Серафимы: значение в христианской и иудейской традиции. Тайны шестикрылых серафимов Что такое серафимы

Херувим (Керувим) был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3.24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крильями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх 25.18, Исх 37.7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх 36.35). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3Цар 6.23 и дал.). Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар 6.29,32,35, 2Пар 3.7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3Цар 7.29,36). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (Пс 79.2, Пс 98.1). Так как Бог желал являтся своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (1Цар 4.4, 2Цар 6.2, 4Цар 19.15, Ис 37.16). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез 1.22,26,28, Иез 10.18–20).
Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Яхве, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т.д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений.
Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных.
С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в От. Иоанна, которые уподоблялись – первое – льву, второе – тельцу (быку), третье – человеку, четвертое – летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4.6 и дал.).
Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (Откр 5.13,14). Также Пс 148.1 призывает все создание к такому прославлению.
Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» (Евр 9.5 греч. текст) – не животные, но живые существа.
Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т.е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова), потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т.е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д.
(Библейский словарь Нюстрема )

Основная цель херувимом - доносить до людей Божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках ангельской иерархии.
Христианское богословие изначально не имело определённого взгляда на природу херувимов, мнения разделялись в вопросе, являются ли они существами или всего лишь символами и образами для представления действий Бога. Следуя за Филоном Александрийским видели в херувимах лишь символическое значение Иероним Стридонский (IV век) и Феодорит Кирский (V век). Однако уже Климент Александрийский (II-III века) начинает отходить от такого понимания, называет херувимов «песнословящими духами», но продолжает делать основной акцент на символичности их образа:
«…Имя Херувима означает «великое знание». Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени… изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании.»
Климент Александрийский. Строматы.
Начиная с IV века устанавливается преобладающим учение о том, что херувимы являются существами, хотя и обладают определённой символикой. Иоанн Златоуст дал следующее понятие херувимов, ставшее традиционным для христианства к окончанию эпохи Вселенских соборов:
«Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь - все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.»
Иоанн Златоуст
Феодор Студит называет Херувимов «наивысшими из всех и ближайшими к Богу», его мнение поддерживают католические (Фома Аквинский) и протестантские (Кейль) богословы.

Свойства херувимов описал Дионисий Ареопагит в своём сочинении «О небесной иерархии»:
«Наименование же Херувимов означает их силу - знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство - преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.
Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии»
В богослужении на литургии поётся молитва, называемая херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Она состоит из двух частей, разделяемых великим входом, перед ней раскрываются царские врата алтаря.
Иже Херувимы та́йно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.
Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуи́а, аллилуиа, аллилуия.
Перевод: [Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…
…чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа

Серафимы

Серафимы т.е. пламенные – небесные существа, которые в видении пророка Исайи стояли вокруг Яхве, сидящем в храме на престоле высоком и превознесенном – «у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое и двумя ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: свят, свят, свят, Господь Саваоф!» Храм колебался от звука голоса их и наполнялся фимиамом. Когда Исайя в тоске подумал, что он погиб, тогда прилетел к нему один из серафимов, прикоснулся к его устам горящим углем с жертвенника и объявил ему о благодати примирения, после чего Иегова послал его проповедывать (Ис 6.2 и дал.).
(Библейский словарь Нюстрема )

Древнееврейское слово «сараф» имеет несколько значений: пылающий, огненный, языки пламени; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон.
Эти значения используются в следующих местах Священного писания:
«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис. 21:6)
«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис. 21:8)
«не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29)
«аспиды и летучие змеи» (Ис. 30:6)
Серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи; они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:
«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2-3)
Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает Серафим, чтобы горячим углем очистить его от скверны:
«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис. 6:6)
Второе упоминание о Серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), и дошедшие до нас на древнегреческом языке.
«И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр 4:6-9)
Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте.
В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.
Согласно толкованию Антония Великого,
«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое - лицу тельца, третье - лицу льва, четвёртое - лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.»
Добротолюбие, Т1, Наставления Антония Великого

Молитва Святым Небесным бесплотным Силам

Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
1. Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
2. Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.
3. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
4. Святые Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
5. Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
6. Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
7. Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
8. Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
9. Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине.

