Раздаточная коробка газ 66 объем масла. Технические характеристики коробки передач

На рынке в настоящее время немного грузовых машин повышенной проходимости. Наиболее массовый такой двухосный советский автомобиль — ГАЗ-66. Он обрел высокую популярность как в армии, так и в хозяйстве. Далее рассмотрены история и особенности, технические параметры и эксплуатационные качества, в том числе расход топлива ГАЗ-66 на 100 км.

История

Данный автомобиль разработали в качестве преемника ГАЗ-63. В 1964 г. начали его серийное производство. За время выпуска машина претерпела три крупных модернизации - в 1968 (66-01), 1985 (66-11) и 1991 (66-16) и несколько небольших. С 1968 г. ее стали оснащать централизованной системой изменения давления в шинах, а в 1981 г. заменили светотехнику. При модернизации 1985 г. был обновлен двигатель ГАЗ-66. Вариант 1993 г. получил другой мотор, улучшенные тормоза, усиленные шины и обновленную платформу. В 1995 г. завершили массовое производство, заменив автомобиль моделью 3308, а в 1999 г. выпуск полностью закончили.

Кабина

Машина оснащена двухместной металлической кабиной, отличающейся теснотой и неудобной компоновкой. Так, между сиденьями находится кожух двигателя, из-за чего рычаг КПП смещен направо и назад. При этом машина укомплектована брезентовым гамаком, подвешивающимся на крючках.

Так как кабина установлена прямо над двигателем, для доступа к нему она откидывается вперед на шарнирах. Такая компоновка обеспечила равномерное распределение массы по осям. Это позволило использовать его для десантирования. Однако расположение кабины над колесами значительно повышает опасность для экипажа при подрыве на мине. Ввиду этого в армии автомобиль заменили на капотный ГАЗ-3308.

Десантный вариант (66Б) отличается складной крышей, откидной рамой ветрового стекла и рулевой колонкой телескопической конструкции.

Платформа

Автомобиль оснащен двумя топливными баками по 105 л (66-41 - одним).

Стандартная платформа представлена металлическим кузовом с решетчатыми бортами (задний — откидной). Имеет крепления для тента на 5 дугах. Его габаритные размеры равны 3,313 м в длину, 2,05 м в ширину, 0,34 м в высоту.

С 1991 г. машина получила платформу без колесных ниш грузоподъемностью 2,3 т, унифицированную по конструкции с кузовом 3309.

Хозяйственная версия 66-21 оснащена деревянным кузовом типа ГАЗ-53 длиной 3,49 м, шириной 2,17 м, высотой и грузоподъемностью 3,5 т.

К тому же на шасси 66-31 производили на шасси 66-96 — вахтовые автобусы.

ГАЗ-САЗ-3511 имеет платформу размером 3,516 м в длину, 2,28 м в ширину, 0,62 м (1,25 м с надставными бортами) в высоту с боковыми и задним откидными бортами. Площадь ее равна 8 м 2 , объем — 5 м 3 (с надставными бортами —10 м 3). Грузоподъемность — 3,1 т (2,85 с надставными бортами). Кузов откидывается назад (50° ) и в стороны (45°) . Сцепное устройство отсутствует.

Габаритные размеры стандартной модификации составляют 5,655 м в длину, 2,342 м в ширину, 2,44 м в высоту. Колесная база равна 3,3 м, передняя колея — 1,8 м, задняя — 1,75 м, клиренс — 315 мм. Снаряженная масса составляет 3,47 т (ЗМЗ-513) либо 4,09 т (ГАЗ-5441), полная — 5,77 т (ЗМЗ-66-06) либо 6,81 т (ГАЗ-5441).

ГАЗ-САЗ-3511 больше, чем имеет длину - 6,235 м, ширину - 2,461 м, высоту - 2,456 м. Снаряженная масса равна 4,2 т, полная — 7,25 т.

Двигатель

Автомобиль оснащали двумя бензиновыми моторами и двумя дизелями.

ЗМЗ-66-06. Первоначально данный бензиновый 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-66 V-образной компоновки объемом 4,25 л развивал 115 л. с. при 3200 об/мин и 284 Нм при 2000-2500 об/мин. После модернизации 1985 г. (66-11) мощность возросла до 120 л. с.

ЗМЗ-513.10. Это двигатель той же компоновки и объема, развивающий 125 л. с. при 3200-3400 об/мин и 294 Нм при 2000-2500 об/мин. Им оснащали машины после 1991 г. (66-16).

ГАЗ-544. Дизельный 4-цилиндровый мотор объемом 4,15 л, развивающий 85 л. с. и 235 Нм при 1600 об/мин. Использовался на модификации 66-41.

ГАЗ-5441. Тот же двигатель, оснащенный турбиной. Его мощность равна 116 л. с. при 2600 об/мин, крутящий момент — 382 Нм при 1600-1800 об/мин. Данный мотор устанавливали на версию 66-40.

