Камни бортовые марка бр 100.30 15. Бордюрный камень. описание, технические характеристики – гк росатомснаб

Бетонные и железобетонные бортовые камни БР100.30.15 или бордюры – это строительные изделия, которые широко применяются в дорожном строительстве при обустройстве дорог, магистралей и тротуаров. Бортовые камни БР100.30.15 предназначаются для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта, обособленных трамвайных путей и т.д.


Бортовые камни БР100.30.15, выполненные из армированного высокопрочной сталью бетона, способны выдерживать любые механические нагрузки, в том числе и столкновение с транспортными средствами. Бетон обладает низкой проницаемостью, поэтому с легкостью переносит воздействие любых климатических осадков, смену температур, может подвергаться эксплуатации во влажной среде и не разрушается от действия химических соединений. Высокая прочность железобетона позволяет бортовым камням препятствовать смещению грунта, укреплять дорожное покрытие и тротуарную плитку. Применение высокопрочных бордюров из железобетонных бортовых камней благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.


Еще одним немаловажным преимуществом железобетона, из которого изготовлены бортовые камни БР100.30.15, является простота монтажа и ремонта. Они устанавливаются непосредственно в грунт (тротуарные бордюры) или на бетонное снование (дорожные и магистральные бордюры). Монтаж состоит из подготовки траншеи, в которую будут погружаться камни, которую затем трамбуют песком, щебнем или заливают монолитным бетоном. Ширина траншеи при этом должна быть чуть больше ширины бордюров. Затем в траншею устанавливаются бортовые камни БР100.30.15, таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части. В зазоры, оставшиеся с каждой стороны вследствие большей ширины траншеи, заливают укрепляющий раствор, состоящий, как правило, из песка, цемента и воды. А в случае возникновения необходимости ремонта бордюра на каком-либо участке поврежденный элемент просто заменяется на новый.


Железобетонные бортовые камни БР100.30.15 представляют собой прямоугольную плиту, верхняя часть которой имеет скос на одну сторону. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается также изготавливать бортовые камни БР100.30.15 с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых – радиусом до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.


Бортовые камни БР100.30.15 изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого и тяжелого бетонов. Класс бетона по прочности на сжатие принимается не менее В22,5. Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства: при расчетной температуре наружного воздуха выше -5°С класс бетона по морозостойкости принимается F100, при температуре от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С включительно – F200, при температуре ниже -45°С – F300. Водопоглощение бетона бортовых камней не должно превышать (в процентах от массы): 6% для камней из мелкозернистого бетона и 5% – для камней из тяжелого бетона.


Железобетонные бортовые камни БР100.30.15 армируются сварными сетками и объемными каркасами из предварительно напрягаемой или ненапрягаемой стали. В качестве предварительно напрягаемой арматуры применяется стержневая горячекатаная сталь периодического профиля классов А-I V и А-V или термомеханически и термически упрочненная сталь периодического профиля классов Ат-IV и Ат-V. В качестве ненапрягаемой арматуры применяется стержневая горячекатаная сталь классов А-I и А-III и обыкновенная проволока периодического профиля класса Вр-I. Монтажные петли изготавливаются из стальной стержневой горячекатаной гладкой арматуры класса А-I.


Бортовые камни БР100.30.15 – это очень ответственные изделия, от которых во многом зависит безопасность движения пешеходов и транспортных средств. Поэтому к качеству изготовления этих изделий предъявляются достаточно серьезные требования.


Бортовые камни БР100.30.15 должны сохранять достаточную прочность на протяжении всего срока эксплуатации изделий. При этом значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90% от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года. Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90% от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70% – в теплый период. Передача усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) производится только после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности. Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.


Бортовые камни БР100.30.15 должны изготавливаться с соблюдением всех размеров, указанных в проекте. Значения действительных отклонений от линейного размера камней не должны превышать 6-10 мм по длине изделий, 4 мм – по ширине верхней кромки, 6 мм – по ширине основания и 4-5 мм – по высоте изделий. Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине не должно быть выше 6-15 мм, в зависимости от длины камня. Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней должно быть в пределах 4-5 мм.


Бортовые камни БР100.30.15 не допускают обнажения арматуры. Трещины на поверхности камней категорически не допускаются, за исключением поверхностных трещин шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м2 поверхности. При этом максимальная ширина раскрытия трещин при испытании на прочность и трещиностойкость не должна превышать 0,2 мм.


