Основные тенденции развития танца Древней Греции. Танец Древней Греции Древнегреческие танцы

Статьи о танцах ->

У народов древнего мира были очень распространены первые танцы, но, безусловно, они были мало похожи на нынешние. Разнообразными жестами и движениями человек передавал свои ощущения от окружающего его мира, выражая в них свое душевное состояние, впечатления, настроение. Пантомима, пение, возгласы были неразрывно связаны с танцем. Танцоры стремились к тому, чтобы мимика, жест, каждое движение танца выражали какие-либо поступок, действие, мысль.

Учитесь танцевать "сиртаки " - это просто.

В наше время древний народный греческий танец "сиртаки" исполняют во всем мире, а не только греки. Мелодия сиртаки известна всем, танцевальные движения просты. Пробуйте...

Исполнители становятся в линии (одну или несколько), замыкают круг, кладут руки на плечи соседей слева и справа. Корпус должен быть прямой, ноги выпрямлены, пятки вместе.

Вступление. На "раз" быстро сгибаются колени, на "два" быстро выпрямляются, на "три" - "восемь" повторяются те же движения.

Постукивание. На "раз" сделайте медленно небольшой шаг левой ногой влево, слегка поднимая ее, на "два" медленно приставьте правую ногу к левой. На "три" - "четыре" медленно повторите то же движение вправо, на "пять" - "шесть" медленно повторите то же движение влево. На "семь" - "восемь" медленно сделайте то же движение вправо, вес тела должен оставаться на левой ноге.

Движение "туда - обратно". На "раз" медленно сделайте бросок правой ногой вперед с маленьким подскоком на левой ноге. На "два" медленно перейдите на правую ногу с опорой на нее, слегка отскакивая назад. На "три" медленно сделайте шаг левой ногой назад с опорой на нее, на "четыре" медленно перенесите вес тела на правую ногу в сторону. На "пять" быстро сделайте шаг левой ногой вперед, сильно согнув колени, на "шесть" быстро перенесите вес тела назад на правую ногу. На "семь" быстро приставьте левую ногу к правой, оставив опору на правой ноге, на "восемь" быстро вынесите левую ногу на носок по диагонали вперед и вправо. На "девять" опять быстро приставьте левую ногу к правой, и на "десять" быстро вынесите левую ногу по диагонали вперед и вправо, перенеся на нее вес тела.

Боковой пересеченный ход в сторону. На "раз" быстро выбросите правую ногу вперед, на "два" быстро поставьте правую ногу впереди и чуть влево от левой - перекрест влево и вперед. На "три" быстро сделайте шаг левой ногой влево, на "четыре" быстро поставьте правую ногу сзади и чуть влево от левой - перекрест влево и назад. На "пять" быстро сделайте шаг левой ногой влево, на "шесть" повторите движение, выполненное на "два". На "семь" - "двенадцать" выполните те же движения, что и на "раз" - "шесть", но в другую сторону и с другой ноги, то есть возвращаясь вправо. Повторите ход еще раз.

Затем исполняется движение "туда - обратно", но на "раз" притопните правой пяткой и быстро сделайте бросок вперед правой ногой.

Сгибание колен. На "раз" быстро широко скрестите правую ногу перед левой и согните колени, на "два" останьтесь в том же положении. На "три" быстро выпрямитесь, покачивая корпусом, на "четыре" быстро перенесите вес тела на левую ногу. На "пять" - "восемь" выполните то же, что и на "раз" - "четыре", но правой ногой назад и влево. На "девять" выполните то же движение вперед, на "десять" выпрямитесь и выполняйте движение "туда - обратно".

Разнообразны и богаты по содержанию были танцы и других народов. Суровые римские войны первых веков н.э. особенно любили воинственный танец в память похищения сабинянок, который по преданию ввел Ромул. О танцах римлян в своих трактатах писали Цицерон и Гораций.

Танцы Древней Греции, сиртаки:

.

Вт 0

Древние греки считали, что танцы были посланы людям богами и поэтому связывали их с религиозными церемониями и церемониями поклонения. Они верили, что Боги передавали дар умения танцевать только избранным смертным, которые в свою очередь учили этому остальных.

Древнейшие исторические источники можно найти на острове Крите, где с 3000 по 1400 века до н.э. процветала древнейшая Минойская цивилизация. Жители Крита развивали музыку, песню и танец как часть своей религиозной жизни, а также развлечений.

Основная особенность античного греческого танца - это то, что танцоры образуют круг или полукруг и танцуют, сохраняя его. Как правило, мужчины и женщины танцевали отдельно. Огромную роль в танцах играло музыкальное сопровождение. Известно, что античные инструменты представляли собой деревяшки, металлические цимбалы, колокольчики, ракушки, которые использовали для отбивания ритма. Минойцы пользовались струнными инструментами: кифарой и лирой.

Древние греки танцевали, образуя открытый или узкий круг, обычно вокруг дерева, алтаря или мистических предметов для того, чтобы освободиться от злых духов. Впоследствии это правило перешло в традицию танцевать вокруг певца или музыканта. На критских скульптурах изображаются танцы вокруг музыканта, играющего на лире, парные танцы и женские танцы в кругу с большим числом танцоров. Похожие скульптуры были найдены в Греции и на Кипре и датируются 2 -1 вв. до н.э.

Неизвестно как именно танцевали древние греки. Восстановить картину танца, одежду и украшения, которые носили исполнители, помогают античные вазы, рисунки на посуде. Например, на одном из таких предметов был изображен танец мужчин и женщин, держащих в руках ложки. Эти предметы и то, каким образом их держали танцоры, очень напоминает танец с ложками, которые танцуют в Малой Азии по сей день. То тут, то там в древних текстах говорится о том, что танец находился в большом почете в особенности благодаря своим воспитательным качествам. Равно как и музыка, письмо и физическое развитие, танец входил в систему образования, и многие античные авторы указывают на его пользу для развития души и тела. Например, спартанцы танцевали в основном воинственные танцы под марши и танцевали перед сражениями. В других частях Греции в богатых семьях было принято отдавать детей в частные учебные заведения, где известные преподаватели учили их танцам, музыке и поэзии.