Трансмиссия

Автомобиль оснащен 4-ступенчатой МКПП (5-ступенчатой в модификации 66-40) с однодисковым, сухим сцеплением. Привод - полный подключаемый (кроме заднеприводного ГАЗ-САЗ-3511) на основе раздаточной 2-ступенчатой коробки. Оба моста гипоидной конструкции имеют самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы. При этом межосевой дифференциал отсутствует.

Ходовая часть

Обе подвески автомобиля — на полуэллиптических, продольных рессорах с телескопическими, гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Причем на заднем мосту рессоры одинарные. Рулевое управление конструкции винт-шариковая гайка имеет гидроусилитель.

Тормозная система — раздельная гидравлическая с барабанными механизмами (с двумя колодками на передних колесах) и вакуумным усилителем. Во время последней модернизации 1991 г. автомобиль получил доработанные тормоза.

Машина имеет 18-дюймовые колеса. С 1968 г. ее стали оснащать централизованной системой изменения давления в шинах. Для этого установили компрессор с приводом от двигателя и колесные диски особой конструкции. При обновлении 1991 г. шины усилили.

ГАЗ-66-21, 66-41, ГАЗ-САЗ-35-11 имеют двухскатные задние колеса. У последних двух версий отсутствует система изменения давления в шинах.

Модификации

За время производства было разработано множество версий ГАЗ-66. Технические характеристики некоторых из них значительно отличаются от базовой.

На основе первых машин (до 1968 г.) 66-1 были созданы модификации 66А (с лебедкой), 66Э (с экранированным электрооборудованием), 66Д (шасси с Также существовал военный ГАЗ-66, а именно десантный вариант (66Б).

На основе обновленного в 1968 г. автомобиля создали два аналогичных варианта, которые получили измененные обозначения: 66-02 вместо 66Б и 66-03 вместо 66Э. Помимо них, появилась версия с комбинированным оснащением (с экранированным электрооборудованием и лебедкой) (66-05) и шасси с экранированным электрооборудованием (66-04).

С очередным обновлением 1985 г. оставили три прежних модификации, но вновь изменили их обозначения: 66-02 на 66-12, 66-05 на 66-15 и 66-04 на 66-14. Данные версии выпускали до 1996 г.

В 1991 г. вновь появился модернизированный ГАЗ-66-16.

В 1993 г. выпустили хозяйственную версию 66-21.

Также были разработаны шасси для самосвалов (66-31) и вахтовых автобусов (66-96), северная версия (66-92).

Выпускали дизельные модификации: 66-41 и 66-40.

Помимо названных, существовали экспериментальные, экспортные и специализированные версии. К тому же на шасси данного автомобиля производили автобусы.

Эксплуатационные качества

Многие функциональные параметры, такие как расход топлива ГАЗ-66 на 100 км, определяются двигателем. Максимальная скорость в любом случае равна 90 км/ч (80 км/ч с прицепом).

Первый двигатель ГАЗ-66 обеспечивает ускорение до 60 км/ч за 30 с. При данной скорости он тратит 20-24 л бензина. При этом расход топлива ГАЗ-66 на 100 км в реальных условиях эксплуатации составляет 27 л. На бездорожье он может достигать более 30 л на 100 км.

Расход топлива ГАЗ-66 на 100 км при оснащении турбодизелем составляет 15 л при 60 км/ч, грузоподъемность - 2,3 т.

Радиус поворота равен 10 м, тормозной путь с 50 км/ч — 25 м (26,5 м с прицепом), выбег с той же скорости — 500 м.

Большинство модификаций способно буксировать прицеп до 2 т.

Автомобиль характеризуется высокой проходимостью благодаря клиренсу в 315 мм, углам съезда в 32° и въезда в 35 °, одинаковым колеям, гипоидным мостам и кулачковым дифференциалам, относительно низкому центру тяжести и запасу мощности ГАЗ-66. Технические характеристики позволяют преодолевать подъемы до 37° на жестком грунте, до 22 ° на сыпучем (20 ° с прицепом) и форсировать броды глубиной до 1 м.

ГАЗ 66 - автомобиль военного назначения. Долгое время силовой агрегат 66-го эксплуатировался и был на верной службе вооружённых сил. Мотор достаточно мощный, несмотря на конструктивные недостатки.

Технические характеристики

Горьковский автомобильный завод не выпускал собственные двигатели и заказывал производство мотор у Заволжского моторного завода. 66-е комплектовались силовыми агрегатами, которые имели маркировку ЗМЗ 513.

Многие ошибочно считают, что моторы ГАЗ 66 и ЗМЗ 513 - это разные моторы, но это не так. Согласно официальной информации завода изготовителя автомобиля, транспортные средства комплектовались именно 513-ми Заволжскими силовыми агрегатами.

Рассмотрим, основные технические характеристики, которые имеет двигатель ГАЗ 66 (ЗМЗ 513):

На базе 513 был разработанный дизельный агрегат Д-245, который также устанавливался на 66-й Газон, но в значительно меньшем количестве, чем бензиновые собратья. Рассмотрим, его основные технические характеристики:

Применяемость мотора не ограничилась только 66-м, но данные силовые агрегаты устанавливались и на ГАЗ 3307, а также ЗИЛ 130. Это V-образный силовой агрегат, который имеет некоторые характерные отличия - специфический поддон, большой воздушный и масляный фильтр. 513 отличается увеличенным весом на 275 кг.