Железобетонные бортовые камни БР100.30.15 хранят на складе готовой продукции рассортированными по маркам в штабелях или пакетах высотой до 2 метров. Камни в штабелях укладываются на деревянные прокладки толщиной не менее 30 мм, расположенные по вертикали одна под другой на расстоянии 0,2 длины камня от торца, или на прокладки из других материалов, обеспечивающих сохранность камней. Нижний ряд камней следует укладывать на поперечные подкладки шириной не менее 80 мм.


Бордюрный камень - изделие, отделяющее пешеходную, велосипедную или проезжую часть дороги от газона и прочих элементов ландшафта. Его функции - разделяющая, завершающая оформление ландшафта, эстетическая. С качественным бордюрным камнем кромка долго остается аккуратной и красивой.

Асфальт, тротуарная плитка (читайте о видах тротуарной плитки ), газон, не оформленные с помощью каменного бордюра, постепенно осыпаются, расползаются в стороны, их контуры теряют четкость. Требования, которые предъявляются к элементам бордюра:

  • Морозостойкость
  • Устойчивость к воздействию влаги
  • Прочность для сохранения геометрической целостности кромки участка.

Лучший материал для изготовления бордюрного камня - бетон, в состав которого входят цемент, песок, дробленый камень.

Согласно назначению, основными видами являются:

  • Тротуарный
  • Дорожный.

Элементы, отделяющие газон, пешеходную зону от проезжей части, подвергаются значительным механическим нагрузкам, поэтому имеют большие габариты, в сравнении с теми, что используются исключительно в пешеходной зоне. Дорожный камень защищает территорию, граничащую с шоссе.

С помощью тротуарного бордюра оформляются сады, парки, газоны, отграничиваются велосипедные дорожки. Его назначение - сохранение четких границ всех элементов городского ландшафта: клумб, дорожек.

Он может иметь как прямую, так и изогнутую, дугообразно форму для оформления криволинейных участков дороги, островков безопасности.

Маркировка:

  • БР - бордюрный рядовой камень.
  • БУ - бордюрный камень рядовой с уширением. Такой элемент выглядит, как брусок со снятой фаской.
  • БУП - бордюрный камень с прерывистым уширением. С его использованием благоустраиваются элементы городского ландшафта - остановки, заезды, клумбы.
  • БЛ - прямой с лотком. Этот элемент имеет желоб с плоским дном для отвода дождевой воды; используется на участках, где возможны дождевые размывы и случаются частые снеговые нагрузки. В качестве дренажного канала используется вдоль проезжей части, на тротуарах, остановках и стоянках.
  • БВ - бордюрный камень въездной. Используется для понижения уровня высоты бордюра в местах пересечения тротуара с проезжей частью, им оформляются въезды на внутридворовую, внутриквартальную территорию.
  • БК - криволинейный. Устанавливается в местах скруглений, имеет закругленную форму, в верхней части - скосы.

Бордюрный камень для приусадебного участка и дачи

Дачный и приусадебный ландшафт тоже оформляется с использованием бордюров. Его функции те же, что и в городской черте - защита и определение границ. На территории дачного участка не используется массивный дорожный или магистральный камень. Он недешев, а масса и габариты затрудняют самостоятельный монтаж без применения тяжелой техники.

Дорожки, клумбы, грядки на приусадебном участке разделяют тонким тротуарным бордюром. При использовании тротуарной плитки, одновременно с ее элементами заказывают и бордюры подходящего дизайна и цвета.

Размеры и характеристики

  • БР100.30.15 - отделяет тротуар от проезжей части. Его маркировка содержит основные характеристики: БР - бордюрный камень; 100 - длина 1 метр; высота и ширина, соответственно, 30 и 15 сантиметров. Вес одного элемента зависит от использованных при производстве материалов, он составляет 95-150 кг.
  • БР100.22.15 - низкий дорожный бордюр тоже востребован при оформлении дорог. Из маркировки видно, что при длине в 1 метр, ширине 15 сантиметров, он имеет высоту 22 сантиметра.
  • БР100.45.18 - высокий магистральный бордюр. Этот вид используется при оформлении шоссе, городских магистралей и трасс. Он защищает тротуар и продлевает срок использования дорожного полотна. Способен выдерживать значительные механические нагрузки. Размеры: длина - 1 метр, ширина - 18 сантиметров, высота - 45 сантиметров. Масса одного элемента - 180 кг.
  • БР100.20.8 - садовый тротуарный бордюр. Компактное изделие с небольшой фаской. Вес одного камня - около 40 кг, длина - 1 метр, ширина - 8 сантиметров, высота - 20 сантиметров.