В книге пророка Исайи (Исаии 6:2-4) описаны огненные говорящие существа с шестью крыльями, которые прославляли Бога. Это были Серафимы, приближенные к престолу верховные ангелы. Они наделены невероятным могуществом, почти равным самому Богу. Что говорит о Серафимах иудейская и христианская религии? Рассмотрим вопрос подробно.

Кто такие Серафимы

В шестой главе книги пророка Исайи единственный раз встречается описание этих огненных небесных существ. Исайя их описывает как имеющих по 6 крыльев. Двумя крыльями они прикрывают лицо, двумя — ноги, а с помощью двух других крыльев летают. Летают Серафимы вокруг престола Бога с прославлениями его величия.

Зачем Серафимам столько крыльев? Они прикрывают лица и ноги, чтобы их не опалила Слава Божья. Ведь Серафимы постоянно находятся у престола, воздавая хвалу Создателю. Помимо множества крыльев, у них еще много глаз.

Исайя Серафимов увидел перед началом своего пророческого служения. Они очистили его божественным огнем от скверны: один из Серафимов прикоснулся к устам Исайи раскаленным огнем.

Название «серафим» происходит от древнееврейского слова «сераф», что обозначает огонь или дракона. В другом переводе это слово значится как летающий змей, молния или грифон. Считается, что все пророки творили чудеса только с помощью Серафимов. Ученые прослеживают связь серафимов с вавилонским «сиррушем» — огнеподобным змеем или огнедышащим драконом. Серафима в виде змея можно увидеть и на знамени Моисея. В Ветхом завете упоминаются наказания язычников, которые осуществляли огненные Серафимы.

В каббале Серафимы связаны с сефирой Гебура — суровость. Предводителем их считается Архангел Гавриил, так как его имя созвучно названию сефиры гебура — сила, суровость. Эта сефира внушает страх и ужас, так как разрушает и карает. Некоторые каббалисты связывают ее с библейским Змием, источником зла.

В Новом Завете о Серафимах упоминает пророк в своем Апокалипсисе. Иудейская традиция не признает христианства, поэтому Откровения Иоанна Богослова имеют значение только для верующих во Христа.

Дионисий Ареопагит, основываясь на словах пророка Исайи, определяет Серафимов как ангельских существ, пылающих любовью к Богу, свету и чистоте. В своем описании Дионисий рассказывает, что Серафимы постоянно находятся в движении вокруг престола Бога. Также Серафимы могут воспламенять сердца людей любовью к богу и очищать их помыслы. Их сила подобна всепожирающему огню, поглощающему нечистоту. Огонь этот имеет божественную природу и является вечным.

Имена Серафимов

В библейских источниках нет упоминания имен Серафимов, как это присуще Архангелам. Архангелов мы знаем поименно, а также знакомы с их миссией на земле и на небесах. Однако в раннехристианских и иудейских источниках можно найти информацию о Иехоэле, который является предводителем всех огненных серафимов. Там же упомянуто, что Иехоэль знает истинное имя Бога. Ихоэль неустанно противостоит демону Левиафану, сдерживая его от нанесения вреда человечеству.

В некоторых христианских источниках к чину Серафимов относят и херувима Израэля, так как он приближен к престолу Бога и является шестым в свите прославляющих величие Создателя ангелов.

К чину Серафимов относят и архангела Уриила, который чаще всего встречается в апокрифах и неканонической христианской литературе. Однако это неправильное толкование образа Уриила, так как он является двухкрылым Архангелом.

Серафимами были и павшие ангелы:

  • Вельзевул;
  • Асмодей;
  • Левиафан;
  • Сатана.

Согласно источникам, перечисленные падшие ангелы возглавили владение адом. Именно сатана и три его приближенных соратника творят беззакония на земле и соблазняют даже ангелов. Сатана, бывший Серафим, обладает огромной властью и умениями. Это равнозначный противник божьим Серафимам, и между ними до сих пор происходит битва.

