлое и настоящее / Пер. с нем. Ю. О. Бема. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981. - 160 с.: ил. - Серия «Рассказы о странах Востока».
  • Чатвин Б. Тропы Песен / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. - М. Логос; Европейские издания, 2007. - 352 с. - Серия «Travel series». -

А боригены Австралии заселили материк еще в период мезолита. Для них были характерны тотемические культы, обряды инициации, календарный культ великой матери и обряды интичиума, что является магическим размножением животных тотема.

Мифы были частью обрядов, передавая важную информацию для тех, кто посвящался. Некоторые из этих мифов были независимыми, но они содержали тайный смысл, который позволял передавать сородичам в племени следующим поколениям свои накопленные знания, например, маршруты, по которым странствовали тотемные предки.

Небольшая часть мифов использовалась для устрашения непосвященных и была чем-то сродни сказкам.

Единой мифологии у австралийцев не было. Существуют только сходные архаические системы из различных племен.

Представлений о космосе практически нет, так как древние австралийские племена больше волновали события, происходящие на их территории.

Мифологические герои путешествовали с севера на юг и юго-восток. Именно так и происходило заселение материка, по мнению историков.

Если говорить о мифическом времени или о времени, в которых действовали мифические персонажи, то австралийские племена говорили о времени первотворения как о сновидениях. После того, как заканчивалась мифическая эпоха первотворения, все герои превратились в священные предметы, например, в деревья и скалы. Свою магическую силу, по верованиям австралийских племен, мифические персонажи передавали через рождение тотемных животных. Таким образом, предки могли перерождаться.

Радужный змей. Изображение на скале, Австралия

Почти все тотемические мифы содержат общую схему: тотемный предок возвращается на свою родину, обычно, это на север, спасаясь от противника. Дома он встречается с другими местными и там превращается в скалу, дерево или чуринг.

Что касается представлений мироздания, то первоначально земля была полностью покрыта морем и только на больших выступах или скалах могли жить релла манеринья или инапатуа. Это так называемые склеенные люди, а вернее существа, у которых были склеены пальцы, зубы, а также закрыты уши и глаза. Такие человеческие личинки жили или в воде, или на скалах.


Когда земля высохла, тотемный предок ящериц, который пришел с севера, расклеил человеческие зародыши, прорезав им глаза, уши и рот, сделал обрезание, а также научил добывать огонь, готовить пищу и мастерить орудия труда.

Гадюки подколодные

Если верить создателям бумерангов и охотникам на кенгуру из племени варрамунга, то в самом центре Австралии глубоко под землей живут себе, поживают гигантские змеи по имени воллунква.

Эти мифические твари – постоянные, хотя и незримые участники многочисленных праздников, организуемых в их же честь. В процессе праздника варрамунгяне оказывают воллунква, (которых изображают, сами же аборигены, надевая на себя головные уборы с изображением этих чудовищ) всякого рода почести. Правда, в конце праздника, шляпы, символизирующие воллунква, беспардонно сбиваются с голов на землю, что символизирует избавление от всякого рода горестей и проблем.

Варрамунга никогда не величают воллунква по имени, а если вдруг приходится к слову, то называют его просто и незатейливо – Уркулу Наппаурима, что по-местному означает – «Водяная змея». Но варрамунга ведь змея подземная? Зачем же обманывать? А вот зачем. Аборигены искренне считают, что если слишком часто поминать подлинное имя воллунква всуе, то они (аборигены) в конце концов, потеряют всякую власть над этим монстром, после чего воллунква вылезет из-под земли и съест их всех на завтрак. Согласитесь, причина чтобы врать достаточно уважительная.

Ползучий сифилитик

А на побережье Австралии, непосредственно в воде живет еще один ползучий гад по имени минди.

