Газ 53 будка масса. Заправочные емкости и нормы. Колеса и шины

Одним из самых популярных советских послевоенных грузовиков стал ГАЗ-51 или, как называли его шофёры, - «газон». Выпущенный в 1946 году, этот 2,5-тонный автомобиль стал основой многочисленных специализированных машин - самосвалов, седельных тягачей, фургонов, автоцистерн, автокранов и автобусов. Однако время шло, и завоевавший всенародную любовь грузовичок постепенно сдавал свои позиции - стране требовалась более мощная, более грузоподъёмная и более скоростная машина.

Прежде всего, для нового грузовика потребовался современный двигатель. Тот, которым оснащался «газон», - рядный, шестицилиндровый 70-сильный, - ГАЗ-11 выпуска 1940 года уже не мог удовлетворить требованиям к 4-тонному грузовому автомобилю будущих десятилетий. Наиболее перспективным способом повышения его мощности и улучшения экономичности могло стать увеличение степени сжатия горючей смеси в цилиндрах двигателя, однако отсутствие в стране высокооктанового бензина не позволяло воспользоваться этим способом.

Конструкторы ГАЗа, воспользовавшись открытием специалистов Института химической физики АН СССР, создали двигатель с факельным зажиганием ГАЗ-51 Ф. В цилиндры этого мотора подавалась обеднённая смесь, которая поджигалась мощным факелом, возникавшим при сгорании в форкамере небольшого количества переобогащённой смеси. Выброс в камеру сгорания цилиндра раскалённых газов приводил к созданию особой турбулентной структуры, в которой происходила лавинная активация горения. Этот процесс позволял сдвинуть порог детонации бензина А-66 и увеличить степень сжатия в цилиндрах с 6,2 до 6,8, соответственно подняв мощность мотора с 70 до 85 л.с. При этом существенно улучшилась динамичность грузовика и его экономичность.

Двигатель ГАЗ-51 Ф выпускался с 1961 по 1966 год и был снят с производства по причине архаичной довоенной концепции рядного шестицилиндрового нижнеклапанного мотора ГАЗ-11.

На смену рядной «шестёрке» заводские специалисты начали проектировать V-образный восьмицилиндровый мотор, подобный тому, которым была оснащена легковая ГАЗ-13 «Чайка» выпуска 1959 года. Правда, для нового грузовика создавался мотор с несколько меньшим рабочим объёмом (4,254 л) и мощностью (115 л.с.) в соответствии с техническим заданием на разрабатываемый автомобиль. Интересно, что многие детали и узлы «восьмёрки» были такими же, как у мотора «Волги» ГАЗ-21 - в частности, «мокрые» гильзы цилиндров и их головки, поршни, шатуны и многое другое. К слову, в отечественном автостроении это был первый случай установки двигателя такого типа на грузовой автомобиль.

При создании силовой установки для нового грузовика широко использовались алюминиевые сплавы, из которых изготавливались основные корпусные детали - блок цилиндров, головки, крышка распределительных шестерён, корпус масляного насоса, корпус привода распределителя, поршни, впускная труба и патрубки термостата, что позволило существенно снизить массу мотора. Серийный выпуск двигателя осуществлялся Заволжским моторным заводом (ЗМЗ).

Процесс становления нового грузовика оказался, на удивление, затяжным. Поначалу завод выпускал машину, отличавшуюся от ГАЗ-51 А разве что кабиной. Далее небольшой серией выпустили модификацию с двигателем с форкамерным зажиганием ГАЗ-51 Ф. С 1964 по 1965 год выпускался ГАЗ-53 грузоподъёмностью 3 тонны, и уже с 1965 года был развёрнут выпуск четырёхтонной базовой модели ГАЗ-53 А.

Интересно отметить, что при этом с 1966 по 1978 год выпускалась длиннобазная модификация ГАЗ-52-ОЗ грузоподъёмностью 2,5 тонны, а с 1975 по 1989 год - и короткобазная той же грузоподъёмности с шестицилиндровым рядным 75-сильным мотором. Ставший, по сути, аналогом ГАЗ-51, ГАЗ-52-04 предназначался для сельских районов, где эксплуатация машин с \/-образной «восьмёркой» была затруднительной.

Освоение в производстве нового автомобиля ГАЗ-53А также осуществлялось постепенно - с 1964 по 1965 год выпускалась трёхтонная версия этого грузовика, а с 1965 года началось производство базового автомобиля - четырёхтонного, длиннобазного, с восьмицилиндровым \/-образным двигателем.

1-восьмицилиндровый V-образный двигатель ЗМЗ-53;

2-передняя рессорная подвеска;

3-передняя ось;

4-механизм сцепления;

5-коробка переключения передач;

6-центральный трансмиссионный тормоз;

7-карданная передача;

8-вакуумный усилитель тормозов;

9- задняя рессорная подвеска;

10 -задний ведущий мост;

11-рама автомобиля;

12-рулевое управление.

В целом грузовой автомобиль ГАЗ-5ЗА представлял собой вполне современный для того периода грузовик с улучшенной (по сравнению с ГАЗ-51) подвеской, гипоидной главной передачей, с упоминавшимся уже восьмицилиндровым мотором и с просторной и комфортабельной цельнометаллической кабиной с панорамным лобовым стеклом. В отличие от предыдущих моделей, кабина имела отопительное устройство с вентилятором, обеспечивавшим обдув лобового стекла, стеклоочистители с вакуумным приводом, работавшие от специального насоса, а также поворотные форточки и опускные стёкла на дверях. Помимо этого, машина имела новую четырёхступенчатую КПП с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах; её бесшумность и долговечность достигались за счёт использования косозубых шестерён постоянного зацепления на второй и третьей передачах.

Впервые в отечественном автопроме на грузовике стал использоваться кулачковый дифференциал заднего моста, что повышало проходимость и устойчивость машины на плохих и скользких дорогах. Была также улучшена подвеска грузовика за счёт нового способа крепления концов рессор с помощью резиновых подушек.

КОНСТРУКЦИЯ ГАЗ-53А

Автомобиль имел жёсткую раму с семью поперечными балками. В передней части рамы на двух продольных полуэллиптических рессорах закреплялась кованая стальная передняя ось, на концах которой с помощью шкворней присоединялись поворотные кулаки с цапфами. На последних через конические роликовые подшипники устанавливались ступицы колёс. В переднюю подвеску помимо рессор включались также телескопические гидравлические амортизаторы.

Сзади рама опиралась на балку ведущего моста через пару продольных полуэллиптических рессор, соединённых с рамой через резиновые подушки. Помимо этого, задняя подвеска имела дополнительные рессоры-подрессорники, которые вместе с основными рессорами крепились с помощью стремянок к площадкам полуосевых рукавов.

