«культурные суперсистемы» п.а. сорокина. Социологическая теория суперсистем П. Типология культуры П. Сорокина В основе теории суперсистем находи я тся

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – один из величайших мыслителей ХХ века. В труде «Социальная и культурная динамика» излагаются результаты его исследований в области культурологии.

Согласно Сорокину, культура представляет собой «общую сумму всего, что создано или модифицировано путем сознательной или неосознанной активности двух или более индивидов». В культуре следует различать два аспекта:

1) внутренний или ментальный – смысл, значение, ценность; составляющих духовное содержание культурных феноменов;

2) внешний или материальный – воплощение смысла, значения в чувственно воспринимаемых формах, в физических вещах и процессах.

При этом предметы культуры отличаются от явлений природы тем, что они являются знаками, символами: материальное в них служит формой выражения духовного, становится носителем смыслов и ценностей. Главными культурными системами Сорокин называет язык, науку, религию, искусство, этику и право. Во всех названых системах находят выражение истина, красота, добро и справедливость – высшие ценности, стремление к которым лежит в основе всей человеческой деятельности.

Чтобы разобраться в культурно-историческом процессе и найти его закономерности, Сорокин называет три основных типа культуры.

Идеационная культура – царство религиозной ментальности. Это культура в основе своей религиозная. Ее черты отчетливо выступают в культуре древнего Китая (в VIII – Viвв. до н. э.), древней Греции (в IX – VIвв. до н. э.), и в особенности – западноевропейского средневековья V – XI вв.

Господствующее в идеационной культуре мировоззрение опирается на веру в Бога (одного – в монотеистической религии, многих – в политеистической). В средневековой Европе основой мировоззрения была христианская вера. «Эта вера была непоколебимой и абсолютной. Не подлежало никакому сомнению, что бытие бога – Господа, Творца, Вседержителя – есть высшая, первоначальная, вечная и всеобъемлющая реальность. Материальный, чувственно воспринимаемый мир – это лишь «сотворенное Богом бытие». Все, что в нем происходит, совершается по воле всемогущего и всезнающего Бога. Этот мир – всего только временное прибежище бессмертной человеческой души, которой после смерти тела предстоит жить в подлинном, вечном «потустороннем мире». В философии идеационного общества доминируют идеалистические, спиритуалистические воззрения.

Высшей истиной является «истина веры». Данные эмпирического познания, сведения органов чувств («внешний опыт») считаются недостоверными. Единственно достоверный источник истины – божественное откровение. Оно постигается людьми с помощью «наития свыше», мистической интуиции, видений, слышания потусторонних голосов («внутреннего опыта»)

Наука подчинена религии, теологии. Она почти всецело сводится к толкованию священных текстов и разработке нужного для этой цели логического и лингвистического аппарата.

Искусство, как и наука, нацелено, главным образом, на религиозную тематику, на изображение вечного, незыблемого мира высших духовных ценностей. Реалии чувственно воспринимаемого мира выступают в нем лишь как средства, а не объекты художественного изображения. Принято думать, что художественный шедевр рождается по Божьей воле и создание его не рассматривается как личная заслуга автора. Художники, поэты, музыканты ощущают себя как бы инструментами в руках Божьих. Поэтому личному авторству придается мало значения, и создатели многих замечательных произведений искусства остаются безвестными.

Идеационное искусство символично. Художники не стремятся к визуальному сходству изображения с изображаемым. Представленные в картинах и скульптурах предметы и события служат лишь средством передачи зрителю идей и переживаний религиозного характера. Рыба, овца, оливковая ветвь, пещера, воскрешение Лазаря, снятие Иисуса с креста – все это интересует средневекового художника и зрителя не само по себе, а как символы сверхчувственных, духовных ценностей. Все, что не несет в себе такого символического содержания (и, тем более то, что способно зародить греховные помыслы), считается недостойным изображения. В средневековой живописи практически нет «мирских», обыденных сюжетов – жанровых сцен, пейзажа, натюрморта, портрета. Ей чужда какая-либо нарочитая красивость и экзотика, она аскетична и антиэротична. Обнаженное тело – «греховная плоть» – под запретом. Герои картин – апостолы, святые, праведники, Богоматерь и сам Иисус Христос – предстают перед нами почти бесплотными, зачастую как бы изможденные долгим воздержанием существа. Их образы должны впечатлять зрителя не наглядной, земной красотой, видимой глазами, а возвышенной духовностью, твердостью веры, любовью к богу, которые открываются душе зрителя.

Архитекторов вдохновляют не столько утилитарные, сколько культовые цели. Идеационная архитектура развивается, прежде всего, как искусство строительства церковных зданий. Идеационная музыка проста, не тяготеет к успеху и одобрению. Она не нуждается в концертных залах, аплодисментах, больших оркестрах и хорах. Музыканты сочиняют и исполняют, главным образом, произведения, предназначенные для богослужений, – церковные песнопения, хоралы, мессы, реквиемы. Идеационная литература – это, прежде всего, молитвы, гимны, проповеди, жития святых. Идеационная этика строится на признании абсолютных, вечных и неизменных принципов нравственности. Эти принципы – «от Бога», они выражены в библейских заповедях. Предполагается, что правовая система должна опираться на абсолютные и незыблемые принципы, данные Богом.

По мнению Сорокина, культура преимущественно сенсативного типа существовала во времена палеолита, у скифов, в древней Ассирии, в Греции и Риме с III века до н. э. по VI век. Начиная с эпохи Возрождения, она становится доминирующей в Западной Европе. Сенсативная культура – антипод идеационной. Противоположность между ними особенно заметна при сравнении средневекового мира с западным обществом XV – XX вв.