Обслуживание

Поскольку, устройство двигателя ЗМЗ 513 схожее с 511, то и обслуживать его проводится идентично. Плановое техническое обслуживание проводится каждые 15 000 км пробега.

Итак, чтобы увеличить ресурс силового агрегата необходимо правильно и главное вовремя проводить плановое техническое обслуживание. Многие автомобилисты не понимают, что должно входить в этот процесс. Итак, разберём, какие операции входят в плановое ТО:

  • Замена смазочной жидкости двигателя.
  • Замена фильтрующего элемента масла.
  • Регулировка клапанного механизма (каждые 30000 км).
  • Замена воздушного фильтра (спустя 25 000 км).
  • Диагностика свечей зажигания (каждые 20 000 км).
  • Проверка состояния газораспределительного механизм (через каждые 30 000 км пробега).

Если разобраться, то зачастую автомобилисты только меняют масла и фильтра Регулировка клапанов проводится только в том случае, если уже слышен характерный металлический звон.

Ремонт

Поскольку мотор был разработан на базе 511, то проблемы те же, что и у старшего брата. Основной проблемой можно считать - систему охлаждения. По большому счёту, владельцы силового агрегата виноваты сами, поскольку эксплуатируют мотор на воде, что приводит к коррозии основных конструктивных элементов. Также, стоит отметить, слабым звеном узла можно назвать термостат и водяной насос, которые, достаточно часто, выходят со строя.

Недостатком мотора можно назвать повышенный расход топлива. Многие автомобилисты экспериментировали с уменьшением потребления горючего. Наиболее эффективными вариантами остаётся замена карбюратора.

Ремонтировать двигатель ГАЗ 66, владельцы моторов предпочитают сами, но когда доходит дело до капитального ремонта, то не обойтись без специального оборудования. В этом случае, силовой агрегат отправляется в специализированный автосервис.

Замена масла

Заменить смазочную жидкость в моторе достаточно просто. Ждём, пока двигатель остынет. Находим сливное отверстие и подставляем под него тару в размере - 10 литров. Обычно в двигатель ЗМЗ 513 влезает 9,6 - 9,8 литра. Теперь, когда все готово, можно приступить непосредственно к выполнению работы по замене масла:

  1. Выкручиваем сливную пробку.
  2. Ждём, пока стечёт масло.
  3. Закручиваем сливную пробку, заменив уплотнительное кольцо.
  4. Через заливную горловину, заливаем масло.

Как показывает практика, большое количество владельцев двигателя ЗМЗ 513, пользуется моторным маслом с маркировкой М-10 или М-10Г.

Оно прекрасно подходит для этого силового агрегата и имеет все необходимые технические и физические свойства, чтобы обеспечить нормальную работу и защиту деталей мотора.

Вывод

Двигатель ГАЗ 66 получил достаточно широкое распространение. Мотор получился качественным, но имел ряд недочётов, поскольку был сконструирован на базе ЗМЗ 511. Также, существовала доработанная версия силового агрегата под маркой 513.10.

ГАЗ 66 без преувеличения можно назвать самым популярным малотоннажным грузовиком-вездеходом Советского Союза, а потом и России. В Вооруженных Силах СССР он стал самым массовым двухосным полноприводным автомобилем для грузовых перевозок. За 35 лет производства в различные отрасли народного хозяйства и на военные нужды было отправлено около миллиона экземпляров. Главным конструктором, под руководством которого был создан автомобиль стал Александр Дмитриевич Просвирин. Специалисты в области автомобилестроения считают, что прообразом ГАЗ 66 стал немецкий Mercedes-Benz Unimog как универсальное транспортное средство с повышенными характеристиками проходимости. Первые немецкие «Унимоги» были разработаны сразу после войны и дали начало целому семейству грузовиков-вездеходов. Газ 66 в этом плане также не отстал от немецкого аналога. Предшественником также являлся автомобиль ГАЗ-63, однако он имел стандартную на то время переднемоторную компоновку. По сравнению с ГАЗ-63 новый внедорожник имел несравненно лучшую боковую устойчивость и проходимость. Первый серийный ГАЗ 66 покинул ворота Горьковского автозавода в июле 1964 года дав старт выпуску более двадцати модификаций в различных вариантах исполнения и комплектации. От созвучия «66», в народе автомобиль получил название «Шишига». Популярность автомобиля очень быстро росла и в армии, и в народном хозяйстве. До сих пор ГАЗ 66 остается единственным грузовым автомобилем, состоящим на вооружении армии и способным десантироваться на парашютных системах с самолетов военно-транспортной авиации.