В задней части рамы устанавливалось буксирное устройство с упругим резиновым элементом. Запасное колесо укреплялось на откидном кронштейне с левой стороны рамы.

Двигатель автомобиля ГАЗ-5ЗА с рабочим объёмом 4,25 л при диаметре цилиндров 92 мм и ходе поршней 80 мм развивал мощность 115 л.с. при частоте вращения коленвала 3200 об/мин (с ограничителем). Блок-картер мотора с двумя рядами цилиндров, расположенных V-образно с углом развала 90 градусов, отливался из алюминиевого сплава АЛ-4. Снизу на картере через пробковую уплотняющую прокладку закреплялся стальной штампованный поддон.

В отверстиях внутренних перегородок секций блока устанавливались легкосъёмные чугунные «мокрые» гильзы цилиндров. В верхние их части запрессовывались вставки из антикоррозионного чугуна. Между наружными стенками блока и стенками вставных гильз была водяная рубашка охлаждения мотора.

На верхней плоскости обеих секций блока через асбестовые, графитизированные, со стальным каркасом прокладки устанавливались головки из алюминиевого сплава АЛ-4, закреплённые гайками на шпильках. В головках располагались камеры сгорания полукпинового типа, клапанный механизм, а также впускные и выпускные каналы. Свечи зажигания находились сбоку, в отверстиях в головках.

Поршни облегчённого типа изготавливались из высококремнистого алюминиевого сплава; конусная юбка поршня лужёная, овального профиля с несквозными разрезами. Каждый из поршней комплектовался двумя компрессионными и одним маслосъёмным кольцом.

Шатуны со стержнем двутаврового сечения были откованы из стали 45Г2; в верхней головке каждого запрессовывались бронзовые втулки, а нижняя головка со сталеалюминиевыми вкладышами снабжалась съёмной крышкой.

Пятиопорный коленчатый вал отливался из специального чугуна и оснащался противовесами. Коренные и шатунные шейки вала - полые. В щёках и шейках вала были просверлены смазочные каналы.

На автомобиле устанавливалось сухое однодисковое сцепление с периферийно расположенными пружинами и с механическим приводом включения от шарнирно закреплённой в полу педали. Последняя фиксировалась на валике, установленном на кронштейне, а тот, в свою очередь, приваривался к раме. Рычаг, соединённый с валиком, с помощью регулируемой тяги стыковался с рычагом выключающей вилки.

Автомобиль ГАЗ-5ЗА (и ГАЗ-5ЗФ) комплектовался трёхходовой четырёхступенчатой коробкой передач с постоянным зацеплением шестерён на второй и третьей передачах. Включение третьей и четвёртой передач производилось синхронизатором, а второй - зубчатой муфтой.

Задний ведущий мост грузовика состоял из главной передачи, дифференциала и полуосей, смонтированных в литом картере из ковкого чугуна. Главная передача - с гипоидным зацеплением, обеспечивающим улучшенную плавность работы, повышенную прочность зубьев и их высокую износоустойчивость. Дифференциал - с коническими шестернями.

Ведущие полуоси - полностью разгруженные. Фланцы внешних концов полуосей со ступицами колёс соединялись шпильками с гайками.

1 -контрольная лампа дальнего света фар;

2-амперметр;

3-спидометр;

4-указатель температуры охлаждающей жидкости;

5-включатель стеклоочистителя;

6-включатель вентилятора отопителя;

8-рукоятка внутреннего люка отопителя;

9-рукоятка люка воздухопритока;

10-кнопка ручного управления дроссельными заслонками карбюратора;

11 -замок зажигания и включения стартёра;

12-кнопочный автоматический предохранитель;

13-сигнальная лампа указателя поворота;

14-сигнальная лампа указателя давления масла;

15-сигнальная лампа дальнего света фар;

16-сигнальная лампа указателя зарядки аккумулятора;

17-сигнальная лампа указателя перегрева двигателя;

18-выключатель лампы плафона;

19-кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора;

20-переключатель указателей поворотов;

21 -кнопка звукового сигнала;

22-рулевое колесо;

23-рукоятка управления жалюзи радиатора;

24-рукоятка управления замком капота;

25-педаль насоса омывателя лобового стекла;

26-ножной переключатель света;

27-педаль сцепления;

28-педаль тормоза;

29-рычаг переключения передач;

30-педаль «газа»;

31 -рычаг стояночного тормоза.

Рулевой механизм был выполнен в виде пары «глобоидный червяк - трёхгребневый ролик». Последний поворачивался на двух игольчатых подшипниках, а рулевой вал в колонке - на шарикоподшипниках. Картер рулевого механизма закреплялся болтами и гайками на левой балке рамы. Поперечная тяга с помощью навёрнутых на неё наконечников с установленными в них сухарями, подпятниками и пружинами соединялась с полушаровыми пальцами рулевых рычагов обоих опорных кулаков. Для смазки шарнирных сочленений предусматривались имеющиеся в них пресс-маслёнки. Максимальный угол поворота колёс ограничивался регулировочными болтами, ввёрнутыми в рычаги поворотных кулаков.

Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ-53А:

Длина, мм……………………………………………………………………………………………….6395

Ширина, мм……………………………………………………………………………………………2380

Высота, мм……………………………………………………………………………………………..2270

База, мм………………………………………………………………………………………………….3700

Колея спереди/сзади, мм…………………………………………………………………1630/1690

Клиренс, мм……………………………………………………………………………………………..265

Собственная масса, кг…………………………………………………………………………….3250

Грузоподъёмность, кг……………………………………………………………………………..4000

Полная масса, кг……………………………………………………………………………………..7400

Максимальная скорость, км/ч……………………………………………………………………..80

Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/ч, л/100 км………………24

Двигатель…………………………………………………………………………………………..3м3-53

Рабочий объём, л……………………………………………………………………………………..4,25

Степень сжатия………………………………………………………………………………………….6,7

Максимальная мощность, л.с…………………………………………………………………….115

Ёмкость топливного бака, л………………………………………………………………………..90

Следует отметить, что автомобили ГАЗ-5ЗА, ГАЗ-52003 и ГАЗ-52-04 стали основой десятков самых различных модификаций - на базе этих грузовиков на Курганском автобусном заводе собирались 28-местные автобусы КАвЗ-685, на Саранском автозаводе - автомобили-самосвалы САЗ-3503 и САЗ-3504, на Горьковском заводе специализированных автомобилей - автомобиль-фургон ГЗСА-891, на Черкесском заводе холодильного машиностроения - автомобиль-рефрижератор 1АЧ, на Арзамасском заводе коммунального машиностроения, Грабовском заводе специализированных автомобилей и Волгоградском заводе нефтяного машиностроения, а также на многих других предприятиях - автоцистерны самого различного назначения. Помимо этого на базе «газиков» выпускались седельные тягачи, автокраны и мусороуборочные автомобили.

В 1984 году автомобиль прошёл основательную модернизацию и получил новое обозначение - ГАЗ-53-12. Машина отличалась повышенной до 4,5 т грузоподъёмностью, улучшенной топливной экономичностью и увеличенной до 120 л.с. мощностью двигателя, а также несколько иной облицовкой передней части кабины. Помимо этого, были усилены рама, балка заднего моста, задняя подвеска и основание платформы, что увеличило пробег машины до капитального ремонта до 250 000 км.

Грузовики нового поколения ГАЗ-3307 были запущены в серию в 1995 году. Отрадно, что заводские дизайнеры при разработке облика этого грузовика вспомнили о «газоне» - самом популярном автомобиле 1950-х годов и привнесли его черты в свою новую машину. Рассказ об этой машине - в одном из будущих выпусков сайта «Моделист-конструктор.com».

В идео:

Советское автомобилестроение, как и производственная сфера в целом, отличалось массовостью, зачастую в ущерб качеству. Однако ГАЗ 53 можно с уверенностью назвать исключением из этого правила. Четыре миллиона экземпляров нашли свое применение практически во всех сферах деятельности как в СССР, так и за рубежом. Не было ни одного крупного или среднего АТП, завода, совхоза или колхоза автомобильный парк, которого не насчитывал бы несколько единиц ГАЗ 53. Машина экспортировалась во все европейские страны социалистического лагеря, на Кубу, во Вьетнам, Лаос и Северную Корею. Серийное производство стартовало на Горьковском автозаводе в 1961 году, а последний ГАЗ 53 покинул ворота предприятия в 1997 году. Ни одна модель грузового автомобиля, производимых в СССР, не смогла перехватить пальму первенства у ГАЗ 53 по массовости. Изначально конструкторами при проектировании машины были заложены параметры, позволившие максимально удешевив производство, создать надежный грузовик с низкими эксплуатационными расходами. На протяжении всего периода производства, в конструкцию вносились изменения, повышающие потребительские свойства машины, однако в целом машина оставалась неизменной. Главным конкурентом для ГАЗ 53 в своем классе был грузовик ЗИЛ 130 Московского автомобильного завода им. Лихачева, однако по массовости он все-таки проигрывал горьковской модели. Невзирая на массу усовершенствований, и проведенную в 1992 году модернизацию, ГАЗ 53 полностью уступил место более современному ГАЗ 3307 на линиях массового производства к началу 1993 года.

Навигация по статье

Назначение

Основным предназначением ГАЗ 53 является перевозка грузов по дорогам с твердым покрытием на небольшие расстояния. Автомобиль прекрасно показал себя как при работе в городе, так и в условиях сельской местности. Оборудованные под молоковозы, автомобили часто доставляли молоко с животноводческих комплексов, на предприятия по его переработке. Оборудованные жесткими кузовами ГАЗ 53 развозили хлеб, доставляли почтовую корреспонденцию, и даже выполняли роль инкассаторских автомобилей. В коммунальной сфере они выполняли роль мусоровозов и ассенизаторов. Для перевозки ремонтных бригад городских экстренных служб, зачастую в бортовом кузове размещался КУНГ, и оставалось место для размещения ремонтного оборудования. На базе грузовика также было создано несколько разновидностей пожарных машин. В сельском хозяйстве как правило использовались ГАЗ 53 с бортовыми кузовами, на которые монтировались надставные борта, позволяющие перевозить значительные объемы сена, соломы и свежескошенных кормов. Для транспортировки сахарной свеклы и картофеля на шасси устанавливались самосвальные платформы с гидравлическими телескопическими цилиндрами. Бортовые версии машины использовались практически на всех видах строительства и производства. Перевозка продуктов питания и товаров промышленной группы между складами и магазинами была обычной работой для водителей ГАЗ 53. Как и большинство популярных грузовых автомобилей, ГАЗ 53 имел и множество военных специальностей. На базе автомобиля устанавливались инженерное оборудование, системы вооружения и связи. Автомобиль показывал надежную работу как при сильных морозах, так и в летнюю жару. Все агрегаты, узлы и механизмы долгое время безаварийно служили в условиях повышенной запыленности в степных регионах страны. Некоторые модификации машины специально адаптировались под определенные условия эксплуатации.

Модификации

Как и многие другие события в жизни большой страны выпуск ГАЗ 53 приурочивался к важному событию – 22-му съезду КПСС, проходившему в 1961 году. Однако работы по созданию специально для новой модели 8-ми цилиндрового силового агрегата еще не закончились. Поэтому на новый ГАЗ 53 пришлось устанавливать привычный, форсированный, рядный шестицилиндровый мотор от ГАЗ 51. В результате первая модификация ГАЗ 53 сразу получила индекс «Ф», что означает «форсированный». Мощность двигателя была доведена до 82 л.с., поэтому пришлось устанавливать усиленное сцепление. Задний мост также был заимствован у ГАЗ 51. Машине явно не хватало мощности и грузоподъемности, а ее выпуск был прекращен в январе 1967 года. В результате множественных доработок впоследствии стали появляться новые модификации машины:

  • ГАЗ-53 – доработанная, и модернизированная базовая модификация автомобиля, выпуск которой был начат в июне 1964 года. Автомобиль получил новый восьмицилиндровый V-образный мотор ЗМЗ-53 (Заволжский моторный завод) мощностью 115 л.с., усиленное сцепление, задний мост с гипоидной передачей, а также облицовку радиатора с нижним расположением фар;
  • ГАЗ-53А – усовершенствованная базовая версия 1964 года, выпуск которой был начат в 1965 году. К основным нововведениям можно отнести установку новой карданной передачи со шлицевым соединением увеличенного размера, усиленной передней оси с повышенной длинной балки (с 1430 до 1490 мм), рулевого механизма обновленной конструкции, амортизаторов повышенной жесткости. В результате проведенной работы грузоподъемность машины возросла с 3-х до 4-х тонн. ГАЗ 53А стал базовым шасси на основе которого самим Горьковским автозаводом было разработано множество различных модификаций, а на других сборочных предприятиях собирались специализированные машины;
  • ГАЗ-53Н – армейская модификация, на которой для увеличения запаса хода по топливу устанавливался дополнительный топливный бак емкостью 105 л. а в специальное оснащение входили предпусковой подогреватель двигателя, оборудование для светомаскировки, лопата, канистра и другое снаряжение;
  • ГАЗ-53-56 – экспортная модификация в исполнении бортового автомобиля. Оснащалась английским дизельным мотором Perkins 4.236 мощностью 90 л.с;
  • ГАЗ5-3-40 – удлинённое шасси под сборку автобусов малого класса КАвЗ-685, САрЗ-685, и ТАрЗ-002, производство которых было развернуто на Курганском, Семеновском (Нижегородская область), и Токмакском (Киргизия) автобусных заводах;
  • ГАЗ-53-50 – экспортный вариант для стран с тропическим климатом;
  • ГАЗ-53-12 – усиленное, модернизированное в 1983 году шасси, под специализированные автомобили для народного хозяйства и армии, производство самосвалов и автобусов. Наряду с оснащением бензиновыми двигателями выпускались экземпляры с газобаллонным оборудованием, работающих на сжиженном газе. Для повышения безопасности дорожного движения, на автомобиле была впервые применена световая автомобильная сигнализация, с включением на щетке приборов.

Кроме более трех десятков серийных модификаций, автомобиль имел ряд экспериментальных образцов, и машин, выпускавшихся отдельными промышленно-опытными партиями:

  • ГАЗ-53К – седельный тягач для роботы с полуприцепами-самосвалами;
  • ГАЗ-53С – бортовой автомобиль с утепленной кабиной с двойными стеклами, отопителем кабины повышенной мощности, АКБ 6-СТ-81ЭМС, противотуманными фарами, и резинотехническими изделиями, выполненными из специальной резины способной выдержать сильный мороз. В системе смазки двигателя и агрегатов применялись морозостойкие марки ГСМ. Автомобиль предназначался для эксплуатации в северных регионах страны (маркировка «С» – северный);
  • ГАЗ-53-17 – автомобиль с двигателем ЗМЗ-53-27 для работы на природном сжиженном газе и бензине. Общее число выпущенных единиц – 47 шт.

Точного количества модификаций и комплектаций автомобиля, пожалуй, нет ни в одном автомобильном справочнике, что лишь подтверждает популярность и распространённость модели.


Технические характеристики

На протяжении всего периода выпуска ГАЗ 53 постоянно модифицировался и изменялся. Годами наибольшей модификации считаются 1964, 1983, и 1992 годы. Базовыми параметрами для большинства модификация являются:

  • Компоновка – заднеприводная, переднемоторная;
  • Колесная формула – 4Х2 с двойной задней ошиновкой колес;
  • Кабина – капотная, цельнометаллическая, двухместная;
  • Габаритные размеры базовой версии – длинна 6395 мм, ширина 2020 мм, высота 2220 мм;
  • Снаряженная масса – 7850 кг;
  • Грузоподъемность – 3000 кг;
  • Коробка передач – механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на 2-й и 3-й передаче;
  • Максимальная скорость движения по шоссе при полной нагрузке – 80 км/ч;
  • Емкость топливного бака – 90 л.


Особенности и эксплуатация

Изначально ГАЗ 53 имел грузоподъемность 2,5 тонны, чего было явно недостаточно. Впоследствии, изменениями, вносимыми в конструкцию автомобиля, удалось поднять ее до 4,5 тонн, но и на этом работы не прекратились. Совместно с сотрудниками НИИАТ (Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, г. Москва) конструкторами завода разрабатывался трехосный грузовик на базе ГАЗ 53 грузоподъемностью шесть тонн. Основным содержанием работ было увеличение рамы и грузовой платформы с установкой дополнительной подъемной оси. При этом предполагалось использовать стандартные узлы и детали, выпускаемые заводом. Было выпущено несколько опытных образцов, однако в серию модель не пошла. По мнению специалистов, удлинённая рама не справлялась с необходимой нагрузкой. Все остальные модификации нашли свое применение в различных отраслях жизнедеятельности. Невзирая на то, что коробка передач требовала при переключении скоростей двойного выжима сцепления, что доставляло неудобства неопытным водителям, бывалые шофёры о машине всегда отзывались с теплотой. Конструкция машины была простой и надежной, а в случае поломки ремонт часто можно было сделать собственными силами.


Видео

Двигатель

На наибольшем количестве модификаций ГАЗ 53 устанавливались моторы ЗМЗ-53.

Основная информация о моторе ЗМЗ-53

  • Производитель – Заволжский моторный завод, г. Заволжье, Нижегородской области;
  • Тип – бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, с водяным охлаждением;
  • Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
  • Рабочий объем – 4250 см3;
  • Мощность – 115 л.с;
  • Степень сжатия – 7,6;
  • Экологический класс по современной классификации – Евро-0.


Цена

Купить ГАЗ 53 с пробегом у частых лиц и организаций можно за 50 тыс. руб. Бортовая версия в хорошем техническом состоянии начала девяностых в среднем продается за 100 тыс. руб. Стоимость автомобилей с установленными гидроподъемниками и другой технической оснасткой может доходить до 700 тыс. руб.

ГАЗ 53 выпускался более тридцати лет и завоевал огромную популярность среди населения нашей страны. С начала выпуска модель постоянно модернизировалась, и последней базовой моделью считается ГАЗ 53 12, производство которого велось с 1983 года.

Классический ГАЗ 53 ранней модификации

Является одним из известнейших и популярных советских грузовых автомобилей. Относится он к семейству 3 поколения среднетоннажных грузовиков. Выпускался с 1959 года (серийное производство с 1961 года) и до начала 1993 года на Горьковском автозаводе. Со своими модификациями был самым массовым грузовиком в СССР. Общее количество выпущенных автомобилей — более 4 миллионов.

В октябре 1961 года начал выпускаться 3,5-тонник ГАЗ-53Ф, 82 л.с. В июле 1964 года начал, собственно, выпускаться и сам ГАЗ-53 — 4-тонник с V-образным 8-цилиндровым , 115 л.с. В 1965 году название изменилось на ГАЗ-53А.

Эта модель выпускалась в разных модификациях в течение многих лет до 1983 года. Для , для автобусов — ГАЗ-53-40, специализированные автомобили использовали шасси ГАЗ-53-11.

С 1983 года вышла модель ГАЗ-53-12. Радиатор стал иной облицовки, появилась новая головка цилиндра, ходовая часть также претерпела изменения. Грузоподъемность стала 4,5 тн.

В 1990 году появилась . На этом история ГАЗ-53 закончилась, но достаточно много этих автомашин используются и сегодня.

Интерьер и экстерьер ГАЗ-53

Выглядел ГАЗ-53 для своего времени очень современно. Была выполнена цельная облицовка радиатора заподлицо с фарами. Рама отличалась большой прочностью. Бензобак расположен под сидением шофера. Заливная горловина находилась у края водительской двери, за кабиной.

При переводе на газовое топливо это обстоятельство оказалось очень удобным, так как газовый баллон можно было установить под кузовом, тогда как у других грузовиков там был бензобак.

Технология запуска была современная на то время — электрический стартер с втягивающим реле, имелась хорошая отопительная система и электрические стеклоочистители.

Сиденья водителя и пассажира было выполнены как одно целое. Но, тем не менее, сидеть в кабине было удобно даже зимой в теплой одежде. Предусмотрены места для инструментов, запчастей и других необходимых вещей.

Экспорт автомобиля

ГАЗ-53 экспортировался в страны соцлагеря: Польшу, ГДР, Румынию, Чехословакию, Югославию, Венгрию, Вьетнам, Монголию, а также в Финляндию. С 1983 по 1991 годы сборка ГАЗ-53-12 осуществлялась болгарским предприятием «Мадара».

Грузовики этой сборки имели дизель собственного производства, который выпускался по лицензии фирмы Perkins (Англия).

Технические характеристики

Грузовик имеет задний привод колес и рамную конструкцию. В заводской комплектации ГАЗ 53 12 оснащается восьми цилиндровым бензиновым двигателем внутреннего сгорания, с V-образным расположением цилиндров.

Читайте также

Регулировка клапанов ГАЗ-53

Габариты и эксплуатационные характеристики

ГАЗ 53 имеет собственный вес в снаряженном состоянии 3,2 тонны, полная масса – 7,85 т.

Автомобиль рассчитан на грузоподъемность 4,5 т, но в реальности его нередко перегружают, отчего приходится ремонтировать или менять рессоры. Грузоподъемность 4,5 тонны появилась только у модели ГАЗ 53 12, первые автомобили ГАЗ 53Ф были вообще трехтонными.

Размеры

  • Длина – 6,4 м;
  • Ширина – 2,4 м;
  • Высота (берется по кабине, авто без груза) 2,2 м.

Грузовик рассчитан на максимально допустимую постоянную скорость до 90 км/час, хотя в реальности может ехать и с большей скоростью (110 км/ч), но в ненагруженном состоянии.

Колесные характеристики


Согласно заводским данным, ГАЗ 53 должен расходовать по ровной дороге при скорости 40 км/час 24 литра на 100 км пробега. Но, видимо, берется в учет то, что автомобиль не нагружен, погода сухая и теплая, машина едет в накат. В реальности такого показателя добиться практически невозможно, как минимум, ГАЗончик потребляет 27 литров. В зависимости от груженого состояния расход может увеличиваться и до 30 литров.

Общие характеристики

  • ГАЗ-53 оснащен двигателем 120 л.с./3200 об/мин;
  • V-образный 8-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, объемом 4254 куб.см.;
  • С диаметром цилиндра/ходом поршня 92/80 мм;
  • Коробка передач : 4+1 назад;
  • С длиной 6395 мм, шириной 2280 мм, высотой 2190 мм, базой 3700 м;
  • Масса снаряженная 3200 кг;
  • Грузоподъемность 4500 кг;
  • Емкость бака 90 л.

Заправочные емкости


Кабина и шасси

Цельнометаллическая, двух дверная, рассчитана на двух пассажиров. Но пассажирское место очень широкое, и при желании в кабине может уместиться три человека, включая водителя. Сиденья в салоне целиковые, не разделенные по числу мест. То есть, предусмотрена одна общая «сидушка» и одна спинка.

Конструкция шасси рамная, и к ней крепится кабина и кузов. Кузов может быть разным:

  • Бортовой;
  • Фургон;
  • Самосвальный;
  • Специального назначения.

Кабина от автомобиля ГАЗ 53

Рама является связывающим звеном всех узлов и агрегатов автомобиля, поэтому при желании шасси может самостоятельно передвигаться даже без кабины и кузова.

Читайте также

Генератор на ГАЗ-53

Двигатель

Автомобиль ГАЗ 53 комплектовался только двумя типами бензинового двигателя . Но шестицилиндровый мотор, который ставили на машине в самом начале выпуска, был только на модели ГАЗ 53Ф, и она производилась до 1967 года. После на «газоне» ставили только 8-цилиндровый ДВС объемом 4,25 л.

У мотора в течение времени только менялся индекс и проводились незначительные модернизации, сама конструкция оставалась неизменной.

Верхнее расположение клапанов, алюминиевый блок и головки блока цилиндров в шестидесятые годы прошлого столетия были новаторством, свежим инженерным решением. Подобная конструкция двигателя существует и по сегодняшний день – в ней только изменился объем цилиндров и добавились мелкие технические нюансы.


Мотор на ГАЗ-53-12 — ЗМЗ-53, верхнеклапанный, имеющий алюминиевые блок и головку цилиндров. Распределитель и катушка зажигания довольно часто выходили из строя по причине конструктивных недочетов. До капитального ремонта машина успевала пройти 400 тысяч километров. Мотор особой экономичностью не отличался. Чтобы как-то исправить это, вместо однокамерного карбюратора позднее стали использовать двухкамерный.

ГАЗ-53 оснащен рессорной зависимой подвеской. На передней подвеске установлены телескопические амортизаторы. Руль не имеет гидроусилителя, из-за чего управлять таким автомобилем могли только физически крепкие люди. Для переключения передач нужно применить двойной выжим сцепления. В состав карданной передачи входят 2 вала, которые соединены между собой с помощью шарниров Гука.

Несмотря на некоторые недочеты, ГАЗ-53 отличался простотой конструкций и пригодностью к ремонту, да и запчастей для этой автомашины всегда было достаточно.

Примером может мотор ЗМЗ 5234, устанавливаемый на автобус ПАЗ.

Характеристики ЗМЗ 53

  • Тип – 4-х тактный;
  • Число цилиндров – 8;
  • Степень сжатия – 7,6;
  • Тип применяемого бензина – А-76;
  • Диаметр поршня (стандартный размер) – 92 мм;
  • Ход поршня – 80 мм;
  • Диаметр коренных шеек коленчатого вала ¬– 70 мм;
  • Диаметр шатунных шеек коленчатого вала – 60 мм;
  • Объем цилиндров – 4,25 л;
  • Мощность, номинальное значение – 115 л. с.

Двигатель имеет жидкостное охлаждение. В советские времена в качестве охлаждающей жидкости почти всегда использовалась вода, а тосол или антифриз на грузовых автомобилях не применяли. В мороз приходилось после рабочей смены сливать воду из радиатора, а на следующий день с утра бегать с ведрами. С другой стороны, воду заливали горячую, и поэтому мотор быстро запускался в любой холод.

Так как в двигателе два ряда по 4 цилиндра, то и головок блока цилиндра (ГБЦ) тоже две. Блок ЗМЗ 53 отлит из алюминия, из этого же металла изготовлены и ГБЦ. Между головками расположен массивный впускной коллектор, по центру коллектора установлен карбюратор.

На первых моделях ГАЗ 53 был карбюратор марки К126Б, затем его заменили на К135 (в дальнейшем К135М).

Направление вращения коленчатого вала у двигателя правое, впрочем, как и всех автомобильных ДВС. Порядок работы цилиндров 15426378, зажигание электронное бесконтактное, с коммутаторным усилением искры на свечах зажигания. Первые модели «газона» (ГАЗ 53Ф и частично ГАЗ 53А) имели контактную систему.

Созданный в начале 60-х годов грузовой автомобиль ГАЗ-53 стал самой массовой машиной средней грузоподъёмности в СССР. Машина использовалась в сельском хозяйстве, армии, применялась в качестве шасси для автобусов и пожарных машин. Многие грандиозные стройки времён Советского Союза не могли быть доведены до конца без помощи манёвренного и простого в эксплуатации «газона».

Детище знаменитого ГАЗа, не лишенное грациозности с одной стороны и агрессивности с другой, понравилось всем, сразу и безоговорочно. Эта машина и сейчас работает как пчелка на благо как отдельного гражданина, так и страны в целом.

История создания

К созданию нового поколения грузовых автомобилей на заводе ГАЗ приступили во второй половине 50-х годов. Проект предусматривал создание семейства автомобилей с грузоподъёмностью от 1,5 до 2,5 тонны, унифицированных по ряду узлов и агрегатов. Основным вариантом должен был стать ГАЗ-52, предназначенный для замены 51-й модели.

Изначально для грузовика планировалось использовать старый 6-цилиндровый рядный двигатель, оснащённый форкамерной головкой блока.

Параллельно велись поисковые работы по созданию V-образного 6-цилиндрового двигателя внутреннего сгорания, который имел объем 3,75 литра и расчётную мощность 110 л.с. Но возникшие проблемы в конструкции не позволили довести мотор до конвейера.

Выходом из сложившейся ситуации стало предложение использовать дефорсированный вариант мотора от легковой «Чайки».

Увеличение мощности двигателя позволило поднять расчетную грузоподъемность до 4 тонн, что потребовало создания новой рамы и элементов подвески.

Прототип получил промежуточное обозначение ГАЗ-52А, которое вскоре сменилось на привычное ныне имя ГАЗ-53.

Однако освоение нового двигателя задерживалось, а завод имел обязательство начать выпуск новой модели не позднее начала XXII съезда КПСС. Это обстоятельство стало причиной появления переходной версии ГАЗ-53Ф, которая оснащалась агрегатами от старой модели и нижнеклапанным мотором.

Выпуск грузовиков чистой 53-й модели начался только в 1964 году. Машина продержалась на конвейере до 1993 года и пережила несколько модернизаций.

Двигатель

На первой версии грузовика с обозначением 53Ф применялся нижнеклапанный 82-сильный двигатель жидкостного охлаждения с форкамерной системой питания. Двигатель оснащался оригинальным карбюратором К-84МИ двухкамерного типа. Мотор продержался в серии до 1964 года, и был постепенно вытеснен новой V-образной «восьмеркой» ЗМЗ-53.

Новая версия двигателя с мощностью 115 л.с., стала применяться с лета 1964 года.

При изменении индекса модели на ГАЗ-53А, которая произошла летом 1965 года, мотор не претерпел никаких изменений.

Двигатель продержался на конвейере без глобальных изменений до 1979 года, когда внедрили новую газораспределительную плиту и распределительный вал. Мероприятия позволили увеличить отдачу до 120 л.с..


Следующая модернизация двигателя произошла в 1983 году и была приурочена к началу выпуска очередной версии базового грузовика – ГАЗ-53-12. Новый вариант мотора получил каналы для подачи топливо-воздушной смеси с винтовыми завихрителями на стенках и повышенную степень сжатия. Мероприятия позволили немного снизить расход топлива и сохранить мощность 120 сил.

Последние выпуски грузовика ГАЗ-53-12 комплектовались 125-сильным мотором ЗМЗ-511.10, который имел модернизированные распределительные валы и доведенную до 7,6 степень сжатия.

Кроме бензиновых вариантов на машины 53-го семейства ставились 8-цилиндровые агрегаты, предназначенные для работы на сжатом или сжиженном газе. Моторы имели мощность 100…105 л.с. и отличались доработанной системой питания.

Трансмиссия

Грузовики ГАЗ-53 комплектовались единственным видом коробки передач – четырехступенчатой, механической. На машинах выпуска до 1983 года применялись синхронизаторы на двух высших передачах. Впоследствии от них отказались из-за частых отказов и поломок.


Для комплектации самосвальных шасси для машин ГАЗ-САЗ-53Б использовалась специальная коробка со скругленными зубьями шестерни третьей передачи. Форма зуба обеспечивала безударное включение коробки отбора мощности.

На ранних грузовиках применялось позаимствованное у ГАЗ-51 сухое сцепление с механическим приводом, но с увеличенным диаметром дисков и встроенным демпфером крутильных колебаний.

Сцепление было усилено для передачи возросшей мощности двигателя в 1977 и 1983 году.

На всех машинах 53-го семейства между коробкой и мостом устанавливался карданный вал, состоявший из двух секций с промежуточной опорой. На грузовике ГАЗ-53Ф использовался задний мост от 63-й модели. После перехода на 8-цилиндровый мотор стал применяться мост типа «банджо» с гипоидной главной парой.

Ходовая часть

В основе грузовика ГАЗ-53 лежит клёпаная рама, собранная из лонжеронов, выполненных методом холодной штамповки. В конструкции имеются шесть поперечин силового предназначения, а также поперечина для подвесного подшипника. На задней поперечине смонтирован прибор для буксировки прицепа.


Подвеска мостов зависимая, рессорная. Задние рессоры оснащены дополнительными подрессорниками. В подвеске переднего моста установлены два телескопических амортизатора.

Рулевое управление

Вся линейка грузовиков ГАЗ-53 оснащена рулевым управлением без гидроусилителя. На машинах выпуска до лета 1965 года применялся редуктор, состоящий из глобоидального червячного вала и скользящего по нему ролика с двумя гребнями.

На выходном валу ролика установлена сошка, которая выполняет движение рулевой тяги.

Позднее в конструкцию редуктора ввели ролик с тремя гребнями.

Рулевая колонка не регулируется, в разные годы производства использовались рули с отличиями во внешнем виде. На ранних грузовиках ГАЗ-53Ф применялись рулевые колеса из белого пластика с металлическими спицами. Позднее стал использоваться черный пластиковый руль.

Тормозная система

Привод тормозов грузовика ГАЗ-53 гидравлический, с дополнительным усилителем гидровакуумного типа. Усилитель размещен на лонжероне рамы за кабиной. Тормозные механизмы барабанного типа. На ранних машинах система была одноконтурной, но с 1975 года стала внедряться двухконтурная схема с разделением по мостам.


Первыми ее получили автобусные шасси, которые комплектовались двумя отдельными усилителями. В 1986 году двухконтурные тормоза стали применяться и на грузовом автомобиле, совместно с модернизированным главным цилиндром, оснащенным двумя поршнями. На щитках приборов появился индикатор, который предупреждал водителя о выходе из строя одного из контуров.

На стоянках применяется ручной барабанный тормоз, воздействующий на хвостовик вторичного вала коробки передач. Привод тормоза механический, от рычага в кабине.

Электрооборудование

Для грузовиков ГАЗ-53 изначально стала применяться система электрооборудования напряжением 12 вольт с подключением отрицательного полюса на корпус.

Источником энергии являлись генератор и аккумуляторная батарея.

В ходе модернизаций менялись модели и мощность генераторов (от 225 до 350 Вт). На удлинённых шасси для завода КАвЗ ставился генератор с повышенной до 840 Вт мощностью.

Кабина и платформа

Грузовые автомашины ГАЗ-53 оснащались кабиной с цельнометаллической конструкцией, оснащенной панорамным ветровым стеклом и двумя боковыми дверями. В кабине имелись два места, сидение водителя располагалось отдельно и регулировалось по расстоянию до педалей.


В штатное оснащение входил отопитель с электрическим вентилятором и очиститель лобового стекла с омывателем.

Для грузовиков 53-го семейства характерны три варианта оформления передней панели кабины:

  • Ранний вариант ГАЗ-53Ф, с верхним расположением фар и установленными ниже подфарниками.
  • С выпуском ГАЗ-53 стала применяться облицовка с оформлением решетки в виде трапеции (встречается название – «с улыбкой»). Фары сместились вниз, над ними расположены бесцветные подфарники.
  • В начале 80-х годов в серию пошел вариант облицовки с прямоугольной формой решетки. Подфарники стали крупнее и получили двухцветные рассеиватели.

Платформа грузовиков имела полностью деревянную конструкцию, собранную на металлическом каркасе. Соединение частей каркаса выполнялось на заклепках. Основание имело поперечные брусья, которые служили опорой платформы. Ранние выпуски ГАЗ-53Ф не оснащались кронштейнами для надставных бортов.

Рабочие характеристики

Сферы применения

Грузовик широко использовался в сельском хозяйстве для перевозки сыпучих грузов. Шасси служило основой для изготовления промтоварных фургонов, передвижных мастерских, пожарных цистерн и лестниц, ассенизационных илососов, цистерн для перевозки воды и нефтепродуктов, а также многих других машин.


Для поставок в армию выпускался вариант грузовика ГАЗ-53Н, который комплектовался двумя баками (на 90 и 105 литров), предпусковым подогревателем двигателя и местами для размещения личного оружия в кабине.

Армейский грузовик комплектовался набором дополнительного оснащения, в который входил шанцевый инструмент, светомаскировочные щитки для фар, набор для ремонта шин и другое.

Модификации

На базе грузовиков семейства ГАЗ-53 существовало до сотни модификаций (в том числе шасси для поставки на другие заводы). Ниже перечислены основные версии:

  • ГАЗ-53Ф (1961-67);
  • ГАЗ-53 (1964-65);
  • ГАЗ-53А (1965-83);
  • ГАЗ-53-12 (1983-93);
  • Газобаллонные варианты ГАЗ-53-19 (на сжиженном газе) и ГАЗ-53-27 (на сжатом) выпускались в период с 1983 по 1992 год.

В 70-80-е годы автопарк колхозов состоял из машин типа ГАЗ-53 на 80%. Грузовики ГАЗ-53 часто встречаются в кинематографе и компьютерных играх (например, из цикла S.T.A.L.K.E.R.).

Видео

В период с 1961 по 1993 год поставил на поток выпуск среднетоннажных грузовиков ГАЗ-53. Грузоподъемность автомобиля составляла от 3 до 4,5 тонны, в зависимости от модификации. Рассматриваемая машина относится к третьему поколению этого класса. Данное транспортное средство, с учетом всех трансформаций, стало самым массовым по серийному выпуску из советских грузовых авто. За период производства было выпущено более четырех миллионов машин.

Модельный ряд (ГАЗ-53 Ф)

До 1967 года разрабатывался и выпускался ГАЗ-53 Ф. Авто оснащалось шестицилиндровым силовым агрегатом с четырехступенчатой КПП. Расход топлива составлял порядка 24-х литров на сотню километров. Мостовой узел имел конические шестерни, движок от ГАЗ-11 форсировали для увеличения сжатия смеси.

Рассматриваемая модель автомобиля ГАЗ-53, грузоподъемность которой составляла 3,5 тонны, оснащалась новыми шинами и увеличенной базой. На основе этой машины проектировались бортовые молоковозы и прочее. Учитывая частый выход из строя деталей, низкую мощность и ряд конструкторских недочетов, авто не пользовалось популярностью и было снято с производства в 1967 году.

Серии 53 и 53А

Период с 1964 по 1983 год ознаменовался выпуском моделей ГАЗ-53 и 53А. Эти модификации оснащались более мощной силовой установкой ЗМЗ-53 на 115 литров. Конструкция обеспечивала увеличение скорости до 85 км/ч при расходе горючего (л/км) - 25/100. Для расширения функционала грузовика было предусмотрено обустройство самосвальной платформы, крытого кузова, приспособление снятия мощности для гидравлического насоса.

Грузоподъемность ГАЗ-53 была ниже на 0,5 тонны (3,5 и 4,0), чем у модели 53А. Кроме того, вторая вариация имела следующие преимущества:

  • Более мощную среднюю ось.
  • Конструктивно обновленный кардан.
  • Проработанный рулевой механизм.
  • Обновленную радиаторную защиту.
  • Дублирующие поворотники на крыше.
  • Новое отопление кабины и стеклоочистители на электроприводе.

Рассматриваемая модель была отмечена Государственным знаком качества СССР.

Модификация 53-12

Эта грузоподъемность которой составляла до 4,5 тонны, выпускалась с 1983 по 1992 год. Машину оснастили двигателем ЗМЗ-511 мощностью в 120 конских сил, скоростным максимумом в 90 км/ч. до 30 литров на сотню, однако появилась возможность монтажа газовой установки для заправки сжиженным либо сжатым газом.

Грузовик рассчитан на транспортировку различных грузов по трассе и грунтовой дороге при температуре окружающей среды от -40 до +40 градусов по Цельсию. Рассматриваемая модель является усовершенствованной версией серии 53А. Авто получило усовершенствованный мотор, резину радиального типа, что дало возможность повысить динамику и проходимые качества транспортного средства. Машины с газовыми установками выпускались под индексами 53-27 и 53-19.

Обновленный силовой агрегат оснащался секционным насосом для масла, фильтрующими полнопоточными элементами, новыми цилиндровыми головками, вентиляция картера осуществлялась по закрытому контуру. Также были усилены осевая балка, амортизационные и рамные элементы, токсичность выхлопа снизилась практически на 20 процентов.

Экспортные и модернизированные варианты

Грузоподъемность машины ГАЗ-53, идущей на экспорт, достигала 4,5 тонны. На реализацию за рубеж шли модификации серий 53-50 и 53-70. Востребованы автомобили были в Бельгии, Финляндии, социалистических странах. На Кубе и в Болгарии имелись производственные мощности для сборки машин из комплектов, получаемых от Горьковского автозавода.