Сенсативная культура ориентирует людей на достижение благополучия в этом мире, а не мечтания о райской жизни в мире ином. В ней господствует скептическое отношение к вере в существование какого-то сверхъестественного, недоступного чувствам, «высшего» духовного бытия. С сенсативной точки зрения, все в мире изменчиво и преходяще. Не случайно в XIX-XX веках приобретают популярность идеи развития, прогресса, относительности. Сенсативная культура практична и утилитарна. Типичные для нее мировоззренческие позиции выражаются в философии материализма, позитивизма, релятивизма, скептицизма.

Опорой познания действительности является чувственный опыт. За истину принимается то, что подтверждается свидетельством органов чувств (непосредственно или с помощью приборов), а также то, что логически вытекает из этих свидетельств. Средствами получения и проверки истинных знаний считаются опыт, наблюдение, эксперимент, измерение, логика. «Истина чувств»» ставится выше «истины веры»; второй придается значение только тогда, когда она так или иначе подкрепляется первой.

Наука является одним из важнейших компонентов сенсативной культуры и развивается в ней несравненно более интенсивно, чем в идеационной. Она рассматривается как наиболее надежная и авторитетная система знаний.

Сенсативное искусство – искусство художественного изображения чувственно воспринимаемой действительности. Оно стремится воспроизводить действительность такой, какой она есть. Поэтому оно тяготеет к реализму и натурализму. А поскольку у всякого автора художественного произведения есть свое собственное представление о том, какова на самом деле действительность, которую он изображает, поскольку сенсативное чувство индивидуалистично, художественное произведение в нем внутренне связано с личностью автора. Поэтому вполне естественно, что интерес к произведению выливается обычно в интерес к биографии, чертам характера, взглядам и вкусам творца.

Темы и сюжеты сенсативное искусство черпает, главным образом, из обыденной жизни. Его персонажи – не бессмертные боги, а простые люди, представители разных социальных групп. В нем бурлят страсти, отражаются напряжение и динамика жизни. С течением времени оно все больше места уделяет низшим слоям общества. На поздних стадиях развития его типичными героями становятся личности патологические, преступники, проститутки. Для примера тут достаточно вспомнить о популярности «плутовских романов», а в XX веке в особенности – «детективов».

В сенсативной культуре одну из важнейших задач искусства видят в том, чтобы оно доставляло зрителю или читателю удовольствие. Поэтому искусство стремится быть интересным, развлекательным. Ради этого оно может отойти от реалистического изображения обыденной жизни и уйти в экзотику и фантастику. В ход пускается сентиментальность и страстность, патетика и цинизм, жестокость и экзотика. Для сенсативного искусства очень важны признание, успех, слава. Оно нуждается в большой аудитории и всячески стремится завоевать ее.

В западноевропейском изобразительном искусстве, начиная с XVI века, распространялся «визуализм». Визуалистическая живопись и скульптура ставит целью не столько побудить зрителя к глубоким духовным переживаниям и размышлениям, сколько порадовать его глаз. Склонность к визуализму появляется уже в творчестве великих мастеров Возрождения: Боттичелли, Дюрера, Рафаэля, Джорджоне. В искусстве более позднего времени она становится доминирующей. Появление в картинах линейной перспективы, обогащение гаммы красок, развитие жанров, которые почти полностью отсутствовали в средневековом искусстве: портрета, пейзажа («портрета» конкретного ландшафта), натюрморта (тоже «портретирующего» конкретные предметы). Свойственное сенсативной культуре представление об изменчивости бытия потребовало нахождения средств, с помощью которых можно отразить на полотне мимолетность, запечатлеть исчезающее мгновение. Это достигнуто в импрессионистской живописи XIX века, которую Сорокин характеризует как крайнюю форму визуализма.

В архитектуре визуализм проявляется в украшении здания обилием декоративных деталей, придающих ему динамику и порождающих разнообразные иллюзионные эффекты. Переход от дорических колонн к коринфским – характерный симптом сдвига античной культуры от идеационного к сенсативному типу. В европейской архитектуре сенсативная тяга к визуалистким формам находит воплощение в барокко и рококо.

Сенсативная музыка призвана «доставлять удовольствие уху». Она не обязательно несет в себе какой-то скрытый смысл. Эта музыка чувственна, театральна, рассчитана на публичное исполнение, на широкую аудиторию. Она требует профессионализма, технической изощренности, исполнительского мастерства. Она разнообразна и разностильна. Появляется «легкая» театральная музыка, которой не было в Средние века – водевиль, оперетта, балет.

Художественная литература также отличается стилевым и жанровым разнообразием. Она носит светский характер. Популярность приобретают жанры, которых почти не знала литература Средневековья, – сатира, ирония, комедия. Господствует реализм. Главные литературные темы – любовь, приключения, семейно-бытовая жизнь. Описываются, и даже с сочувствием, что было совершенно недопустимо в идеационной литературе, женщины, разрушающие священные узы брака, – героини Боккаччо и Стендаля, госпожа Бовари и Анна Каренина, «дама с камелиями» Дюма и др. Чем ближе к XX веку, тем больше в литературе появляется отрицательных персонажей, отвергающих мораль, долг, законы общества, принципы гуманизма.

Если идеационная этика – это «этика долга», то в сенсативной этике господствуют принцип пользы («этика пользы» – утилитаризм), удовольствия, наслаждения («этика наслаждения» – гедонизм) или принцип счастья («этика счастья» – эвдемонизм). Под счастливой жизнью понимается, прежде всего, комфорт, материальное благополучие, максимум чувственных радостей.

Юридические принципы и нормы, подобно этическим, также считаются созданием человека. Правовые кодексы рассматриваются как инструменты, с помощью которых государство соблюдает общественный порядок в обществе. Правовые нормы относительны, условны, изменчивы. Их назначение чисто прагматическое.

Для идеалистической культуры – культуры смешанного типа – характерна сбалансированная интеграция идеационных и сенсативных элементов. Она является промежуточной между двумя основными типами культуры и в ходе истории выступает как переходная форма от одного из них к другому. В Древней Греции ее расцвет приходится на V – IV века до нашей эры – период равновесия между уходящей идеационной и крепнущей сенсативной культурой. Это «золотой век» античной культуры, эпоха Перикла, Софокла, Демокрита, Сократа, Аристотеля. В Европе идеалистическая культура доминирует в XII – XIV столетиях – эпоху зарождения Ренессанса, знаменующую переход от идеационного Средневековья к сенсативному обществу более позднего времени.