Навигация по статье

Назначение

Естественной стихией ГАЗ 66 является бездорожье. Совершить дальнюю поездку даже по обычной трассе без заметной усталости водителя не удастся. Однако для работы в качестве вахтового автобуса, скорой помощи, почтовой машины, хлебовоза, выездной торговой точки или пожарной машины между населенными пунктами на проселочных дорогах, особенно в период распутицы, ГАЗ 66 вне конкуренции. В вооруженных силах ГАЗ 66 используется в качестве тягача для буксировки вооружения, перевозки людей и военных грузов, установки на шасси артиллеристских систем и систем РЭБ. Наиболее часто на шасси устанавливаются специализированные КУНГи под передвижные мастерские, узлы связи (командно-штабные машины), медицинские пункты, дезинфекционно-душевые камеры и другие нужды. Посмотрев любой художественный фильм «про десантников» или «про пограничников» советского периода с большой долей вероятности можно встретить на экране ГАЗ 66, вне зависимости от того, в каком регионе происходит действие. Особенно хорошо, по мнению военных, машина показала себя в условиях песчаных пустынь Средней Азии и в Забайкалье где по проходимости Газ 66 мог сравниться с верблюдом или гужевой повозкой.

Модификации

На базе ГАЗ 66 выпущено множество машин, конечное назначение которых определяется установленной надстройкой. На шасси грузовика собраны самосвалы для сельского хозяйства (ГАЗ-САЗ-3511, ГАЗ-КАЗ-3511), передвижные технические мастерские для комбайнов и тракторов (3902, 3903, 39021, 39031), автофургоны «Хлеб», «Почта», «Медикаменты» (ГЗСА-731, 983А, 947 и т.д.), вахтовые автобусы (НЗАС-3964, Волгарь -39461), не получивший распространение седельный тягач ГАЗ-66П и десятки других вариантов и комплектаций. К основным модификациям ГАЗ 66 можно отнести:

  • ГАЗ 66-1 – первая модификация, выпускавшаяся до 1968 года и не имеющая системы централизованной подкачки шин;
  • ГАЗ-66б – десантный вариант оборудованный телескопической складывающейся рулевой колонкой, складывающейся крышей и откидной рамкой ветрового стекла;
  • ГАЗ66-01 – наиболее распространенная, базовая версия, выпускавшаяся с 1968 по 1985 год с централизованной системой подкачки шин;
  • ГАЗ-66-11 – модернизированная базовая модель, производимая в виде грузовика с платформой и шасси с кабиной. Одна из таких машин до сих пор выполняет роль авиационного тягача на легендарном тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов»;
  • ГАЗ-66-92 – северный вариант исполнения, оборудованный утепленной кабиной с двойными стеклами и дополнительным отопителем, АКБ повышенной емкости, лебедкой и противотуманными фарами. С 1987 по 1995 год выпускался небольшими опытно-промышленными партиями;
  • ГАЗ-66-50, ГАЗ-6651, ГАЗ-66-65 – модификации для стран с тропическим климатом;
  • ГАЗ-66-31 – шасси для самосвальных кузовов. Отличительной особенностью является двойная ошиновка колес заднего моста. Оснащен коробкой отбора мощности;
  • ГАЗ-66-41 – автомобиль, оборудованный безнаддувным дизельным двигателем ГАЗ-544.10 мощностью 85 л.с. Выпускался с 1993 по 1995 год в двух комплектациях: с лебедкой и без нее;
  • Газ-66-40 – грузовик повышенной грузоподъёмности (2,3 т), с турбированным дизельным двигателем ГАЗ-5441 мощностью 116 л.с. Выпускался с 1995 по 1998 год в комплектации с лебедкой и без нее.

Приемником ГАЗ 66 на производственном конвейере стал новый автомобиль ГАЗ 3308 «Садко» с целой линейкой дизельных моторов и измененной компоновкой. При этом конструкция двухосного шасси сохранила преемственность.

Технические характеристики

ГАЗ 66 – классический двухосный внедорожник с полным приводом. Сбалансированная рамная конструкция позволяет перевозить грузы массой до 2-х тонн. Для обеспечения доступа к двигателю двухместная цельнометаллическая кабина откидывается вперед на шарнирах. Плавность хода машины обеспечивает передняя и задняя рессорная подвеска, оборудованная парой гидравлических амортизаторов двойного действия каждая. Концы рессор закреплены в резиновых подушках.

Основные параметры автомобиля ГАЗ-66

  • Масса грузовика – 3470 кг;
  • Разрешенная максимальная масса автомобиля – 5940 кг;
  • Габаритные размеры автомобиля – длина 5806 мм (с лебедкой), ширина 2322 мм, высота по тенту 2520 мм;
  • Клиренс – 315 мм;
  • Ширина колеи – передние колеса 1800 мм, задние колеса 1750 мм;
  • Распределение нагрузки по осям – передняя ось 47%, задняя ось 53%;
  • Максимальная скорость движения с полной массой – 90 км/ч;
  • Радиус поворота – 9,5 м;
  • Глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
  • Емкость топливных баков – 210 литров;
  • Контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч – 20 л/100 км;
  • Запас хода по топливу – 800 км;
  • Используемые марки бензина – А-72, А-76, А-80;

На автомобиле применяются специально разработанные шины увеличенного профиля с развитыми грунтозацепами размером 12.00-18. Колеса с разъёмным ободом позволяют снижать давление в шинах до 0,5 кг/см2, осуществляя при этом движение по слабым грунтам со скоростью до 10 км/ч. Установлено, что ГАЗ 66 способен преодолевать песчаные подъемы с уклоном 23*.