Являясь элементом, обеспечивающим безопасность и эстетику на проезжей части, бордюрный камень изготавливается согласно ГОСТу.


На фото - пример оригинального применения садового бордюрного камня

ГОСТ 6665-91 распространяется на изделия из бетона и железобетона (бордюрные камни). Этим документом регламентируется форма и размеры изделия, марка бетона, используемая для изготовления, и показатели материалоемкости.

  • БР100.30.15 - отделяет проезжую часть и внутриквартальные проезды от тротуара.
  • БР100.30.18 - отделяет проезжую часть от тротуаров, газонов, территории остановок и полотна трамвайных путей.
  • БР300.45.18 - предназначен для отделения дорог от тротуаров, съездов с насыпью высотой не более 2 м.
  • БР300.60.20 - отделяет проезжую часть от тротуаров в тоннелях и на съездах с насыпью высотой более 2 м.
  • БР100.20.8 - отделяет тротуары от газонов.
  • БУ300.30.29 - отделяет проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
  • БУ300.30.32 - отделяет проезжую часть дороги от газонов и тротуаров.
  • БЛ300.32.68 - используется для устройства полос безопасности.
  • БВ100.30.18 - для оформления въездов используется вместе с рядовым камнем соответствующего размера.
  • БК100.30.18.5-БК100.30.18.15 - применяются при оформлении криволинейных участков.

Свойства, подлежащие контролю: трещиностойкость, прочность на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкость, водопоглощение, геометрическая правильность.

Изготовление бордюрного камня

Свойства бордюрного камня обусловлены правильным соотношением рекомендованных материалов и соблюдением технологии производства.

Материалы: бетонная смесь с добавками, обеспечивающими пластичность, заполнителями - щебнем, гравием, доменным шлаком. Для экономии цемента, в бетонную смесь допустимо добавление шлака, золы, золошлаковой смеси.

Использование вибрации позволяет удалить из смеси воздух и равномерно распределить все компоненты.

Этапы производства

Дозированные компоненты поступают в бетоносмеситель. Готовая смесь направляется в формообразующую оснастку (вибропресс, вибростол с формами), где формуется и уплотняется. Следующий этап сушка. На некоторых предприятиях ее заменяет пропарка в камерах с высокой влажностью и температурой, позволяющая сократить время изготовления.

Специальные формы позволяют производить небольшие партии на вибростоле.

Разные виды бордюра служат для разделения, эстетического, геометрически правильного и безопасного оформления улиц, дорог, садовых дорожек (об изготовлении садовых дорожек написано ), приусадебных участков.

Более 10 лет работы

Площадь склада более 2 000 м2

Поставка с 70 заводов

Бортовой камень БР 100.30.15 используется как элемент благоустройства и дорожного строительства. Выполняет функцию распределителя, применяется в ландшафтном дизайне. Необходим на дорогах Москвы, приусадебных участках.

Характеристики и процесс изготовления

  1. материал изготовления - бетон высокой плотности не ниже марки В30, с морозостойкостью F200;
  2. метод выполнения – вибропрессование, который требует использования только качественного сырья (портландцемент марки 400);
  3. процесс изготовления соответствует требованиям ГОСТ 6665-91;
  4. готовый товар весит 108 кг при объеме 0,043 м3;
  5. состав камня – однородный.

Характеристики

Дорожный бордюр имеет ряд преимуществ по сравнению с другими оградительными конструкциями:

  1. точные геометрические формы;
  2. идеален для стран с умеренным климатом;
  3. предотвращение размывание грунта;
  4. морозостойкость, прочность;
  5. выгодная цена.

доставка и хранение

Перевозка бордюрного камня бр 100.30.15 в Москве возможна разными видами транспорта. В открытых вагонах и на грузовых автомобилях – в пакетах контейнерах; на поддонах – перевязанными стальной лентой или проволокой для фиксации. Норма укладки на поддон – 18 шт. Погрузка навалом и разгрузка сбрасыванием запрещена.

