Принципы психологического консультирования. Этические аспекты психологического консультирования. Теория и практика Вопросы для самоконтроля

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что специалист лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Однако, далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в практике психологического консультирования.

Можно выделить следующие принципы психологического консультирования:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

Этот принцип подразумевает, что консультант во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт консультанта, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации консультант ставит себя в позицию “гуру”, что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность.

Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом. Таким исключением можно считать ситуацию, когда консультант узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) “перенос”, то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) “контрперенос”, то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ З. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие отношения и даже такие “специальные” отношения, складывающиеся в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто оказывается “обезоружен” контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Во многом сохранение авторитета консультанта для клиента связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения консультантом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит “нагнетать атмосферу”, настаивать, пытаться выяснить все “до конца”. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.

Этические аспекты психологического консультирования.

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта - психолога.

Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни.

Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

Об основных целях консультирования;

О своей квалификации;

Об оплате за консультирование;

О приблизительной продолжительности консультирования;

О целесообразности консультирования;

О риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

О границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких - либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио - и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования.

Основной источник этических дилемм в консультировании - вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Можно выделить два уровня конфиденциальности.

Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3. Необходимость госпитализации клиента.

4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого - то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы.

Другой важный этический принцип - это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов, недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна. Сексуальные отношения консультантов с клиентами не приемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя - раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

Принципы психологического консультирования.

Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;
  2. Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом);
  3. Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;
  4. Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;
  5. Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;
  6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.

Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немову):

  1. Клиент, который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить.
  2. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.
  3. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом.
  4. Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации.
  5. Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.

Проблема разграничения личных и профессиональных отношений.

Известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний.

Данный принцип включает в себя два аспекта: во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким, во-вторых, не следует вступать с клиентами в дружеские или сексуальные отношения.

Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту и способы его достижения.

Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязан­ной) активности консультанта, так и примитивному, но вели­кодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность – один из самых труднореализуемых принципов. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.

Черты личности, присущие эффективному психологу-консультанту.

  • проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
  • чувствительность к установкам и поведению других людей;
  • эмоциональная стабильность и объективность;
  • способность вызывать доверие других людей;
  • уважение прав других людей.
  • доверие к людям;
  • уважение ценностей другой личности;
  • проницательность;
  • отсутствие предубеждений;
  • самопонимание;
  • сознание профессионального долга.

1. Личная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта . Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние . Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними.

Сверхзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки - слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки и ты умеешь классно кататься. Консультант же сравнивается, например, со сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло. Или с ювелиром, дворником, который хочет навести порядок в душе клиента.

Преодоление этих двух тенденций О.Р. Бондаренко связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

Этические аспекты психологического консультирования.

Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу)

1. Консультант ответственен в своей работе:
перед своим клиентом;
перед членами семьи клиента;
перед организацией, в которой он работает;
перед общественностью (вообще);
перед своей профессией.

2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
об основных целях консультирования;
о своей квалификации;
о приблизительной продолжительности консультирования;
о целесообразности консультирования в данной ситуации;
о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;
о границах конфиденциальности.

Конфиденциальность:
Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.
Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.
Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.
Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:
- преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,
- необходимость госпитализации клиента,
- участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,
- повышенный риск для жизни клиента или других людей

Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает, это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Причины, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

· жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

· ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

· наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

· индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

· никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

· клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.


По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

В области терапевтической психологии или, в частности, в теории психологической помощи в новом свете предстаёт проблема психологического познания человека: понимание его как личности и индивидуальности и объяснения внутренних причин его индивидуального поведения. Термин «терапевтическая психология» предложен А. Бремтером и Э. Шостромом (1968).

Отметим, что в традиционной психологической науке акцент в познании человека ставится на поиск общих законов развития психики, представленного, например, в дифференциальной психологии или психологии личности. В терапевтической психологии акцент в познании личности делается на индивидуальные закономерности развития конкретной. Принципиальное отличие предметов психологического познания в первом и во втором случаях заключается в смещении акцента с естественно-научной традиции в психологии на гуманитарную. Это внутри научная дилемма для психологии не нова, и существуют различные философские пути её рассмотрения.

Одна из крайних точек зрения, принадлежащая Д. Ньюброу (1997) заключается в том, что «существует две психологии», два параллельных психологических знания о человеке: естественно-научное и гуманитарное.

Другие авторы размышляют об изменении соотношения между экспериментальной (от experiment) и эксперинисильной (от experience) психологией (Криппер, де Карвадо, 1993); между номинатизмом и эссенцианизмом (Поппер, 1992).

