Энергетический паспорт предприятий если закончился что делать. Сроки обязательного энергетического обследования. Кто обязан иметь энергетический паспорт

«ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Статья 15. Энергетическое обследование

  1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  2. Основными целями энергетического обследования являются:
    • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
    • определение показателей энергетической эффективности;
    • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
  3. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").
  5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
  6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
  7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
    • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
    • о показателях энергетической эффективности;
    • о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
    • о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
    • о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  8. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).
  9. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование

  1. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
    • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
    • организации с участием государства или муниципального образования;
    • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
    • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
    • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
  2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года , последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет .
  3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
    • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
    • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

В соответствии с законодательством РФ, многие хозяйствующие субъекты должны составлять энергетические паспорта. Что они представляют собой? В чем заключается специфика разработки данных документов?

В чем заключается предназначение энергетического паспорта?

Энергетический паспорт предприятия — документ, который составляется компетентными специалистами по итогам энергоаудита того или иного объекта, используемого в бизнесе. В соответствии с требованиями федерального законодательства он должен включать сведения:

Об уровне оснащенности объекта приборами, посредством которых ведется учет потребляемых ;

О количестве используемых энергоресурсов, а также о динамике их потребления;

О показателях, характеризующих энергоэффективность объекта;

О размерах потерь энергоресурсов — если организация занимается их передачей;

О потенциале для реализации мер энергосбережения;

О типовых мероприятиях, направленных на оптимизацию энергосбережения.

Рассматриваемый документ обычно составляется для объектов, формирующих промышленную инфраструктуру, административных, а также жилых зданий. В энергетическом паспорте отражается баланс энергоресурсов, которые потребляет организация, а также фиксируются сведения о производительности данной инфраструктуры. Кроме того, энергетический паспорт предприятия может содержать сведения о плане мероприятий, направленных на оптимизацию энергоэффективности соответствующего хозяйствующего субъекта.

Для кого обязательно составление энергетического паспорта?

Законодательством России определены перечни лиц, для которых составление рассматриваемого документа обязательно по той причине, что они должны проходить энергоаудит. В то время как энергетический паспорт предприятия, как мы отметили выше, является источником, составляемым по итогам проведения соответствующего аудита.

Составление данного документа обязательно:

Для органов власти;

Для юридических лиц, которые учреждены при участии органа власти;

Для организаций, которые осуществляют виды деятельности, относящиеся к регулируемым;

Для юридических лиц, которые осуществляют производство или же перевозку воды, газа, электричества, теплоэнергии, добывают газ, нефть, уголь, выпускают нефтепродукты и осуществляют переработку соответствующих полезных ископаемых;

Для фирм, расходы которых на потребление энергии превышают установленные законодательством значения;

Для организаций, которые реализуют мероприятия, направленные на оптимизацию энергоэффективности и финансируемые за счет средств бюджета.

Периодичность оформления энергопаспортов

Указанные категории лиц должны проводить энергоаудит не реже чем 1 раз в 5 лет. По итогам каждого мероприятия составляется энергетический паспорт предприятия. Таким образом, срок действия рассматриваемого документа — 5 лет. При этом оформляется он для юридического лица в целом, а не для отдельных объектов.

Санкции за отсутствие энергетического паспорта

В случае если энергоаудит не будет проведен организацией, которая обязана осуществлять данную процедуру по закону, и, соответственно, энергетический паспорт не будет получен фирмой, то она может быть оштрафована. Величина санкций при этом определяется статусом лица, совершившего правонарушение в виде неосуществления соответствующего аудита.

Можно отметить, что необходимость составления рассматриваемого документа может быть установлена не только законодательством РФ, но и правовыми актами других государств. К примеру, подобный документ предусмотрен украинским законодательством.

Порядок разработки энергетического паспорта

Итак, теперь мы знаем, зачем предприятию энергетический паспорт. Изучим то, в каком порядке осуществляется разработка рассматриваемого документа.

Прежде всего руководству фирмы необходимо выяснить, нужен ли энергетический паспорт предприятия бизнесу исходя из требований, установленных законодательством.

