Отделение по ремонту крышек люков дверей полувагона. Полувагоны общего назначения. Ремонт крышек разгрузочных люков. На универсальных платформах

7.2

Ремонт крышек люков грузовых полувагонов

7.2.1 При проведении капитального ремонта полувагонов все крышки люков снимают, осматривают и заменяют на новые или восстановленные до чертежных размеров.

7.2.2 Торсионы осматривают, неисправности в них устраняют, с тре щинами, изломами заменяют новыми, трущиеся поверхности смазывают.

Механизмы для облегчения подъема крышек люков торсионно-рычажного типа согласно рисунка 9 разбирают, детали осматривают, поврежденные ремонтируют или заменяют новыми, отсутствующие восстанавливают. Суммарный износ в шарнирных соединениях рычагов не должен превышать 2 мм . При износах более 2 мм заменяют на новые.

7.2.3 При постановке на грузовой вагон торсион должен соответствовать чертежным размерам.

7.2.4 Место установки ушка опоры у хребтовой балки тщательно осмат ривают. При наличии трещин в сварном шве разделывают до основного ме талла и заваривают. При выработке металла хребтовой балки на месте установки петли разрешается приваривать по всему периметру вставку толщиной 10,5 мм из стали 09Г2 ГОСТ 19281 с Х-образной разделкой кромок и зачисткой сварного шва до уровня основного металла. Трещины петли на хребтовой балке для крышки люка не допускаются. При износе толщины петли более 1мм петля заменяется полностью. Все соединения торсионно-рычажного механизма смазывают смазкой УСсА ГОСТ 3333 или осевым маслом ГОСТ- 610.


7.2.5 При ремонте механизма закрывания крышек люков согласно рисунка 10, детали независимо от технического состояния снимают и тщательно проверяют. Изношенные детали запорного механизма восстанавливают наплавкой до чертежных размеров. Стопорение болтов с гайками запорных механизмов крышек люков производится заваркой дуговой сваркой катетом 3мм длиной сварного шва от 5 до 10мм. Способ сварки полуавтоматический или ручной. Скобы запорных механизмов, установленные на заклепках, при необходимости восстановления изношенных отверстий до чертежных размеров снимают с вагона. Местные зазоры между крышкой люка и плоскостью ее прилегания допускаются не более 4мм. Для устранения зазоров более 4мм, разрешается приварка не более одной планки на запорных угольниках крышек люков толщиной не более 12мм, шириной 50мм, длиной от 60 до 100мм и наложением бокового и торцового сварных швов. Допускается ремонт без демонтажа сваркой подрезы скобы запорного механизма длиной до 20мм, глубиной до 3мм с последующей механической зачисткой сварного шва до уровня основного металла.

Вновь изготовленные запорные секторы и закидки должны быть стальные, литые или цельноштампованные.

7.2.6 В закрытом положении запорного механизма с подпружиненными секторами черт. 132.01.45.006-1 и 132.01.45.007-1 (рисунок 10) на каждой крышке люка допускается суммарный зазор В между закидками 1 и кронштейнами 13 крышки люка до 6мм, при этом минимальная величина захода Г кронштейна на закидку должна быть не менее 40 мм при плотном прилегании закидок к секторам, пальцы секторов должны лежать на скобах 5 и 6. При зазоре В более указанного значения необходимо производить наплавку валика дуговой сваркой на опорной поверхности сектора длинной 30- 40 мм влево и вправо от точки Д сопряжения сектора с закидкой, шириной 12- 15 мм и высотой не более 5 мм с плавным переходом вначале и в конце сварного шва, с зачисткой неровностей или произвести замену изношенных секторов и закидок.


7.3 Ремонт дверей грузовых полувагонов

7.3.1 Двери полувагонов снимают. Запоры дверей с изломами или трещинами заменя ют новыми.

Каркас створок дверей полувагонов, имеющий изгибы элементов более 10мм выправляют. Допускается устранять не более одной трещины в каждом из элементов обвязки двери: стойках, верхней и нижней обвязках.

7.3.2 Двери полувагонов ремонтируют правкой и сваркой. Листы обшивки торцовых дверей, имеющие пробоины или сквозные поражения коррозией, ремонтируют постановкой с внутренней стороны накладки толщиной не менее 4 мм с приваркой ее по периметру двусторонним сварным швом. Местные вмятины и выпуклости нарушающие геометрические размеры дверей ремонтируют правкой.

Местные плавные вмятины на обшивке двери глубиной не более 30мм допускается оставлять без исправления.

7.3.3 Лучевые трещины от пробоин вырезают, затем устанавливают накладки с обваркой по периметру с двух сторон.

7.3.4 Трещины длиной до 100мм на металлической обшивке створки двери разрешается устранять без постановки усиливающих накладок. Трещины длиной от 100 до 500мм заваривают с постановкой усиливающих накладок. На двери допускается приварка двух таких накладок, по одной на каждой створке.

7.3.5 Площадь накладки не должна превышать 0,5 м 2 . При больших повреждениях створки двери или лист обшивки заменяют полностью.

7.3.6 Сварные швы, соединяющие листы обшивки с каркасом дверей, имеющие, отрывы, подрезы или другие дефекты, восстанавливают. При отрыве сварных точек дефектное место ремонтируют электросваркой.

7.3.7 Крепление дверей и валиков должно соответствовать чертежам завода изготовителя. Валики должны иметь предохранительные скобы для предотвращения выпадения их при разгрузке полувагонов на вагоноопрокидывателе.

7.3.8 Допускается при отсутствии дверей на полувагоне, по согласованию с собственником вагона, заменять их торцевой стеной с двух сторон по проекту РП 555 ПКБ ЦВ «Заглушка торцевых дверей 4-х осных полувагонов» или по другим проектам, утвержденных железнодорожной администрацией и согласованных комиссией Совета полномочных специалистов вагонного хозяйства, а также при наличии одного из следующих дефектов:

Суммарное уширение боковых стен по угловым стойкам более 30мм от предельных чертежных размеров;

Неисправности двери, требующие замены ее на новую;

Излом обвязки дверей.

7.3.9 После установки двери на полувагон местные зазоры между нижней обвязкой двери и порогом вагона допускаются не более 5мм. При закрытом положении двери сплошной или клиновой зазор в мес тах прилегания угольника петель к угловым стойкам снаружи вагона должен быть не более 15мм.

7.4 Ремонт торцевых стен грузовых полувагонов

7.4.1 Торцевую стену согласно рисунка 11 осматривают на наличие дефектов. Трещины в сварных швах разделывают и заваривают независимо от длины по ГОСТ 5264.

7.4.2 Разрешается заварка трещин, изломов верхних и нижних обвязок с последующим усилением односторонними накладками при условии, что количество поперечных трещин, изломов не более четырех, а продольных трещин – не более трех, длиной не более 200 мм каждая.

При длине трещин более 200 мм верхнюю и нижнюю обвязки ремонтируют варкой вставок. При этом на одной стороне вагона допускается не более пяти стыков, с расстоянием между ними не менее одного метра.

7.4.3 Трещины в верхней и нижней обвязках, поясах, стойках, швеллерах разделывают, заваривают, зачищают до основного металла. Трещины перекрывают накладкой и обваривают по периметру сплошным швом.

7.4.4 Пробоины в обшивке вырезают, острые кромки обрабатывают и ремонтируют сваркой с постановкой накладки с внутренней стороны, которая должна перекрывать пробоину не менее 50 мм , заварку производят с обоих сторон сплошным швом.

7.4.5 Прогиб верхней обвязки без усиления устраняют правкой. Допус кается оставлять без ремонта прогиб не более 10мм на 1м длины верхней обвязки. При одновременном изгибе верхней и нижней обвязок стены не более 10 мм на 1 м длины, металлическую обшивку по стойкам на высоту прогиба срезают, выправляют обвязки и устанавливают новую вставку металлической обшивы с последующей приваркой сплошным швом.

7.4.6 Нижнюю обвязку, имеющую коррозионные повреждения более 1/3 толщины элемента ремонтируют сваркой с последующим усилением мест односторонними накладками, перекрывающими места повреждения на 50мм на сторону.

Лучевые трещины вырезают и устанавливают накладку с внутренней стороны, перекрывающую дефектное место не менее 30мм и обваривают по периметру сплошным швом.

7.4.7 Коррозионные повреждения глубиной более 30% толщины листа и на площади более 30% площади листа ремонтируют путем вырезки дефектного места и постановкой вставки с приваркой ее к поясам и к верхней или нижней обвязке.

Заварку производить двухсторонним швом с катетом 5 мм .

Местные плавные вмятины глубиной не более 30мм на площади менее 30% листа обшивки допускается оставлять без исправления.

7.4.8 Полная замена обшивки торцевой стены производится:

При наличии более двух трещин, суммарной длины более 1000мм;

- при наличии вмятин глубиной более 30 мм на площади более 30% листа;

При коррозионных повреждениях глубиной более 1мм на площади более 30% листа;

При наличии пробоин, суммарная площадь которых более 0,5м².

7.5 Ремонт пола грузовых полувагонов

7.5.1 Местные вмятины или прогибы металлического пола, глубиной более 30 мм на длине более 300 мм , устраняют правкой или приваркой накладки, толщиной не менее 5 мм .

7.5.2 Трещины в металлическом полу полувагонов заваривают с постановкой усиливающих накладок с внутренней стороны вагона и приваркой их по периметру. Допускается использовать одну накладку, площадь которой не должна превышать 0,3 м 2 . Трещины длиной до 100 мм ремонти руют сваркой без установки накладок.

7.5.3 Пробоины в металлическом полу устраняют постановкой накла док с внутренней стороны вагона и обваркой их по периметру. Допускается для нескольких пробоин использовать одну накладку, площадь которой не должна превышать 0,3 м 2 . Лучевые трещины перед постановкой накладки вырезают.

Коррозионные повреждения пола допускаются не более 50% толщины листа. При большем повреждении на площади не более 0,3 м 2 пол ремонтируют постановкой накладки с обваркой по периметру. При коррозионных повреждениях на площади более 0,3 м 2 ремонтируют путем вварки вставок или заменой секции пола, ограниченной поперечными балками, хребтовой балкой и нижней обвязкой боковой стены.

7.5.4 На полувагонах производится:

Заварка трещин длиной не более 0,5 м или заварка трещин сварных швов;

Приварка накладок при условии, что площадь каждой накладки не более 0,3м 2 , а расстояние между ними не менее 1м; 3 4 ..

7.2.1 При проведении капитального ремонта полувагонов все крышки люков снимают, осматривают и заменяют на новые или восстановленные до чертежных размеров.

7.2.2 Торсионы осматривают, неисправности в них устраняют, с трещинами, изломами заменяют новыми, трущиеся поверхности смазывают.

Механизмы для облегчения подъема крышек люков торсионно-рычажного типа согласно рисунка 9 разбирают, детали осматривают, поврежденные ремонтируют или заменяют новыми, отсутствующие восстанавливают. Суммарный износ в шарнирных соединениях рычагов не должен превышать 2 мм. При износах более 2 мм заменяют на новые.

7.2.3 При постановке на грузовой вагон торсион должен соответствовать чертежным размерам.

7.2.4 Место установки ушка опоры у хребтовой балки тщательно осматривают. При наличии трещин в сварном шве разделывают до основного металла и заваривают. При выработке металла хребтовой балки на месте установки петли разрешается приваривать по всему периметру вставку толщиной 10,5 мм из стали 09Г2 ГОСТ 19281 с Х-образной разделкой кромок и зачисткой сварного шва до уровня основного металла. Трещины петли на хребтовой балке для крышки люка не допускаются. При износе толщины петли более 1мм петля заменяется полностью. Все соединения торсионно-рычажного механизма смазывают смазкой УСсА ГОСТ 3333 или осевым маслом ГОСТ- 610.


7.2.5 При ремонте механизма закрывания крышек люков согласно рисунка 10, детали независимо от технического состояния снимают и тщательно проверяют. Изношенные детали запорного механизма восстанавливают наплавкой до чертежных размеров. Стопорение болтов с гайками запорных механизмов крышек люков производится заваркой дуговой сваркой катетом 3мм длиной сварного шва от 5 до 10мм. Способ сварки полуавтоматический или ручной. Скобы запорных механизмов, установленные на заклепках, при необходимости восстановления изношенных отверстий до чертежных размеров снимают с вагона. Местные зазоры между крышкой люка и плоскостью ее прилегания допускаются не более 4мм. Для устранения зазоров более 4мм, разрешается приварка не более одной планки на запорных угольниках крышек люков толщиной не более 12мм, шириной 50мм, длиной от 60 до 100мм и наложением бокового и торцового сварных швов. Допускается ремонт без демонтажа сваркой подрезы скобы запорного механизма длиной до 20мм, глубиной до 3мм с последующей механической зачисткой сварного шва до уровня основного металла.

Вновь изготовленные запорные секторы и закидки должны быть стальные, литые или цельноштампованные.

7.2.6 В закрытом положении запорного механизма с подпружиненными секторами черт. 132.01.45.006-1 и 132.01.45.007-1 (рисунок 10) на каждой крышке люка допускается суммарный зазор В между закидками 1 и кронштейнами 13 крышки люка до 6мм, при этом минимальная величина захода Г кронштейна на закидку должна быть не менее 40 мм при плотном прилегании закидок к секторам, пальцы секторов должны лежать на скобах 5 и 6. При зазоре В более указанного значения необходимо производить наплавку валика дуговой сваркой на опорной поверхности сектора длинной 30-40 мм влево и вправо от точки Д сопряжения сектора с закидкой, шириной 12-15 мм и высотой не более 5 мм с плавным переходом вначале и в конце сварного шва, с зачисткой неровностей или произвести замену изношенных секторов и закидок.

Крышки люков снимают для осмотра, ремонта и замены, а также для замены типовыми не менее десяти крышек. На полувагонах с невыработанным сроком службы, заменяют крышки люков, имеющие толщину сечения листа менее 4 мм на площади более половины листа. Толщину замеряют между гофрами при расстоянии от 450 до 500 мм от козырька или передней отбортовки. Крышки люков должны изготавливаться из стали 09Г2Д или стали 10ХНДП ГОСТ 19281 и отвечать действующим «Нормам для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», ГосНИИВ-ВНИИЖТ 1996 г.

Петли крышек люков заменяют типовыми в случае износа отверстий под валик более 2 мм или изломов. Крышки люков с трещинами или с местными выработками ремонтируют в соответствии с действующей ремонтно-технической документацией на производство сварочных работ. Новые крышки люков полувагонов, должны быть изготовлены по чертежам, согласованным с Департаментом вагонного хозяйства. Крышки люков должны легко открываться и закрываться. Запрещается устанавливать нетиповые валики.

Крышки люка, имеющие приклёпанные кронштейны, должны быть заменены на новые литые с косо расположенными кронштейнами.

Торсионы осматривают, неисправности в них устраняют, с трещинами, изломами заменяют новыми, трущиеся поверхности смазывают.

Механизмы для облегчения подъема крышек люков торсионно-рычажного типа разбирают, детали осматривают, поврежденные ремонтируют или заменяют новыми, отсутствующие заменяют.

Суммарный износ в шарнирных соединениях рычагов не должен превышать 2 мм. При износах более 2 мм заменяют на новые.

Угол закручивания торсиона определяют по его положению в разъединенном состоянии и измеряют от вертикальной оси. При этом наклон нижнего рычага от вертикальной оси должен составлять от 25° до 35°.

Место установки кронштейна у хребтовой балки тщательно осматривают. При наличии трещин по сварке швы разделывают до основного металла и заваривают. При выработке металла хребтовой балки на месте установки ушка разрешается приваривать по всему периметру вставку толщиной 10,5 мм из стали 09Г2 ГОСТ 19281с Х-образной разделкой кромок и зачисткой сварного шва заподлицо с основным металлом.

Все соединения торсионно-рычажного механизма смазывают смазкой УСсА ГОСТ 3333. Допускается применять отработанную смазку ЛЗ-ЦНИИ. При собранном торсионно-рычажном механизме, крышка люка должна подниматься усилием одного человека.

В открытом состоянии крышки люков у четырехосных полувагонов должны ложиться на оба упора, для чего разрешается наращивать один из упоров приваркой прокладки или наплавлять поверхности упора с последующей механической обработкой на величину до полного прилегания крышки люка.

Рис.7. Механизм подъема крышек люков.

1 - опора; 2 - торсион; 3 - рычаг; 4 - валик; 5 - шайба; 6 - шплинт; 7 - ушко

При ремонте механизма закрывания крышек люков, детали независимо от технического состояния снимают, предварительно срезают гайки, вынимают болты, тщательно проверяют. Изношенные детали запорного механизма восстанавливают наплавкой до чертежных размеров. Болты, гайки и пружины с изломом и потерявшие упругость устанавливают новые. Стопорение болтов с гайками запорных механизмов крышек люков производится дуговой сваркой катетом 3 мм длиной от 5 до 10 мм. Способ сварки полуавтоматический или ручной.

Скобы запорных механизмов установленные на заклепках, при необходимости восстановления размеров отверстий снимают с вагона. Местные зазоры между крышкой люка и плоскостью ее прилегания допускаются не более 4 мм. Для устранения зазоров более 4 мм, разрешается приварка не более одной планки на запорных угольниках крышек люков толщиной не более 12 мм, шириной 50 мм, длиной от 60 до 100 мм и наложением бокового и торцового сварных швов.

Вновь изготовленные запорные секторы и закидки должны быть стальные, литые или цельноштампованные.

В рабочем состоянии зазор между литым пальцем запорного сектора и скобой запорного механизма В должен быть от 0 до 8 мм. В закрытом положении запорного механизма (с подпружиненными секторами черт. 132.01.45.006-1, 132.01.45.007-1) на каждой крышке допускается суммарный зазор В) до 6 мм между закидками 1 и кронштейнами 13 крышки люка, при этом минимальная величина захода Г кронштейна на закидку должна быть не менее 40 мм при полном прилегании закидок к секторам, пальцы секторов должны лежать на скобах 5 или 6 мм. При зазоре В более указанного значения необходимо производить наплавку валика дуговой сваркой на опорной поверхности сектора длиной не менее 30 мм влево от точки Д сопряжения сектора с закидкой, шириной 12-15 мм и высотой не более 5 мм с плавным переходом в начале и в конце сварного шва, с зачисткой неровностей наплавленного металла или произвести замену изношенных секторов. При этом детали запорного механизма должны плотно прилегать друг к другу.

Рис.8. Механизм закрывания крышек люков.

1 - закидка; 2 - сектор левый; 3 - сектор правый; 4 - пружина; 5 - скоба левая; 6 - скоба правая; 7 - заклепка; 8,9 - болт; 10,11 - гайка; 12 - скоба; 13 - кронштейн крышки люка.

2.3 Двери полувагонов

Двери полувагонов снимают. Запоры дверей с изломами заменяют новыми. Каркас створок дверей полувагонов, имеющий изгибы элементов более 10 мм, выправляют. Допускается устранять не более одной трещины в каждом из элементов обвязки двери: стойках, верхней и нижней обвязках.

Двери полувагонов ремонтируют правкой и сваркой. Листы обшивки торцовых дверей, имеющие пробоины или сквозные поражения коррозией, ремонтируют постановкой с внутренней стороны накладки толщиной не менее 4 мм с приваркой ее по периметру двусторонним сварным швом.

Лучевые трещины от пробоин вырезают, затем устанавливают накладки с обваркой по периметру с двух сторон.

Местные плавные вмятины на обшивке двери глубиной не более 25 мм допускается оставлять без исправления.

Трещины длиной до 100 мм на металлической обшивке створки двери разрешается устранять без постановки усиливающих накладок. Трещины длиной от 100 до 500 мм заваривают с постановкой усиливающих накладок. На двери допускается приварка двух таких накладок, по одной на каждой створке.

Площадь накладки не должна превышать 0,4 м. При больших повреждениях створки двери или лист обшивки заменяют полностью.

Сварные швы, соединяющие листы обшивки с каркасом дверей, имеющие отрывы, подрезы или другие дефекты, восстанавливают. При отрыве сварных точек дефектное место ремонтируют электросваркой.

Крепление дверей и валиков должно соответствовать чертежам завода изготовителя. Валики должны иметь предохранительные скобы для предотвращения выпадения их при разгрузке полувагонов на вагоноопрокидывателе.

Допускается при отсутствии дверей на полувагоне заменять их торцевой стеной с двух сторон по проекту РП 555 ПКБ ЦВ (вариант с горизонтальными поясами) или по другим проектам, утвержденным ОАО «РЖД», а также при наличии одного из следующих дефектов:

1. суммарное уширение боковых стен по угловым стойкам более 30 мм от предельных чертежных размеров;

2. неисправности двери, требующие замены ее на новую;

3. излом обвязки дверей или замены листов.

После установки двери на полувагон местные зазоры между нижней обвязкой двери и порогом вагона допускаются не более 5 мм.

При закрытом положении двери сплошной или клиновой зазор в местах прилегания угольника петель к угловым стойкам снаружи вагона должен быть не более 15 мм.


10.2 Полувагоны общего назначения.

Ремонт крышек разгрузочных люков.

10.2.1 Крышки люков должны закрываться плотно. Местные зазоры меж­ду крышкой люка и плоскостью прилегания допускаются не более 4 мм. Для устранения зазоров производится правка соответствующего места крышки. Для этой цели разрешается также приварка планок суммарной по периметру толщи­ной не более 12 мм на горизонтальную и вертикальную полку запорного угольника. При этом ширина планок должна быть 50 мм, а длина от 60 мм до 100 мм, а у литых запорных угольников - 60 мм.

Литой запорный угольник с трещинами ремонтируют сваркой после де­монтажа с крышки люка. Ослабшие заклепки крепления литого запорного угольника переклёпываются. Приварка заклепок сваркой и их поджатие - запре­щается.

10.2.2 Детали запорного механизма, приведенные на рисунке 5, имеющие износ, ремонтируют наплавкой, согласно требованиям «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества от 30.05.2008г., отсутствующие уста­навливают. При закрытой крышке люка сектор 1 на рисунке 5а должен плотно запирать закидку 4, при этом зазор между пальцем сектора и скобой 2 должен быть от 5 до 14 мм (размер т ). Расстояние захода закидки за поле кронштейна 3 должно быть не менее 44 мм. Допуски на ремонт деталей запорного механизма показаны на рисунке 5б.

1 – сектор; 2 – скоба; 3 – кронштейн; 4 – закидка

Рисунок 5 – Запорный механизм


  1. Петли и кронштейны крышек люков, имеющие изломы, заменяют. Заклепки крепления кронштейнов и петель крышек люков, имеющие ослабле­ния, заменяют. Крышки люков, имеющие толщину листа менее 3 мм, измеренные толщиномером, заменяют новыми или отремонтированными до чертёжных размеров.

  2. Выпуклость и прогиб крышек люков допускается не более 25 мм.
При прогибе размером более 25 мм, допускается правку крышек люков произ­водить на вагоне.

Упоры крышек люков с трещинами ремонтируют сваркой. Упоры
крышек люка с изломами заменяют новыми. Отгиб опорной площадки упоров крышек люка более 3 мм выправляют.


  1. В открытом состоянии крышки люков должны опираться на оба упора, для чего разрешается производить наращивание одного из упоров при­варкой прокладки. Допускается неприлегание крышки люка к одному из упоров не более 5 мм.

1 – накладка; 2 – линия; 3 – наклонная линия

Рисунок 6 – Отремонтированный вертикальный лист промежуточной балки

10.2.6 При ремонте полувагонов должны выполняться следующие требо­вания:


  • при повреждении верхних листов поперечных балок вырезать поврежденную часть верхнего листа косым срезом под углом 60° к оси листа и приварить новую часть двусторонним сварным швом по ГОСТ 5264-80, изображенном на рисунке 6;

  • трещины на вертикальном листе промежуточных балок заваривать по ГОСТ 5264-80 с последующей установкой с двух сторон усиливающих накладок толщиной по 5 мм. Аналогично накладке 1 с противоположной стороны верти­кального листа устанавливать другую накладку, при этом ее наклонную линию 3 располагать параллельно линии 2 накладки 1 на расстоянии от 20 мм до 25 мм;

  • накладку, соединяющую верхний лист поперечной балки с коробкой внутренней стойки, при повреждении срезать, изготовить новую и поставить ее по месту, закрепив сваркой по ГОСТ 5264-80;

  • при отрыве усиливающей коробки от внутренней стойки, последнюю, а также накладку верхнего листа, срезать. Соединение верхнего листа поперечной балки с боковой стеной, в этом случае, производить по чертежу УВЗ № 508.01.000-6 (кузов) сечение Г-Г;

  • сферический износ опорных поверхностей боковых скользунов, распо­ложенных на шкворневой балке допускается не более 2 мм.
10.3 Полувагоны - хопперы для перевозки горячих окатышей, агломерата.

10.3.1 Ремонт кузова и крышек разгрузочных люков.


  1. Ремонт кузова, крышек люков сваркой производится согласно «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества от 30.05.2008г. Все несущие элементы кузова, а также обшивка кузова и бунке­ров, в том числе и внутри кузова, осматриваются для определения коррозионных, механиче­ских повреждений и износа. Определяется объем ремонта.

  2. Поврежденные несущие элементы кузова (каркасы боковой и тор­цевой стен, шкворневые и промежуточные стойки, раскосы, горбыли) и обшив­ка кузова должны быть отремонтированы.
10.3.1.3 Шкворневые, промежуточные стойки, раскосы с вмятинами и прогибами свыше 20 мм выправляют, а имеющие трещины и изломы ремонтируют сваркой.

10.3.1.4 Допускаются прогибы швеллеров наклонной части бункера не бо­лее 30 мм.


  1. Допускаются вмятины в концевой балке не более 35 мм.

  2. Изогнутую верхнюю и нижнюю обвязку выправляют. Запрещает­ся выпускать из ремонта вагоны, у которых верхние и нижние обвязки имеют прогибы, вмятины между стойками более 40 мм. Листы обшивки с местными вмятинами, глубиной более 40 мм выправляют.

  3. Трещины длиной до 100 мм в листах обшивки заваривают, при большей длине, но не более 500 мм, трещины, пробоины заваривают с поста­новкой усиливающих накладок. На одном листе (панели) постановка более двух накладок не допускается. При коррозионном повреждении листов обшивки бо­лее 3 мм по толщине, их заменяют новыми.
Детали крепления обшивки к каркасу кузова (несущие планки, накладки, прижимные планки и т.д.) проверяют, отсутствующие устанавливают.

10.3.1.8 Бункера на раме вагона устанавливают под углом наклона к гори­зонту согласно чертежам завода-изготовителя. При отсутствии штампованных листов обшивки бункера допускается постановка плоских листов толщиной 8 мм, при этом крепление их к каркасу производится болтами, головки которых должны входить в углубление с целью предохранения их от повреждений. От­сутствующие болты крепления обшивки кузова устанавливают.

10.3.1.9 Крепление «горбыля» к хребтовой балке внутри кузова должно соответствовать требованиям альбомных чертежей. Толщина стенок горбыля должна быть не менее 5 мм.


  1. Крепление обшивки бункеров и «горбыля», подвергающихся в процессе эксплуатации наибольшему износу, должно быть выполнено в соот­ветствии с альбомом чертежей.
10.3.1.11 Крышки люков бункеров с трещинами или местными выработ­ками при оставшейся толщине металла не менее 4 мм должны быть отремонти­рованы. Разрешается ремонтировать крышки люков постановкой с внутренней стороны не более трех накладок, толщиной 6 - 8 мм и общей площадью до 0,5 м 2 на заклепках или сварке.

  1. Крышки люка должны вращаться на шарнирах без заедания и обеспечивать плотность прилегания по всему периметру. Допускаются местные зазоры между крышкой люка и плоскостью ее прилегания не более 3 мм. Завар­ку технологического отверстия в крышке люка (неплотное прилегание гофра обшивы не перекрывающееся армировкой бункера) производится по схеме, ука­занной на рисунке 7. Зазор между отверстиями в шарнирах и валиках допуска­ется не более 2 мм.

Рисунок 7 - Крышка полувагона-хоппера для перевозки горячих окатышей


  1. Неисправные лестницы, поручни, переходные площадки ремон­тируют.
10.3.2 Ремонт и регулировка механизма разгрузки

  1. Механизм разгрузки полностью разбирают, детали очищают, об­мывают в соответствии с технологическим процессом и осматривают. Неисправные детали заменяют новыми или отремонтирован­ными.

  2. Разработанные отверстия рычагов, серег, а также и валиков более 1 мм, восстанавливают износостойкой наплавкой с последующей механической обработкой до чертежных размеров. Овальность и выработка валиков шарнирных соединений и отверстий допускается не более 1 мм от чертежных размеров.

  3. Перед сборкой цилиндра полностью заменяют набивку, много­слойно плетеную, марки ПСД-10 ГОСТ 5152-84, смазку и манжету цилиндра.
    Манжету крепят к диску поршня. Диск поршня навинчивают на резьбовую часть и закрепляют гайкой М42-6Н.5 ГОСТ 5918-73. Упорный щит и шток поршня с изношенной или поврежденной резьбой заменяют новыми или отре­монтированными. После затяжки гайку штока закернивают. На все узлы и дета­ли цилиндра, а также его внутреннюю поверхность наносят смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 или
ЖТ-72 ТУ-38-101-345-77.

10.3.2.4 Шарнирные соединения механизма разгрузки смазывают универсальной смазкой УС-2 ГОСТ 1033-79. Изгиб защелки не допускается.


  1. Рычажная передача механизма должна обеспечивать легкое от­крывание и закрывание люков бункеров с переходом рычагов через «мертвую точку» на 8 - 18 мм со щелчком (размер «а») показанный на рисунке 8.

Рисунок 8 – Механизм разгрузки


  1. Деформированные главные валы механизма разгрузки заменяют новы­ми. Квадратную часть главного вала в месте постановки вилки поворота, имеющую износ, ремонтируют наплавкой с последующей механической обра­боткой до чертежных размеров. Деформированные или изломанные вилки по­ворота заменяют новыми или отремонтированными.

  2. Несоосность осей подшипников механизма разгрузки допускается не более 1,0 мм.

  3. Рабочий воздухопровод разбирают, очищают и продувают сжа­тым воздухом давлением 0,6-0,65 МПа (6,0-6,5 кгс/см 2) с легким обстукивани­ем. Трубы с поврежденной резьбой заменяют.

  4. Кран управления механизмом разгрузки разбирают и осматрива­ют.
Пробку крана притирают по месту. Заглушку крана ставят на уплотнение с суриком или белилами.

10.3.2.10 При сборке, трущиеся поверхности кранов управления покры­вают смазкой пластичной ПВК ГОСТ 19537-93.

10.3.2.11 После сборки кран испытывают воздухом давлением

0,6 МПа (6 кгс/с). Утечка воздуха допускается не более 0,01 МПа (0,1 кгс/см), в течение 5 минут.

10.3.2.12 Ручки привода крана управления снабжают предохранительными рычагами с противовесом, предохраняющим от случайных включений механизма разгрузки.

10.3.2.13 После окончания ремонта кузова, рамы, автосцепного устройст­ва, тормозного оборудования, разгрузочного механизма, вагон испытывают на открытие и закрытие крышек с регулировкой разгрузочного механизма, в присутствии мастера и приёмщика.

10.3.2.14 Все рычаги крышек должны быть натянуты равномерно.

10.3.2.15 После проверки работы ручного блокирующего механизма раз­грузки проверяют и регулируют автоматическое блокирующее устройство ме­ханизма разгрузки показанный на рисунке 9.

При этом:


  • зазор между зубом защелки 8 и зубом рычага поворота 5 в закрытом по­ложении крышек должен быть не более 2-3 мм;

  • зазор между торцом головки штока 16 и упорным винтом 11 в закры­том положении должен быть в пределах от 0 мм до 3 мм;

  • сила прижатия защелки к зубу ступицы рычага в закрытом положении крышек достигается предварительным сжатием пружины 9 и должна быть не менее 196 Н (20 кгс) (проверяется при помощи динамометра).

  1. Пневмосистему механизма испытывают на плотность давлением 0,6-0,65 МПа (6,0-6,5 ктс/см 2), при этом соединения обмыливают и обстукивают.

  2. Образование мыльных пузырей не допускается. Плотность считается удовле­творительной, если падение давления в воздухопроводе не будет превышать 0,01 МПа (0,1 кгс/см 2) в течение 5 минут при начальном давлении 0,6 МПа (6 кгс/см 2).

  3. После окончания ремонта и сборки вагона контролировать со­блюдение следующих условий:
- крышки люков должны быть, плотно закрыты;

  • рычаги механизма открывания крышек люков должны лежать на ступицах вилок поворота (перейдя таким образом «мертвую точку» на установлен­ное значение);

  • запорные крюки блокирующих механизмов должны быть в зацеплении с зубом, расположенном на ступице рычага поворота;

  • наличие трафарета об испытании механизма разгрузки.


1 - цилиндр, 2 - шток; 3, 14 - рычаги; 4, 12, 13, 15, 17 - валики;

5 - рычаг поворота; 6 - шпонка; 7 - вал; 8 - защелка; 9 - пружина;

10- тяга; 11 - винт; 16 - головка штока; 18 - втулка
Рисунок 9 - Схема расположения деталей блокирующего устройства в момент входа в зацепление зуба защелки и зуба рычага поворота


    1. Полувагоны-хопперы для перевозки торфа

  1. Поврежденные металлические элементы кузова, имеющие трещи­ны, обрывы, участки, пораженные коррозией, ремонтируют согласно п.п. 9.1, 9.2 настоящего Руководства.

  2. Подножки, ограждения переходных площадок обслуживания ре­монтируют согласно требованиям «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов» утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества от 30.05.2008г. Неисправные крышки разгрузочных люков ремонтируют. После ремонта крышки должны плотно прилегать к кромкам бункеров. На крышках и листах обшивки допускается наличие вмятин и прогибов глубиной не более 30 мм.

  3. Рычажную передачу механизма разгрузки осматривают, при необ­ходимости ремонта разбирают и ремонтируют.

  4. Пневмоцилиндры разбирают. Детали осматривают, неисправные ремонтируют или заменяют новыми.

  5. Краны управления проверяют, неисправные снимают и ремонти­руют.

  6. Рычажную передачу механизма разгрузки регулируют и устанавли­вают переход «мертвой» точки в пределах 14-20 мм.

  7. Проверяют работоспособность механизма разгрузки. Рычаги кры­шек люков должны лежать на ступицах вилок поворота. Крышки люков должны быть, плотно закрыты, зуб защелки находиться в зацеплении с зубом поворота рычага.

    1. Четырехосные полувагоны для перевозки технологической щепы
Четырехосные полувагоны для перевозки технологической щепы ремон­тируют в соответствии с техническими требованиями, изложенными в разделе 10.1 настоящего Руководства.
11 РЕМОНТ ПЛАТФОРМ
11.1 Универсальные платформы

  1. Искривление продольного металлического борта в вертикальной и горизонтальной плоскостях не должно превышать 25 мм. Разрешается дефор­мированные борта править без демонтажа с платформы.

  2. После ремонта зазор между бортами и армировочными угольника­ми при закрытых бортах допускается не более 5 мм, при этом местные зазоры не должны превышать 5 мм на длине не более 500 мм.
Местные зазоры до 10 мм разрешается устранять путем приварки планок с внутренней стороны кромки борта толщиной 4 мм на длине не более 300 мм. Зазоры свыше 10 мм устраняют правкой нижних кромок борта.


1 борт; 2 – петля; 3 – клин; 4 – валик; 5 – державка; 6 – балка;


  1. – шайба; 8 – шплинт

Рисунок 10 – Клиновой запор борта платформы

Рисунок 11 - Клин

Неплоскостность поверхности верхних полок кронштейнов, на которую опираются торцевые борта, допускается не более 3 мм.


  1. Зазоры между досками настила пола допускаются не более 4 мм. При больших зазорах настил пола должен перебираться. Допускается ставить продольные составные угольники не более чем из трех частей.

  2. Доски пола, имеющие излом и поперечные трещины, заменяют. Новые доски пола платформ устанавливают толщиной 55 мм, а бывшие в употреблении - толщиной не менее 50 мм. Ширина досок допускается не менее 100 мм.
11.1.7 При ремонте пола допускается постановка досок встык в шахматном порядке с соединением в четверть, постановка склеенных досок на платформы разрешается при расположении места склеивания над хребтовой балкой.

11.1.8 Трещины в металлическом настиле, деталях его крепления и в дру­гих узлах, в том числе и электросварочных швах деревометаллического пола платформ, не допускаются. Пробоины в металле пола устраняют правкой и по­становкой ремонтных накладок с обваркой их по всему периметру.

11.1.9 Вновь устанавливаемые доски на пол платформ с деревометаллическим покрытием по длине должны соответствовать чертежным размерам. За­зор между армировочным угольником и боковым швеллером допускается не бо­лее 3 мм, а зазор между неперебираемыми досками пола не более 5 мм. Тол­щина досок пола допускается не менее 48 мм.

11.1.10 Допускается деревометаллический пол на платформе устанавливать согласно проекту ПКБ ЦВ №. М 1224.

Вновь устанавливаемые на вагон корытообразные промежуточные стойки соединяют с промежуточными балками рамы с помощью накладок. Нижнюю часть стойки приваренную к нижней обвязке дополнительно крепят двумя электра заклепками с каждой стороны диаметром 20 мм.

При установке новой стойки кузова ее приваривают односторонним сварным швом к верхней обвязке. При этом усиление верхней обвязки снимают с последующим его восстановлением.

Трещины в металлической обшивке длиной до 100 мм заваривают без постановки усиливающей накладки. Местные прожоги листа металлической обшивки устраняют сваркой.

Все трещины длиной более 100 мм заваривают с последующей постановкой усиливающей накладки толщиной 4 мм с внутренней стороны кузова с обваркой ее по периметру. При этом усиливающая накладка должна перекрывать трещину не менее чем на 30 мм с каждой стороны. В одном пролете разрешается заваривать не более двух таких трещин с расстоянием между ними не менее 1000 мм. Таким способом устраняют продольные прожоги образовавшиеся на металлической обшивке при срезе элементов боковой стены.

Допускается использовать для нескольких трещин одну накладку площадь, которой не должна превышать 0,3 м2.

При коррозии менее 1/3 мм толщины полок их ремонтируют постановкой усиливающей накладки. При подрезе полок сваркой до 10 мм разделывают швы с последующей приваркой стоек. При подрезе полок сваркой более 10 мм но не более 20 мм сварочные швы разделывают стойки приваривают с последующей приваркой усиливающих накладок с той и другой стороны. Ремонтировать таким способом две рядом стоящие стойки на вагоне – запрещается.


При пробоине в металлической обшивке на выправленные кромки устанавливают усиливающую накладку толщиной 4 мм с внутренней стороны кузова с обваркой ее по периметру с наружной стороны сплошным и с внутренней стороны прерывистым сварным швами.

Лучевые трещины от пробоины не допускаются при ремонте обшивки их следует вырезать и установить накладки с внутренней стороны перекрывающее дефектное место не менее чем на 30 мм обварить по периметру сплошным швом.

Коррозийные, повреждения металлической обшивки допускаются не более 1 мм толщиной листа (или профиля). При повреждении более 1 мм толщины металла обшивку ремонтируют постановкой накладок толщиной 4 мм перекрывающих дефектное место не менее чем на 30 мм на сторону. Накладки должны соответствовать профилю обшивки и привариваться снаружи по всему периметру с катетом шва 4 мм.

Разрешается смена одной части обшивки (по верхнему или нижнему краю) шириной до 400 мм на всю длину между смежными стойками или по всей длине вагона с расположением стыков на стойках с приваркой согласно Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов.

Замена части металлической обшивки между смежными стойками допускается:

При наличии двух и более трещин суммарная длина которых превышает 500 мм и которые нельзя перекрывать одной усиливающей накладкой площадью 0,3 м2

При наличии пробоин суммарная площадь которых более 0,3 м2

При необходимости одновременной смены по верхнему и нижнему краям

На угловых стойках допускается ремонтировать не более одной трещины длиной до 100 мм без установки усиливающих накладок или до 0,5 поперечного сечения стойки с постановкой усиливающей накладки.

Концевые балки осматривают в местах соединения с угловыми стойками. Трещины концевой балки под угловой стойкой заваривают, с последующей установкой усиливающих угловых накладок.

Суммарное уширение или сужение боковых стен в средней части полувагона должно быть не более 30 мм от предельных размеров в одной боковой стене – не более 15 мм. Уширение боковых стен в плоскости дверей более 10 мм от предельных размеров не допускается.

3.4 Ремонт крышек люков полувагонов

Крышки люков снимают для осмотра и ремонта, а также для замены новыми десятью крышками. На полувагонах постройки после 2001 года с невыработанным сроком службы заменяют крышки люков, имеющие толщину сечения – менее 4 мм.

Толщину замеряют между гофрами при расстоянии от 450 до 500 мм от козырька или передней отбортовки.

Петли крышек люков должны быть типовыми (штампованными). Крышки люков с трещинами или с местными выработками ремонтируют в соответствии с действующей ремонтно-технической документацией на производство сварочных работ. Допускается установка новых крышек люков полувагонов изготовленных по чертежам. Крышки люков должны открываться и закрываться легко без заеданий. Запрещается устанавливать нетиповые валики.


Крышки люка, имеющие приклепанные кронштейны должны быть заменены на новые с косо расположенными кронштейнами.

Торсионы осматривают, неисправности в них устраняются, изломанные торсионы заменяют новыми, трущиеся поверхности смазывают.

Механизмы для облегчения подъема крышек люков торсионно-рычажного типа разбирают, детали их осматривают, поврежденные ремонтируют или заменяют - новыми, отсутствующие - пополняют.

Суммарный износ в шарнирных соединениях рычагов не должны превышать 2 мм. При износе более 2 мм допускается постановка втулок в отверстия подшипника державки в нижний и в верхний рычаги.

Угол закручивания торсиона определяют по его положению в разъединенном состоянии и измеряют от вертикальной оси. При этом наклон нижнего рычага от вертикальной оси должен составлять от 25 до 35.

Кронштейны торсиона надежно закрепляют болтами. Место установки кронштейна у хребтовой балки тщательно осматривают. При наличии трещин по сварке швы разделывают до основного металла и заваривают. При выработке металла хребтовой балки на месте установки ушка разрешается приваривать по всему периметру вставку толщиной 105 мм из стали 09Г2 ГОСТ 19281-89 с Х-образной разделкой кромок и зачисткой сварного шва заподлицо с основным металлом.

С внутренней стороны хребтовой балки приваривают усиливающую накладку толщиной от 8.0 мм до 10.5 мм из стали 09Г2. Допускается устанавливать накладки из стали марки 3.

Все соединения торсионно-рычажного механизма смазывают во избежание заедания смазкой УСА по ГОСТ 3333-80. Допускается применять отработанную смазку ЛЗ-ЦНИИ.

При собранном торсионно-рычажном механизме крышка люка должна подниматься усилием одного человека.

В открытом состоянии люков у четырехосных полувагонов должны ложиться на оба упора для чего разрешается наращивать один из упоров приваркой прокладки или наплавлять поверхности упора с последующей механической обработкой на величину до полного прилегания крышки люка.

При ремонте запорного механизма детали независимо от технического состояния снимают, тщательно проверяют. Изношенные детали запорного механизма восстанавливают наплавкой до чертежных размеров.

Скобы запорных механизмов, установленные на заклепках при необходимости восстановления размеров отверстий снимают с вагона. Местные зазоры между крышкой люка и плоскостью ее прилегания допускается не более 4 мм. Для устранения зазоров более 4 мм разрешается приварка не более одной планки на запорных угольниках крышек люков толщиной не более 12 мм шириной 50 мм длиной от 60 до 100 мм и наложением бокового и торцового сварных швов.

Вновь изготовленные запорные секторы должны быть стальные литые или цельноштампованные.

В рабочем состоянии зазор между литым пальцем запорного сектора и скобой запорного механизма должен быть от 5 до 14 мм, а при секторе другой конструкции от 6 до 14 мм. При этом детали запорного механизма должны плотно прилегать друг к другу.

Крепление скобы «лома» и кронштейна для подтягивания полувагона должны быть типовыми. Изменения размеров скобы и кронштейна не допускается.

3.5 Ремонт двери полувагонов

Вертикальный прогиб верхней обвязки по всей длине вагона более 50 мм устраняют правкой или заменой части верхней обвязки в месте дефекта.

Вмятины и изгибы верхних листов, поперечных балок более 30 мм устраняют правкой.

Трещины или изломы в деталях порога торцовых дверей длиной до 150 мм каждой заваривают с постановкой накладок.

Торцевые двери после ремонта должны соответствовать следующим техническим требованиям:

Сплошной или клиновидный зазор в местах прилегания боковых обвязок к угловым стойкам в закрытом положении двери, должен быть не более 5 мм; разность диагоналей створки допускается не более 7 мм; местные зазоры между нижней обвязкой и порогом, допускаются не более 6 мм.

Разрешается:

Приварка усиливающей планки переднего угольника обвязки крышки люка;

Приварка трещин в сварных швах;

Заварка трещин в сварных швах;

Заварка трещин в листе крышки люка, длиной не более 100 мм и в количестве не более двух;

Приварка запорных угольников.

Крепление дверей и дверных валиков должно быть типовое и выполнено по чертежам завода-изготовителя.

Валики должны иметь предохранительные скобы для предотвращения выпадения их при разгрузке полувагонов на вагоноопрокидывателе.

Отсутствующие двери заменяют новыми или отремонтированными.

4 Механизация ремонта полувагонов

4.1 Поворотный кондуктор для ремонта крышек люков полувагонов сваркой

4.1.1 Назначение

Установка и закрепление крышки люка в по­ложении, удобном для производства сварочных ра­бот.

4.1.2 Краткое описание

Станина 1 (рис. 31) кондуктора сварена из уголков размером 75 X 75 X 10 мм. В верхней час­ти станины укреплены подшипники 2, служащие опорой для цапф поворотной балки 3. На балке ук­реплен поворотный стол 4, который оборудован двумя откидными винтовыми зажимами 8 для за­крепления ремонтируемой крышки люка.