Культовые танцы в культуре греков.

Греческие танцы в древности подразделялись на религиозные и военные, театральные и общественные.

Известно, что женщинам и мужчинам танцевать вместе запрещалось. Но юноши и девушки могли вместе участвовать, например, в цепочечных танцах.

Среди военных танцев упоминают пиррихий и прилий . Точных сведений об этих танцах, характере их движений, исполнителях, месте, где они обычно исполнялись, не сохранилось. Прилий обычно исполняли амазонки. Возможно, этот бурный и воинственный танец (обычно исполнявшийся без оружия) мы видим на расписных вазах 5-4 вв. до н.э. Наибольшую известность получил пиррихий , который исполнялся в шлеме со щитом и копьем в руках. Пиррихий исполнялся как юношами, так и девушками и включал в себя разные па, имитирующие движения воина во время сражения - резкие выпады, манипуляции с щитом и копьем. Греки очень трепетно относились к этому танцу и считали, что их военный успех зависит от быстроты и сноровки в его исполнении.

Вакхические танцы имеют несколько специфических движений, которые не встречаются в других - резкие наклоны туловища и головы назад - вперед, которые должны были вызвать головокружение и способствовать вхождению в транс.

К категории мирных танцев относят различные ритуальные пляски, посвященные древнегреческим богам: Гере, Деметре, Аполлону. Это обычно хороводы, в которых танцующие, взявшись за руки, передвигаются мелкими, скользящими шагами. Один из любопытных танцев, популярных в IV-III вв. до н.э. - танец с плащом. По мнению некоторых исследователей, танец связан с культом Деметры, с культом плодородия. Его танцевали девушки, готовившиеся к замужеству, во время ритуалов, предшествовавших брачной церемонии. Исполнительница (одна или две) делали плавные повороты и шаги вправо-влево и вперед - назад, то закутываясь в плащ, то распахивая его.

Танцами как зрелищными развлечениями заведовали мимы – скоморохи, клоуны, акробаты, жонглеры – низкого социального статуса, как правило, беглые рабы или иностранцы. Но ни один пир богатых и почтенных граждан не обходился без них – пиры античности неразрывно связаны с танцами. Театральные же танцы имели непосредственное отношение к типу театрального представления – для трагедии характерна эммелия, для комедии – кордак.

Эммелия (Emmeleia) - хороводный танец, зачастую исполнявшийся у постели умирающего. Торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц - сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.

Главным танцевальным жанром комедии был кордак (Kordax), движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.

Сценические танцы были частью театральных представлений. Каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами. Для этого они надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет – устричных раковин

Христианские культурные традиции .

В период становления в Греции христианства началось формирование христианской музыкальной культуры. Церковь внесла запрет на инструментальную музыку и любые танцы. Однако на стенах древних православных храмов и монастырей можно увидеть росписи, на которых изображены различные танцы, удивительно похожие на античные. Христианская и языческая культура уживалась рядом, и в народном быту сохранились танцы, которые ведут свое происхождение из глубокой древности.

Античные росписи в храмах иногда изображают танцовщиц, исполняющих бурные танцы, аккомпанируя себе ударными инструментами. Это изображения вакхических танцев.

В старинных рукописях находятся свидетельства, датированные, которые описывают событие, произошедшее в Северной Фракии в 1257 г. В маленькой церкви Св. Константина внезапно вспыхнул огонь. Наблюдая, как пламя постепенно охватывает здание, жители деревни слышали странные звуки, доносившиеся изнутри и напоминавшие крики людей. Никого в церкви не было, поэтому обитатели деревни, решили, что звуки исходят от оставшихся в церкви икон. Несколько человек, решившие спасти иконы, бросились в огонь. Они вынесли из пламени 8 икон и при этом не получили никаких ожогов. Легенда гласит, что с тех пор эти люди получили иммунитет от ожогов, который могли даже передавать своим детям.

Этот обряд пришел в Болгарию из Греции и сохранился в практически неизменном виде. Болгарский свидетель его Святослав Славчев, писал, что вечером накануне церемонии, несколько взрослых женщин заперлись в церкви, чтоб молиться там всю ночь. Вечером мужчины неспешно сгребли угли, образовав большой пылающий круг. Когда церковные двери открылись, женщины босиком пошли по углям, приближаясь к центру площадки, быстрыми короткими шагами. Никто из женщин не получил ни ран, ни ожогов. Характерно, что такие неистовые танцы распространены на территории древней Фракии, которая еще в древности отличалась обрядовыми ритуалами и церемониями, в том числе и вакхическими танцами.

В Крыму огнехождение практиковалось в общине греков, чьи предки переехали сюда на постоянное место жительства в 1830 г. из древней Фракии. Этот феномен описан этнографами со слов свидетелей и исполнителей этого обряда. Итак, греческие танцы несут в себе традиции глубокой древности, реликты архаичных культовых обрядов, но это не препятствует их популярности. Благодаря традиции, сохранившей их на протяжении многих столетий, они, хотя и в видоизмененном виде, дошли до наших дней и являются неотъемлемой частью современной культуры греческого народа.

Основные греческие танцы

Среди огромного разнообразия танцев древних эллинов одним из самых распространенных исследователи называют сиртос.

СБ 08/21/10

Сиртос

Танцуется во всей Греции. Танцоры, мужчины и женщины, танцуют в открытом кругу, соединяя руки на уровне плеча. Шаги медленные, движения простые и сдержанные. Его облегченная версия – сиртаки (в пер. с - касание) . Часто лидер, будь то мужчина или женщина, держит в руке платок и размахивает им в процессе танца. Что примечательно, за руки могли держаться только родственники или супруги. Друзья, знакомые или незнакомые люди держались за платок.