Условия хранения:

  • сортировка по маркам;
  • упаковка в штабеля, пакеты высотой до двух метров;
  • между штабелями бордюры отделяют деревянные прокладки.

Приобретение товара в компании «ЖБИКОМ»

Фирма «ЖБИКОМ» предлагает в продажу бортовой камень БР 100.30.15. Цены на товар, предлагаемый нами, наиболее приемлемы в Москве. Стоимость всего заказа просчитывается на сайте при помощи онлайн-калькулятора. Мы предлагаем услуги по доставке. Ее стоимость зависит от вида транспорта: ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗЕЛЬ.

Купить продукцию в «ЖБИКОМ» связавшись с нами:

«ЖБИКОМ» занимается продажей качественной продукции. Купить ее Вы сможете выгодно и в краткие сроки.

Обустройство околодомовых территорий и садовых участков подразумевает использование ограждений, которые играют роль разделителя садовой и пешеходной зон. Для этого применяются тротуарные бордюры.

Такие изделия не только разграничивают участки, но и придают дизайну завершенный вид. Помимо эстетической функции, тротуарные бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна. Продукция выпускается довольно широким ассортиментом, каждая разновидность имеет свои особенности, характеристики и область применения.

Виды и назначение стандартных блоков


Тротуарный бордюр - это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории продукции:

    Поребрик . Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.

    Вибролитые бордюры . Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов. Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг. Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.

    Газонные блоки . Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.

    Дорожный камень . Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.

Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300 или М 500 . Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.

Стандартные размеры согласно ГОСТ


Тротуарные бордюры изготавливаются в соответствии с нормами ГОСТ , поэтому имеют стандартные типоразмеры, вне зависимости от производителя. Согласно государственному стандарту за номером 6665-91 , продукция имеет такие габариты:

Поребрик.

    Длина - 500/1 000 мм.

    Ширина - 45/50/80 мм.

    Высота - 200/210 мм.

Газонный блок.

    Длина - 500 мм.

    Ширина - 70 мм.

    Высота - 211 мм.

Дорожный блок.

    Длина - 1 000 мм.

    Ширина - 300/450 мм.

    Высота - 150/180 мм.

Вибролитые бордюры обладают аналогичными размерами, но не имеют чёткой геометрии.

Бордюр маленький Бордюр большой Бордюр садовый (вибропресс) Бордюр дорожный (вибропресс)
Размеры, мм 500*200*45 500*200*70 1000*200*80 1000x300x150
Вес, кг 8 12 25 100
На поддоне, шт 100 100 40 18
Морозостойкость F200 F200 F200 F200
Марка цемента М500 М500 М500 М500

Это Вам пригодится

Чтобы лучше разбираться в плитке для тротуаров и дорожек, уверенно ориентироваться в её видах, формах и размерах

Сколько весит бортовой камень?

Учитывая широкий размерный ряд, тротуарные бордюры не могут иметь идентичного веса (см. таблицу выше). Здесь также придётся проводить разделение на группы. Выглядит это так:

Самостоятельная установка бордюра для тротуара


Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Справиться с этой задачей может даже начинающий строитель, достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

    Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.

    Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.

    Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3 от верхней точки камня, ширина - на 10 сантиметров больше размера блока.

    Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.

    Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.

    Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа , чтобы раствор схватился.

Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

Технология изготовления

Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.


Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде - это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.

Размер блока можно выбирать произвольно, в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Однако длина камня не должна превышать 2 -х метров (иначе блок может сломаться).

Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.

    Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция 1:3 ). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.

    Затем добавляют щебень в соотношении 3 части камня на 1 долю сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.

    После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.

    Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.

    Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня . После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.

Пластиковый бордюр - доступный аналог камню


Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

    Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.

    Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.

    Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.

    Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.

    Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках , нарекания вызывают такие нюансы:

    Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.

    Материал хорошо горит.

    Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28 сантиметров, толщина: 0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см . Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Смотрите видео: 30 примеров ограждения для дорожек, клумб и грядок

Благодаря различным типоразмерам, подобрать тротуарный бордюр для благоустройства приусадебной территории не составляет труда. Желающие сэкономить на покупке, могут изготовить блоки самостоятельно, благо технология производства не выглядит сложной.

Кроме этого, можно оформить дорожки и газоны пластиковыми бордюрами, которые привлекают внимание доступной ценой и простотой монтажа. В любом случае, тротуарные бордюры придадут территории оригинальный и завершённый вид.