Минди необычайно красива, ее кожа переливается всеми цветами радуги. Но смотреть на нее не просто не рекомендуется, но и категорически запрещено. Ведь минди – скотина та еще. Завороженные переливами ее радужной кожи, вы можете впасть в транс и она, воспользовавшись этим, тут же вас проглотит. А если по каким-то причинам она не сможет вас съесть, то обязательно заразит сифилисом. Причем безо всяких половых контактов. Аборигены считают, что минди, когда ползет, то оставляет за собой след, «зараженный» этой болезнью. Стоит ей проползти вокруг вас и все, вы – клиент вендиспансера.

Единственное, что может спасти от возможности быть проглоченным или (как более мягкий вариант) от встречи с венерологом – это непереносимый запах минди, который можно почувствовать издалека, после чего надо просто изменить свой маршрут и обойти опасность стороной.

О третьей мифической «гадюке подколодной», обитающей в австралийских озерах, даже сами аборигены мало что могут толком рассказать. Зовут ее йсро, и представляет она собой не то суперзмею, не то колоссальных размеров угря. О параметрах этой неведомой зверюшки можно судить хотя бы по тому, что, по словам австралийцев, если она под водой откроет пасть, чтобы напиться, то на этом месте тут же возникнет гигантский водоворот, в который провалятся все оказавшиеся поблизости корабли, независимо от их размеров и грузоподъемности.

Легенды о динозаврах

Под водой обитает и еще одно популярное среди австралийцев чудовище по имени гауарге, но аппетиты его гораздо скромнее, чем у вышеописанной твари. Чаще всего гауарге сидит на дне озера или реки и дожидается не в меру храброго пловца, решившегося пересечь его владения. Завидев жертву, зверь хватает ее за ноги или за другие подвернувшиеся места, и утаскивает с концами на дно. Что он там дальше делает с добычей – неизвестно, скорее всего, поедает. Во всяком случае, если пловец вдруг пропал без вести и его труп так и не был найден, то всю вину сваливают на гауарге.

Выглядит это животное, по словам тех, кто его якобы видел, довольно забавно для своих кровожадных наклонностей: он похож на ощипанного страуса и формой и размерами.

Некоторые особо смелые ученые предполагают, что гауарге – небольшой плотоядный динозавр, который действительно существовал, вымер сравнительно недавно и потому остался в памяти аборигенов.

Буньип – чистокровный австралиец

Самым универсальным пугалом для австралийских детишек остается буньип, бывший когда-то вполне реальным кошмаром номер один для всех без исключения жителей материка.

Абсолютно все беды, вину за которых по разным причинам не удавалось свалить на своего ближнего, и колонисты, и аборигены сваливали на буньипа. Буньип опрокидывал лодки и похищал женщин, буньип разрушал дома и отравлял реки. А еще буньип страшно орал по ночам мешая честным людям спать.

Так кто такой этот буньип? Само слово может обозначать «ужас», «кошмар», «бог» или «демон». Внешне буньип – водяной монстр, нечто среднее между крокодилом и гиппопотамом, покрытый густой шерстью, с головой не то лошади, не то гигантской собаки, вооруженный огромными клыками и когтями, обладающий неимоверной силой и, вследствие непреодолимого отвращения к окружающему миру, способный на любые пакости.

Сначала колонисты, наслушавшись сказок аборигенов о буньипе, бежали прочь, заслышав даже кваканье лягушки. Но после осмелели, да и европейские ученые, уверившись в реальном существовании чудовища, стали назначать вполне аппетитные награды за его поимку. Однако буньип продолжавший похищать женщин и реветь по ночам, охотникам в руки не давался. Более того, никто его никогда не видел ни живым, ни мертвым.

В конце концов, ученые, наткнувшись в австралийской пустыне на окаменевшие останки дипротодонов – давным-давно вымерших сумчатых бегемотов – решили, что эти бегемоты и были пресловутыми буньипами, став своего рода «культурной памятью» аборигенов уже после того, как вымерли. Во всяком случае, по описанию они подходили к этой роли лучше всех. А кто ревел по ночам? – скорее всего, ревели тюлени, неизвестные внутриматериковым племенам, но иногда по ночам далеко заплывавшие в русла рек. А кто же похищал женщин? – на этот вопрос ученые так и не нашли ответа.