Молитвенное обращение

Можно ли возносить молитвы Серафимам? В православной традиции не практикуются воззвания к безымянным Серафимам, предпочитают обращаться к святым и ангелам по именам. Вместо Серафимов в молитвах могут упоминаться силы небесные, небесное воинство. Следует учитывать и то, что Серафимы являются орудием божьей кары, а не исполнителями просьб человека. Они сродни Архангелу смерти, что накладывает определенный отпечаток на специфику их деятельности.

Когда можно обращаться с молитвенным прошением к небесному воинству? Обычно православные возносят молитвы к силам небесным в момент крайней нужды или опасности. Также можно читать молитву и перед началом ответственного и важного дела, чтобы получить своевременную помощь. Однако если вы решили обратиться к небесному воинству для решения важного дела, перед этим следует поститься неделю, а затем пойти на исповедь.

Молитвенное обращение к небесному воинству:

О Серафимах очень мало информации, хотя они являются наиболее приближенными к Богу. Огненные ангелы с карающим мечом до сих пор вызывают ужас и трепет, так как уничтожали целые страны и народы, непокорившиеся воле божьей.

Согласно христианскому и иудейскому учениям, в царствии небесном так же, как и в любом другом обществе, существует четкая иерархия и субординация. Одни небожители исполняют различные мелкие поручения, не вступая с Богом в непосредственный контакт, другие – напротив, настолько приближены к Создателю, что благодаря этому наделены особыми способностями и силой. К последним и относятся Серафимы.

Огненная сущность Серафимов

Само слово «Серафим» происходит от еврейского «сорэф», что переводится как «горящий» или «пылающий». А окончание «им» используется для обозначения множественного числа в мужском роде. Таким образом, Серафимы являются ангелами из огня. Именно по причине огненной сущности Серафимов их чаще всего изображают в красном цвете.

Несмотря на то, что Серафимы довольно редко упоминаются не только в канонических, но и в апокрифических текстах, совершенно ясно, что зачастую именно с помощью своей огненной сути Серафимы исполняют волю Божию. Так, когда будущий пророк Исаия, имевший за плечами множество грехов, засомневался в том, достоин ли он той чести, которую даровал ему Бог, к нему явился Серафим. Ангел взял горящий уголь и, прикасаясь к губам Исайи, произнес: «Это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».

Как выглядят Серафимы?

У всех Серафимов по три пары крыльев. С помощью одной пары Серафимы летают, исполняя Божью волю. Двумя другими — они прикрывают свои лица для того, чтобы при непосредственном общении с Господом не смотреть на него. Третьей парой крыльев они прикрывают свои ноги для того, чтобы не унижать Бога их видом. Так же прикрывают Серафимы свои тела, если им приходится являться перед простыми смертными. Ведь, согласно преданиям, от света, излучаемого этими ангелами, человек может ослепнуть.

Чем занимаются Серафимы?

Серафимы – это ангельские существа, которые могут напрямую общаться с Господом. А, следовательно, можно сделать вывод о том, что Серафимы стоят на самой высшей ступени иерархической лестницы, по сравнению с другими ангелами.

Серафимы неустанно прославляют Господа и поют о нем хвалебные оды. Своей огненной любовью к Богу они способны заразить любого, кто находится ниже них по рангу. А ниже них, как известно, все, кроме Бога.

Серафимы исполняют самые ответственные миссии. Они являются пророкам и святым, способны очистить от греха любого, даже самого плохого человека. Благодаря могуществу, которым наделил их Господь, Серафимы могут сделать так, что грехи просто сгорят в их пламени, не оставив ни следа.

В религиозных трактатах ангелы-серафимы упоминаются как божественные существа, имеющие различные упоминания во внешнем образе. Различны упоминания в своей природе происхождения и трактовках самого ангела, его силы и могущества. Иногда, есть существенные противоречия, которые имеют повод для изучения разных трактовок и толкований в разных священных писаниях.

Дионисий Ареопагит

Образ его имеет очень древнее происхождение. Известен определенный порядок чинов ангелов, которые в подробностях описаны христианским ангеологом в сочинении "О Небесной иерархии" 6 век. Данный эпизод письменности более ссылался на трактат афинского мыслителя из первого века нашей эры Дионисия Ареопагита. Труд мыслителя являлся основой в церковных учениях о Боге и его ангелах.