Цаконикос

Самый известный танец-лабиринт. Танцев-лабиринтов в Греции много, но отличаются они не шагами, а способом «закрутить» и «раскрутить» лабиринт.

Региональные особенности греческих танцев
08/20/10

Хотя греческие танцы во многом схожи, имеют место региональные особенности в шагах и стиле танца.

На характер и местные особенности танца влияли климатические условия. В общем, «волочащиеся» танцы танцуются в равнинных частях страны, а «припрыгивающие» характерны для горных районов. На стиль, манеру и движения танца по-разному влияет и характер людей, их социальная жизнь, костюмы, т.д. Например, холодная погода, высокие горы, неровная земная поверхность вынуждала людей носить тяжелую одежду и обувь, из-за чего люди двигались маленькими шагами и, передвигаясь, тянули стопу. На танец очень влияет обувь: тяжелая обувь, не позволяла танцорам высоко поднимать ноги, а туфли и тапочки давали такую возможность, т.к. были значительно легче и идеально подходили для сиртосов.

Общая характеристика греческих танцев Т 08 /19/10

Традиционные греческие танцы делятся на две категории: «волочащиеся» танцы и танцы «с подпрыгиванием». «Волочащимися» танцы называют так из-за манеры исполнения: танцоры двигаются вправо или влево легкими шагами, не прыгая. Они очень разнообразны благодаря множеству фигур, названий, мелодий, ритмов, шагов, а также похоже, что они самые старые. Самый известный «волочащийся» танец - Сиртос.

Танцы с подпрыгиванием произошли из горной Греции и получили свое название благодаря характеру исполнения. От танцоров требуется сила, гибкие движения, обычно танцуются мужчинами, хотя в них участвуют и женщины. Большинство греческих танцев несложные: шаги в сторону, прыжки, болтание ногами. Лидер круга украшает танец другими шагами, прыжками, то ускоряя, то замедляя танец.

Одно из главных правил «этических» правил в танце - уважение по отношению к лидеру круга либо линии. Как правило, фигуры, которые делает лидер, сложнее и разнообразнее тех, что танцуют остальные, и он, как наиболее искусный и уверенный в себе танцор, имеет право выделиться таким образом.

В кругу или линии существует своя иерархия. Например, раньше лидером не могла быть женщина, эта привилегия до недавнего времени оставалась только мужской. Также в некоторых танцах можно увидеть, что женщины танцевали либо отдельно, образуя свои круги внутри мужского круга, либо возле него. В других танцах мужчины и женщины танцуют вместе, но сначала идет цепочка мужчин и за ними цепочка женщин. Сейчас, танцуя, мужчины и женщины чередуются через один.

Заключение.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей. Она стала колыбелью европейской культуры и оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации.

Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Спустя почти двенадцать столетий они станут идеалом красоты и гармонии, к которому будут стремиться, возрождая античные традиции.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Этот беглый очерк по истории танца не претендует на то, чтобы осветить всю историю развития танцевального искусства. Его, скорее, следует рассматривать как собрание изображений танцевальных поз, ведь невозможно дать всеобъемлющее представление о танце через иллюстрации.

Предлагаемый читателю текст содержит лишь минимальные пояснения, потому как для основательного анализа материала потребовалось бы много лет и тонн бумаги. Вообще же описание старинных танцев представляет собой тему для нескончаемых разговоров. Например, отдельно взятым двум авторам потребовалось выпустить 4 тома, чтобы рассказать в них лишь о 800 танцах .

Было очень увлекательно составить хоть какое-то представление о танцевальном искусстве египтян и древних греков, — ведь о нём часто пишут в связи с тем, что мелодии этих народов утрачены, и потому все попытки возродить это искусство оказались безрезультатны. Даже в стремительной современной жизни, сильно изменившейся со времён Люлли, возрождение античных танцев считается делом маловероятным.

Авторы-составители надеются, что данная работа окажется полезной как обзор изображений танцевальных костюмов, поз и аксессуаров на протяжении веков. Для тех читателей, которые хотят основательно изучить работы в данной области, в конце прилагается библиография.

Глава первая. Египетский, ассирийский, финикийский танец к оглавлению

Египетские, ассирийские, израильские и финикийские танцы.
Ритуальный танец в Древнем Египте.
Примеры танцев из гробницы Ур-ари-эн-Птах, 6-й династии (сейчас в Британском Музее).
Описание танца, данное сэром Г. Вилкинсоном.
О египетских дудках и иероглифах танца.
Финикийские круговые танцы, запечатленные в известняке на Кипре, и бронзовый орнамент из Идалиума (Кипр).

Танец - один из древнейших видов искусства. Ведь несомненно, что с тех пор, как человек стал человеком, он начал жестикулировать, изменять выражение лица, двигать руками и ногами. Теперь никто не может сказать, сколько времени потребовалось на развитие случайных движений в вид искусства - наверно, не меньше тысячи.

Поэтому в работы, посвященные танцу, ученые часто включают описания различных жестов и движений, поясняя, характерно ли то или другое движение для медленного марша или быстрого галопа, причем там могут попасться даже такие па, которые теперь относятся к акробатическим. Вы не найдете их в этой книге, так же, как и описаний чувственных телодвижениях танцев Востока и поздней античности.

Как правило, античные танцы были связаны с исполнением религиозного ритуала и задумывались для услаждение богов. Подобная связь танца и ритуала существовала вплоть до XVI века, а в некоторых странах есть и до сих пор.

В самых ранних дошедших до нас зарисовках танцев участники, держась за руки, двигались наподобие звёзд, вокруг алтаря или человека, олицетворяющего собой солнце. При этом они либо очень медленно, либо очень быстро жестикулировали, как того требовал ритуал.

Танец, музыка и поэзия были неразделимо связаны. Танец - поэзия движения, и его взаимосвязь с музыкой - поэзией звуков - замечалась людьми во все времена. Даже сейчас музыкальные периоды называются именами, первоначально данными танцам: так, есть эпоха вальса, эпоха гавота, эпоха менуэта.