Следующий шаг — поиск энергоаудитора и заключение договора с ним. В России найти фирму, занимающуюся подобными услугами, довольно просто — можно задействовать один из распространенных тематических каталогов. Похожие ресурсы доступны и для украинских предприятий — таких как, например, рада.ком.юа. Энергетический паспорт предприятия — документ, который составляется, как мы уже знаем, по итогам энергоаудита. Таким образом, следующий шаг в рамках разработки данного источника — непосредственная работа с объектом энергоаудита. Она также осуществляется в несколько этапов.

Прежде всего, компетентные специалисты партнерской организации осуществляют сбор сведений об объекте энергоаудита. Затем осуществляется обработка и анализ полученных данных. После осуществляется осмотр, а также объекта энергоаудита. По завершении данной процедуры составляются отчетные документы, а также разрабатывается энергетический паспорт фирмы. Рассмотрим нюансы создания соответствующего документа подробнее.

Разработка энергетического паспорта: нюансы

Главный российский источник права, в соответствии с которым осуществляется составление энергетического паспорта предприятия — Приказ Минэнерго России № 400, принятый 30.06.2014 года. В данном нормативном акте сказано, что рассматриваемый документ составляется с использованием тех сведений, которые отражены в отчете, что формируется, как и в случае с паспортом, по итогам энергоаудита того или иного объекта. При этом дата составления данного отчета должна совпадать с датой проведения аудита, а также формирования рассматриваемого документа.

Какие конкретно сведения должен включать энергетический паспорт предприятия? Закон определяет их конкретный перечень. Изучим данный нюанс подробнее.

Что должно содержаться в энергетическом паспорте?

В структуре рассматриваемого документа должны присутствовать:

Титульный лист, который желательно составлять с использованием формы, приведенной в Приложении № 1 к Требованиям по составлению энергетического паспорта, что утверждены Приказом Минэнерго № 400;

Общие сведения об объекте энергоаудита с использованием формы по Приложению № 2 к Требованиям;

Сведения об уровне оснащенности предприятия приборами учета — по форме, что приведена в Приложении № 3;

Сведения о количестве используемых энергоресурсов — с использованием бланков, приведенных в Приложениях № 4-13;

Данные о показателях, характеризующих энергоэффективность объектов — по форме, утвержденной в Приложении № 14;

Сведения о размере потерь энергоресурсов, переданных предприятием, а также рекомендации, направленные на их сокращение — по формам, приведенным в Приложениях № 15-20;

Сведения о потенциале реализации мер, направленных на энергосбережение, а также об оценке перспектив экономии энергоресурсов — по форме, приведенной в Приложении № 21;

Данные о мероприятиях, направленных на оптимизацию энергоэффективности — по Приложению № 22;

Сведения о кадровом обеспечении тех или иных мероприятий, которые направлены на оптимизацию энергоэффективности предприятия — по формам, приведенным в Приложениях № 23-24;

Данные о количестве энергоресурсов для предприятий, которые добывают, хранят или перерабатывают газ — по формам, приведенным в Приложениях № 25-29;

Данные о количестве используемых энергоресурсов — предоставляемые газотранспортными предприятиями, по приложениям № 30-34.

Как может выглядеть энергетический паспорт предприятия? Образец документа — на картинке ниже.

Важно, чтобы документ соответствовал нормам, которые введены Приказом Минэнерго № 400. Данный источник права предусматривает ряд нюансов, характеризующих непосредственно заполнение энергетического паспорта. Рассмотрим их.

Заполнение энергетического паспорта: нюансы

Первое, на что следует обратить внимание предприятию, составляющему энергетический паспорт, — это тот факт, что при наличии в фирме обособленных подразделений в других муниципалитетах рассматриваемый документ должен быть дополнен сведениями с использованием Приложений № 1-34 по каждому подразделению. Это, конечно, добавляет работы ответственным менеджерам фирмы, особенно с учетом того, что срок действия энергетического паспорта предприятия ограничен — его нужно менять каждые 5 лет, в то время как при открытии филиалов в собственности фирмы может появиться большое количество новых объектов.