Исходя из этого учения ангелы подразделялись на чины в зависимости от приближения к Богу и удаления к человеку. Первый чин и лик это были ангелы, которые максимально приближены к Богу, назывались они Серафимы. Также их именуют как поддерживающие престол Бога.

В своем сочинении Дионисий упоминает, что Серафимы это такие ангелы, которые имеют очень быструю скорость и способны благодаря ей озарять вокруг все пылающим светом. Удивительной способностью обладают Серафимы - возвышать, спасать низших или падших существ. Способны очищать сердца и оживлять действием света и любовью Бога. Их образ освещен светом и обладает неприкрытостью и неугасаемостью.

Антоний Великий

Согласно токованию Антония Великого ангел Серафим, которого смог увидеть пророк Иезекинь - это образ душ верных. Эти души стремятся достигать совершенства. Сам ангел серафим имел 6 крыльев, глаза его были горящими ярким светом, 4 лица смотрящие в разные стороны. Первое лицо было наподобие лику человека, второе схожесть с тельцом, третье имело схожесть со львом, а четвертое аналог орла.

...Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвёртое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.

Серафимы в Библии

Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

...Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:2-3)

Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает серафим, чтобы горячим углем очистить мужчину от скверны:

...Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. (Ис. 6:6)

Ангелы-серафимы, излучают настолько сильный свет, яркий и слепящий, что на него невозможно смотреть, а те кто смотрит долго, может и вовсе ослепнуть от божественного света.

Второе упоминание о серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), (I в. н. э.) и дошедшие до нас на древнегреческом языке, эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признает. Гл.4:6-9:

...И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

Иудейская религия

В иудейской религии Серафимы это ангелы имеющие высший из девяти чинов. Серафимов часто описывали также как ангелов имевших отношение к огню, которым они уничтожают тьму. Само слово "серафим" произошло от древнееврейского - жечь, испепелять. Характерные черты такого ангела это 6 крыльев, обычно они имеют красный цвет, ликов у этого ангела до 16.

- (евр. горящий, пламенеющий). Ангелы высшего чина ангельской иерархии, пламенеющие любовью к Богу и возжигающие ее в сердцах других. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СЕРАФИМЫ 1) (по евр. пламенные)… … Словарь иностранных слов русского языка

СЕРАФИМЫ, один из чинов ангелов … Современная энциклопедия

- (евр. œerâphîm, «огненные», «пламенеющие», от корня œrp со значением «гореть», «сжигать», «обжигать»), в иудаистической и христианской мифологиях ангелы, особо приближённые к престолу бога и его прославляющие. Их описание содержится в… … Энциклопедия мифологии

Один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается вСвящ. Писании. С., по изображению пророка Исаии, составляют высшуюстепень в небесной Иерархии, ближайшую к Богу. В видении пророка онипредставляются окружающими престол Господа; они имеют… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Серафимы - СЕРАФИМЫ, один из чинов ангелов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (значение этого слова по одним: пламень, горение, а по другим возвышенный, благородный) один из девяти чинов небесной иерархии, ближайший к Богу, упоминаемый пр. Исаиею в связи с его видением (Ис.11:2 ,6). В видении пр. Исаии серафимы… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Религиозные термины

Серафимы - (евр. – пламенные) – высшие ангельские чины в небесной иерархии, стоящие непосредственно у Божьего престола и постоянно его прославляющие. В библейских источниках рассказывается, что они очищают уста пророка Исайи, горячим углем из жертвенника… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СЕРАФИМЫ - (Евр.) Небесные существа, описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP,… … Теософский словарь

Книги

  • Необыкновенное путешествие Серафимы (DVD) , Антонов Сергей. Сима Воскресенская, лишившаяся родителей в самом начале войны, живет в детском доме и втайне хранит нашейный крест, напоминающий ей о любимой семье. Однажды Сима знакомится с Ритой -…
  • Век веры матушки Серафимы , . На долю монахини Серафимы, в миру Надежды Никитовны Михеевой, выпали тяжелейшие испытания. Крестьянская девочка из рязанской глубинки, никогда и нигде не учившаяся, она ещё совсем молодой…