Трансмиссия и тормозная система

Все модификации ГАЗ 66 оснащены механическими четырехступенчатыми коробками передач с синхронизаторами на 3-й и 4-й передаче. Сцепление – сухое, однодисковое. Главная передача одинарная гипоидная. Рабочая тормозная система имеет барабанные тормозные механизмы на всех колесах. Привод – гидравлический, с гидровакуумным усилителем. Стояночный тормоз – механический на трансмиссию. Раздаточная коробка – с понижающей передачей и отключаемым передним мостом.


Особенности и эксплуатация

Основными отличительными чертами ГАЗ 66 специалисты считают согласованное расположение центра тяжести и высокую надежность узлов ходовой части и трансмиссии. Именно эти качества позволяют использовать грузовик в десантных войсках. При осуществлении десантирования уравновешенная машина практически идеально приземляется на все колеса, а все узлы и детали без повреждений выдерживают десантирование. Однако в деле прекращения производства ГАЗ 66 важную роль сыграла слабая противоминная зашита, вернее сказать ее отсутствие. При наезде на мину, по опыту афганской войны, экипаж гарантировано погибал. К сожалению, и в гражданском исполнении к шестьдесят шестому были претензии, но они уже высказывались относительно комфорта. Очень маленькая кабина с неудобным, находящимся сзади справа от водителя, рычагом переключения передач не располагали к дальним путешествиям. Да и при езде по ухабам и рытвинам был велик риск посадить себе шишку или набить ссадину о стекло и стенки кабины, выполненную в стиле социалистического минимализма. Невзирая на неудобства, отсутствие капота и наличие системы обдува и омывки стекол обеспечивали отличный обзор для водителя, что особенно было важно в условиях бездорожья. Среди оригинальных решений, можно отметить наличие в машине специального подвесного места (гамака) для отдыха водителя. На некоторых модификациях ГАЗ 66 крыша выполнялась брезентовой, а верхняя часть кабины снималась. Получался своего рода грузовой кабриолет. Такие машины ценятся в наши дни у людей, занимающихся раритетными экземплярами автомобильной техники.


Видео

Двигатель

В разные периоды производства на различных модификациях ГАЗ 66 применялись как карбюраторные моторы, так и атмосферные и турбированные дизеля. Основная масса машин, выпущенная Горьковским автозаводом, комплектовалась двигателем ЗМЗ-66.

Основные характеристики ЗМЗ-66

  • Тип – карбюраторный, четырехтактный, жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов:
  • Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
  • Рабочий объем – 4,25 л;
  • Максимальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин – 115 л.с. (84,6 кВт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала – 2000-2200 об/мин – 284,4 Нм (29 кгс.м);
  • Степень сжатия – 6,7.


Цена

Так как автомобиль ГАЗ 66 больше не производятся, можно приобрести только автомобиль с пробегом. Цена на армейские версии начинается от 100 тыс.руб. Автомобили, прошедшие переоборудование, ремонт и модернизацию могут стоить до 1 млн. руб.

Газ 66 – широко известный полноприводный грузовик с двумя осями и высокой грузоподъемностью. Долговечность и несравнимая проходимость отличают данную модель от аналогичной техники.
В Советском Союзе создавались легендарные автомобили, которые пользуются популярностью до сих пор. Одной из таких уникальных машин является Газ 66. Эта техника была создана для преодоления бездорожья. Техника с компактными размерами и простым устройством используется для перевозки грузов и людей по непроходимым трассам.

При создании модели конструкторы ориентировались желания военной сферы. Машина использовалась в армии для транспортировки десантных войск. А также были другие области применения:

  • нефтяная промышленность;
  • газовая промышленность;
  • лесное хозяйство;
  • геология.

Техника перевозила буровые инструменты, тяжелую аппаратуру, приборы.
В современных условиях машина используется для активного отдыха туристов на побережье.

Технические характеристики

При разработке автомобиля стояла задача изготовить устойчивое, мощное изделие. Авто Газ 66 обладает такими техническими показателями:

  • грузоподъемность – 2 т;
  • наибольшая масса транспортируемого груза – 5,9 т;
  • габариты – 5,8х2,32х2,52 м;
  • дорожный просвет – 315 мм;
  • колея передних колес – 18 см;
  • колея задних колес – 17,5 см;
  • наибольшая углубленность преодолеваемого брода – 8 м;
  • наибольшая скорость – 90 км/час;
  • давление в колесах – 0,5-3,0 кг/см2.

Технические показатели автомобиля рассчитаны для езды по плохой местности.

Характеристики двигателя

При разработке модели было принято решение об ее оснащении мотором Заволжского моторного завода. Военный Газ 66 имел четырехтактный двигатель с восьмью цилиндрами карбюраторного вида. Вследствие V-образной конструкции агрегат был небольших размеров.