Задать вопрос

Часто употребляемое определение «бордюрный камень » подразумевает строительные термины «бордюр » и «бортовой камень ». Производится бордюр согласно техническим условиям ГОСТ 6665-91 .

Камень бордюрный используется при изготовлении дорожных покрытий в качестве материала, отделяющего основные элементы дорожного полотна друг от друга. Он защищает кромку дорожного покрытия от разрушающих воздействий и способствует укреплению основной части полотна и продлению срока его эксплуатации. Кроме того, он выполняет декоративные функции, а также может служить обозначением начала и конца определенной дорожной зоны.

Достоинствами этого строительного материала являются прочность и долговечность при относительно невысокой стоимости, а также универсальность: благодаря своим эстетическим характеристикам и возможности выбора цветовых решений он может гармонично и естественно вписываться в любой дизайнерский проект.

Область применения бордюров достаточно широка: его используют на дорогах, в парках, скверах, загородных участках.

В зависимости от применения бордюры делят на следующие типы:
- Для дорожного строительства. Используются в качестве укрепления и ограждения проезжей части от газона, от остановочной площадки или от тротуара; для обустройства заездов и автостоянок, также могут служить в качестве водоотвода - для сооружения направляющих водяных стоков с дороги. Разновидностью дорожных бордюров являются магистральные бордюры, которые используются на магистралях и трассах большой протяженности. Дорожные бордюры характеризуются повышенным уровнем прочности.
- Для благоустройства территорий (так называемые тротуарные или садовые бордюры). Используются для художественного оформления как всей площади, так и отдельных элементов ландшафта (например, ограждение клумб), для зонирования территории как в городском строительстве, так и на садовом участке. Поскольку основная их функция - декоративная, имеют достаточно широкий спектр цветовых вариаций.

Область использования бордюрного камня обуславливает его эксплуатационные характеристики, ведь он постоянно подвергается высоким интенсивным нагрузкам. Поэтому главным требованием к материалу изготовления является долговечность и устойчивость к механическим нагрузкам.

Класс бетона в зависимости от прочности на растяжение при сгибе;
- класс бетона в зависимости от прочности на сжатие;
- прочность и трещиностойкость;
- водопоглощение;
- морозостойкость.

Бортовые камни могут изготавливаться из мелкозернистого или тяжелого бетонов. Практическая прочность бетона в зависимости от гостируемых показателей должна определяться в соответствии с ГОСТ 18105 . При этом для длины бордюра 1,0 м из мелкозернистого бетона рекомендуется применять технологию вибропрессования. Бордюры длиной 3,0 и 6,0 м делают из тяжелого бетона с применением армирования.
Подборку состава бетона производят в соответствии с рекомендациями ГОСТ 27006 и установленными отраслевыми требованиями и рекомендациями. Водоцементное отношение - не более 0,40. Бетонные смеси согласно ГОСТ 7473 готовят с применением воздухововлекающих добавок.

ХХ 1. 2. 3. 4

Где ХХ - обозначение типа камня; 1 - цифра, обозначающая длину (см); 2 - цифра, обозначающая высоту (см); 3 - цифра, обозначающая ширину (см); 4 - радиус кривизны (может отсутствовать). Кроме того через знак тире может быть указан класс напрягаемой арматуры.

По типу бортовые камни делят на:

БР - прямые рядовые;
- БУ - прямые с уширением;
- БУП - прямые с прерывистым уширением;
- БВ - въездные;
- БЛ - прямые с лотком;
- БК - криволинейные.

Тип, размеры и форма бордюра определяют область его использования.

Если говорить о стоимости бордюрного камня, то она зависит от технических характеристик и его назначения. Соответственно, тротуарные бордюры являются более экономичными при достаточной прочности и долговечности, что делает их применение универсальным.


Габариты (Д х Ш х В в мм.): 500x200x80
Масса (в кг.): 20

Габариты (Д х Ш х В в мм.): 800x200x80
Масса (в кг.): 26

Габариты (Д х Ш х В в мм.): 800x300x150
Масса (в кг.): 85
БР-100-20-8
Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x200x80
Масса (в кг.): 40
БР-100-30-15
Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x300x150
Масса (в кг.): 100
БР-100-30-18
Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x300x180
Масса (в кг.): 120
БР-100-45-15
Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x450x150
Масса (в кг.): 145