Христианские семинары для молодежи. Денис Самарин (МСЦ ЕХБ). Тема Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr структуры и сми как элементы гражданского общества

1) Самый простой вариант - подготовить какой-то отрывок из Писания с несколькими интересными, дискуссионными вопросами . Бывает такое, что при чтении Писания родилась интересная мысль, но материала не достаточно для полноценной беседы, тогда можно использовать такую форму. Отрывок и вопросы по отрывку - вот и весь рецепт приготовления молодёжного. Главное вопросы подобрать увлекательные, тогда и такой экспресс-разбор пойдет легко. Хотя, конечно, по большей части, фундамент любого качественного разбора - это хорошие вопросы. Но я не о глубоких богословских вопросах. В принципе можно попросить молодежь выделить какие-то элементы в тексте, или наоборот искать вопросы в предоставленном отрывке.

Например , можно взять 23 главу Матфея и выделить с молодежью характерные черты фарисейства, выписать их на доску, после чего подумать, как они могут проявляться в нашей жизни. У меня получилось следующие черты:

  • фарисеи стремятся занять место учителей (2 стих),
  • фарисеи «говорят, но не делают» (3-4 стихи),
  • самое главное для фарисея - одобрительная реакция людей (5 стих),
  • фарисеи стремятся измерять духовные характеристики численными методами (5б стих),
  • любят похвалу (6-7 стихи),
  • являются препятствием на пути к Богу для других (13 стих),
  • для них важнее форма молитвы, чем ее искренность (14 стих),
  • распространяют свое фарисейство с завидным упорством (15 стих),
  • для них важнее форма, чем содержание Богослужения (16-22 стихи),
  • меняют местами главное и второстепенное (23-24 стихи),
  • важнее внешняя сторона духовной жизни, чем внутренняя (25-28 стихи).

Если еще попросить молодежь подобрать по примеру из Писания для каждой характеристики, думаю, что обычных двух часов молодежного вам не хватит.

2) Другой версией экспресс-разбора может быть такой вариант: разбить молодежь на группы и дать задание по тексту . Например : Ин 2:1-11 В данном тексте описывается произошедшее чудо. Каждая группа молодежи должна выделить в тексте необходимые условия для исполнения этого чуда; найти пример чуда из Ветхого и Нового Завета и проверить соблюдение выделенных условий. У меня получились следующие условия: должен быть зван Иисус, должно иметь веру, должен прийти нужный час, должно быть послушание словам Божиим.

Еще пример : Притч 2:1-5 Путь к Страху Божьему и познанию Бога. Дать задание группам - выделить предлагаемые Соломоном шаги на пути к Страху Божьему, подобрать примеры из жизни.

3) Вообще групповая работа очень эффективна и всегда находит отклик у молодежи. Делите не группы смело, если нет времени на подготовку - будет больше возможностей провести интересное молодежное. Главное не увлечься чрезмерно формой, и подобрать качественное содержание. Еще один вариант проведения экспресс-разбора: подобрать парные тексты, разбить молодежь на две группы . Первой группе дать один из текстов и попросить по нему составить как можно больше вопросов для второй группы. Второй группе дать другой текст и попросить составить как можно больше вопросов по нему для первой. Можно даже устроить подобие конкурса, и начислять балы группе за каждый вопрос, на который не смогла ответить другая группа.

4) Еще один вариант работы в группах - это групповой анализ темы . Только лишь важно не выбрать слишком объемную тему, максимально сузить ее. Иначе очень сложно будет руководить дискуссией при подведении итога. Как известно, тему можно раскрыть «горизонтально» и «вертикально». То есть либо говорить о различных аспектах темы, либо углублять содержание темы.

Например , разбирая тему кротости в повседневной жизни, вы можете дать задание группам: первой группе найти в Писании как кротость должна проявляться дома, в семье. Второй группе - как кротость должна проявляться в церкви в общении со святыми. Третьей группе, как кротость должна проявляться в мире. Это и есть горизонтальное раскрытие темы. Для многих тем можно применить формулу: дом/церковь/мир.

Также пример горизонтального раскрытия темы о молитве: молитва личная, молитва публичная, молитва покаяния, молитва ходатайственная. Назначить каждой группе молодежи по подтеме и дать задание - подобрать места Писания и привести примеры из жизни.

Вертикальное же раскрытие темы подразумевает углубление в предмет изучения. Если мы говорим о какой-то характеристике верующего человека, или о какой-то заповеди то можно тему дифференцировать следующим образом: первая группа объясняет основные понятия, сущность явление на основании Писания. Вторая группа на основании Писания выясняет, как практически оно выражается в жизни. Третья группа исследует вопрос, что Библия говорит о благословениях, которые несёт с собой данное качество или соблюдение заповеди. Четвертая группа исследует вопрос наказания или последствий за несоблюдение заповеди.

Тут нужна некоторая подготовка, но она не потребует много времени, если тема вам понятна и была обдуманна ранее. Или, например, вы по данной теме недавно хорошую книгу прочитали - также можно смело обсудить тему с молодежью. На что потратить время при подготовке молодежного в такой форме? Нужно заготовить подсказки. Молодежи трудно будет сразу правильно сориентироваться в теме, и вы должны быть готовы подсказать им, где «копать».

При групповой работе, сам руководитель не должен быть задействован в непосредственном обсуждении. Задача руководителя, как известно, - руководить. Он должен переходить от группе к группе, внимательно прислушиваться к обсуждению. В случае необходимости помочь организовать обсуждение правильно поставленными вопросами. Если дело совсем плохо - ненавязчиво подсказать. При делении молодежи на группы, постарайтесь это делать так, чтобы группы получались более-менее равномерными по качеству состава. Чтобы в каждой группе были активные и общительные члены молодёжи, чтобы общение в группе не стопорилось. Обязательно нужно правильно организовать атмосферу - расставить стулья таким образом, чтобы в группе все видели и слушали друг друга. Группы не должны быть больше 12-15 человек, потому что в больших группах сложно организовать рассуждение. При групповой работе нужно обязательно в конце собрания всем вместе обсудить выводы, которые были сделаны каждой группой. На это необходимо выделить время, потому что в процессе обсуждения также может развернуться небольшая дискуссия, особенно если выводы по одним и тем же вопросам у разных групп будут отличаться. В любом случае руководитель должен поставить точку в конце обсуждения. Подвести итог - в ясной и недвусмысленной формулировке.

5) Интересным вариантом проведения молодежного без подготовки могут стать дискуссионные формы работы . О них я напишу подробнее, повторяться не буду.

6) Не стоит пренебрегать и игровыми формами работы . Конечно, нельзя ими злоупотреблять, но иногда можно использовать. Игры особенно хороши тем, что их можно заготовить заранее и использовать в любой удобный момент. Собралась молодежь после собрания спонтанно, или у кого-то дома… вместо того чтобы позволить молодежи отпускать шуточки и болтать «ни о чем», лучше побудить молодежь поиграть в какую-нибудь духовную игру. Кто-то из руководителей умудряется и настольные игры использовать, придавая им духовный смысл, или заменяя вопросы из викторин на Библейские.

Надеюсь, вам помогут эти идеи, вдохновят придумать что-то свое, еще интереснее, увлекательнее и полезнее. Конечно, те методы, которые здесь предложены - это лишь какие-то варианты, которые должны быть у руководителя «в рукаве». Ни что не заменит качественно подготовленный и проведенный разбор. В любом случае, ситуация, когда нет времени готовиться - ненормальная, и мы не должны себя оправдывать в этом. Молодежное - это целенаправленное собрание, работа с целевой группой в церкви. На нас лежит ответственность, и мы должны готовить качественную духовную пищу.

В следующем письме попробую рассказать о других нестандартных формах проведения молодежного, но которые требуют достаточно усердной подготовки и времени.

Душа

В сценке участвуют двое братьев и одна сестра. Сестра, символизирующая душу, с закрытыми глазами держит за руку по правую сторону от себя брата, символизирующего дух, а по левую сторону от себя держит брата, символизирующего тело. На груди у каждого висят повязки с надписями, обозначающими каждого – дух, душа, тело.

Душа:

Ох, правду сказал Павел: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? …Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».

(душа опускает голову)

Тело:

Что ж не грусти, душа моя, покуда на земле, во мне ты.
Я, я твой властелин, поверь же и подчинись, душа моя.

Дух:

Мой преподаватель в семинарии Стефан Симандс учил, что мощнейшая стратегическая атака дьявола направлена на нашу самооценку. Чаще всего на ее занижение, а иногда – на ее завышение. Поэтому важнейшая задача христианского лидера – ободрение и укрепление тех, чья самооценка занижена и предупреждение тем, которые уклоняются в гордыню.

Культура окружающего нас общества имеет очень большое влияние на нас. Одна из важных характеристик этой культуры является ориентация на материальные достижения и ценности.

Ричард ЦИММЕРМАН

Земная, душевная, бесовская

Божьи откровения

Откровение Юрия Жеребилова (штат Пенсильвания).

Сейчас время приготовления к приходу Господа, время очищения и освящения, а мы видим веселье, пляски, хлопанье и танцы в доме молитвы; модные одеяния, блестящие золотые уборы и полуобнаженные тела. Это и есть современный дух служения! Только какому богу?!
Я вам скажу, откуда это явление взялось и распространилось по всему миру.

Я хотел бы сегодня говорить к молодёжи, потому что у молодёжи есть такое понятие, как истинная христианская дружба. Когда у человека ещё нет семьи, то онхочет иметь хороших друзей. Когда у него уже есть семья, то круг его общения – это жена или муж, дети – свой круг, свой очаг. И куда бы мы ни поехали и как хорошо бы там ни было, как хорошо бы там ни кормили, всё равно хочется домой.Это обычно с семейными так происходит, а вот с молодыми людьми по-другому. Скажу честно, вот у меня тут родина, я здесь родился, вырос, жил, но меня никогда сюда не тянуло. Только из армии сильно тянуло домой. Но когда я уезжал в поездки, то я рад был ездить хоть целый месяц, про дом даже и не вспоминал, потому что я был молодой человек, свободный.

Хорошим и весьма действенным способом евангелизации является так называемый библейский кружок или, другими словами, собрания для тех, кто интересуется христианской верой.

В нашей церкви мы имеем довольно успешный опыт проведения подобных занятий. Хочу поделится некоторыми наработками. Итак, для начала нужно определится со списком вопросов и задач, которые встают перед тем, кто желает начать подобного рода работу.

1. Где проводить собрания.
2. Как часто проводить собрания.
3. Где, как и кого приглашать.
4. Какие темы избрать.
5. Как провести общение.

Рассмотрим все по-порядку.

Где проводить собрания?

Есть несколько вариантов: Дом Молитвы, дом или квартира одного из верующих, нейтральное место - арендованное помещение, кафе и так далее.

У каждого варианта есть свою достоинства и недостатки. Личный мой опыт подсказывает, что лучше всего собрания библейского кружка проводить в Доме Молитвы. Почему? Во-первых, это удобно, так как в Доме Молитвы чаще всего есть все необходимые условия. Во-вторых, приглашенные человек невольно знакомится с Домом Молитвы, привыкает к нему. В последствии ему будет проще прийти на богослужение.

Частный дом или квартира это неплохой вариант, но имеет ряд весомых недостатков. Начиная с того, что незнакомому человеку намного сложнее прийти в личный дом к кому-то, чем в общественное место, каковым является Дом Молитвы, и заканчивая тем, что проведению собрания могут невольно мешать, проживающие в доме или квартире люди.

Третий вариант хорошо подходит в том случае, если Дом Молитвы расположен в неудобном месте или по каким-то причинам в нем нельзя собираться. Лучше арендовать помещение, чем собираться в частом доме. Но этот вариант самый затратный из всех.

Как часто проводить собрания.

Сразу стоит отметить, что не так важна периодичность, как постоянство. Лучше проводить собрания реже, чем время от времени отменять уже назначенные встречи. Хорошие результаты достигаются при еженедельном режиме. В этом случае достаточно времени для подготовки к следующей встрече. Кроме того, у пришедшего на подобное общение человека за неделю впечатления и воспоминания о встрече еще не успеют потускнеть.

Устанавливать частоту проведения реже, чем два раза в месяц не рекомендуется. Чем реже частота общений, тем сложнее создать на них дружескую, доверительную обстановку, трудно взгреть у посещающих нужду в подобных встречах.

Где, как и кого приглашать.

Рассмотрим два разных вида приглашений на подобные встречи.

1. Личное приглашение.

Можно попросить каждого члена церкви составить список тех неверующих людей, которых он знает лично. После этого необходимо, что тот, кто составил список пригласил каждого их этого списка на общение. Если приглашаемый будет отказываться, то целесообразно спросить у него, не знает ли он кого-то, кого подобное приглашение могло было бы заинтересовать.

Опыт нашей церкви показал, что метод личных приглашений наиболее эффективен.

2. Приглашение через пригласительные, объявления и так далее.

Во втором случае, люди приглашаются на встречи при помощи: пригласительных и объявлений

По статистике, по пригласительным и объявлений приходит около 1-2% от общего числа приглашенных.

Какие темы избрать.

Темы могут быть самыми разнообразными. Например:

Нужен ли человеку Богу?
- Может ли человек иметь общение с Богом?
- Почему мы доверяем Библии?
- Что такое грех и каковы его последствия?
- Как победить грех?
- Что такое Церковь?
- Существует ли истинная свобода?

Некоторые материалы для подготовки проведения данных тем, я буду выкладывать на этом сайте в рубрике "беседы на христианские темы".

Как провести общение.

Мы сразу решили, что подобные вечера должны проходить в дружеской, простой, неформальной обстановке. Это не богослужение, в обычном смысле этого слова, это именно общение. Мы ставим столы, покупаем печенья и конфеты и наливаем чай. Обычно общение начинается чуть позже шести вечера, иногда даже в половину седьмого. Но это не страшно. Время, пока мы ждем всех опоздавших, используется для общения между пришедшими. Обычно к нам приходят от 5 до 15 человек. Лучше если членов церкви будет немного. Самое приемлемое - два или три брата и сестра, которая бы обслуживала стол и аккомпанировала на пианино. Если на общение придет больше членов церкви, то люди могут почувствовать себя неловко.

Начинается общение с молитвы. Если я вижу, что есть те, кто пришел первый раз, то я подробно объясняю как и зачем мы молимся. Примерно такими словами:

Дорогие друзья. У нас христианское общение. А так как мы христиане, то мы всегда просим нашего Бога, чтобы Он благословил нас. Для этого мы помолимся. Молимся мы обычно на коленях или стоя. Сейчас мы встанем и я произнесу молитву. Если вы согласны со словами молитвы, то в конце вы можете сказать слово "аминь", что означает "истинно так".

После молитвы я рассказываю о том, как пройдет общение. Очень важно напомнить пришедшим, что у нас именно общение, поэтому каждый может задать любой вопрос, высказать свое мнение, а если он с чем-то не согласен, то пусть не стесняется об это сказать.

После такого объявления, мы предлагаем людям познакомиться. Обычно знакомство короткое. Предлагается сказать свое имя и свое отношение к Богу. Получается примерно так:

Меня зовут Алексей, я православный, но в храм не хожу.
- Меня зовут Оля, я не знаю, какое у меня отношение к Богу.
- Меня зовут Михаил Иванович, думаю, что космосе есть какая-то сила, но не уверен.

Иногда знакомство можно дополнить вопросами. Например:

Что вы ждете от этих общений.
- Расскажите о том случае, когда Бог вас сохранил.
- Вы когда-нибудь молись?

После знакомства, мы предлагаем тему для рассуждения.

Очень полезно сформулировать тему в виде вопроса и этот вопрос задать в самом начале. Я обычно спрашиваю каждого пришедшего по очереди. На этой стадии не стоит обсуждать ответы, нужно дать человеку высказать свое мнение. После того, как все выскажутся, нужно предложить свои рассуждения. Но важно помнить, что общение не должно превратится в проповедь или монолог. Следует помнить, что кто-то может высказать мнение, резко отличающее от христианского. В любом случае, нужно отнестись к человеку с уважением и терпением.

Если у кого-то из приходящих на общения на днях был день рождения, то это прекрасный способ провести вечер: сделать имениннику небольшой подарок, купить торт. Затраты небольшие, а для неверующих это лишнее доказательство того, что церковь это, действительно, одна семья.

В середине и конце общения можно спеть. Обязательно нужно выделить время (не менее одной трети от общего времени) для вопросов. Это важнейшая часть общения. Иногда даже мы весь вечер посвящаем вопросам и ответам, а тему откладываем на следующий раз.

Полезно, если руководитель общения даст всем номер своего телефона, а номера пришедших запишет себе. Я обычно рассылаю всем смс-сообщения с напоминанием о следующем собрании.


04.05.2019 Урок 6. 4–10 мая. Кто в ответе?
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

27.04.2019
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

20.04.2019 Урок 4. 20–26 апреля. Невозможно молчать
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

13.04.2019 Урок 3. 13–19 апреля. Самый верный Друг
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

06.04.2019 Урок 2. 6–12 апреля. Неожиданный Слуга
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

30.03.2019 Урок 1. 30 марта — 5 апреля. Приготовление
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

23.03.2019 Урок 13. 23–29 марта. Сны исполняются

16.03.2019 Урок 12. 16–22 марта. Необычные друзья в необычной ситуации
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть первая, на I квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть I (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

09.03.2019 Урок 11. 9–15 марта. Это — уж слишком!
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть первая, на I квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть I (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

Методика проведения урока для подростков

Построение новой темы урока для подростков

Как обучать подростков?

При работе с подростками мы должны помнить, что это возраст «Исключения из правил»

Требования к проведению урока для подростков :

  1. Начните урок вовремя
  2. Узнайте, что волнует их
  3. Молитесь про руководство ДС
  4. У учеников должны быть ручка и конспект
  5. При подготовке помните, что для подростков очень важна заинтересованность в том, что вы учите.

Построение новой темы

  1. Сосредоточьте внимание (заинтересуйте)
  2. Ищите, и найдите ответ на проблему
  3. Научите применению
  1. Сосредоточение внимания (5 мин.)

Детей можно заинтересовать таким образом :

  1. Объявите подросткам тему урока
  2. Задайте вопрос по теме урока

Пример : Знаете ли вы, что значит праздник Крещение?

  1. Пробудите интерес к беседе, затрагивая более глубокую духовную проблему или жизненную ситуацию
  2. Поставить перед ними проблему, рассказав эпизод из жизни, статьи, фильма.
  3. Раскрываем суть проблемы и начинаем искать ответ в Библии вместе с ними.
  1. Ищите и найдите ответ

У учителя должен быть план беседы, а не проповедь

    1. Ищите вместе с ними ответ из Библии на существующую проблему
    2. Прежде, чем искать ответ в Библии надо их убедить, что эта книга от Бога.
    3. Общение должно быть чисто семейным, за «Круглым столом» (Можно за чашкой с чаем).
    4. Выбрать стих соответственно духовному уровню детей, чтобы он отвечал их мышлению
    5. Сначала выслушайте их мысли, и только потом сделайте вывод.
    6. Потом читайте Библейский стих или стихи отвечающие на вопрос (они должны быть взаимосвязаны между собой)
    7. Мы должны постепенно подниматься по ступеньках (для этого мы должны сами хорошо знать Слово Божье)
    8. Постарайтесь заинтересовать всех, а не только самых активных. Брать участие должны даже те, чья мысль не всегда правильная.
    9. Используйте индивидуальный подход к каждому ребенку.

(В преподавании используйте различные методы. Не следует говорить то, что подросток и сам знает.)

Основные принципы при работе с подростками

  • Подростки учатся лучше, если сознают, что им это необходимо
  • Подростки учатся лучше, если они сами ставят себе задания, и сами решают их.
  • Подростки имеют потребность в большей самостоятельности
  • Подросткам необходимо постоянно открывать что-то новое, искать смысл жизни
  • Подросткам необходимо знать, что учитель учится вместе с ними. Это делает занятия более интенсивными для них, и сопутствует духовному развитию.

Хорошо запомнить следующую фразу, и сказать ее на первом уроке:

« Я могу ошибаться, и вы будете видеть мои ошибки, но я прошу Господа, чтобы Он учил меня и помог исправлять мне ошибки …»

Мы должны помнить, что наше внимание должно быть сконцентрировано не на том, кто лучше справится с заданием, а на предмете. Меняйте методы как можно чаще. Используйте опыт других, проявите творчество и постоянно совершенствуйтесь в преподавании.

Пусть Господь вас благословит!