Основные характеристики:

  • марка мотора – ЗМЗ-66-06;
  • тип двигателя – бензиновый;
  • объем – 4,254 л;
  • мощность – 120 л.с.;
  • тип охлаждения – жидкостный;
  • наибольший крутящий момент – 284,4 Нм;
  • частота вращения – 2500 об/мин;
  • диаметр цилиндра – 9,2 см;
  • ход поршня – 8 см;
  • разновидность карбюратора – К-126, К-135;
  • материал изготовления – алюминиевый сплав;
  • вес мотора – 262 кг.

Для запуска в холодное время года предусмотрен предпусковой подогреватель ПБЖ-12. В конце 80-х годов автомобиль комплектовался мотором марки ЗМЗ-513-10 с мощностью 125 л.с. Позднее разрабатывали силовые агрегаты, работающие на дизельном топливе с турбосистемой. Модификация с таким мотором значилась как Газ 6641.

Кабина

Кабина Газ 66 имеет наддвигательное расположение. Конструкция выполнена из цельного металла. В кабине оборудованы два кресла для водителя и пассажира. Они разделены металлическим кожухом, предназначенным для покрытия мотора. При отрицательных температурах кожух служил дополнительным устройством подачи тепла из-за нагретого двигателя. Для комфорта длительных поездок установлено подвесное спальное место, состоящее из гамака, крючков. Присутствует вентиляционные отверстия и отопители. Передние стекла снабжены очистителями, механизмами обмыва. А также предусмотрен обдув лобового стекла.
Чтобы подобраться к мотору, кабину необходимо откинуть вперед. Это производится легко благодаря наличию шарниров. Из-за несъемного кожуха мотора переключатель передач находится поодаль от водителя: справа внизу. Размер кабины Газ 66 – 2,42х2,49х2,32 м с учетом высоты колес.

Расход топлива

Бак машины рассчитан на 210 литров. При средней скорости передвижения 70 км/час расходуется 20-25 литров на 100 километров.

Устройство

Автомобиль состоит из кабины и кузова. Кузовная часть покрыта тентом. Внутри находятся скамейки с функцией откидывания. Кузовная часть изготовлена из цельной металлической платформы. С обоих боков находятся борта с решеткой. Сзади расположен откидывающийся борт. Размеры кузова Газ 66 соответствуют 3,31 м по длине и 2,05 м по ширине.
Вездеходность техники обеспечивается полноприводной системой, укороченными свесами и шинами односкатного типа. Задний мост делится на составляющие:

  • картер;
  • сборный редуктор;
  • две полуоси;
  • пара цапф.

Для редуктора предусмотрено определенное утолщение в картере. Передний мост содержит:

  • редуктор (как и в заднем мосту);
  • шарниры равных угловых скоростей.

Периодическая смазка шарниров продляет срок эксплуатации мостов.
Торможение автомобиля осуществляется за счет гидросистемы с вакуумным усиливающим устройством. Этот механизм препятствует выключению мотора при перемещении по спуску. Для рулевого механизма, также, установлен гидроусилитель. В 1968 году Газ 66 оборудовался централизованной системой для регулировки воздуха в шинах. Изменение давления воздуха производится с места водителя. Можно это делать во время движения и во время стоянки. Эта система предполагает сохранение движения при малых шинных повреждениях.


Коробка передач техники имеет 4 ступени с синхронизацией на 3 и 4 передачах. Сцепление однодискового вида с гидравлическим приводом. Трансмиссию еще образует раздаточная коробка с 2 ступенями. Эта коробка усиливает крутящий момент, отвечает за распределение его по мостам.
Подвеска образована продольными рессорами полуэллиптической формы. Амортизаторы рессор телескопического вида симплексным шагом и гидравликой. Загрузка автомобиля сверх нормы невозможна из-за наличия на заднем мосту одинарных рессор. А также перегрузу препятствуют дифференциалы с автоблокировкой в главных передачах. Все о Газ 66 можно найти в глобальной сети.

Преимущества и недостатки

К основным преимуществам техники Газ 66 относятся:

  • преодоление ухабистых местностей и неглубоких рек;
  • полный привод;
  • высокая способность совершать различные маневры несмотря на большую грузоподъемность;
  • отличная балансировка благоприятствует распределению нагрузки на обе оси;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • централизованная балансировка в шинах;
  • продолжительный срок эксплуатации.

К недостаткам техники относится расположение кабины над колесами. Такое расположение снижает защищенность водителя. Подобная конструкция кабины уменьшает габариты Газ 66.

Чем может комплектоваться

На различные модификации предусмотрена установка дополнительного оборудования. Модификации 02,05,12,15,52 оборудованы механической лебедкой. Лебедка производит движение за счет коробки отбора мощности посредством 2 карданов и соединяющей опоры, находящейся в промежутке.
Газ 66 05 имел лебедку длиной 50 м и толщиной 1,6 см. Благодаря наличию этого приспособления тяговая нагрузка увеличивается до 3,5 тонн.
Модификации Э,04,05,14,15 оборудовались экранированным оборудованием.
Изготовитель также разрабатывал специальные модификации для северных и южных территорий. Газ 66 92 выпускался в 1987-1995 годах и пользовался популярностью в северных регионах. Разновидность 91 выпускалась для жарких широт и шла на экспорт.
Технические характеристики Газ 66 15 позволили соединить лебедку и помехозащищенное электрооборудование. Эта разновидность производилась с 1985 года.

