Иерархия власти в ссср и их пространственная структура. Тайны статистики ссср: что не так с официальными цифрами советского периода Начальники статистического управления ла ссср

Совершив октябрьскую революцию, большевики оказались перед достаточно большой проблемой - как управлять государством. Все теоретические изыскания в этом вопросе оказались весьма ущербны, и представляли собой умозрительные предположения, как и что должно быть. Но на деле все эти теории оказались не жизнеспособны.

Первым, что сделали большевики после национализации - создали органы рабочего контроля, которые должны были перерасти в рабочее управление народным хозяйством. Но жизнь развеяла эти иллюзии. Для управления государственной народно- хозяйственной системой требовались специалисты.

Малограмотные дилетанты с революционным прошлым не могли справиться с поставленными задачами. В результате длительных поисков, была создана система управления государством, которая и просуществовала до перестройки, фактически развалив государство.

При всех заявлениях и закреплениях конституционных норм, система управления в СССР была административно -командной. Государство в лице коммунистической партии, и в частности Генерального Секретаря ЦК КПСС, старалось контролировать всё и вся.

Официально в СССР существовали четыре ветви власти. Первой номинально считалась представительная, второй административная, третьей контрольная и самая главная - политическая.

Высшим координационным органом всех властей административной, представительной, контрольной и политической было Полит Бюро ЦК КПСС.

Основу составляли советы народных депутатов, разных уровней, от местного до Верховного Совета и их органы управления, которые формировали исполнительную власть.

Высшим органом представительской власти был Верховный Совет СССР, который избирался на четыре года, и выбирал Президиум Верховного Совета СССР в составе Председателя и пятнадцати его заместителей, избирал судей Верховного Суда, назначал Совет Министров СССР и Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, который представлял законодательную власть.

Члены комиссий Верховного Совета и другие функционеры выбирались из числа депутатов.

Президиум Верховного Совета СССР руководил страной между сессиями Верховного Совета СССР, которые обычно созывались два раза в год для утверждения подготовленных законодательных актов.

Политическую власть возглавлял Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС, у которого в подчинении были секретари ЦК курирующие конкретные сферы государства.

Начиная с Хрущёва, Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Генеральный Секретарь КПСС, что послужило окончательной концентрацией власти в одних руках.

Контрольная власть не имела конкретного высшего руководителя. В каждом подразделении этой власти был свой руководитель Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного Суда и Председатель Комитета народного контроля.

Административную власть возглавлял Председатель Совета Министров, который был номинально главою государства и управлял государственными структурами сверху вниз.

Между тем параллельно с государственными структурами, существовала политическая власть, которая контролировала все структуры государственной власти. При этом она не несла ответственности за выполнение решений. Вся ответственность ложилась на власть исполнительную.

Так на уровне города, главою города был Председатель исполкома - осуществляющий исполнительную власть.

Городской Совет депутатов - был отражением законодательной власти, формировал городские исполнительные структуры, и принимал законы городского уровня в рамках законов СССР Волкогонов Д.А. "Триумф и трагедия", книга 2, часть 2, М., 1989. С. 68..

Секретарь городского комитета коммунистической партии контролировал работу Председателя городского исполкома и всех остальных городских органов власти.

Эта особенность, когда политическая партия подменяет собою государство, и привела к краху СССР.

6 статья Конституции 1977 г. провозглашала, что Коммунистическая партия Советского Союза является «ядром политической системы».

За этой, как уже отмечалось выше, абсолютно неправомерной формулировкой, скрывалось реальное явление - дублирование всей системы управления партийным аппаратом. На высшем уровне жизнь КПСС определяли не съезды КПСС, как полагалось по Уставу КПСС, а члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, руководители отделов и секторов аппарата ЦК КПСС. Руководители КПСС были и руководителями государства. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев стал с 1977 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР, член Политбюро КПСС А.Н. Косыгин - Председатель Совета Министров СССР. Членами Политбюро были министры - иностранных дел: А.А. Громыко; обороны - А.А. Гречко; Председатель КГБ - Ю.В. Андропов.

Все руководители высшего партийного звена обладали возможностью напрямую вмешиваться в деятельность всех ветвей государственной власти. Структура аппарата ЦК по сути дублировала органы исполнительной, законодательной и судебной властей, а также детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, культурой и идеологией.

Вместе с тем, КПСС была единственной партией, партией массовой

Таблица 1. Численный состав КПСС Волкогонов Д.А. "Триумф и трагедия", книга 2, часть 2, М., 1989. С. 79.

Членство в КПСС было необходимым условием для служебной карьеры в армии, правоохранительных органах, государственном аппарате, в ряде отраслей так называемых «общественных наук» Воронин А.В. История Российской Государственности: Учебное пособие. - М., 2004, С. 31c..

КПСС была строго централизованным и эффективным институтом государственно-партийного управления, присутствовавшим на всех его этапах - от школы, заводского цеха или отделения колхоза до министерств, Совмина и Президиума Верховного Совета СССР. В многомиллионной КПСС существовала четкая иерархия. Ее высший уровень представляли руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупнейших министерств - обороны, внутренних дел, МИДа, секретари обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. Туда же входили министры, заместители министров и члены коллегии министерства и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, являющиеся членами и кандидатами в члены ЦК и ЦКК КПСС (26*). Добавим к этому перечню тот слой управленцев, который обладал реальной властью на местах - это заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик.

Этот слой составлял, по нашим подсчетам, менее тысячи человек в Москве и около 3 тысяч человек по всему Советскому Союзу - директоров крупнейших промышленных предприятий, командующих местными военными округами и крупными воинскими частями, начальников управлений КГБ.

Характерная черта властной элиты на этом этапе истории - ее замкнутость. Она пополнялась только специфически номенклатурными методами.

В условиях однопартийной системы и жестко контролируемого политического поведения граждан страны выборы в Советы всех уровней - от поселкового до Верховного Совета СССР - служили только ширмой, прикрывавшей фактически назначение по тому же номенклатурному принципу на должности депутатов Советов. Выборы были безальтернативными - один кандидат на одно место; участие в выборах было фактически обязательным для граждан.

Эта политическая конструкция выборов-назначений, сложившаяся в 30-е гг., становилась в обществе посмешищем в 70-е гг. из-за несомненного и очевидного несоответствия демократическим процедурам. Замкнутость властной элиты, ее практическая несменяемость и неподконтрольность, устойчивость господствующего партийно-государственного номенклатурного слоя, именовавшаяся в годы правления Брежнева «заботой о кадрах», рождали общественное недовольство, провоцировали противоречия внутри государственного аппарата, в партийных организациях, в обществе.


«Центральное статистическое управление СССР, куда я пришел на работу в сентябре 1972 года, занималось сбором и обработкой экономической информации по всем отраслям народного хозяйства. Сведения, которые отражали положительные сдвиги в развитии страны, ежегодно публиковались в сборнике «Народное хозяйство СССР». Иначе было со сведениями о неблагополучных тенденциях в обществе и экономике. Они, как правило, засекречивались или, если это было невозможно, фальсифицировались. Последнее особенно касалось показателей роста валового национального продукта, национального дохода, зарплаты и реальных доходов населения. В составе ЦСУ существовало специальное управление межотраслевого баланса, возглавляемое М. Р. Эйдельманом, которое непосредственно отвечало за проведение этих фальсификаций.
ЦСУ выпускало три типа статистических сборников - открытые (для всего народа - с полным набором умолчаний и фальсификаций), для служебного пользования (тираж около 1000 экземпляров - с меньшим набором умолчаний и фальсификаций, с некоторыми международными сопоставлениями), секретные (20–30 экземпляров, для высшего политического руководства, почти без умолчания и фальсификации, читать его запрещалось даже работникам ЦСУ). Такая трехэтажная статистика наводила на печальные размышления - в стране неблагополучно, правду об этом могут знать только три десятка человек. Охранять информацию в ЦСУ был призван спецотдел, состоявший из кагэбэшников, имевших стукачей по всей организации.
Моя работа в отделе капиталистических стран сводилась к изучению иностранных экономических и статистических сборников и журналов, сбору информации и приведению ее в сопоставимый с советскими данными вид. Я отвечал за сбор информации по труду, заработной плате и доходам в капиталистических странах. Подготовленные мной данные шли в сборник международных сопоставлений СССР с другими странами мира. Собранные мною сведения по зарплате и доходам, если они сравнивались с данными по СССР, я был обязан представлять в Управление межотраслевого баланса, где мои сведения пересчитывались (а точнее «корректировались») с помощью фальсифицированных индексов и коэффициентов, чтобы придать данным по капиталистическим странам менее благополучный вид.
Самое интересное, что эти фальсификации по показателям зарплаты и доходов применялись и в том случае, если данные шли в секретные сборники для высшего руководства страны. Удивленный этим фактом, я как-то раз спросил у начальника нашего отдела Льва Марковича Цирлина: «Для чего это делается, ведь наверху следует знать правду?» На что он мне довольно цинично ответил: «Они сами так хотят. Они искренно верят, что советские люди живут не хуже, чем американские. Они недовольны, когда их лишают иллюзий». Цирлин был по-настоящему интересной личностью, в немецком рейхе ему непременно бы дали звание «ценный еврей». Во время войны Цирлин возглавлял статистическое ведомство оккупированной Германии, а после войны подготовил целую школу таких же, как он, циничных статистиков-профессионалов. Он не был стяжателем, жил достаточно скромно среди старых статистических сборников, которые знал досконально. Цирлину, конечно, докладывали о моём критическом взгляде на «еврейское избранничество», и тем не менее ко мне он относился с симпатией. Рассказывал о встречах с Берией, маршалом Жуковым, Косыгиным (о двух последних очень положительно). Однажды я подготавливал данные для секретной записки в Политбюро по труду и зарплате в капиталистических странах. Собрал материал страниц на 30. Увидев мой труд, Цирлин сказал: «Сократи до четырех страниц! Большие и обстоятельные доклады они не любят, предпочитают маленькие записки». Слово «они» Цирлин произносил с особой интонацией, разумея, конечно, членов Политбюро. Помню также, как в одну из записок, которая шла в Политбюро, я должен был вставить две своих цифры, но, прочитав ее, счел халтурой, о чем откровенно сказал Цирлину. «А! - С ленивой досадой заявил Цирлин, - Они все примут!»
В ЦСУ я впервые столкнулся с мощной и влиятельной, даже не еврейской, а настоящей сионистской «партией», от которой зависела вся внутренняя жизнь нашего учреждения. Большую часть самых заметных должностей занимали евреи. «Сионистская партия» была структурирована в партийную организацию КПСС. Формальным лидером «сионистской партии» был Лев Маркович (Лейба Мордкович) Володарский, родной брат известного еврейского большевика. Володарский занимал пост первого заместителя начальника ЦСУ СССР В. Старовского, но из-за болезней начальника фактически исполнял его обязанности. Негласным лидером «сионистской партии» была зав. библиотекой Ниса Александровна Елисаветская, дочь старого еврейского большевика, чекиста. Она люто ненавидела всякое проявление русского чувства, что даже проявлялось в подборе фондов библиотеки.
В ней невозможно было найти классические сочинения русских статистиков, зато в огромном количестве присутствовала западная литература. Крупный русский статистик профессор Введенский заметил эту особенность библиотеки ЦСУ и после своей смерти завещал в ее фонды свою личную библиотеку в несколько тысяч томов, где исчерпывающим образом были представлены русские статистики. Елисаветская и Володарский приказали уничтожить подаренную библиотеку Введенского и пустили ее под нож специальной машины. Несколько сотрудников (в том числе и я) сумели вытащить отдельные тома этой библиотеки из контейнера машины. Это - редчайшие сочинения первой половины XIX века. Этот величайший акт варварства по отношению к русской культуре осуществлялся не в 1918 году, а в 1974-м - на глазах у сотен сотрудников ЦСУ.
Пользуясь редкими возможностями ЦСУ СССР, я стал собирать статистические материалы о движении населения России с начала XIX века до нашего времени. В моем распоряжении были закрытые статистические сборники и консультации ведущих статистиков. Сначала я произвел подсчеты общей численности населения, его естественный прирост и естественную убыль, а затем предпринял подсчет числа человеческих потерь, понесенных страной в результате социально-экономических экспериментов еврейских большевиков последних шестидесяти лет. Год за годом, начиная с 1917-го до середины 70-х годов, я исчислил прирост и естественную убыль населения, исходя из нормальных условий развития. Получились внушительные ряды цифр, итоги которых упрямо и намного не сходились с публикуемыми в отдельные годы официальными данными численности и естественного прироста населения страны. Суммированное по всем годам расхождение и составляло общую сумму человеческих потерь.
По моему подсчету, общее число лиц, умерших не своей смертью от массовых репрессий, голода, эпидемий, войн, [не считая узаконенных большевиками ] составило за 1918–1955 годы более 87 млн. человек. Из них я вычел число лиц, умерших от голода, эпидемий и в результате военных действий. Оставшиеся 48 млн. человек, выходит, погибли в результате репрессий в местах заключения и ссылках. Причем сегодня уже понятно, что погибла не просто часть населения, а лучшая его часть - самые активные и трудолюбивые представители коренного крестьянства, а также потомственная интеллигенция - главные носители накапливаемой веками материальной и духовной культуры страны. Подробнее, как я определил людские потери среди крестьянства в довоенный период. По официальным источникам известно, что численность сельского населения страны в 1917 году равнялась 118 млн. человек, а в 1939 году составила 114 млн. Но за период с 1917 по 1939 год в деревне родилось еще 94 млн. человек, то есть к 118 млн., жившим в 1917 году, я добавил эти 94 млн. человек. А из полученного итога вычел число умерших по естественным причинам (50 млн.) и количество уехавших в город (20 млн.). После этих вычетов и получается гигантская цифра - 28 млн. человек, умерших не своей смертью. Это и есть людские потери крестьянства в годы Гражданской войны, насаждения колхозов и раскулачивания, погибших в ссылках и лагерях, при подавлении восстаний, в пересыльных пунктах, умерших от голода и эпидемий. Итак, за 1918–1955-е годы не своей смертью умерло около 87 млн. человек (в 12 раз больше, чем в дореволюционной России за такой же период времени), или каждый пятый человек, когда-либо живший в нашей стране после революции. Для сравнения скажем, что за 1861–1917 годы удельный вес лиц, умерших не своей смертью, был менее двух процентов, а во Франции, Италии, Великобритании, США в 1928–1960-е годы - менее одного процента.
Однако кроме умерших не своей смертью в убыль страны пошло 5 млн. жителей, покинувших Россию после 1917 года. Но и это еще не полная сумма человеческих потерь. Ведь насильно выведенные из жизни люди могли иметь детей и внуков и продолжать человеческий род. Самые заниженные подсчеты подсказывают, что «недобор» рождений и «эхо» недобора рождений составит 64 млн. человек. А всего, если сплюсовать число лиц, умерших не своей смертью, покинувших родину, а также число детей, которые могли бы родиться у этих людей, то общий людской ущерб страны составит 156 млн. человек (нынешняя численность населения Англии, Франции, ФРГ, вместе взятых). Таким образом, при ином стечении исторических событий в нашей стране к середине 70-х годов могло бы жить не 290 млн. человек, как это было фактически, а не менее 400–430 млн. человек.
Летом 1977 года я несколько раз приходил на Волхонку, в дом Института экономики, напротив того места, где раньше стоял храм Христа Спасителя, консультировался с видным демографом Борисом Цезаревичем Урланисом. Надо отметить, что он не очень-то удивился моим расчетам, а при расставании уронил: «Кому это сейчас нужно? Спрячьте подальше и никому не показывайте, в нашем веке они не пригодятся»...»

Старовский Владимир Никонович – начальник Центрального статистического управления при Совете Министров СССР.

Родился 20 апреля (3 мая) 1905 года в селе Помоздино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Усть-Куломский район Республики Коми) в семье учителя.

Трудовую деятельность начал в 1919 году делопроизводителем и статистиком Усть-Сысольского уездного статбюро. В 1921-1923 годах – помощник, заместитель заведующего облстатбюро в Сыктывкаре. В 1926 году окончил факультет советского права 1-го Московского государственного университета, а в 1930 году – аспирантуру Института экономики Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Одновременно работал статистиком ВСНХ СССР (1924-1925 годы), статистиком и научным сотрудником Центрального статистического управления СССР (1926-1930 годы). В 1930-1931 годах - научный сотрудник экономико-статистического сектора Госплана СССР. С 1931 года в аппарате Центрального управления народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР: научный сотрудник (1931-1932 годы), заместитель начальника отдела кадров (1932-1936 годы), консультант начальника (1936-1937 годы), заместитель начальника бюро Всесоюзной переписи населения (1937-1939 годы). В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1939-1940 годах – заместитель начальника, а в 1940-1941 годах – начальник ЦУНХУ Госплана СССР.

В марте 1941 – августе 1948 года – управляющий Центральным статистическим управлением (ЦСУ) и одновременно заместитель председателя Госплана СССР.

В августе 1948 – августе 1975 года – начальник Центрального статистического управления (ЦСУ) при Совете Министров СССР. В ноябре 1957 – августе 1975 года входил в состав Совета Министров СССР. Являлся одним из долгожителей советского правительства – непрерывно руководил ЦСУ на протяжении 35 лет.

Автор научных трудов по теоретическим проблемам статистики, математической статистике и статистике населения. При этом зарекомендовал себя как противник передовых методов управления и учёта с использованием ЭВМ и современных методик.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1975 года за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством и в связи с семидесятилетием со дня рождения Старовскому Владимиру Никоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС с 1961 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го - 8-го созывов (1962-1974).

С августа 1975 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения.

Доктор экономических наук (1940), профессор (1934). Член-корреспондент Академии Наук СССР (1958).

Википедия: Центральное статистическое управление - советский государственный орган, занимавшийся сбором статистики.
До 1917 года - Статистический совет и Центральный Статистический комитет при Министерстве внутренних дел.
Декретом Совета Народных Комиссаров от сентября 1918 года «О местных статистических учреждениях» губернские статкомитеты прекращали свою деятельность.
Предыдущие названия и подчиненность:
1918-1923 - Центральное статистическое управление РСФСР (ЦСУ РСФСР)
образовано Декретом Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918 года «О государственной статистике»
1923-1926 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Народных Комиссаров СССР
1926-1930 - Центральное статистическое управление СССР (ЦСУ СССР)
1930-1931 - Экономико-статистический сектор (ЭСС) Госплана СССР
1931 - Сектор народно-хозяйственного учета Госплана СССР
1931-1941 - Центральное управление народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ) Госплана СССР
В соответствии с постановлением СНК СССР от 10 марта 1932 года, утвердившее Положение о республиканских, областных (краевых) органах народнохозяйственного учета, управления народнохозяйственного учета союзных и автономных республик, краев и областей, районные и городские инспектуры народнохозяйственного учета находились в непосредственном подчинении ЦУНХУ Госплана СССР.
Директивы и задания, исходящие от ЦУНХУ Госплана СССР, являлись обязательными для всех статистических органов. Тем самым, была создана единая общесоюзная система органов народнохозяйственного учета.
1941-1948 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) Госплана СССР
1948-1987 - Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Министров СССР
постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1948 года №3018 «О преобразовании ЦСУ Госплана СССР в Центральное Статистическое управление при Совете Министров СССР»
1987-1991 - Государственный комитет СССР по статистике
В настоящее время Федеральная служба государственной статистики:
Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике включен в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике включен в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 №651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Российское статистическое агентство.
Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1999 №1600 «О преобразовании Российского статистического агентства в Государственный комитет Российской Федерации по статистике» образован Госкомстат России
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» установлено, что руководство Федеральной службой государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Росстат передан в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.
Основные задачи и функции:
Законом СССР от 19 декабря 1963 №2000-VI определено, что Начальник Центрального статистического управления при Совете Министров СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70).
Всю свою деятельность ЦСУ СССР осуществляло через ЦСУ союзных республик и местные органы государственной статистики: статистические управления автономных республик, краев и областей, районные (городские) информационно-вычислительные станции (центры) и инспектуры государственной статистики.
ЦСУ СССР утверждает общесоюзный минимум показателей статистической отчетности для всех отраслей народного хозяйства и формы статистической отчетности для предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему министерств и ведомств СССР, а также для колхозов и издает инструкции по их заполнению.
В настоящее время Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее - статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.
Росстат располагается в здании Центросоюза, построенном по проекту архитектора Ле Корбюзье в 1928-1933 годах, памятнике Всемирного наследия.
Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:
представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;
разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.