Из самых древних танцевальных руководств наиболее понятны египетские изображения, на которых демонстрируются позы (рис. 3 , ). Каждая обладала своим значением, поэтому считается, что именно они и были своеобразными фразами древнего танцевального искусства. Распространены они были не только в ранний период (рис. 1), но и значительно позже. Возникнув за 3 тыс. лет до новой эры, они «прижились» и так передавались всем последующим поколениям (рис. 2). Приведенные иллюстрации из Египта и Древней Греции дают нам представление об истинном положении вещей в то время. Танец же, при котором танцоры держатся за руки, относится к совершенно другому виду.

Древнейшим аккомпаниментом было хлопание в ладоши, звуки дудки, гитары, тамбурина, кастаньет, цимбал, барабана .

Нижеследующий текст об египетских танцах взят из книги сэра Гардинера Вилкинсона «Древний Египет» .

«Танец, в основном, состоял из последовательности фигур, в которых танцоры должны были показывать разнообразнейшие телодвижения. Мужчины и женщины танцевали иногда вместе, иногда по очереди, однако предпочтение чаще отдавалось последним за присущую им грацию и элегантность. Некоторые танцевали под медленную музыку, приспосабливая свои движения к ее ритму. Их движения ничуть не уступали в грациозности грекам. Следует вознести хвалу мастеру, запечатлевшему этот сюжет в одной из гробниц Теба (1450 лет до н. э., Аменофис II). Другие предпочитали делать быстрые шаги под соответствующую мелодию. Мужчины при этом танцевали с великим пылом, едва касаясь земли. (Манера эта больше напоминает европейские танцы, чем восточные). В таких случаях музыка сочинялась для немногих инструментов: в основном, женщины били цилиндрическими жезлами или время от времени щелкали пальцами вместо того, чтобы бить в цимбалы или стучать кастаньетами».

«Изящные позы и жесты составляли зрелищность танца, но, как и во всех других странах, стиль исполнения здесь зависел от статуса зрителя и мастерства артиста. Танец в доме священнослужителя отличался от танца неуклюжих крестьян».

«Представителям богатых слоев населения неприлично было танцевать на публичных или домашних праздниках. А более бедные люди активно участвовали в танцевальных встречах».

«Из опасения, что танец может развратить нравы людей, от природы жизнерадостных и весёлых, считая, что он совсем необязательная часть обучения, не формирующая здравых желаний, египтяне запретили своей знати развлекаться танцами».

«Многие пируэты египетского танца напоминают нам па современного балета, однако они исполнялись и вызывали восхищение зрителей еще 3500 лет назад».

«Платья женщин были светлыми, созданными из лучших тканей. Они представляли собой свободные развевающиеся накидки длиной до лодыжек, которые иногда подпоясывали».

«Позднее платья стали более прозрачными, декорированными складками . Танцоры исполняли танцы в парах, взявшись за руки, или совершали всю последовательность движений по одному. Иногда кто-то еще и пел под музыку и хлопал в ладоши».

«Излюбленной танцевальной фигурой по всей стране была та, при которой два партнера, чаще всего мужчины, стояли друг против друга, лицом к лицу, на одной ноге и демонстрировали серию движений. Они расходились в разные стороны, продолжая держаться за руки, и в заключение поворачивались друг к другу. Эта поза была распространена, что доказывается наличием специального иероглифа, ее изображающего и значащего танец».

Многие позы, описанные в книге Г. Вилкинсона, встречаются и в настоящее время.

Ассирийцы танцевали ничуть не меньше других народов, но среди обнаруженных памятников древности почти нет изображений танцев. Похоже, что ассирийцы гораздо больше гордились своими военными походами и удачами на охоте, чем танцевальными умениями.

Суровые и сильные, они, конечно же, любили танцевать, хотя нам очень мало известно об этом. От финикийцев, соседей ассирийцев, до нас дошли изображения танцующих ассирийцев. Танец их исполнялся в довольно серьёзной манере, о чем свидетельствует приведенный образец (рис. 5). Эта кипрская картина представляет трёх танцоров в накидках, двигающихся под звуки дудочки. Это круговой танец, характерный для Кипра.

Рис. 5
Фигуры финикийских танцоров из известняке на Кипре. Около 6 ½ дюйма в высоту. Похожая группа, также найденная на Кипре, находится в Британском Музее. Одежда танцоров (хламиды с капюшонами) свидетельствует о древности изображения.
Рис. 6
Финикийский орнамент из Идалеума изображает исполнение ритуального религиозного танца перед богиней в храме вокруг эмблемы солнца.
Рис. 7
Фигура женщины, нюхающей лотос. С изображения, хранящегося в Британском музее.

Он также запечатлён на бронзовом шаре, символизирующем солнце и планеты, танцующие перед богиней в храме. В основном, именно солнце было предметом, вокруг которого танцевали под аккомпанемент свирелей, арф, барабанов.

Религиозные ритуалы Египта лишь в деталях расходятся с ассирийскими. В частности, у ассирийцев изображается богиня, нюхающая цветок лотоса (помечена А на рис. 6), и на египетской картине (Британский музей) она держит его точно так же (рис. 7).

От финикийцев до нас дошли иллюстрированные примеры танцев и никаких записей, в то время как их соседи, израильтяне, оставили нам пространные записи - Библию, и - никаких изображений. Похоже, что их танец был типичен для всех, мирно соседствующих с ними или время от времени пленявших их народов. Так филистинский (рис. 6) танец, вероятно, был похож на тот, который танцевали израильтяне вокруг золотого тельца (Аписа) в пустыне (Исход, XXXII, V. 19).

«И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за ней все женщины с тимпанами и ликованием» (Исход, X V, V. 1).

