Губернские присутствия. Губернские присутствия Губернское по земским делам присутствие годы

Губернские учреждения

Губе́рнские учрежде́ния - совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел - губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом, регулирующим их деятельность, был «Свод учреждений губернских» . По управлялось 49 губерний Европейской России, окраинные губернии управлялись по особенным учреждениям. В состав губернских учреждений не входили судебные и военные учреждения.

Перечень губерний, управляемых по общему и особенному учреждениям

По «Общему учреждению губернскому» управлялись на 1913 год 49 губерний: (Архангельская , Астраханская , Бессарабская , Виленская , Витебская , Владимирская , Вологодская , Волынская , Воронежская , Вятская , Гродненская , Екатеринославская , Казанская , Калужская , Киевская , Ковенская , Костромская , Курляндская , Курская , Лифляндская , Минская , Могилевская , Московская , Нижегородская , Новгородская , Олонецкая , Оренбургская , Орловская , Пензенская , Пермская , Подольская , Полтавская , Псковская , Рязанская , Самарская , Санкт-Петербургская , Саратовская , Симбирская , Смоленская , Таврическая , Тамбовская , Тверская , Тульская , Уфимская , Харьковская , Херсонская , Черниговская , Эстляндская , Ярославская), то есть все регионы Европейской России, кроме Области Войска Донского .

Губернские учреждения других регионов отличались и были определены особенными законоположениями.

По «Учреждению об управлении губерний Царства Польского» управлялись 9 губерний: Варшавская , Калишская , Келецкая , Ломжинская , Люблинская , Петроковская , Плоцкая , Радомская , Сувалкская . До 1913 года существовала Седлецкая губерния , упраздненная при образовании Холмской губернии. Все эти регионы составляли Варшавское генерал-губернаторство. Холмская губерния управлялась по тому же уложению, но с некоторыми модификациями, так как не подчинялась Варшавскому генерал-губернатору.

По «Учреждению управления Кавказского края» управлялись 13 регионов: губернии Бакинская , Елизаветпольская (Елисаветпольская) , Кутаисская , Тифлисская , Черноморская , Эриванская , области Батумская , Дагестанская , Карсская , Кубанская , Терская и округи Сухумский и Закатальский . Все эти регионы составляли Кавказское наместничество. управление Черноморской губернией имело особенности.

«Положение об управлении областей Акмолинской , Семипалатинской , Семиреченской , Уральской и Тургайской » устанавливало особые правила управления этими пятью регионами.

«Учреждение сибирское» устанавливало порядок управления 10 регионами Сибири. Внутри этого документа для различных частей Сибири устанавливались различные порядки управления. По организации государственного управления Сибирь разделялась на следующие зоны:

Иркутское генерал-губернаторство (Иркутская и Енисейская губернии, Забайкальская и Якутская области), причем для Забайкальской области, Енисейской и Иркутской губернии, Якутской области действовал ряд дополнительных, особых для каждой, правил; Приамурское (Амурская , Камчатская , Приморская , Сахалинская области), причем для Амурской, Приморской и Сахалинской областей дейстовали дополнительные, особые для каждой правила; Тобольская и Томская губернии.

При губернаторе состояли канцелярия (8-10 чиновников) и чиновники для особых поручений (3-5 человек).

Учреждения с постоянным штатом

Губернское правление

Подчиненное губернатору (и относившееся к Министерству внутренних дел) учреждение с постоянным штатом, ответственное за управление губернией в широком смысле. «Губернское правление есть высшее в губернии место, управляющее оною в силу законов, именем Императорского Величества.»

Правление состояло из присутствия и канцелярии, состоящей из:1-го и 2го распорядительных отделений (занятых общим делопроизводством, разбором разнообразных пререканий ведомств и жалобами, и возглавлявшихся старшим и младшим советниками правления), Врачебного отделения (под началом губернского врачебного инспектора), Строительного отделения (под началом губернского инженера), Ветеринарного отделения (под началом губернского ветеринарного инспектора), Межевого отделения , иногда называвшегося Губернской чертежной (под началом губернского землемера), Тюремного отделения (под началом губернского тюремного инспектора, типографии и редакции официальной губернской газеты. Функции правления ясны из названий его подразделений.

Наиболее важные дела решало Общее присутствие губернского правления (не следует смешивать с Губернским присутствием) - коллегия, состоявшая из губернатора, вице-губернаторов, советников правления, губернского врачебного иснпектора, губернского инженера, губернского архитектора (с правом совещательного голоса), губернского землемера, губернского тюремного инспектора и ассесора. присутствие имело канцелярию, отдельную от канцелярии губернского правления.

Начальникам подразделений губернского правления был присвоен чин VI класса (коллежский советник).

Несмотря на обширное описание, которое закон давал обязанностям губернского правления, дел у правления, за исключением разбора жалоб на действия других учреждений и отмены их решений, было очень немного. Медицинской, ветеринарной и строительной частью в действительности занимались земства и города, межевой - землеустроительные комиссии, тюрьмы находились в ведомстве министерства юстиции, а местные арестные дома содержало земство. Немногочисленные (20-30 человек в начале XX века) чиновники губернского правления в спокойных губерниях были загружены работой в меньшей степени, чем их коллеги из других губернских учреждений. Общие присутствия губернских правлений в реальной административной практике с конца XIX века не собирались, губернаторы решали дела единолично.

Губернское правление не имело уездных подразделений, так как устройство Российской империи не предусматривало единства государственного управления на уездном уровне.

Казенная палата

Казенная палата - губернское учреждение Министерства финансов , по департаменту (затем Главному управлению) Государственного казначейства. Палата руководила всеми губернскими и уездными организациями, занимавшимися сбором государственных налогов (участковые податные инспекции, губернские и уездные присутствия по налоговым делам) и Казначейством (выполнявшим непосредственно кассовое обслуживание государственных учреждений), а также выполняла функции объединенной бухгалтерии и финансового отдела для всех прочих государственных учреждений в губернии.

Палата утверждала контракты государственных учреждений на сумму до 5.000 рублей (контракты от 5.000 до 10.000 рублей утверждались губернатором, на большую сумму - министром финансов).

Таким образом, губернские ведомства не имели денег в свободном распоряжении (а часто даже не вели бухгалтерского учета своих операций), и должны были согласовывать любой расход с Казенной палатой, следившей прежде всего за соблюдением бюджетной дисциплины.

Контрольные финансовые функции были у независимой организации, Контрольной палаты.

Казенная палата не имела уездных подразделений.

Казначейство

Губернское казначейство - учреждение Министерства финансов , подчиненное губернской Казенной палате. Казначейство вело кассовое обслуживание государственных учреждений. Начиная с 1863-67 годов, когда был введен прицип единства государственной кассы, счета государственных учреждений Российской империи находились на казначейском обслуживании и никогда не передавались ни в отделения Государственного банка , ни в коммерческие банки. Казначейства также принимали от налогоплательщиков налоги (податные инспекции только рассылали окладные листы - извещения о размере налога).

Казначейство возглавлялось губернским казначеем, чиновником министерства финансов. Казначей был подотчетен губернатору, но не подчинялся ему. Казначейства разделялись на семь разрядов по штатам, в зависимости от оборота. В среднем, в Казначействах служило 40-70 чиновников.

В уездах имелись отдельные казначейства, подчиненные напрямую Казенной палате.

Контрольная палата

Контрольная палата - губернское учреждение Государственного контроля , учрежденные в 1865 году. Контрольные палаты занимались ревизией счетов всех государственных учреждений губернии.

Чтобы устранить всякую подчиненность проверяющего проверяемому, Контрольные палаты были формально изъяты из числа губернских учрежждений, и управляющий Палаты никаким образом не был подчинен губернатору.

Палату возглавляли управляющий и его помощник. Для решения важных дел собиралось Общее присутствие Контрольной палаты в составе управляющего, его помощника и старших ревизоров.

Контрольные палаты были разделены на восемь разрядов по штатам, в зависимости от величины финасового оборота в губернии. В среднем, в Контрольной палате было 20-30 чиновников.

Уездных учреждений Государственного контроля не имелось.

Управление земледелия и государственных имуществ

Управление земледелия и государственных имуществ (до 1902 года назывались Управлениями государственных имуществ) - губернское учреждение Главного управления земледелия и государственных имуществ (до 1893 года называлось Министерством государственных имуществ, в 1893-1895 годах называлось Министерством земледелия и государственных имуществ, в 1915 году переименовано в Министерство земледелия).

Для многих губерний эти управления были объединенными и приходились одно на две или три губернии.

Управления были чисто бюрократическими учреждениями, то есть не имели никакой полномочной коллегии, и управлялись только начальниками, назначаемыми Высочайшими приказами.

Первичной функций этих учреждений было управление казенными имуществами (землями и лесами; горно-металлургическими предприятиями руководил Горный департамент Главного управления земледелия и государственных имуществ через особые округа, не совпадавшие с губерниями), в двух направлениях: предоставление казенных земель в аренду и ведение лесного хозяйства. С переименованием Министерства в 1893 году появились функции, связанные с покровительством развитию земледелия, вес которых в деятельности ведомства все более и более увеличивался. Хотя значительную часть мероприятий агрономической помощи взяли на себя земства, министерство через свои местные учреждения производило значительные субсидии.

Управления работали совместно с губернскими землеутроительными комиссиями и губернскими лесоохранительными комитетами.

Штат управлений был небольшим (до 10 чиновников), им подчинялись все чины лесной охраны, а также инструкторы по сельскому хозяйству. До образования губернских землеустроительных комиссий управлениям подчинялись также и землемеры.

Уездных подразделений управления не имели.

Фабричная инспекция

Фабричные инспекции - местные учреждения Министерства торговли и промышленности , надзиравшее за значимыми промышленными предприятиями (упрощенно, за предприятиями с численностью рабочих более 50 человек или имевшими двигатель), учрежденные в 1882 году; в 1894 году инспекции были реформированы и существенно расширены. Кроме Министерства торговли и промышленности, чины инспекции были также подотчетны (и по определенным вопросам подчинены) губернаторам. До учреждения Министерства торговли и промышленности инспекции относились к ведомству Министерства финансов .

Инспекции, не имевшие канцелярии и какого-либо коллегиального органа, состояла из старших фабричных инспекторов, фабричных инспекторов и кандидатов на должность инспектора.

Задачи инспекций состояли в надзоре за соблюдением трудового законодательства как со стороны рабочих, так и со стороны работодателей, технический надзор за паровыми котлами, сбор и обработка статистических данных о промышленности. Жалобы на действия инспекций рассматривало губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие.

Губернская землеустроительная комиссия

Губернские землеустроительные комиссии были учреждены в 1906 году. Комиссии, под председательством губернатора, состояли из губернского предводителя дворянства, председателя губернской земской управы, непременного члена (назначаемого главным управлением земледелия и землеустройства), управляющего казенной палатой, управляющего местными отделениями Крестьянского и Дворянского поземельного банков (как правило, эти должности совмещало одно лицо), одного из членов окружного суда, одного из непременных членов губернского присутствия, управляющего удельным округом (если он имелся), шести членов, избираемых губернским земским собранием, из которых три должны были быть крестьянами.

Землеустроительные комисии представляли собой учреждения, ответственные за проведение аграрной реформы. Первичной задачей комиссий было содействие приобретению крестьянами новых земель через Крестьянский банк и передаче крестьянам казенных и удельных земель. Далее комиссиям была поручена более сложная задача организации землеустроительных работ при закреплении надельных земель в собственность крестьян, что чаще всего представляло собой полное разверстание всех общинных земель с уничтожением чересполосицы и выделением крестьянам отрубов (то есть всего земельного надела одним участком). Во многих случаях к этим работам присоединялись также необходимые мелиоративные и гидротехнические работы. Так как межевые отделения губернских правлений не справлялись с таким объемом работ, комиссии постепенно организовали собственный штат землемеров, достигавший более чем 100 человек на губернию.

Губернские комиссии руководили подчиненными им уездными землеустроительными комиссиями.

Губернское акцизное управление

Губернские акцизные управления - местные учреждения Министерства финансов , занятые исключительно администрированием акцизных сборов и независимые от других местных учреждений того же министерства. Акцизные управления организовывали сбор акцизов с питей, изделий из вина и спирта, дрожжей, табака, сахара, осветительных нефтяных масел и зажигательных спичек. В местностях, где действовала казенная винная монополия , акцизные управления заведовали всей деятельностью монополии (производством, закупкой у сторонних производителей, транспортировкой, хранением и продажей водки). Управления были независимы от губернаторов, которые сохраняли только право их ревизии и могли запрашивать от управлений необходимые данные.

Управление, под началом управляющего акцизными сборами, состояло из старших и младших ревизоров, техников, чиновников по судебной части и канцелярии. При управлениях состояли контролеры и надсмотрщики. В губернском управлении служило 40-50 чиновников.

Губернским акцизным управлениям были подчинены окружные акцизные управления в уездах.

Директор народных училищ

Министерство народного просвещения управляла учреждениями высшего и среднего образования по учебным округам, бывшим значительно крупнее губерний. На губернском уровне (и только в губерниях с земскими учреждениями) управление осуществлялось над начальными училищами. Особого учреждения со штатной канцелярией не предусматривалось, все фунции выполнял один чиновник - директор начальных училищ, которому были подчинены инспекторы начальных училищ (5-7 человек), каждый наблюдавший за группой начальных школ. Директор начальных училищ состоял в V классе (статский советник), инспекторы - в VI классе (коллежский советник).
Так как основная масса начальных училищ находилось в заведовании либо земств, либо духовного ведомства, должность директора народных училищ была более наблюдательской, чем руководящей.

Высшие функции по заведованию над начальными школами в губернии выполнял губернский училищный совет.

Уездных органов по управлению народными училищами не имелось, и участки инспекторов народных училищ не совпадали с уездами.

Постоянно действующие комиссии

Губернское по земским и городским делам присутствие

Присутствия были учреждены в 1890 году, при принятии нового «Положения о земских учреждениях» , как мероприятие по ужесточению государственного контроля за местным самоуправлением. Присутствие было главным губернским учреждением по контролю за земским и городским самоуправлением. Присутствие представляло собой межведомственную комиссию, состоящую из губернатора , губернского предводителя дворянства , вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора Окружного суда, председателя губернской Земской управы, непременного члена (название особенной должности), городского головы губернского города, представителя губернского Земского собрания, представителя городской Думы губернского города.

Единственным штатным сотрудником присутствия был непременный член, специальный чиновник министерства внутренних дел, который и отвечал за ведение документации присутствия.

Основной задачей присутствия было обсуждение правильности и законности постановлений земских учреждений. Также присутствие рассматривало жалобы на составление списков избирателей и могло, по представлению губернатора, принимать решение об отмене выборов в земские учреждения (при нарушениях законной процедуры). По представлению губернатора, присутствие отменяло постановления земских собраний.

На уездном уровне аналогичных учреждений не имелось.

Хотя присутствие в полном составе собиралось нечасто, через него проходили все постановления земских и городских учреждений и дела по их выборам, делопроизводство было достаточно большим; должность непременного члена присутствия была важной и деловой, он считался одним из ближайших помощников губернатора.

Губернское присутствие (губернское по крестьянским делам присутствие)

Губернские по крестьянским делам присутствия были учреждены в 1861 году, при принятии «Положения о губернских и уездных о крестьянских делах учреждениях» , в 1889 году, при введении «Положения о земских участковых начальниках» , они были преобразованы в губернские присутствия. Старые названия эти учреждения сохранили только в Киевской , Подольской и Волынской губерниях.

Присутствие представляло собой независимую межведомственную комиссию (а по некоторым делам - судебную инстанцию), под председательством губернатора, состоявшую из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора окружного суда или его товарища, и двух непременных членов от правительства. Два непременных члена присутствия были его штатными сотрудниками. Они назначались из лиц, не менее трех лет работавших в должностях не ниже VI класса, связанных с управлением крестьянскими делами. Непременные члены могли производиться в V класс (статский советник), а при особых заслугах - в IV класс (действительный статский советник). В 46 губерниях, в которых действовали Временные правила по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей, имелся также непременный член присутствия (особая штатная должность), занимавшийся делопроизводством по продовольственной части. Если присутствие выступало как судебная инстанция, в нем также участвовал председатель или член окружного суда, а если нет - также участвовали управляющий казенной палатой, начальник управления земледелия и государственных имуществ и председатель губернской земской управы. При присутствии состоял секретарь, чиновник губернского правления.

Присутствие выступало как верхняя судебная инстанция по отношению к уездным мировым съездам (съездам мировых посредников, занимавшихся урегулированием конфликтов по землепользованию между крестьянами и помещиками) - до 1889 года, а с 1889 года - по отношению к уездным съездам (уездная инстанция над земскими начальниками) и непосредственно земским начальникам, а также рассматривало и утверждало все сделки, приводившие к изменению границ сельских обществ, а также вопросы исключения за провинности из сельских обществ.

Так как все правоотношения, связанные с крестьянским землепользованием, были чрезвычайно конфликтными, присутствие заседало часто, имело обширное текущее делопроизводство, а непременные члены присутствия были одними из основных сотрудников губернатора.

Периодически действующие комиссии

Губернское по воинской повинности присутствие

Присутствие представляло собой межведомственную комиссию под председательством губернатора, в составе губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, председателя губернской земской управы, члена от губернской земской управы, прокурора окружного суда или его товарища, воинского чина (с правами командира отдельной части) по назначению командующего военным округом.

Присутствия были заняты общим надзором за правильностью хода призыва в губернии, раскладкой числа новобранцев, приходящихся на губернию, по уездам и городам, проверкой деятельности нижестоящих присутствий (уездных, окружных и городских) и рассмотрением жалоб на них.

В уездах и отдельных крупных городах созывались уездные (городские) по воинской повинности присутствия.

Присутствия были учреждены с введением «Устава о воинской повинности» 1874 года .

Губернское по промысловому налогу присутствие

Присутствие представляло собой независимую межведомственную комиссию в составе губернатора, управляющего Казенной палатой, управляющего акцизными сборами, прокурора Окружного суда, председателя Губернской земской управы, городского головы, и двух представителей налогоплательщиков, избираемых губернской и городской земскими управами.

Присутствие было одним из учреждений, участвовавшим в сборе государственного промыслового налога , его задачей было рассмотрение жалоб на решения Общего присутствия Казенной палаты, относящие к сбору этого налога.

Присутствия были учреждены с 1899 года , с момента введения промыслового налога. Присутствия собиралось нерегулярно.

Губернское по квартирному налогу присутствие

Присутствие представляло собой межведомственную комиссию при Казенной палате, в состав которой входили управляющий Казённой палатой, члены Общего присутствия Казённой палаты, городской голова губернского города и два члена, выбранных городской думой .

Присутствия занимались сбором государственного квартирного налога . Так как ведение списков налогоплательщиков, определение оклада налога и рассылка окладных листов были обязанностями подчиненных им городских по квартирному налогу присутствий, губернские присутствия занимались только контролем деятельности городских присутствий и разбором поступавших на них жалоб.

Присутствия были учреждены с 1893 года , с момента введения налога. Присутствия собирались нерегулярно.

Губернское по делам об обществах присутствие

Учреждены в 1906 году на основе «Временных правил об обществах и союзах» от 7 марта 1906 года. Пристутсвие производило регистрацию общественных организаций. Так как порядок регистрации был уведомительным (если общество в течение 2 недель не получало ответа на заявление о регистрации, оно считалось зарегистрированным), присутствию приходилось собираться часто, при небольшом количестве дел. Состав присутствия был одинаков с губернским по городским и земским делам присутствием, с целью совмещения заседаний этих двух комиссий.

Губернский распорядительный комитет

Губернский распорядительный комитет представлял собой межведомственную комиссию, занимавшуюся вопросами земских повинностей. После введения в 1864 году земств, земские учреждения самостоятельно собирали и расходовали земские денежные сборы и администрировали земские натуральные повинности. Но значительная часть земских натуральных повинностей производилась в пользу государства (предоставление квартир войскам, обеспечение разъездов чинов местной полиции и т. п.). Кроме того, государство после введения казенной винной монополии выплачивала земствам компенсации за выпавшие земские сборы с торговли питиями. Губернские распорядительные комитеты и представляли интересы государства перед земствами на предмет взаиморасчетов по земским повинностям.

В неземских губерниях распорядительные комитеты занимались также и организацией земских сборов, раскладкой государственного поземельного налога между уездами и отдельными налогоплательщиками.

Комитет, под председательством губернатора, состоял из губернского предводителя дворянства, управляющего казенной палатой, члена от правительства, председателя губернской земской управы и городского головы губернского города.

В уездах существовали подчиненные уездные распорядительные комитеты.

Губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие

Присутствия были учреждены в 1886 году, при принятии «Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» . Присутствие представляло собой независимую межведомственную комиссию в составе губернатора, вице-губернатора, прокурора окружного суда или его товарища, начальника губернского жандармского управления, окружного фабричного инспектора или его помощника, члена от губернской земской управы, члена от городской управы и городского головы губернского города.
Присутствия издавали постановления по охране труда, налагали взыскания на заводовладельцев и рассматривали жалобы на действия фабричных инспекций.

Губернское присутствие по делам страхования рабочих

Присутствия были учреждены в 1912 году особым законом , входившим в пакет законов о страховании рабочих . Присутствие представляло собой межведомственную комиссию в составе губернатора, вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора окружного суда или его товарища, старшего фабричного инспектора, губернского врачебного инспектора, члена по назначению от министра внутренних дел, фабричного инспектора (по выбору министра торговли и промышленности), двух членов от губернского земства, одного члена от городской думы, двух членов от владельцев предприятий, двух членов от участников больничных касс (то есть от застрахованных рабочих).
Присутствия занимались всем кругом вопросов, связанных с деятельностью больничных касс (независимых некоммерческих общественных организаций, осуществлявших страхование рабочих), прежде всего рассмотрением жалоб на деятельность касс и выдачей разрешений на различные отклонения от установленных законом параметров деятельности касс (минимальная численность участников и т. п.).
Присутствия собирались нерегулярно.
Подчиненных учреждений уездного уровня не имелось.

Губернская оценочная комиссия

Губернская оценочная комиссия, под председательством губернатора, состояла из вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющего казенной палатой, начальника управления земледелия и государственных имуществ, управляющего местным отделением Дворянского банка, одного из двух непременных членов губернского присутствия, председателя и членов губернской земской управы, двух членов от губернского земского собрания, городского головы губернского города, управляющего удельным округом (если он есть), представителя горного ведомства (если есть горные промыслы).
Задачей комиссии было установление общих принципов и методик оценки недвижимого имущества, используемой казной и земствами в качестве налоговой базы при взимании многочисленных государственных налогов и земских сборов. Комиссия принимала разного рода методические указания по оценке, руководила подчиненными уездными комиссиями, проверяла оценочную деятельность уездных и губернских земских управ, разрешала пререкания между ведомствами при оценке имуществ.
Комиссии были учреждены в 1899 году.

Комиссии, собираемые нерегулярно

Губернский статистический комитет

Губерский статистический комитет состоял из председателя - губернатора, помощника председателя, непременных, действительных и почетных членов, а также секретаря. Состав комитета был очень широким. Непременными членами (то есть членами по должности) были вице-губернатор, губернский предводитель дворянства , управляющий казенной палатой, начальник управления государственных имуществ, губернский врачебный инспектор, директор губернских училищ, а в городах, где есть университет - профессор статистики, член от духовной консистории, член от ведомства путей сообщения, городской голова губернского города. Действительных и почетных членов комитет избирал сам из любых лиц, признанных сведущими и достойными. Секретарь комитета был его единственным штатным сотрудником.
Закон не устанавливал никаких сроков для собраний комитетов, благодаря чему они собирались редко (или не собирались никогда).
Комитет, лишенный собственного штата статистиков, никаких работ не производил, и лишь требовал производить и присылать ему статистические исследования от различных ведомств. Так как и другие ведомства не имели собственных статистических подразделений, статистика МВД считалась неудовлетворительной и уступала земской статистике, для ведения которой земства создавали особые отделы. В методическом плане комитет был подчинен Центральному статистическому комитету Министерства внутренних дел.

Лесоохранительный комитет

Лесоохранительные комитеты были учреждены в 1888 году, при введении «Положения о сбережении лесов» " . Комитет был независимым и межведомственным, состоял из губернатора, губернского предводителя дворянства, председателя или члена окружного суда, управляющего государственными имуществами (земледелием и государственными имуществами) или его помощника, лесного ревизора, управляющего удельной конторой, председателя или члена губернской земской управы, непременного члена губернского по крестьянским делам присутствия, двух членов из местных лесовладельцев, избранных губернским земским собранием.
В обязанности комитета входило заведование сохранением лесов в губернии. Основной задачей комитета было присвоение лесам статуса защитных или подлежащих сбережению, а также утверждение планов хозяйства для защитных лесов. Непосредственной защитой лесов занимались чины лесной охраны, которыми ведало губернское управление государственных имуществ.
Собирался комитет нерегулярно.

Губернский комитет попечительства о народной трезвости

Комитеты учреждались в губерниях, начиная с 1896 года, по мере введения казенной винной монополии , и состояли в ведении Министерства финансов . В задачу комитетов входила пропаганда трезвости и содействие всем общественным организациям, преследующим ту же цель.

Комитеты, под председательством губернатора, состояли из депутата от духовного ведомства, губернского предводителя дворянства, председателя и прокурора окружного суда, вице-губернатора, управляющих казенной палатой, контрольной палатой, удельным округом, начальника управления земледелия и государственных имуществ, представителя местного высшего учебного заведения, директора народных училищ, управляющего отделением крестьянского поземельного банка, начальника губернского жандармского управления, представителя военного ведомства, врачебного инспектора, председателя губернской земской управы и двух членов от губернского земского собрания, городского головы губернского города.

Комитеты представляли собой совершенно номинальную, бездеятельную организацию, по причине отсутствия ясно выраженной государственной политике борьбы с алкоголизмом.

Губернские училищные советы были учреждены в 1874 году, при введении «Положения о народных училищах» , только в тех губерниях, в которых введены земские учреждения. Совет, под председательством губернского предводителя дворянства, состоял из директора народных училищ, члена по назначению от попечителя учебного округа, члена по назначению от губернатора, члена по назначению от епархиального архиерея, двух членов от губернского земского собрания.
Совет занимался координацией деятельности разных ведомств, заведующих начальными школами в губернии (начальные школы содержались преимущественно земствами, городами и духовным ведомством, но также имелись и «министерские» начальные училища, напрямую управляемые министерством народного просвещения). Непосредственное руководство народными училищами осуществлял специальный губернский чиновник (по ведомству Министерства народного просвещения) - директор народных училищ и подчиненные ему инспекторы народных училищ, совет занимался только общим наблюдением и попечением за развитие начального образования. Совет утверждал отчеты инспекторов народных училищ, подтверждал утверждение в должности учителей и увольнял неблагонадежных учителей, распределял субсидии и т. д.
В уездах имелись аналогичные по составу уездные училищные советы.
В реальной административной практике всю работу по развитию сети и финансированию начальных училищ взяли на себя земства, города (в меньшей степени) и духовное ведомство, училищные советы собирались нечасто и выполняли формальные функции.

Общее присутствие губернских установлений

Межведомственная комиссия, которую губернатор собирал для решения дел «особо важных и чрезвычайных» , «встретив сомнение и недоразумение в смысле законов» . Представляло собой совместное заседание Губернского правления, Казенной палаты и Управления государственных имуществ. В реальной административной практике не созывалось.

Отрасли, не управляемые на губернском уровне

В приведенном выше списке административных органов отсутствуют учреждения, отвечающие за весьма важные функции, по следующим причинам:

Полиция . Единого органа полицейской власти на губернском уровне не существовало, в отличие от городов и уездов; координировал работу местной полиции непосредственно и лично губернатор. Суд . Судебные учреждения представляли собой независимую ветвь власти и не относились к числу губернских учреждений. Судебные округа не обязательно совпадали с губерниями, и не в каждой губернии была судебная палата, низшая судебна истанция - окружные суды, напротив, в некоторых случаях охватывали территорию менее губернии. В настоящей статье судебные учреждения не рассматриваются. Здравоохранение . Государство, за редкими исключениями, не имело в губерниях лечебных учреждений; все медицинские учреждения находились в заведовании земств. По этой причине, кроме маленького врачебного отделения в составе губернского правления, никаких учреждений, заведовавших медициной, не существовало. Среднее и высшее образование Учреждение управления Кавказского края // Свод Законов Российской Империи. - (неофиц. изд.). - 1912. - Т. II. - С. 376-422.

Смотреть что такое "Губернские учреждения" в других словарях:

    Дворянские местные учреждения в России в 1858 59. Разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые поступали затем в Редакционные комиссии … Большой Энциклопедический словарь

    ГУБЕРНСКИЕ КОМИТЕТЫ, дворянские местные учреждения в 1858 59. Разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые поступали затем в Редакционные комиссии.

Крайние даты документов: 1892 - 1917 гг.

Циркуляры МВД о порядке выборов в Государственную думу и Госсовет. Рапорты исправников о политических настроениях в губернии в период выборов. Журналы заседания присутствия. Обзоры, постановления уездных земств. Документы об окладе и недоимках земских сборов с населения - 1892-1917 г.г.

Историческая справка

1. История фондообразователя. Создание земских органов самоуправления - результат земской реформы 1 января 1864 года. Выполнение на местах "земских польз и нужд" включало в себя: руководство строительством и управлением местных дорог, школ, больниц, благотворительных учреждений, заведывание продовольственным делом, организацию земельного кредита, местной статистики, пропаганду агрономических знаний и др. Аппарат земства состоял из распорядительных органов - губернских и уездных собраний и исполнительных органов - уездных и губернских земских управ. Для выполнения своих хозяйственных задач земства облагали население специальным земским сбором. Городские органы самоуправления были созданы по Городовому положению 12 июня 1870 года. Это были городские думы и городские управы. На них возлагались административно-хозяйственные задачи на территории города: городское благоустройство, заведывание школьным, медицинским, благотворительным делом, городской торговлей и т.п. (ПСЗ Российской империи. Собрание второе. Т.45. 1891. с.824). Надзор за городскими думами и управами осуществляло Губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора. Земские учреждения были подчинены Губернскому по земским делам присутствию согласно Положению о земских учреждениях от июня 1890 года. Объединение этих присутствий произошло 11 июня 1892 года (ПСЗ Российской империи. Собрание третье. Т.Х. 1891. с.496). По Городскому положению, в целях усиления надзора за органами самоуправления было создано Гебернское по земским и городским делам присутствие. Последнее просуществовало до 1917 года. Вологодское губернское по земским и городским делам присутствие было утверждено в 1892 году. По данным фонда, деятельность присутствия охватывала на административную, хозяйственную, правовую стороны жизни земских и городских учреждений. Присутствие разрешало созыв очередных и чрезвычайных земских собраний, выносило решение по спорным вопросам деятельности городских и земских учреждений, рассматривало дела о представлении к наградам и чинам служащих, разбирало дела по жалобам на служащих городских и земских управлений, контролировало раскладку земского сбора и взимание налогов, составление избирательских списков в Государственную думу, в земские и городские учреждения. В годы Первой мировой войны присутствие помогало ополчению, создавая перевязочные отряды для раненых, занималось продовольственным вопросом, в частности перевозкой продовольствия и предметов первой необходимости, покупкой излишек зерна в уездах и др. Через присутствие торговые дома и товарищества сообщались с Петроградским продовольственным комитетом, Центральным комитетом для урегулирования массовых перевозок уездов по железным дорогам.

2. История фонда. Документы фонда поступили на государственное хранение в 1919 году. Проверки наличия и состояния документальных материалов фонда проводились в 1947, 1955,1961,1974,1987,2007 гг. На документы фонда составлены две описи: первая за 1892 - 1916 гг., вторая за 1898,1893, 1904,1908,1910,1913 гг. По состоянию на 12.08.2008 г. в фонде на хранение находится 1958 ед.хр. Документы находятся в удовлетворительном состоянии.

3. Характеристика документов. В фонде имеются копии журналов заседаний присутствия, городских дум, земских собраний; доклады губернской и уездной земских управ; отчеты о деятельности городских управ, дум, уездных земских учреждений, о поступлении и расходовании земских сборов; ведомости и сметы расходов и доходов городов, уездов; списки избирателей, госслужащих, казенных земель, мостов и др., баллотировочные листы; формулярные списки; приказы по личному составу земских и городских учреждений; рапорты, жалобы, прошения и др. В документах фонда за 1914 - 1917 гг. отложились постановления особых уездных комиссий по установлению цен на предметы первой необходимости, сметы расходов земств по формированию и снаряжению ополчения, списки семей военных, призванных на войну, по уездам и др. В документах земских управ отражены сведения о состоянии народного здравоохранения и образования, сельского хозяйства губернии и ветеринарии; о строительстве дорог и мостов Вологодской губернии, железнодорозных станций и подъездных путей, организации библиотек и др.

Разделение полномочий между губернскими и уездными земскими учреждениями

Закон не устанавливал никаких требований по разделению как земских сборов, так и обязанностей между губернским и уездными земствами. В каждой губернии распределение устанавливалось индивидуально. В среднем, губернские земства расходовали 20-30 % от совокупного бюджета земств, остальное распределялось между уездными земствами.

Как правило, уездные земства содержали второстепенные земские дороги, начальные земские школы, богадельни в уездах, участковые врачебные пункты и больницы в уездах, ветеринарную службу в уездах, а также организовывали небольшую часть агрономической помощи.

Губернские земства содержали более значимые дороги, специализированные учебные заведения, губернские больницы, губернскую часть ветеринарной службы, организовывали основную часть мероприятий агрономической помощи, управляли специальными капиталами земств.

4. Взаимодействие земских и правительственных учреждений

4.1. Участие государственной власти в земских учреждениях

Закон предполагал активный контроль государственной власти над деятельностью земских учреждений, прежде всего через губернаторов и специальный междведомственный орган - губернское по земским и городским делам Присутствие.

Полномочия губернатора и министерства внутренних дел

Губернаторы управляли всем процессом выборов в земские учреждения, назначая время открытия всех избирательных собраний и съездов, утверждая списки избирателей и проверяя результаты выборов.

Губернаторы отдавали распоряжение об открытии очередных и внеочередных земских собраний.

Губернатор получал все решения земских собраний и рассматривал их на соответствие законам, если губернатор находил решения неправовыми, «а также не соответствующими общегосударственным пользам и нужда, либо явно нарушающими интересы местного населения» , он выносил их на рассмотрение Присутствия, которое могло отменить эти решения. Сущетсвенным в данной правовой норме было то, что губернаторы имели право инициирования отмены земских постановлений не только по причине незаконности, но также и по причине нецелесообразности, то есть, де-факто произвольно.

Определенные решения земских собраний не вступали в силу до утверждения их губернатором, а именно: о разделении земских путей сообщения на губернские и уездные; об изменении направления земских дорог, обращении местных дорог в проселочные и наоборот; об открытии ярмарок, торгов и базаров; о таксах вознаграждения за убытки от потрав, за лесные порубки, за тушение пожаров; о дорожных сборах; об установлении такс для извозчиков.

Ряд более важных постановлений земских собраний подлежал обязательному утверждению министром внутренних дел, а именно: о разделении имуществ и заведений общественного призрения на губернские и уездные; о переложении натуральных земских повинностей в денежные; о займах земств.

Губернатор утверждал в должностях председателей и членов земских управ (председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел).

Губернатор имел право ревизии земских управ и всех подведомственных им земских учреждений.

Губернатор рассматривал жалобы частных лиц на действия земских учреждений, и мог делать распоряжения земским управам об удовлетворении жалоб.

«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года , введенное вскоре после убийства Александра II, предоставляло губернатором и градоначальником в отдельных, указанных специальными временными постановлениями местностях, устранять от должности, по своему усмотрению и без объяснений, наемных служащих земских и городских самоуправлений. Эта мера, задуманная как постоянная, немедленно была распространена на всю территорию империи и действовала без перерыва (продлеваясь особым распряжением каждый год) вплоть до Февральской революции. Из всех мер контроля государства над земствами именно право губернаторов немотивированно увольнять земских служащих воспринималось земской общественностью наиболее болезненно.

Устройство и полномочия губернского по земским и городским делам присутствия

Присутствие представляло собой межведомственную комиссию, состоящую из губернатора, губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора Окружного суда, председателя губернской Земской управы, непременного члена (название особенной должности), городского головы губернского города, представителя губернского Земского собрания, представителя городской Думы губернского города.
Единственным штатным сотрудником присутствия был непременный член, специальный чиновник министерства внутренних дел, который и отвечал за ведение документации присутствия.

При расхождении мнений присутствия и губернатора дела передавались на решение министра внутренних дел, при согласии мнений губернатора и присутствия отменить решения присутствия мог только Сенат.

Основной задачей присутствия было обсуждение правильности и законности постановлений земских учреждений. Также присутствие рассматривало жалобы на составление списков избирателей и могло, по представлению губернатора, принимать решение об отмене выборов в земские учреждения (при нарушениях законной процедуры). По представлению губернатора, присутствие отменяло постановления земских собраний.

4.2. Участие представителей земств в государственных учреждениях

Представители земств принимали участие в работе многочисленных межведомственных комиссий губернского и уездного уровней, а именно:

    Член от губернского земского собрания входил в Губернское по земским и городским делам присутствие, занимавшееся урегулированием взаимоотношений между государством и земскими и городскими самоуправлениями.

    Председатель губернской земской управы входил в Губернскую землеустроительную комиссию, а председатели уездных управ - в уездные землеустроительные комиссии (учреждены в 1906 году).

    Председатель губернской земской управы входил в Губернский распорядительный комитет (учреждены в 1874 году).

    Член от губернской земской управы входил в Губернское по воинской повинности присутствие, от уездной земской управы - в уездное по воинской повинности присутствие (учреждены в 1874 году).

    Председатель губернской земской управы входил в Губернское по промысловому налогу присутствие (учреждены в 1899 году).

    Член от губернской земской управы входил в Губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие (учреждены в 1886 году).

    Два члена от губернского земского собрания входили в Губернское присутствие по делам страхования рабочих (учреждены в 1912 году).

    Два члена от губернского земского собрания входили в Губернскую оценочную комиссию (учреждены в 1899 году).

    Два члена от губернского земского собрания (избранные из местных лесовладельцев) входили в Губернский лесоохранительный комитет (учреждены в 1888 году).

    Два члена от губернского земского собрания входили в Губернский училищный совет (учреждены в 1874 году).

    Председатели уездных земских управ входили в административные присутствия уездных съездов (учреждены в 1899 году).

4.3. Члены Государственного Совета от губернских земских собраний

В 1906 году, одновременно с учреждением Государственной Думы, был реформирован Государственный Совет, превратившийся из единственного законосовещательного учреждения в одно из двух законодательных учреждений. Половина членов Совета с этого момента назначалась монархом, а половина - выбиралась по сложным правилам. Среди прочих учреждений и сословий, губернские земские собрания получили право выбирать члена Государственного Совета, по одному члену от каждого собрания.

Члены Государственного Совета от земств должны были удовлетворять особому имущественному цензу, в три раза большему, чем ценз для личного участия в губернском избирательном собрании (то есть недвижимое имущество в 45.000 рублей или земельное владение соответствующей стоимости). Лица, прослужившие два срока в должностях предводителей дворянства, председателей земских управ, почетных мировых судей должны были удовлетоврять цензу, в два раза большему, чем ценз для личного участия в губернском избирательном собрании.

5. Земские выборы

Земские выборы были сословными (все избиратели разделялись на сословия крестьян, дворян и на всех прочих совместно), цензовыми (для всех избирателей, кроме крестьян, существовали требования к минимальному размеру имущества - ценз) и куриальными (сословия собирались и голосовали раздельно, по избирательным куриям). Если какое-либо собрание выбирало кого-либо, то кандидатом мог быть только участник этого собрания.
Все земские учреждения избирались на три года .

5.1. Процедура выборов в уездные земские собрания

Процедура выборов была двухступенчатой.

На первом этапе собирались земские избирательные съезды (для мелких собственников, имевщих 1/10 полного ценза), для выборов уполномоченных на земские избирательные собрания. Съездов одновременно созывалось два - в первом, под председательством уездного предводителя дворянства, участвовали только потомственные и личные дворяне. Во втором, под председательством городского головы, - все прочие. Съезды выбирали часть гласных в уездные земские собрания. В тех уездах, где совсем не было дворян-землевладельцев, вместо двух съездов собирался один. Количество уполномоченных, выбираемых каждым из съездов, было равно количеству полных избирательных цензов, которое составляло все цензовое имущество участников съезда.

На втором этапе собирались земские избирательные собрания , состоящие из уполномоченных от земских избирательных съездов и лиц с полным имущественным цензом, имеющих право личного участия в этих собраниях. Собраний одновременно созывалось два - в первом, под председательством уездного предводителя дворянства, участвовали только потомственные и личные дворяне. Во втором, под председательством городского головы, - все прочие. Собрания выбирали часть гласных в уездные земские собрания. В тех уездах, где совсем не было дворян-землевладельцев, вместо двух собраний собиралось одно.

Одновременно собирались избирательные волостные (то есть крестьянские) сходы , которые выбирали другую часть гласных в уездные земские собрания. До 1905 года каждая волость выбирала по одному кандидату в гласные, из этих кандидатов губернатор выбирал установленное законом число гласных в уездное земское собрание, а остальные оставались запасными на случай выбытия действующих гласных. С 1905 года участие губернатора было устранено, и кандидаты в гласные от волостных сходов составляли особый избирательный съезд , выбирая из свое среды установленное законом число гласных.

Общее количество гласных, а также количество гласных от крестьян, от первого избирательного собрания (то есть от собственников-дворян), от второго избирательного собрания (то есть от собственников-недворян) определялось законом. В различных уездах было от 15 до 40 уездных гласных (в среднем, 24-30).

Количество гласных от крестьян и от первого избирательного собрания зависело от наличия в уездах частных землевладельцев. В уездах, полностью лишенных частного землевладения (например, Олонецкая губерния), крестьянам принадлежало 12 мест гласных из 15. В уездах с развитым дворянским землевладением гласным от крестьян принадлежало от четверти до трети мест.

Количество гласных от собственников-дворян колебалось от нулевого (в четырех губерниях, где таких дворян просто не было) до 55-60 % в губерниях с развитым дворянским землевладелием. В тех 30 губерниях, где дворяне имелись, им принадлежало 57 % мест гласных, собственникам-недворянам принадлежало 13 %, крестьянам - 30 % .

Всего в 34 земских губерниях было 10.229 гласных уездных земских собраний, один гласный представлял в среднем около 6400 человек .

5.2. Процедура выборов в губернские земские собрания

Выборы гласных в губернские земские собрания производились уездными земскими собраниями и были прямыми. Каждое уездное собрание из числа своих гласных выбирало гласных в губернское собрание, в количестве, установленным законом для каждого уезда.

Количество гласных, избираемых в губернское собрание от уездов, было приблизительно пропорционально населенности уездов. В губернских собраниях различных губерний было от 15 до 62 гласных. Всего в 34 земских губерниях было 1576 гласных губернских земских собраний.

5.3. Избирательное право

Для личного участия в выборах гласных уездного земского собрания избиратель должен был состоять в русском подданстве и не менее года владеть (на выбор) следующими имуществами:

землею в количестве, установленном законом, различном для разных местностей; это количество колебалось от 150 десятин в развитых регионах (Екатеринославская губерния) до 800 десятин в глухих углах (Яренский уезд), при среднем значении в 200-250 десятин;любым другим недвижимым имуществом, облагаемым земскими сборами, оцененным не менее чем в 15.000 рублей.

Избирательное право имели не только физические лица, но и любого рода предприятия, организации и учреждения, владеющие недвижимым имуществом. Избиратели младше 25 лет и женщины, владеющие цензовым имуществом, могли участвовать в избирательных собраниях через представителя.

Для участия в земских избирательных съездах (выбиравших представителей на выборы гласных в уездное земское собрание) надо было владеть землей или недвижимостью в размере 10 % от требуемого для права личного участия в выборах.

Избирательного права были лишены: подвергшиеся суду за уголовные преступления, отрешенные судом от должности (только на 3 года), состоящие под следствием, банкроты, исключенные из духовного звания, исключенные из сословных обществ за пороки, находящиеся под гласным надзором полиции.

Священно- и церковнослужители христианских исповеданий лично не допускались к выборам, но храмы и монастыри участвовали в выборах как организации - владельцы цензового имущества; кроме того, в состав земских собраний входил невыборный епархиальный депутат.

К выборам не допускались евреи.

До 1906 года крестьяне, участвовашие в волостных собраниях, были лишены права участвовать в избирательных съездах, даже если они, помимо надельной земли в сельских обществах, имели цензовое недвижимое имущество.

6. Финансирование земских учреждений

Земские учреждения финансировались за счет земских сборов, обособленных от государственных налогов и собираемых самими земствами, на основании «Устава о земских повинностях» 1899 года .
Земские повинности могли быть денежными и натуральными ; земства, как правило, предпочитали преобразовывать натуральные повинности в денежные. Кроме того, земские учреждения получали многочисленные целевые дотации из государственного бюджета, прежде всего на содержание земских начальных школ и на различные мероприятия агрономической помощи.

Земские денежные сборы могли быть назначены со следующих предметов:

    с земель (облагались все земли, в том числе казенные и удельные);

    с недвижимых имуществ в городах и местечках;

    с фабричных и заводских помещений;

    с промысловых свидетельств (о свидетельствах см. Государственный промысловый налог, дополнительно от 10 до 15 % к сумме, уплачиваемой за свидетельство государству);

    с патентов на заводы для выделки спиртных напитков и заведения для продажи питей (в 1906 году сбор был отменен, но вместо него выплачивалась компенсация из государственного бюджета).

Земские сборы собирались по утвержденному бюджету земства, называемому сметой. Сборы имели раскладочный характер; общая сумма каждого собираемого сбора утверждалась земским собранием и вносилась в смету, после чего производилась раскладка - фиксированная общая сумма сбора распределялась («раскладывалась») по налогоплательщикам, пропорционально стоимости их имуществ (или промысловых свидетельств и патентов). Для губернских сборов раскладка производилась в два этапа - вначале сбор раскладывался на уезды, а внутри каждого уезда - на налогоплательщиков.

Закон не устанавливал размер земских сборов с земель и недвижимости. В 1900 году было установлено ограничение роста ставок налога - не более чем на 3 % в год (рост сбора налога из-за увеличения количества или стоимости облагаемого имущества не ограничивался), но по согласованию с губернатором это ограничение могло не соблюдаться.

Земские натуральные повинности состояли в обязанности:

    снабжения квартирами чинов уездной полиции и некоторых чинов гражданского ведомства (прежде всего земских начальников и судебных следователей при их разъездах; большая часть обязанностей отменена в 1900 году);

    истребления вредных для полей и лугов насекомых и животных.

Так как часть земских сборов и повинностей собиралась и расходовалась земствами, но предназначалась на общегосударственные нужды, а также из-за того, что часть земских доходов, выпавшая при введении казенной винной монополии была заменена субсидиями от казны, взаиморасчеты земств и государтсва по налогам были достаточно сложны. Для разрешения возникающих вопросов и сверки взаимных обязательств в губерниях существовали Губернские распорядительные комитеты, состоявшие из членов от правительства и от земств.

7. Изменения по отношению к Положению 1864 года

Принятие Положения 1890 года находилось в общем русле консервативной политики Александра III. Произведенные изменения были направлены на уменьшение демократического и всесословного компонента в деятельности земских учреждений.

Наиболее значительными были следующие изменения по отношению к Положению 1864 года:

    Разделение съезда цензовых избирателей на два отделения (дворянское и недворянское), причем дворянское отделение выбирало большинство гласных в 30 губерниях; этим изменением земства были практически поставлены под контроль дворян-землевладельцев (число дворян среди гласных увеличилось от 42 % до 57 %, число крестьян уменьшилось от 38 % до 30 %);

    Уменьшение количества выборных гласных земских собраний (количество гласных в уездных собраниях сократилось на 23 %, в губернских - на 31 %);

    В состав земских собраний были введены многочисленные члены по должности от правительства, прежде всего предводители дворянства, что еще более увеличило влияние дворянства на земские собрания;

    Председателям и членам земских управ были предоставлены права государственной службы;

    Были существенно расширены полномочия министра внутренних дел и губернаторов по контролю за земствами;

    Евреям было запрещено участие в земских выборах.

Отношение разных сторон к реформе земских учреждений было предсказуемым - государственная бюрократия отнеслась к изменениям положительно, а земская общественность - отрицательно. С годами, по мнению большинства наблюдателей, стало заметным, что правительственные цели - сделать земства «дворянскими», заведомо проправительственными учреждениями - не были достигнуты. Реформы повлияли более всего на состав земских собраний, в меньшей степени - на состав земских управ. В то же время, политика земств и атмосфера в земских учреждениях все более и более зависела от т. н. «третьего элемента» - квалифицированных наемных работников (педагогов, учителей, инженеров, агрономов). Чем более увеличивались бюджеты и штаты земств, тем более их деятельность определялась взглядами наемного персонала; собиравшиеся раз в год земские собрания не могли существенно повлиять на работников земств, тем более что других сотрудников с угодной правительству политической ориентацией взять было негде. Земства постепенно склонялись к либеральной политической ориентации, многочисленные петиции и резолюции земств периода 1903-1905 годов сыграли заметную роль в принятии решения об учреждении Государственной Думы.

Список литературы:

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1905 Т. XXIII. Отделение I.. - 334-353 с. № 22757

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1914 Т. XXXI. Отделение I.. - 170-175 с. № 34903

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1915 Т. XXXII. Отделение I.. № 37238, 37239, 37240.

    Данные Переписи 1897 года в обработке на сайте demoscope.ru

    Подсчет выполнен по данным: Статистический ежегодник России. 1913 г.. - Центральный статистический комитет МВД. - СПб.: 1914., I отдел, стр. 33-63.

    Данный раздел (за исключением мест, к которым сделаны отдельные примечания), изложен по Положению 1890 года: Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Свод Законов Российской Империи. - (неофиц. изд.). - 1912 Т. II. - С. 209-228.

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1885 Т. I.. № 350.

    Изложено по закону: Учреждение Государственного Совета. Приложения. // Свод Законов Российской Империи. - (неофиц. изд.). - 1912 Т. I. - С. 28-31.

    Земские учреждения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

    Устав о земских повинностях // Свод Законов Российской Империи. - (неофиц. изд.). - 1902 Т. IV., стр. 129-164

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1905 Т. XX. Отделение I.. - 790-792 с. № 18862

    Данный раздел изложен по статье: Земские учреждения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

Оп. 1 - 1891 - 1917 гг., 1172 ед. хр., хронол., рукопись.
Оп. 2 - 1902 - 1909 гг., 869 ед. хр., хронол., рукопись.
Оп. 3 - 1910 - 1917 гг., 858 ед. хр., хронол., рукопись.
Оп. 4 - 1892 - 1917 гг., 442 ед. хр., хронол., рукопись.
Оп. 5 - 1898 - 1916 гг., 306 ед. хр., хронол., рукопись.
Оп. 6 - 1891 - 1917 гг., 166 ед. хр., хронол., рукопись.
Создано на основании «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от 12 июня 1890 г. Контролировало деятельность земских учреждений губернии. Состояло из губернатора, губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего казенной палатой, прокурора окружного суда, председателя губернской земской управы, секретаря, назначаемого губернатором (3, т. 10, № 6927). На основании «Городового положения» от 11 июня 1892 г., с введением в состав присутствия городского головы губернского города, переименовано в губернское по земским и городским делам присутствие (3, т. 12, № 8708). Осуществляло надзор за деятельностью органов городского и земского самоуправления.
Ликвидировано на основании постановлений Временного правительства «Об изменении действующих положений об общественном управлении городов» и «Об изменении действующего Положения о губернских и уездных земских учреждениях впредь до издания нового о них Положения» от 9 июня 1917 г. (5, 1917, № 157, ст. 869, 870).
Манифест об объявлении войны 1914 г., указы Правительствующего Сената, в том числе о 100-летии Отечественной войны 1812 г. (оп. 3, д. 209) и 300-летии дома Романовых (оп. 3, д. 313), циркуляры Министерства внутренних дел, Главного управления землеустройства и земледелия.
Постановления, определения присутствия, городских дум и земских собраний. Доклады, дела о создании присутствия (оп. 1, дд. 5, 15), назначении его членов, проведении выборов в Государственную думу, земские собрания, городские думы и их управы, а также в их комиссии; дела о созыве обычных и чрезвычайных земских собраний. Жалобы и протесты о неправильно проведенных выборах.
Замечания губернатора на сметы городских управ и земств; журналы, определения, постановления, дела присутствия, городских дум и земских собраний о проведении ревизий земских и городских учреждений, городских банков, установлении сборов с железнодорожных грузов в пользу городов, больничного сбора в г. Туле; разрешения о повышении городских и земских сборов. Дела о предельном обложении недвижимости в городах, о раскладке земских сборов, о сборах с увеселительных и зрелищных предприятий. Ведомости о количестве плательщиков промыслового и квартирного налогов, об определении доходности торговых заведений, росписи доходов и расходов по городам губернии, балансы городских общественных банков. Жалобы на завышенное обложение го-
родской недвижимости, промышленных предприятий и торговых заведений.
Журналы, определения, представления, рапорты о прокладке новых железных и шоссейных дорог, соединении уездных городов с железнодорожными станциями.
Журналы, определения, представления, переписка о благоустройстве городов губернии, устройстве электрического освещения в г. Туле (оп. 1, д. 746), укреплении набережной р. Упы в г. Туле, замощении улиц городов. Сведения, отчеты об открытии ярмарок в губернии, участии в Нижегородской ярмарке.
Циркуляры, журналы, определения, сведения о результатах исследования экономического положения крестьян губернии, предложения по его улучшению, внедрению сельскохозяйственных машин, многопольных севооборотов, развитию технических культур, созданию сельскохозяйственного училища в г. Богородицке (оп. 1, д. 403), разработке мероприятий для обеспечения населения губернии продовольствием в случае неурожая. Сведения о хлебных запасах в магазинах, о строительстве зернохранилищ. Переписка о проведении сельскохозяйственной переписи в 1916 г.
Обзоры, сведения, дела о состоянии народного образования; доклады, сведения, финансовые планы по внедрению всеобщего обучения и объяснительные записки к ним (1906 - 1911 гг.), дела об открытии в г. Белёве 4-классной прогимназии (оп. 1, д. 410), реального училища им. В. А. Жуковского (оп. 1, д. 883). Сведения об учителях губернии.
Журналы, определения, сведения о состоянии здравоохранения в губернии; отчеты санитарных комиссий, сведения и дела о строительстве лечебных учреждений, сведения о борьбе с эпидемиями (в том числе с холерой в 1893 г.); дело о присвоении хирургу В. Ф. Снегиреву звания почетного гражданина г. Алексина (оп. 1, д. 125).
Сведения о деятельности библиотек в губернии, Белёвского земского научно-образовательного и художественного музея им. П. В. Жуковского (оп. 6, д. 148). Дела о представлениях к званию почетного гражданина, об открытии комитетов по призрению детей военнослужащих, призванных на войну с Японией.
Формулярные списки городских голов, служащих городских управ и земств. Списки гласных земских собраний, городских дум и управ.