На Горьковском автомобильном заводе в 1964 году был разработан и запущен в производство грузовик ГАЗ 66. Первое время на нем устанавливался одноименный двигатель ГАЗ 66, после чего он был заменен на более мощный ЗМЗ 66-06. Начиная с 1980 года, машины ГАЗ 66 стали агрегатироваться моторами ЗМЗ 511, в наши дни ставятся ЗМЗ 513. Автомобиль ГАЗ 66 относится к категории полноприводных грузовых транспортных средств. Этот уникальный грузовик продолжает пользоваться большой популярностью, благодаря отличным внедорожным характеристикам.

Технические характеристики двигателя ГАЗ 66

Тип мотора Карбюратор (К-126, К-135)
Количество цилиндров 8
Число тактов 4
Компоновка У-образный мотор
Вид системы охлаждения жидкостная
Рабочий объем двигателя ГАЗ 66, ЗМЗ 511 4, 254 литра
Мощность двигателя ГАЗ 66, ЗМЗ 511 120 лошадиных сил
Крутящий момент 284,4 Нм (при 2500 об/мин коленвала)
Диаметр цилиндров 92 мм
Длина хода поршня 80 мм
Вес мотора 262 кг
Степень сжатия 6,7
Потребляемое топливо бензин марки А-76 (низкооктановый)
Количество расходуемого топлива на 100 км от 20 до 25 литров
Формула включения цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8

В конструкцию двигателя ГАЗ 66 входит предпусковой подогреватель марки ПЖБ 12.

Область применения двигателя ЗМЗ 511 и его модификаций – это грузовики средней грузоподъемности:

  • ГАЗ–53;
  • ГАЗ-66;
  • ГАЗ–3307;
  • ГАЗ-66-1;
  • ГАЗ-66А, Б, Д, П, Э;
  • ГАЗ-66-01, 02, 03, 04, 05, 11, 12, 14, 15, 16.

На базе ЗМЗ 511 создана модификация ЗМЗ 513. Данная модель мотора предназначена для транспортных средств, эксплуатируемых в усложненных условиях:

  1. Военная техника.
  2. Перевозка грузов по пересеченной местности и пр.

Новый силовой агрегат имеет ряд существенных отличий от базовой модели:

  1. Вес двигателя ЗМЗ-513 равен 275 кг.
  2. Поддон двигателя имеет другую конфигурацию.
  3. Рабочие элементы электрооборудования выполнены в экранированном исполнении.

Особенности конструкции двигателя ГАЗ 66 (ЗМЗ 511)

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания имеет систему питания карбюраторного типа.

  1. Цилиндры диаметром 92 мм расположены под прямым углом.
  2. Расстояние между осями соседних цилиндров равно 123 мм.
  3. Поршни приводят в движение коленчатый вал.
  4. Двигатель оснащен закрытой системой охлаждения жидкостного типа.
  5. ОЖ циркулирует под воздействием специального насоса – принудительное охлаждение.
  6. Смазочная система работает как под давлением, так и методом разбрызгивания масла – комбинированная.


Материал изготовления блока цилиндров – литье алюминиевого сплава АЛ-4.

  • Гильзы цилиндров изготовлены из специального легированного чугуна, диаметр равен 100 мм, высота – 153 соответственно.
  • Гильзы имеют нижнюю фиксацию, верхняя часть закрепляется под воздействием головки блока ГБЦ.
  • В нижней части стоят уплотняющие кольца, изготовленные из меди.
  • Благодаря смещению на 75 миллиметров нижней части корпуса блока цилиндров относительно оси коленчатого вала, существенно увеличена его жесткость.
  • Вес корпусной детали блока цилиндров равен 44 кг.

Для изготовления коленчатого вала используется чугунное литье. Материал изготовления – высокопрочный чугун ВЧ-50. Опорные коренные и шатунные шейки проходят закалку.

  • Коренные шейки диаметром 70 – 69, 9 мм;
  • Шатунные – 60 – 59,9 мм.

С целью снизить вес двигателя ЗМЗ 511, применяются шатуны, изготовленные методом ковки. Значения их параметров:

  • Длина – 156 мм;
  • Вес – 0,86 кг;
  • Диаметр верхнего отверстия – 25 мм.

Параметры поршня:

  • Вес – 0,565 кг;
  • Высота – 51 мм;
  • Диаметр – 92 – 91,99 мм;
  • Внутренний диаметр поршневого пальца равен 16 мм;
  • Наружный – 25 мм.

Особенности технического обслуживания двигателя ГАЗ 66 (ЗМЗ 511)

Независимо от того, какой двигатель стоит на ГАЗ 66, он нуждается обязательном периодическом техобслуживании. От качества и своевременности проведения обслуживающих мероприятий зависит длительность службы силового агрегата. В перечень требований по уходу за двигателем входят следующие пункты:

  1. При замене горюче-смазочных жидкостей необходимо заливать моторное масло, бензин рекомендуемых марок.
  2. В процессе проведения очередного техобслуживания нужно производить подтяжку креплений головки блока цилиндров (только на остывшем двигателе).
  3. Следить за рабочей температурой силового агрегата, не допускать его перегрева.
  4. Контролировать степень затяжки гайки, фиксирующей выпускную трубу, при необходимости подтягивать ее, чтобы избежать проникновение охлаждающей жидкости в смазочный материал.
  5. Проверять поршневые кольца и вкладыши подшипников на предмет выявления неисправностей. При малейших деформациях и прочих отклонениях от нормы срочно заменять на новые детали.

Перед заменой смазочного материала необходимо узнать, какое масло в двигатель ГАЗ 66 является наиболее подходящим для него и в каком количестве заливать.

Для двигателя ГАЗ 66, ЗМЗ 511, ЗМЗ 513, а также модификаций рекомендуется использовать моторное масло следующих марок:

  • АСЗп-10;
  • М-5з/10А;
  • М-6з/10В;
  • Mobil Delvac 1330;
  • Mobil Delvac MX 15W/40, 10W/30;
  • SSPMO;
  • Лукойл 15W40.


Объем смазочной жидкости для моторов данной линейки равен 10 литров. Замену моторного масла производят после очередного пробега, равного 6 – 10 000 километров.

Основные проблемы двигателей ГАЗ 66 (ЗМЗ 511) и их модификаций

Все двигатели внутреннего сгорания данной серии обладают схожими неисправностями и типовыми проблемами:

  1. Масляные потеки в районе уплотнительного сальника коренного подшипника, расположенного сзади.
  2. Снижение давления в смазочной системе двигателя.
  3. Повышенный расход моторного масла.

Если возникает ситуация, когда расход масла превышает 0, 4 литра при пробеге в 100 километров, и приборы показывают резкое снижение давления в смазочной системе, необходимо отправлять транспортное средство на диагностику с последующим ремонтом.

Совет: Если контрольный прибор давления неисправен, его можно заменить манометром. Перед измерением давления следует хорошенько прогреть силовой агрегат. Нормальное давление считается: в режиме холостого хода – 0,5 кгс/см.кв. или 1 кгс/см.кв при средних оборотах.

При заниженном давлении масла в системе категорически не разрешается эксплуатировать автомобиль.

Снижение компрессии в цилиндрах также является негативным фактором, свидетельствующем о неисправности двигателя внутреннего сгорания. Компрессия измеряется специальным прибором под названием «компрессомер». Перед его использованием необходимо:

  • выкрутить свечи зажигания;
  • открыть заслонку дроссельную;
  • отключить электрическое питание высоковольтной проводки.

Тюнинг двигателя ГАЗ 66

Многие автовладельцы не спешат расставаться с транспортными средствами, оборудованными двигателями внутреннего сгорания, давно снятыми с производства. При этом проводятся многочисленные попытки его модернизации. Конечно речь идет не о чип тюнинге, т. к. в конструкцию данного силового агрегата не входит электронный блок управления.


Чтобы улучшить мощностные характеристики двигателя ГАЗ 66, используют следующие способы:

  1. Конструкция двигателя изменяется под крепление современных устройств газораспределительного механизма.
  2. Карбюраторная система топливоподачи заменяется на инжектор.
  3. Устанавливается турбонаддув.

В результате такого форсирования, существенно повышаются такие технические характеристики, как экономичность, мощность двигателя. Следует помнить, что двигатель ГАЗ 66 – достаточно старое устройство. Чтобы получить желаемый результат, хозяину машины придется затратить немало материальных средств и свободного времени.

Для больших энтузиастов существует высокозатратный способ, который не уступает капитальному ремонту силового агрегата. Его суть сводится к превращению двигателя ГАЗ 66 в аналог ПАЗовской модели ЗМЗ 523.

Владелец приобретает и устанавливает следующие запчасти:

  1. Новый коленвал ПАЗ 3205.
  2. Вкладыши ЗМЗ 5234.
  3. Комплект элементов поршневой группы в сборе (к примеру, «Мотордеталь Кострома»).
  4. Сальники, прокладки.

Для увеличения степени сжатия до значения 8,5 срезается корпус головки блока на 1,8 мм (не больше, иначе возникнут сложности при установке входного коллектора).

Вдобавок заменяется родной карбюратор К126 или 135 на Edelbrock 1407 Американского производства. При этом во входном коллекторе объединяются все каналы и подготавливается специальная установочная площадка при помощи сварки, на которой будет стоять новый карбюратор.

Замена двигателя ГАЗ 66

При тюнинге автомобиля ГАЗ 66 часто производится замена силового агрегата на дизель. Чаще всего вместо ГАЗ 66 (ЗМЗ 511) устанавливается дизельный двигатель внутреннего сгорания Д-245, произведенный на Минском моторном заводе. Дизели этой серии оснащены турбонаддувом.

Интересно: По заказу Никарагуа завод-изготовитель переоборудует автомобили серии ГАЗ 66. Вместо родных моторов на них устанавливаются новые Минские дизели Д 245. При желании здесь можно сделать индивидуальный заказ на модернизацию своего авто.