Исходным принципом, который в разных вариантах идеалистической культуры может принимать различные формы, является представление, что реальная действительность многообразна, в ней есть как чувственная, так и сверхчувственная сторона.

Главная роль в постижении истины отводится разуму. При этом признаются также и ссылки на чувственный опыт. В сфере науки ведущее место занимает логика. Именно Аристотелю принадлежит заслуга создания этой науки. В искусстве видят не только средство выражения религиозных нравственных и гражданских ценностей, но и самостоятельную духовную ценность. Оно насыщается как церковным, так и светским содержанием. Его задачей считают изображения разумного и прекрасного в мире. Оно возвышено и серьезно. В художественных произведениях преобладают аллегорические и идеализированные образы. Персонажами произведений становятся благородные, героические личности. Даже негативные явления жизни приукрашиваются и показываются только ради того, чтобы в контрасте с ними ярче высветить позитивные идеалы.

Живопись и скульптура большей частью статичны, проникнуты спокойствием и величием. Допускается изображение обнаженного тела, но не в эротической, а в абстрактной и идеализированной форме. Особенным богатством отличается музыка идеалистического типа (она появляется в Западной Европе позже других элементов культуры – лишь с ХV века – и достигает расцвета в ХVII- ХVIII веках). Достаточно назвать имена таких представителей, как Бах, Моцарт, Бетховен. Музыка выходит за пределы храмов и монастырей в светские гостиные и концертные залы. В оркестры вводятся новые музыкальные инструменты (флейта, валторна, тромбон, кларнет и др.).

Идеалистическая этика сочетает идеационные и сенсативные ценности. Она требует от человека служения Богу, но вместе с тем полагает, именно это и должно вести к земному счастью. Главные ее принципы считаются данными свыше, абсолютными и неизменными. Вторичные же принципы являются продуктами человеческого разума и могут изменяться. Здесь также происходит сочетание идеационных и сенсативных элементов. Предполагается, что основные принципы права – от Бога, делом же человека является их конкретное воплощение в юридических кодексах.

Согласно Сорокину, в истории наблюдается циклическая смена доминирующих культурных суперсистем:

Идеационная идеалистическая сенсативная

Наблюдая за состоянием культуры в ХХ веке, Сорокин пришел к выводу, что она находится в глубоком кризисе. Вирус разложения начался с конца Х1Х века. Сорокин называет симптомы смертельной болезни: искусство становится «приложением к рекламе», «товаром для массовой продажи», личность принижается до уровня толпы, насильники и убийцы становятся героями произведений искусства, этические и юридические нормы девальвируются, допустимо то, что выгодно, все покупается за деньги. Но Сорокин верил, что вслед за кризисом сенсативной культуры придет новая эра господства культуры идеационной.

Социологические концепции культуры

Социологическая мысль в начале XX в. была направлена на рассмотрение причин кризисного состояния общества и его ценностных систем В связи с этим социологи обратились к изучению различных аспектов культуры и религии. Это в свою очередь стало основанием для появления аксиологического подхода к анализу общества и культуры. Для культурологической мысли это был принципиально важный момент, поскольку привело к появлению новой концепции культуры и к возникновению со-

циологической школы в культурологии, которая объединила тех исследователей Культуры, кто искал истоки и объяснение ее в общественной природе человека и в общественной организации человечества

Идей социологической школы изложены, в частности, в работах американского социолога русского происхождения Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).

Теория культурных суперсистем П. Сорокина. Профессор Гарвардского университета Питирим Сорокин - один из выдающихся представителей культурологической мысли. Его взгляды изложены в 4-томном труде «Социальная и культурная динамика» (1937--1941). На первый взгляд его концепция близка теориям О. Шпенглера и А. Тойнби, однако, в отличие от последних, Сорокин допускает прогресс в общественном развитии. Он рассматривал историю человечества как смену целостных социокультурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс представлялся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена переходящих друг в друга типов культуры.

По Сорокину, культура, в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного данным обществом на определенной стадии его развития. В культуре следует различать два аспекта:внутренний - смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов - и внешний - материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях. Таким образом, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов. Культура же есть явление особого рода, гораздо более сложное и совершенное, чем растительный или животный организм. Она не детерминируется экономикой, а выступает как система значений-ценностей, с помощью которых общество интегрирует энергию, поддерживает взаимосвязь своих культурных институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческой деятельности.

Главными системообразующими элементами культуры являются значимые, смыслообразующие связи, а не пространственная близость или функциональная взаимозависимость. Примерами таких связей могут служить математические уравнения, логические силлогизмы, юридические и этические нормы. Они и лежат в основе подсистем культуры - математики, логики, физики, этики, права, философии и, т.д. Каждая из подсистем характеризуется особым типом смысловых связей. Наряду с этими основными подсистемами существуют также производные подсистемы в виде технологий, экономики, политики. В совокупности они образуют культурную суперсистему, которую нужно отличать от культурного комплекса, состоящего из множества элементов, не связанных


лучших побуждений. Он считал, что уничтожение культурной традиции лишает социальный организм защиты и неизбежно обрекает на смерть.