Царь Давид не только танцевал перед ковчегом (2 Книга Царств, V1, V. 16), но и писал о танцах в 149 и 150 псалмах. Танец израильтян должен был свидетельствовать об их веселье, так как сказано «есть время для плача, и есть время для танца» (Еккл, III, V. 4), «мы играли для тебя на дудках, но ты не танцевал» (Матф., XI, V, 17). Эти танцы исполнялись всем народом, а не специальными артистами.


Рис. 8
Орнамент, изображающий танец вакханок. Создан гончарных дел мастером Хиероном. Британский музей.

Глава вторая. Греческие танцы к оглавлению

Греческие танцы.
Пляски вакханок, изображенные мастером письма по керамике Гиероном. Описание таких греческих танцев как Корибантиум и Гормос.
Запечатленная на вазе пляшущая вакханка и скульптура танцовщицы из терракоты.
Танцы, в которых участники
держались за руки и Панатеический танец на керамической посуде.
Танец воинов с Ватиканской скульптуры и греческие танцоры с кастаньетами.
Рисунки цимбал и дудочек, хранящихся в Британском музее.
Хор.
Греческие танцоры и акробаты.

В Греции танец был основной составляющей религиозного ритуала; наравне с музыкой он способствовал становлению лирического искусства. Термином «танец» греки называли разнообразные движения тела, рук и ног, ходьбу, акробатические трюки, изменение выражения лица и мимику.

Историки считают, что греки посвящали все свои танцы божествам. У Гомера Аполлон предстает как orchestes, или превосходный музыкант и танцор, поэтому среди древнейших танцев существует один, посвященный именно этому красивому богу. Называется он Hyporchema (Гипорема). Вообще же танцы эллинов можно условно разделить на: 1) религиозные танцы, 2) танцы гимнастические, 3) танцы мимические, 4) театральные танцы, исполняемые хором 5) танцы смешанной природы - частично общественные, частично религиозные, например, брачный танец, 6) камерные салонные танцы.

Взрослые женщины и мужчины не танцевали вместе, но юноши и девушки могли вместе участвовать, например, в цепочечных танцах (Hormes, Geranos ) (рис. 11).

Рис. 9
Пляшущая вакханка. Ваза в Британском музее.
Рис. 10
Танцующая гречанка.
Ваза из терракоты, ок. 350 лет до н. э.
Британский музей.
Рис. 11
Geranos. Ваза в музее Борбонико, Наплес.
Рис. 12
Панатейский танец. Ок. 4 в. до н. э.

Многие исследователи полагают, что одним из древнейших танцев первой разновидности был Алонс (Aloenes), исполнявшийся под аккомпанемент флейты жрецами Кибелы, посвящавших свою пляску дочери Кибелы Церере. Танцев, посвященных Церере, было множество: это и Антема (Anthema), и Буколический танец (Bookolos), и Эпикредический (Epicredros), и многие другие — пастухов, крестьян, ремесленников, и т. п.

Распространенными были танцы в честь Венеры - покровительницы красивых и благопристойных танцоров. Развивались и противоположные по своему смыслу Дионисийские или Вакхические танцы. Они обычно оканчивались торжеством разгула и непристойности.

Пора Эпиленийского (Epilenios) танца наступала, когда во всех садах виноград был собран и выжат - танцоры своими движениями имитировали эти процессы. А когда вино было готово и разливалось по чанам исполнялся Антистерий (Anteisterios) (рис. 8 , , ) и танец, посвященный Бахусу - Вакханалия (Bahilicos), сопровождавшаяся звуками цимбал и тамбуринов, а заканчивавшаяся обычно оргиями.

Каренос (Garenos) изначально возник в Делосе. Считалось, что он был придуман Тесеем, чтобы увековечить память об удачном возвращении из Критского лабиринта (рис. 12). Его исполняли взявшимися за руки мужчины и женщины. Танец вел музыкант, играющий на лире - он символизировал собой Тесея.

Среди танцев второй разновидности, гимнастических, самыми важными были пляски воинов, изобретение которых приписывалось богине Минерве. Самым впечатляющим из них был Корибантум (Corybantum). Этот фригийский танец носил смешанный характер: в нем прослеживаются черты боевого, религиозного и мимического танцев. Вооруженные танцоры подпрыгивали, подбрасывая оружие вверх и лязгая им. Так они имитировали Корибантов, старавшихся заглушить крики новорожденного Зевса на Крите.

Хор, участвовавший в Дионисийских ритуалах, насчитывал до пятидесяти человек, пение которых сопровождалось звуками цитары, а не флейты. А ко времени постановки пьес Софокла хор сократился до пятнадцати человек, руководимых певцом-профессионалом. История становления хора вообще достаточно сложна, и потому разбираться в ней на этих страницах не представляется возможным.

Публичные танцы и те, что танцевались в честь времен года, стихий огня и воды были очень многочисленны и по большей части сильно различались в зависимости от региона исполнения. Камерные же танцы, исполняемые профессиональными танцорами, такие как Котабос (Kotabos), подробно описываются многими авторами. Ссылки на их работы можно найти в разделе «Список использованной литературы» данного издания.

Читателей, вероятно, очень удивит, что танцы канатоходцев и акробатов, исполнявшиеся с ножами и мечами, были очень почитаемы в Древней Греции. Греки учили танцевать и ходить по канату даже животных, таких как слоны.

Ритуальные пляски, в основном, не продумывались заранее, а исполнялись прямо на месте любителями. Даже величайшие люди того времени не стеснялись демонстрировать свои чувства в танцах. До нас дошли свидетельства танцевального соревнования между Софоклом и Саламисом, судимое Эпиминондом. Хорошие танцоры существовали и среди царей, и среди бедняков. В последнем случае высокое положение они могли получить благодаря удачному браку. Филипп Македонский взял в себе жены танцовщицу Лариссу, а танцор Аристодем был видным сановником при его дворе. Должно быть, они умели поразить своим мастерством на праздниках и фестивалях (рис. 9 , , )!