Следующий нюанс: если какие-либо сведения фирма по энергоаудиту указать не может по причине их отсутствия или невозможности измерить те или иные показатели, то поле, предусмотренное для отражения соответствующих значений, не заполняется, если иное прямо не предусмотрено Требованиями, утвержденными Приказом № 400.

В случае если сведения для отражения в Приложениях к Требованию отсутствуют в принципе, то они могут не прилагаться к энергетическому паспорту предприятия.

Отправка копии паспорта в Минэнерго

Итак, мы изучили то, что представляет собой энергетический паспорт предприятия, зачем он нужен. Рассмотрим еще один нюанс правоотношений, характеризующих применение данного документа — отправку его копии в Минэнерго. Данные коммуникации также регулируются Приказом № 400. Данный источник права предписывает отправлять в Минэнерго копии энергетических паспортов саморегулируемым организациям — СРО, осуществляющим деятельность в сфере энергетического обследования.

Копия паспорта для Минэнерго: нюансы

Рассматриваемая процедура должна осуществляться не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Копия паспорта должна быть бумажной и электронной — в форматах PDF и XML, которая прилагается к основному документу на диске или по интернету. Кроме того, каждая копия энергетического паспорта должна быть направлена в Минэнерго вместе с сопроводительным письмом, в котором указываются сведения о саморегулируемой организации — также в бумажном и электронном (в формате PDF) вариантах. Бумажные версии документов, направлямые в ведомство, должны быть заверены подписью руководителя фирмы, а также В случае если документы электронные, их нужно заверять электронной подписью.

Минэнерго, получив от СРО энергетический паспорт предприятия, что представлен бумажной или электронной копией, в течение 30 дней должно осуществить обработку соответствующего документа. Ведомство изучает полученные источники на предмет соответствия их структуры и содержания положениям Приказа № 400, а также требованиям законодательства РФ, регулирующего порядок реализации теми или иными лицами мер, которые направлены на оптимизацию энергоэффективности.

Регистрация копии паспорта в Минэнерго

Если копии энергетического паспорта будут направлены саморегулируемой организацией в Минэнерго с нарушениями, либо в случае, если соответствующие документы не будут соответствовать требованиям законодательства РФ, то ведомство пришлет СРО мотивированный отказ в регистрации данных источников.

Если с документами все в порядке, то Минэнерго направит в адрес СРО извещение о регистрации соответствующих копий. При этом данный источник направляется СРО как в бумажном, так и в электронном вариантах. Документы, которые имеются в распоряжении Минэнерго в электронном виде, размещаются на личном аккаунте СРО в специализированной государственной информационной системе.

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе ГИС ЖКХ. Среди прочих данных, управляющая организация размещает, в том числе, сведения об энергоэффективности и данные из энергетического паспорта МКД. Но как быть, если энергетический паспорт на МКД никогда не оформлялся и собственники отказываются финансировать его составление из средств, собранных на содержание и ремонт? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 261-ФЗ), энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования , объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

Согласно п.18 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных, Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Как указано в «ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» от 19.04.2011 г., энергетический паспорт - это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, их ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.

Следовательно, энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия теплотехнических показателей и показателей энергетической эффективности здания нормативным требованиям.

Как указано в Письме Минстроя РФ, РФ от 29.11.2016 №40222-АЧ/04: «В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. Аналогичное положение установлено пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18. Исходя из системного толкования содержания вышеуказанных положений законодательства следует, что обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только после вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ и в тех случаях, когда по своему характеру работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Таким образом, в ситуации, описанной в части 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома также является обязательным. В иных случаях установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме по результатам энергетического обследования, но при этом соблюдение положений Правил в части процедуры присвоения класса является обязательным».