В отечественной психологии дискуссия на эту тему развернулась с конца 1980-х годов. Так, А.А.Радзиховский (1989), «возвращаясь» к В.Дильтею, В.Виндельбанду, А.Бергсону в обсуждении вопроса строгости не строгости психологических теорий, говорит о понимающей и объяснительной, номотетической и идеографической психологии. О не строгости психологической теории пишет Г.В.Суходельский (1998), хотя для его методологической позиции свойственен оптимизм, и он считает, что перспектива развитии психологии связана именно с её движением к строгости. А.М.Эдкинд (1987) видит отличие «академической» и «практической» психологии в различных их задачах «исследования» в противоположность «изменению». А.А.Пузырей (1988) пишет о следующей диаде: об естественно-научном мышлении в психологии с его ориентацией на «практическую теорию» и о психотехническом типе научного психологического мышления, который ориентирован на «теоретическую практику».В.А Богданов разделяет причинный и целевой подходы, идущие от Галилея и Аристотеля, и видит их отражение в психологии в наличии двух различных языков: «языка черт» и «языка факторов ситуации» или структурной в противоположность дискриптивной психологии.



Более взвешенная позиция заключается, на наш взгляд, в том, что простое противопоставление гуманитарного и естественно-научного знания, понимания и объяснения уже не представляется плодотворным, поэтому не эффективным и частные проявления этого противопоставления, выражающиеся в спорах о научности и не научности тех или иных психологических подходов, школ, методов.

Если обратиться к современной эпестимологии, то мы увидим, что многие философы признают тот факт, что наука как сфера методического, упорядоченного знания принципиально неполна: за пределы её компетенции выходит в частности, её собственное основание; об этом писали П. Фейерабент (1986),В.П. Зинченко (1991), К. Поппер(1992), Х-Г. Гадамер (1998) и другие. К. Поппер «Науки есть здание, воздвигнутое на сваях, не достигающих дна болота»

На наш взгляд, существуют различные виды человеческого опыта и поэтому существуют различные виды знания о человеке: философское, религиозное, медицинское, психологическое, психоаналитическое. В них по-разному представлены интуитивное и логическое; эмпирическое и теоретическое; знание de dicto, de re и de si.

Что касается терапевтического психологического знания, то для него характерными, по нашему мнению, оказываются следующие особенности:

аксиологический компонент - ценностное отношение субъекта к объекту, которое нельзя свести ни к гносеологическому, ни к пракселогическому аспекту. Как известно со времен Д.Юма (1965), ценности не могут быть отождествлены со знаниями, поскольку «суждения о должном» не выводимы из «суждения о сущем».

М.С. Каган определяет ценность как «отношение данного предмета к интересам, идеалам и потребностям субъекта (Каган, 1988, с.65). Содержание ценностей реализуется в терапевтическом знании чаще всего в профессиональной этике психолога, но на самом деле этому содержанию подчинены и гносеологические, и пракселогические аспекты его профессиональной деятельности. Здесь видится некий парадокс, отмеченный Л. Витгенштейном и заключающейся в том, что «в мире нет ценности», в том смысле, что мир фактичен. Ценности же, этическое, не принадлежит к событиям, фактам, феноменам мира…подобно тому, как этика является необходимым условием мира, так ценности являясь нечто подобным по сути своей невыразимы.

Понимание рассматривается не как «прелюдия к объяснению» (что характерно для научного позитивизма), а как равноправная, более того, в некоторых психотерапевтических школах и доминирующая (например, клиент - центрированная психотерапия) и даже единственная (например, психосинтез с его запретом на интерпретацию) составляющая процессы познания человека.

Понимание – это процесс, который даёт знак нашей психической реальности, стоящей за выраженными (и не выраженными чувствами).

Понимание другого – это в чувствование в чужой опыт.

Понимание себя выступает как основа понимания проявления другой жизни, чужого духа.

Понимание это опыт de se (индивидуальное знание психолога о самом себе) + опыт de re (знание конкретных единичных фактов) + de diеto (обобщенное знание о неком явлении).

В терапевтических отношениях познание человека может носить различный процессуальный характер, но познание – это всегда диалог, где каждый человек (как клиент, так и консультант) становится и объектом, и субъектом познания.

В результате процесса терапевтического познания образуется новая реальность, характеризующаяся измененными ценностями и новым уровнем задач, стоящими перед обоими участниками процесса.

Терапевтическая психологическое знание оперирует не только и не столько понятием «истина» (как это характерно для эмпирической психологии), сколько понятием «правда», что является в целом справедливым для всех терапевтических подходов, какими различающимися по всем остальным параметрам они не были.

Идея правды философии по-разному развивалась в работах И. Канта (1964, т.4); В.С. Соловьева (1996); в современной отечественной психологии эту проблему разрабатывает В.В. Знаков, который вводит философскую категорию правды, определяя её как «сочетание истинностной и ценностно-нормативной оценки знаний» (Знаков, 1993, с.15).