Глава третья. Танец южных этрусков и римлян к оглавлению

Этрусские танцы.
Танцы в южной Италии и Риме.
Иллюстрации из Grotta dei Vasi, Grotta della Scimia, Grotta del Triclinio в Корнето.
Похоронные пляски албанцев, капуйцев, помпейцев.
Римляне, танцы салийцев.
Общественное значение танцев.
Хор.

Одним из любопытнейших народов древности являются этрусски, владевшие территорией между Ломбардией, Альпами, Средиземным и Адриатическим морями.

Этрусском был Сервиус Туллиус, основоположник римской династии Туллиев. Его настоящее имя звучало по-этрусски как «Мастерна».

Однако, перейдем к танцам. Почти никто сейчас не сомневается, что танец был у этрусков в обычае. Археологами найдено множество этрусских гробниц, на стенах которых изображен танец. Но словесными описаниями их танцев мы не обладаем - их язык остается для нас мёртвым и непонятным.

Как считает Герхардт (Gerhardt) , несомненно лишь то, что для этруссков танец был одним из символов радости, обретаемой человеком после смерти. Вот почему они хоронили своих усопших с музыкой и танцами. Аккомпанементом им служили звуки лир, деревянных и стальных дудочек, медных кастаньет. Все это видно на рисунках сохранившихся памятников.

Найденные реликвии свидетельствуют о том, что греки и финикийцы некоторое время значительно влияли на этруссков (рис. 20). Об этом говорит и изображение танцора на гробнице в Вази Дипинти, Корнето. Мистер Деннис (Dennis) относит его к архаичному периоду - примерно 6 в. до н. э. Оно демонстрирует более сильное сильное греческое влияние, чем другие сохранившиеся изображения. На рис. 21 показан боевой танец, исполняемый под звуки дудочек, найденный в Grotta della Scimia в Корнето. Он имеет более выраженный национальный характер.

Весьма любопытна милая танцевальная сцена из Grotta del Triclinio в Корнето, полномасштабная копия которой находится сейчас в Британском Музее. Ее создание относят к более позднему периоду греко-этрусского взаимодействия (рис. 22).

Особенность движений этого танца заключается в высоте, на которой исполнители держат руки с плотно прижатыми друг к другу пальцами. Интересно, что современный японский танец, демонстрируемый Мадам Сади Якка (Sadi Yacca), включает это же движение. Но является ли оно элементом древней традиции или позднего ее возрождения, сказать с достоверностью нельзя.

Так же как и этрусские, достойны внимания изображения, найденные в гробницах в Кампанье и Южной Италии, бывшей когда-то частью великой Эллады. Исполнитель похоронного танца, двигающийся под аккомпаниемент двойной дудочки, нарисован на стене в гробнице, датируемой 3 в. до н. э., недалеко от Албанеллы (рис. 23). Рис. 24 , , взятые с гробницы недалеко от Капуи, относятся к тому же периоду. Эти самнитские танцы выглядят совсем иначе, чем этрусские. Они торжественнее и основательнее, хотя греческое и этрусское влияние очевидно. Различие же проистекает от их своеобразных национальных обычаев.

Достаточно вероятно, что этрусские, сабелианские, осканские и самнитские танцы имели влияние на искусство Древнего Рима. Но пышность, отличавшая римские танцы, сводит все сходство на нет.

В Риме, воинствующей и властительной империи, были представлены разнообразные черты народов всего мира. Поэтому и римские танцы очень многочисленны. Среди приведенных выше изображений многие хранились раньше в Риме.

На заре существования империи исполнялись только священные танцы, большинство из которых были этрусского происхождения. Например, Люперсалия (Lupercalia), Амбарвалия (Ambarvalia) и др. Сначала тацорами были полуобнаженные пастухи, позже по лугам и долинам проходила процессии настоящих танцоров.

Значительным торжественным танцем был тот, что исполнялся саллийцами, жрецами Марса, вдвенадцаттером с избираемыми патрициями. Во время своего шествия 1 марта и в последующие дни они танцевали, распевали песни и гимны, а затем следовали на пир в храме бога Марса. Об этрусском происхождении этой традиции свидетельствуют буквы, найденные на гемме под изображением воооруженных жрецов, несущих щиты. Был такой же обычай и у женщин-саллиек.
Военным танцем, введенным Ромулом в память о похищении сабинянок, был Салтатио белликрепа (Saltatio bellicrepa ) .

Во все времена танец был неотъемлемой частью быта людей и всей жизни в целом. Он сопутствовал человеку и в радости, и в горе, создавая то настроение, которое было необходимо. Естественно, танцы во времена античности очень сильно отличались от современной хореографии. Но стоит заметить, что внимание им в древние времена уделялось не меньше, чем в наши дни. К примеру, в Древней Греции танец считался настоящим бесценным подарком богов. Древнегреческие танцевальные композиции являлись воплощением единства телесной и душевной красоты, вне зависимости от эпохи. При помощи таких па под аккомпанемент прекрасной мелодии люди могли прикоснуться к Божественному хоть на миг. Человек античности очень строго ощущал гармонию земного и Божественного и пытался отыскать ее в себе и в окружающем мире.

Античные танцы

Сочетание особенных движений рук и ритмичного шага создавало античный танец. Хореография Древней Греции отличалась довольно строгим соблюдением ритма, который придавал фантастическую «правильность» всему действию и создавал неподражаемое зрелище. Танцевать в Древней Греции умели практически все, ведь учебная программа в школах предусматривала обязательный урок плясок. Концепция древнегреческого танца заключалась в красоте, гармоничности и изящности каждого движения. Каждое из па должно выражать чувства и настоящие эмоции танцора.

Разновидности древнегреческого танца

В Древней Греции танцы были довольно разнообразными и имели самый разный смысл - от простого и банального до смыслового и серьезного. Все существующие две сотни хореографических постановок можно разделить на пять условных групп, а именно: гражданские, сценические, домашние, обрядовые и священные. Последние в основном посвящались Афине, Афродите и Дионису. Самым ярким представителем гражданских плясок являлся пирриха, то есть военный танец с применением оружия имитировавший различные приемы боя.