Для иллюстрации этого утверждения Малиновский приводит ряд примеров. Так, на одном из островов Тихого океана важнейшим элементом обряда инициации был обычай «охоты за головами». Колониальные чиновники запретили его как антигуманный. Но вскоре выяснилось, что процветавшее до этого общество аборигенов оказалось на грани вымирания из-за наступившей дезорганизации - утраты авторитета старейшинами, отказа от обработки рисовых полей и т.п. Приглашенные антропологи выяснили, что «охота за головами» была пусковым механизмом в целой серии обрядов, необходимых для выживания племени. Когда этот обряд совершать перестали, не смогла происходить инициация (обряд взросления), а значит, нарушилась нормальная смена поколений. Кроме того, частью обрядов инициации было совместное рисосеяние. Дело в том, что большую часть времени на острове можно было прожить за счет рыболовства и сбора фруктов. Но иногда случались неурожаи и периоды отсутствия рыбы. На этот случай и существовали резервные запасы риса. И когда случился очередной неурожай, племя с ослабленной внутренней структурой и с отсутствием необходимых запасов риса просто не смогло адекватно отреагировать на эту ситуацию.

Один из важнейших выводов функционализма - признание самоценности каждой культуры. Важнейшая задача культуры - закрепление, развитие и передача потомкам органической системы социальных институтов, исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни. Ведь каждая из этих форм выполняет определенную функцию по удовлетворению как основных (первичных), так и вторичных потребностей людей. Первичные потребности одинаковы у всех людей, но их удовлетворение у разных народов происходит по-разному. Еще больше это относится к удовлетворению вторичных потребностей, что порождает различия между культурами. Каждая культура оптимальна для конкретных условий обитания народа. Поэтому целостность культурной системы нарушать нельзя. Даже варварские (с нашей точки зрения) обычаи местных народов нельзя уничтожать просто так. Вначале необходимо выяснить все функции, которые они выполняют, и подобрать им полноценную замену.

Во многом благодаря влиянию Освальда Шпенглера 1 Питирим Сорокин (1889-1968) стал последовательным приверженцем циклической теории исторического развития. Сорокин подвергает критическому анализу основные положения своих предшественников и, используя новую терминологию, попытался представить культур-но-цилизационную парадигму в качестве целостной теоретической концепции.

Питирим Сорокин создает свое представление об эволюции исторических культур. Ему удалось выделить то общее, что объединяет отдельных авторов в единую теоретическую школу, которая, по его мнению, сформировалась в XX веке и представляет собой более реалистическое основание для анализа социально-политических явлений, чем линейные социальные теории XIX века. Он пишет: «Поэтому различные линейные интерпретации в XVII, XVIII и XIX веке задавали тон практически всем европейским ученым. С приближением заката сенсуалистической суперсистемы в XX веке все виды линейных интерпретаций были вынуждены уступить место циклическим, эсхатологическим и творчески-функциональным представлениям о ходе истории» .

Сорокин целиком согласен с тезисом Шпенглера о «закате» Европы. Он пишет: «Западные общества и их культура уже пережили точку своего наивысшего рассвета и сейчас находятся на последней стадии своего упадка. В связи с этим настоящий кризис - всего лишь начало конца их исторического существования. Не существует средства, которое могло бы отвратить предначертанное, как и не существует панацеи, способной помешать смерти западной культуры» 1 .

Вслед за Шпенглером Сорокин называет «высокие культуры» «культурными суперсистемами», при этом он выделяет три уровня их анализа: а) «культурные связи»; б) «культурные системы»; в) «культурные суперсистемы». При этом особое внимание Сорокин уделяет «культурным системам», которые делятся на три вида: идеологические, поведенческие и материальные . Идеологические системы играют особую роль, поскольку они наделяют смыслом как определенные поведенческие модели, так и материальные объекты.

«Культурные суперсистемы» представляют собой наиболее сложный тип взаимосвязей. Они состоят из систем религии, политики, экономики, искусства и т. д., которые, взаимодействуя, создают единую идеологию суперсистемы, формулирующую ее ценности и истины, которые находят свое выражение прежде всего в господствующей религии. Общее количество «культурных суперсистем» у Сорокина невелико. Интегрирующие движения всемирной истории, заканчивающиеся образованием суперсистем, есть явление достаточно редкое. «Культурная суперсистема» представляет собой смысловое единство, вырабатывает свои оригинальные, отличные от других формы, которые основаны на внутренней идее или «прасимволе», как сказал бы Освальд Шпенглер. Эта идея находит свое выражение во всех социальных и культурных процессах, откладывает свой отпечаток на все ее творения.

Питирим Сорокин выделяет следующие свойства «культурных суперсистем»: реальность; индивидуальность; общая и специальная зависимость их главных частей друг от друга; индивидуальность или «самость» даже при изменении частей; изменчивость структуры; внутреннее, самоуправляющее изменение и самоопределение судьбы; избирательность; ограниченную изменчивость- 1 . Каждая суперсистема, несмотря на свой широкий характер, есть конечный феномен и как таковой имеет границы в своей способности к изменениям. Как

только эти границы преодолеваются, она теряет свою индивидуальность и разлагается.

Периодам роста, зрелости и распада у Сорокина соответствуют идиациональные, идеальные и сенсуалистические суперсистемы. Описания периодов «высоких культур» и соответствующих суперсистем схожи между собой. Период роста «высокой культуры» у Шпенглера соответствует у Сорокина «идеациональной» {умозрительной) суперсистеме, которая характеризуется следующими важными чертами: интуитивное творчество и понимание истины, внутренняя религиозность, преимущественно религиозные ценности, абсолютизация этих ценностей и четкое разделение между негативными и позитивными ценностями, сакральное право и сакральная этика, преимущественно религиозная и идеалистическая философия и мировоззрение в целом, религиозное искусство (живопись, музыка, архитектура, драма), интуитивная основа всех ценностей, неразвитые формы позитивизма, эмпиризма, материализма, релятивизма и естественных наук, греховности чисто утилитарной, гедонической этики, ненасильственные семейные и общинные связи, преобладание теократически-аристократического творческого меньшинства, незначительное развитие городов, промышленности и комерционализации общества, сильное чувство собственности ИТ. д.

Умозрительная суперсистема религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. Искусство полностью посвящено религиозной тематике. Стиль этой художественной культуры симво-личен и формален. Художественный образ идеационального искусства проявялется в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа.

Идеациональные этические ценности в религиозны, поэтому отношение к наслаждениям и удовольствиям негативно Главным явля-

ется исполнение своих обязанностей перед Богом. Идеациональное право опирается на абсолютные и неизменные принципы. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев абсолютны и жестки. Критика не допускается. Чувственная реальность воспринимается как мираж. Идеациональная суперсистема имела место в средневековой Европе в У1-Х1Н веке. Ее черты присутствуют в период брахманской Индии, Древнего Китая (УШ-У1 вв. до н. э.) и Древней Греции (1Х-У1 вв. до н. э.).

Соответствующую закату «сенсуалистическую » (чувственную ) суперсистему, по мнению Сорокина, характеризует: светскость, материализм, утилитаризм, эмпиризм, гедонизм, сциентизм, развитие естественных наук и техники, относительность ценностей, упадок религиозности и интуитивного творчества, секуляритивное (чувственное) искусство, вытеснение гения за счет технических приспособлений, количество на месте качества, растущая социальная дифференциация, «раскол в душах», внутренние проблемы и классовая борьба, усиление городов, промышленности, замена чувственных отношений в семье и общине на договорные отношения, вытеснение творческого меньшинства другими меньшинствами . С чувственной суперсистемой связано разложение общества и эпоха социального кризиса.

Чувственная форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей.

Чувственная культура является антиподом идеациональной. Искусство живет и развивается здесь в мире чувств. Его темпами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль искусства натуралистичен, свободен от символизма. Однако рядом с этими достижениями чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада, которые обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки. Искусство становится «музеем социальной патологии». Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме подменяется мешаниной из фрагментов наук.

Нынешняя «чувственная» культура, стремящаяся освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека в придании всем ценностям относительного характера. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, типы культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными.

«Идеальная» суперсистема мыслится Сорокиным как промежуточная стадия перехода умозрительной суперсистемы в чувственную. В ней смешиваются признаки обеих суперсистем. Поэтому она не может существовать длительное время (100-200 лет) и уступает место чувственной суперсистеме, которая, в свою очередь, вновь заменяется умозрительной. В этой смене суперсистем и видит Сорокин существо культурной динамики .

Идеальная культура Средних веков Западной Европы приблизительно с XV века начинает приходить в упадок, в то время как чувственная культура продолжает наращивать темп и становится доминирующей в последующих столетиях. Серьезные проблемы, по мысли Сорокина, существуют в функционировании главной истины этой культуры. Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей.

Идеальную суперсистему Сорокин рассматривает как переходную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как па Небо, так и на Землю. Расцвет идеального типа культуры приходится на золотой век античной культуры (У-1У вв до н. э.) и на великую эпоху раннего европейского Возрождения (ХП-Х1У вв.). Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный.

Каждый тип культурной суперсистемы имеет свой закон развития и свои «пределы роста» Это и есть социокультурная динамика. Культуры проходят идеациональный, идеальный и чувственный периоды, разделенные переходным временем кризисов. Для эпохи упадка характерно сосуществование ценностей чувственной, идеациональной и идеальной суперсистем, которые не образуют органической связи.

По мнению Питирима Сорокина, в XX веке на месте старой сенсуалистической суперсистемы Европы развивается новая, идиаци-ональная, которая способствует обновлению этических ценностей . В переходные периоды от старой суперсистемы к новой имеет место «поляризация» общественных ценностей, так как, с одной стороны, развивается новая религия и мораль, а с другой - господствуют без-религиозность и деморализация. В эти периоды происходит множество войн и политических кризисов.

Современный исторический период характеризуется, по Сорокину, переходом от старой европейской культуры к новой культуре, носителем которой будут славянские народы, а центр ее будет расположен в Тихом океане, а участвовать в ней будут народы Америки, Индии, Китая, Японии и России. Даже если Европа объединится, она будет играть определенную роль в мировой политике, но никогда уже не восстановит того величия, которое она имела в последние пять веков.

Принцип интегрализма присутствовал у Сорокина уже в ранних работах, однако понимание им интеграционных процессов со временем изменялось, став философией интегрализма в конце его творческого пути.

Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка науки, техники, религии, философии, права, этики) теорий, материальных, личностных и бихевиористских (действий, церемоний, ритуалов, поступков) явлений культурного мира

Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность - «невидимое триединство Истины Добра и Красоты». Эти высшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они превращаются друг в друга. В любой суперсистеме религия, философия, наука, этика, искусство объединяются в одну интегрированную систему Истины, Добра и Красоты. Концепция интегрального общества, по Сорокину, является наиболее приемлемой исторической стратегией для преодоления кризиса современной западной чувственной суперсистемы.

Сорокин трактует историю человечества как последовательную смену культурных суперсистем, объединенных единством ценностей, норм и значений. В «чистом виде» идеациональная и чувственная культурные суперсистемы не существуют. Речь идет лишь о доминировании их в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем социолог наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие - искусство, истину, мораль, право, что является «фундаментом всякой культуры». С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, Сорокин старается подтвердить свою концепцию конкретными историческими данными.

Переход одной суперсистемы в другую всегда связан с социальными конфликтами. Периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности в форме самоубийства, преступности, жестокости наказаний, бунтах, восстаниях и революциях. В некоторых обществах такие переходы приводят к международным войнам. Опираясь на исторические данные, можно сделать вывод о том, что в переходные периоды количество войн особенно увеличивается. Однако, по мнению Сорокина, культурные суперсистемы не конечны, что «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера. Сорокин предполагает, что пока длится переходный период, до воцарения нового типа культуры, война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях.

По Сорокину, состояние, в котором сейчас находится западное общество, представляет собой зрелище начавшегося распада их чувственной суперсистемы. Западное общество и его культура должны будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная система.

Первоначальная фаза - кризис чувственной культуры, общества и человека. Этот кризис предстанет, когда «нарастающая атомизация чувственных ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными, далекими от всего божественного, священного, абсолютного», когда «сила станет правом», когда «вместо хлеба будут давать народам бомбы, вместо свободы - нести смерть, вместо закона - насилие, вместо созидания - разрушение», когда функции семьи превратятся в «случайное сожительство

в основном для сексуальных контактов», когда «культурные ценности прошлого подвергнутся уничтожению» 1 .

Во время кризиса материальный уровень, как и безопасность жизни, уменьшается, а самоубийства, психические расстройства и преступления растут.

В условиях кризиса уже ничто не сможет помешать заметить пустоту уходящей чувственной культуры. Люди снова обернутся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям, пройдя очищение через трагедии и страдания. С достижением состояния катарсиса кризис закончится. Далее общество получает харизму, а вместе с ней - воскрешение и высвобождение новых творческих сил. Кризис-катарсис-харизма-воскрешение - это фазы, через которые проходила большая часть предыдущих великих суперсистем в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Зарождение европейской культуры Средневековья также произошло, пройдя кризис чувственной греко-римской суперсистемы.

Сорокин приводит следующую классификацию нарушений, которые получают особое значение в период социальных кризисов:

  • 1) политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;
  • 2) экономические нарушения, направленные на модификацию экономического порядка;
  • 3) сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;
  • 4) религиозные нарушения - дезорганизация, раскол церковной жизни, конфликты разных конфессий и т. д.;
  • 5) «смешанный тип» нарушений .

Сорокин рассматривает нарушения, опасные и безопасные для общественного порядка, а также выделяет две группы нарушений: «болезни роста» развивавшегося молодого организма и «старческое недомогание» отжившей свой век суперсистемы.

Особый интерес у Сорокина вызывают нарушения, грозящие разрушением социального порядка, и «болезни и недомогания старческого организма». Он пытается измерить социальные нарушения с помощью «индикаторов». Сорокин классифицировал колебания на-

силия и жестокости в определенные исторические эпохи и попытался дать им оценку.

Он подтверждает высказанную им еще в 1927 году в статье идею о том, что в истории существуют повторяющиеся циклы. Анализируя причины флуктуаций (увеличения или уменьшения) нарушений, он приходит к выводу, что общественные условия и отношения (неудачные войны, «плохие материальные условия», нищета, обогащение, политическое устройство и т. п.) играют роль «вторичных факторов» социальных нарушений, усиливая или ослабляя, расширяя или концентрируя их.

С помощью «гипотезы транзита» Сорокин объясняет причины флуктуаций и пики роста социальных нарушений. Согласно этой теории социальные нарушения есть одна из форм борьбы «интегральных» и «неинтегральных» элементов за лидерство в суперсистеме. Социальные нарушения появляются в социокультурной системе, когда ее доминирующие формы, достигнув предела своих потенциальных возможностей, начинают клониться к упадку.

Исходным условием социальных нарушений Сорокин считал «неустроенность» социальной или культурной или обеих вместе систем, однако определяющую роль играет культурная система. «Неустроенность» определялась им как расшатанность и несовместимость духовных ценностей и социальных отношений. Когда суперсистема вырабатывает свой предел прочности, она начинает демонстрировать признаки дезинтеграции и входит в стадию транзита, которая характеризуется резким ростом социальных нарушений.

В «Социальной и культурной динамике» Сорокин отмечает множество неверных предубеждений относительно оценки природы социальных нарушений. Первое предубеждение - это мнение о том, что социальные нарушения суть ненормальные и случайные процессы. Сорокин считает, что нарушения есть «нормальные» проявления жизненных процессов социальных групп. Они так же необходимы, как и сам социальный порядок.

Второе предубеждение говорит о предопределенности, наследственной склонности одних наций и народов к порядку, других - к анархии и революциям. По мнению Сорокина, все нации в равной степени склонны к социальному порядку и к его нарушениям. Коли-

чественные различия между народами в этом отношении есть, но они ничтожно малы.

Третье предубеждение касается «солнечного прогноза» - идеи бесконечного прогресса западной цивилизации в XX веке. Сорокин пишет: «Двадцатый век будет наиболее кровавым и турбулентным периодом и, следовательно, одним из жестоких и негуманных в истории Западной цивилизации и, возможно, в хронике человечества в целом» .

В отношении проблем интерпретации исторического развития обществ интересна статья Сорокина «Обзор циклических концепций социально-исторического процесса» (1927). В этой статье Сорокин привлекает внимание своих читателей к цикличной концепции исторического процесса. Обзор теорий Сорокин начинает с анализа мысли Индии, Персии, Китая, концепций Древней Греции (теория истории Платона, Сенеки, Фукидида, Плутарха, Геродота). У греческих и римских авторов идея цикличной концепции исторического процесса была довольно обычной, в то время как линейная практически отсутствовала. Циклическая концепция возрождается, по мнению Сорокина, в трудах Макиавелли, Кампанеллы и Вико.

Сорокин выявил крупные исторические флуктуации в точных науках, искусстве, философии, религии, праве за период более двух тысяч лет. Человеческие культуры состоят из индивидов, предметов и событий, связанных воедино множеством всевозможных комбинаций, так как люди вступают в систему социальных отношений. Сорокин указывает четыре способа интеграции социальных отношений в социальные системы: пространственная интеграция, ассоциация, каузально-функциональная интеграция и логико-смысловая интеграция.

Первые две формы, являющиеся простейшими, недостаточны для становления социальной системы. Наиболее важна логико-смысловая интеграция. Сорокин утверждал, что культурные суперсистемы организуются вокруг центральных ценностей, которые придают им порядок и единство. Необходимо выяснить главный принцип суперсистемы, который пронизывает все ее составные части, придает смысл и значение каждой из них и создает социальный порядок из хаоса неинтегрированных фрагментов.

Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов, Сорокин определял каждый социокультурный тип как порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.

Важное место в социологии истории Питирима Сорокина занимает закон позитивной и негативной поляризации, который определяет особенности поведения индивидов и социальных групп в кризисные периоды. В зависимости от типа личности человек реагирует и преодолевает бедствия либо ростом творческих усилий и альтруистическим перевоплощением, либо умственным расстройством, самоубийством, ожесточением, ростом эгоизма, тупой покорностью судьбе, цинизмом.

В период кризиса увеличивается доля «святых», альтруистов, живущих в соответствии с нравственными заповедями, но растет и число аморальных, циничных, звероподобных личностей. Кризис современной чувственной культуры, лишенной идеалов и веры в Бога, устремленной к наслаждению и потреблению материальных благ, Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии. Однако уже в XX веке, по его мнению, наметились очертания новой идеологии, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.

Циклическую смену культурных суперсистем, по мнению Сорокина, следует дополнить представлением о перемещении центра «культурного лидерства» в географическом пространстве суперсистемы. Анализируя исторические кризисы, Сорокин приходит к выводу, что когда созидательные силы исчерпаны и все их возможности реализованы, культурная суперсистема гибнет. Под влиянием научно-технического прогресса, роста взаимозависимости и взаимосвязанности государств мир движется к новому единству - мировой цивилизации. Только глобальная ценностная переориентация может стать гарантом стабилизации, дальнейшего развития человечества.

Питирим Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в восстановлении новой идеациональной суперсистемы, ориентированной на религиозные идеалы: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи, но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами,

путающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего» .

Питирим Сорокин внес важный вклад в развитие исторической социологии. В своей работе «Социальная философия века кризиса» он впервые систематически анализирует циклические концепции исторического развития. Сорокину удалось создать свою концепцию «культурных суперсистем» основанную на интегральной философии, которая включила в себя все основные идеи предшествующей социологии истории.

  • Кроме анализа идей Освальда Шпенглера Сорокин исследует взгляды Николая Данилевского, Арольда Тойнби, Николая Бердяева, Альберта Швейцера и других авторов, внесших вклад в развитие исторической социологии.
  • Цит. по: Голосенко И. А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // Социологические исследования. 2000. № 4. С. 59.
  • Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 245.

Выдающееся место в социологии культуры занимает теория суперсистем П. Сорокина (1889--1968) -- нашего соотечественника, потом подданного США, ставшего классиком мировой социологии. Центральное положение в его теории отводится проблемам социальной целостности и социальной системы. Подвергая обоснованной критике эмпирическую социологию, особенно американскую, П. Сорокин рассматривает историческую действительность как сложную иерархию культурных и социальных систем и подсистем. Основой системного подхода к обществу служит наличие объективной сферы интегрированных ценностей, значение "чисто культурных систем", носителями которых являются индивиды и общественные отношения.

В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под воздействием "двойственной" природы человечества: существа мыслящего и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема.

Типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеациональный, чувственный, идеалистический, эклектичный типы. Выдвигая идею волнообразного движения культурных суперсистем, он исходил из понимания культуры как совокупности всего сотворенного или признанного обществом на той или иной стадии его развития.

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира.

В основе каждой культуры, культурной эпохи лежит мировоззрение. В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный - когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию. Каждому типу мировоззрения соответствует три вида истины: чувственная, духовная (интуиция), рациональная. К более низким уровням культурных систем Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку.

П. Сорокин выдвинул теорию суперсистем, чьей основой служит определенный тип культуры, соответствующий некоему морфологическому началу. В результате тщательного изучения им античной (греко-римской) и европейской культуры за два тысячелетия выделяется два основных типа культуры -- идеациональный и чувственный.

Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определенный тип культуры. Существует, по мнению Сорокина, два основных и два промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ориентированных на мироощущение человека:

1). Идеационального - тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия; преобладает "истина веры",

2). Чувственного - господство чувственности; преобладает "истина чувств"

3). Промежуточных (переходных, "не чистых") - между этими двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры:

а. идеалистического (смешанно-гармоничный), примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс; "человеческими умами будет руководить истина разума".

б. эклектичного (смешанный, негармоничный), примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество).

Сорокин подчеркивает, что в "чистом виде" в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются.

Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период.

Поскольку одной из важнейших исследовательских задач П. Сорокина была задача вскрыть социокультурную динамику, процесс изменения культуры, то он не только обозначает существование разных типов культуры, но и указывает на то, что оба "чистых", "полярных" типа культуры -- идеациональный и чувственный -- меняются волнообразно. Центральные темы культур, по его мнению, повторяются, но своеобразно в разных культурах. Своеобразие это П. Сорокин объясняет состоянием психики и религии.

1. -- Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана "на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности", , основано на господствующих идеях. Этот тип характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои воззрения на господствующих идеях, даже если они и примитивны. В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено. Восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности.

Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события.

"Это не искусство одно профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой" . Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является "истина веры". "Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях". Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества "свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения".

Обратимся теперь к этике и праву в идеациональной культуре источником правовых и этических норм является божественное начало, как бы последнее не трактовалось. Нормы считались установлением либо единого Бога, либо мифологических персонажей, героев и предков, имеющих сакральный статус. Поэтому нарушение норм считается святотатством. Изменение и переосмысление норм невозможно. Соблюдение правовых и этических норм не связано с утилитарными целями, эти нормыценны сами по себе, в силу их сакральности. Следуя идеациональной этике, человек приобщается к священному.

2. -- Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной.

Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими. Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путем. Причем опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темпами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателем такого искусства являются профессиональные художники. Однако "рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада…", которые "и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки". По мысли философа, искусство становиться "музеем социальной патологии" И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорое всего идеационального искусства.

Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной "из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки".

Этические и правовые нормы в чувственной культуре обосновываются иначе. Право понимается как сугубо человеческое установление, целью которого является обеспечение удобства человеческого общежития. Несоблюдение правовых норм наказывается, но рассматривается лишь как нарушение порядка, а не святотатство. Поскольку правовые нормы создаются людьми, они неизбежно релятивизируются, и не обладают таким авторитетом, как идеациональные правовые нормы. Этика в чувственной культуре базируется не на божественных заповедях, а, как правило, на соображениях удобства и комфорта. Так, греческий мыслитель Эпикур советовал воздерживаться от излишеств, в том числе и чрезмерных удовольствий, поскольку они могут привести к страданию, т.е. создать неудобство. Как и правовые нормы, нормы этики чувственной культуры неизбежно относительны.

3. -- Между двумя описанными основными культурными типами, по мнению Сорокина, может быть реализован либо идеалистический, либо эклектичный тип культуры. В них оба основных вида мировосприятия представлены либо в гармоничном единстве (идеалистический тип), либо во фрагментарном, эклектическом нагромождении и противостоянии друг другу.

а. Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения). Для главных составляющих идеалистической культуры действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

б. Эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и рациональных элементов мироощущения. (состояние Европы в первые века н.э., когда ростки христианства противостояли все еще сильному язычеству).

В идеалистической (эклектичный) культуре право и этика базируются и на идеациональных, и на чувственных ценностях. Делаются попытки связать воедино требования человеческой природы и истины веры. Человек может быть счастлив, лишь следуя некому высшему началу. Примером может служить убеждение представителей некоторых современных христианских организаций (не ортодоксальных христианских конфессий), провозглашающих, что человек может быть удачлив в делах и счастлив в личной жизни, лишь "обратившись к Христу". Таким образом, обращение к сверхчувственному получает утилитарное обоснование (полезность), но, тем не менее, считается все же необходимым.

Следовательно, повторяются центральные темы культур во всем многообразии последних. При этом П. Сорокин полагает, что его теория "волнообразного движения культур" применима к египетской, индийской и китайской культурам, в которые он делает краткие экскурсы.

В общем оказывается, что в теории суперсистем П. Сорокина существует только два морфологических начала -- идеальное и чувственное (материальное), -- определяющих тип культуры и соответствующий ему тип мировоззрения. Каждая конкретная форма культурной суперсистемы (язык, мораль, искусство, философия, религия) детерминируется морфологическим началом и является замкнутой в себе.

Однако П. Сорокин не только не принимает концепцию локальных культур, но и отбрасывает ее как "ненаучную". Сорокинская суперсистема не имеет ограничений в пространстве и времени. Культура одного народа не может быть изолированной от культуры другого народа или цивилизации. Контакты между культурами всегда были и далее становятся все более интенсивными; развитие науки, искусства, морали также всегда связано со временем, т.е. с достижениями культуры в прошлом. Все суперсистемы являются фазами исторического кругооборота, причем, по П. Сорокину, на смену господствующей чувственной суперсистеме идет идеациональный тип культуры, который сможет преодолеть современный кризис западной культуры.

Подведя черту можно сказать что, выделенные П.А.Сорокиным типы культуры - это одновременно и по следовательные этапы культурной динамики. Любая культура (если ее естественное существование не прекращается в силу каких-то причин) может проходить в своем развитии эти стадии: идеациональную, идеалистическую (эклектическую), чувственную. При этом ни один из выделенных культурных типов не является "более развитым" или "менее развитым" - каждый представляет собой самостоятельную ценность. Культура может проходить через три описанные стадии несколько раз - концепция Сорокина циклична.

Почему происходит смена одного культурного типа другим?

Согласно П. Сорокину, движение культур имманентно, оно не зависит от действия посторонних факторов, как это предполагали эволюционисты. Культуры изменяются в силу их природы -- носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела; тогда приходится обращаться к иным принципам и двигаться к иному типу культуры (в дальнейшем будет показано влияние космоса).

Во-первых, ни один тип культуры не способен создать исчерпывающее описание реального мира и использовать все возможные пути человеческого творчества. Базируясь на каком-то основном принципе, культура как бы отсекает иные возможности. Со временем возможности творческого развития этого принципа неизбежно оказываются исчерпанными, и возникает необходимость перехода к новым ориентирам. Если культура не справляется с этой задачей, она вырождается.

Во-вторых, ни одна культура не является полностью интегрированной. Так, в идеациональной культуре, на ее "периферии" существуют элементы чувственной или идеалистической культуры. Также и господствующая чувствен ная культура не предполагает полного уничтожения элементов культуры идеациональной. И эти периферийные элементы могут стать почвой для формирования нового типа культуры, когда прежний тип исчерпывает свои творческие возможности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    П.А. Сорокин как выдающийся социолог ХХ века и один из основателей американской социологии. Теория существования суперсистем культуры как одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Структура социологического знания по Сорокину.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Теоретико-методологические основы типологии культуры и социологическая теория суперсистем Сорокина. Характеристика видов культур и разрядность культурной деятельности по Данилевскому. Закономерности возникновения, роста и заката древних цивилизаций.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2010

    Питирим Александрович Сорокин - российско-американский социолог и культуролог, профессор Гарвардского университета, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности, его вклад в развитие социологии как науки об обществе.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Научная биография Питирима Сорокина. Методологические подходы к пониманию социологической науки в трудах П. Сорокина, его концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества; теория истории и социокультурной динамики; интегрализм.

    реферат , добавлен 01.06.2014

    Вклад в развитие российской социологии творчества П.А. Сорокина. Анализ научных работ ученого в предэмигрантский период. Основные социологические концепции П.А. Сорокина. Теория флуктуации социально-культурных систем. Сущность социокультурной динамики.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Значения слова "культура" в европейских языках. Научные подходы к изучению культуры и её функций. Источники и факторы культурной динамики. Социокультурная система П. Сорокина. Сравнительная характеристика теории культуры П. Сорокина и Н.Я. Данилевского.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2016

    Социологические принципы изучения общества и специфика социологии культуры. Направления западноевропейской социокультурной традиции, анализ теорий ее представителей. Элементы культуры как фактора социальной регуляции. Социология культуры П. Сорокина.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2010