В основе терапевтического психологического знания в отличие от психотерапевтического медицинского знания лежит не понятие психического здоровья, а понятие терапевтической модели изменений личности, которая (модель) свободна от идеи «нормальности-ненормальности»: она заменена различными вариациями концепции индивидуального развития личности.

Совершенно особое значение в терапевтическом психологическом знании приобретают язык и его символические функции в процессии познания личности. Реч ь идет не о том, что «слово лечит», как это часто говориться в психотерапии, а о том, что при взвешенном содействии психоаналитика (психотерапевта, консультанта, ориентированных на слушание клиента, а не на другие виды помощи) услышанное собственное слово ведет к возможности открытия нового, хотя уже имевшегося знания о себе.

Неизмеримо возрастает философская значимость единичного, индивидуально неповторимого в противовес рационализму и панлогизму с их подчеркнутым интересом к универсальному. Эта традиция идет от работ Шопенгауэра, Кьеркегора, Витгенштейна в философии и от работ Фрейда, Адлера, Олпорта, Мюррея, Ананьева в психологии.

В целом можно согласиться с точкой зрения, что в настоящее время происходит изменение не столько и не только структуры психологии, сколько системы психологии в изменяющейся системе видения мира (Пригожин, Стенгерс,1986). В.Е.Коган считает, что в процессе актуальных изменений отечественной психологической науки «изменяется не только семиотика психологии, но и семиотика, внутренней и внешней границы её семеотического пространства, сегодня включающего в себя и психотерапию, на монопольное владение которой претендовала, да и продолжает претендовать медицина» (Коган 1947).

Что больше всего влияет на консультанта?

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейшие жизненные критерии. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, который ставится в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультант должен "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более-менее ясно - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного расстройства, а не как предмет моральности, то относительно второго вопроса есть две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно-нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

Консультант обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, который не имеет собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию в моральных и ценностных аспектах. Смысл данной установки консультанта основывается на том, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих.

С. Patterson (1958) цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать влияния на ценности клиента:

o жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

o ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

o наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

o индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение определенного отрезка времени;

o никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него осмысленной;

o клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Э. Williamson (1958) цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, морального и правового аспектов поведения. Это позиция консультанта-воспитателя, что знает, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает морализирование. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом позиции и используемые методы отражаются на его философии жизни, даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "включаем" в консультирование свой взгляд на систему сущностных вопросов жизни.

По мнению С Соггу (1986), консультант или психолог, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту важно знать, какое влияние его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится лишь о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности.

В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Итак, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Профессия психолога-консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? отчасти она придает чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Влияние не всегда заметен со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. А. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

o угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

o отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

o угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни.

Консультанты порой забывают, что их преимущество в познании клиентов несколько относительная, поскольку они воспринимают клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях.

Чаще всего консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и самым главным следствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от его больших усилий, что нужны в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь сквозь "темные очки" (Кочунас Р., 1999).

Увлеченность профессиональной деятельностью отчасти заставляет страдать семью консультанта. Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психологических" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно знают, чем занимается консультант. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать Других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия относится к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим слишком условные критерии успеха.

Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

"Синдром сгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение вследствие длительного эмоционального напряжения. Этот синдром, по мнению Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавторами (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошения, недостатке энергии и энтузиазма, способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, емпатичні, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку), склонны отождествлять себя с другими чертами, более характерными для этого синдрома (Edelwick, Brodsky, 1980).

Какие причины зачастую способствуют "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

o монотонность работы, особенно если ЕЕ смысл кажется сомнительным;

o вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

o работа с "немотивированными" клиентами, которые постоянно противятся усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты работы;

o напряженность и конфликты в профессиональной жизни,

o недостаточная поддержка со стороны коллег и их критицизм;

o недостаточность условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а ограничиваются экспериментирование и инновации;

o работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

o нерешенные личностные конфликты.

Одним из существенных факторов, преграждают увеличение "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "Мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и это хотят ничего менять в жизни"; "Во всем виновата организация труда, а от меня это все не зависит"; "У меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что с остальными способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающие обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов предотвращения развития "синдрома сгорания":

o культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Zrazs (1965) указывает, что специалист принимает ежедневно до ось-ми-десяти клиентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы совместить работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

o внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

o поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

o удовлетворение социальной жизнью; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

o стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

o способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

o открытость новому опыту;

o обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, большую от той, которую он сам имеет);

o чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия;

o участие в семинарах, конференциях, во время которых возникает возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

o периодическая совместная работа с коллегами;

o участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить личные проблемы, связанные с консультативной работой.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен оценивать свою жизнь - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие права имеет психолог-консультант?

2. Что означает для психоконсультанта выражение "глубокое осознание специфики профессии"?

3. Аргументируйте мнение о том, что увлеченность профессиональной деятельностью отчасти заставляет страдать семью консультанта.