Военные пляски использовались не для веселья, а для воспитания чувства долга, боевого духа, который был необходим в сражениях. Военные танцы отличались довольно сложными постановками и насыщенностью разнообразием движений. Кроме всего прочего в подобных действиях зачастую использовались различные предметы: копья, мечи, дротики, факелы, щиты, луки и др.

Особой замысловатостью и неординарностью отличались древнегреческие сценические пляски, которые отдельно создавались под каждый жанр театрализованных представлений. Основывался такой танец на создании особого такта, который отбивался ногами при помощи специальных деревянных или железных сандалий. Дополнением всей хореографической постановки служили кастаньеты из устричных раковин, которые надевались на средние пальцы.

Тема 2

Танцевальная культура древних цивилизаций.

Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы. Танец Древнего Рима. Танец мимов. Танец Древней Индии и Древнего Египта.

Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы.

В древних цивилизациях танцу и музыке приписывалась глубокая идеалогическая и общественная роль (средство воспитания, религиозного поклонения, облагораживание человека).

Профессионализация музыкального и танцевального искусства обусловила возникновение театрализованных (сценических) танцевальных жанров. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и бытовыми обрядами, танец приобретал значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа и трансформировался в театральное представление. Для исполнения таких танцев и их музыкального сопровождения требовались танцовщики и музыканты высокого профессионального уровня (они обычно воспитывались с детства, получая профессию по наследству).

Танцевальное искусство Древней Греции наиболее изучено и систематизировано, благодаря огромному количеству археологических находок (с многочисленными изображениями танцующих людей) и описаниям в литературных источниках. Правда, в большинстве случаев встречаются лишь краткие характеристики танцев или упоминаются только названия с обозначением в честь каких богов или по-поводу какого события исполнялся данный танец.



Из числа государств Древнего мира только в одной Греции особенно ярко определилось, что танец, в его разнообразных формах, был выражением любви, радости и веселья народа. Во всей своей совокупности танцевальное искусство, которое у нас привыкли называть словом «хореография», у греков выражалось словом «оркестика». Само греческое слово «хорео», в прямом смысле, значит экстаз, так что оно может относиться одинаково как к религиозным оргиям, так и ко всякого рода общественным и бытовым танцам. В древней Греции искусства были тесно связаны между собой. Греки называли ритмом порядок и пропорциональность, наблюдаемые при движениях тела. Тот же самый порядок и пропорциональность в отношении звуков назывались у них гармонией. Единение же ритма с гармонией выражалось у греков словом оркестика, т. е. танец, в нашем понимании.

Танцы занимали видное место в религиозной, домашней и общественной жизни греков. Различные уличные процессии, торжества, наконец, мистерии и таинства были, в сущности, танцевальными представлениями, где роль искусных режиссеров принадлежала жрецам. А первые роли отводились женщине-танцовщице, как лучшей представительнице подвижной живописи и пластики.

Античные танцы сохранили до настоящего времени особую, чарующую воображение прелесть, заключавшуюся в необыкновенной чистоте пластических форм и в гармонии ясно очерченных линий. Их старался объяснить знаменитый реформатор балета Новерр, ими интересовалась вся эпоха французского классицизма, они вдохновляли первооткрывательницу современного танца Айседору Дункан.

Античные танцы вылились из символов греческой мифологии. Как бы не объясняли происхождение мифов, но суть их заключается всё-таки в том, что боги Олимпа, обладая разнообразными функциями, всецело управляли душой грека, его общественной и нравственной жизнью, и сформировались в живые образы, с которыми грек имел почти реальное общение. Поэтому в греческой истории мифы трудно отличить от действительности, и исполняемые танцы всегда оставались неразрывно связанными с мифологией. Мифологический сюжет всецело владел античной хореографией, и послужил богатейшим материалом для вдохновения балетмейстеров всех последующих веков.

Миф давал обильнуюпищу музыкантам и певцам, восхвалявшим жизнь олимпийских богов; миф был источником философских систем для мыслителей; мифом пользовались историки и поэты; и конечно, миф оказал громадное влияние на греческое творчество в изобразительном искусстве и на хореографию.

Все мелочи обыденной жизни были под опекой богов. Благодаря такому вмешательству и свободному миросозерцанию древнего грека, создался особый кодекс нравственности, не имеющий с христианской моралью ничего общего. Независимость от сторонних влияний и следование только собственным законам и нормам в значительной степени способствовало развитию красоты в Древней Греции. Таким освобожденным от предрассудков способом развивалась полуобнаженная хореография с её свободными телесными движениями. То, что может показаться безнравственным для нашего времени, было естественным для свободного, независимого, верящего в свои идеалы грека. Например, в греческих школах (палестрах), где грек воспитывал своё тело для наилучшего выражения духа, все телесные упражнения выполнялись обоими полами, и притом, почти совсем раздетыми. Чувство ложного стыда и стеснения своего тела утрачивалось с детства. Танцы, даже при полном отсутствии костюмов на исполнителях, представляли достойную уважения чистоту нравов, были всегда содержательными, заключая всебе ярко выраженное духовное настроение.

Древние философы утверждают, что греческие танцы имеют божественное начало. Действительно, греки смотрели на божество как на гармонию мира, и поэтому лучшим средством для его прославления должны быть правильные, соразмерные телодвижения, как показатели неизменного кругооборота сил природы.

Существует множество мифов о происхождении танцев в Древней Греции, но все они слились в одно общее представление, в силу которого хореографическое искусство выразилось в женском божестве – Терпсихоре, одной из девяти муз, окружавших Аполлона. Терпсихора, т. е. «любящая танцы» (от слов «развлекаю», «танцую»), олицетворяла собой символ пластичной красоты и гармонии. Согласно представлениям греков, Терпсихора председательствовала в греческих хорах из певцов, музыкантов и танцовщиц. Её изображали то с лирой в руках, то с бубном, украшали голову перьями, цветами.