Модернизированные и экспортные серии позднего выпуска оснащались триплексом переднего обзора, бесконтактным блоком зажигания, современными светотехническими элементами, аварийными датчиками, гидровакуумным усилителем, распределителем давления при торможении по всем осям.

Например, грузоподъемность с индексом 02 составила более 4-х тонн с вместимостью цельнометаллической самоопрокидывающейся платформы кузова в пять метров кубических груза. Самосвал широко использовался в промышленности и сельском хозяйстве. Благодаря конструкционным особенностям выгрузка производилась на удобную рабочую сторону.

Технические свойства

Ниже представлены основные технические характеристики автомобиля ГАЗ-53, схема электрооборудования:

  • Силовая установка - поршневого типа, карбюраторная, четырехтактная, изготовлена из алюминиевого сплава.
  • Объем (куб. см) - 4 250.
  • Мощность (л. с.) - 115.
  • Охлаждение жидкостное.
  • Конструкция - рамная, двухдверная с левым размещением руля.
  • Узел подвески - передняя (зависимая, рессорная балка), задняя (аналогичная листовая рессора).
  • Коробка передач - механика, четыре ступени.

Электрооборудование состоит из следующих элементов:

  • Размещенных в салоне приборов.
  • Аккумулятора (75 а/ч).
  • Стартера, генератора.
  • Проводки.
  • Моторов стеклоочистительного и отопительного узла.
  • Элементов блока зажигания.

Топливный бак грузовика вмещает в себя 90 литров, максимальная скорость составляет 85-90 км/ч при расходе горючего 24 литра на сотню километров.

Прочие данные

ГАЗ-53, грузоподъемность максимальная и прочие характеристики представлены ниже:

  • Длина/ширина/высота (м) - 6,4/2,38/2,22.
  • База колесная (м) - 3,7.
  • Колея (передняя/задняя), м - 1,63/1,69.
  • Клиренс (см) - 26,5.
  • Вес авто в снаряженном состоянии (т) - 3,25.
  • Полная масса -(т) - 8,25.
  • Грузоподъемность максимальная (т) - 4,0.
  • Тормозная система - барабанного типа по всем осям, гидравлический усилитель.
  • Сцепление - дисковое, сухого типа с рычажным приводом.
  • Стальные колесные диски.

Данные характеристики приведены для стандартной модели ГАЗ-53. У модернизированных вариаций показатели грузоподъемности, динамики и ресурсов мотора несколько выше.

Плюсы и минусы всей серии

Отечественный грузовой автомобиль ГАЗ-53, грузоподъемность которого была достаточной для выполнения различных хозяйственных заданий, имеет объективные преимущества и недостатки. К плюсам авто можно отнести следующее:

  • Простоту и надежность в обслуживании.
  • Легкость в управлении.
  • Недорогое и доступное обслуживание, а также проведение мелкого ремонта практически в любых условиях.
  • При своевременной замене масла и фильтров ресурс силового агрегата до капитального ремонта достигает 400 тысяч километров и более.

Среди недостатков выделяют такие проблемы:

  • Невысокий ресурс работы тормозов и узла сцепления.
  • Приличный расход горючего.
  • Ненадежность соединения элементов кардана, распределителя и вариатора.
  • Протекание сальника заднего коренного подшипника мотора.

Невзирая на все недостатки, рассматриваемый грузовик можно встретить и сегодня на отечественных дорогах, что дополнительно подтверждает его популярность, особенно в сельской местности.

Особенности

Учитывая период выпуска, ГАЗ-53 выглядел довольно современно. Автомобиль имеет цельную оснастку радиатора на уровне фар. Прочная рама служит для связи большинства агрегатов и блоков транспортного средства. При необходимости транспортировка шасси могла производиться без кузовной части и кабины.

Топливный бак расположен под водительским сиденьем, горловина для залива горючего размещена за кабиной у края водительской дверцы. Это решение сыграло положительную роль при переходе с бензина на газ, поскольку установка монтируется под кузовом, где у большинства авто находится бензобак.

Машина запускалась при помощи электрического стартера, комфорт в салоне поддерживал отопительный узел и электростеклоочистители. Кресло для водителя и пассажира объединено в один цельный «диван». В салоне предусмотрены отсеки для хранения инструментов и приспособлений. Вместо указателя давления масла и амперметра появились сигнальные датчики, а также часы.

Внутренняя начинка

Высокая грузоподъемность авто ГАЗ-53 обеспечивается не только прочной рамой. Большую роль в динамике и эксплуатационных качествах грузовика играют внутренние системы и механизмы.

Блоки цилиндров изготавливаются из алюминиевого сплава типа Ал-4. Конструкция представляет собой V-образный моноблок, который термически обработан, имеет прямой угол по осям. Поршневые элементы отливаются из сплава типа Ал-30. Сам поршень имеет круглую форму с прорезанными в теле направляющими канавками для колец.

Посадочные седла клапанов, коленвал выполнены из чугуна, направляющие втулки - из медно-графитовой смеси. Блоки и головки цилиндров фиксируются между собой при помощи резьбовых шпилек с уплотнительными прокладками. От осевого смещения коленчатый вал защищен двумя шайбами, установленными по обеим сторонам от опоры шейки.

Газораспределение

Механизм ГРМ отыгрывает свою роль, в том числе влияет и на то, какая грузоподъемность у ГАЗ-53, в зависимости от модификации. У стандартной модели это механизм с верхним монтажом клапанов. Узел включает в себя:

  • Распредвалы и толкатели.
  • Шестерни.
  • Коромысла и штанги.
  • Направляющие для втулок и пружин.

В систему подачи питания входят топливный бак, трубы и шланги, механический насос с диафрагмой, карбюратор на две камеры, фильтрующие элементы. Масляный насос способствует подаче масла к трущимся деталям самотечным способом либо под давлением. Воздушный фильтр - инерционного типа, в котором частицы загрязнений оседают в масляной ванне.

Охлаждающая система представляет собой закрытый узел с помпой. Состоит блок из водяной рубашки, помпы, радиатора, термостата, вентилятора с кожухом, жалюзи и соединительных элементов. Объем узла - 22 литра при контактной схеме зажигания.

Заключение

Как бы ни ругали советскую автомобильную промышленность, существовало достаточно много образцов, достойно выполнявших свои функции. Одним из таких авто стал ГАЗ-523, самый массовый грузовик, имеющий различные модификации. Он помогал аграриям, промышленникам, автотранспортным предприятиям выполнять план, был неприхотлив в эксплуатации и ремонте. При этом грузоподъемность ГАЗ-53 (бортовой вариант) составляет 3-3,5 тонны, а более современные модели и самосвалы осиливают до 4,5 тонны нагрузки.