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (ч.6 ст.15 Закона 261-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Следует учитывать что согласно ч.5 ст.11 Закона 26-ФЗ на здания и сооружения не распространяются сведения энергоэффективности (т.е. нет необходимости оформлять энергетический паспорт: если МКД в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме того, согласно ч.1 ст.48 Закона 26-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

    здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований ;

    здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией , утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

    здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство, которое подано до вступления в силу таких требований.

16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому отменяется обязательное энергетическое обследование (проведение энергоаудита) и обязательная разработка энергетического паспорта.

С 16 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ в часть 5.1 статьи 15 Закона 261-ФЗ, внесены изменения, согласно которым энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Таким образом, если энергетический паспорт МКД отсутствует, то оформлять его в обязательном порядке необходимо только в случае если на общем собрании собственников помещений принято соответствующее решение. Как правило, добровольное энергетическое обследование дома и оформление энергетического паспорта проводится в рамках проведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД.

Соответственно, если энергопаспорт МКД не получен, то и сведения о нем в ГИС ЖКХ вносить не нужно. Отсутствие такой информации не будет являться нарушением лицензионных требований.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация по .

Отметим, что в есть возможность создать декларацию энергоэффективности домов. Отметим, что по тем многоквартирным домам, по которым ранее был присвоен класс энергоэффективности, декларацию необходимо обновлять раз в пять лет!

Декларация сделана в полном соответствии с приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. №399, так что можете смело пользоваться. Сколько стоит? Все также: до 2 рублей с лицевого счета, то есть в рамках CRM-системы бесплатно!

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.

Энергетический паспорт предприятия - это документ, в котором отражаются результаты энергетического обследования предприятия, которое в свою очередь выявляет в каком состоянии находится энергетическое хозяйство предприятия и всех принадлежащих ему объектов. Приказ Минэнерго России № 400 от 30.06.2014 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» () утверждает как все требования по проведению энергоаудита, так и саму форму энергопаспорта (образец смотрите ниже).

Зачем предприятию нужен энергетический паспорт?

Любое предприятие, потребляющее энергетические ресурсы на сумму более 50 миллионов рублей в год должно провести энергетическое обследование всего своего юридического лица (т.е. всех объектов ему принадлежащих) и по результатам этого обследования получить энергетический паспорт. Но тут есть одно "НО". Если это государственное, бюджетное или муниципальное предприятие, то, не зависимо от объемов потребляемых ресурсов, для него должен быть заказан либо энергопаспорт либо энергодекларация.

Какая информация должна быть отражена в энергетическом паспорте

  1. Общие сведения о предприятии, его продукции и предоставляемых услугах;
    1. Реквизиты, в т.ч. и банковские,
    2. фактический и юридический адреса,
    3. ФИО руководителя и ответственного за энергетическое хозяйство предприятия.
  2. Данные по наличию счетчиков воды, электроэнергии, газа, тепла, топлива;
    1. все вводы энергии оборудованные и не оборудованные счетчиками,
    2. марка и класс точности каждого из счетчиков,
    3. когда проводилась последняя поверка приборов учета и дата следующей,
    4. рекомендации по повышению эффективности систему учета энергии.
  3. Данные по использованию всех энергоресурсов за последние 5 лет;
    1. по теплоэнергии:
      1. на отопление,
      2. на горячее водоснабжение,
      3. на технологические линии производства.
    2. по электроэнергии:
      1. на освещение,
      2. на технологические нужды,
      3. на передачу сторонним потребителям,
      4. потери.
    3. при наличии других энергоресурсов все делается по аналогии.
  4. Информация обо всем оборудовании, которое используют энергии любого типа;
  5. Информация по всем зданиям и сооружениям, принадлежащим данному юр.лицу;
  6. Если предприятие занимается как производством энергоресурсов так и их передачей, то в энергопаспорт должна быть включена информация по данной деятельности;
  7. Информация по энергоэффективности, оценка вероятной экономии энергоресурсов;
    1. Пример по энергоэффективности:
      1. потребление электроэнергии на каждого сотрудника организации,
      2. потребление теплоэнергии на один квадратный метр площади,
      3. потребление энергоресурсов на каждое готовое изделие (если это производственное предприятие),
      4. потребление энергоресурсов на каждый технологический комплекс и процесс.
  8. Мероприятия, которые нужно провести для экономии энергетических ресурсов и по повышению общей энергоэффективности;
  9. Список ответственных лиц за энергетическое хозяйство на предприятии.

Если говорить о мероприятиях по энергосбережению, то они рассчитываются сроком на 5 лет. Окупаемость, затраты и срок реализации указывается для каждого из них. Также они разделяются как по видам энергии (электроэнергия, теплоэнергия), так и по видам ресурсов (газ, жидкое топливо, твердое топливо (уголь), вода). Все эти мероприятия по затратам на их реализацию делят на три типа: малозатратное, среднезатратное и крупнозатратное.

Ответственность за отсутствие энергетического паспорта у предприятия

В случае отсутствия энергетического паспорта у предприятия ответственность несут как должностные лица так и само юридическое лицо. Сумма штрафа составляет от 50 до 250 тыс. рублей. И штрафы придется платить до тех пор пока энергопаспорт не будет сделан. После первой проверке, выявившей это нарушение налагается первый штраф в сумме 50 тыс.руб. на юридическое лицо и 10 тыс.руб. на должностное лицо, ответственное за энергетическое хозяйство предприятия. Так же выписывается предписание устранить нарушение в течение 3-х месяцев. По истечению этого срока если энергопаспорт не был сделан накладывается более высокий штраф от 100 до 250 тыс. руб. и на должностных лиц до 15 тыс. руб. А если учесть тот факт, что, составление энергетического паспорта обойдется предприятию всего в 20 - 50 тыс. рублей (в зависимости от размеров самого предприятия), то даже первый штраф не стоит того, чтобы его ждать и надеяться, что пронесет в этот раз.

Более подробно про штрафы в зависимости от типа предприятия:

  • Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 - непредоставление результатов энергетического обследования
    • 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 тысяч до 250 тысяч рублей.
  • Статья 9.16, пункт 8, ФЗ №261 - непредоставление копии энергопаспорта
    • на должностных лиц в размере 5 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - 10 тысяч рублей.
  • Сатья 9.16, пункт 9, ФЗ №261 - нарушение для государственного или муниципального предприятия
    • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
    • на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Разработка и составление энергопаспорта

Энергетический паспорт должен составляться на всё предприятие в целом, т.е. включая все его активы и здесь не важно частная это организация или государственная. Отдельно на котельную, на другие производственные комплексы, потребляющие энергоресурсы, энергопаспорт не составляется, если эти объекты не являются отдельным юр.лицом.

Объекты, которые должны быть включены в энергетический паспорт любого предприятия, подходящего под обязательные требования по его составлению:

  • здания и сооружения;
  • производственное оборудование;
  • филиалы предприятия;
  • обособленные подразделения;
  • системы передачи энергоресурсов такие как трубопроводы и ;
  • котельные;
  • электрические подстанции;
  • автопарки;
  • и т.п.

Исключение составляют здания и сооружения, которые вводятся в эксплуатацию. Для таких объектов составляется отдельный энергопаспорт.

Кто должен это делать

Проведением энергоаудита могут заниматься только СРО организации. Самостоятельно такие работы проводить нельзя. Заключается договор и специалисты собирают данные по энергопотреблению и всю сопутствующую информацию. После проведения всех необходимых исследований составляется и энергетический паспорт. После этого проводится экспертиза и паспорт регистрируется в СРО и в Минэнерго РФ. И только после этого энергетический паспорт предприятия считается официальным документом, который предъявляется по требованию контролирующих органов таких как Ростехнадзор.

Срок действия энергетического паспорта

Энергетический паспорт выдается предприятию на 5 лет

Утвержденный бланк энергетического паспорта предприятия содержит 34 приложения, которые описывают все возможные варианты и большинство организация используют лишь малую часть из них. К примеру, приложение с 14 по 19 предназначены для организаций, работающих в сфере транспортировки энергоресурсов (таких как теплосети).