Греки понимали танец очень широко, и как гимнастику, и как средство воспитания, и как способ оздоровления тела, и как мимическое искусство.

Исследователи выделяют следующие типы танцев , существовавших в Древней Греции:

Религиозные (священные);

Гимнастические и военные (воспитательное назначение);

Мимические;

Театральные (сценические);

Обрядовые (свадебные);

Бытовые.

Как и у других народов античных времен, пляска и различного рода акробатические, гимнастические трюки были непременным атрибутом древнегреческого религиозного культа. Каждому божеству мог быть посвящен свой отдельный танцевальный ритуал. Всеобщее распространение имели пляски, восхваляющие Афродиту. Это были благопристойные, сдержанные и совершенные, как и их покровительница танцы.

Ритуальные шествия в Древней Греции также сопровождались танцами, музыкой и песнопениями. Одним из таких танцев-шествий был Комос (Komos), участники которого - комасты - под аккомпанемент кифар и флейт исполняли непринужденные и фривольные движения.

Но, пожалуй, наибольшую популярность в повседневной жизни древних греков имели религиозные торжества, посвященные Аполлону и Дионису. Они сопровождались многочисленными танцами, разнообразными по форме и характеру. Причем танцы, связанные с культом Аполлона, были церемониальные, торжественные, степенные, а танцы дионисийских празднеств имели свободный, страстный и даже эротический характер. Подобное противопоставление в дальнейшем ярко проявилось и в профессиональном искусстве, прежде всего в сфере древнегреческого театра (танцы трагедии и комедии).

Среди гимнастических танцев образовательного толка, играющих большую роль в воспитании мужества, патриотизма у молодых людей, можно выделить военные пляски, в частности Пирриху и родственные ей пиррические пляски. Ранние формы пиррихи были известны на Крите еще в 2000-1500 гг. до н. э. Постепенно проникая в Древнюю Грецию, пирриха получила чрезвычайное распространение во всех ее областях, особенно в Спарте и Афинах, где являлась одним из элементов воспитания юношей и воинов. Сложные движения гимнастического характера в этом танце должны были помочь гармоничному развитию человеческого тела. Фигуры, движения и манипуляции оружием в такт музыки, под звуки флейты, были очень разнообразны. Исполнители воспроизводили воинские действия и единоличные бои, как будто во время настоящих сражений. Позднее пирриха стала исполняться профессиональными танцорами во время пиршественных развлечений, характер ее приобрел элемент фееричности, зрелищного великолепия, а название жанра стало употребляться в отношении любого ансамблевого танца.

К военным пляскам можно отнести фригийский танец Корибантум. Свое название он получил от именующихся «корибантами» мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. С помощью звона своего оружия они отгоняли темные силы. Исполнители, которые изображали корибантов, танцевали обнаженными, со щитом и в шлеме, и подчас доходили до неистовства.

Пиррихе был близок и другой вид древнегреческого танца – Гимнопедия. Представлявший собой, по сути, гимнастические упражнения под звуки флейты или лиры. Он исполнялся нагими юношами на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников. Фигуры гимнопедии напоминали движения и позиции, которые использовались в борьбе и боксе.

Театральные представления античных времен представляли собой сочетание драматического действия, поэтической речи, пения, танца, жестикуляции, мимических движений. Петь и плясать в древнегреческой драме поручалось хору. Его движения происходили, как правило, то в одном направлении, то в обратном, могли быть маршевыми по своему характеру или хороводными.

Каждому виду театральных зрелищ Древней Греции был свойственен свой определенный круг танцевальных жанров . В танцах трагедии отсутствовали виртуозные элементы, движения актеров отличались условностью и малоподвижностью, выразительным характером жестикуляции в более оживленных эпизодах. В комедийных представлениях танцы были виртуозными, технически сложными и часто имели неистовый, грубоватый, порой непристойный характер.

Среди множества жанров древнегреческого театра следует выделить несколько основополагающих - эммелию, кордак и сиккиниду.

Эммелия - первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц - сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.

Главным танцевальным жанром комедии был кордак, движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.

Много общего имел с ним танец сатирической драмы - сиккинида , ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни.

Следует отметить, что во всех греческих танцах главенствовала мимика . Она была неразрывно связана с механическими телодвижениями. По словам исследователей, греческий танец все время «подражает». Нет ни одного народа, где бы танцы и мимика были так тесно связаны между собой. В танце грек усматривает не только естественное желание двигаться, но и добивается, чтобы каждое гимнастическое движение соответствовало устной речи. Каждому жесту он придавал особенный символический смысл. Т.о., греческий танец представляет собой немой, оживленный разговор, оттеняемый ритмическими движениями.

Мимы (от др. греч. - «подражание») - сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев, выступления акробатов и фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально-бытовой сатирический фарс. Актеры в этом виде театра тоже назывались мимами.

Зародившись среди широких народных масс в разных местах Греции, мим представлял собой весёлые сценки с бойким диалогом, которые были выхваченны из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев. Широко развернулся этот жанр в эллинистическую эпоху Греции IV-III вв. до нашей эры. В это время мимы создаются не для сцены, а лишь для занимательного чтения и входят в орбиту интересов не только ремесленных, но и высших социальных слоев.

Большое распространение мимы получили и в Древнем Риме. Давно процветая на юге Италии и бытуя в Риме как низовой массовый театр, мимы прочно овладели сценой к концу II и в I в. до нашей эры, когда победы демократии заострили их, как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. Отражая быт мелких ремесленников (красильщиков, веревочников и др.), эти мимы часто направлены против господствующих классов - крупных землевладельцев и др. - иногда с резкой сатирой на религию. Самые скабрезные сюжеты были здесь преобладающими. Традиционным персонажем мима был дурак, осыпаемый всякой бранью; в текст часто врывался импровизационный элемент на злобу дня. Как классовый жанр низов римский мим и писался на языке этих слоев со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн.